Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА'

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПЛАТФОРМЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОСИСТЕМА ТУРИЗМА / ЭКОСИСТЕМА ГОСТЕПРИИМСТВА / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ТУРИЗМ 4.0 / ЦИФРОВИЗАЦИЯ СФЕРЫ УСЛУГ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайретдинова О.А.

В статье представлены результаты исследования актуальности разработки региональной цифровой экосистемы туризма и гостеприимства в рамках обеспечения перехода к концепции «Туризм 4.0» и рассмотрены основные тенденции и процессы-драйверы, формирующие спрос на реализацию, бронирование и предоставление туристических услуг в сети Интернет. Рассмотрены тренды изменений потребительского поведения, положительно влияющие на увеличение спроса и объема пользователей цифровых сервисов, к которым относятся развитие сервисов и рост рынка электронной коммерции, положительная динамика роста мобильных онлайн-продаж и формирование потребительской привычки мобильного потребления контента, увеличение числа вовлеченных пользователей в период пандемии и экономическое взросление пользователей поколения Z. Приведены данные об уровне интеграции в Интернет туристических предприятий, предоставляющих информационные услуги и осуществляющих коммерческую деятельность в Сети. Представлен актуальный ассортимент цифровых решений, и проанализировано текущее состояние их внедрения в бизнес-процессы индустрии туризма и гостеприимства в России, выявлены перспективные, с точки зрения эффективности, технологии. Проанализированы изменения онлайн-сегмента туристических услуг в 2022 году, связанные с уходом с рынка иностранных сервисов бронирования средств размещения, авиабилетов и др., а также с инициацией российских цифровых проектов, призванных обслужить имеющийся спрос внутреннего и въездного туристических потоков. В результате автором сформулированы выводы о целесообразности создания наряду с национальной экосистемой индустрии туризма и гостеприимства региональных проектов и приведены примеры уже реализуемых. Среди важных выводов можно отметить: невозможность общероссийской платформы учитывать специфику отдельно взятого региона, в результате чего единый стандарт экосистемы может негативно повлиять на конкурентоспособность региональных туристических продуктов и услуг; взаимная интеграция национальных и региональных экосистем позволит увеличить пользовательскую базу сервисов, а также сформировать углубленную систему сбора и анализа пользовательских данных о сценариях поведения и принятия решений для формирования стратегий продвижения и управления ассортиментом и туристическими потоками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CREATING A REGIONAL BUSINESS ECOSYSTEM OF TOURISM AND HOSPITALITY

The article presents the results of a study of the relevance of the development of a regional digital ecosystem of tourism and hospitality in the framework of ensuring the transition to the concept of "Tourism 4.0". The main trends and drivers that form the demand for the sale, booking and provision of tourist services on the Internet are considered. The trends of changes in consumer behavior that positively affect the increase in demand and volume of users of digital services, which include the development of services and the growth of the e-commerce market, the positive dynamics of the growth of mobile online sales and the formation of consumer habits of mobile content consumption, an increase in the number of users involved during the pandemic and the economic maturation of generation Z users, are considered. The data on the level of integration into the Internet of tourist enterprises providing information services and carrying out commercial activities on the Network are presented. The current range of digital solutions is presented and the current state of their implementation in the business processes of the tourism and hospitality industry in Russia is analyzed, promising technologies from the point of view of efficiency are identified. The changes in the online segment of tourist services in 2022 related to the withdrawal from the market of foreign services for booking accommodation, air tickets, etc., as well as the initiation of Russian digital projects designed to serve the existing demand of domestic and inbound tourist flows are analyzed. As a result, the author draws conclusions about the feasibility of creating regional tourism and hospitality industries along with the national ecosystem and provides examples of projects already being implemented. Among the important conclusions can be noted: the inability of the all-Russian platform to take into account the specifics of a particular region, as a result of which a single ecosystem standard can negatively affect the competitiveness of regional tourism products and services; mutual integration of national and regional ecosystems will increase the user base of services, as well as form an in-depth system for collecting and analyzing user data on behavior scenarios and decision-making for the formation of promotion and management strategies assortment and tourist flows

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

Regional development

Хайретдинова О.А. Khairetdinova O.A.

