Научная статья на тему 'К вопросу о создании в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия и позиция КНР и США по этому вопросу'

К вопросу о создании в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия и позиция КНР и США по этому вопросу Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
869
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ЗОНА СВОБОДНАЯ ОТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ / КИТАЙ / США / ASEAN / NUCLEAR-WEAPON-FREE ZONE / CHINA / USA / SOUTH-EAST ASIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Церерин Алексей Николаевич

В статье рассматриваются проблемы и политические вопросы, связанные с инициативой АСЕАН о создании в Юго-Восточной Азии Зоны свободной от ядерного оружия, а также исследуется роль 13-саммита АСЕАН, который состоялся в Сингапуре в ноябре 2007 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals challenges and policy issues associated with ASEAN's initiative to establish the Southeast Asia Nuclear-Weapon-Free Zone. It investigates the contributing role of the 13th ASEAN Summit held in Singapore in November 2007.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия и позиция КНР и США по этому вопросу»

© Церерин А.Н.

аспирант МГИМО (У)

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ В ЮВА ЗОНЫ, СВОБОДНОЙ ОТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ПОЗИЦИЯ КНР И США ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ

Ядерные амбиции стран АСЕАН

В сложившейся ситуации мирового экономического кризиса происходит переоценка возможностей получения новых источников энергетического сырья и особую актуальность приобретают поиски альтернативных источников энергии, в том числе, атомной. На прошедшем в ноябре 2007 г. в Сингапуре 13 саммите АСЕАН лидеры 10 стран, входящих в данную организацию, выразили стремление всеми силами способствовать развитию альтернативных и восполняемых источников энергетических ресурсов, и, в первую очередь, мирного атома.

По заявлению заместителя премьер-министра Лаоса Бун-ханга Воракитха «каждая страна имеет право на развитие ядерной энергетики в мирных целях». «В связи с истощением нефтяных ресурсов, а также резким повышением цен на нефть, развивающимся странам не остается другого выбора, как использовать атомную энергию», - отмечает он1.

Страны АСЕАН пришли к соглашению об использовании атомной энергии исключительно в мирных целях, а также согласились на контроль со стороны международных инспекций. Государства ЮВА отвергают требования США, которые считают, что странам региона следует вообще отказаться от каких-либо ядерных программ.

Серьезными амбициями на развитие атомной энергетики в регионе обладают Таиланд и Вьетнам, которые рассматривают возможные варианты по созданию ядерных реакторов. Так властями Таиланда был разработан план по развитию энергетики страны, в соответствии с которым планируется построить четыре атомные станции мощностью в 1000 мегаватт. Они начнут производить электрическую энергию в 2020-2021 гг. Скорее всего, все эти станции будут построены в прибрежных местах, в таких провинциях как Ранонг, Чампон и Сурат Тхани. В связи

с этим в сентябре 2007 г. уже состоялись переговоры правительства страны и представителей МАГАТЭ, в задачу которых входило консультирование комитета по подготовительным работам по вопросам ядерной энергетики.

Что касается Вьетнама, то он остается одним из основных импортеров гидроэлектроэнергии из Лаоса, Камбоджи и КНР, что обуславливается тем, что в результате засух происходят перебои с поставками электроэнергии, произведенной из собственных гидроресурсов. Таким образом, объясняется его заинтересованность в развитии собственной атомной энергетики. В 2005 г. правительство СРВ объявило о своем намерении построить атомную станцию в местечке Нин Тхуан, расположенном в центральном районе страны. Открытие данного объекта планируется на период с 2017 по 2020 г. .

Еще в 2005 г. Индонезия, крупнейший экспортер природного газа и нефти, заявила о своем намерении построить первый в своей истории завод по переработке ядерного топлива, мощностью в 1000 мегаватт, который должен быть расположен на полуострове Миура, находящийся на северо-восточном побережье центральной Явы. В настоящее время его строительство планируется начать в 2010 г., а построен данный объект должен быть к 2017 г.

