Научная статья на тему 'К вопросу о создании Свода законов Российской Федерации'

К вопросу о создании Свода законов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1279
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СВОД ЗАКОНОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ / МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / SYSTEMATISATION OF LEGISLATION / CONSOLIDATED LAWS / INFORMATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC PUBLISHING / THE MINISTRY OF JUSTICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Антон Андреевич

В статье рассмотрены вопросы создания Свода законов Российской Федерации, ведения регистров нормативных правовых актов Российской Федерации и систематизации законодательства. Кратко освещены также вопросы электронного опубликования правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of creating the Consolidated Laws of the Russian Federation

Issues of creating the Consolidated Laws of the Russian Federation, maintenance of registers of normative legal acts of the Russian Federation, and systematisation of legislation are considered in the paper. Issues of electronic publishing of legal acts are also briefly covered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании Свода законов Российской Федерации»

^ /

4 1

Морозов

Антон Андреевич

К вопросу о создании Свода законов Российской Федерации

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы создания Свода законов Российской Федерации, ведения регистров нормативных правовых актов Российской Федерации и систематизации законодательства. Кратко освещены также вопросы электронного опубликования правовых актов.

Ключевые слова: систематизация законодательства, Свод законов, информационные технологии, электронное опубликование, Министерство юстиции Российской Федерации.

Вопросы систематизации законодательства в России имеют глубокие корни, и важно рассмотреть проблемы развития законодательства в данном процессе, а также исследовать исторические аспекты систематизации нормативного правового массива.

История работ по этому направлению берет начало в середине 1970-х годов, когда в соответствии с решениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР был дан старт этому направлению работ. Головная роль в решении поставленных задач была отведена Министерству юстиции СССР, при этом министерстве целевым назначением был создан Научный центр правовой информации. До начала 1990-х гг. именно это ведомство занималось указанной проблематикой.

К началу 1990-х гг. Министерству юстиции удалось создать заслуживающие внимания информационные фонды правовых актов СССР и РСФСР, были сформированы Свод законов СССР и Свод законов РСФСР. Однако существующая в то время идеология развития и ведомственная принадлежность систем связи и телекоммуникаций не позволяли осуществлять широкое информационно-правовое обеспечение деятельности органов власти государства и общества [1].

Изменение в начале 1990-х годов социально-экономических условий, образование суверенного государства - Российская Федерация - потребовали дальнейшего развития работ по правовой информатизации на более высоком уровне.

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» от 6 марта 1998 года [2] и повышения эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации Президентом был издан указ «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием свода законов Российской Федерации» от 14 февраля 1998 года [3]. В этом указе на Министерство юстиции Российской Федерации и Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти возлагалась задача приступить к систематизации действующих федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также законодательных и иных нормативных актов высших органов государственной власти и управления РСФСР, а равно Союза ССР, продолжающих действовать на территории Российской Федерации, в целях включения их в Свод законов Российской Федерации и формирования его нормативного корпуса. В этой части на Министерство юстиции Российской Федерации возлагалась координация работы, связанная с формированием нормативного корпуса Свода законов.

Министерство юстиции Российской Федерации обобщало предложения федеральных органов исполнительной власти, касающиеся

нормативных актов Правительства Российской Федерации, и представляло проекты соответствующих актов.

В свою очередь, Министерством юстиции в целях обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» был издан приказ «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием свода законов Российской Федерации» [4].

В нём устанавливались полномочия отдела Свода законов и систематизации федерального законодательства Департамента правовой информатизации. Они становились ведущими подразделением в системе центрального аппарата Минюста России по вопросам, связанным с формированием Свода законов Российской Федерации [5].

Приказ устанавливал в его ведение решение следующих задач:

> организация и координация работы по формированию нормативного корпуса Свода законов Российской Федерации в части, касающейся федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, законодательных и иных нормативных актов высших органов государственной власти РСФСР, а также Союза ССР, продолжающих действовать на территории Российской Федерации;

> методическое и информационное обеспечение деятельности структурных подразделений министерства по законопроектной работе, Российской правовой академии Минюста России, федеральных органов исполнительной власти, юридических научных и образовательных учреждений по подготовке предложений и проектов нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, о признании их утратившими силу, а также кодифицированных и иных укрупненных нормативных правовых актов и актов, необходимых для восполнения пробелов, имеющихся в законодательстве;

> сбор предложений и их обобщение.