старший преподаватель кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 338.48:004:332.14 DOI: 10.17122/2541-8904-2022-4-42-146-152

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

В статье представлены результаты исследования актуальности разработки региональной цифровой экосистемы туризма и гостеприимства в рамках обеспечения перехода к концепции «Туризм 4.0» и рассмотрены основные тенденции и процессы-драйверы, формирующие спрос на реализацию, бронирование и предоставление туристических услуг в сети Интернет. Рассмотрены тренды изменений потребительского поведения, положительно влияющие на увеличение спроса и объема пользователей цифровых сервисов, к которым относятся развитие сервисов и рост рынка электронной коммерции, положительная динамика роста мобильных онлайн-продаж и формирование потребительской привычки мобильного потребления контента, увеличение числа вовлеченных пользователей в период пандемии и экономическое взросление пользователей поколения Z. Приведены данные об уровне интеграции в Интернет туристических предприятий, предоставляющих информационные услуги и осуществляющих коммерческую деятельность в Сети. Представлен актуальный ассортимент цифровых решений, и проанализировано текущее состояние их внедрения в бизнес-процессы индустрии туризма и гостеприимства в России, выявлены перспективные, с точки зрения эффективности, технологии. Проанализированы изменения онлайн-сегмента туристических услуг в 2022 году, связанные с уходом с рынка иностранных сервисов бронирования средств размещения, авиабилетов и др., а также с инициацией российских цифровых проектов, призванных обслужить имеющийся спрос внутреннего и въездного туристических потоков.

В результате автором сформулированы выводы о целесообразности создания наряду с национальной экосистемой индустрии туризма и гостеприимства региональных проектов и приведены примеры уже реализуемых. Среди важных выводов можно отметить: невозможность общероссийской платформы учитывать специфику отдельно взятого региона, в результате чего единый стандарт экосистемы может негативно повлиять на конкурентоспособность региональных туристических продуктов и услуг; взаимная интеграция национальных и региональных экосистем позволит увеличить пользовательскую базу сервисов, а также сформировать углубленную систему сбора и анализа пользовательских данных о сценариях поведения и принятия решений для формирования стратегий продвижения и управления ассортиментом и туристическими потоками.

Ключевые слова: туризм, цифровая экономика, платформенная экономика, экосистема туризма, экосистема гостеприимства, цифровая платформа, туризм 4.0, цифровизация сферы услуг, импортозамещение, региональный туризм.

ON THE ISSUE OF CREATING A REGIONAL BUSINESS ECOSYSTEM OF TOURISM AND HOSPITALITY

The article presents the results of a study of the relevance of the development of a regional digital ecosystem of tourism and hospitality in the framework of ensuring the transition to the concept of "Tourism 4.0". The main trends and drivers that form the demand for the sale, booking and provision of tourist services on the Internet are considered. The trends of changes in consumer behavior that

Региональное развитие

positively affect the increase in demand and volume of users of digital services, which include the development of services and the growth of the e-commerce market, the positive dynamics of the growth of mobile online sales and the formation of consumer habits of mobile content consumption, an increase in the number of users involved during the pandemic and the economic maturation of generation Z users, are considered. The data on the level of integration into the Internet of tourist enterprises providing information services and carrying out commercial activities on the Network are presented. The current range of digital solutions is presented and the current state of their implementation in the business processes of the tourism and hospitality industry in Russia is analyzed, promising technologies from the point of view of efficiency are identified. The changes in the online segment of tourist services in 2022 related to the withdrawal from the market of foreign services for booking accommodation, air tickets, etc., as well as the initiation of Russian digital projects designed to serve the existing demand of domestic and inbound tourist flows are analyzed. As a result, the author draws conclusions about the feasibility of creating regional tourism and hospitality industries along with the national ecosystem and provides examples of projects already being implemented. Among the important conclusions can be noted: the inability of the all-Russian platform to take into account the specifics of a particular region, as a result of which a single ecosystem standard can negatively affect the competitiveness of regional tourism products and services; mutual integration of national and regional ecosystems will increase the user base of services, as well as form an in-depth system for collecting and analyzing user data on behavior scenarios and decision-making for the formation of promotion and management strategies assortment and tourist flows.

