Научная статья на тему 'К вопросу о социальных гарантиях, предоставляемых государственным служащим в рамках трудовых правоотношений'

К вопросу о социальных гарантиях, предоставляемых государственным служащим в рамках трудовых правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
536
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гераскевич Алена Игоревна, Яценко Анастасия Олеговна

В настоящей статье подтверждена необходимость социальной защиты государственных служащих в условиях динамично развивающегося общества, так как труд государственных служащих характеризуется важностью решаемых ими задач по управлению государством, а также повышенными нервно-психологическими нагрузками. Это обусловливает возможность и необходимость особого правового режима социальной защиты государственных служащих, состоящих в трудовых правоотношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гераскевич Алена Игоревна, Яценко Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социальных гарантиях, предоставляемых государственным служащим в рамках трудовых правоотношений»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ

В РАМКАХ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

1 2 Гераскевич А.И. , Яценко А.О.

1Гераскевич Алена Игоревна - магистрант; 2Яценко Анастасия Олеговна - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Крымский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Симферополь

Аннотация: в настоящей статье подтверждена необходимость социальной защиты государственных служащих в условиях динамично развивающегося общества, так как труд государственных служащих характеризуется важностью решаемых ими задач по управлению государством, а также повышенными нервно-психологическими нагрузками. Это обусловливает возможность и необходимость особого правового режима социальной защиты государственных служащих, состоящих в трудовых правоотношениях.

Ключевые слова: социальная защита, социальные гарантии, муниципальный служащий, государственная служба.

В сегодняшнем динамично развивающемся обществе немаловажное значение имеет создание соответствующих условий для такого развития. Наряду с разработкой и принятием законопроектов, регулирующих жизнедеятельность общества, необходимо формирование особой социально-профессиональной группы управленцев. От имени государства функцию управления в обществе осуществляют государственные служащие. Самой мощной частью государственной системы является исполнительная власть, непосредственно распоряжающаяся финансовыми и материальными ресурсами всей страны. В системе органов государственной власти работает около 90 % всех государственных служащих. При правильном и оптимальном управлении страна становится процветающей.

Деятельность государства реализуется с помощью института государственной службы. Государственными гражданскими служащими в Российской Федерации являются граждане, которые заняты в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению реализации полномочий этих органов.

В ст. 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1 установлено, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, который принял на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Осуществление гражданским служащим профессиональной деятельности на определенной должности происходит на основании акта о назначении его на должность, а также служебного контракта, заключаемого с ним. За это государственному служащему выплачивается денежное содержание, финансирование которого происходит из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

1 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.

Государственные служащие позиционируются как некое связующее звено между государством и гражданами, поэтому им обоснованно предоставляются определенные социальные льготы. В состав системы социальной защитой включено социальное обеспечение, социальное страхование и социальная поддержка.

Под социальной защитой государственных гражданских служащих, членов их семей понимается совокупность государственных мероприятий, нацеленных на обеспечение служебного иммунитета государственных служащих, защиту от социальных рисков и конфликтов интересов в ходе осуществления деятельности, а также система государственного обеспечения государственных служащих и членов их семей после окончания службы в связи с выполняемые ранее государственными обязательствами.

Таким образом, определим, что:

- государственная служба является специфическим видом трудовой деятельности, требующим специфического нормативно-правового регулирования;

- интенсивность, повышенная ответственность государственных служащих в ходе осуществления государственной службы должны соответствующе оцениваться государством, что проявляется в предоставлении достойного уровня социальной защиты.

Как указывают М.А. Букрина и А.О. Яценко, «нормы трудового законодательства устанавливают общие требования к регулированию трудовых отношений между любыми работодателями и работниками, независимо от того является ли работодателем государственная организация, частная компания или индивидуальный предприниматель, а также независимо от социального статуса физического лица -работника. В то же время в трудовом законодательстве присутствует ряд норм, направленных на регулирование отношений именно с отдельной категорией работников»1. Указанное относится и к государственным служащим, в отношении труда которых имеется специальное нормативно-правовое регулирование.

В ст. 8 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года №7-ЗРК «О государственной гражданской службе»2 указано, что порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы Республики Крым определяется законом Республики Крым.

Законом Республики Крым «О государственной гражданской службе Республики Крым» устанавливает порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Республики Крым государственным гражданским служащим Республики Крым.

Таким образом, применяя положения данного Закона, необходимо учитывать, что под гражданскими служащими здесь понимаются государственные гражданские служащие Республики Крым. Присвоение классного чина государственному служащему осуществляется с учетом определенной последовательности, что осуществляется в пределах группы должностей гражданской службы, занимаемой данным государственным служащим.

