НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
УДК 343.85
Э01: 10.51522/2307-0382-2022-238-3-16-24
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ АБАТУРОВ
начальник кафедры организации исполнения уголовных наказаний
ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы И [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7968-8271
Киров
ИЛЬЯ ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАЙЦЕВ
преподаватель кафедры организации исполнения уголовных наказаний ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, майор внутренней службы
Киров
К вопросу о социальной помощи осужденным в местах лишения свободы
Аннотация. В статье проведен анализ системы социального сопровождения осужденных в местах лишения свободы и ее роли в минимизации постпенитенциарной преступности. Авторы освещают вопросы, касающиеся путей совершенствования взаимодействия между различными подразделениями исправительного учреждения в вопросах оказания социальной помощи осужденным. Эмпирической основой научной статьи послужили данные результатов проведенного сотрудниками ФСИН России анкетирования лиц, заключенных под стражу, ранее отбывавших наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Предметом статьи выступили общественные отношения, возникающие при оказании социальной помощи осужденным, отбывающим уголовное наказание в виде лишения свободы. Статья написана с целью определения роли социальной поддержки осужденных в местах лишения свободы, ее законодательного закрепления, следовательно, основным научным методом, используемым авторами в работе, является системный анализ. Аргументация основывается на принципах формально-юридического метода и метода сравнительного правоведения. В результате проведенной работы дано авторское определение пенитенциарной социальной помощи, обозначены некоторые проблемы в этой области. Аргументируя высказанные в статье тезисы, авторы приводят сведения о современном состоянии социальной поддержки осужденных, сложившейся в уголовно-исполнительной системе. Сформулированные авторами выводы позитивно отразятся на защите прав и свобод лиц, отбывающих уголовное наказание, в части организации их социального сопровождения.
Ключевые слова: осужденные, ресоциализация, постпенитенциарное сопровождение, социальная помощь, уголовно-исполнительная система
Для цитирования
Абатуров А. И., Зайцев И. В. К вопросу о социальной помощи осужденным в местах лишения свободы
// Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 3. С. 16-24. https://www.doi.org/10.51522/2307-
0382-2022-238-3-16-24.
12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки)
© Абатуров А. И., Зайцев И. В., 2022
ALEXANDER I. ABATUROV
Head of the Department of Organization of the Execution of Criminal Punishments FGI APE Kirovsky IPDE FPS of Russia, Candidate of Law,
Associate Professor, Colonel of the Internal Service [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7968-8271
Kirov ILYA V. ZAITSEV
Lecturer at the Department of Organization of the Execution of Criminal Punishments FGI APE Kirovsky IPDE FPS of Russia, Major of the Internal Service
Kirov
On the issue of social assistance to convicts in places of deprivation of liberty
Abstract. In this article the authors analyze the system of social support for convicts in places of deprivation of liberty and its role in minimizing post-penitentiary crime. The authors highlight issues related to the ways to improve the interaction between the various departments of the correctional institution in the provision of social assistance to convicts. The empirical basis of the scientific article was the data of the results of a survey conducted by the staff of the Federal Penitentiary Service of Russia of persons taken into custody who had previously served their sentences in institutions of the penitentiary system. The subject of the article was the social relations arising from the provision of social assistance to convicts serving a criminal sentence in the form of deprivation of liberty. The article was written in order to determine the role of social support for convicts in places of deprivation of liberty, its legislative consolidation, therefore, the main scientific method used by the authors in the work is the system analysis. The argument is based on the principles of the formal legal method and the method of comparative law. As a result of the work carried out, the authors' definition of penitentiary social assistance was given, some problems in this area were identified. Supporting the theses expressed in the article, the authors provide information on the current state of social support for convicts that has been developed in the penitentiary system. The conclusions formulated by the authors are to have a positive impact on the protection of the rights and freedoms of persons serving a criminal sentence, in the terms of organizing their social support.
Keywords: convicts, resocialization, post-penitentiary support, social assistance, penitentiary system
For citation
Abaturov A. I., Zaitsev I. V. Revisiting the issue of social assistance to convicts in places of deprivation of liberty // Vedomosti penitentiary system. 2022. No. 3. P. 16-24. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-238-3-16-24.
12.00.08 Criminal Law and Criminology; penal law (legal sciences)
Ключевым направлением деятельности Федеральной службы исполнения наказаний является организация мероприятий, реализуемых с целью оказания осужденным, отбывающим наказания в исправительных учреждениях (ИУ), адресной социальной помощи, и создание условий, направленных для их исправления в период отбывания наказания и дальнейшей ресоциализации после освобождения из мест лишения свободы.
