К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ТРЕХУРОВНЕВОЙ ПЕНСИОННОЙ
СИСТЕМЫ
ON THE ISSUE OF CREATING A THREE-LEVEL PENSION SYSTEM
УДК 34
Шинкаренко Ольга Александровна
магистрант
Дальневосточный федеральный университет Научный руководитель: Смирнова Нина Леонидовна Кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и экологического права ФГАОУ ВО Дальневосточный федеральный университет
Shinkarenko Olga Alexandrovna
far Eastern Federal University E-mail: olya4689@gmail.com
Scientific supervisor: Smirnova Nina Leonidovna Candidate of legal Sciences, docent of the Department of labor and environmental law Federal STATE Autonomous educational institution "far Eastern Federal University»
Аннотация
В статье раскрывается суть Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 года. Определяются цели, которые ставятся для развития системы пенсионного обеспечения с учетом мирового опыта и проводимых реформ. Предлагаются пути достижения поставленных целей. Раскрывается основное положение о введении трехуровневой пенсионной системы. Особое внимание уделяется корпоративному и частному пенсионному обеспечению. Приводятся плюсы и минусы корпоративного пенсионного обеспечения. Раскрыты основные принципы формирования пенсионных прав и зависимость их от развития негосударственных пенсионных фондов. Предлагаются варианты развития и совершенствования корпоративного и частного пенсионного обеспечения.
Annotation
The article reveals the essence of The strategy for long-term development of the pension system until 2030. The goals that are set for the development of the pension system are defined, taking into account the world experience and ongoing reforms. The ways to achieve these goals are suggested. The main provision on the introduction of a three-level pension system is disclosed. Special attention is paid to
corporate and private pension provision. The pros and cons of corporate pension provision are given. The basic principles of pension rights formation and their dependence on the development of non-state pension funds are revealed. Options for developing and improving corporate and private pension provision are offered.
Ключевые слова: стратегия долгосрочного развития, пенсионная система, корпоративное пенсионное обеспечение
Keywords: long-term development strategy, pension system, corporate pension provision
На сегодняшний момент в России сложилась система выплаты пенсий, которая включает в себя государственное, обязательное и негосударственное пенсионное обеспечение.
В 2012 г. Правительством РФ был принят документ, направленный на обеспечение баланса и устойчивости системы пенсионного обеспечения в финансовой сфере. [1, с.49]
Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» были определены основные цели функционирования пенсионной системы. [2]
Данная Стратегия определяет социальные задачи, а также меры, принимаемые в ходе государственной политики в сфере пенсионного страхования, направленных на ее улучшение вплоть до 2030 г.
В Стратегии заключаются постулаты соответствия стандартам международного сообщества. Стратегия берет за основу оценку преобразований, происходящих в западных странах.
Итак, приведенная выше стратегия подразумевает построение новой структуры и ставит перед собой задачу по организации трехкомпонентной пенсионной системы. Разделение формирования пенсий проходит по уровню дохода населения:
-страховые;
- корпоративные;
- частные.
Последние 2 предполагаются для лиц со средним и высоким доходами.
Согласно такому раскладу, изменения касаются части государственного пенсионного обеспечения, которое дополняется корпоративным и частным страхованием.
Речь идет о возмещении утраченного заработка в пределах до 70%. [3, ст.31]
Корпоративная пенсия формируется на основе дополнительных взносов, уплачиваемые на основании трудового или коллективного договора.
Высказываются мнения, что появление такой системы будет выгодно больше для работодателей, чем для работников.
Так, это позволит организациям уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на всю сумму дополнительных пенсионных взносов
Еще одним плюсом является то, что наличие корпоративного пенсионного обеспечения способствует конкурентному преимуществу фирмы. Это хорошо видно при привлечении иностранных инвестиций, ведь политика предприятия, где есть корпоративное обеспечение способствует увеличению прозрачности деятельности.
Однако и приводятся аргументы о том, что это выгодно и работникам, так как работники уходят на пенсию, не беспокоясь о начислении пенсии и такое обеспечение выгодно для работников, занятых на вредных производствах.
Однако, имеются мнения, по которым введение такой системы не изменят существующее положение дел. Возникает вопрос, будет ли корпоративное пенсионное обеспечение обязательным или добровольным?