Существует ли ядерный альянс между Северной Кореей и Мьянмой?

Однако, развивая мирную атомную энергетику, следует остерегаться возможности попадания плутония в «плохие руки». Как отметил министр иностранных дел Индонезии Хасан Вираюда, главной задачей стран, входящих в зону, свободную от ядерного оружия (речь о ней пойдет далее - А.Ц.), является сокращение и полный демонтаж систем по производству ядерного вооружения, как это предусмотрено МАГАТЭ, при том, что развитие атомной энергетики в мирных целях ни в коей ме-

3

ре не должно приводить к производству ядерного оружия .

В связи с этим возникают справедливый вопрос, сможет ли Ассоциация справиться с новыми вызовами на международной арене?

Особые опасения с этой точки зрения вызывают контакты на высоком уровне между Северной Кореей и Мьянмой, двумя

государствами, относимыми США к «оси зла», одно из которых уже обладает потенциалом для производства ядерного оружия, а другое, скорее всего, к этому стремится.

Существуют серьезные подозрения, что Янгон ищет сотрудничества с Пхеньяном в деле развития своей ядерной программы, которая, возможно, включает в себя производство различных видов оружия, в том числе ракет, систем противовоздушной обороны. Имеется потенциальная угроза попадания ядерных технологий в руки Мьянмы. Несмотря на официальный разрыв в 1983 г. отношений с Янгоном, после того как агентами КНДР была произведена взрыв мавзолея в столице Мьянмы, которая преследовала цель убийства тогдашнего южнокорейского президента Чон Ду Хвана, в последнее время возобновились двусторонние контакты военного командования обоих государств.

После восстановления в 2007 г. официальных дипломатических отношений между двумя странами, ряд международных обозревателей отмечает участившийся характер визитов представителей высшего военного командования Мьянмы в Пхеньян. Данные визиты, по мнению тех же обозревателей, выходят за рамки жестов доброй воли и обычных дипломатических контактов, связанных с процессом восстановления официальных отношений .

Еще в 2001 г. большой переполох во всем мире вызвало публичное заявление, сделанное представителями правящей элиты Мьянмы, которые объявили о своем намерении при помощи российских специалистов построить атомный реактор и исследовательский центр. Янгон обосновал это трудностями в импорте радио-изотопов, а также необходимостью привлечения современных технологий.

Представители МАГАТЭ, посетившие Мьянму в том же 2001 г., не были до конца удовлетворены открытостью ядерной программы страны. США, в свою очередь, напомнили лидерам Мьянмы об их обязательствах как государства, подписавшего Договор о создании в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия.

В 2002 г. лидер военного командования Мьянмы генерал Тан Шве подтвердил свое намерение по созданию программы

развития атомной энергетики в стране. На следующий же год в Россию для обучения тонкостям ядерной энергетики стали посылаться сотни армейских представителей из Мьянмы. Реактор же планировалось построить в 2003 г. Однако программа была заморожена до мая 2007 г. в связи с возникновением финансовых трудностей .

Реактор должен работать на уране, степень обогащения которого будет исключать его применение в военных целях. Кроме того, работа самого атомного исследовательского центра будет находиться под неусыпным контролем МАГАТЭ. На Западе высказывают опасения, что подготовка в России кадров для развития атомной энергетики Мьянмы, позволит в будущем военному командованию этой страны самостоятельно наладить производство ядерного оружия за пределами исследовательского центра. Однако данные слухи являются преувеличенными, так страна пока что не обладает достаточным потенциалом для обогащения урановой руды.

Таким образом, решение о развитии мирного атома далось не очень просто и вызвало ряд разногласий. Ведь еще в 1971 г. на совещании министров иностранных дел Ассоциация приняла Декларацию о зоне мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН). Данная декларация вскоре была дополнена 14 положениями, в которых формулировался «кодекс поведения» в регионе. Эти положения были приняты в апреле 1973 г. на 6 встрече министров иностранных дел АСЕАН, проходившей в Паттайе. И вот пункт одиннадцатый данных положений имел непосредственное отношение к концепции Ассоциации как зоны, свободной от ядерного оружия: он предусматривал запрещение использования, складирования, размещения, производства, хранения, транспортировки или испытания ядерного вооружения либо его компонентов в географических пределах зо-ны6.

