Научная статья на тему 'К вопросу о современных формах первичной (педагогической) профилактики криминального поведения молодежи'

К вопросу о современных формах первичной (педагогической) профилактики криминального поведения молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / КРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ / ПОСЕЩЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / MINORS' CRIMINALITY / YOUTH'S CRIMINAL BEHAVIOUR / PRIMARY PREVENTION / FORMS OF PREVENTION / DELINQUENCY PREVENTION / VISITING CORRECTIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурлака С.А., Пономаренко А.Д.

Работа посвящена проблеме поиска эффективных средств профилактики криминального поведения учащихся и студентов. В ней анализируются современные криминологические показатели подростковой преступности, формы ее ранней (первичной) профилактики. Авторы акцентируют внимание на такой специфической форме профилактики девиантного поведения молодежи, как посещение исправительного учреждения обучающимися образовательных организаций различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурлака С.А., Пономаренко А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on modern forms of primary (pedagogical) prevention of youth’s criminal behaviour

This work is devoted to a problem in searching the effective means of prevention of pupils and students’ criminal behaviour. It analyzes modern criminological indicators of youth’s criminality and the forms of its early (primary) prevention. The authors focus attention on such specific form of prevention of the youth’s deviant behaviour as a visiting of correctional institution by trainees from the educational organisations of various level.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современных формах первичной (педагогической) профилактики криминального поведения молодежи»

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ФОРМАХ ПЕРВИЧНОИ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРОФИЛАКТИКИ КРИМИНАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

TO A QUESTION ON MODERN FORMS OF PRIMARY (PEDAGOGICAL) PREVENTION OF YOUTH'S CRIMINAL

BEHAVIOUR

УДК 343.85

С.А. БУРЛАКА,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) burlacka.serezha@yandex.ru

S.A. BURLAKA,

candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

А.Д. ПОНОМАРЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) (4722) 52-13-61

A.D. PONOMARENKO,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: работа посвящена проблеме поиска эффективных средств профилактики криминального поведения учащихся и студентов. В ней анализируются современные криминологические показатели подростковой преступности, формы ее ранней (первичной) профилактики. Авторы акцентируют внимание на такой специфической форме профилактики девиантного поведения молодежи, как посещение исправительного учреждения обучающимися образовательных организаций различного уровня.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, криминальное поведение молодежи, первичная профилактика, формы профилактики, профилактика делинквентности, посещение исправительного учреждения.

Abstract: this work is devoted to a problem in searching the effective means of prevention of pupils and students' criminal behaviour. It analyzes modern criminological indicators of youth's criminality and the forms of its early (primary) prevention. The authors focus attention on such specific form of prevention of the youth's deviant behaviour as a visiting of correctional institution by trainees from the educational organisations of various level.

Keywords: minors' criminality, youth's criminal behaviour, primary prevention, forms of prevention, delinquency prevention, visiting correctional institution.

Сегодня наше государство переживает сложный период переориентации политических, экономических и нравственно-культурных процессов в условиях осложнившейся внешнеполитической обстановки. О сложной ситуации

свидетельствуют дестабилизационные процессы, которые проявляются, в частности, в значительном росте общей преступности, а также преступности молодежи. Данное обстоятельство требует новых подходов к обеспечению правопорядка.

Одними из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, являются поиск путей снижения роста правонару-шающего поведения детей и подростков, а также повышение эффективности его предупреждения и профилактики.

Рост преступности несовершеннолетних во многом зависит от совокупности факторов, к которым можно отнести демографические показатели, экономическую ситуацию в стране, показатели раскрываемости преступлений и семейное неблагополучие. По справедливому мнению Я.И. Гилинского, традиционный ряд факторов молодежной преступности можно дополнить способностью молодых людей быстрее и лучше адаптироваться в быстро меняющемся мире по сравнению со взрослыми. Другое дело, каковы пути этой адаптации: быстрое трудоустройство, занятие мелким частным бизнесом, уход в наркотики, в ряды организованной преступности, чья деятельность значительно более латентна, нежели уличная преступность [1].