Следовательно, необходимо отметить такую особенность, что классный чин, который был присвоен государственному служащему в другом субъекте Российской Федерации, при поступлении его на гражданскую службу в Республике Крым не сохраняется.

В ст. 47 Закона Республики Крым «О государственной гражданской службе» установлено, что граждане Российской Федерации, ранее занимавшие должности

1 Букрина М.А., Яценко А.О. Теоретико-правовые основы труда отдельных категорий граждан - обоснование и правовое регулирование // Толкование правовых актов (теоретико-правовой, конституционно-правовой, гражданско-правовой и трудо-правовой аспекты: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал» (Симферополь)». 2017. С. 10.

2 Закон Республики Крым от 29.05.2014 № 7-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым» (принят Государственным Советом Республики Крым 21.05.2014) // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. 2014. № 1. Часть 2.

29

государственных служащих или должностных лиц местного самоуправления в государственных органах, органах местного самоуправления, которые размещены на территории Республики Крым, на момент принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации, в случае назначения их на должности государственной гражданской службы Республики Крым в стаж их службы засчитывается стаж, который имел место на момент поступления на государственную должность в Республике Крым по процедуре, которая имела место до 21 февраля 2014 года.

Анализируя данную норму, отметим, что в стаж государственной гражданской службы при установлении лицу, замещающему должность государственной гражданской службы в Республике Крым, ежемесячной надбавки за выслугу лет как дополнительной выплаты к должностному окладу, относятся и периоды, в которые он занимал должности в государственных органах, органах муниципалитета, которые были расположены на территории Республики Крым на момент принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Так, засчитывается стаж, когда лицо занимало должности государственного гражданского служащего в:

- государственных органах и органах местного самоуправления, расположенных на территории Республики Крым, в которых государственным служащим занимались должности в период до 18 марта 2014 года;

- государственных органах, органах муниципалитета, период работы в которых относится к стажу государственной службы, что определяется подзаконными нормативными правовыми актами, действующими на территории Украины, за период до 21 февраля 2014 года.

Если граждане занимали должности в государственных учреждениях, не относящихся к государственной службе, период работы на этих должностях не засчитывается в стаж государственной гражданской службы.

Государственному служащему предоставляются государственные социальные гарантии и компенсации за ограничение отдельных прав и свобод, тягот и лишений, связанных с прохождением государственной службы. Размеры, качество, условия, порядок и особенности предоставления компенсаций за ограничения устанавливаются федеральными законами и призваны обеспечить высокий уровень социальной защищенности государственного служащего и высокий престиж государственной службы как вида профессиональной деятельности. Реализовать свои права государственный служащий может только при наличии соответствующих обязательств другой стороны - государства. Личные интересы государственного служащего проявляются в первую очередь в получении социальных гарантий, которые должны быть обеспечены государством.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова гарантия трактуется как «ручательство, порука в чем-нибудь, обеспечение»1. В Большом толковом словаре русского языка гарантия толкуется как «обеспечение осуществления чего-либо, выполнения каких-либо обязательств и т.п., поручительство, ручательство, порука в чем-либо»2.

Социальные гарантии - материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества3.

Социальные гарантии государственным служащим — это система мер социального характера, направленных на обеспечение ими должностных обязанностей, охрану их здоровья, создания им достаточного уровня материальной обеспеченности.

1 Ожегов С.И. «Словарь русского языка». М.: Русский язык, 1988. С. 104.

2 Большой толковый словарь русского языка. Спб.: «Норинт», 2000. С.194.

3 Социальное государство. Краткий словарь - справочник. М., 2002. С. 238.

30

Все элементы системы социальных гарантий государственным служащим в определении учесть невозможно. В целом уровень социальной защищенности государственных служащих можно считать более высоким по отношению к остальным, и возникает вопрос обоснованности такой хорошей социальной защиты. Для этого надо проанализировать функции, которые выполняет система социальных гарантий государственным служащим.

Назначение социальных гарантий заключается в компенсации для государственных служащих тех ограничений, которые имеют место при прохождении службы. Имеют место несколько видов ограничений - при поступлении на государственную службу, а также действующие во время ее прохождения.

Система социальных гарантий государственных служащих, существующая в настоящее время, нацелена на нейтрализацию обстоятельств, которые препятствуют повышению уровня эффективности государственной службы. В целях этого необходимо осуществлять работу по обеспечению баланса личных интересов государственных служащих с государственными интересами, защищать государственного служащего от незаконных действий, осуществляемых их непосредственными или вышестоящими руководителями. Следует также обеспечивать гигиену труда, устранять имеющие место бытовые проблемы, жилищные, транспортные трудности, проблемы со связью, способствовать в воспитании и обучении членов семьи государственного служащего.

