УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10120 © М.В. Никитский, И.Г. Евсеева, 2019
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ1
Максим Викторович Никитский,
доцент кафедры социальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент Московский педагогический государственный университет (119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1)
E-mail: [email protected]; Ирина Георгиевна Евсеева,
профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности,
кандидат психологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируются возможные способы создания условий для позитивной социализации подрастающих поколений на муниципальном уровне; предлагаются варианты межведомственного взаимодействия с общецелевым социально-педагогическим вектором.
Ключевые слова: социализация, социальная педагогика, создание условий для развития личности, муниципальная система социального воспитания, межведомственное взаимодействие.
ON THE ISSUE OF CREATING SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR POSITIVE SOCIALIZATION OF THE YOUNGER GENERATIONS AT THE MUNICIPAL LEVEL
Maksim V. Nikitskiy,
Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow State Pedagogical University (119991, Moscow, ul. Malaya Pirogovskaya, d. 1, str. 1);
Irina G. Evseeva,
Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex Psychology of Service Activities,
Candidate of Psychology, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article analyzes possible ways of creating conditions for positive socialization of the younger generations at the municipal level, and also shows options for interagency cooperation with the general-purpose socio-pedagogical vector.
Keywords: socialization, social pedagogy, creation of conditions for personal development, municipal system of social education, interdepartmental interaction.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Никитский М.В., Евсеева И.Г К вопросу о создании социально-педагогических условий для позитивной социализации подрастающих поколений на муниципальном уровне. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):355-8.
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта №17-06-00796-0НГ «Методологические основы создания социально-педагогических условий позитивной социализации учащихся».
Как известно, решение самых актуальных проблем муниципальных образований (городского района, малого города, села, поселка), а именно: развитие производства, улучшение демографических показателей, повышение общего культурного
фона и снижение роста асоциальных проявлений, развитие культурно-рекреационной системы и пр., во многом зависит от их социально-экономического состояния. Вместе с тем, в немалой степени (а, нередко, и в большинстве случаев) решение этих
проблем зависит также от заинтересованности местного населения в поступательном позитивном изменении социальной ситуации. Являясь непосредственной средой развития и формирования человека, тот или иной тип поселения предстает особым фактором социализации человека [2, с. 88]. Современный педагогический опыт показывает, что актуализация проблем социального комплекса, а также поиск конструктивного решения социальных проблем на различных уровнях, способны во многом изменить основные показатели уровня жизни населения. Одним из направлений этой работы является налаживание комплексной социально-педагогической деятельности, заинтересованность в которой могут проявлять практически все муниципальные структуры и лично представители муниципального социума, так или иначе озабоченные актуальным состоянием местной социальной среды [5, с. 25—26].
Установлено, что социокультурная среда того или иного типа поселения обладает социально-педагогическим потенциалом, способным активно влиять как на позитивные, так и на негативные потенции в процессе социализации учащихся, и что выявление и педагогически целесообразное использование этого потенциала может во многом определять состояние всего социального комплекса муниципального образования. Изучение ряда муниципальных образований позволило сделать вывод о том, что конструктивным способом использования социально-педагогического потенциала городского района, малого города, села или поселка в реализации задач социального воспитания, способствующих позитивной социализации учащихся, является построение муниципальной системы социального воспитания. Последняя, как известно, представляет собой совокупность условий, планомерно создаваемых на основе природного и социокультурного пространства города для развития и духовно-ценностного ориентирования его жителей: реализации физических и духовных сил, повышения культурного и образовательного уровня, социального утверждения [1, с. 117]. Условия, о которых идет речь, могут содержать как уже существующие элементы (территориально-пространственные, культурно-рекреационные, учреждения и организации различных ведомств и т.д.), так и вновь
создаваемые в процессе развития самой системы воспитания.
