Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ'

К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / подготовка / топография / сотрудник / тактико-специальная подготовка / cadet / training / topography / employee / tactical and special training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Ю. Бордачев

В настоящей статье изложены некоторые вопросы о тактико-специальной подготовки курсантов полиции. Применение современных технологий в учебном процессе у сотрудников полиции в современных условиях. Основу тактико-специальной подготовки составляет специальная тактика, главная цель и содержание которой, – разработка и внедрение в практику ОВД и типовых способов, методов и приемов действий личного состава и подразделений в экстремальных ситуациях, выбор наиболее рациональных вариантов группировки сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SPECIAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

This article presents some questions about the tactical and special training of police cadets. The use of modern technologies in the educational process of police officers in modern conditions. The basis of tactical and special training is special tactics, the main purpose and content of which is the development and implementation of standard methods, methods and techniques of actions of personnel and units in extreme situations, the choice of the most rational options for grouping forces.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ»

К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

А.Ю. Бордачев, преподаватель

Сибирский юридический институт МВД России

(Россия, г. Красноярск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024- 7-1-25-28

Аннотация. В настоящей статье изложены некоторые вопросы о тактико-специальной подготовки курсантов полиции. Применение современных технологий в учебном процессе у сотрудников полиции в современных условиях. Основу тактико-специальной подготовки составляет специальная тактика, главная цель и содержание которой, - разработка и внедрение в практику ОВД и типовых способов, методов и приемов действий личного состава и подразделений в экстремальных ситуациях, выбор наиболее рациональных вариантов группировки сил.

Ключевые слова: курсант, подготовка, топография, сотрудник, тактико-специальная подготовка.

Служба в ОВД, как правило, проходит в весьма экстремальных и опасных для жизни условиях. Данный факт подразумевает, что сотрудники правоохранительных органов должны иметь соответствующий уровень специальной подготовки и уметь обращаться с огнестрельным оружием. Но для реализации всех задач поставленных перед органами внутренних дел явно будет недостаточным.

Учитывая данные факты одних только навыков точной стрельбы или знания приёмов самообороны будет недостаточно без комплексного обучения тактическим действиям в различных условиях оперативно-служебной обстановки. Поэтому неотъемлемой частью общей подготовки любого сотрудника органов внутренних дел является тактико-специальная подготовка, поскольку именно она предполагает моделирование тех или иных ситуаций, возникающих в оперативно служебной деятельности правоохранительных органов [1].

Основу тактико-специальной подготовки составляет специальная тактика, главная цель и содержание которой, - разработка и внедрение в практику ОВД и типовых способов, методов и приемов действий личного состава и подразделений в экстремальных ситуациях, выбор наиболее рациональных вариантов группировки сил (боевого порядка). Для каждой конкретной ситуации, планирование действий и непо-

средственное управление в ходе специальных операций.

К основным задачам тактико-специальной подготовки относится знание методики расчетов в различных условиях при возникновении чрезвычайных ситуаций, оценка этих обстоятельств и принятие целесообразных решений, умение грамотно ставить задачи подчиненным в роли руководителей элементов боевого порядка, организовывать взаимодействие и боевое обеспечение.

Осуществление подготовки в этом направлении не может быть реализовано без использования схем местности с исходной обстановкой в учебном процессе, по которой обучаемые должны самостоятельно принимать решения с графическим их отражением с последующей их оценкой преподавателем.

Немыслимо достигнуть понимания обучаемыми характера специальной операции, механизма взаимодействия групп боевого порядка без процесса глубокого самостоятельного осмысления характера деятельности руководителей различного уровня и специфики (штаба, организационно-аналитической группы, документирования, блокирования, захвата и т.д.).

Знать карту и работать на ней необходимо уметь сотруднику полиции не для того, чтобы отыскать кратчайшую дорогу

к объекту интереса, такое понимание слишком узко.

Обычной практикой являлось предоставление каждому обучаемому возможности работы с топографической картой, схемой или планом города. Решения, принимаемые с учетом особенностей местности, таким образом, были грамотными и целесообразными.

С переходом к рыночным отношениям изменились возможности вузов по обеспечению учебного процесса топографическими картами в том числе. Их дороговизна заставляла идти по пути коллективной работы над одним документом. Это лишало возможности самостоятельного уяснения задач, оценки обстановки, принятия решения. Тактико-специальная подготовка сотрудников МВД частично теряла эффективность. В этом смысле внедрение в процесс обучения перспективных технологий не только позволит оптимизировать учебный процесс по многим позициям.

Концепция совершенствования профессиональной подготовки в ОВД, создания единой информационно-телекоммуникационной системы. Она позволяет вернуть утраченные позиции в плане предоставления курсантам возможности работать в электронном виде с боевыми графическими документами, что можно расценивать как шаг вперед.

