Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ В ЭЛЕКТИВНОМ ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ'

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ В ЭЛЕКТИВНОМ ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
УПРАЖНЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАЖНЕНИЙ / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / ЭЛЕКТИВНЫЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ И ОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тиманова Р.В.

в статье анализируются существующие классификации упражнений, предложенные различными учеными, также проводится анализ самого понятия упражнение. Рассматривается проблема создания и систематизации упражнений для обучения деловой английской письменной речи студентов. Приводятся примеры упражнений для элективного дистанционного курса, разработанного для обучения деловой английской письменной речи студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ В ЭЛЕКТИВНОМ ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

пары, объединив их в одну. Таким образом можно изменить смысл термина «точка», условившись впредь называть «одной точкой» пару диаметрально противоположных точек. Иначе говоря, точки так называемой «эллиптической» плоскости представлены на единичной сфере парами точек-антиподов или диаметрами, соединяющими точки-антиподы. Вся эллиптическая прямая замкнута, как окружность, но, поскольку каждая из ее точек представлена двумя точками-антиподами на единичной сфере, полная длина эллиптической прямой равна половине длины окружности большого круга, т.е. ее полная длина равна п.

Список литературы

1. Александров А.Д. О геометрии Лобачевского / А.Г. Александров // Математика в школе, 1993. № 2. С. 2-7.

2. Атанасян Л.С. Геометрия Лобачевского / Л.С. Атанасян. М.: Просвещение, 2001. 335 с.

3. Бескин Н.М. Аксиоматический метод / Н.М. Бескин // Математика в школе, 1993. № 3. С. 25-29.

4. Болтянский В.Г. Загадка аксиомы параллельных. / В.Г. Болтянский // Квант, 1976. № 3. С. 2-8.

5. Гайбуллаев Н. Формирование геометрических представлений учащихся средней школы при изучении евклидовой и неевклидовой геометрии, автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Гайбулаев. Ташкент, 1972. 39 с.

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ В ЭЛЕКТИВНОМ ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Тиманова Р.В.

Тиманова Роза Валерьевна - преподаватель, кафедра теоретических наук английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются существующие классификации упражнений, предложенные различными учеными, также проводится анализ самого понятия упражнение. Рассматривается проблема создания и систематизации упражнений для обучения деловой английской письменной речи студентов. Приводятся примеры

упражнений для элективного дистанционного курса, разработанного для обучения деловой английской письменной речи студентов высших учебных заведений. Ключевые слова: упражнения, классификация упражнений, система упражнений, элективный дистанционный курс, модель интеграции дистанционных и очных форм обучения, деловая письменная речь.

Вопрос организации и внедрения дистанционного обучения на сегодняшний день является достаточно актуальным. Бурное развитие информационных технологий и успешное использование их в системе обучения позволяет организовать обучение все эффективнее и интереснее, как для студентов, так и для самих преподавателей. Дистанционное обучение - это уже свершившийся факт во всех сферах образования, особенно это стало очевидным в период пандемии. Потребность в организации не только интересных, но и качественных по содержанию и эффективных по системе упражнений дистанционных курсов ставится как первостепенная задача перед всеми образовательными учреждениями. Поэтому становится важным вопрос отбора, как лингвистического материала, так и разработка системы упражнений дистанционных курсов. Одним из важных моментов при разработке дистанционного курса является создание системы упражнений соответствующей принципам и требованиям к дистанционному курсу, модели дистанционного обучения и выбранной динамической обучающей среды (платформе ДО).

В нашей статье мы рассмотрим некоторые существующие классификации упражнений, также представим созданную нами систему упражнений для нашего элективного дистанционного курса. Так как наш курс основан на модели интеграции очных и дистанционных форм обучения, то за основу мы взяли специфику данной модели обучения, где основным вопросом является правильное разграничение между материалом для очного обучения и дистанционного обучения. По мнению Полат Е.С., модель интеграции очных и дистанционных форм обучения на сайте размещаются задания для индивидуальной и групповой работы учащихся, дополнительная литература, коммуникационные технологии (чат, форум), лабораторные и практические работы, предусматриваемые по индивидуальным планам, глоссарий терминов и определений, справочные материалы, библиотека, медиатека ссылок на сайты по изучаемым темам или доступ к готовым публикациям, также при необходимости система тестов для самопроверки [1, с. 95]. Принимая во внимание вышесказанное, мы также считаем, что в основном дистанционная форма предусматривает такие действия студентов как, самостоятельная поисковая, аналитическую, исследовательскую деятельность с ресурсами интернета, также выполнение дополнительных заданий, совместное выполнение творческих заданий, а также работа по индивидуальным планам, консультации с преподавателем, и промежуточное тестирование. Поэтому в нашем элективном дистанционном курсе мы разработали систему упражнений согласно вышеуказанным аспектам.