Специалисты разных областей науки справедливо считают, что в особенностях современного состояния именно муниципальных образований наиболее четко и конкретно высвечиваются многие очень сложные и глубоко скрытые социальные процессы, происходящие в нашем обществе. В недавнем прошлом большинство проблем социального комплекса решалось более или менее централизовано, планомерно, с реальным бюджетным подкреплением. Реалии последних лет привели к значительным изменениям и в области общепедагогической, и в той ее части, которая занята вопросами социального воспитания, организации и создания условий целенаправленного развития граждан. Не минули эти перемены и муниципальные образования, а точнее сказать, они острее остальных ощутили на себе предоставленную им самостоятельность в принятии решений по вопросам деятельности городских структур и организаций. Ситуация такова, что, пожалуй, самым сложным сейчас для городских администраций является создание именно этих самых муниципальных систем воспитания, и, что главное, продуктивных программ их развития.
Изучение уже существующих муниципальных систем воспитания, в частности в некоторых малых городах, позволяет условно выделить два вида таких систем: стандартный и опытно-нова-ционный. Первый вид характеризуется обычным набором учебных, воспитательных, образовательных учреждений, находящихся в ведении местных отделов образования и выполняющих соответствующие функции. Это, как правило, средние, неполные средние, вечерние, специальные школы, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, детские дома, спортивные и музыкальные школы, станции и клубы по интересам и пр. Однако муниципальную воспитательную деятельность в таких городах вряд ли можно рассматривать как системную в собственном смысле слова. Речь может идти лишь о наличии некоторых элементов системы, зачастую не связанных между собой единой смысловой линией и полноценными информационно-методическими контактами.
Тем не менее, организации и учреждения стандартных муниципальных систем воспитания являются основными источниками реализации (с большей или меньшей успешностью) целей социального воспитания. Здесь существуют свои внутренние «системы обучения и воспитания», которые, не всегда имея возможность выйти за рамки очерченных ими целей и методов, как бы варятся в собственном соку. Известную долю компенсации этой проблемы предоставляют районные методические центры, создаваемые при отделах народного образования. В их функции, в частности, входит оказание методической помощи педагогическим работникам, обеспечение педагогических кадров информацией по проблемам содержания образования и воспитания, инновационными технологиями. Однако, еще раз подчеркнем, что в реальности не всегда ясно просматривается системность муниципальной воспитательной деятельности. Здесь все более речь идет о деятельности по проблемам образования, нежели по проблемам социального воспитания.
В отличие от стандартных опытно-новацион-ные муниципальные системы социального воспитания характеризуются четко оформленной воспитательной политикой, проводимой в муниципии. В этом случае, будучи включенными в муниципальную программу воспитания, учреждения (не только учебные, воспитательные и образовательные) имеют общий целевой вектор и интегрирующую доминанту деятельности в сфере социального воспитания. Так, В начале 2000-х годов в социально-педагогической сфере большую популярность и поступательное распространение имела идея создания так называемого «единого воспитательного пространства» города и района и программы по его развитию (Вязники, Кольчу-гино, Кстово, Конаково и др.). Такие идея и программа, а также нынешние, основанные на них, социальные практики создания опытно-новацион-ных муниципальных систем социального воспитания призваны, по сути, решать проблемы не только в области педагогики, но, в определенном мере, и всего социального комплекса муниципии, так как в основу закладывается интеграция усилий и воспитательных возможностей образовательных и иных учреждений.
Успешности реализации этапов программы по развитию воспитательного пространства способствует укрепление межведомственного взаимодействия, поскольку в эффективном развитии воспитательной и образовательной среды заинтересованы все структуры муниципалитета. Практика департаментов и отделов образования ряда муниципальных образований свидетельствует о том, что это направление в педагогической деятельности, а именно общение с городскими организациями и предприятиями, как правило, приветствуется руководителями, и, если дело на то пошло, это взаимодействие не требует уж очень больших капиталовложений. Вопрос только в том, какие формы примут взаимные контакты, насколько организаторам этого взаимодействия получится убедить и доказать пользу и важность намеченного дела.
Чтобы не быть голословными, приведем всего лишь три примера такого взаимодействия, взятых из опыта работы муниципальных отделов образования.