2 апреля 1998 года был утверждён Порядок организации работы Министерства юстиции Российской Федерации по систематизации действующих нормативных правовых актов в

целях включения их в Свод законов российской федерации. Он был разработан на основе Указа № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации».

Согласно ему, работа Министерства юстиции Российской Федерации по систематизации действующих нормативных правовых актов для включения их в Свод законов Российской Федерации (далее - Свод законов) осуществляется в целях реализации положений статьи 15 Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации», упорядочения законодательства, обеспечения его стабильности, укрепления конституционной законности.

В соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации систематизации подлежат федеральные законы, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти и управления РСФСР, а также Союза ССР, продолжающие действовать на территории Российской Федерации.

На основании Постановления Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» [6] под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение.

Под систематизацией нормативных правовых актов в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. № 170 понимается упорядочение законодательства для формирования нормативного корпуса Свода законов:

> подготовка предложений в соответствии с п. 3 названного Указа Президента Российской Федерации;

> анализ и обобщение предложений федеральных органов исполнительной власти;

У подготовка проектов соответствующих нормативных правовых актов и перечня законопроектов.

Не подлежат систематизации следующие правовые акты:

У международные договоры Российской Федерации;

У акты временного характера, за исключением содержащихся в них нормативных положений; У акты оперативно-распорядительного характера; У акты, касающиеся отдельных организаций, а равно другие акты, не имеющие общего значения;

У акты о созыве совещаний, съездов, конференций;

У акты, относящиеся к уровню оптовых и розничных цен и тарифов на услуги, а также к размерам закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и размерам оплаты труда работников (кроме актов, устанавливающих гарантированный минимальный размер оплаты труда); У акты об отмене или признании утратившими

силу ранее изданных правовых актов; У иные акты ненормативного характера.

Работа по систематизации действующих нормативных правовых актов проводилась в структурных подразделениях Министерства юстиции Российской Федерации, деятельность которых связана с законопроектной работой.

Научное обеспечение подготовки и издания Свода законов и создание рабочих групп с привлечением ученых-юристов и специалистов-практиков из других учреждений и организаций для анализа актов законодательства, намечаемых к включению в Свод законов, возлагалось на Институт государства и права Российской академии наук и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Финансирование упомянутых работ должно было быть обеспечено Правительством Российской Федерации.

В 1998 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» Минюст России получил широкие полномочия по координации работ, связанных с формированием нормативного корпуса Свода законов в части, касающейся федеральных законов, нормативных актов Правитель-

ства Российской Федерации, законодательных и иных нормативных актов высших органов государственной власти и управления РСФСР, а также Союза ССР, продолжающих действовать на территории Российской Федерации [5].

Была проделана значительная работа по исключению недействующих актов органов государственной власти и восполнению пробелов законодательства. Однако эта работа не нашла своего логического завершения и Свод законов не был издан.

Сегодня для успешной работы по созданию консолидированных и кодифицированных сборников представляется важным приведение всего понятийного аппарата, содержащегося в нормативных правовых актах, к единообразному пониманию, и крайне необходимо принять Федеральный закон «О нормативных правовых актах». Разработка последнего велась еще во времена Союза ССР. На уровне субъектов федерации идет совершенствование и систематизация законодательства, и некоторые из них приняли законы о нормативных правовых актах и о Своде законов.

В настоящее время концепция федерального закона «О нормативных правовых актах» разработана Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Значительную роль при систематизации законодательства играет хорошо налаженный учет нормативных правовых актов, который в юридической литературе признается одной из форм систематизации. В качестве одного из путей решения проблемы систематизации отечественного законодательства следует рассматривать создание упорядоченного понятийного аппарата.

Начиная с 90-х годов, законодатель практически в каждый закон помещает специальные статьи, содержащие понятийный аппарат, используемый в конкретном акте. При таком положении вещей юридически закрепленные понятия правовых терминов в процессе систематизации могут сыграть определенную роль, как элемент юридического текста, наиболее стабильный в регулировании общественных отношений.

Внимания заслуживает и вопрос о совершенствовании классификатора правовых актов отраслей законодательства. Главным недостатком современного классификатора информации в области систематизации законодательства считается его двухуровневая система иерархии, также называемая линейной.

Любой классификатор должен иметь предметно-тематический словник, на основании которого будет строиться алфавитно-предмет-ный указатель.

