Научная статья на тему 'К вопросу о соотношении понятий "знания", "информация", "данные"'

К вопросу о соотношении понятий "знания", "информация", "данные" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
458
73
Поделиться
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ДАННЫЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В ИНФОРМАЦИИ / НОВЫЕ ЗНАНИЯ / ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Палицын Василий

В статье рассматриваются понятия и сущность информации, знаний и данных. Отмечается закономерность неизмеримо более высокой скорости изменения потребности в информации по объему, структуре и темпам по сравнению с другими запросами человека. Прослеживается взаимодействие информации и знаний. Раскрывается процесс получения нового знания. Подчеркивается тот факт, что чем меньше препятствий для перемещения информации между человеком и окружающей средой и в рамках его внутреннего мира, тем более благоприятными будут условия для развития и самосовершенствования индивида, коллектива, социальной общности и общества в целом.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Палицын Василий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

On the issue of the related notions of "knowledge", "information", "data"

The article analyses the notions and essence of information, knowledge and data. The author underlines the logic in much higher growing need for information by volume, structure and rate as compared to other human needs. The interaction of information and knowledge is shown and the process of obtaining new knowledge is disclosed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношении понятий "знания", "информация", "данные"»

■ нвучно-првктичасиИ журнал

МЭУКЭ

и инновации

ш <

К вопросу о соотношении понятий

ЗНАНИЯ ИНФОРМАЦИЯ

ДАННЫЕ

Резюме. В статье рассматриваются понятия и сущность информации, знаний и данных. Отмечается закономерность неизмеримо более высокой скорости изменения потребности в информации по объему, структуре и темпам по сравнению с другими запросами человека. Прослеживается взаимодействие информации и знаний. Раскрывается процесс получения нового знания. Подчеркивается тот факт, что чем меньше препятствий для перемещения информации между человеком и окружающей средой и в рамках его внутреннего мира, тем более благоприятными будут условия для развития и самосовершенствования индивида, коллектива, социальной общности и общества в целом.

Ключевые слова: знания, информация, данные, потребность в информации, новые знания, иерархия потребностей, мотивация.

Науку составляют знания, логически соединенные

в систему и проникнутые идеей.

Михаил Куторга

Василий Палицын,

профессор кафедры экономики БГУИР, кандидат экономических наук, доцент

В соответствии с философскими постулатами, одним из основных законов природы является всеобщее взаимодействие. Это универсальная форма движения материи и конечная причина всех изменений и превращений, в процессе которых объекты

и явления природы способны оставлять и сохранять следы взаимодействия, отражать друг друга, что проявляется в воспроизведении их признаков, свойств и отношений.

Результатом непрерывного взаимодействия человека с неживой и живой природой и развития физического и психического отражения явилось сознание как функция мозга, позволяющая человеку и обществу как «совокупному человеку» взаимодействовать с природой на основе информации и знаний как результатов отражения и побудительных мотивов целенаправленной деятельности и активности. Именно вокруг этих понятий со вто-

http://innosfera.by

АНАЛИТИКА

рой половины ХХ века и по настоящее время не утихают острые научные дискуссии. Как отмечает известный российский эксперт в области ИТ Л. Черняк, «прежде всего потому, что со времени Клода Шенона на инженерном уровне происходило смешение понятий, объединение представлений об информации и данных или сигналах, кодирующих эту информацию. С легкой руки первопроходцев информацией стали называть, по существу, наборы данных. До последнего времени, пока системы были относительно просты, отсутствие четкого разделения на данные и информацию не имело практического значения. Но с появлением сложных информационных систем, где функции распределены между человеком и машиной, где человек является активной составляющей, а также развитием таких дисциплин, как управление знаниями, требуются более точные определения базисных понятий: «данные», «информация» и «знания» [1].

Необходимость уточнения понятийного аппарата по проблемам информации обусловлена объективными причинами, и главная из них - интенсивная информатизация общества. Рассмотрим их во взаимосвязи с этим важнейшим общественным явлением современности.

Информация

Существуют сотни определений этого феномена, причем в каждой научной дисциплине исследователи стараются дать свою формулировку, дабы приблизить ее к своим исследовательским потребностям. Так, например, в философии под ней подразуме-

вают свойство материи, отражение разнообразия в любых объектах и процессах живой и неживой природы; в биологии соотносят с живой природой и ограничением многообразия; в математике, физике и технических системах связи - это снятие неопределенности, отрицание энтропии и т.п.

