Научная статья на тему 'К вопросу о соотношении искусственного и естественного в творческом освоении мира'

К вопросу о соотношении искусственного и естественного в творческом освоении мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ / ПРИРОДА / ДОПОЛНЕНИЕ / ЗАМЕЩЕНИЕ / КОПИРОВАНИЕ / ИМИТАЦИЯ / ARTIFICIAL / NATURAL / NATURE / ADDITION / SUBSTITUTION / COPYING / IMITATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сакирко Елена Алексеевна

Статья представляет собой краткий экскурс в типологию взаимоотношений категорий естественное и искусственное в языке и повседневной культуре человека. Сегодня естественнообразующий вектор творческого освоения мира направлен на сохранение природного богатства и на создание копий/моделей естественного в искусственной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Ratio of the Artificial and the Natural in the Creative Reclamation of the World

The article is a brief introduction into the natural artificial correlation typology in Russian language and everyday culture. The nature producing vector is presented by the conservation of nature and the creation of artificial copies/models of the natural phenomena.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношении искусственного и естественного в творческом освоении мира»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 4

Е.А. Сакирко

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО

И ЕСТЕСТВЕННОГО В ТВОРЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ МИРА

Статья представляет собой краткий экскурс в типологию взаимоотношений категорий естественное и искусственное в языке и повседневной культуре человека. Сегодня "естественнообразующий" вектор творческого освоения мира направлен на сохранение природного богатства и на создание копий/моделей естественного в искусственной форме.

Ключевые слова: искусственный, естественный, природа, дополнение, замещение, копирование, имитация.

The article is a brief introduction into the "natural — artificial" correlation typology in Russian language and everyday culture. The "nature producing" vector is presented by the conservation of nature and the creation of artificial copies/models of the natural phenomena.

Key words: artificial, natural, nature, addition, substitution, copying, imitation.

Существуют различные определения категорий искусственное и естественное, на основании которых в самом широком смысле естественное можно определить как существующее в мире независимо от человека и обладающее независимыми от человека свойствами, а искусственное — как созданное человеком, получившее определенные качества благодаря человеку и потому подвластное ему.

Искусственное состоит из природных тел и рассматривается Аристотелем как производное от естественного, как вторичная материя. Философ считал, что одушевленные существа отличаются от неодушевленных тем, что они обладают принципом, дающим жизнь, и этот принцип есть душа. Живые тела имеют свойства жизни, т.е. не сама жизнь есть тело, а то, что ему может быть присуще; все предметы, "возникающие и существующие по природе", имеют в себе "ради чего" (некоторую причину), достигают определенной цели1. "Предметы искусства" обладают целью, которая была заложена в них человеком, и теми возможностями, которые присущи им как состоящим из природных тел "по совпадению". Со временем человек достиг высокого технического мастерства

Сакирко Елена Алексеевна — аспирант кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-916-312-14-71, e-mail: lesa2004@rambler.ru

1 "...природными существами являются все те, которые, двигаясь непрерывно под воздействием какого-то начала в них самих, доходят до известной цели" (Аристотель. Физика. Кн. 2. 3-е изд., испр. / Пер. с греч. и примеч. В.П. Карпова. М., 2007. С. 46).

в имитации природы, однако, создавая искусственное из естественного, он часто не учитывает того жизненного потенциала, который изначально заложен в естественное "как нечто существующее". Американский философ Л. Касс пишет в этой связи об опасности генных технологий: "Генный гений, которого выпустили из бутылки, чтобы он вылечил болезнь, пойдет своим собственным путем, нравится нам это или нет"2 (пер. мой. — Е.С.).

Искусственное и естественное — "категориальная пара, указывающая на различные модусы существования предметов гуманитарного познания и деятельности и задающая принцип дуализма в отношении их"3. Это "результат взаимодействия двух принципиально разных механизмов: искусственного механизма, регулируемого сознательно поставленными целями и сознательно используемыми нормами, и естественного механизма, описываемого и фиксируемого с помощью законов и закономерностей".