Стоит отметить, что теоретическое содержание «Принципиальных основ построения и технических решений формирования классификатора нормативных правовых актов» нашли место в принципах создания и реализации программы БД «Эталон» НЦПИ Минюста России.

Нельзя недооценивать роль первых баз данных правовой информации, созданных в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Другой вопрос - есть ли объективная необходимость в подготовке Сводов законов (или собраний действующего законодательства) в Российской Федерации (и ее субъектах)? Безусловно, есть. В последние годы развитие законодательства шло столь стремительно и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации, что накопленный массив законодательных актов, даже если признать его недостаточным с точки зрения его нормативной содержательности, стал настолько широк, объемен, порой бессистемен, противоречив, зачастую хаотичен, что необходимость его комплексной систематизации становится очевидной. Топ-период законодательного творчества преодолен, законопроектная практика стабилизируется и требует решения проблема формально не отмененных и действующих, но фактически утративших силу правовых актов. И Российской Федерации, и ее субъектам необходимо решать судьбу своих старых актов, чтобы не загромождать законодательство, не плодить излишнюю множественность актов по одному и тому же вопросу, не создавать благоприятную почву для противоречий и несогласованностей в собственном нормативном массиве. Некоторые субъекты Российской Федерации уже приступили к инвентаризации своего законодательства и осуществляют такую работу на систематической основе путем издания Сводов законов и собраний действующих законов (например, в республиках Башкортостан, Дагестан, Татарстан, Костромской и Кемеровской областях, городе Москве). Но важно, чтобы такая работа проводилась во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, с опорой на методические разработки и иные вспомогательные - а лучше унифицированно рекомендуемые - материалы.

Замечательная законопроектная инициатива Института законодательства и срав-

нительного правоведения при Правительстве Российской Федерации под руководством академика РАН, д.ю.н., профессора Т.Я. Хабриевой, представленная в 2013 году в виде проекта федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», подтверждает важность и своевременность исследуемой проблемы. Статьи законопроекта № 102 - «Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», № 103 - «Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», № 104 - «Регистр муниципальных нормативных правовых актов», № 105 - «Свод законов Российской Федерации» и № 106 - «Федеральная информационная система нормативных правовых актов» позволяют провести подробное научное исследование этих важнейших направлений деятельности и сформулировать предложения о развитии Единого регистра как базовой основы создания Свода законов Российской Федерации в электронной форме [7].

Согласно этим статьям, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат включению в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Ведение Государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат включению в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ведение федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном

законом субъекта Российской Федерации [8]. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Действующие федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат включению в Свод законов Российской Федерации. Свод законов Российской Федерации является официальным изданием и поддерживается в контрольном состоянии. Подготовка, издание и поддержание в контрольном состоянии Свода законов Российской Федерации осуществляются и порядке, установленном федеральным законом.

Федеральная информационная система нормативных правовых актов в Российской Федерации включает в себя федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные нормативные правовые акты. Федеральная информационная система нормативных правовых актов в Российской Федерации создается и ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подлинники нормативных правовых актов хранятся в принявшем их органе с последующей передачей в архивы в порядке, установленном законодательством об архивном деле в Российской Федерации. Классификация нормативных правовых актов осуществляется на основе классификатора нормативных правовых актов, ведущегося в целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между государственными органами и органами местного самоуправления. Классификатор нормативных правовых актов утверждается Президентом Российской Федерации.

Также крайне важной является статья № 101, посвящённая формам систематизации нормативных правовых актов.

Согласно данной статье, систематизация нормативных правовых актов представляет собой деятельность по учету, упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему.

Официальную систематизацию нормативных правовых актов осуществляют органы, их принявшие, а также органы (организации), которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами предоставлены полномочия по проведению систематизации нормативных правовых актов.

В законопроекте также уделяется внимание использованию информационных технологий на всех стадиях законотворческого процесса.

Информационные технологии могут использоваться на всех стадиях правотворческого процесса. На стадиях, предшествующих принятию нормативного правового акта, нормотворче-ский орган:

> обеспечивает размещение текста проектов нормативных правовых актов, имеющих социальную значимость, на своем официальном сайте, за исключением проектов нормативных правовых актов, содержащих информацию ограниченного доступа;

> организует на своем официальном сайте площадку для общественного обсуждения разработанных им проектов нормативных правовых актов;

> подводит итоги общественного обсуждения и размещает их на своем официальном сайте;

> обеспечивает учет итогов общественного обсуждения при доработке проектов нормативных правовых актов.