Key words: tourism, digital economy, platform economy, tourism ecosystem, hospitality ecosystem, digital platform, tourism 4.0, digitalization of services, import substitution, regional tourism.

Введение

Переход от концепции «Индустрия 3.0» к «Индустрия 4.0» в различных отраслях деятельности человека актуализирует развитие экосистемных и платформенных бизнес-моделей. Смена парадигмы заключается в переходе с локальных и замкнутых систем автоматизации и управления к системам взаимной интеграции реальных объектов с информационными процессами, виртуальными объектами через информационные сети и Интернет, в рамках которых происходит взаимодействие продуктов, ИТ-систем, людей и машин. Такой переход стал доступен благодаря развитию сквозных цифровых технологий, их распространению, снижению затрат на внедрение технологических решений. Уровень доступности современных технологий ежегодно, если не ежеквартально, увеличивается.

Индустрия туризма и гостеприимства не является исключением в перестройке традиционных бизнес-процессов и систем распределения труда с учетом современных возможностей цифровых технологий и принципов организации информационных и произ-

водственных процессов. Цифровую трансформацию индустрии в научно-исследовательской и профессиональной литературе часто описывают как переход к концепции «Туризм 4.0», которая ориентирована на повышение эффективности бизнес-процессов, повышение качества услуг и увеличение спроса на производимые услуги. Процесс управления переходом к новой концептуальной модели организации экосистемы туризма и гостеприимства в контексте регионального туризма является предметом научно-исследовательской и проектной деятельности коллектива кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис». Данное исследование проводится в рамках стратегического проекта «Новая среда жизни» Уфимского государственного нефтяного технического университета по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Тренды цифровизации индустрии туризма и гостеприимства в России. Цифровизация глобальной туристической индустрии началась с 1990 года, с момента продажи первого электронного авиабилета компанией United Airlines. С тех пор в циф-

-147

Regional development

ровом пространстве ассортимент и объем реализуемых туристических услуг существенно увеличился, однако лидерство по объему реализованных услуг по-прежнему сохраняет авиа сегмент [1].

Тенденции, оказывающие влияние на преобразование туризма в России, условно можно разделить на две категории: изменение общей модели потребления и технологические тренды в туристической сфере.

Трансформация общей модели потребления обусловлена распространением электронной коммерции, увеличением потребления в цифровом пространстве, а также вовлечением большего числа пользователей в интернет-сервисы. Среди ярких трендов выделяются:

• устойчивый рост рынка электронной коммерции. В период с 2011 по 2019 годы средний ежегодный прирост составлял 28 %, однако изменение потребительской привычки в период пандемии привело к резкому скачку рынка. По итогам 2021 года объем онлайн-заказов на внутрироссийском рынке за 2021 год составил 1,7 млрд заказов, прирост к 2020 году составил рекордные 104 %, а объём онлайн-продаж достиг 4,1 трлн с приростом в 52 % [2];

• рост доли покупок с мобильных устройств. На 2019 год фиксировалось следующее распределение онлайн-покупателей по категориям: только ПК - 58 % (-7 %); ПК и мобильное устройство - 11 % (-1 %); только мобильное устройство - 31 % (+8 %). Среди мобильных покупок выделялись 53 % через мобильные приложения и 47 % — через мобильный браузер. В 2020 году в России

наблюдался двукратный прирост скачиваний мобильных приложений для совершения онлайн-покупок, который эксперты связывают с пандемией и сезонами распродаж. Темпы роста скачиваний приложений в 2021 году снизились до 33 % [3];

• увеличение аудитории онлайн-покупателей за счет достижения экономически активного возраста представителями поколения Z и вследствие ограничений в период пандемии [4];

• расширение географии покрытия интернет-связи и повышение скорости передачи данных через мобильные сети [5].

