Научная статья на тему 'К вопросу о современных особенностях медицинского образования'

К вопросу о современных особенностях медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MEDICAL EDUCATION / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH CARE / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нечаев В.С., Саурина О.С.

Рассмотрены современные особенности медицинского образования в условиях влияния глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards state-of-the-art peculiarities of medical education

The actual characteristics of medical education in conditions of globalization impact are considered

Текст научной работы на тему «К вопросу о современных особенностях медицинского образования»

Литература

1. Бочков С.О., Николаев А.И. Государственно-частное партнерство в РФ: экономическое содержание и правовое обеспечение // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2007. - № 1-2. // Электронный ресурс. http://dpr.ru/j ournal/journal_30_8.htm

2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. - 2004. - № 6 (20). - С. 172.

3. Шишкин С.В. Внедрение новых медицинских технологий в медицинских организациях. Зарубежный опыт и российская практика: НИУ Высшая школа экономики, 2013. - 271 с.

4. Acerete B., Stafford A. and Stapleton P. Spanish healthcare public private partnerships: the "Alzira model" [Электронный ресурс] Research. mbs.ac.uk/.../...

5. Le Grand, J. The provision of health care: is the public sector ethically superior to the private sector? // In: Hidden Assets: Values and Decision-Making inthe National Health System. - London: King's Fund UK, 2002. - P. 124-142.

6. Lim M.K. Shifting the burden of health care finance: a case study of public-private partnership in Singapore // Health Policy. - 2004. - № 69. - P. 83-92.

7. Smee J.O. Russian Federation (IMF Economic Reviews). - New York: IMF, 1995. - 140 p.

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.С. Нечаев*, О.С. Саурина**

Рассмотрены современные особенности медицинского образования в условиях влияния глобализации.

Ключевые слова: медицинское образование, здравоохранение, глобализация.

The actual characteristics of médical éducation in conditions of globalization impact are considered.

Key words: medical education, health care, globalization.

Состояние здоровья населения России зависит от профессиональной подготовленности медицинского персонала, которая определяется качеством, состоянием и содержанием медицинского образования - системы подготовки и

* ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», г. Москва

** Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, Воронеж, Россия

Нечаев Василий Сергеевич - д.м.н., профессор, зав. отделом, vn52@inbox.ru Саурина Ольга Семеновна - д.м.н., профессор, кафедра общественного здоровья, экономики и управления в здравоохранении института дополнительного профессионального образования Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко Минздрава России, o.saurina@vsmaburdenko.ru

усовершенствования врачей, провизоров, среднего медицинского персонала и научно-педагогических медицинских кадров [1].

Содержание, предмет, тематика и эффективность обучающих программ и учебных модулей зависят от полноты учета глубоких и противоречивых изменений, которые за последние десятилетия произошли и происходят в медицине и здравоохранении. Ведущая причина этих перемен - глобализация, которая представляет собой процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых информационных технологий [2].

Глобализация активно изменяет содержание научного медицинского знания, воздействует на процессы его получения и понимания медицинскими работниками. Медицинское образование учитывает актуальные потребности клинической медицины и здравоохранения, принимает и включает в процесс обучения их достижения для подготовки медицинских специалистов с наборами востребованных профессиональных медицинских знаний для их применения наиболее эффективным образом.

Охрана и укрепление здоровья населения, лечение и профилактика заболеваний продолжает сохраняться как постоянная цель здравоохранения. Однако изменения, которые глобализация вносит в системные условия функционирования медицинского образования, клинической медицины и здравоохранения, играют все более активную роль в определении содержания и качества деятельности этих секторов.

В медицинском образовании, клинической медицине и здравоохранении в основу закладывается экономический принцип, когда многие формы деятельности связанные со здоровьем, болезнью, лечением, профилактикой и реабилитацией все чаще рассматриваются с финансово-экономических позиций и оцениваются с точки зрения снижения затрат. Понятие «медицинская помощь» настойчиво подменяется узким экономическим и сервисным понятием «медицинская услуга».