Индонезия и Малайзия выступили первыми инициаторами создания в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия, идеи, которую эти страны разрабатывали с середины 80-х годов. Однако в силу противодействия со стороны оппозиционно настроенных кругов других стран-участниц АСЕАН, разработка и подписание договора были отложены.

Договор о создании в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия

14-15 декабря 1995 г. в Бангкоке проходил очередной саммит Ассоциации. Важнейшим результатом данной встречи стало подписание всеми 10 странами Юго-Восточной Азии Договора о создании в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия, документа, в котором АСЕАН была объявлена зоной, свободной от ядерного оружия. Данный шаг рассматривался как неотъемлемый компонент на пути дальнейшей реализации идеи ЗОПФАН: Юго-Восточная Азия стала пятым регионом мира, объявленным зоной, свободной от ядерного оружия. Данный договор можно поставить в один ряд с такими историческими документами, как Антарктический договор, Договора Тлате-лолко, Раратонга и Пелиндаба, которые охватывают практически все южное полушарие, включая такие его регионы, как Африка, Латинская Америка, бассейн Карибского моря, Антарктика и южная часть Тихого океана.

Статья 1 данного договора гласит, что зона, свободная от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии включает в себя территорию таких государств, как Индонезия, Малайзия, Бруней, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам, включая их континентальные шельфы и особые экономические зоны. Вот, что говорится в статье 2(1) по этому поводу: «Данный договор, а также дополнительный протокол будут действовать на территориях, континентальных шельфах, особых экономические зонах стран-участниц соглашения, в пределах зоны действия данного договора».

Следует выделить ряд важных моментов, содержащихся в тексте договора. Во-первых, страны-участницы соглашения не должны производить, приобретать, совершенствовать, владеть или иметь контроль над ядерным оружием. К этому можно отнести запрет на испытание или использование ядерного оружия, а также на его транспортировку и размещение любыми способами внутри либо вне региона. Во-вторых, страны АСЕАН должны не позволять другим государствам производить, совершенствовать, владеть или иметь контроль над ядерным оружием, а также размещать, испытывать, транспортировать или использовать оружие в пределах зоны действия дого-

вора, только если это не предусмотрено МАГАТЭ. Страны ЮВА также не должны искать или получать любую помощь в совершении акта нарушения положений договора.

Помимо запретов, аналогичных принятым в 1973 г., в документе содержится пункт, гласящий о том, что страны-участницы соглашения не должны сбрасывать или разгружать радиоактивные материалы и отходы в атмосферу внутри безъядерной зоны, а также не позволять другому государству совершать подобные деяния в пределах зоны.

Договор, который вступил в силу в 1997 г., несмотря на свой строгий характер, предусматривает возможность использования странами-участницами договора ядерной энергии, но исключительно в мирных целях на благо экономического и социального развития.

29 июля 2007 г. министры иностранных дел АСЕАН встретились в Маниле, чтобы проследить претворение в жизнь договора, а также принять план действий по дальнейшему развитию уровня сотрудничества между странами-участницами соглашения, а также другими государствами, прежде всего ядерными державами. Было проведено тщательное исследование претворения в жизнь настоящего соглашения на протяжении 10 лет. Еще в 1995 г. было решено создать комиссию по вопросам зоны, свободной от ядерного оружия, цель которой состояла в осуществлении контроля за соблюдением положений договора. Данная комиссия в свою очередь имеет свой собственный исполнительный орган, который помимо всего прочего должен способствовать дальнейшему продвижению идеи зоны, свободной от ядерного оружия. 30 июля председателем комиссии был избран министр иностранных дел Сингапура.