По данным МВД России на сегодняшний день несовершеннолетними и при их соучастии совершается каждое двадцатое (5,0%) преступление, а в Крымском федеральном округе - каждое двадцать седьмое (3,6%). 54 870 (5,4%) преступлений совершено в 2014 году учащимися и студентами (из них тяжких и особо тяжких - 13786), и это несмотря на уменьшение количества представителей данной возрастной группы [7]. Вместе с тем в криминологической литературе совершенно обоснованно отмечается, что преступления несовершеннолетних обладают достаточно высокой латентностью [2, с. 106-108; 3, с. 235; 6, с. 37-38], поэтому, полагаем, статистические данные о подростковой преступности не могут отразить в полной мере размеры данного негативного явления.

Показательными, пожалуй, следует считать следующие цифры. Из числа несовершеннолетних, совершивших преступления, почти 18 тысяч отбывают наказание в местах лишения свободы. Попав однажды в места лишения свободы, подросток в дальнейшем после освобождения продолжает совершать преступления. Согласно данным статистики в первые три года после освобождения повторно совершают преступления до 45% бывших воспитанников воспитательных колоний. Среди рецидивистов молодого возраста 45-52% составляют осужденные, впервые совершившие преступление в 14-16 лет. Многие исследователи отмечают, что до 90% особо опасных рецидивистов и преступников-профессионалов свое первое преступление совершили в несовершеннолетнем возрасте [4, с. 18].

Именно молодые правонарушители являются своеобразным «резервом» армии профессио-

нальных преступников. Стремление проявить свою самостоятельность, реализовать себя является зачастую одной из причин, толкающих этих лиц на совершение преступлений. Поскольку активность несовершеннолетних достаточно высокая, их легче в некоторых случаях склонить к совершению преступлений. Кроме того, их интеллектуальные и физические возможности представляют собой большой криминогенный резерв. В поступках подростков, склонных к криминальному поведению, отмечаются как неадекватная оценка конкретной ситуации из-за недостаточного жизненного опыта, так и переоценка своих сил и возможностей, несоответствие притязаний реальному положению вещей, склонность к копированию действий старших, инфантильность мотивов, подверженность мотивации действий внешним влияниям, колебания самооценки.

В настоящее время в России доминирует двухуровневая модель профилактики подростковой преступности, структурными элементами которой являются: 1) учреждения, осуществляющие первичную, раннюю профилактику, к которой относятся детские дошкольные учреждения, средние общеобразовательные школы, учреждения дополнительного и профессионального образования и др.; 2) учреждения, выполняющие вторичную (непосредственную) профилактику, куда входят Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей,колонии, спецшколы, профессиональные училища и т.д. Профилактическое воздействие на подростков осуществляется, как правило, в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии и когда такие явления уже имеют место, но существует реальная возможность их нейтрализации.

Эффективность первичной профилактики связана с предупреждением дезадаптации несовершеннолетнего. Ранняя профилактика направлена на предупреждение отрицательного влияния на подростка, а также воспитание и формирование положительного развития личности. Основная нагрузка в системе ранней профилактики ложится на семью и образовательные учреждения.

В ювенальную юстицию, то есть осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних, экспериментально внедряются различные методы - восстановительное правосудие, применение альтернативных санкций, социально-психологические программы реабилитации. Опыт показывает, что их положительный эффект в отдельных случаях зависит от того, насколько персонифицирован контакт специалиста и несовершеннолетнего подсудимого. Другими словами, эффективность профилактики преступности несовершеннолетних и молодежи, неважно - пер-

вичной или вторичной, напрямую зависит от того, насколько глубоко и правильно задействована в этом процессе личность подростка и личность взрослого, идущего на контакт.