Прежде чем перейти к описанию классификации нашей системы упражнения рассмотрим само понятие упражнение. Впервые упражнение в качестве единицы обучения стала рассматривать И.Л. Бим. Она пишет, что под упражнением понимается любая форма взаимодействия учителя и учащихся, опосредуемая учебным материалом и имеющая следующую структуру: постановка задачи, указание на пути ее решения, то есть опоры и ориентиры, решение задачи и контроль или самоконтроль. Именно упражнение является тем строительным материалом, из которого слагается процесс обучения иностранным языкам. Именно упражнение сохраняет все основные свойства, присущие обучению в целом: цели, содержание, метод обучения и СО [2, с. 105]. Шубин Э.П. «...Главное содержание обучения иностранному языку составляют учебные упражнения. В данном случае под "упражнениями" понимается, прежде всего, психофизиологическая деятельность коммуникативного характера, выполняемая обучаемым и направленная на

47

формирование в его организме коммуникатора, т.е. способности участвовать в обмене информацией при помощи данного языка. [3, с. 3]

Упражнение как структурная единица методической организации учебного материала используется непосредственно в процессе обучения. И проблема построения системы упражнений является одной из наиболее актуальных. Наиболее глубоко проблема упражнений по иностранному языку освещена в работах И.В. Рахманова, Н.И. Гез, Н.Д. Гальсковой, С.Ф. Шатилова, Е.И. Пассова, Б.А. Лапидуса и др. Первая попытка разработать основные типы и виды упражнений для обучения иностранному языку принадлежит академику И. В. Рахманову. Он выделил: а) языковые и речевые упражнения; б) упражнения, связанные и не связанные с текстом; в) переводные и беспереводные упражнения.

Пассов Е. И. выделяет типы упражнений по следующим параметрам: а) по речевой задаче; б) по ситуативной соотнесенности фраз; в) по обусловленности высказывания содержательной и структурной сторонами; г) по опорам, используемым при составлении высказывания [4, с. 3]. Скалкин В.Л. классифицирует упражнения в зависимости: а) от вида речевой деятельности (говорение, слушание), б) этапа становления сложного речевого умения говорить или слушать [5]. Гальскова Н.Д. предлагает следующую систему заданий: а) репродуктивные (написание текста -открытки, письма, сообщения с опорой на образец, письмо по аналогии); б) репродуктивно-продуктивиые (построение собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план и др.) и вербально-изобразительных (картина, серия картин, фотография и ключевые слова, фразы, выражения и др.); в) продуктивные (без непосредственной опоры на вербальные элементы по словесным или визуальным стимулам). Гез Н.И. полагает, что обучение письменному выражению мыслей осуществляется с помощью а) подготовительных (тренировочных), б) речевых упражнений. Шатилов С.Ф. же считает, что целесообразно при обучении речевой деятельности выделять три типа упражнений: а) языковые (некоммуникативные), в которых нет никаких признаков коммуникативности, или упражнения с некоторой речевой направленностью; б) условно-речевые (учебно-коммуникативные), имитирующие речевую коммуникацию в учебных условиях; в) подлинно-речевые (естественно-коммуникативные) упражнения в естественной коммуникации в различных видах речевой деятельности [6, с. 83-85].

Создание системы упражнений для дистанционного обучения деловой письменной речи на английском языке для студентов обусловлено в первую очередь, спецификой этого вида речевой деятельности, а также лингвистическими и социолингвистическими трудностями. Например, обучение иностранному языку - это обучение общению на этом языке, т.е. когда студент может выразить свои мысли и точку зрения в письменной форме. Или тот факт, что студенты имеют большую трудность осуществлять деловое письменное общение на родном языке. Как показывает анализ, в основном студенты допускают ошибки следующего характера: не соблюдают требуемый уровень официальности письма, неверно выбирают обращение или завершение письма, неверно выбирают лексику; не всегда понимают, в чем отличие автобиографии от резюме и иных документов; не демонстрируют разнообразия средств обеспечения связности письменной речи (на уровне вводных фраз, союзов и т.д.); не умеют четко структурно оформить текст того или иного типа. Вследствие этого представляется важным создание комплекса заданий и тестов, который способствовал бы формированию дополнительных коммуникативных умений, развивал бы умения критического мышления, а также формулировал у студентов культуру деловой письменной речи на иностранном языке, в том числе и в дистанционной форме.

Разработанная нами система упражнений для реализации модели интеграции дистанционных и очных форм обучения деловой английской письменной речи на

48

английском языке направлена на поэтапное овладение студентами знаний, навыков и умений, необходимых для создания текстов, функционирующих в межкультурном деловом письменном общении, которые способствует преодолению вышеназванных трудностей. Классификацию упражнений в дистанционном курсе «English business letter writing course» мы разработали в соответствии с классификацией, предложенной Шатиловым С.Ф. Так как также считаем, что последовательность формирования умений и навыков деловой письменной речи реализуется иерархическим построением упражнений, которые расчленяются на следующие подсистемы - подготовительные (языковые), условно-речевые, подлинно-речевые. И предлагаем разделить данную классификацию упражнений для модели интеграции дистанционных и очных форм обучения, а именно подготовительные (языковые), условно-речевые упражнения использовать для классно-урочной системы, а подлинно-речевые упражнения в дистанционной форме. Приведём примеры нашей системы упражнений элективного дистанционного курса «English business letter writing course».