Слово естество в "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даля объясняется как "все, что есть; природа, натура и порядок и законы ея; существо, сущность по самому происхождению"4, а слово естественный толкуется как "непротивный законам природы, согласный с естественным порядком, не заключающий в себе чуда"5. Но в философском смысле искусственное, или неестественное, можно определить как противное законам природы, не согласное с естественным порядком, при этом заключающее в себе чудо (чудо создания нового, человеческого воображения, познания скрытых законов природы и творческого осмысления действительности). Искусственный как превышающий естественное, как определение чего-то сверхъестественного несет в себе значение диковинности, ненормальности, чудесности и волшебства. Даль также определяет искусственный как «с искусством сделанный... (искусство — "искусность, знание и умение, развитая навыком или учением способность"); сделанный руками человека, неприродный или несозданный, деланный»6.

В.П. Галкин в словаре "Проблемы современности: теоретические аспекты и основы экологической проблемы — толкователь слов и идиоматических выражений" определяет естественное как "существующее само по себе"; пишет о том, что, в отличие от искусственного, естественное самодостаточно — само дает себе основание — самовоспроизводится. Искусственное в свою очередь —

2 Kass L. Life, Liberty and the Defense of Dignity. The Challenge for Bioethics. San Francisco, 2002. Р. 124.

3 Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998. С. 283.

4 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ: В 4 т. Т. I. М., 1998. С. 1302.

5 Там же. С. 1302—1303.

6 Там же. С. 122—123.

это "созданное живым существом (человеком) в результате реализации замысла"7. Если при создании чего-либо в соответствии с определенным планом человек обнаруживает вдруг, что возникли и другие, не входящие в предварительный замысел вещи, то они имеют естественную природу. При этом В.П. Галкин отмечает, что понятия искусственное и естественное применимы только к сфере деятельности человека.

Представляется, что можно выделить несколько уровней понимания категорий естественное и искусственное. В первую очередь это онтологическая оппозиция естественное—искусственное как природное и культурное (рукотворное). Сюда же можно отнести такие традиционные оппозиции, как "биологическое — деятель-ностное", "инстинктивное — разумное"8.

Однако даже созданное человеком и изначально попадающее в категорию искусственное вполне может восприниматься им как что-то естественное. Второй уровень понимания категорий естественное и искусственное — "субъективное" или рецептивное понимание: естественное — это то, что является таковым в нашем восприятии. Слово естественный на этом уровне понимания становится синонимом слов привычный, нормальный. Нормальный значит "соответствующий представлениям о норме для какой-либо ситуации, адекватный этой ситуации"9. Технические инновации очень быстро проникают в повседневную жизнь человека, становятся для него естественными и нормальными.

Изначально человек выстраивает отношения между естественным и искусственным по принципу дополнения или замещения. В случае "дополнения" искусственные предметы или процессы не противостоят естественному, а вступают с ним в отношения "сотрудничества". Например, очки помогают восполнить естественную, но по тем или иным причинам ослабленную зрительную способность человека.

Однако отношения между естественным и искусственным из отношений дополнения могут перейти в отношения замещения. Понятие "дополнение" или "восполнение", принцип "восполни-тельности"10 вводит в философию Ж. Деррида в работе "О грамматологии": "...восполнение восполняет (supplement supplee), т.е. добавляется лишь как замена. Оно вторгается, занимая чужое место;

7 Галкин В.П. Проблемы современности: теоретические аспекты и основы экологической проблемы — толкователь слов и идиоматических выражений: Контекстное учеб. пособие к циклу "Экологические проблемы человечества". Экология, социология, философия, право. Ч. 1. Чебоксары, 1997.

8 Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. С. 283.

9 Федяева Н.Д. Значение слова нормальный: лексикография и эксперимент // Вестн. ПГЛУ. 2008. № 4. С. 1.

10Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с франц. Н. Автономовой. М., 2000.

если оно и наполняет нечто, то это нечто — пустота. Оно способно представлять или изображать нечто лишь потому, что наличие изначально отсутствует. Будучи подменой (suppléant), восполнение оказывается заместителем, подчиненным, "местоблюстителем" (qui tient lieu)»11. Возникновение искусственного изначально связано с процессом адаптации человека к окружающей его действительности. Таким образом, искусственное имеет своей целью дополнить что-то отсутствующее в природе, но постепенно замещает естественное.