Безусловно, профилактику криминальной деви-антности надо начинать с детства, с «ученической скамьи» (первичная педагогическая профилактика). Подростки, с которыми мы встречаемся на улице, в учебных аудиториях вуза и школьных классах, уже имеют комплекс установок по отношению к закону, нормам и правилам взрослого общества. На их формирование влияют семейное воспитание, среда развития, социальный статус семьи, характер социальной группы, к которой себя причисляет подросток, и его статус в ней, система деятельности и отношений, в которые включен подросток, особенности личности и характера, физическое и психическое здоровье, наследственные и многие другие факторы. Повлиять на смену этих, во многом уже деструктивных, установок только одними словами невозможно.

Кроме того, в работе с подростками всегда надо помнить, что их возраст - это, во-первых, возраст группирования со сверстниками и, во-вторых, возраст эмансипации, в данном случае, свержения взрослых с пьедестала непогрешимости. Поэтому нужно пользоваться особыми кодами доступа. Это значит, что можно и нужно апеллировать к их знаниям, опыту, мировоззрению; использовать тот язык, который входит в их систему значений; опираться на принятые в их среде традиции и эстетику образов.

Таким языком и такой эстетикой, обращенной непосредственно к эмоциям и жизненному опыту трудных подростков, да и большинства подростков вообще, обладают многие современные формы изобразительного и кинематографического искусства. Комикс, граффити, мультфильмы, аниме как атрибуты подросткового мира снимают действие защитных механизмов протестного поведения и становятся информационным поводом и формальным пространством для обсуждения. (В свое время психологами-экспертами опыт использования комикса и карикатуры был признан наиболее удачным для профилактики наркомании.) Запугивание, назидания и казенные сухие убеждения не работают. С психологической точки зрения более грамотно спрашивать, побуждать к размышлениям, советоваться, предоставлять выбор, иронией и насмешкой развенчивать ореол «крутизны» порока [5, с. 9].

Еще одной из эффективных форм профилактики делинквентности и криминального поведения молодежи может стать познавательная и эмоционально насыщенная выставка, в которой экспонатами становятся визуальные и вербальные образы вечной темы преступления и наказания

[5, с. 10]. Но опять же, цель этой выставки - не запугивать ужасами неволи, а пробудить в зрителе глубокие внутренние переживания и раздумья над жизнью и собственным местом в ней.

Многолетний (более 10 лет!) опыт организации и проведения выездных практических занятий с курсантами, слушателями и студентами юридических вузов на базе Управления ФСИН России по Белгородской области, посещения совместно с ними ФКУ исправительной колонии № 5 строгого режима УФСИН России по Белгородской области позволяет нам выделить такую новую специфическую форму профилактики криминального поведения молодежи, как посещение исправительного учреждения обучающимися образовательных организаций различного уровня. По своей сути -это короткая экскурсия в тюремный мир со всеми картинами его нелегкого быта.

Наша убежденность в действенности данной формы профилактики основывается на многолетнем наблюдении за эмоционально-личностными изменениями обучающихся в период проведения выездного практического занятия. Коротко наблюдаемый эффект можно охарактеризовать как эмоциональный взрыв, резкую переоценку своего отношения к тюремной жизни и тюремной субкультуре, тюремной романтике. Как свидетельствуют данные опроса курсантов, осуществляемого на выходе из исправительной колонии, сама атмосфера исправительного учреждения вызывает у молодого посетителя резкое отторжение всего, что связано с уголовным миром или сопричастно ему (96% опрошенных).

И хотя экскурсия в исправительное учреждение, в отличие от выездного группового учебного занятия, преследует совершенно иные цели, ее профилактический эффект может быть достигнут путем последовательного проведения сходных с учебным занятием мероприятий:

- ознакомление посетителей с историей исправительного учреждения, его внутренним распорядком и категорией содержащихся в нем осужденных;

- посещение административных объектов и помещения дежурной части исправительной колонии;

- посещение помещений отрядов и комнат отдыха осужденных, ознакомление с бытом осужденных, условиями отбывания ими наказания;

- посещение штрафного изолятора (ШИЗО) и помещений камерного типа исправительного учреждения;

- посещение производственных объектов;

- посещение столовой для осужденных и коммунально-бытовых объектов учреждения;

- общение с осужденными, пользующимися правом передвижения без конвоя и сопровождения.

