Научная статья на тему 'К вопросу о соотношении понятий ««патриотизм»» и «Гражданственность»»'

К вопросу о соотношении понятий ««патриотизм»» и «Гражданственность»» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1217
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношении понятий ««патриотизм»» и «Гражданственность»»»

Психология и педагогика

тьаш

номном чтении иноязычных текстов» [8, с. 9]. В этом случае цель преподавателя заключается в том, чтобы научить обучающегося преодолевать возникающие трудности путем самостоятельного выстраивания студентом своих вариативных моделей поведения при чтении, основанных на владении комплексом учебных и коммуникативных умений.

Речь, таким образом, идет о формировании стратегии автономного чтения, в рамках которого развивается способность студентов самостоятельно применять имеющиеся знания, навыки и умения не только для понимания конкретного текста, но и для накопления языкового и речевого опыта. Отметим, что исследователь не ставит перед собой цели создать целостную систему формирования у студентов стратегической компетенции в процессе чтения при несовершенном владении иностранным языком.

Таким образом, ученые видят решение проблемы обучения чтению в формировании определенных стратегий, которые помогут обучающимся преодолевать возникающие при чтении трудности. При этом условия активизации сформированных стратегий исследователи рассматривают с разных позиций: у Г.А. Кузнецовой - это возможность восполнения разрыва в языковых средствах ввиду отсутствия у обучающихся необходимых знаний; у И.Д. Трофимовой - это способность нахождения оптимальных путей решения задачи с целью подведения обучающихся к постепенно возрастающей самостоятельности и автономности.

Анализ имеющихся работ позволил заключить, что, несмотря на имеющиеся подходы к рассмотрению стратегической компетенции в чтении (Г.А. Кузнецова), стратегий чтения (И.Д. Трофимова), проблема не решена окончательно. Об этом свидетельствует, во-первых, наличие лишь двух научных исследований, касающихся исследуемой проблемы; во-вторых, неоднозначность позиций к определению понятия «стратегическая компетенция»; в-третьих, в имеющихся работах авторами не рассматривался специфический субъект обучения - студент неязыкового вуза, уровень владения иностранным языком которого характеризуется как несовершенный; в-

четвертых, конкретные стратегии не подлежали детальному рассмотрению (например, словообразовательные

стратегии).

Итак, в данной статье вскрыта роль стратегической компетенции для оптимизации чтения студентов неязыкового вуза на иностранном языке, определено содержание данной компетенции (через спектр составляющих ее умений), проанализированы работы, подвергающие данную компетенцию лингводидактическому исследованию. Доказано, что необходимо продолжать исследование данной проблематики в аспекте конкретизации определенных (например, словообразовательных) стратегий, определения их потенциала в контексте деятельности чтения, выявления их составляющих и, наконец, создания научно обоснованной методики их формирования.

Библиографический список

1. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе / Н.В. Барышников. - М.: Просвещение, 2003. - 159с.

2. Вайсбурд М.Л, Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностр. языки в школе. - 1997. - №1,

3. Гальскова И.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / И.Д. Гальскова - 3-е изд., - М: АРКТИ, 2004. - 192с.

4. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихо-логии / Т.М. Дридзе. - М., 1996,

5. Кузнецова Г.А. Методика формирования стратегической компетенции в процессе обучения чтению в лицеях и гимназиях: Дис. ... канд. пед наук. - Иркутск, 2004. - 22.5с,

6. Программа курса иностранного языка для вузов неязыковых специальностей. - М., 2004. - 75с.

7. Трофимова И.Д. Методика формирования стратегий автономного чтения у студентов языкового вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2003 . - 222с.

Статья принята к публикации 19.12.06

Н.В. Задруцкая

К вопросу о соотношении понятий «патриотизм»» и ««гражданственность»___

С возникновением в нашем обществе новой социальной ситуации, когда устарели прежние конкретные подходы к патриотизму, возникла острая необходимость внести определенные коррективы в постановку патриотического воспитания подрастающего поколения с целью

преодоления его деформаций, избавления от политических наслоений и формализма. Достаточно сопоставить название и стратегические цели программ ряда общественно-политических партий и движений, действующих в России, чтобы понять неоднозначность, альтернативность

Психология и педагогика

■ ■ - ■ . - •-•: . • : ._ ■ . . • - -

провозглашаемых патриотизмов и даже полную их несопоставимость, исходящих из своего собственного понимания «блага» Отечества и его будущего «образа». [11, с. 14].

