Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ КАПИТАЛЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ'

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ КАПИТАЛЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / SOCIAL CAPITAL / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / URBAN ENVIRONMENT / СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / SOCIAL COHESION / ДОВЕРИЕ / TRUST / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SOCIOLOGICAL STUDIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Столбов Вячеслав Павлович

Исследование проблемы социального капитала в настоящее время продуктивно как в социальном, так и экономическом аспектах. Основные позиции в теории социального капитала были сформулированы П.Бурдье, Ф.Фукуямой, Р.Патмэном и Дж. Коулманом. Применительно к городской среде теория социального капитала еще не имеет четкого определения. Социологические исследования позволяют расширить содержание социального капитала, определить типологию его компонентов и связь его с категорией «доверие» в городской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON THE SOCIAL CAPITAL IN THE CITY ENVIRONMENT

A study on social capital is currently productive in the social and economic aspects. Key positions in the social capital theory were formulated Bourdieu, Fukuyama, and George R.Patmenom. Coleman. With regard to the urban environment, social capital theory does not yet have a clear definition. Sociological studies allow to expand the content of social capital, to determine the typology of its components and its connection with the category of "trust" in the urban environment

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ КАПИТАЛЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ»

Раздел 7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

УДК 658:304 316.334 К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ КАПИТАЛЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Столбов Вячеслав Павлович (stolbov@isuct.ru) ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет» Исследование проблемы социального капитала в настоящее время продуктивно как в социальном, так и экономическом аспектах. Основные позиции в теории социального капитала были сформулированы П.Бурдье, Ф.Фукуямой, Р.Патмэном и Дж. Коулманом. Применительно к городской среде теория социального капитала еще не имеет четкого определения. Социологические исследования позволяют расширить содержание социального капитала, определить типологию его компонентов и связь его с категорией «доверие» в городской среде.

Ключевые слова: социальный капитал, городская среда, социальные связи, доверие, социологические исследования.

В настоящее время интерес к проблеме социального капитала в социальной науке значительно возрос, что объясняется новизной постановки вопроса о нем. Хотя сам термин появился в 1916 году, теория социального капитала стала формироваться в 80-е и 90-е годы XX века. В дискуссиях о социальном капитале в наибольшей степени представлены позиции П. Бурдье (1930-2002 гг.), Р. Патнэма (1941 г.р.), Дж. Коулмана (1926-1995 гг.) и Ф. Фукуямы (1951 г.р.). Благодаря их трудам понятие «социальный капитал» с 1990-х гг. XX века принято в мировом научном сообществе.

П. Бурдье - социальный капитал это связи, отношения, выстроенные на доверии, нормах, взаимности и ответственности между индивидами, группами [1]. Ф. Фукуяма - социальный капитал это ресурс, обладающий скрытым резервом, направляющим развитие общества [2]. Д.Коулман - социальный капитал это способность людей составлять друг с другом некую общность, имеющая принципиальное значение для хозяйственной жизни и для каждого аспекта социальной жизни общества в целом [3]. Р. Патнэм - социальный капитал это нормы, результат политического и социального нормотворчества «Нормы, составляющие социальный капитал, должны брать начало в реальных взаимоотношениях индивидов» [4].

В социологии и политологии содержание понятия «социальный капитал» определяется как система связей социального взаимодействия между индивидами, социальными группами, добровольными ассоциациями, базирующихся на определенных нормах взаимности, доверия и вовлеченными в определенную деятельность [5].

В социальной психологии к проблеме социального капитала подходят с двух позиций: во-первых, он является звеном между социальной психологией, с одной стороны, и социологией и экономикой - с другой [6]. Во- вторых, социальный капитал рассматривается как совокупность

психологических отношений, конвертируемых в другие формы капитала [7].

С недавних пор понятие социального капитала используется в экономической науке в рамках концепции факторов производства. Наряду с традиционной характеристикой факторов производства: труд, землю, капитал, стали включать в факторы: предпринимательский талант, человеческий фактор и социальный капитал [8]. Признание влияния неэкономических факторов на производство это своеобразная альтернатива учению А.Смита (XVIII век) и К.Маркса (XIX век).