Ученые по-разному формулируют определение социальной работы с осужденными. Так, Ускачева И. Б. считает, что под социальной работой с осужденными следует понимать осуществляемую социальными работниками комплексную деятельность, направленную на оказание социальной помощи осужденным с использованием психолого-педагогических, организационных, экономических, правовых и информационных средств, содействующую укреплению их способности к самостоятельному существованию в соответствии с требованиями общества как в период отбывания наказания, так и после освобождения [1].
Сухов А. Н. определяет пенитенциарную социальную работу как специфический вид профессиональной деятельности по диагностированию, оказанию социальной помощи, поддержки и защиты осужденным в целях их ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также социальной адаптации (реадаптации) в обществе после освобождения [2].
В контексте рассматриваемого вопроса уместно вспомнить учебное пособие «Социальная работа в уголовно-исполнительной системе», подготовленное в 2006 году коллективом авторов, в котором достаточно скрупулезно был проведен анализ функционирования социальной службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее также - уголовно-исполнительная систе-
ма, УИС) и раскрыты особенности социальной работы с различными категориями осужденных. В данном пособии дефиниция «социальная помощь осужденным» раскрывается как система разносторонних социальных мер содействия, поддержки, консультирования, иных услуг, оказываемых социальной службой и (или) иными субъектами деятельности ИУ осужденным и их группам для преодоления трудных жизненных ситуаций и позитивного личностного развития в процессе исправления и ресоциализации [3].
Мы считаем, что пенитенциарная социальная помощь - это система мер по решению социальных вопросов, реализуемых сотрудниками исправительного учреждения в отношении различных категорий осужденных, а также их подготовка к законопослушной жизни в постпенитенциарный период.
В процесс оказания социальной помощи осужденным вовлечен практически весь персонал ИУ, но основную работу выполняют сотрудники групп социальной защиты осужденных и начальники отрядов отделов воспитательной работы с осужденными. Статистика штатной численности этих категорий сотрудников на 01.01.2021 выглядела следующим образом: численность сотрудников групп социальной защиты осужденных составляла 1 607 единиц, из них укомплектовано 1 562 должности, в том числе 1 119 - старшими специалистами (специалистами) по социальной работе, 443 - старшими инспекторами (инспекторами) по трудовому и бытовому устройству (некомплект составил 45 единиц, или 2,8 % от штатной численности групп социальной защиты осужденных) [4], а штатная численность начальников отрядов составляла 5 616 человек [5]. Именно от консолидированных усилий этих сотрудников во многом зависит результат социального сопровождения осужденных в течение всего срока
отбывания наказания, которое выражается в качественной работе по решению их социальных проблем, а также в подготовке осужденных к освобождению, то есть в создании условий для будущей успешной постпенитенциарной ресоци-ализации лиц, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, и, соответственно, снижении количества преступлений, совершенных лицами, отбывшими уголовное наказание в виде лишения свободы.
Работа данных сотрудников осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами [6], а также концептуальными документами, такими как Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, государственная программа Российской Федерации «Юстиция» и федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» [7]. Так, одной из целей развития УИС до 2030 года является совершенствование социальной работы с осужденными, направленной на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а в государственной программе Российской Федерации «Юстиция» сформулирована задача сократить постпенитенциарный рецидив за счет повышения эффективности социальной работы в местах лишения свободы. Необходимо отметить, что и в федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» обозначена достаточно амбициозная задача -снижение преступлений, совершенных в постпенитенциарный период, за счет повышения эффективности социальной работы в исправительных учреждениях УИС.
Следует также упомянуть и ведомственные программные продукты, кото-
рые в той или иной степени регулируют вопросы социального сопровождения лиц, отбывающих уголовные наказания. В Программе развития воспитательной, социальной и психологической службы ФСИН России на 2020-2022 годы [8] запланировано, что до 20.08.2022 должен быть проработан вопрос о законодательном закреплении социальной работы как одного из средств исправления (дополнение пункта 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). План профилактики повторной преступности среди осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы, на 2020-2022 годы [9] предусматривает повышение эффективности социальной работы с осужденными к лишению свободы, проведение необходимых мероприятий в целях ресоциализации и адаптации в обществе лиц, отбывших уголовные наказания (формулировка мало отличается от тезиса, сформулированного в федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)».
30.12.2020 распоряжением ФСИН России № 274-р был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний. Реализация мероприятий, предусмотренных данным документом, направлена на повышение возможности осужденных-инвалидов вести независимый образ жизни, обеспечение исполнения в установленной сфере деятельности ФСИН России международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов, и требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты инвалидов.