Как известно, в кибернетике информация представляет собой единство синтаксических, семантических и прагматических характеристик. Основоположник кибернетики и математической теории связи Н. Винер писал, что информация есть информация, а не материя и энергия, не давая при этом определения. Такое изложение идеи обусловило скептицизм в отношении возможности вообще установить это понятие. Даже в современнных изданиях можно найти ссылки на то, что Н. Винер ввел его в науку, отказавшись от определения, считая его сродни таким категориям, как движение, жизнь, сознание и т.п. Однако известно, что в более поздней работе ученый дал следующее определение этому феномену: «Информация - это обозначение содержания, полученного нами из внешнего мира в процес-

С ПОЯВЛЕНИЕМ СЛОЖНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ТРЕБУЮТСЯ БОЛЕЕ ТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗИСНЫХ ПОНЯТИЙ: «ДАННЫЕ»,

«ИНФОРМАЦИЯ» И «ЗНАНИЯ»

се приспосабливания к нему нас и наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей деятельности в этой среде» [3].

Анализ и осмысление данного определения позволяет сделать вывод, что оно в достаточной мере адекватно раскрывает сущность информации. Все остальные дефиниции есть лишь результат дискуссии об отдельных свойствах или условиях возникновения информации.

Раскроем смысл данного Н. Винером определения и его составляющих.

Внешний мир - объекты, явления, процессы живой или неживой природы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание - состав, структура, свойства, связи, отношения и состояния объектов и явлений, выражаемые качественными и количественными характеристиками.

Обозначение - совокупность сведений в виде знаков, символов, образов, моделей и других способов выражения форм и содержания объектов и явлений.

Процессприспособления к объектам внешнего мира - использование соответствующих (технических, психологических и иных) инструментов и методов для раскрытия смысла обозначений и обнаружения содержания объекта или явления.

Приспосабливание чувств -применение ощущений, восприятий, представлений, знаний, опыта, мышления и воображения для раскрытия смысла обозначений и содержания объекта или явления.

http://innosfera.by

| №2 (180) | Февраль 2018 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 45

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

АНАЛИТИКА

Таким образом, от объекта человек получает обозначения (знаки, образы и т.д.). Восприятие их органами чувств, преобразование и осмысление позволяют раскрыть содержание объекта, его качественные и количественные характеристики. В результате распознается уже известный объект, соответствующий «старому» знанию, или в сознании человека формируется новое знание о ранее неизвестном объекте. В том и другом случае знание остается в памяти и может быть воспроизведено и использовано в определенной форме (устная речь, текст, чертеж, таблица, график, картина, видеоизображение и т.д.), перенесено на матери-

ВОСПРИЯТИЕ ОБОЗНАЧЕНИЙ ОРГАНАМИ ЧУВСТВ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ПОЗВОЛЯЮТ РАСКРЫТЬ СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЕКТА, ЕГО КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

альные бумажные, магнитные или иные носители или выражено непосредственно путем создания искусственных объектов (компьютеры, ксероксы, факсы и т.п.).

Следовательно, информация есть «обозначение содержания», но лишь тогда, когда это обозначение воспринимается человеком и понимается им, иначе говоря, становится информацией для индивидуума, обладающего соответствующими чувствами, знаниями, интеллектом, способностями и опытом. В противном случае знаки, образы, сообщения и т.д. остаются в сознании человека лишь как обозначения, и не более того.

Н. Винер не рассматривал информацию вне зависимости от психической деятельности человека и психического отражения им окружающего мира. Тем самым определялось соотношение между понятиями «отражение» и «информация». Отражение присуще всей материи. Но это не значит, что, как считают некоторые авторы, оно присуще всей материи и, соответственно, информация становится также атрибутом всей материи, обеспечивающим ее развитие [4]. Объекты и явления природы, взаимодействуя, могут оставлять и сохранять

следы, воспроизводя признаки, свойства и отношения, но все эти изменения остаются в лучшем случае сигналами для живой природы, и лишь для человека могут стать информацией, если он раскроет их содержание. Иначе говоря, отражение - для всей природы, а информация - для мыслящего человека. Смешение этих понятий заводит в тупик теорию информации.

Знание

«Информация» и «знания» -это два понятия, связанные с функционированием психики человека. Однако исследования в области информации до возникновения кибернетики как науки велись главным образом в научной и технической сферах. Проблемами знания самостоятельно и изолированно занимались философы, социологи, психологи и лингвисты. Кибернетика положила конец делению наук в отношении этих двух феноменов.