Содержание понятия «социальный капитал» еще четко не определилось:

- это совокупность потенциальных ресурсов (крепкие связи, институционализированные отношения взаимного знакомства и признания, приверженность к организации);

- дружеские контакты между коллегами, базирующиеся на социально-психологических установках (честность, доверительность, обязательность) могущих повлиять на использование финансового и человеческого капитала,

- членство в ассоциации, позволяющее распоряжаться ограниченными ресурсами,

- доверие между членами коллектива (сообщества).

- ожидания исполнения индивидами своих обязательств без применения к ним санкций,

- преданность и кредит доверия организации,

- единая гражданская идентичность (индивидуальная, коллективная) в отношении к социально-политическим действиям лидеров.

Социальный капитал по своей сути является сложной, приграничной категорией, соединяющей в себе множество элементов из различных областей социально-психологического знания. К ним следует относить:

- социальные сети - неформальные и социально значимые человеческие отношения, акторы которых группируются на основе сходства

занимаемых позиций, связей, интересов и ресурсов;

- нормы, правила, убеждения - необходимые условия осуществления разного рода социальных связей и формирования социального капитала;

а) нормы в совокупности с элементами социального капитала отражают определенное системное свойство общества (общности), нормы зависят от того, насколько и в какой группе или сообществе люди социально и эмоционально идентифицируют себя, насколько они из корыстных эгоцентриков превращаются в полноценных членов общества;

б) правила - устойчивые установки, закрепляемые в Уставах, Кодексах, регламентирующие поведение людей;

в) убеждения - элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир. Нормы, правила и убеждения закрепляют социальную практику, способствуют проявлению в индивидах стремления к сотрудничеству, взаимодействию и взаимопомощи, тем самым «укрепляют» социальный капитал в рамках данной конкретной общности (фирма, корпорация)

- социальные связи (контакты) - действия людей, учитывающие возможные действия других людей;

- традиции - устойчивые представления людей, определяющие смыслополагание их жизни;

- гражданская и этническая идентичность - определение признаков принадлежности к общности;

- взаимная ответственность - обязанность лица (физическое, юридическое) друг к другу выстраивать свои отношения в соответствии с точным выполнением законов, регламентов, договоренностей, обязательств;

- благонадежность - следование четким законам, нормам организации и выполнение своих должностных обязанностей;

- социальное признание - чувство социальной значимости вследствие позитивной оценки со стороны общества деятельности индивида;

- отказ от преследования личных интересов - преодоление эгоцентризма в поведении индивида.

Источником социального капитала является потребность индивида к контактам, ибо по своей природе человек социален. В противовес философу Диогену индивиду необходимы контакты, на основе которых складываются социальные связи и происходит взаимодействие людей. Социальность индивида - мотор к социальным связям и взаимодействию с другими, подобными ему.

Накопителями и трансляторами социального капитала являются: семья, система обра-

зования, гражданские, культурологические, политические, профессиональные объединения (ассоциации), производственные фирмы и организации, этнические объединения. В этих структурах общества закладываются основы социального поведения, жизненные ориентиры индивидов, социально-психологические установки взаимоотношений между людьми и целе-полагании в жизненной стратегии.

Социальный капитал формируется в обществе на различных его уровнях и в структурах вследствие общественного разделения труда, исторического развития экономических, социальных, культурологических, юридических, политических форм жизни людей. В данных формах (институтах) общественной жизни складываются определенные структуры, социальные связи и отношения между индивидами в них, которые регламентируются нормами общественного поведения, морально-этическими принципами, оформленными в Кодексы, Уставы, Правила. Так, трудовые отношения в организациях (учреждениях) выстраиваются исходя из представлений о взаимоотношениях между участниками, базирующихся на морально-этических установках (Будь трудолюбив! Будь честен!), которые становятся нравственными императивами в деятельности индивидов. Протестантские заповеди (Будь честен в долгах, и тогда двери кредиторов будут открыты для тебя и днем, и ночью! Постоянно веди бухгалтерский учет) повлияли на нормы поведения людей в кредитно-финансовой сфере. Кодекс честной конкуренции, введенный в США в годы Великой депрессии (30-е годы XX века), способствовал формированию особого типа экономического поведения между американскими предпринимателями. Введение символики на произведенную товарную продукцию в США в виде синего орла определило социальное поведение целой нации в 30-40-е годы XX века.

Городская среда складывается исторически на определенной территории в процессе социально-экономических, культурологических, политических и административных изменений. В европейской истории города стали активно заявлять о себе в качестве административно-политических и духовных центров с XI века. Социальная среда городов находится в постоянном изменении вследствие динамики социально-культурных, этнокультурных, экономических, демографических, религиозных, политических и миграционных процессов. Рост населения на планете (в 1900 году насчитывалось -1,6 млрд, в 2000 году - 6,0 млрд, в 2010 году -около 7 млрд человек) привел к концентрации его в городах (в 1900 году - городское население в мире составляло - 14%, в 2000 году уже -52%, в том числе, в России соответственно 15% и 73,7%). Города стали сосредоточением инду-

стриальных предприятий, объектов политической, культурной и религиозной жизни, социальной инфраструктуры. Это, в свою очередь, приводило к расширению социально-территориального пространства как в исторически сложившихся, так и новых городах. В городском пространстве функционируют малые и средние города, города-мегаполисы. В 1900 году городов с населением более 100 тыс. человек насчитывалось около 360, в 2000 году таких городов уже было около 1615, а количество городов с населением в 1 млн и более жителей за весь XX век выросло с 10 до 440. Все эти процессы активно способствовали изменениям самой городской среды и социального капитала в городах. Таким образом, вопрос о социальном капитале в городской среде, по словам социолога Р.Э.Парка, можно определять как социальный вопрос, «... это в принципе городской вопрос о том, чтобы в условиях городской свободы достичь социального порядка и контроля, который спонтанно осуществлялся».

Городская среда, по словам Аристотеля, может характеризоваться как «единство непохожих», т.к. в ней осуществляется взаимодействие индивидов и социальных групп, различающихся не только по профессиональным признакам, но и по социально-культурным характеристикам (этнические, молодежные, демографические, конфессиональные группы). Общим правилом в их городской жизни является признание социальных норм (юридических, культурологических), традиций, административных требований данного конкретного города. Подобное признание означает определенную подчиненность акторов (участников) городской жизни в различных жизненных ситуациях, в противном случае возможно применение санкций со стороны территориальных социальных органов.

В городской среде складываются субъект-но-объектные связи и отношения, выраженные, с одной стороны, в участии жителей городов в деятельности экономических, социально-структурных институций, а, с другой, - участие в оценочной деятельности ими продуктивности, целесообразности и социальной эффективности данных городских структур. Наиболее четко это можно проследить по результатам социологических исследований на предмет доверия или недоверия жителями городов властным, политическим и социальным институтам города.

Социальный капитал в городской среде накапливается, как следствие позитивных изменений в жизни городов. Вместе с тем, он может разрушаться вследствие кардинальных изменений. Смена социально-экономического уклада в России на рубеже XX-XXI вв. повлияла на разрушение традиционного коммунистического социального капитала, который отличался ав-

томатизмом веры в идеалы, программы и действия руководящих органов страны, так и администрации в городах. Наиболее четко это проявлялось в выборных кампаниях, в которых голосование за блок коммунистов и беспартийных всегда составляло 99,9% населения. Разрушение старого социального капитала и зарождение нового типа рационалистического, прагматичного с позиции жизненных целей социального капитала характеризуется состоянием аномии в обществе, утратой многими людьми жизненных ориентиров, кризисом доверия к властным и политическим институтам.

Социальная среда современных городов характеризуется складыванием в них множества социальных сетей, способствующих расширению социальных связей, отношений между городскими жителями горизонтального типа (межличностные, родственно-этнические, соседские, духовные, производственные) и вертикально-структурного характера (взаимодействие с различными группами, отношение к социальным, властным, политическим институтам, функционирующих в городе).

Рассмотрение социального капитала городской среды тесно взаимосвязано анализом состояния доверия в ней. По мнению Ф. Фукуямы, социальный капитал тесно взаимосвязан с доверием [2;9]. Эта взаимосвязь и взаимозависимость способствуют сотрудничеству, формируют общие ценности и укрепляют взаимоотношения друг с другом. В этой взаимосвязи и взаимозависимости проявляется стремление к сотрудничеству индивидов, групп в городской среде, формируется признание общих ценностей и укрепляются связи между участниками данного взаимодействия, тем самым накапливается социальный капитал.

Доверие рассматривается чаще всего как принцип морали. В таком качестве оно способствует установлению социальной «сцепки» межличностного, организационно-

корпоративного и общественного (институционального) характера. Доверие можно также определять и как своеобразный «термометр» социального здоровья городского сообщества, поскольку отношения между людьми, регламентируемые законом, в большей мере базируются на моральных оценках. В этом случае мораль становится формой самоорганизации индивидов в группы и регулятором их деятельности, она не опосредована насилием.

Выделение категории «доверие» в качестве самостоятельного объекта исследования социальной среды города, в большей степени, затрагивает нравственно-этические проблемы во взаимоотношениях людей между собой, между индивидами внутри группы, между группами. Суждения людей друг о друге, оценки поведения коллег в коллективе выстраивают локальный микромир, в котором доверие может быть

определяющим фактором, влияющим на результативность деятельности конкретного коллектива. Возможно и обратное. Там, где отношения доверия не развиты или им не придается значения, в большей степени формируется отчуждение в отношениях между людьми, коллеги просто терпят друг друга и не более.

Доверие, характеризующее отношения родственного и соседского проживания, или между людьми равного статуса в группе, определяется как горизонтальный тип доверия. Особенность его заключается в том, что эти связи основаны на уверенности в том, что на таких людей можно положиться в какой-либо жизненной ситуации, их поведение вызывают одобрительные оценки. Горизонтальный тип доверия при выявлении статистической закономерности связанности индивид-индивид (контакты с родственниками, соседями) структурируется как первичные связи. Контакты индивид-группа (между коллегами в учреждениях, организациях, прихожанами в религиозной общине, внутри этнической общности) определяются в качестве вторичных связей. Причем первичные связи доминируют над вторичными контактами. Социологические исследования, проведенные в Иванове, на предмет выяснения первичных связей показали следующую их динамику. Так, респонденты, оценившие важность связей с родственниками, составили 47,2% в 2005 г. и 47,5% в 2009 г., связей с соседями - 16,3% в 2005 г. и 13,2% в 2009 г., - связей с коллегами по работе, учебе (38,5% в 2005г. и 44,9% в 2009 г.). Объяснением феномена значительных доверительных связей с коллегами по работе, учебе является то обстоятельство, что большую часть времени жители Иванова проводят на работе, учебе, где сформировался достаточно благоприятный климат, как для общения, так и для профессиональной деятельности.

Высокий процент доверительных отношений с родственниками показывает, что родственники являются основной поддержкой, главным источником помощи в создавшихся непростых социально-экономических условиях в жизни города и стране в целом. Касаясь оценки связей с соседями, обращает на себя, с одной стороны, тот факт, что при потере родственных связей соседские связи становятся для многих людей основными. Но, с другой стороны, исследования показали на тенденцию снижения соседских связей, несмотря на их территориальную близость. К сожалению, также и не редки случаи, когда люди даже не знают, кто проживает с ними рядом на лестничной площадке или в соседнем доме. Можно предположить, что это связано или с низким уровнем доверия со стороны жителей города, или частыми случаями переселения и смены жительства в городе.