Процессы, связанные с изменением общей вовлеченности потребителей в онлайн-потре-бление и покупки, отражаются и на туристическом онлайн-сегменте. За последние годы российские туристы с каждым годом все активнее пользуются сервисами бронирования транспортных билетов и мест размещения, поиска экскурсионных предложений и т.д.

По состоянию на 2019 год основные доли онлайн-продаж в туризме приходились на услуги по продаже авиабилетов (46 %), бронированию отелей (26 %) и продаже ж/д билетов (20 %). При этом ежегодный прирост в объеме реализуемых услуг составляет в среднем 20 % и в 2019 г. достиг 1 трлн руб. [6]. Согласно исследованию «Туризм через призму драйверов и барьеров бизнеса», на конец 2019 года в сети присутствовало 58 % туристических компаний, из которых только 33 % осуществляют онлайн-продажи через сайт или мобильное приложение (рис. 1) [7].

Транспортные компании Объекты показа Турагенты Средства размещения Туроператоры

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Осуществляют онлайн-продажи ■ Предоставляют информационные услуги

Рисунок 1. Доли туристических компаний, представленных в сети Интернет

Ландшафт цифровых решений в туризме условно подразделяется на две категории: базовые и продвинутые технологии. Среди более 1000 опрошенных компаний популярными цифровыми решениями для ведения бизнеса являются базовые технологии: сайты

Региональное развитие

и электронные системы документооборота. При этом по оценке эффективности внедренных решений наибольших значений достигают продвинутые технологии: программы по обработке больших данных и управленческие технологии Agile и DevOps (рис. 2).

Рисунок 2. Распространение цифровых решений в индустрии туризма России и их индекс эффективности

На фоне развития цифровизации пользовательских сервисов актуализировался вопрос о создании в России национальной туристической экосистемы, который поднялся особенно остро после ухода с российского рынка ряда популярных иностранных сервисов, таких как Booking.com, AirBnB и др. В деловом сообществе распространено мнение, что не стоит допускать на российский рынок возвращение ненадежных партнеров и доверять им данные наших туристов. Вместо этого имеет смысл создать цифровую туристическую экосистему [8].

Шаги к системной организации туринду-стрии совершаются. Адаптируется к новым условиям сервис Russpass. Совместно с дочерней компанией «Сбера» «СберСтрахо-вание» летом 2022 г. он запустил проект «Открываем Россию вместе» [9]. Russia.travel из информационного сайта преобразован в интерактивную цифровую платформу [10]. Активизируются и другие участники рынка услуг. Например, в состав онлайн-платформы Ozon входит сервис Ozon Travel, который уже несколько лет оказывает услуги бронирования транспортных билетов, позднее начал оказывать услуги страхования, а в апреле 2022 г. заявил о запуске «в ближайшей перспективе» услуг бронирования отелей.

Услуги бронирования транспортных билетов и мест размещения оказывает ресурс «Яндекс Путешествия». Мы видим, работа идет, и есть куда стремиться. Некоторые эксперты утверждают, что цифровой туризм, несмотря на давно появившиеся решения для b2c-сегмента, все еще находится «в зачаточном состоянии», поскольку все проекты делают упор на ограниченное количество одних и тех же функций [11].

Целесообразность региональных туристических экосистем. Важным направлением можно считать цифровизацию региональных туриндустрий. Есть интересные проекты, например, в Республике Алтай разработан мобильный гид-справочник «Алтай Today» с большим перечнем услуг: бронирование гостиниц и экскурсий, заказ транспорта, туров от туроператоров, помощь в построении пеших, велосипедных и автомобильных маршрутов с привязкой к карте, предоставление информации о достопримечательностях, погоде, базах отдыха, ценах на услуги и т.д. Это пример частной инициативы.

Реализуются идеи более крупных игроков. Так, несколько городов и регионов начали выстраивать цифровую экосистему на основе информационного web-портала, мобильного

Regional development

приложения под iOS, Android и ПО для интерактивных городских панелей от компании «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в ГК «Росатом»). Как сообщается в презентации проекта, информационный портал - это «коробочное» решение, т.е. заказчик сам определяет содержание брендбука и решает, какой контент загрузить в систему [11].