В данной статье мы представляем небольшой анализ научных подходов к определению категорий «патриотизм» и «гражданственность». Так, понятие «патриотизм» (от греч. раТпв - родина) можно пояснить целым рядом определений: это, например, «любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации» [9, с. 36-38].

В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «возраст» патриотизма исчисляется многими тысячелетиями и превышает оседло-земледельческий стаж человечества. Здесь задействованы не только кровнородственные, биологические факторы, но и идеологические, духовно-мистические символы веры и героизма предков.

По определению В. Даля, в словаре живого великорусского языка патриот - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [1, с. 24]. В словаре русского языка С.И. Ожегова «патриотизм» - это «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [7, с. 447].

Определение патриотизма периода социализма обусловлено социальными ценностями, идеологией и общественной психологией советского общества: советский патриотизм - «чувство любви советских людей к социалистической Родине. Он неразрывно связан с пролетарским национализмом и несовместим с любым проявлением буржуазного национализма, шовинизма, космополитизма» [6, с. 86].

В Малой советской энциклопедии (М,, 1959.) патриотизм рассматривается как любовь к Родине, Отечеству. В основе патриотизма лежит преданность своему народу, стремление отдать все силы защите его интересов, уважение к другим народам, к их правам, свободе и культуре...[3, с. 1246].

Советский энциклопедический словарь подчеркивает, что патриотизм - одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств, что патриотизм связан с интернационализмом и противоположен космополитизму [10, с. 987].

Философский энциклопедический словарь (М., 1983) определяет патриотизм как любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам, гармонически сочетать любовь к лучшим национальным традициям своего народа.

С нашей точки зрения, в философском словаре под ред. И.Т. Фролова (М.,2000) выделена суть патриотизма - нравственность и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

«Патриотизм - одна из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единение человека и общества. Патриотические чувства, идеи возвышают личность, когда они сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности» [12, с. 335].

В постсоветский период в условиях социального обновления российского общества понятие «патриотизм» определяется как «любовь к Родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [5; 885].

Другим значимым для нашего исследования является понятие «гражданственность». Между понятиями «патриотизм» и «гражданственность» существует сходство -положительное отношение к своей стране и желание быть ей полезным, эти чувства используются обществом для защиты от внешней агрессии. Вместе с тем, они отличаются друг от друга: гражданственность является более осознанным чувством и подразумевает наличие определенных действий человека, т.о. можно соотнести гражданственность с социально-правовым поведением. В начале XX века эту проблему исследовал крупнейший специалист в психологии М.М. Рубинштейн. В своем очерке педагогической психологии в связи с общей педагогикой (1916) он писал, что «о некотором правосознании у детей можно говорить только тогда, когда ребенок овладел не только словом и приобрел способность самостоятельно двигаться, но и сознание его настолько выросло, что он в силах вступить во взаимоотношения с другими детьми, прежде всего, в игре» [10, с. 40-41].

Таким образом, понятия «патриотизм» и «гражданственность» являются важными характеристиками отношения государства и человека в современном мире. Они становятся основой формирования мировоззрения гражданина.

Согласно Конституции РФ в понятие «обязанность по отношению к государству» входит определение: «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина» [11, с. 298]. В свою очередь, обязанность государства - «формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой и мышлением, способностью самостоятельно сделать политический выбор [4, с. 226].

Патриотизм может и должен стать тем стержнем, вокруг которого формируются чувства, мнения, убеждения, позиции, стремления людей, их готовность, способность к активным действиям на благо Отечества.

Говоря о воспитании в духе патриотизма, мира и уважения к другим народам на основе приобщения к культуре мира, мы имеем в виду создание условий для развития чувства собственного достоинства, саморазвития духовного и физического, для познания культуры других народов, толерантных отношений между людьми различных этносов и конфессий.

ВЕСТНИК ИрГП/ №1 (29) 2007

187

Психология и педагогика

Библиографический список

1. Даль В. Толк, словарь живого великорусе, яз. -СПб.: Диамант, 1996. - Т. 3. - С.24.

