Научная статья на тему 'К вопросу о сохранении и развитии татарской национальной культуры в Челябинской области'

К вопросу о сохранении и развитии татарской национальной культуры в Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
337
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / LANGUAGE / NATIONAL-CULTURAL REVIVAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахатов М. Ш.

В статье рассматриваются вопросы развития татарской национальной культуры в Челябинской области и исследования путей и форм передачи духовного наследия при изучении родного языка. Деятельность государственных и общественных организаций направлена на распространение культуры татарского национального среди населения региона. Особое внимание уделено деятельности таких институтов, как Конгресс татар Челябинской области, татаро-башкирская библиотека им. Бабича, культурные учреждения компактного проживания Приволжско-Уральского татар Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PRESERVING AND DEVELOPMENT OF THE TATAR NATIONAL CULTURE IN THE CHELYABINSK REGION

The article considers the issues of development of the Tatar national culture in the Chelyabinsk region and studies the ways and forms of transmission of spiritual heritage, of learning the native language. Outstanding state and public organizations aim at distributing the Tatar national culture among the population of the region. Attention is focused on the activities of such institutions as the Congress of the Tatars of the Chelyabinsk region, the Tatar-Bashkir Library named after Babich, cultural establishments densely populated by the Volga-Urals Tatars of Chelyabinsk region.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сохранении и развитии татарской национальной культуры в Челябинской области»

УДК 902.7:39

Ahatov M.Sh. ON THE ISSUE OF PRESERVING AND DEVELOPMENT OF THE TATAR NATIONAL CULTURE IN THE CHELYABINSK REGION. The article considers the issues of development of the Tatar national culture in the Chelyabinsk region and studies the ways and forms of transmission of spiritual heritage, of learning the native language. Outstanding state and public organizations aim at distributing the Tatar national culture among the population of the region. Attention is focused on the activities of such institutions as the Congress of the Tatars of the Chelyabinsk region, the Tatar-Bashkir Library named after Babich, cultural establishments densely populated by the Volga-Urals Tatars of Chelyabinsk region.

Key words: language, national-cultural revival.

М.Ш. Ахатов, аспирант каф. Отечественной истории и МПИ Челябинского государственного педагогического университета, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются вопросы развития татарской национальной культуры в Челябинской области и исследования путей и форм передачи духовного наследия при изучении родного языка. Деятельность государственных и общественных организаций направлена на распространение культуры татарского национального среди населения региона. Особое внимание уделено деятельности таких институтов, как Конгресс татар Челябинской области, татаро-башкирская библиотека им. Бабича, культурные учреждения компактного проживания Приволжско-Уральского татар Челябинской области.

Ключевые слова: язык, национально-культурное возрождение.

Татары (общенациональный этноним - татар) являются вторым по численности этносом в Российской Федерации. Общая численность татар, живущих в РФ - 5669,9 тыс. чел. (2002), а в мире - 7920,5 тыс. чел. (2000-е гг.). Основная территория расселения - Волго-Уральский регион, где проживают свыше 4559,9 тыс. татар, в т.ч. в Челябинской области численность татар около 240 тыс. чел., в г. Челябинске - около 60 тыс. [1].

Татары относятся к числу немногих народов Евразии, создавших самостоятельную, уникальную тюрко-мусульманскую цивилизацию, обладающую значительной исторической глубиной. Именно в этот период взамен локальных, этносословных, конфессиональных наименований закрепился единый этноним «татар», который уже в первых десятилетиях XX века стал общим национальным наименованием почти для 90% представителей татарской национальности.

Татарская нация сложилась на территории России, она в этом государстве входит в число коренных народов. Хотя в некоторых случаях отдельные группы татар, живущие в РФ, могут быть причислены к диаспоре, большинство, населяющее Волго-Уральский регион и Западную Сибирь, к этой категории не относятся. Поэтому они находятся в составе государ-ствообразующего этноса. Становление татарской нации шло параллельно формированию общенациональной культуры (в науке она называется «высокой» культурой), обслуживающей всех татар России. Эта «высокая» культура, создаваемая сложной системой государственных социальных институтов (национальные СМИ, школы, научные учреждения, издательства, театры, ансамбли и т.п.), обеспечивает реальное единство татар как национальной общности [2].

Проблема сохранения и развития татарской культуры в современных условиях становится предметом исследования с начала XXI века. Среди монографических изданий следует отметить работы Д.М. Исхакова и Д.Р. Шарафутдинова [3-5]. Посвящено исследованию исторических корней и развитию традиционной культуры татарского народа, главным образом таких его древних форм, как Сабантуй (Науруз). Опираясь на разнохарактерные исторические источники, ряд из которых введен в научный оборот впервые, автор выдвигает оригинальную концепцию происхождения и становления татарской культуры, являющейся частью общечеловеческого культурного наследия. Автором поднимается проблема бережного отношения к этим важнейшим факторам общественной жизни,

способствующих всемерному углублению и расширению духовных связей народов России.

В работах Д. М. Исхакова анализируются проблемы численности татарского населения России, географии компактного проживания, ставится вопрос теоретическое осмысления категории татарской нации, анализируются пути и формы развития общей культуры и национального самосознания татар.

В настоящей статье освещается региональная специфика решения вопроса культурно-национального развития татар Челябинской области. Одним из основных источников освещения данной темы стали архивные документы Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО), отражено в следующем фонде ФР. 485 и ФР-485 (перепись населения).

В современных условиях развития демократии и плюрализма появилась потребность и востребовность широкого развития культурного многообразия. От овладения им зависит нравственное здоровье любого человеческого общества, его духовное и материальное благосостояние. Возврат к изначальным истокам проявляется через этническую культуру, и особенность любой национальной культуры заключается в её неповторимости, оригинальности, самобытности.