Доверие, как социальное отношение, рассматривается также между членами какой-либо организации, где выстраивается иерархия связей, указывающих на должностной статус, между социальными группами. Анализ состояния и степени доверия нередко проводится в связи с оценкой деятельности городских социальных институтов (администрации города, силовых и правоохранительных органов, СМИ, политических организаций, системы учреждений здравоохранения и образования, религии и др.). Это так называемый вертикальный тип доверия. Доверие этого типа, например, к властным институтам, может проявляться как политическая поддержка мероприятий городской администрации, главе города, или же свидетельствовать о кризисе доверия к ним.

Социологическое исследование в Иванове позволило проследить уровень доверия социальным институтам. Респондентам был задан вопрос: «В какой степени Вы доверяете городским социальным институтам?» Так, в 2005 году доверие главе города и его команде высказали только 2,4% опрошенных, в 2009 году их число выросло до 7%; чиновникам городской администрации соответственно - 2,1% и 4,5% респондентов. Относительно низким оказался уровень доверия журналистам (25,0%), органам правопорядка (23,0%).

Наиболее четко степень доверия к властным институтам проявляется во время выборных кампаний, когда люди выражают свое отношение к властным институтам. Так, низкий процент явившихся на избирательные пункты или неявка на выборы, голосование «против всех» - есть свидетельство кризиса доверия власти и избираемым депутатам (выборы в Иванове в Государственную думу, в городские органы управления, выборы Президента страны свидетельствуют о невысокой избирательной явке горожан).

Низкий уровень доверия органам городской администрации в Иванове объясняется тем, что респонденты видят в деятельности городских чиновников их корыстность, карьеризм, безразличие к проблемам населения, понижение социально-экономических позиций региона. Общественное мнение против доверия власти сформировалось также под влиянием скандалов, связанных с коррупцией, перераспределением собственности, неудачами в экономической и культурной политике.

Кризис доверия, который связан с недоверием большей части населения к главным социальным институтам города, ослабляет влияние социального капитала на всю жизнедеятельность городской среды. Дефицит доверия входит в число наиболее значимых причин социальной напряженности, размывании социальных сетей и снижения целенаправленности социального капитала [9. С.108-111].

Представляет интерес изучение вопроса о доверии в межгосударственном измерении. Так, уровень горизонтального типа доверия, характеризуемого как межличностное доверие, выглядит следующим образом:

- в США и Швеции самый высокий, но за последнее 10 лет в США он снижается;

- в бывших социалистических странах невысокий;

- в Японии традиционно высокий;

- в Китае довольно высокий, вследствие национальной мобилизации на пути к экономическому росту;

- в России самый низкий, тенденция к его падению, т.к. разрушается старый социальный капитал, основанный на безрассудном доверии, чем пользовались различные финансовые пирамиды, и нарождается новый тип рационального, разумного социального капитала).

Вертикальный тип доверия (институциональное доверие, т.е. доверие социальным ин-

ститутам в России) среди молодежи и взрослого населения:

- молодежь больше доверяет СМИ, крупному бизнесу, парламенту, правосудию, системе образования;

- взрослые респонденты доверяют только армии.

- жители регионов доверяют, в большей степени, федеральному правительству, парламенту, профсоюзам, системе правосудия, Президенту, т.е. проявляют склонность к доверию государственным институтам.

Уровень доверия среди населения России:

- мало доверяют - политическим партиям, прессе, полиции, местному, региональному правительству, телевидению;

- средний уровень доверия - системе правосудия, профсоюзам, крупному бизнесу;

- доверие выше среднего - Президент, Церковь, образовательные учреждения, международные организации [6., С.71-73].

Исследования Левады-центра о состоянии доверия в России, показывают, что отношение доверия ко всем социальным институтам имеет общую тенденцию к снижению, причем вектор снижения наиболее четко проявился в 2015 году. При всем этом, продолжает сохраняться высокий уровень доверия Президенту, армии, церкви, довольно низкий уровень доверия правительству, Госдуме и суду [10].