И вот на указанном выше министерском совещании в Маниле членами комиссии был принят план действий на период с 2007 по 2012 г., нацеленный на всестороннее претворение в жизнь концепции по созданию в АСЕАН зоны, свободной от ядерного оружия. Данный план предусматривает следующие положения:

1. обеспечить соответствие взятым на себя обязательствам по договору, включая присоединение к соглашениям МАГАТЭ

по гарантиям безопасности и соответствующим международным инструментам;

2. продолжить тесные консультации, направленные на присоединение к договору пяти ядерных держав;

3. сотрудничать с МАГАТЭ, другими международными и региональными организациями, другими зонами, свободными от ядерного оружия, партнерами АСЕАН по диалогу и остальными дружественными государствами, стремясь подготовить законодательную основу, отвечающую международным стандартам по ядерной безопасности, создать региональную сеть для раннего предупреждения инцидентов, связанных с ядерным оружием, развивать систему чрезвычайной готовности, разработать план действий на случай чрезвычайных ситуаций, а также усилить потенциал региона по вопросам, связанным с ядерной безопасностью;

4. совместно разрабатывать специальные рабочие программы, а также проекты, направленные на претворение в жизнь данного плана действий7.

Заседания Комиссии будут проходить на очередной основе: каждые два г. и совпадать по времени с совещаниями министров иностранных дел АСЕАН.

Позиция США и КНР по вопросу присоединения

к Договору

В виду своей стратегической значимости и экономической важности, регион ЮВА остается крайне подвержен влиянию третьих сил, в число которых, помимо двух вышеупомянутых государств, представляется целесообразным включить Великобританию, Россию, Японию, Индию, Австралию и Новую Зеландию.

В тексте договора содержится дополнительный протокол, который подразумевает присоединение к соглашению пяти ядерных держав: США, КНР, Франции, России и Великобритании. В соответствии с данным договором ядерные державы могут присоединиться к нему в качестве гарантов безъядерного статуса региона посредством подписания этого дополнительного протокола.

Однако камнем преткновения в данном вопросе является то, что согласно положениям Договора о создании в ЮВА зо-

ны, свободной от ядерного оружия его условия распространяются на все пространство государств Юго-Восточной Азии, включая их континентальный шельф, а также практически двухсотмильную территорию исключительных экономических зон. Ядерные державы желали бы, чтобы границы зоны ограничивались бы собственно территорией стран ЮВА, включая их акваторию, но исключая вышеупомянутые зоны, на которые, по их мнению, не распространяется суверенитет стран, входящих в АСЕАН.

Помимо этого, вопрос осложняется наличием в регионе нерешенных территориальных проблем, таких как споры относительно принадлежности Парасельских островов, а также островов Спратли, претензии на которые предъявляют такие страны, как КНР, Вьетнам, Малайзия, Филиппины и Бруней. Все это ставит под сомнение четкость определения границ зоны. В связи с этим существует некая размытость территориальных границ действия договора, прежде всего в бассейне ЮжноКитайского моря.

Меры по включению континентального шельфа государств Юго-Восточной Азии, а также территории исключительных экономических зон были приняты странами-участницами договора как средство против возможной разгрузки или сброса в атмосферу радиоактивных материалов и отходов в пределах зоны. Напомним, что предыдущие соглашения налагали запрет на собственно ядерное оружие, но не касались радиоактивных материалов.

Создание в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия не затрагивает вопросы, связанные с перелетом самолетов, а также проходом кораблей, везущих на своем борту ядерное оружие, к месту назначения через территориальные воды стран ЮВА, что позволяется международным морским правом8. Таким образом, создание данной зоны не касается проблем, связанных с режимом навигации. Следует упомянуть, что аналогичные региональные инициативы, такие как договор Тлателолко, а также соглашение о безъядерной зоне в южной части Тихого океана, известный как договор Раратонга, содержат сходные гарантии навигационных прав других государств в акватории, принадлежащей странам-участницам договора. Ведущие ядерные

державы тогда полностью поддержали создание двух вышеупомянутых зон.