Школа и городские средства массовой информации. На базе школы организуется журналистский центр, который взаимодействует с районной газетой и местным телевидением. Под руководством педагогов эти организации патронируют детский центр, для чего проводятся занятия с детьми по журналистскому мастерству (техника ведения интервью, правила написания актуальных статей, ведение контакта с читателями/зрителями), приглашают ребят на предприятие, где будущие журналисты сначала знакомятся с делом, а затем постепенно вливаются в него на уровне сотрудников, авторов или оформителей материалов. Польза от такого взаимодействия как для школы и родителей, так и для редакций не вызывает сомнения.
Детский досуговый центр и районный отдел здравоохранения. В таком центре педагогами и воспитанниками при содействии центральной районной больницы организуются бригады содействия медицинским работникам. Здесь прописываются права и обязанности юных медбратьев и сестер, графики дежурства, выезды в села, занятия с врачами и опытными медработниками по фармацевтике, оказанию доврачебной помощи, правилам ухода за больными, врачебной этике. Взаимная польза бесспорна.
Подростково-молодежный патриотический клуб — районный отдел внутренних дел и райвоенкомат.
Программа развития клуба подразумевает физическое и нравственное воспитание, в основе которого лежат традиции родного края, ценности отечественной истории и культуры. Реализации этапов программы развития клуба способствует тесный контакт с «силовыми структурами» города: проводится совместное патрулирование, систематические занятия по ведению рукопашного боя, технике стрельбы, выживанию в экстремальных ситуациях, истории военного дела и криминалистики. Результаты такого взаимодействия очевидны — позитивное воспитание с одной стороны, подготовка качественных кадров для города и государства — с другой.
Особый интерес сегодня вызывает социально-педагогический потенциал взаимодействия системы образования и религиозных организаций традиционных конфессий, чьи задачи зачастую имеют все тот же общецелевой вектор на создание условий для позитивной социализации детей, подростков, юношей и девушек [3].
Изучение деятельности ряда местных отделов образования в области социального воспитания, включая управленческий аспект, а также сравнительный анализ их работы, позволили в целом обозначить общие, особенные и единичные признаки муниципальных систем социального воспитания, существующих на современном этапе. Так, общими признаками муниципальных систем социального воспитания являются наличие определенной целевой установки, согласующейся с соответствующими базовыми положениями федеральной и региональной политики в области воспитания и образования, а также наличие системообразующей педагогической деятельности с опорой на локальные воспитательные системы воспитательно-образовательных учреждений; особенными признаками муниципальных систем воспитания являются специфические задачи и реализация различных направлений воспитания, а также специфика характера и форм воспитательной деятельности (традиционные и/или инновационные); единичными признаками муниципальных систем воспитания следует признать комбинирование специфических для каждого
муниципального образования форм педагогического взаимодействия между элементами системы в рамках конкретной (озвученной) педагогической идеи-концепции социального воспитания.
Вместе с тем, хотелось бы особенно подчеркнуть — чрезвычайно важно объединение всех участников воспитания под общей муниципальной идеей, которая может (должна) исходить прежде всего от педагогов. Необходимо создание координационного совета, в который входят представители разных ведомств. Районные методические центры при отделах образования районных администраций могут брать на себя интегрирующую функцию, быть диспетчером общей педагогической деятельности, «банком данных». Для достижения всего этого необходимо одно, но очень важное условие — если воспитание полезной, значимой для города, села, поселка личности станет предметом переживания не только учителей, воспитателей и социальных педагогов, но и всех, кого не устраивает и удручает социальное положение родного места, всех, кто хочет видеть свой район развивающимся, гармоничным, здоровым социальным организмом, наполненным людьми интеллектуальными, творческими, спешащими делать добро. Тогда идея воспитания таких людей станет общемуниципальной ценностью, на которую в той или иной мере будут работать все структуры.
Литература
1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: МПСИ, 2009.
2. Мудрик А.В. Социальная психология воспитания. М.: МПСУ, 2017.
3. Никитская Е.А. Православная воскресная школа как воспитательная организация. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. М., 2009.
4. Никитская Е.А., Никитина Е.О. К вопросу о необходимости совершенствования работы субъектов профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Наука и школа.2018. № 5.
5. Никитский М.В. Междисциплинарный анализ и социально-педагогический контекст понятия «городской образ жизни». Педагогическое образование и наука, № 4, 2016.