Французские термины supplement и supplementarite переводчики и исследователи Ж. Деррида переводят как "дополнение", "дополнительность", "прибавка", "прибавочность", "добавка", "приложение". В данном исследовании взят за основу перевод Н. Авто-ном овой — "восполнение", "восполнительность". По мнению переводчицы, "это слово имеет достаточно широкое и нейтральное значение и позволяет образовать более абстрактное понятие — восполнительность — хотя и непривычное, но не нагруженное неуместными ассоциациями"12.

В случае замещения между искусственным и естественным может складываться конфликтная ситуация. Изобретение промышленных машин для обработки различных материалов заменило человеческий труд и оставило без работы огромное количество людей: луддиты разрушали машины в знак протеста по отношению к изменениям, которые повлек за собой промышленный переворот.

В настоящее время развивается процесс повсеместной роботизации. Роботы используются в самых разных сферах человеческой деятельности: от обслуживания в ресторанах до образования. Наиболее ярким для современной культуры примером замещения является компьютер. Компьютер дополняет, частично замещает и преобразует умственную деятельность человека13. По мнению английского психолога М. Шоттон, многие профессиональные программисты воспринимают компьютер как своего рода "конкурента" — рационального, логичного, высокоинтеллектуального, и некоторые из них, желая добиться от такого незаурядного "конкурента" полного подчинения, сами попадают в зависимость от него14.

Искусственное, как правило, берет за образец естественное, человек, создавая его, черпает идеи и вдохновение у природы15.

11 Там же. С. 296—297.

12 Там же. C. 96.

13 См.: Клековкин Г.А. ИТО и типология учебных математических задач. Самарский филиал Московского городского пед. ун-та. [Электронный ресурс]. URL: http : //vuz. exponenta. ru/PDF/FOTO/kaz/Articles/Klekovkin.pdf (дата обращения : 17.05.2011).

14 См.: Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. № 1. С. 92.

15 Э. Кассирер и М. Хайдеггер считают, что техника — это способ "раскрытия тайны бытия".

Вступая с естественным в отношения дополнения или замещения, искусственное прямо или опосредованно находит аналог в природе. Можно выделить следующие принципы создания искусственного:

♦ прямое копирование: процессы, происходящие естественным образом и воспроизводимые при помощи новых искусственных технологий (искусственное оплодотворение, вскармливание, дыхание и т.п.); природные явления (искусственные цветы, трава, водоемы, электроочаги16);

♦ опосредованное трансформативное копирование: человек использует какой-нибудь природный принцип для создания совершенно нового, искусственного предмета или явления. Например, многие элементы архитектуры воспроизводят естественный ландшафт.

Вдохновляясь идеей, существующей в природе, и создавая что-то новое, человек, как правило, подражает естественным явлениям и предметам "по форме" и "по функции". Использование естественной формы иногда является стимулом для создания новых искусственных механизмов. Например, самолет внешне похож на птицу, и идея создания некоего летательного аппарата появилась благодаря стремлению человека летать, как птица, осваивать воздушное пространство.

В настоящее время вектор деятельности человека постепенно меняется, и творчество начинает все больше ориентироваться на создание естественного. Появляются различные практики по восстановлению экологии: человек пытается искусственным образом поддерживать связь с естественным миром. В отношениях между естественным и искусственным на смену принципу замещения приходит имитация, при которой деятельность человека направлена на то, чтобы максимально точно воссоздать существующие в природе предметы и явления, всевозможные артефакты наполнить естественным ароматом и привлекательностью17.

Множество рекламных манипуляций (слова эко, био и органик постепенно становятся необходимыми элементами для успешной реализации проекта и ведения бизнеса) следует отличать от развития экологического сознания человека, серьезной деятельности человека, направленной на сохранение природы, исторического и культурного многообразия. Понимание неразрывной связи человечества с природой постепенно переходит в практическую дея-

16 Электроочаги Китурами — камины с имитацией натурального треска дров и максимально реалистичного эффекта огня с возможностью постоянного изменения яркости. В комплекте с каждым камином прилагается дистанционный пульт. [Электронный ресурс]. URL: www.kiturami.ru (дата обращения: 21.10.2009).

17 Ю. Хабермас и Г. Бёме пишут о постепенном исчезновении границы между естественным и искусственным, о трансформации смысла этих понятий.