Духовное возрождение неразрывно связано с национальными корнями, поэтому вполне закономерно стремление вол-го-уральских татар к познанию истории, возрождению своих ценностей, традиций, обычаев. Национально-культурное возрождение - это естественный процесс, поскольку каждый народ имеет право на историческое, нравственное, политическое, индивидуальное развитие.

В процессе приобщения к ценностным сторонам этнической культуры ведущая роль выпадает на долю представителей культуры, образования, науки. В последние годы пополнилась когорта национальных кадров, которые понимают, что возрождение и развитие культуры - это система ценностей, формирующая духовность и нравственность этноса.

Среди факторов сохранения и развития духовной культуры большое значение имеет родной язык - основа всякой этнической культуры. Не случайно ученые считают, что язык -своеобразный генофонд национальной культуры. Роль языка в усвоении системы ценностей и особого типа национального мышления и социального поведения (менталитета) изъяснена, например, З. А. Махмутовым: «Язык является важнейшим

фактором, определяющим этническое самосознание народа. Лингвокультурное поведение этнической группы часто является показателем скрытых трансформационных процессов внутри данной группы. Утрата национального языка в большинстве случаев свидетельствует о начале распада этнической общности, демонстрируя ярко выраженные процессы ассимиляции. Особую сложность представляет сохранение

Из данной таблицы следует, что из основного населения Челябинской области только 79,2% говорят на родном языке. При этом следует отметить, что доля женщин выше, чем мужчин. Этот факт вселяет надежду на то, что женщина будет передавать традиции своим детям. Хотя из данных фактов не можем делать однозначных выводов, но необходимо усилить внимание к освоению родного языка. В этой связи конгрессом татар предпринимаются меры по организации курсов по обучению татарского языка, открываются классы и детские группы в детских садах для желающих изучать татарский язы, в том числе русских и других национальностей. Так МОУСОШ № 81 открыт класс с углубленным изучением татарского языка, культуры и истории. Помимо школы была организованна группа «Нур» в детском садике № 414 где детей обучают и приобщают родному языку и традициям, обычаям своего народа. А также в Челябинской государственной академии культуры и искусства открыта секция татаро-башкирской культуры на базе кафедры «Музыкальной фольклористики». Студентами данного ВУЗа ежегодно осуществляются фольклорные экспедиции в места компактного проживания татар, проводятся студенческие конференции по праздникам и обрядам. Среди татар 27 заслуженных учителей РСФСР и РФ по Челябинской области. Одна единственная во всей Челябинской области заслуженный учитель Республики Татарстан Шевченко Сония Вахитовна [8].

Одним из важнейших достижений Конгресса татар является популяризация татарского языка среди татарского населения Челябинской области. При поддержке Конгресса начали проводиться олимпиады по татарскому языку и литературе, уже ставшие сегодня традиционными, обучение татарскому языку в рамках программ медресе, открывшихся в последние годы в ряде территорий области, контакт с читательскими клубами в библиотеках татарской и башкирской литературы. Заметным явлением культурной жизни Челябинска это татаро-башкирская библиотека им. Бабича. Отдела национальной литературы. Сотрудниками отдела проводятся конференции, выставки, встречи с интересными людьми, дни культуры. Умение разнообразить мероприятия, привлекая заинтересованных людей, профессионализм и искреннее желание возродить и развивать этническую культуру, присуще данному отделу. При библиотеке действует клуб «Чишма», также библиотека проводит литературные чтения, посвященные творчеству Мусы Джалиля и Габдуллы Тукая. Работают кружки, классы, группы по изучению татарского языка и культуры. В Челябинске и Челябинской области есть такие писатели как И.Н. Сабиров, Р. Шагалеев [9].

Одним из крупных учреждений культуры Челябинской области является общественная организация - «Конгресс татар Челябинской области». Импульсом для создания конгресса татар Челябинской области стал второй Всемирный кон-

национального языка для малых этнических групп, находящихся в полиэтническом окружении» [6]. Знание национального языка является важным фактором не только внешней идентификации, но и внутренней идентичности субъекта, нам необходимо проследить динамику изменения этого фактора в изучаемый период:

гресс татар, который проходил в г. Казани. После него была проведена 27 марта 1998 года первая областная конференция Конгресса татар. 24 июня 1999 года Конгресс был зарегистрирован как общественная организация. Незадолго до этого 16 июня 1999 года - состоялось первое заседание исполкома Конгресса, на котором были избраны председатель Конгресса Равиль Хамитович Гибадуллин, занимавший пост главы администрации центрального района и председатель исполкома Сания Вахитовна Шевченко.

Вторая конференция Конгресса состоялась в мае 2004 года. Состав исполкома значительно расширился и обновился, председателем был избран Альберт Хусаинович Еналеев, занимавший пост вице - мэра Челябинска. Сохранение и развитие национально - культурного наследия, возрождение татарского языка и народных обычаев, - вот те стратегические задачи, которые организация поставила перед собой.

Осенью 2009 года Конгресса татар Челябинской области обрёл новые дыхание. На третьей конференции, прошедшей в ноябре, организация большинством голосов выбрала нового председателя исполкома. Ею стала динамичная, современно мыслящая Лена Рафиковна Колесникова, генеральный директор «Классики» - самой крупной аптечной сети на Урале. После третьей конференции организация сменила главный вектор своей деятельности, приняв основной лозунг: «Дойти до каждого простого татарина». Излишняя формализация работы уступила место активной культурно-просветительской деятельности, направленной на интересы, в первую очередь, простых людей.

Важным направлением его деятельности выступает организация национальных праздников (сабантуй, праздник башкирского языка "Туган тел"), праздников, посвященных Дню Победы, