Научная статья на тему 'К вопросу о социальной ответственности предпринимательства в системе муниципального менеджмента'

К вопросу о социальной ответственности предпринимательства в системе муниципального менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаков М. Ю.

Реализация реформы местного самоуправления обозначила необходимость взаимодействия властных и предпринимательских структур в социально-экономическом развитии конкретной территории. Местная власть видит в субъектах предпринимательства партнеров, стимулируя его социально-ответственное поведение. В статье пойдет речь о специфике взаимоотношений местной власти и бизнеса на современном этапе их генезиса, отражающего особенности социальной ответственности российского предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социальной ответственности предпринимательства в системе муниципального менеджмента»

- решение задач синтеза оптимальной согласованной системы стимулирования активных элементов при наличии ограничений;

- создание экспериментальной информационной систем и соответствующей технологии, предназначенной для имитационного моделирования процессов анализа развития экономической системы и оценки влияния различных механизмов государственного регулирования на поведение экономической системы;

- разработку для комплекса технологических процессов алгоритмов выбора согласованных режимов функционирования отдельных объектов управления комплексом;

- разработку параметрических методов оптимизации согласованного управления организационными системами производственного типа на примере приборо-машиностроительных предприятий.

При использовании этих процессов были описаны задачи согласованной координации параметров промышленных комплексов и их организационно-технических систем, предположены модели и методы проектирования механизмов внутрипроизводственной согласованной координации производственных параметров на предприятиях промышленности различной направленности.

Таким образом, инновационная деятельность в современных условиях трансформирующегося рынка высоких технологий приобретает приоритетное значение во всех отраслях народного хозяйства, в т.ч. и в аграрной сфере производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов М.Ю. Структурно-технологическое развитие на межотраслевом уровне // Проблемы прогнозирования. 2001. №6.

П

2. Портер М. Международная конкуренция: конкурентное: преимущество стран - М.: Международные отношения, 1993. Ь

3. Портер М. Конкуренция М. 2000. щ

4. Савина О.А. Управление промышленными предприятиями с использованием систем поддержки решений / О.А. Савин М. Изд-во МАИ, 2000.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

КАЗАКОВ М.Ю. £

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ §

__ф

--I—

Казаков М.Ю., аспирант, Ставропольский государственный аграрный университет, ^

Ставрополь, пер. Зоотехнический 12. о.

Ф

Реализация реформы местного самоуправления обозначила необходимость взаимодействия властных и предпринимательских структур в социально-экономическом развитии конкретной территории. Местная власть видит в субъектах предпринимательства партнеров, стимулируя его социально-ответственное поведение. В статье пойдет речь о специфике взаимоотношений местной власти и биз- £ неса на современном этапе их генезиса, отражающего особенности социальной ответственности рос- ф сийского предпринимательства.

а

Ключевые слова: предпринимательство; социальная ответственность; органы местного самоуп- О

равления; муниципальное образование. >

>

О

Коды классификатора JEL: R 51, R 11.

О

На сегодняшний день в России отсутствуют экономические и правовые стимулы для активизации со- ^ циальной ответственности отечественного малого предпринимательства на местах. Равно как и нет в об- § ществе однозначного подхода к проблематике социальной ответственности малого бизнеса. Что касается о среднего и, в особенности, крупного бизнеса, то уже является аксиоматичным то, что он является катали- £ затором позитивных сдвигов в российской экономике. ;=

Участие класса предпринимателей в решении социальных проблем - один из индикаторов обществен- Е ного развития конкретного государства. Сами же субъекты предпринимательства считают, что проявление ф социальной ответственности - это верный признак определенной зрелости, расширения ареала своей деятельности. §

Здесь резонно назвать еще одну инструментальную причину зависимости власти от сегмента предпринимательства. Для формирования полновесного среднего класса, а в дальнейшем - поступательного развития института местного самоуправления государству необходимо было разгрузить себя от исполнения социальных функций, часть которых передали в ведение регионов и муниципальных образований, а часть переложили на плечи крупного бизнеса. Что же тогда остается делать органам местного самоуправле-

о ф

т

0

1

О

0)

ния, ведь за реализацию переданных полномочий федеральный центр спросит со всей строгостью «судьи и гражданина»? Ответ на поверхности - налаживать компромиссный диалог с малым предпринимательством на местах.

В России сложилось как минимум три подхода к пониманию понятия «социальная ответственность предпринимательства».

1. Под социальной ответственностью понимается социально ориентированный характер основного вида деятельности субъекта предпринимательства, что выражается в выпуске качественной продукции, налоговой дисциплине, создании хорошо оплачиваемых рабочих мест, этике поведения.

