Научная статья на тему 'К вопросу о создании бизнес-инкубаторов в макрорегионах'

К вопросу о создании бизнес-инкубаторов в макрорегионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании бизнес-инкубаторов в макрорегионах»

© А.В. Фесюн, 2008

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ

В МАКРОРЕГИОНАХ

А.В. Фесюн

Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса можно рассматривать как действенный способ улучшения социально-экономической ситуации, реализации целей устойчивого развития макрорегионов страны. Состояние малого предпринимательства в России характеризуется следующими статистическими данными. Число малых предприятий на начало 2007 г. превысило 1 млн, увеличившись за год на 5,5 %. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей достигло 719,9, увеличившись по сравнению с 1 января 2006 г. на 37,3. При этом рост по стране в целом сопровождался ростом во всех федеральных округах [4, с. 5]. В то же время отдельные исследователи отмечают недостаточное развитие малого предпринимательства по сравнению с развитыми странами (см., напр.: [10, с. 74]).

Безусловно, развитие малого предпринимательства в России нуждается в поддержке со стороны государства. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» развитию малого предпринимательства способствует реализация мероприятий федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства [11]. В бюджете 2008-2010 гг. на эти цели заложено 12,6 млрд руб., столько же будет направлено из региональных бюджетов [12].

Одним из инфраструктурных механизмов поддержки, рассчитанных на долгосрочный период, является инкубирование бизнеса. Бизнес-инкубаторы помогают созданию и развитию малых и, как правило, инновационных предприятий. Эта функция становится все более важной, так как с течением времени выход на рынок новых предприятий будет все сложнее, в первую очередь из-за возрастающей конкурен-

ции. Задача бизнес-инкубатора - выявить перспективную бизнес-идею, помочь ее превращению в бизнес-проект, содействовать выпуску продукции и услуг, выйти с ними на рынок.

Статистические данные свидетельствуют об очень низких показателях инновационной деятельности в России в сравнении с другими странами мирового хозяйства. С 1995 г. по 2006 г. число организаций, выполнявших исследования и разработки, сократилось с 4 059 до 3 566 [9, с. 788]. Удельный вес инновационно активных предприятий в российской промышленности не превышает 10 % (см. таблицу), в то время как для стран ЕС этот показатель составляет более 50 %, США - около 70 %. Доля инновационной продукции в объеме экспорта России составляет 0,5 %, в то время как в развитых странах -около 30 %. Следует отметить, что развитие инновационных технологий напрямую связано с развитием малого бизнеса [1].

Инкубирование бизнеса в России переживает период интенсивного развития. Тем не менее накопленный опыт пока невелик. Так, если в Национальном содружестве бизнес-инкубаторов РФ на 1 марта 2003 г. насчитывалось 70 организаций-членов, то в США в это время действовало около 1 100 бизнес-инкубаторов (см. об этом: [2]). Среди макрорегионов России лидером по количеству действующих инкубаторов и развитости их инфраструктуры является Центральный федеральный округ, что обусловлено близостью к органам власти и источникам финансирования. Однако некоторые исследователи подчеркивают, что степень развитости бизнес-инкубирования в ЦФО не отражает реального научного потенциала данной территории [7].

Существуют методологические, теоретические и практические проблемы реализации концепции бизнес-инкубирования в российских макрорегионах, существенно снижающие эффективность работы действующих бизнес-ин-

Инновационные организации РФ в 2006 г.*

Таблица

Федеральный округ Число организаций, выполнявших исследования и разработки Число организаций, осуществлявших технологические инновации Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, %

Центральный 1 393 797 10,3

Северо-западный 536 290 9,4

Южный 310 242 8,5

Приволжский 540 702 10,8

Уральский 226 299 12,4

Сибирский 419 281 7,7

Дальневосточный 142 97 6,2

Российская Федерация, всего 3 566 2 708 9,7

* Составлено автором по: [9, с. 788, 818].

кубаторов. Это отсутствие единого категориального аппарата, правовая неопределенность статуса бизнес-инкубаторов, нерешенность вопросов их финансирования и кредитования, недостаток высококвалифицированных кадров и т. д. Открытыми остаются вопросы о приоритетных направлениях деятельности бизнес-инкубаторов и критериях отбора предприятий в них [3]. Недостаточная эффективность работы отдельных инкубаторов во многом обусловлена недостаточно быстрой адаптацией к стремительно меняющимся российским условиям. Необходимо, чтобы бизнес-инкубатор не просто создавал успешную модель малого бизнеса, но и способствовал формированию таких предприятий, которые даже после выхода из него могли бы гибко и оперативно реагировать на изменяющиеся условия рынка.