Однако в настоящее время обстоятельства гораздо сложнее. Хотелось бы особо остановиться на позициях таких крупнейших ядерных держав как США и КНР по вопросу присоединения к Договору о создании в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия, так как они выражают «полюсные» точки зрения: от относительно благосклонной китайской до достаточно жесткой американской. Такие страны как Франция, Россия и Великобритания пока что не заняли достаточно четкой позиции по договору, поэтому мы не будем на них останавливаться в данной статье.

Так, еще в начале 1995 г. президент США Билл Клинтон направил письмо тогдашнему президенту Индонезии генералу Сухарто, в котором отметил, что Соединенные Штаты намерены благосклонно рассмотреть создание в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия в соответствии с планами Америки на долгосрочную перспективу. Однако после подписания соответствующего соглашения США заявили, что договор не соответствует фундаментальной позиции американского руководства по данной проблеме, и, что страны АСЕАН должны обратить серьезное внимание на претензии Соединенных Штатов, если они желают подписания этой ядерной державой дополнительного протокола.

Существуют серьезные вопросы США к Договору о создании в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Во-первых, соответствует ли договор положениям Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г., а также принципам свободы навигации. Во-вторых, вопрос о процедурных правах стран, подписавших дополнительный протокол, по отношению к исполнительным органам, которые создаются для контроля за соблюдением условий договора .

Американское руководство испытывает сильное беспокойство по поводу возможного ограничения возможности следования кораблей, которые могут на своем борту содержать ядерное оружие, к месту назначения через территориальные воды стран ЮВА, а также захода данных кораблей в порты стран АСЕАН. Что касается самого договора, то он не накла-

дывает никаких ограничений на данные виды деятельности, однако предоставляет полную свободу действий самим странам-участницам договора.

Последний вопрос вообще является яблоком раздора между самими странами АСЕАН. Так статья 7 Договора о создании в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия предусматривает, что страны АСЕАН, будучи заранее извещенными, должны сами решать вопрос о разрешении захода в свои порта иностранных кораблей или посадки иностранных самолетов на своих аэродромах, а также проход зарубежных судов через их территориальные воды или воды архипелага, а также пролет воздушных средств над этими водами, если это не регулируется правом на безобидный транзитом или переход через территориальные воды10. Таким образом, ответ на вопрос что делать в ситуации, если корабль, везущий на своем борту ядерное оружие или радиоактивные материалы, зайдет в порт одного из государств ЮВА, остается на усмотрение каждой конкретной страны, как и право на разрешение подобных визитов на территорию, включая прибрежные воды, стран АСЕАН. Следовательно, мы имеем дело с собственной оригинальной интерпретацией странами региона принципа свободы навигации.

Следует отметить, что многие страны Юго-Восточной Азии придерживаются той точки зрении, что требование, обращенное к зарубежным государствам и направленное на заблаговременное предупреждение данными странами прибрежных государств о предполагаемом проходе их военных кораблей через территориальные или воды архипелага членов АСЕАН, является их законным правом. Однако многие ведущие мировые державы и, особенно, ядерные, имеют обычай скрывать реальный характер перевозимого груза. По-мнению министра иностранных дел Индонезии Хасана Вираюды, «не может такого быть, чтобы судно, перевозящее на своем борту ядерное оружие или радиоактивные материалы, призналось в реальном характере перевозимого груза11». Данные заявления со стороны виднейшего представителя асеановского сообщества заставляют ведущие ядерные державы опасаться по поводу возможных в будущем ограничений. С точки зрения данных стран оказание поддержки Договору о создании в ЮВА зоны,

свободной от ядерного оружия в настоящем означает в будущем одобрение определенных ограничений на право прохода через стратегически и экономически значимые маршруты навигации ЮВА12.