2. Предприятие в своей деятельности выходит за законодательно обозначенные минимальные границы и реализует стратегически обоснованный вклад в формировании внутренней и внешней среды действия своего бизнеса, посредством чего улучшаются показатели степеней устойчивости и адаптации в долгосрочной перспективе. Наряду с этим предприятие внедряет на эндогенном и экзогенном уровнях социальные программы, корреспондирующиеся с его стратегией развития. Акцент делается на программы социально-экономического развития территорий.

3. Хозяйствующий субъект стремится иметь репутацию социально ответственной организации. В этом случае социальная ответственность заключается не только в учете общественных ожиданий относительно своей продукции, работ, услуг, но и в непосредственном участии их в формировании высоких социальных стандартов, чем вносят вклад в повышение качества жизни в государстве.

Понятно, что привлечение бизнеса к реализации социально значимых программ содействует не только социальной стабильности, но и формированию и развитию самого предпринимательства. Для субъекта П предпринимательства следует учитывать то обстоятельство, что покупатель и клиент в дальнейшем буЛ) дет оценивать не только цену и качество товара, но и ответственность перед местным сообществом [3]. О При этом все более бесспорным становится то, что социально ответственный бизнес потенциален только

в случае наличия социально ответственного государства, которое должно обеспечить сильную внешнюю

~ мотивацию [2].

а Неконструктивность позиции государственной и муниципальной ветвей власти в данном вопросе про-

Й является, прежде всего, в отсутствии налоговых льгот и преференций по государственным и муниципаль-

Ш ным заказам. Мы считаем резонным предполагать, что наряду с этим, хорошими стимулами для развития

2 социальной роли бизнеса со стороны государства и органов местного самоуправления можно считать: ° • публичное признание высокой репутации социально-ответственных субъектов бизнеса;

□ • разработка стандартов социальной ответственности;

□ • привилегированное положение в системе отношений власть - бизнес;

^ • внедрение социальной отчетности субъектов предпринимательства перед населением; ф • развитие рынка социальных проектов со стороны органов местного самоуправления;

0 • рейтингование компаний по параметру «социальная ответственность»; ф • участие в финансировании отдельных программ социального развития;

ё • доступ к льготному финансированию со стороны государственной и муниципальной власти. о. Эти меры со стороны властных структур можно противопоставить в ответ на то, что «бизнес предпо-

® читает реализовывать социальные программы самостоятельно, не прибегая к помощи бюрократического

1 сектора».

о Особое место занимает развитие социальной сферы муниципального образования. Поступательное

0 развитие данного сектора невозможно без участия не только властей и населения, но и предприниматель-

1 ских структур - в основном посредством социального инвестирования.

со Инвестиции в социальную сферу муниципалитета - это вклад в развитие медицины, образования,

о культуры и досуга, решение вопросов благоустройства, материнства и детства, реализацию различных ад-

о ресных и программных мероприятий [1, 4]. Социальное инвестирование не преследует цель получение ^ гарантированного дохода. Итоговым результатом этого процесса является улучшение качества жизни на-

о селения муниципального образования, что означает смену функций бизнеса от обеспечения интересов его

о учредителей до обеспечения интересов членов местного сообщества.

о Необходимость получения внебюджетных средств продиктована ограниченностью бюджетных ресурсу сов для обеспечения потребностей развития социального сектора муниципалитета. Выделяемые вышесто-о ящими уровнями бюджетной системы субвенции строго лимитированы, тогда как субъекты предпринима-

0 тельской деятельности находятся в поле зрения местных администраций.

^ Социальные инвестиции внедряются посредством использования социально-корпоративных техно-

1 логий. Проблема состоит в адаптации инструментария социально-корпоративных технологий к особен-^ ностям муниципального менеджмента. Поэтому нами предлагаются следующие инструменты проявления ю социальной ответственности предпринимательства, адаптированные

• удовлетворение просьб органов местного самоуправления; ^ • заключение соглашения о социальном партнерстве с органами муниципальной власти; си • адресная поддержка материнства и детства; ц • адресная поддержка ветеранов;

о • поставка продукции, выполнение работ, оказание услуг по льготным ценам; о • создание внутрифирменных фондов для финансирования социальных программ; (Т) • мероприятия, направленные на оздоровление населения;

• определение и закрепление за субъектами предпринимательства территорий и зон ответственности;

• разработка и внедрение внутрифирменных механизмов мотивации труда и мотивации социальной ответственности работников предприятий.