тельность: реставрируются старые здания, восстанавливаются парки и сады, появляется Красная книга, которая должна защитить находящиеся под угрозой вымирания растения и животных.

Имитация природного мира становится модным течением и в архитектурной среде. Во многих архитектурных проектах и сооружениях концепции искусственной и естественной среды тесно переплетаются друг с другом. Иногда при помощи искусственных элементов создается архитектурная среда, максимально приближенная к естественной. Одним из примеров "стирания" границ технических конструкций может быть "туманный павильон", проект Женевской выставки 2002 г. Развивая идею о "создании ничего", архитекторы придумали подобную облаку массу, неподвижно висящую над поверхностью озера и принимающую посетителей18. В результате искусственными средствами была создана часть естественного природного ландшафта — облако (изнутри, однако, представляющее собой искусственную конструкцию), служащее человеческим целям (способное одновременно принимать около 400 посетителей). В самом широком смысле искусственная среда является связующим звеном между внутренним миром человека и окружающей его действительностью. В самых разных сферах человеческой деятельности возникает сложное многослойное взаимодействие между миром естественных явлений и созданными человеком "адаптивными" мирами, некоторые из которых уже стали восприниматься им как естественные19. В настоящее время человек, окруженный многослойными искусственными мирами, начинает испытывать потребность в природном, естественном, по-настоящему натуральном. В этой связи можно выделить два значительных направления в практике современного творчества:

• экологическое направление (стремление использовать только натуральные материалы, заботиться об окружающем мире и экологической чистоте продукта, возродить древние техники прикладного искусства, проникнуть сквозь напластования культуры к образу жизни в гармонии с природой);

• имитацию (попытку искусственным образом воссоздать естественное, как, например, моду на естественные мотивы в одежде, интерьере, политике, рекламных стратегиях, архитектуре, широ-

18 См.: Болотов К. Туманный павильон: в облако сходил миллион человек. Дата публикации: 24.10.2005. [Электронный ресурс] // Мембрана. URL: http://www. membrana.ru/particle/1208 (дата обращения: 20.05. 2011).

19 Г. Саймон считает, что "искусственный мир сосредоточен именно в точках встречи внутреннего и внешнего. Его назначение в достижении целей за счет приспособления первого ко второму" (Саймон Г. Науки об искусственном. М., 1972. C. 73).

кое использование искусственных материалов, веществ, ингредиентов, "идентичных натуральным").

Имитация природы создает опасность неконтролируемого разрастания искусственной среды. Повторение естественного в искусственном — это форма, лишенная содержания — своего жизненного начала20. Своеобразным подтверждением безжизненности и ограниченности искусственной формы является ее мнимое бессмертие, отсутствие кругооборота искусственного. Когда человек пытается воспроизвести естественный мир в искусственной форме, важно сохранить сам оригинал, обладающий онтологической ценностью.

Список литературы

Аристотель. Физика. Кн. 2. 3-е изд., испр. / Пер. с греч. и примеч.

В.П. Карпова. М., 2007. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета //

Психологический журнал. 2004. № 1. Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с франц. Н. Автономовой. М., 2000. Клековкин Г.А. ИТО и типология учебных математических задач. Самарский филиал Московского городского пед. ун-та. [Электронный ресурс]. URL: http://vuz.exponenta.ru/PDF/FOTO/kaz/Articles/ Klekovkin.pdf (дата обращения: 17.05.2011). Birnbacher D. Natürlichkeit. Berlin, 2006.

Böhme G. Natürlich Natur: Über die Natur im Zeitalter ihrer technischer

Reproduzierbarkeit. 1. Aufl. Frankfurt am Main, 1992. CassirerE. Form und Technik // Symbol, Technik, Sprache. Hamburg, 1995. Habermas J. Auf dem Weg zu einer liberalen Eugenik // Die Zukunft der menschlichen Natur. Auf dem Weg zu einer liberalen Eugenik? Frankfurt am Main, 2001. Heidegger M. Die Technik und die Kehre. Stuttgart, 2002. Kass L. Life, Liberty and the Defense of Dignity. The Challenge for Bioethics. San Francisco, 2002.

20 Об этом пишет В.А. Кутырев: "...смерть вплетена в содержание жизни как самый глубокий фазис ее обновления" (Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород, 1994).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.