Подчеркивая необходимость использования данных психологии при разработке принципиальных кибернетических проблем, Н. Винер писал: «Необходимость привлечения к работе психологов была очевидна с самого

Рис. 1. Процесс формирования нового знания и новой информации

г ^

НОВАЯ ИНФОРМА-

НАУКА И ИННОВАЦИИ

АНАЛИТИКА

начала... Значительная часть психологии прошлого по существу была не чем иным, как физиологией внешних органов чувств; а комплекс идей, вносимых в психологию кибернетикой, затрагивает в первую очередь анатомию и физиологию высокоспециализированных областей коры головного мозга.» [5]. В свою очередь в современной когнитивной психологии использовались достижения информатики и информационные подходы, особенно в области искусственного интеллекта (ИИ). Признанный авторитет в когнитивной психологии, член национальной Академии наук США Джон Р. Андерсон пишет: «Суть ИИ состоит в том, чтобы заставить компьютеры вести себя разумно, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон в Университете Карне-ги-Меллона потратили сорок лет на обучение когнитивных психологов применению ИИ (и на обучение разработчиков ИИ применению когнитивной психологии). Прямое влияние компьютерных теорий на когнитивную психологию всегда было минимальным. Но косвенное влияние было огромным. Из информатики

Рис. 2. Иерархия потребностей по Маслоу

было взято и использовано в психологических теориях множество концепций» [6].

На стыке нескольких наук возникла новая дисциплина, называемая когнитивной наукой, которая пытается объединить усилия исследователей в области психологии, философии, лингвистики, нейронауки и искусственного интеллекта.

Информация и знание тесно взаимосвязаны между собой. Информация благодаря человеческой памяти, мышлению и воображению мо жет быть преобразована в знание, а знание, перенесенное на материальный носитель в виде сообщения (текста, чертежей,

рисунка и т.д.) для других, может стать информацией.

Знание - это система понятий в форме образов, методов, идей, теорий, гипотез, концепций и т.п., усвоенная человеком в процессе мышления и закрепленная в памяти в процессе его жизнедеятельности, деятельности и обучения и реализуемая при решении теоретических проблем и практических задач.

НАУКА И ИННОВАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АНАЛИТИКА

Различие между информацией и знанием заключается в следующем. Информация представляет собой сведения, поступающие в мозг человека об исследуемом объекте (явлении), которые в процессе мышления адаптируются к имеющимся в памяти знаниям. Последние являются основой использования поступившей информации в теоретической деятельности для приобретения новых знаний или при решении практических задач.

Получение нового знания всегда связано с мышлением как психическим процессом отражения действительности, опосредованного языком, с вовлечением памяти как отраженного прошлого опыта, в результате чего поступающие сигналы декодируются и отражаемые объекты и явления представляются в форме символов, образов, моделей, связей и отношений. Мышление включает в себя сравнение, абстрагирование, анализ, обобщение, оценку и выбор, это не только теоретическая форма отражения действительности в виде понятий, суждений, умозаключений, гипотез и теорий, но и систематическое решение бесконечного потока практических задач. Весь процесс познания включает несколько этапов (рис. 1).

Потребность

Целенаправленное и активное взаимодействие человека, коллектива и общества с внешней средой обеспечивается благода-

потребность в информации

другие составляющие потребностей пирамиды Маслоу

Рис. 3. Иерархия потребностей с учетом потребности в информации и знаниях

(схема построена на основе логических анализа и выводов)

ря мотивации. Эта проблема постоянно и интенсивно исследуется психологами и социологами. Большинство теорий мотивации -это теории потребностей, основанные на предположении о существовании у людей необходимости восполнить какие-то дефициты, желание получить то, в чем они нуждаются. Имеются многочисленные определения и классификации потребностей, наиболее известная из которых - пирамида

А. Маслоу (рис. 2), где потребность в информации вообще не упоминается. Однако у А. Маслоу когнитивные потребности (желание знать и понимать) рассматриваются отдельно и относятся к базовым [7]. В когнитивной психологии также подтверждается решающая роль знания в поведении человека, но информация выделяется лишь в контексте изучения преобразований сенсорных сигналов от момента попадания «стимула» на рецепторные поверхности до получения ответа (по аналогии с процессами переработки в вычислительных устройствах).

Возникает вопрос: существует ли вообще потребность в информации? Известно, что отражение как психический процесс, свойственный человеческому мозгу, предполагает постоянное и непрерывное поступление из внешнего мира и внутренней среды человека различных сигналов, которые воспринимаются органами чувств. Человек постоянно находится в состоянии ожидания информации, физиологической основой которого является возбуждение нейродинамиче-ских процессов в коре головного мозга.

Как показывают исследования физиологов, ограничение сенсорного взаимодействия с миром негативно отражается на функционировании живых систем. Отсутствие притока сигналов по сенсорным каналам лишает животных развития и в конечном итоге ведет к гибели [8]. У людей

48 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №2 (180) | Февраль 2018 |

http://innosfera.by

АНАЛИТИКА

это вызывает явление сенсорного голода, отрицательно влияет на состояние психики [9] и обусловливает ограниченное развитие личности. Следовательно, информация не может не быть базовой потребностью человека.

В таком случае на повестку дня встает еще один вопрос: в каком отношении по степени первичности находятся потребность в информации и другие потребности организма, например в пище? Если рассматривать информацию как следствие отражения, а отражение как следствие взаимодействия, то информация как потребность восходит к не менее отдаленным периодам существования живой материи, чем пища (конечно, применительно к периодам до того, как человек стал сознательным существом, речь может идти только о сигналах, но не об информации). Следовательно, значение информации для жизнедеятельности, деятельности и активности человека так же существенно, как пища и другие базовые потребности. Более того, относительно них информация по первичности имеет определенный приоритет. Человек должен прежде всего получить сведения о безвредности и полезности вещества и только после этого использовать его в качестве пищи.

Необходимо отметить и тот факт, что потребность в информации несоизмерима с другими потребностями по объему, структуре и темпам их изменения. Так, например, потребление пищи и ее ассортимент ограничиваются каким-то определенным количеством, которое практически не меняется на протяжении длительного исторического периода.

Что касается информации, то ее объем и разнообразие безграничны, как и возможности человеческого мозга. Чем меньше препятствий для перемещения информации по объему и содержанию между человеком и внешней средой и в рамках его внутреннего мира, тем более благоприятными будут условия для развития и самосовершенствования индивида, коллектива, социальной общности и общества в целом.

В связи с изложенным следует отметить, что пирамида Мас-лоу и по форме, и по содержанию в какой-то степени отражала действительность до второй половины прошлого века, когда наличие и значение информации как потребности вообще не признавалось. Теперь этот феномен не только нельзя замалчивать, но и следует вместе с когнитивными потребностями выдвигать на первый план во всех сферах человеческой деятельности. Значение информации в современном обществе постоянно возрастает. В ведущих странах мира более 40% ВВП приходится на информационную сферу, удвоение объема информации происходит примерно за 20 месяцев, тогда как в середине XIX века для этого требовалось 50 лет.

В иерархию потребностей информация должна быть включена с учетом того, что интерес к ней по объему и важности постоянно возрастает, а ее доля (вместе со знаниями) в высших потребностях (уровень 4 и 5) значительно больше, чем в низших (уровни 1 и 2) (рис. 3). Потребность в информации как бы обслуживает все остальные потребности, но имеет и самостоятельное значе-

ние в качестве основы накопления знаний и развития творчества.

В связи с быстрым ростом объемов информации в современной экономической и социальной литературе стало расхожим выражение «управление знаниями». Появилось значительное число научных работ на эту тему, однако данное понятие не раскрывается в том контексте, как оно трактуется в теории менеджмента. В соответствии с ней функциями управления являются планирование, организация,руководство, координация и контроль. Фактически же рассматриваются и называются управлением знаниями отдельные функции, а также создание банков данных, баз знаний, обработка сведений. К тому же понятия «знания», «информация», «данные» не различаются. Управление знаниями в различных публикациях отождествляется с информационными системами бизнеса, корпоративными порталами, экспертными системами, системами обучения. Такое смешение понятий наносит большой вред формированию системы управления знаниями и мотивации высокоэффективного творческого труда. ЕЗ

ЛИТЕРАТУРА

1. Черняк Л. Grid как будущее компьютинга. Открытые системы // https://www.osp.ru/os/2003/01/182390/.

2. Гиляровский Р.С. Основы информатики.- М., 2003.

3. Винер Н. Человек управляющий.- СПб., 2001.

4. Мясникова Л.А., Фрид М.И. Постмодерн коммерции.- СПб., 2001.

5. Винер Н. Кибернетика.- М., 1958.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. 5-е изд.- СПб., 2002.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд.- СПб., 2003.

8. Классовский Б.Н., Космарская Е.Н. Деятельное и тормозное состояние мозга.- М., 1961.

9. Симонов П.В. Проблемы духовных потребностей и теория высшей нервной деятельности // Журнал высшей нервной деятельности института им. И.П. Павлова. 1973. Т. 23, вып. 3.

rJJSE^ http://innosfera.by/2018/02/information

http://innosfera.by

| №2 (180) | Февраль 2018 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 49