Принятый нормативный правовой акт подлежит размещению в электронной форме на официальном сайте нормотворческого органа, принявшего нормативный правовой акт. Первое размещение нормативного правового акта на официальном сайте нормотворческого органа, принявшего нормативный правовой акт, считается его официальным опубликованием. В отношении отдельных видов нормативных правовых актов может быть установлено требование о размещении их на официальном интернет-портале правовой информации. В том случае, если это предусмотрено документами международной организации, опубликование решения международной организации на ее официальном сайте в сети Интернет может являться официальным опубликованием соответствующего решения международной организации. Нормотворческий

орган формирует правовую базу принятых им нормативных правовых актов в электронной форме, за исключением нормативных правовых актов, содержащих информацию ограниченного доступа, и обеспечивает ее размещение (опубликование) на своем официальном сайте.

Нормотворческий орган обязан поддерживать правовую базу принятых им нормативных правовых актов в актуальной форме, сохраняя возможность ознакомления с ранее действовавшими редакциями нормативного правового акта. Нормотворческий орган создает условия в рамках своего официального сайта для учета мнения заинтересованных лиц об эффективности нормативного правового акта и проблемах, возникающих при его применении.

Автор поддерживает идею о создании Свода законов в электронной форме, путем придания нормативным правовым актам, размещенным на соответствующем базовом государственном информационном ресурсе, правовой силы. Данный ресурс, к которому с соблюдением требований информационной безопасности обеспечивается круглосуточный непрерывный доступ, необходимо поддерживать уполномоченным органом власти в состоянии полноты, достоверности и актуальности.

Создать стройную, внутренне согласованную систему российского законодательства сегодня невозможно без проведения полной инвентаризации всех правовых актов, принятых и продолжающих формально действовать в Российской Федерации. То, что эта работа чрезвычайно трудоемкая, кропотливая, длительная - известно из отечественного многовекового опыта. О том, что она ныне предельно актуальна, является одновременно и очень важной общегосударственной задачей, свидетельствует то, что в результате она способна существенно упростить российскую законодательную систему, устранить раздробленность правовых актов, повысить уровень эффективности российского законодательства, обеспечить большую доступность текстов законодательных актов [9].

Формы издания Сводов законов (или собраний действующего законодательства), а также методика и способы поддержания их в действующем состоянии уже сложились и отчасти апробированы. Вместе с тем они нуждаются в корректировке с учетом технологических возможностей современного компьютерного обеспечения. Например, очевидно, что компьютеризированный Свод законов будет

иметь большую практическую ценность; помимо целей формирования собственно Свода законов он может служить также информационной основой создания электронных архивов органов государственной власти, проведения научных исследований, выпуска учебной, справочной литературы и др. Необходимо учитывать и то, что и в литературе, и практикующими юристами неоднократно высказывались суждения о необходимости создания общего, единого издания для опубликования законодательных и правительственных актов. В качестве одного из основных аргументов сторонниками такой идеи приводится тот факт, что акты правительства создаются на основе и во исполнение законодательных актов, детализируют и конкретизируют их. Опубликование содержательно связанных между собой актов в разных источниках затрудняет их восприятие и, как следствие, реализацию. Поэтому изданием федерального Свода законов можно успешно решить и эту задачу.

Литература

1. Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России : монография. — М. : «Издательство Триумф», 1999 — 464 с.

2. Указ Президента РФ от 03.04.1997 № 278 (ред. от 19.09.1997) «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // «Собрание законодательства РФ», 07.04.1997, № 14, ст. 1608

3. «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, № 7, ст. 829.

4. Приказ Минюста РФ от 02.04.1998 № 34 «Об организации работы по реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» // «Бюллетень Минюста РФ», № 4, 1998.

5. Указ Президента РФ от 14.02.98 № 170 «О мерах по повышению эффективности

работы, связанной с формированием свода законов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, № 7, ст. 829.

6. Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996 № 781-11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.12.1996, № 49, ст. 5506.

7. Проект федерального закона № 96700088-2 «О нормативных правовых актах в Российской Федерации».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов».

9. Е. А. Юртаева . Системность и систематизация в законотворчестве: теория и опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.