В медицинском образовании, клинической медицине и здравоохранении, которые по определению относятся к социально значимым отраслям, расширяется применение методов корпоративного менеджмента за счет внедрения принципа унификации, который накладывает жесткие рамки на управление за счет регламентации оптимального числа видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей. Менеджмент

сосредотачивается на решении текущих «узких производственных» вопросов в ущерб системным потребностям. Экономический компонент здравоохранения и финансово-экономические аспекты клинической медицины постепенно вытесняют и подменяют собой социально-этические составляющие их деятельности, что несет опасность уменьшения доступности медицинской помощи для различных групп населения.

Качество и эффективность медицинской помощи начинают оцениваться с позиций экономической эффективности. Здравоохранение постепенно «рассекается» на две неравноценные составляющие - на здравоохранение для богатых и здравоохранение для бедных. Клиническая медицина получает для своего приложения две области состояния здоровья населения - болезни богатых и болезни бедных.

В текущей деятельности медицинского образования, клинической медицины и здравоохранения увеличивается число и усиливается приоритет стандартов, типовых нормативов, требований, протоколов и порядков. В здравоохранении нарастает заорганизованность деятельности, в клинической медицине ужесточается стандартизация лечебно-диагностического процесса. Тем самым затрудняется определение, анализ и понимание многофакторных и многоаспектных явлений. Возникает опасность утраты со временем способности к творческому мышлению, синтезу знаний и их всестороннему пониманию.

В клинической медицине и здравоохранении возрастает влияние фактора неопределенности. Возникновение неожиданных причинно-следственных связей ведет к таким плохо прогнозируемым и трудно преодолимым последствиям, как возникновение новых заболеваний (ВИЧ-инфекция, атипичная пневмония) или непредвиденные последствия управленческих или медико-клинических решений, которые требуют привлечения существенных дополнительных и незапланированных научно-исследовательских, организационных, человеческих, управленческих, финансовых и иных ресурсов.

Неопределенность способствует генерации неизвестных прежде «нарушений порядка», которые вносят хаотизацию в привычную упорядоченность способов и правил деятельности медицинского образования, клинической медицины и здравоохранения.

В медицинском образовании, клинической медицине и здравоохранении наука (особенно фундаментальная) утрачивает роль главной производительной силы общества, смещается в область прикладного научного знания и

используется для решения частных клинических, технологических, организационных и иных текущих вопросов.

Вызовы глобализации медицинскому образованию состоит в том, что даже в условиях обеспеченности здравоохранения и клинической медицины высокотехнологичными ресурсами, возникает тенденция снижения уровня профессиональной подготовленности медицинских работников, ослабления качества оказания медицинских услуг и ухудшения состояния здоровья населения и его многочисленных медико-демографических групп.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

2. Делягин М. Мировой кризис: общая теория глобализации. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 768с.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. СЕРПУХОВА НА 2011 -2013 гг.»

Е.Ю. Огнева*, С.М. Сердюковский**

В статье представлен сравнительный анализ показателей, запланированных в Программе «Развитие системы здравоохранения г. Серпухова на 2011-2013 гг.», с фактически достигнутыми значениями. Обоснованы недостатки перечня регламентируемых показателей.

Ключевые слова: реформирование здравоохранения, модернизация, целевая программа.

The paper presents the comparative analysis of indicators scheduled in the Program of "The development of healthcare system in the city of Serpukhov for 2011-2013" with actually achieved values. The substantiation is provided for shortcomings in the regulated indicators list. Key words: healthcare reformation, modernization, target program.

В Российской Федерации реформирование здравоохранения началось с принятия в 1991 г. Закона о медицинском страховании. Очередной этап реформирования, датируемый 2005 г., было решено проводить в форме модернизации, которая была обусловлена множеством проблем, препятствующих обеспечению достаточности государственных гарантий

* Администрация г. Серпухов Московской области

** ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А.Семашко», г. Москва

Огнева Екатерина Юрьевна - зам. Главы администрации г. Серпухов, начальник Управления здравоохранения, ogneva-e@mail.ru

Сердюковский Сергей Маркович - к.м.н., ст. научный сотрудник, коtdel-77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.