КНР оказывает наибольшую поддержку договору среди всех стран, обладающих ядерным статусом. Официальные лица этой страны уже не раз выражали желание присоединиться к данному договору путем подписания дополнительного протокола. Так еще во время 40 встречи министров иностранных дел АСЕАН, которая проходила в Маниле, министр иностранных дел Индонезии Хасан Вираюда отметил, что «КНР наиболее подготовлена к присоединению к зоне, свободной от ядерного оружия, что уже выражалось в его стремлении стать первой присоединившейся ядерной державой, в то время как другие страны, обладающие подобным статусом, такие как Великобритания, США, Франция и Россия, находятся в состоянии раздумья»13.

Подобная позиция КНР объясняется тем, что границы действия Договора о создании в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия частично затрагивают акваторию ЮжноКитайского моря, а также непосредственно подходят к государственным границам Китая. Также КНР выигрывает больше от создания в ЮВА данной зоны, так как это ограничивает свободу действия ее конкурентов из числа остальных ядерных держав на территории, которую Китай исторически рассматривал в качестве своей сферы влияния.

Тем не менее, существует ряд факторов, которые по-прежнему удерживают Пекин от подписания дополнительного протокола. Во-первых, существуют возражения, относительно упоминавшегося выше включения в зону действия договора континентального шельфа, а также практически двухсотмильной территории исключительных экономических зон. Во-вторых, китайские официальные лица не согласны с запретом на использование ядерного оружия внутри зоны, если преследуемая цель находится за ее пределами.

В среде самих стран АСЕАН существует двоякая позиция по вопросу присоединения КНР к договору. Как точно отметил министр иностранных дел Индонезии Хасан Вираюда, страны

региона находятся перед выбором «или подтолкнуть КНР к подписанию дополнительного протокола первым и, таким образом, сделать его образцом для других ядерных держав, или подождать пока все страны, имеющие ядерных статус, согласятся с концепцией АСЕАН по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия»14.

Иностранный исследователь М. Абад в своей статье в журнале Contemporary Southeast Asia предлагает три выхода из сложившейся ситуации. Во-первых, страны АСЕАН должны остаться на исходных позициях и подталкивать ядерные державы к подписанию дополнительного протокола к договору, условия которого остаются неизменными. Во-вторых, подкорректировать условия договора в соответствии с пожеланиями стран, обладающих ядерным статусом, заключив, таким образом, с ними сделку. В-третьих, компромиссный вариант, который соответствует первой опции, но оставляет открытыми двери для дополнительных консультаций между сторонами, до того времени, как ситуация не станет наиболее благоприятной для стран АСЕАН. Однако, автор отмечает, что государства Юго-Восточной Азии должны продолжать укреплять зону, свободную от ядерного оружия в своем регионе, несмотря на мнение ядерных держав на этот счет. М. Абад считает оптимальным выбор пути по установлению диалога стран АСЕАН с ядерными державами посредством односторонних либо многосторонних политических заявлений на постоянной основе, что в конечном итоге должно привести к достижению консенсуса по всем спорным вопросам15.

Заключение

Проследить дальнейшие перспективы развития мирного атома в АСЕАН, решения насущных экономических и энергетических проблем, а также дальнейший процесс институализа-ции Договора о создании в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия, представляется возможным после того, как будет сформирована четкая позиция лидеров стран региона по этому вопросу. Особенно это касается возникающих между участниками договора противоречий по вопросу о проходе судов третьих стран с ядерным оружием на борту через акваторию, входящую в безъядерную зону.

Следует отметить, что мнение ведущих мировых держав, таких как КНР и США во многом будет иметь определяющее значение для вектора дальнейшего развития Договора, а также построения атомных стратегий в регионе.

1 ASEAN's Nuclear Dream // ASEAN Affairs.- Bangkok, 2008. - № 4.- p.49.

2 Ibid

3 Menlu: China Siap Jadi Negara Nuklir Pertama Yang Aksesi SEANWFZ // Kapanlagi.com, 30 Juli 2007, http://www.kapanlagi.eom/h/0000183946.html.