Подобный подход исключает статичность в программах поддержки малых предприятий. Необходимо постоянное обновление информации, предоставляемой малым предприятиям, изменение набора реализуемых услуг в соответствии с меняющимися потребностями предпринимателей. Как любое предприятие не может производить неизменный продукт на протяжении всего своего существования, так и бизнес-инкубатор должен постоянно учитывать требования внешней среды, совершенствуя технологию производства своего продукта -предпринимателя с целью поддержания и повышения его конкурентоспособности и после выхода из инкубатора.

Российское хозяйственное пространство в настоящее время переживает значительные структурные изменения, причиной которых стали экономическая и административная реформа в стране, действие процессов глобализации и региональной интеграции, создание кластеров, что приводит к формированию новых территориально-хозяйственных комплексов различных масштабов. Отражением этих процессов стало и образование макрорегионов в границах федеральных округов (см.: [6, с. 185]). Реализация государственной политики развития малого предпринимательства (в том числе создание инкубаторов бизнеса) будет эффективной лишь при учете как уже сложившихся, так и формирующихся экономических и социальных связей между отдельными территориями макрорегиона, особенностей их функционирования. Развитие экономических кластеров обусловливает появление функциональной специализации отдельных регионов (и макрорегионов), появление специфических хозяйственных связей.

Следует отметить, что МЭРТ РФ осуществляет финансовую поддержку региональных проектов создания бизнес-инкубаторов с учетом их привязки к условиям конкретной социально-экономической ситуации в данном регионе. При этом бюджетные средства направляются на создание физической инфраструктуры, с ориентацией на дальнейшее развитие финансирования в рамках партнерских отношений с бизнесом [13].

Профиль и масштаб деятельности бизнес-инкубатора, предоставляемый им набор услуг в первую очередь должны определяться условиями, ресурсами и факторами региона (определяющими его отличие от других), на базе которого создается бизнес-инкубатор. Цель создания и функционирования бизнес-инкубатора с самого начала должна быть обусловлена состоянием и перспективами развития макрорегиона и входящих в него субъектов РФ.

Новые формы административно-хозяйственной организации российского пространства должны находить отражение в практике бизнес-инкубирования. Эффективность бизнес-инкубатора как инструмента развития малого бизнеса напрямую зависит от того, насколько бизнес-инкубатор отвечает экономической ситуации в макрорегионе и насколько оперативно и гибко он сможет реагировать на изменение ситуации. Исходя из этого необходимо создавать бизнес-инкубаторы нового типа - межрегиональные бизнес-инкубаторы, которые будут в полной мере соответствовать меняющимся социально-экономическим реалиям. Бизнес-инкубатор межрегионального типа сможет в полной мере использовать ресурсы макрорегиона и, в свою очередь, становится ресурсом развития масштабной экономической системы макрорегиона. В задачах и функциях бизнес-инкубатора отражается влияние среды, а сам он становится инструментом преобразования экономической действительности.

Межрегиональная направленность деятельности бизнес-инкубатора обеспечивает устойчивое развитие фирмы после выхода из инкубатора за счет умения постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям макрорегиона, способности к саморазвитию, создания когнитивной предпринимательской среды в рамках экономических кластеров. Бизнес-инкубатор, в свою очередь, должен для этого учитывать действующие условия, в полной мере использовать потенциал макрорегиона.

Предлагаемая концепция бизнес-инкубатора включает ряд важных составляющих. Очевидно, что возможности бизнес-инкубатора нового типа существенно расширяются за счет использования условий, ресурсов и факторов масштабной экономической системы макрорегиона. В процессе формирования

общей организационной структуры инкубаторов могут привлекаться региональные и зарубежные ресурсы всех заинтересованных сторон, для которых решение данных отраслевых и межотраслевых проблем может осуществляться на межрегиональной или международной основе. Таким образом, имеет место синергический эффект за счет комплексного использования потенциалов ранее обособленных региональных хозяйств.

Предприниматели и фирмы получают больше возможностей развития за счет развития системы хозяйственных связей внутри макрорегиона и налаженных взаимоотношений между его хозяйствующими субъектами, действующими в едином хозяйственном режиме. В данном контексте макрорегион представляет собой «новую совокупность условий и ресурсов объединенных регионов или их хозяйственных субъектов» [8, с. 80].

Формирование бизнес-инкубатора межрегионального типа должно строиться исходя из принципов гармоничного соединения интересов местных органов власти, предпринимательства и общества в рамках задач региональных программ экономического развития.

Среди параметров физической инфраструктуры, помимо наличия больших площадей и значительного количества сотрудников, следует отметить необходимость существенного запаса гибкости, которым должен обладать бизнес-инкубатор межрегионального типа.