Подготовительные и условно-речевые упражнения. Цель подготовительных (языковых) упражнений заключается в овладении языковым материалом в графическом оформлении и в том, чтобы предварительно, до осуществления учебного ситуативного общения или реального письменного сетевого общения, снять трудности социокультурного и лингвистического характера, а также способствовать развитию композиционных навыков организации текста и умений критического письма, что позволит в дальнейшем осуществлять адекватное межкультурное общение.

Подготовительные упражнения делятся на:

1) упражнения на снятие лингвистических трудностей овладения иноязычной письменной речью;

2) упражнения на устранение социолингвистических и социокультурных трудностей письменной речи, возникающих в процессе осуществления межкультурной коммуникации;

3) упражнения, направленные на формирование композиционных умений и навыков и умений критического письма;

4) упражнения, направленные на формирование пунктуационных навыков.

Для первой группы подготовительных упражнений характерны такие приемы, как идентификация, выбор, сравнение, группировка, соотнесение, ранжирование, подстановка стилистически адекватных лексических единиц и синтаксических структур. К примеру, Change the words from American style into English style and translate them. American style (color, humor, honor) - English style. Для второй группы упражнений характерно заполнение пропусков, восстановление, соотнесение частей, перегруппировка при работе с моделями письменных текстов. Например, логическая перегруппировка, в основе которой лежит прием восстановления. Put the components of the envelope in the right order. Третья группа подготовительных упражнений способствует формированию композиционных умений и навыков письменной речи, таких как логичное и ясное раскрытие основной мысли с сохранением особенностей жанра текста, логической и смысловой связанности текста (объединение мыслей в абзацы, конспектирование, составление резюме, самопроверка, цитирование), т.е. формирование умений критического письма. Например, Imagine that you are seeking a position of Interpreter. In the newspaper "Evening Tashkent" you saw an announcement with the following content: Interpreter for the multinational busy office. Requirements: Higher education Fluent English PC knowledge (Word, Excel). Write the 1st paragraph of your covering letter using the model and the following plan: 1. You are graduate student of University (Philology Faculty). 2. Point the reason of writing. 3. Point the source of information.

Условно-речевые упражнения, имитирующие реальную коммуникацию в учебных условиях, представлены следующими видами:

49

1) написание текста письма по аналогии. Например, Structure the full-blocked letter below by: 1. Blocked Style. 2. Square Blocked. 3. Simplified Style. 4. Semi-Blocked Style or Modified Blocked;

2. упражнения на дополнение, упражнения по типу "close", которые представляют собой ряд незавершенных предложений и сопровождаются заданием закончить их по смыслу или используя информацию прочитанного текста. Например, Look at the model and fill the gap by your personal information. My name is

_and I am writing this letter on behalf of_. I

have known_;

3. написание текста с использованием вербальной опоры: Например, Write your own beginning of the Resume. 1. Personal Information. Look at the newspaper announcement of the vacant place.Make the Resume according its demands.

Подлинно-речевые упражнения представляют собой выполнение коммуникативных заданий, т.е. в курсе используются упражнения или задания, главными чертами которых является: преимущественное внимание к содержанию, а не к лингвистической форме, соотнесенность с условиями реальной коммуникации и направленность на достижение определенного результата. Таким результатом может быть создание продукта в виде письменного речевого произведения (например, написание полного письма по заданной теме). Например, Make a Testimonial from the Reference Letter. Или, Write your own CV or Resume.

Подводя итог вышесказанному, мы хотели бы отметить, что упражнение - это один из основных видов учебных заданий, направленных на закрепление полученных знаний и умений при обучении иностранному языку. И очень важным является факт правильного выбора классификации упражнений при создании комплекса упражнений для дистанционного курса. Более того, грамотная методическая организация системы упражнений является основой успеха и эффективности всего обучения, особенно если учесть и модель дистанционного обучения.

Список литературы

1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Бутенкова Е.В., Татаринова М.А., Владимирова Л.П. Дистанционное обучение в профильной школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е.С. Полат, А.Е. Петров, М.А. Татаринова и др.]. под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2009. С. 95.

2. Солонцова Л.П. С 60 Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс): Учебник для студентов педагогической специальности и преподавателей иностранных языков разных типов образовательных учреждений / Солонцова Людмила Павловна / Алматы Эверо, 2015. С. 105.

3. Пассов Е.И., Азаровская А.Е., Голдина Е.В., Завесова Е.Г. Упражнения как средства обучения. Методическая школа Пассова. № 5. Воронеж: Интерлингва, 2002. C. 3.

4. Походзей Г.В. Комплекс упражнений по развитию иноязычной межкультурной компетенции курсантов судоводительских специальностей // Педагогическое образование в России, 2013. № 1. C. 3.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/ispolzovanie-tipologii-uprazhneniy-v-protsesse-obucheniya-msskomu-yazyku-v-natsionalnoy-shkole.pdf/ (дата обращения: 08.07.2021).

6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. С. 83-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.