Научная статья на тему 'К вопросу о соотношении социально-личностных и общекультурных компетенций'

К вопросу о соотношении социально-личностных и общекультурных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / SOCIAL-PERSONAL COMPETENCE / CULTURAL COMPETENCE / PERSONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Ирина Вячеславовна

статья посвящена вопросу соотношения социально-личностных и общекультурных компетенций в свете утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PERSONAL AND CULTURAL INTERRELATION

the article deals with social-personal and cultural interrelation under the statement of the Federal state educational standards of higher vocational education and training of the third generation

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношении социально-личностных и общекультурных компетенций»

Педагогика

УДК 37.014 I.V. VASILYEVA*

ББК 74.58

В19 SOCIAL-PERSONAL

AND CULTURAL INTERRELATION

Аннотация: статья посвящена вопросу соотношения социально-личностных и общекультурных компетенций в свете утверждения Федеральных го-сударственныхобразовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения

Ключевые слова: социально-личностные компетенции, общекультурныекомпетенции общая культура личности.

Annotation: the article deals with social-personal and cultural interrelation under the statement of the Federal state educational standards of higher vocational education and training of the third generation.

Key words social-personal competence, cultural competence, personal culture.

ИРИНА

ВЯЧЕСЛАВОВНА

ВАСИЛЬЕВА*

КВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Присоединение России к Болонскому процессу в сентябре 2003 г., целью которого стало создание единого образовательного пространства в Европе, повлекло за собой необходимостьреформирования российской высшей школы в контексте компетент-ностного подхода. Основными категориями этого подхода в современной образовательной парадигме являются понятия «компетенция» и «компетентность», а его важнейшей задачей - формирование «актуальной совокупности компетенций выпускника вуза как его социально значимых интегральных качеств, востребуемых сферой его деятельности и личностным развитием»1, тем потенциалом, который будет актуализироваться в процессе осуществления деятельности и свидетельствовать о его компетентности.

В утвержденных ФГОС ВПО представлены две группы компетенций - общекультурные( ОК) и профессиональные (ПК), что, по всей видимости, было обусловлено попыткой избежать расширительных интерпретаций и компетентностной избыточности.

Анализ утвержденных ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки позволяет констатировать, что количественный состав блока общекультурных компетенций варьируется от 15 до 21. Это не могло не отразиться на содержании данного блока компетенций. Однако инвариантными ОК для различных специальностей являются способность и готовность: к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем; владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; логически верному выстраиванию устной и письменной речи;

* Старший преподаватель кафедры иностранных языков (Академия ФСИН России).

E-mail: irina-vas2009@vandex.ru.

взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; использованию нормативных правовых документов в своей деятельности; овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья; использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации; овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и сети Интернет2.

Отметим, что в процессе разработки проектов ФГОС ВПО третьего поколения исследователи оперировали термином «социальноличностные и общекультурныекомпетенции». В связи с этим возникают вопросы, утратила ли свою значимость проблема развития социально-личностных компетенций обучающихся в свете утверждения ФГОС ВПО, а если нет, то в каких отношениях находятся эти виды компетенций друг с другом, являются ли они синонимичными, равнозначными и взаимопроникающими, или их взаимосвязь имеет характер соподчинения. Эти вопросы требуют обращения к понятию общей культуры, а также к существующим подходам к определению об-щекультурныхи социально-личностных компетенций.

Так, И. А. Зимняя, следуя этой логике и опираясь на определение феноменологической сущности культуры как совокупности ценностей, норм, идеалов, характерных для социальной общности (этноса, нации, общества), зафиксированных и закрепленных в текстах, преданиях, обычаях, традициях и обеспечивающих смысл существования человека и общества, присвоенной и используемой человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодействии с другими людьми, выделяет следующие общекультурные характеристики, ожидаемые современным обществом от взрослого человека, которые на современном этапе правомерно обозначить термином «общекультурные компетенции»: уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия; адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) различным ситуациям межличностного взаимодействия; соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев,

норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии; актуальная готовность использования общекультурногоиндивидуально-го фонда знаний, сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, то есть культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта; ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т. д.) развития и саморазвития; социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, то есть культура социального бытия». Кроме того, автор подчеркивает; что все компетенции относятся к личности и социальны, ибо вырабатываются, формируются в социуме, социальны по своему содержанию, они и появляются, и функционируют в этом социуме3 .

Ю.Г. Татур, определяя общую культурулич-ности как владение социокультурным наследием определенной социальной общности, то есть совокупностью ценностей, норм, идеалов, и опираясь на положение психологии о том, что личность человека проявляется в виде совокупности его отношений к миру, обществу, в котором он живет, осуществляемой им деятельности и самому себе, разделяет компетенции общей культуры на компетенции человека в области его представлений и взаимодействия с окружающим его естественным и рукотворным миром, компетенции культуры социального взаимодействия, компетенции культуры деятельности и компетенции личной (внутренней) культуры*.

С точки зрения А.В. Хуторского под общекультурными компетенциями понимаются: спектр качеств, позволяющих личности ориентироваться в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологическиеосновы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения личностью научной картины мира, расширяющейся до его культурологическогои всечеловечес-когопонимания5.

Обобщая характеристики общекультурных компетенций, можно обозначить их как совокупность усвоенных в процессе развития лич-

Педагогика

Педагогика

ности духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, актуализирующихся в виде способности ориентироваться на них и детерминирующих поведение человека во всех сферах жизнедеятельности.