Можно сделать промежуточный вывод, что различные государственные ор-
ганы не только реализуют в исследуемой сфере свои полномочия в рамках нормативных правовых актов, но также работают на перспективу, планируя отдельные мероприятия социального пенитенциарного и постпенитенциарного сопровождения граждан с использованием различных ресурсов уголовно-исполнительной системы и гражданского общества.
Организация социального сопровождения осужденных направлена, во-первых, на выявление и решение их социальных проблем, возникающих вследствие нахождения последних в местах лишения свободы, во-вторых - на оказание осужденным адресной социальной помощи, которая предоставляется любому гражданину Российской Федерации, и нахождение осужденных в ИУ не нивелирует обязанность государства в ее оказании. Нельзя забывать, что непрерывное социальное сопровождение лиц в местах лишения свободы - это важная составляющая позитивной корректировки личности осужденных, их исправления.
Рассмотрим одну из проблем социального характера, встречающуюся при исполнении уголовных наказаний, - отсутствие паспорта у осужденных. Законом предусмотрено, что получение документа, удостоверяющего личность, является правом осужденного и администрация ИУ обязана оказать помощь в его оформлении [10].
Значительное количество осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не имеют российского паспорта по причине его утраты (утери либо порчи) либо имеют паспорт, срок действия которого истек в связи с достижением гражданином установленного законом возраста (20 и 45 лет) [11], и он подлежит обмену в подразделении по вопросам миграции территориального органа МВД России (далее - ОВД), на территории обслуживания которого находится ИУ.
При освобождении из мест лишения свободы без паспорта экс-осужденный будет лишен возможности воспользоваться важными гражданскими правами: находиться на учете в государственной службе занятости населения, получать социальные выплаты, трудоустроиться на общих основаниях, вступать в законные брачные отношения, принимать медицинскую помощь и социальные пособия, покупать билеты на железнодорожный и авиационный транспорт, получать банковские услуги (оформлять кредит, ипотеку и так далее), оформиться в государственный дом престарелых. Отсутствие паспорта в постпенитенциарный период является одной из причин рецидива, когда гражданин после освобождения из мест лишения свободы совершает преступление не в силу своего криминального «заражения», негативных субкультурных ценностей и образа жизни, а вследствие невозможности осуществлять какие-либо действия социального характера.
Одной из причин, препятствующих оформлению паспорта гражданина Российской Федерации осужденному, является отсутствие в материалах личного дела сведений, подтверждающих его российское гражданство. При наличии паспорта гражданина СССР, выданного на территории республики, входившей в Советский Союз, следует проводить проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у осужденного российского гражданства.
На основании приказа МВД России от 16.11.2020 № 773 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» проверка обсто-
ятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у осужденного гражданства Российской Федерации, проводится работниками подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России [12]. Сотрудники отдела специального учета ИУ готовят и направляют в ОВД материал для проведения проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у осужденного российского гражданства.
По результатам проверки выносится заключение, утверждаемое руководителем ОВД на региональном или районном уровне. При наличии обстоятельств, подтверждающих принадлежность осужденного к российскому гражданству, на основании заключения осужденному оформляется паспорт гражданина Российской Федерации. При наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у осужденного российского гражданства, документирование его паспортом гражданина Российской Федерации не представляется возможным. В данном случае единственно возможным способом решения вопросов, связанных с установлением (подтверждением) российского гражданства, является судебный порядок. Однако следует учитывать, что статья 16 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» безальтернативно формулирует основания для отказа в приеме в гражданство Российской Федерации, в числе которых:
- неснятая и непогашенная судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами;
- осуждение и отбытие наказания в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания) [13].
Таким образом, вопросы оформления паспорта для осужденных являются подчас достаточно сложными, требующими скрупулезного изучения в каждом конкретном случае.
Встречаются также случаи нежелания осужденных получать паспорт гражданина Российской Федерации. Так, некоторые из них аргументируют свою неготовность оформить паспорт тем, что им не нравится наименование населенного пункта, а также подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту отбывания наказания, а другие пытаются убедить администрацию ИУ в том, что паспорт находится дома у родственников. При этом паспортизация осужденных может осуществляться только при наличии их личного волеизъявления, и мы не вправе заставить осужденного приступить к оформлению паспорта, что, на наш взгляд, не совсем правильно. Административная ответственность в соответствии со статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ за проживание по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина [14], не пугает осужденного, а отсутствие практики применения санкций в отношении данной категории граждан по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях говорит о дуалистическом подходе государства к этому вопросу. В отличие от осужденного законопослушный гражданин будет немедленно привлечен к административной ответственности за данное правонарушение.