2. Иванов Д.В. К вопросу о социально-правовом поведении детей и подростков в трудах М.М. Рубинштейна и М.Ф. Беляева. Д.В. Иванов //Лиценциат. - 1996. -№ 0. - С.40-41.

3. Малая Советская энциклопедия. Глав. ред. Б.А. Введенский. 3-е изд. [М.], «Большая Советская энциклопедия», 1959. Т. 6. Миллеры - Первомайка. - С. 1246.

4. Молодежь: будущее России. - М.: ИМ. - 1995.

- С,226.

5. Патриотизм. II Больш. энцикл. словарь /Под ред. A.M. Прохорова. - М.: Изд. «Больш. Росс. Энциклопедия»,

- СПб: «Норинт», 1997. - С. 885.

6. Патриотизм. II Пед. Словарь. - М.: АПН. СССР, 1960. - Т. 2 - С. 86.

7. Патриотизм. II Словарь русского языка. С.И. Ожегов. - М.: 1953. - С.447.

8. Права и свободы человека и гражданина II Конституция РФ: комментарии. - М.: Юрид. Литература, 1994. - Статья 59. - С.298.

9. Соловьев В. Патриотизм. II Энцикл. Словарь. -СПб.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1898. - Т. XXIII. - С. 36-38.

10. Советский энциклопедический словарь. 3-е изд. - М,: Сов. Энциклопедия, 1985. - 1600 с.

11. Устьянов В.Н. Политическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996.

12. Человек: Философско-энциклопедический словарь. - М.: Наука, 2000. - 516 с.

Статья принята к публикации 25.10.06

М.В. Трофимова

Особенности самоактуализации подростков и юношей, воспитывающихся в семьях с традициями экстремального туризма ___

Наше исследование посвящено изучению особенностей самоактуализации личности подростков и юношей, воспитывающихся в семьях с традициями экстремального туризма. Выбор предмета исследования был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, общественно-экономические преобразования в нашей стране диктуют важность воспитания личности, ориентированной на самоактуализацию и личностный рост, а семья в этом процессе имеет высокую значимость (А. Адлер, А.Б.Орлов, К. Роджерс, В. Сатир, A.C. Спиваковская и др.). Во-вторых, экстремальная тематика в современном обществе набирает все большую актуальность в связи с ростом числа чрезвычайных экстремальных ситуаций, жестким стрессовым темпом жизни современного человека и возрастающей популярностью экстремальных видов отдыха. В-третьих, в зарубежных и отечественных источниках (В.В. Аршавский, К.Обуховский, В. Ротенберг, A.M. Столяренко, В.Франкл и др.) имеются данные о положительном влиянии экстремальных ситуаций на личность и ее психологическую зрелость. И, в-четвертых, как показал проведенный нами анализ научной литературы, в отечественной психологии и педагогике существует дефицит работ по изучению условий процесса самоактуализации личности в семье и практически отсутствуют работы, посвященные влиянию характера и качества проведения семейного досуга на развитие и самосовершенствование личности детей.

В нашем исследовании участвовали подростки и юноши возрастной категории от 13 до 20 лет в количестве 89 человек из Братска, Иркутска, Санкт-Петер-бурга. Из них 43 человека (1 группа) - из семей, где увлечения родителей связаны с экстремальными видами спорта (альпинизм, водный сплав, парусный спорт, туризм и др.) и дети с детства включены в традиционный для семьи вид досуга; 46 человек (2 группа) - воспитываются в семьях без устойчивых традиций в проведении совместного досуга.

Основной методикой исследования являлся тест «САМОМ» Э. Шострома (валидизация А. В. Лазукина), с помощью которого измерялись показатели самоактуализации личности испытуемых. В качестве дополнительных методик использовались: опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткинда; методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К.Роджерса и Р. Даймонда; тест смысложизненных ориентаций (СЖО), разработанный и адаптированный Д.А. Леонтьевым на основе теста РИ Дж. Крамбо и Л. Махолика. С помощью статистической обработки данных были выявлены достоверные различия по характеристикам самоактуализации в исследуемых группах по критерию Стьюдента.

Анализ данных исследования показал более выраженное стремление к самоактуализации у подростков и юношей из семей с традициями экстремального туриз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.