Выводы

1. Страны, занимающие ведущее место в мире по темпам развития в области техники, технологии и экономики, можно и нужно классифицировать не на западные и восточные, следуя устоявшимся географическим ориенти-

рам, а на страны, обладающие социальным капиталом и лишенные его. Это дает возможность оценить экономический мир с точки зрения качественных показателей и перспектив развития стран в будущем, учитывая при этом особенности и их исторически сложившийся путь развития (Ф.Фукуяма).

2. Способность к сотрудничеству определяет поведение людей в обществе и, более того, позволяет им взаимодействовать, в том числе и на рабочем месте, поэтому именно способность к сотрудничеству положена в основу любой организации, способность людей находить общий язык дает возможность компании осуществлять свою деятельность посредством взаимодейст-

вия сотрудников внутри неё и с внешней средой.

3.Накопление социального капитала -сложный культурный процесс, необходимо принимать меры не просто по трансплантации технологий и продвижению новейших моделей бизнеса в народ, а сознательно и последовательно создавать социальный капитал страны, обеспечивая тем самым своё будущее. Социальный капитал, возникает из самых разнообразных источников: общепринятая в данной стране религия, пережитый исторический опыт, полученное образование или даже память об общей травме - войне или экономическом кризисе.

4. В связи с утратой городом Иваново индустриального типа развития, превращение его в торгово-обслуживающий город изменяется в нем и социальный капитал в направлении

5. Городская среда Иванова все больше интернационализируется (потоки мигрантов), в настоящее время в нем проживают представители более 140 этнических групп и более 30 религиозных конфессий. Социальный капитал городской среды приобретает черты космопо-литичности с частичной утратой черт русскости в нем.

6. Городская среда Иванова испытывает целый ряд проблем, накопившихся вследствие кризисных ситуаций за 25 - летие перехода к новой социально-экономической системе развития. В городе сформировался кризис доверия к властным институтам. Он связан с недоверием большой части населения к главным социальным институтам города, что ослабляет влияние социального капитала на всю жизнедеятельность городской среды. Дефицит доверия входит в число наиболее значимых причин социальной напряженности, размывании социальных сетей и снижения целенаправленности социального капитала.

7. Городская среда Иванова имеет ряд положительных моментов, связанных с историко-культурологическими факторами, влияющими на накопление позитивных тенденций в развитии городской среды.

8. Необходима стратегия в формировании привлекательного образа города за счет повышения качества в нем его инфраструктуры, формирования положительного инвестиционно-

го климата, архитектурного облика города, учитывающих его историю и современность.

9. Администрации города необходимо отслеживать изменения в социальном барометре города, отражающем как негативные, так и позитивные моменты в социальной среде города и его социальном капитале.

Литература

1. Бурдье П. Формы капитала - М. 2004. - 680 с.

2. Фукуяма Ф. Социальный капитал // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу.-М..2002; он же Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. [Пер. с англ.] - М. 2006, 730 с. Басс, А.Я., Ермашке-вич, Н.С. Социальный капитал Френсиса Фукуямы и российская действительность //Идеи и идеалы № 2(4).-М.2010.С.85-93.

3. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий. //Общественные науки и современность. - М.2001.С.122-139.

4. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. - М. 1996. 287 с.

5. Радаев, В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. - 2002. - Т. 3, № 4.

6. Татарко.А.Н. Социальный капитал современной России: психологический анализ //Социальная психология. - М. 2003. С.68-82.

7. Шихирев, П.Н. Природа социального капитала: социально - психологический подход // Общественные науки и современность, №2, 2003, С.17-32.

8. Солодовников, С.Ю. Эвристический потенциал и границы использования в экономической теории категории социальный капитал // Новое качество экономического роста. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 25-26 октября 2007 года. - Минск. 2007.

9. Столбов, В.П., Староста П.Ю. Социология городской среды. - Иваново. ИГХТУ. 2016. 194с.

10. Разумный, Е. А поутру они проснулись. /Ведомости" №4181 от 13.10.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.