Социальная поддержка осужденных важна не только в процессе исполнения наказания, но и при их освобождении, так как постпенитенциарная ресоциализация - это важный элемент минимизации совершения преступлений экс-осужденными.
Перечислим линейку мер социальной поддержки, предоставляемых осужденным перед освобождением:
- выплата единовременного денежного пособия, которое может быть выдано освобождаемым из мест лишения свободы осужденным в размере 850 рублей. Пункт 2 статьи 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ законодателем сформулирован в неимперативном формате, поэтому мы считаем, что администрация ИУ должна подходить к вопросу выплаты данной суммы дифференцированно. Необходимы веские доказательства тяжелого материального положения осужденного, на которые он указывает в своем заявлении;
- оплата проезда к месту избранного жительства;
- обеспечение продуктами питания или денежными средствами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
- при необходимости - обеспечение одеждой и обувью по сезону.
Можно ли говорить о том, что оказываемая социальная помощь осужденным в настоящее время является недостаточной и халатное отношение сотрудников к предоставлению данной помощи провоцирует лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, на совершение преступлений в постпенитенциарный период? Согласно исследованиям и опросам [15], такой зависимости нет и получение социальных услуг осужденными в местах лишения свободы находится на довольно высоком уровне.
Приведем данные исследований, которые во исполнение указания, изложенного в письме ФСИН России от 05.04.2019 № исх.-15-24850, провели сотрудники ФСИН России. Лицам, содержащимся в следственных изоляторах, были заданы вопросы, касающиеся различных сфер их жизни и де-
ятельности, их отношения к сотрудникам, режиму, быту, причинам, жизненным обстоятельствам, которые послужили поводом для совершения ими повторных преступлений. В ходе анкетирования было установлено, что 30,9 % от общего количества опрошенных обращались за помощью к социальному работнику во время отбывания наказания, 27 % нуждались в изготовлении документов, из них 22,5 % были оформлены требуемые документы, 4,5 % данная услуга не была оказана.
Достаточно интересны ответы респондентов, касающиеся их трудового и бытового устройства после освобождения. Так, 25 662 респондента (45,5 %) нуждались в трудовом устройстве после освобождения, из них 12 729 (22,6 %) данная помощь была оказана, а 12 933 (22,9 %) -нет. 12 049 человек (21,4 %) от общего количества опрошенных нуждались в бытовом устройстве после освобождения, из них 5 145 (9,1 %) оказана необходимая помощь, а 6 904 (12,2 %) - нет.
После освобождения лишь 11 966 опрошенных (21,2 %) обращались в социальные службы и службы занятости, из них 1 129 человек (2,0 %) получили помощь в полном объеме.
Подводя итог, можно констатировать, что, во-первых, социальный пакет предоставляемых осужденным услуг соответствует современным требованиям в этой области и позволяет подготовить этих лиц к освобождению и законопослушной жизни на свободе, во-вторых - вопросы социальной помощи осужденным в местах лишения свободы регулируются не только нормативными правовыми актами, но и концептуальными документами, что говорит о работе на перспективу в этом вопросе, в-третьих - мы считаем, что оказание пенитенциарной социальной помощи -это не только работа по решению социальных проблем осужденных, но и подготовка их к постпенитенциарной жизни.
1. Ускачева И. Б. Правовое регулирование социальной и воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / НИИ ФСИН России. М., 2007. 25 с.
2. Сухов А. Н. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях : учебное пособие. М. : Московский психолого-социальный институт, 2017. С. 63.
3. Лузгин C. А., Кузнецов М. И., Казанцев В. Н. и др. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе : учебное пособие. 2-е изд., испр. Рязань : Академия ФСИН России, 2006. 355 с.
4. Письмо ФСИН России от 25.03.2021 № исх.-03-19363 (документ опубликован не был).
5. Письмо ФСИН России от 24.05.2020 № исх.-03-31616 (документ опубликован не был).
6. Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 30.12.2005 № 262 (ред. от 21.07.2016) // Бюллетень Минюста России. 2006. № 3 ; Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 13.01.2006 № 2 (ред. от 26.12.2019) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 7. 13 февраля.
7. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 № 1138-р // СЗ РФ. 2021. № 20. 17 мая ; Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» : пост. Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 № 312 (ред. от 02.10.2021) // СЗ РФ. 2014. № 18. 5 мая (часть II), ст. 2158 ; О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» : пост. Правительства Рос. Федерации от 06.04.2018 № 420 (ред. от 20.11.2019) // СЗ РФ. 2018. № 16. 16 апреля (часть II).
8. Программа развития воспитательной, социальной и психологической службы ФСИН России на 20202022 годы // Письмо ФСИН России от 10.03.2020 № исх.-03-15262 (документ опубликован не был).