Многие вопросы топографии, такие как, ориентирование на местности, выполнение полевых измерений при разведке противника и местности, подготовка данных для стрельбы, целеуказание и другие, являются составной частью этих дисциплин. Поэтому знания, полученные на занятиях по топографии, должны совершенствоваться в процессе изучения других дисциплин, на полевых занятиях и учениях, которые, как правило, проводятся на местности.

Сотрудник, владеющий стратегией, тактикой и способами ориентирования на местности в любых сложных условиях, не только сам может более успешно выйти из рискованной ситуации, но и обеспечит безопасность своим коллегам и подчиненным. Профессионально подготовленный сотрудник, особенно руководитель, способен создать более высокий уровень прове-

дения поисковых операций на незнакомой местности, а также специальных операций [2].

На кафедре ТСП в этом году внедрены мультимедийный проектор, интерактивный экран, объединенные компьютерным сопровождением и в связи с этим появились возможности по проведению учебного процесса в соответствии современным нормам.

Факторами, препятствующими этому, могут быть:

1. Преодоление инертности мышления преподавательского состава при введении инновационных технологий в учебный процесс, связанных с необходимостью:

- освоения новых технологий;

- освоения новых приемов и методов.

2. Отсутствие четкого представления о технологических возможностях ведомственных компьютерных коммуникационных системах МВД в связи с разработкой концепции дистанционного обучения.

3. Некоторые технические вопросы связанные конфиденциальностью части информации.

Многие события связанные с деятельностью МВД в особых условиях происходящие в государстве, остаются вне образовательного пространства и подчас не оказывают влияния на учебный процесс. Отсутствует оперативное реагирование образовательной системы на общее состояние системы в целом.

Произошли события в г. Нальчике -только из СМИ можно узнать о происходящем. Но с точки зрения подготовки сотрудников полиции было бы интересно и важно знать о других аспектах событий связанных с деятельностью боевиков, их приемами и способами действий, а также тактическими особенностями специальных мероприятий по отражению нападения на объекты города. Наличие такой информации позволит быстро и своевременно вносить поправки в учебный процесс.

Конечно, оценивая положительно грядущие, перемены приходится задумываться о том, чтобы намечаемые меры не привели к разночтениям в понимании конфиденциальности информации. Порой из популярной литературы можно почерпнуть

больше, чем из официальных изданий. Утечка, разглашение информации, представляющей служебную тайну, отрицательно скажется на системе, но и чрезмерное ее «грифование» не позволит достичь эффективного использования информационных сетей. В этом плане потребуется особый, рациональный подход и к административным решениям и технологическим способам их осуществления.

По мнению коллектива кафедры, сдерживающую роль в оптимизации учебного процесса оказывают и диспропорции в планировании.

Так, изучая опыт вузов МВД, мы пришли к выводу, что рационально подход к ТСП выглядит следующим образом:

- на 1 курсе изучение основ начальной профессиональной подготовки, военной топографии;

- на 2 курсе - вопрос гражданской обороны, общей тактики;

- на 3 курсе - основы специальных операций, работу руководителя оперативного штаба при чрезвычайных ситуациях различного характера.

Именно так спланирована тактико-специальная подготовка в подавляющем большинстве вузов.

Вчерашние школьники, не адаптировавшиеся в стенах высшего учебного заведения не представляющие структуры отдела полиции вынуждены изучать сложнейшие вопросы организации специальных операций, обязанности должностных лиц, их деятельность в чрезвычайных обстоятельствах, взаимодействие с другими силовыми структурами, не представляя даже обязанности этих лиц в обычных повседневных условиях. В течение 1 курса курсанты с трудом усваивают эти вопросы еще и потому, что, как правило, существует большой отрыв именно на этом курсе.

В результате если говорить откровенно тактико-специальная подготовка не только вызывает большие сложности с ее восприятием со стороны курсантов, но и практически сводиться в работе вхолостую преподавательского коллектива.

Решение проблемы сложно, но возможно. Скорее всего, возможно только при составлении нового рабочего учебного плана.

Коллектив кафедры уверен, что при понимании наших проблем, а также при значительной поддержке со стороны руководства вуза такой, какая оказывается кафедре мы успешно справимся со всеми стоящими

перед нами задачами.

Библиографический список

1. Черменев Д.А., Бордачев А.Ю. Инновационные подходы проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке в образовательных организациях МВД России // В сборнике: Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск, 2022. - С. 431-434.

2. Бордачев, А.Ю. Топографическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие / А.Ю. Бордачев, А.С. Сергиенко, Л.А. Платонов - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2021. - С. 4-6.

ON THE ISSUE OF SPECIAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF

RUSSIA

A.Yu. Bordachev, Lecturer

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. This article presents some questions about the tactical and special training of police cadets. The use of modern technologies in the educational process of police officers in modern conditions. The basis of tactical and special training is special tactics, the main purpose and content of which is the development and implementation of standard methods, methods and techniques of actions ofpersonnel and units in extreme situations, the choice of the most rational options for grouping forces.

Keywords: cadet, training, topography, employee, tactical and special training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.