Деятельность рассматриваемых нами органов местного самоуправления в отношении предпринимательского сектора должна учитывать, во-первых, то, что эффективно работающий социально ответственный бизнес является необходимым, но недостаточным фактором роста благосостояния населения территории. Это означает, что вектор приложения усилий по повышению уровня жизни населения территории должен носить разнонаправленный характер и не замыкаться исключительно на развитии предпринимательской деятельности. Во-вторых, в деле поддержки предпринимательства необходимо учитывать принцип оптимального сочетания реализуемых мероприятий, оформленных в виде соответствующих планов, целевых программ. Сущность этого принципа состоит в том, что спектр предлагаемых мер должен быть ориентирован на решение наиболее значимых проблем. Планируемые программные мероприятия необходимо ориентировать на поэтапное развитие предпринимательства на территории муниципального образования - от определения «точек роста» местной экономики, обогащение этих точек предпринимательским потенциалом до межмуниципального сотрудничества и выхода на межмуниципальные рынки.

Из деятельности органов местного самоуправления по разработке и реализации мероприятий, ориентированных на стимулирование развития предпринимательства, вытекает принцип учета мнения бизнес-слоя о планируемых мероприятиях. Механизмом реализации данного принципа является процедура согласования плана мероприятий с союзами и иными общественными объединениями предпринимателей. В случае отсутствия таковых, что скорее является нормой, чем исключением, процедуру согласования необходимо проводить на стадии обсуждения и принятия на заседаниях представительных органов местного

П

самоуправления с депутатами-предпринимателями .

Сложившаяся система развития предпринимательства, по нашему мнению, должна обладать опреде- Ь ленной селективностью в вопросах определения объектов поддержки, их территориальной принадлежнос- щ

ти. Главенствующими принципами здесь должны выступать: ->

1. Учет характера муниципального образования с позиций определения сильных и слабых сторон мес- ^ тных органов самоуправления. Большой муниципалитет, например, районный центр, будет иметь следующие преимущества [5]: Ш

• возможность масштабных экономических решений; ]>

• наличие серьезной финансовой базы;

• наличие географического пространства для развития; щ

• более высокая квалификация муниципального персонала. □

Но на этом фоне он несет в себе и следующие недостатки: О

• муниципальная администрация по своей организационно-функциональной структуре становится » сложней и теряет непосредственную близость к населению; 0

• существенно снижено влияние отдельных политических деятелей; £

• заметно возрастает влияние муниципального персонала. ё

Этим недостаткам большого муниципального образования противопоставляются преимущества малого ^

муниципалитета, состоящие в следующем: $

• муниципальная администрация и население близко друг к другу; х

• населению легче принимать участие в деятельности муниципалитета в процессе принятия решений; ^

• для муниципалитета легче знать нужды и потребности населения; о

• местные политические деятели имеют большое влияние.

Но размеры малого муниципального образования обнаруживают и его существенные недостатки: $

• слабость материально-ресурсной базы; о

• дефицит человеческих ресурсов и необходимых знаний; о

• избыточные муниципальные службы. ^

2. Учет территориальной специфики функционирования субъектов малого бизнеса, обусловленной ря- о дом факторов. Основополагающими, на наш взгляд, следует считать определение зон, где развитие пред- ¡5 принимательства наиболее перспективно. Такой подход обоснован, так как искусственно насаждать малое о предпринимательство там, где оно априори не эффективно, не имеет никакого смысла, а в том случае, если о предпринимательские структуры потенциальны сами и могут обеспечить наибольший вклад в муници- о пальную экономику, необходимо стимулировать их деятельность. о

3. При проведении политики поддержки и развития предпринимательства органами МСУ муниципаль- оь ного района в сельских поселениях в своем составе необходимо учитывать наличие и характер сельских Ц градообразующих предприятий: в условиях ограниченности бюджетных средств наличие эффективной Е сельскохозяйственной предпринимательской структуры позволяет не уделять пристальное внимание ф субъектам малого предпринимательства, так как в силу своих градообразующих свойств сельскохозяйственное предприятие в должной мере исполняет обязанности по социально-экономическому, культурному § и инфраструктурному развитию территории. В случае если градообразующее предприятие находится в со- ф стоянии банкротства или его деятельность характеризуется неустойчивостью, в таком случае необходимо ^ реализовывать механизмы развития и поддержки малого предпринимательства. о

4. Не умаляя достоинств существующей системы мер муниципальной поддержки предприниматель- § ства, базирующейся на прогнозном определении бюджетной эффективности, необходимо разрабатывать и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.