9. План профилактики повторной преступности среди осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы, на 2020-2022 годы // Письмо ФСИН России от 23.03.2020 № исх.-15-18740 (документ опубликован не был).
10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Российская газета. 1997. № 9. 16 января.
11. Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации : пост. Правительства Рос. Федерации от 08.07.1997 № 828 (ред. от 15.07.2021) // Российская газета. 1997. № 135. 16 июля.
12. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации : приказ МВД России от 16.11.2020 № 773 // Офиц. интернет-портал правовой информации. 31.12.2020. № 0001202012310102. иЯЬ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012310102 (дата обращения: 30.01.2022).
13. О гражданстве Российской Федерации : федер. закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Российская газета. 2002. № 100. 5 июня.
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. 2001. № 256. 31 декабря.
15. Обзор о причинах и условиях совершения повторного преступления лицами, заключенными под стражу, ранее отбывавшими наказание в учреждениях УИС // Письмо ФСИН России от 25.03.2020 № исх.-15-19230 (документ опубликован не был).
1. Uskacheva I. B. Legal regulation of social and educational work with convicts in places of deprivation of liberty : dissertation abstract ... cand. legal Sciences : 12.00.08 / Research Institute of FPS of Russia. M., 2007. 25 p.
2. Sukhov A. N. Social work in penitentiary institutions : tutorial. M. : Moscow Psychological and Social Institute, 2017. P. 63.
3. Luzgin S. A., Kuznetsov M. I., Kazantsev V. N. et al. Social work in the penitentiary system : tutorial. 2nd ed., rev. Ryazan : Academy of the FPS of Russia, 2006. 355 p.
4. Letter from the Federal Penitentiary Service of Russia dated March 25, 2021 ref.-03-19363 (the document was not published).
5. Letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated May 24, 2020 No. ref.-03-31616 (the document was not published).
6. On approval of the Regulations on the group of social protection of convicts of the correctional institution of the penitentiary system : Order of the Ministry of Justice of Russia dated December 30, 2005 (as amended on 07/21/2016) // Bulletin of the Ministry of Justice of Russia. 2006. No. 3 ; On Approval of the Instruction on Assistance in Employment and Household Arrangements, as well as Assistance to Convicts Released from Sentence in Correctional Institutions of the Penitentiary System : order of the Ministry of Justice of Russia dated January 13, 2006 No. 2 (as amended on December 26, 2019) // Bulletin of normative acts of the federal organs of executive power. 2006. No. 7. February 13.
7. The concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030 : approved thrust. Government of Ros. Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r // Code of laws of the Russian Federation. 2014. No. 18, May 05 (pt II) Art. 215 8 ; About the federal target program «Development ofthe penitentiary system» (2018-2026) : fast. Government of Ros. Federation dated 04/06/2018 No. 420 (as amended on 11/20/2019) // Code of laws of the Russian Federation. 2018. No. 16 (pt II). April 16.
8. Program for the development of the educational, social and psychological service of the Federal Penitentiary Service of Russia for 2020-2022 // Letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated March 10, 2020 No. ref.-03-15262 (the document was not published).
9. Plan for the Prevention of Repeated Crime among Convicts Released from Places of Deprivation of Liberty for 2020-2022 // Letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated March 23, 2020 No. ref.-15-18740 (the document was not published).
10. Criminal Executive Code of the Russian Federation dated 01/08/1997 No. 1-FZ (as amended on 06/11/2021) // Russian newspaper. 1997. No. 9. January 16.
11. On approval of the Regulations on the passport of a citizen of the Russian Federation, a sample form and description of a passport of a citizen of the Russian Federation : fast. Government of Ros. Federation of July 8, 1997 No. 828 (as amended on July 15, 2021) // Russian newspaper. 1997. No. 135. July 16.
12. On approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the provision of public services for the issuance, replacement of passports of a citizen of the Russian Federation, proving the identity of a citizen of the Russian Federation on the territory of the Russian Federation : order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated November 16, 2020 No. 773 // Official Internet portal of legal information. 12/31/2020. No. 0001202012310102. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012310102 (date of access: 01/30/2022).
13. On citizenship of the Russian Federation : FZ ot 31.05.2002 № 62-FZ (peg. ot 30.12.2020) // Russian newspaper. 2002. No. 100. June 5.
14. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on July 1, 2021) // Russian newspaper. 2001. No. 256. December 31.
15. An overview of the causes and conditions for the commission of a repeated crime by persons in custody who previously served their sentences in the penitentiary system // Letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated March 25, 2020 No. ref.-15-19230 (the document was not published).