Следующим элементом концепции бизнес-инкубатора нового типа является профессиональная команда, обеспечивающая успешное функционирование его самого и развиваемого бизнеса. Генеральный директор и его подчиненные должны быть хорошими предпринимателями и менеджерами, поскольку отвечают за успех деятельности инкубатора бизнеса как предприятия. Роль менеджера важна в плане подбора «правильных» клиентов, оказания им помощи в развитии своего дела и соблюдения принципов деятельности самого инкубатора [14, р. 45]. Помимо того, менеджеры бизнес-инкубатора должны содействовать созданию предпринимательских сетей, развитию сотрудничества между предпринимателями как внутри инкубатора, так и за его пределами, обладать знанием особенностей рынка, а также учитывать специфику макрорегиона, весь

объем межрегиональных связей, знать ключевые направления развития хозяйствующих субъектов, входящих в состав макрорегиона, и передавать эти знания своим подопечным.

В качестве необходимых материальных и финансовых ресурсов при создании бизнес-инкубаторов могут выступать денежные средства и имущество предприятий и коммерческих структур, заинтересованных в реализации хозяйственных программ региона, а также государственные ресурсы. При установлении форм собственности на ресурсы и объекты бизнес-инкубатора могут использоваться как государственные, так и смешанные формы собственности при сохранении контролирующего участия государственных органов в управлении ими. Это должно дать значительно больший социально-экономический эффект, чем создание частных инкубаторов. Кроме того, при создании инкубаторов могут использоваться современные методы и механизмы инкорпорирования, то есть будут происходить процессы имущественного и правового взаимопроникновения между уже функционирующими отдельными участниками бизнеса и вновь образованными производственными структурами [5, с. 63].

Как уже отмечалось, бизнес-инкубатор межрегионального типа должен оказывать как можно более полный набор услуг, необходимый для развития предприятия. Услуги, предоставляемые инкубатором бизнеса, целесообразно разделить на функциональные и отраслевые.

Функциональные услуги включают: предоставление помещений в аренду; предоставление лабораторных помещений и оборудования для научно-технических разработок; предоставление доступа к офисному оборудованию и программно-аппаратным комплексам; почтово-секретарские услуги; услуги по приему посетителей; предоставление помещений для проведения конференций и переговоров.

К отраслевым услугам относятся: юридические; содействие коммерциализации технологии; разработка, продвижение проектов, помощь в управлении ими; образовательные и консалтинговые услуги.

1. Оказание юридических услуг осуществляется по следующим направлениям:

- помощь в предпринимательской деятельности: содействие в регистрации

предприятий различных организационноправовых форм; подготовка учредительных документов предприятий; помощь в аккредитации и регистрации филиалов и представительств; юридическое сопровождение деятельности предприятий; представление интересов клиента в арбитражном суде и других государственных органах;

- поддержка в вопросах интеллектуальной собственности: определение патентной чистоты и форм патентной защиты продукции; оформление патентной защиты; лицензирование изыскательной и проектной деятельности; содействие получению сертификатов на продукцию; подготовка договоров трансферта технологий.

2. Услуги содействия коммерциализации технологии охватывают:

-технологический аудит: оценку инновационного потенциала компании; услуги по выявлению технологий, обладающих коммерческим потенциалом; разработку описания технологий в различных форматах; анализ технического уровня разработок;

- оценку перспектив коммерциализации технологии: определение потенциальных рынков сбыта инновационной продукции; анализ влияния внешней маркетинговой среды на коммерциализацию технологии; разработку модели трансферта технологии для внутреннего и мирового рынка; выработку рекомендаций относительно метода коммерциализации технологии;

- продвижение технологии: продвижение предложений по трансферту технологии потенциальным деловым партнерам; поиск встречных деловых предложений, стратегических партнеров или покупателей технологии.

3. Разработка, продвижение, помощь в управлении проектами включают:

-услуги по разработке и продвижению проектов: проектный анализ; выработку концепции проекта; прединвестицион-ную подготовку проекта; технико-экономическое обоснование инвестиций в проект; поиск финансирования для проекта; помощь в получении кредитов и банков-

ских гарантий; подбор поставщиков технологического сырья и оборудования в России и за рубежом;

- маркетинговые и рекламные услуги: маркетинговое исследование рынка инноваций; разработку маркетинговой стратегии; маркетинговое планирование; инжиниринг;

- бизнес-планирование: разработку бизнес-плана; разработку стратегического плана развития предприятия; календарное планирование; ресурсное планирование; отслеживание хода выполнения;

- бухгалтерские услуги: централизованную бухгалтерию для начинающих предпринимателей; текущее ведение бухгалтерского учета по всем регистрам; составление внутренней документации и отчетности; расчет заработной платы.