Республика Башкортостан участвует в цифровых туристических проектах российского масштаба (Russpass, Russia.Travel и др.), но региональной экосистемы туризма и гостеприимства в регионе нет [12]. Может возникнуть вопрос: а зачем она нужна, если информация о Башкирии доступна многоми-лионной аудитории крупных цифровых ресурсов? Считаем, нужна.

Во-первых, контент от региона для большой системы готовится в соответствии с заданными в этой системе параметрами. В региональной системе может быть свой подход к формированию перечня услуг и, соответственно, к бизнес-предложениям партнеров.

Во-вторых, цифровые технологии позволяют владельцу системы получать данные, необходимые для составления более точного представления о региональном туристическом рынке и его игроках, о клиентских предпочтениях и соответствии предоставляемых услуг ожиданиям, о социальном портрете туристов и пр. Это важно не только с точки зрения персонификации предложений и качества таргетированной рекламы, но и в целях своевременной адаптации среды под изменяющиеся нужды туристов и корректировки региональной стратегии развития туризма и гостеприимства. Однако в ситуации сотрудничества региона с большим ресурсом

информация концентрируется вовсе не в регионе, а у лидера экосистемы, видение которого и определяет эволюционные процессы всей системы. Поэтому мы не видим противоречий в совмещении уже налаженного сотрудничества с работой в рамках региональной экосистемы туризма и гостеприимства, созданной по указанным выше причинам на основе государственно-частного партнерства.

Вывод

Таким образом, можно утверждать, что при нынешнем состоянии цифровизации туризма региональная туристическая экосистема бизнеса может рассматриваться как перспективное явление. С одной стороны, регион получает определенную пользу от общероссийских цифровых систем, например, в плане привлечения туристов, а также выявления общих для страны тенденций спроса и адаптации к спросу собственных ресурсов. Вместе с тем крупные системы не закрывают многие вопросы локального характера, не являются прямым поставщиком данных, которые могли бы точечно указать региону на сильные и слабые стороны предоставления и оказания услуг, на целесообразность встраивания в систему новых актуальных для региона сервисов, на перспективные для конкретного региона направления развития туриндустрии. Россия - гигантская страна, отличающаяся природным, историко-культурным, этническим, гастрономическим многообразием, и везде есть повод задуматься, какие ресурсы можно развить и обеспечить необходимой инфраструктурой. Большую помощь в этом способна оказать «цифра», работающая на региональном уровне.

Список литературы

1. Богомазова И.В., Аноприева Е.В., Климова Т.Б. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы // Сервис в России и за рубежом. - 2019. - № 3 (85). - С. 34-47. - DOI: 10.24411/1995-042Х-2019-10303.

2. Российский eCommerce между весной и летом 2022 [Электронный ресурс] // Data Insight. - URL: https://datainsight.ru/ Ecommerce_in_Russia_between_spring_and_ summer_2022. (дата обращения: 24.09.2022).

3. Состояние маркетинга приложений для шопинга [Электронный ресурс] //

AppsFlyer. - URL: https://www.appsflyer.com/ ru/resources/reports/ shopping-app-marketing-trends. (дата обращения: 28.09.2022).

4. Гончарук И.В. Обзор исследований о влиянии пандемии COVID-19 на развитие мировой и российской электронной торговли // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2021. - № 1 (94). - С. 66-82. - DOI 10.24866/1815-0683/2021-1/66-82.

5. Тенденции развития интернета в России и зарубежных странах: аналитический доклад / Г.И. Абдрахманова и др.; Координационный центр национального домена сети Интернет, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 144 с.

6. eTravel в России - 2019 [Электронный ресурс] // Data Insight. - URL: https:// datainsight.ru/eTravel_2019. (дата обращения: 25.09.2022).