Решение вопроса о соотношении общекультурных и социально-личностных компетенций невозможно вне рассмотрения уже имеющихся в научной литературе дефиниций данных понятий. Так, в рекомендациях ЮНЕСКО под социально-личностной компетенцией понимается «умение жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде»6.

В.И. Байденко рассматривает социальноличностные компетенции как способность личности к позитивному интеллектуальному, пси-хологическомуи волевому саморазвитию и изменению, а также готовность ее к жизнедеятельности во многих контекстах ее социального взаимодействия, достижения согласия с другими7.

В понимании Э.Ф. Зеера социально-личностная компетенция - «готовность личности к жизнедеятельности во многих контекстах ее социального взаимодействия, достижения согласия с другими»8.

По мнению И.А. Зимней, социальные компетенции «характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми»9.

Ю.В. Ахметшина обозначает социальноличностную компетенцию как «развивающуюся способность, структуру которой в самом общем виде представляют три основных умения: распознавать ценности социальной действительности и ориентироваться на них в выборе и самореализации (социальная идентичность); понимать и принимать Другого (толерантность); понимать и слышать себя (аутентичность)»10.

С позиции Е.М. Сартаковой, социально-личностные компетенции - это «совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом»11.

Итак, анализ имеющихся дефиниций социально-личностных компетенций позволяет обозначить их как совокупность личностных свойств человека, формирующихся в деятельности и общении, интегрирующих и детерминированных ценностно-смысловым отношением к самому себе, окружающему миру и деятельности, которые призваны обеспечивать эффективное взаимодействие человека с социумом, другими людьми в различных сферах жизнеде-

ятельности. С учетом этого важнейшими социально-личностными компетенциями представляются социальная идентичность как способность и готовность к пониманию и принятию гуманистического идеала «человек - наивысшая ценность», способность распознавать истинные ценности социальной действительности и готовность ориентироваться на них в процессе жизнедеятельности, включающая в себя аутентичность, то есть способность понимать и слышать себя, поскольку, не понимая себя, невозможно ориентироваться в ценностях человеческого бытия, а также рефлексию и антиципацию, и диалогичность как способность и готовность строить уважительные, равноправные и конструктивные отношения с другим субъектом межличностного взаимодействия, включающие в себя коммуникабельность, эмпатию и толерантность.

Таким образом, опора на определение понятия «культура», сравнительный анализ различных подходов ученых к рассматриваемой проблематике позволяют прийти к следующему выводу.

Поскольку культура есть феномен, раскрывающий сущность, природу, жизнедеятельность человека, выступающий фактором созидания человека как общественного существа, ценностно-нормативным регулятивом жизнедеятельности человека и общества, постольку ее феноменологическая сущность состоит в совокупности ценностей, норм, идеалов, характерных для социальной общности и выражает человеческую сущность общества, пронизывает все без исключения элементы, стороны, состояния общественной жизни и вбирает их в себя, одновременно являясь детерминантой формирования человека и формой его самовыражения. В связи с этим соотношение между общекультурными и социально-личностными компетенциями носит характер соподчинения, так как об-щекультурныекомпетенции как более широкое понятие, по сути, представляют собой квинтэссенцию социокультурного наследия, в основе которого лежат духовно-нравственные ценности социума, и включают в себя социально-личностные компетенции, переплетаясь с ними и в значительной мере определяя их качество. Особенно это касается такой основополагающей общекультурнойкомпетенции, как «способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии».

Обобщая изложенное, подчеркнем: так же, как эффективное взаимодействие человека с други-

культурапронизывает все без исключения элемен- ми людьми во всех сферах жизнедеятельности,

ты, стороны, состояния общественной жизни и Таким образом, вопрос о необходимости разви-

вбирает их в себя, общекультурныекомпетенции тия социально-личностных компетенцийв процессе

переплетаются и включают в себя социально-лич- профессиональной подготовки ни в коей мере не

ностные компетенции, которые детерминируют утратил своей актуальности.

1 СелезневаН.А. Проблема реализации компетентностногоподхода к результатам образования // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 3.

2 См.: Федеральные государственныестандарты ВПО. М., 2009-2010. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/ portal/spe/spe_new_list.plx?substr=040400&st=2010.

3 См.: ЗимняяИ.А. Общая культураи социально-профессиональная компетентностьчеловека [Электронный ресурс] // Эйдос: Интернет-журн. 4.05.06. URL: http ://www. eidos .ru/iournal/2006/0504.htm.

4 См.: ТатурЮ.Г. Предложения к составу и описанию компетенцийв области общей культуры(ОК-компетенций) в формате двухуровневойсистемы высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http:// technical.bmstu.ru/umo/mer/1/tatur.doc.

5 См.:ХуторскойА.В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М., 2007. С. 113.

6 Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище Париж, 1996. С. 37.

7 См.: БайденкоВ.И. Компетентностныйподходк проектированию государственныхобразовательных стандартов высшего профессионального образования (методологическиеи методические вопросы): метод пособие. М., 2005.

8 Зеер Э. Ф. Реализация компетентностногоподходав профессиональном образовании Екатеринбург2007.

С. 39.

9 Зимняя И.А. Компетенцияи компетентность// Студенчество Диалоги о воспитании. 2004. № 6. С. 13.

10 Ахметшина Ю.В. Развитие социально-личностной компетенциистудентовэкономическоговуза // Высшее образование сегодня 2009. № 2. С. 36.

11 СартаковаЕ.М. Социально-личностные компетенции и условия их развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.iurnal.org/articles/2008/ped23.html.

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.