4. Образовательные и консалтинговые услуги:

- финансовый консалтинг: оценка финансовых вложений; оптимизация финансовых вложений; оценка финансового и экономического потенциала предприятия; комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия; оценка финансовой надежности партнеров;

- налоговый консалтинг: налоговое планирование; анализ выбранных схем на предмет легитимности; оптимизация налогов; минимизация рисков;

- иные виды консалтинговых услуг: кадровый консалтинг и управление персоналом; инвестиционный консалтинг; управленческий консалтинг; антикризисный консалтинг; концессионный (франчайзинговый) консалтинг; оценка рисков при покупке бизнеса;

- образовательные услуги: посещение школы бизнеса для начинающих предпринимателей; тренинги по основам ведения бизнеса; курсы повышения квалификации для сотрудников предприятий; предоставление доступа к информационным базам данных; помощь в приобретении информации по актуальным вопросам; помощь в проведении выставок, ярмарок и т. п.

Фактический перечень предоставляемых бизнес-инкубатором межрегионального

типа услуг будет определяться профилем и масштабами деятельности каждого конкретного инкубатора, а также наличием спроса на определенные услуги, степенью развитости экономики макрорегиона и т. п.

В перспективе предполагается объединение наиболее эффективных инкубаторов в отдельных регионах в сети для формирования устойчивой предпринимательской среды, ориентированной на инновационное развитие макрорегиона с учетом всего многообразия его условий, ресурсов, факторов, сложившихся межрегиональных связей. Подобный подход обеспечит успешное формирование и функционирование экономических кластеров, повышение конкурентоспособности, устойчивости и безопасности макрорегиона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бекетов, Н. В. Современные тенденции развития науки и инновационной деятельности / Н. В. Бекетов // Проблемы современной экономики. - 2005. - N° 3. - Режим доступа: http://www.m-есопоту. т/аП^р3 ?агШ=20985.

2. Взаимодействие малого и крупного бизнеса : информ.-аналит. сб. материалов IV Всерос. конф. представителей малых предприятий, Москва, апрель 2003 г. / под ред. В. Ш. Каганова [и др.]. - М. : Ин-т предпринимательства и инвестиций, 2003.

3. Вышегородцев, М. М. Бизнес-инкубирование - бизнес или социальная функция / М. М. Вышегородцев // Материалы I межрегиональной научно-методической конференции по бизнес-инкубированию, Москва, Зеленоград, 29-30 июня 2006 г.- М., 2006.- С. 3-7.

4. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2006 г. : ежекварт. ин-форм.-аналит. докл. / Нац. ин-т систем. исслед. пробл. предпринимательства. - М., 2007.

5. Иваницкий, А. Ю. Совершенствование управления в регионах России на основе создания бизнес-инкубаторов / А. Ю. Иваницкий, Л. В. Ежкин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - N° 5.

6. Иншаков, О. В. О стратегии развития Южного федерального округа / О. В. Иншаков // Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути развития / под ред. акад. РАН А. Г. Гранберга. - М. : Наука, 2004.

7. Иоффе, А. Д. Бизнес-инкубирование как ключевое развитие малого предпринимательства / А. Д. Иоффе // Материалы I межрегиональной на-

учно-методической конференции по бизнес-инкубированию, Москва, Зеленоград, 29-30 июня 2006 г.- М., 2006.- С. 8-11.

8. Модернизация Юга России на базе МТК: проблемы, приоритеты, проекты / под ред. О. В. Ин-шакова ; ЮНЦ РАН ; ВолГУ - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2007.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006 : стат. сб. / Росстат. - М., 2007.

10. Тореев, В. Б. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства / В. Б. Торе-ев, О. Е. Вороновская // Экономическая наука современной России. - 2002. - N° 3.

11. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня

1995 г. - Режим доступа: http:IIwww.mbm.ruIlawsI DocumShow.asp?DocumID=79940.

12. Федеральный закон РФ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 г. - Режим доступа: http:IIwww.1.minfm.m/budjetfzfb_2008-2010.zip.

13. Фокин, К. П. Бизнес-инкубирование и государственная экономическая политика I К. П. Фокин II Материалы I межрегиональной научно-методической конференции по бизнес-инкубированию, Москва, Зеленоград, 29-30 июня 2006 г. - М., 2006.- С. 26-31.

14. Markley, D. M. A Business Incubator: Operating Environment and Measurement of Economic and Fiscal Impacts I D. M. Markley, K. T. McNamara. -West Lafayette : Purdue University, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.