В проведении каждой экскурсии должны принимать участие опытные работники исправительного учреждения, в задачу которых, помимо обеспечения безопасности посетителей, входят необходимые пояснения относительно порядка и условий отбывания осужденными уголовного наказания, их взаимоотношений с персоналом учреждения и друг с другом.

По нашему замыслу посещение исправительного учреждения должно пробудить в посетителях особый, личностно окрашенный отклик на тему преступления и наказания, идущий от их личного опыта и чувств. Поскольку главные адресаты экскурсии - молодежь, то и эффект от нее должен заранее оцениваться с позиции «Не навреди».

Для этой экскурсии очень важны комментарии и обсуждения поднятой проблемы. В противном случае эффект может оказаться прямо противоположен предполагаемому и закладываемому кураторами экскурсии. Часто правозащитный пафос гуманизации системы наказания приводит к тому, что осужденные, причинившие страдания другим людям, предстают исключительно в образе несчастных жертв сложившихся обстоятельств, что порождает в сознании большинства молодых людей презумпцию безответственности.

Наша задача - заставить юного посетителя исправительного учреждения, особенно из категории повышенного риска, взвесить собственные предпочтения: возможно, заняться их переоценкой, но в любом случае задуматься о морально-нравственных и правовых регуляторах своего поведения. А это невозможно ни без грамотного, продуманного ведения экскурсии, ни без последующего обсуждения полученных впечатлений. Поэтому в работе по организации посещения исправительного учреждения мы рекомендуем использовать такие приемы воздействия, как интерактивный путеводитель, рефлексивный тренинг, каскадные дискуссии и психологический мониторинг.

Как еще не взрослые люди, находящиеся в периоде кризиса идентичности, воспримут увиденное на территории исправительного учреждения: картины жизни пенитенциарной системы России, лица и истории преступивших закон? Можно предположить, что в этот момент активизируются их собственные знания и взгляды на проблему, часто эмоциональные и продиктованные сложными личными отношениями с системой наказания за проступки. Из чего же складываются эти взгляды у нынешней молодежи?

Очевидно, что у достаточно большой части детей и подростков тема преступления и тюрьмы представлена в виде семейных историй и родительских позиций. Личный виктимный опыт (пребывание в роли жертвы преступных посягательств) или опыт

его близких включает сложные, противоречивые, порой прямо противоположные тенденции переживания события: от агрессии, направленной на самого себя, до желания отомстить - ответить на преступление такими же преступными действиями. Если близкие причастны к уголовному миру, они часто либо наделяются чертами негативными и отвергаемыми, но, в силу возраста, притягательными для подростков, либо несут на себе ореол незаслуженного мученичества и несправедливой кары. И тогда их поступки воспринимаются молодыми людьми как если уж не оправдываемые, то эмоционально сопереживаемые.

Столь же двойственным и действенным влиянием обладают многочисленные фильмы и сериалы, герои и антигерои которых легко и оправданно преступают закон при решении жизненно важных для них проблем. Симпатия к этим персонажам, наделенным обаянием талантливых или просто популярных актеров, и идентификация с ними ложатся в основу ценностного багажа впечатлительных подростков. Они начинают рассматривать возможность достижения своих целей, не считаясь с законом. А часть подростков, которые находятся под влиянием сразу нескольких факторов риска, переходят к прямому подражанию и даже к формированию поведенческих стратегий криминального типа. И если раньше тюремная субкультура, выплескиваясь на волю, оставалась локализованной и просеивалась сквозь идеологические фильтры, то теперь, став воистину «народным достоянием», она поднялась до самых верхов и через СМИ поддерживается и активно внедряется в массовое сознание.

Учитывая характерный для несовершеннолетних и юношества протестный максимализм, можно понять склонность некоторой наиболее подвижной и чувствительной части этого сообщества к нарушению закона как к естественному, неизбежному и даже прогрессивному образу жизни. За последние десятилетия выросло целое поколение, демонстрирующее нам либо примеры полного, ничем не сдерживаемого правового нигилизма и морального упадка, либо - образцы высоты духа и нравственного преодоления. Сегодня борьба добра и зла проходит в душе каждого человека, стоящего перед выбором пути. Особенно это актуально для вступающих в жизнь. И потому так важно, кого они выбирают носителем ценностей и норм.

Наша экскурсия не предполагает традиционного сопровождения, где экскурсовод отвечает на заранее им самим сформулированные вопросы и проводит всех по заданному маршруту. Идет живой диалог возле объектов колонии, где в центре внимания ведущего находится не готовый заученный текст, а вопросы и комментарии зри-

телей. Важно, чтобы вектор беседы направлялся ведущим, но не директивно, а исподволь, ведь он тоже имеет право и даже должен задавать вопросы своим собеседникам. Вопросы, заданные ведущим после экскурсии, настраивают ребят на вдумчивое, не поверхностное обсуждение темы. Это те ценностные ориентиры, которые задают общую социальную направленность поведения - те выводы, которые сделают зрители в конце дискуссии.

Непосредственно после посещения исправительного учреждения, учитывая эмоциональную неоднозначность увиденных картин жизни пенитенциарной системы, нужно дать зрителям возможность отрефлексировать, проговорить

свои чувства, впечатления, мысли. Прежде чем начинать работу с подростками, с содержанием экскурсии должны познакомиться сами взрослые, причем по той же модели, что мы предлагаем для детей.

При всем этом необходимо четко осознавать, что нельзя добиться сколько-нибудь действенных профилактических эффектов, рассчитывая только на личную сознательность подростков. Необходимо создавать и развивать государственные системные инфраструктуры, направленные на поддержку социально желательного поведения молодежи из групп риска. И обязательно надо готовить к этой работе специалистов во всех существующих и вновь образованных структурах.

Литература

1. Гилинский Я. Преступность несовершеннолетних в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.index.org.ru/ nevol/2005-3/gili_n3.htm

2. Зигмунт О.А. Преступники и потерпевшие от насильственных преступлений: исследование латентной преступности несовершеннолетних // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 1. С. 106-116.

3. Мещерякова Е.И. Превентивная педагогика в работе сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних с трудновоспитуемыми подростками // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 1. С. 235-240.

4. Они приходят ниоткуда и уходят в никуда... Проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних заключенных. - М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2004. 26 с.

5. Осторожно, тюрьма! Методическое сопровождение выставки. - М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2008. 25 с.

6. Софинская Е.Д. Насилие в школе (к постановке проблемы) // Юридическое образование и наука. 2013. № 1. С. 37-40.

7. Характеристика лиц, совершивших преступления. Общие сведения о состоянии преступности. Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2014 года // Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mvd.ru/upload/site1/document_file/pxOrdPt4BF.pdf

References

1. Gilinsky J. Juvenile Delinquency in Russia. [The electronic resource]. Available at: http://www.index.org.ru/nevol/2005-3/gili_ n3.htm

2. Zygmunt O.A. Criminals and victims of violent of crime: a study of latent juvenile crime // Legal science and law enforcement practice. 2013. № 1. P. 106-116.

3. Meshcheryakova E.I. Preventive pedagogy in the work of the staff divisions on Affairs of minors with behavioural problems of adolescents // Bulletin of Voronezh Institute of MIA Russia. 2014. № 1. P. 235-240.

4. They come from nowhere and go nowhere... the problems of social rehabilitation of juvenile prisoners. - M.: NGO «Center for assistance to criminal justice reform», 2004. 26 р.

5.Ostorozhno, prison! Methodological support of the exhibition. - M.: NGO «Center of assistance to reform of criminal justice», 2008. 25 р.

6. Sofinsky E.D. School Violence (to problem statement) // Legal education and science. 2013. № 1. P. 37-40.

7. Characteristics of persons who have committed crimes. General information about the state of crime. A criminality condition in the Russian Federation in January - December 2014 // The Official website of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. [Electronic resource]. Available at: https://mvd.ru/upload/site1/document_file/pxOrdPt4BF.pdf

(статья сдана в редакцию 17.12.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.