Нейтрализуя неблагоприятные обстоятельства, имеющие место в государственной службе, государством должны быть созданы положительные условия, способствующие государственному служащему эффективно выполнять его служебные полномочия. К числу положительных условий отнесем благоприятные условия труда, обустроенное рабочее место, транспорт, на котором государственный служащий добирается на работу, средства связи, автоматизация сферы труда.

Но перечисленных выше гарантий для максимально эффективного труда будет не достаточно. Поэтому необходимо обратиться также к гарантиям, имеющим место в сфере оплаты труда государственных гражданских служащих.

Первоочередной задачей государства в исследуемой сфере необходимо признать реформу системы оплаты труда и социальных гарантий, предоставляемых государственным служащим. При этом стоит преодолеть ряд отрицательных моментов, существующих в настоящее время. Необходимо увеличить дифференциацию оплаты труда лиц, занимающих должности различных категорий (высшей, главной, ведущей, старшей и младшей). Сейчас разрыв в оплате труда первого заместителя министра и советника в министерстве не превышает 2 - 2,5 раз. Необходимо отметить, что ключевой функцией оплаты труда выступает стимулирование эффективной деятельности. Но на сегодняшний день размер оплаты труда зависит исключительно от должности, занимаемой государственным служащим, и никак не регламентирован результатом труда. В действующем законодательстве не закреплена какая-либо возможность поощрения эффективного труда государственного служащего, чтобы мотивировать его и в дальнейшем выполнять его служебные обязанности на высоком уровне.

Существует еще одна проблема, это недооцененность труда государственных служащих, который сейчас стоит существенно дешевле по сравнению с трудом руководителей и специалистов негосударственного сектора. Соотношение зарплат указанных категорий по наиболее востребованным специальностям (юристы, менеджеры, аудиторы, специалисты по персоналу) достигает 10- 15 раз.

Социальные гарантии в виде льготных выплат, которые не обеспечены при этом государственным финансированием, необходимо все же отменить, так как они имеют всего лишь декларативный характер. Предоставление дополнительных социальных гарантий позволит хоть как-то удержать часть квалифицированных кадров. К тому же открытым путем будет установлен конкурентоспособный на рынке труда уровень

31

оплаты чиновников, что приведет к стимулированию притока достойных кадров и эффективной и интенсивной их работе 1.

Необходимо определить все составляющие оплаты государственных служащих различных категорий, видов службы, профессиональных групп, а также размер такой оплаты, учитывающий уровень жизни в обществе, состояние рынка труда, социальный престиж государственной службы.

В целях ограничения бюрократического произвола и злоупотреблений необходимо обратить пристальное внимание на морально-этические качества работающих на государственной службе людей, на проблемы административной морали.

Таким образом, подытожим, что система социальных гарантий, предоставляемых государственным служащим в рамках трудовых правоотношений, существующая на сегодняшний день, нуждается в пересмотре и закреплении в действующем законодательстве. До сегодняшнего дня законодателем не решены многие вопросы исследуемой сферы. Решение данной ситуации видится нами в разработке и принятии законопроекта, именуемого «Об основных социальных гарантиях для государственных служащих». В указанном нормативно-правовом акте подробным образом регламентировались бы вопросы предоставления государственным служащим социальных льгот и гарантий отдельно по каждому виду, конкретизируя условия их предоставления, конкретные размеры. Подобный законопроект, при условии всеобъемлющего учета всех аспектов государственной службы, был бы способен решить имеющиеся в настоящее время проблемы и противоречия системы предоставления социальных гарантий государственным служащим. Кроме того, государственный служащий, которому созданы достойные условия для осуществления им своих полномочий, сможет содействовать динамичному развитию государства.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. - № 31. Ст. 3215.

2. Закон Республики Крым от 29.05.2014 № 7-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым» (принят Государственным Советом Республики Крым 21.05.2014) // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. 2014. № 1. Часть 2.

3. Большой толковый словарь русского языка. Спб.: «Норинт», 2000. 1536 с.

4. Букрина М.А., Яценко А.О. Теоретико-правовые основы труда отдельных категорий граждан - обоснование и правовое регулирование // Толкование правовых актов (теоретико-правовой, конституционно-правовой, гражданско-правовой и трудо-правовой аспекты: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал» (Симферополь)». 2017. С. 9-13.

5. Зинченко Г. П. Государственная служба в предметном поле социологии // Социологические исследования. 2016. - № 2. С. 70-76.

6. Ожегов С.И. «Словарь русского языка». М.: Русский язык, 1988. 915 с.

7. Социальное государство. Краткий словарь - справочник. М.: Академия труда и соц. отношений, 2002. 447 с.

1 Зинченко Г.П. Государственная служба в предметном поле социологии // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.