7. Туризм через призму драйверов и барьеров бизнеса [Электронный ресурс] // Российский союз туриндустрии. - URL: https://rostourunion.ru/ assets/files/docs/2020_ csr_report.pdf. (дата обращения: 24.09.2022).

8. Головина О. Без Booking и AirBnB: как воспользоваться кризисом и занять нишу в турбизнесе [Электронный ресурс] // RB.ru: сайт. - 2022. - 1 июня. - URL: https://rb.ru/ opinion/tourism-startups/ (дата обращения: 28.09.2022).

9. СберСтрахование и Russpass помогут туристам открыть красоты России [Электронный ресурс] // Ведомости. - 2022. - 15 июля. - URL: https://sberbankins.ru/about/ news/sberstrakhovanie-i-russpass-pomogut-turistam-otkryt-krasoty-rossii/ (дата обращения: 21.09.2022).

10. Ростуризм запустил тестовую версию обновленного национального портала Russia. travel [Электронный ресурс] // ИА Интерфакс: сайт. - 2022. -20 января. - URL: https:// tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84767/ (дата обращения: 27.09.2022).

11. Соловьева Н. Региональный туризм и цифровизация [Электронный ресурс] // IT-world: сайт. - 2022. - URL: https://www.

Региональное развитие

it-world.ru/it-news/reviews/186408.html (дата обращения: 29.09.2022).

12. Маркелова Е.С., Хайретдинова О.А. Развитие мобильных гидов как тренд цифро-визации туризма // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2022. - № 1 (39). - С. 39-44. - DOI 10.17122/2541-8904-2022-1-39-39-44.

References

1. Bogomazova I.V., Anoprieva E.V., Klimova T.B. Digital economy in the tourism and hospitality industry: trends and prospects // Service in Russia and abroad. - 2019. - № 3 (85). - P. 34-47. - DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10303.

2. Russian eCommerce between spring and summer 2022 // Data Insight. URL: https:// datainsight.ru / Ecommerce_in_Russia_ between_spring_and_ summer_2022.

3. The state of marketing of shopping apps // AppsFlyer. - URL: https://www.appsflyer. com/ru/resources/reports/shopping-app-marketing-trends

4. Goncharuk I.V. Review of studies on the impact of the COVID-19 pandemic on the development of world and Russian electronic commerce // Customs Policy of Russia in the Far East. - 2021. - № 1 (94). - P. 66-82. - DOI 10.24866/1815-0683/2021-1/66-82.

5. Trends in the development of the Internet in Russia and foreign countries: analytical report / G.I. Abdrakhmanova etc.; Coordination Center of the National Internet Domain, Nats. issl. un-t "Higher School of Economics". - M.: HSE, 2020. - 144 p.

6. eTravel in Russia - 2019 // Data Insight. URL: https://datainsight.ru/ eTravel_2019.

7. Tourism through the prism of drivers and barriers of business // The Russian Union of the Travel Industry. URL: https://rostourunion.ru/ assets/files/docs/2020_csr_report.pdf

8. Golovina O. Without Booking and AirBnB: how to take advantage of the crisis and occupy a niche in the travel business // RB.ru: website. - 2022. - June 1. - URL: https://rb.ru/ opinion/tourism-startups/

Regional development

9. Sberbank Insurance and Russpass will help tourists discover the beauty of Russia // Vedomosti. - 2022. - July 15. - URL: https:// sberbankins.ru /about/news/sberstrakhovanie-i-russpass-pomogut- turistam-otkryt-krasoty-rossii

10. Rosturizm has launched a test version of the updated national portal Russia.travel // IA Interfax: website. - 2022. - 20 January. - URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/ articles/84767

11. Solovyova N. Regional tourism and digitalization // IT-world: website. - 2022. -URL: https://www.it-world.ru/it-news/ reviews/186408.html

12. Markelova E.S., Khayretdinova O.A. The development of mobile guides as a trend of digitalization of tourism // USPTU Bulletin. Science, education, economics. Series: Economics. - 2022. - № 1 (39). - P. 39-44. -DOI 10.17122/2541-8904-2022-1-39-39-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.