4 The Pariah's Nuclear Bond // ASEAN Affairs.- Bangkok, 2008. - № 4.

5 Ibid.

6 Luhulima C.P.F. Regional Strategy for a Nuclear Weapon-Free Zone: The ASEAN Case/ C.P.F. Luhulima // The Indonesian Quarterly. - Jakarta, 2008.

- № 2.- C.121.

Joint Statement on the Commission for the Treaty on the Southeast Asia Nuclear Weapon-Free Zone Manila, 30 July 2007 //

http://www.aseansec.org/20776.htm

8

Luhulima C.P.F. Regional Strategy for a Nuclear Weapon-Free Zone: The ASEAN Case/ C.P.F. Luhulima // The Indonesian Quarterly. - Jakarta, 2008.

- № 2.- p.127-130.

9 Ibid, p.127-128.

10 Southeast Asia Nuclear Weapon-Free Zone (SEANWFZ), Treaty of Bangkok// http://www.fas.org/nuke/control/seanwfz/index.htm

11 Menlu: China Siap Jadi Negara Nuklir Pertama Yang Aksesi SEANWFZ // Kapanlagi.com, 30 Juli 2007, http://www.kapanlagi.com/h/0000183946.html.

12 Subedi Surya P. Problems and Prospects for the Treaty on the Creation of a Nuclear Weapon-Free Zone in Southeast Asia/ Surya P. Subedi // The International Journal of Peace Studies,

http://www.gmu.edu/academic/ijps/vol4-1/subedi.htm.

13 Menlu: China Siap Jadi Negara Nuklir Pertama Yang Aksesi SEANWFZ // Kapanlagi.com, 30 Juli 2007, http://www.kapanlagi.com/h/0000183946.html.

14 Ibid.

15 Abad M. A Nuclear Weapon-Free Southeast Asia and its continuing Strategic Significance/ M. Abad // Contemporary Southeast Asia. - 1 Augustus 2005.

Источники

1. Southeast Asia Nuclear Weapon-Free Zone (SEANWFZ), Treaty of Bangkok// http://www.fas.org/nuke/control/seanwfz/index.htm.

2. Joint Statement on the Commission for the Treaty on the Southeast Asia Nuclear Weapon-Free Zone Manila, 30 July 2007 // http://www.aseansec.org/20776.htm.

Список литературы

1. Abad M. A Nuclear Weapon-Free Southeast Asia and its continuing Strategic Significance/ M. Abad // Contemporary Southeast Asia. - 1 Augustus 2005.

2. Indonesia: Biting the Bullet// ASEAN Affairs.- Bangkok, 2008. - № 4. -p.47-48.

3. Ismanto Ignatius. Political Dynamics Towards the 2009 Election/ Ignatius Ismanto // The Indonesian Quarterly. - Jakarta, 2008. - № 2. - p.161.

4. Luhulima C.P.F. Regional Strategy for a Nuclear Weapon-Free Zone: The ASEAN Case/ C.P.F. Luhulima // The Indonesian Quarterly. - Jakarta, 2008. - № 2.- p.127-130.

5. Menlu: China Siap Jadi Negara Nuklir Pertama Yang Aksesi SEANWFZ // Kapanlagi.com, 30 Juli 2007, http://www.kapanlagi.com/h/0000183946.html.

6. Subedi Surya P. Problems and Prospects for the Treaty on the Creation of a Nuclear Weapon-Free Zone in Southeast Asia/ Surya P. Subedi // The International Journal of Peace Studies,

http://www.gmu.edu/academic/ijps/vol4-1/subedi.htm.

7. Thailand, Indonesia to cut rates as inflation eases// ASEAN Affairs, http://www.aseanaffairs.com/thailand indonesia to cut rates as inflation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

eases.html.

8. The Pariah's Nuclear Bond // ASEAN Affairs.- Bangkok, 2008. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.