Странам, которые провели пенсионные реформы в 80-х годах XX века и перешли на трехуровневую пенсионную систему (государственная пенсия, профессиональная пенсия, накопительная пенсия), удалось сохранить низкие размеры взносов. Кроме того, за счет более длительного периода накопления они получают более высокий доход в виде процентов [5, с.34-39]
В странах, которые начали реформы позднее (Германия, Испания, Италия и Франция), основное место в пенсионной системе занимает государственная пенсия. Для того чтобы гарантировать привычный для населения уровень пенсионного обеспечения, накопления должны осуществляться в больших размерах и более быстрыми темпами.
Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов выступила с предложением преобразовать негосударственное пенсионное обеспечение в обязательное корпоративное 1) "обязательные корпоративные пенсионные программы подразумевают паритетное участие работников и работодателей"; 2) введение корпоративных пенсий должно быть поэтапным в расчете на 5 - 10 лет, что будет зависеть от численности штата ("первый этап - от 1 000 работников и больше, второй - от 500, третий - от 100"); 3) администрированием страховых взносов будет заниматься Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России); 4) заинтересованность работников и работодателей обеспечивается системой налоговых льгот.
Без учета того, что ответственность за финансовое обеспечение застрахованных лиц в старости переносится в том числе на самих застрахованных лиц, подходы те же, следовательно, и проблема не меняется: как гарантировать взимаемость страховых взносов, что предполагает первичность уплаты (добровольное исполнение обязанности) и вторичность взыскания (принудительное исполнение обязанности в случае неуплаты). Если современная система налогового администрирования не может обеспечить реализацию двух главных принципов налогообложения - прозрачности и взимаемости, - то нет никакой уверенности в том, что предлагаемые изменения коренным образом все изменят. Добровольное пенсионное страхование столкнется с еще большим количеством проблем, наличествующих в сфере самостоятельного инвестирования в частности и инвестирования как такового [4, ст. 57]
Нужно отметить, что основными принципами формирования пенсионных прав выступают:
- адекватность пенсионных прав заработной плате гражданина (объему страховых взносов, которые уплачиваются за него, в т.ч. при его непосредственном участии);
- учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию;
- обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.
Тем не менее улучшение системы пенсионного страхования в Российской Федерации и развитие системы частного пенсионного обеспечения невозможно без активного развития негосударственных пенсионных фондов.
Таким образом, для развития данных положений предлагаются следующие меры c учетом опыты европейских стран, подстроенные под наши реалии:
- Разработка мер по информированию граждан о возможности корпоративного и частного пенсионного обеспечения;
- Стимулирование как работников, так и работодателей, для использования новой системы;
- Создание единого прозрачного механизма учета прав на пенсионные накопления, поступающие через участие в корпоративном пенсионном обеспечении.
Литература
1. Колобова С.В., Сергеенко Ю.С. Граждане старшего поколения как
субъекты трудового права // "Современное право". 2019. N 6. С.49
2. Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р /^ЗРФ. 31.12 2012 г. N 53 (часть II) ст. 8029
3. Напсо М.Б. Актуальные проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение в контексте реформирования пенсионной системы Российской Федерации// "Современное право", 2019, N 2. С. 31.
4. Маркелов Р. И. Терпение и труд // Российская газета. 2016. N 88. С.57.
5. Мачульская Е.Е. Пенсионные реформы в Европе: можно ли использовать опыт европейских стран в России? // Социальное и пенсионное право. 2017. N 1. С. 34 - 39.
Literature
1. Kolobova S.V., Sergeenko Yu.S. Citizens of the older generation as subjects of labor law // "Modern Law". 2019. N 6. P.49
2. The order of the Government of the Russian Federation of December 25, 2012 N 2524-r // SZRF. December 31, 2012 N 53 (Part II), Art. 8029
3. Napso M.B. Actual problems of the implementation of the constitutional right of citizens of the Russian Federation to pension provision in the context of reforming the pension system of the Russian Federation // Modern Law, 2019, N 2. P. 31.
4. Markelov R. I. Patience and work // Russian newspaper. 2016. N 88. P.57.
5. Machulskaya E.E. Pension reforms in Europe: is it possible to use the experience of European countries in Russia? // Social and pension law. 2017. N 1.P. 34 - 39.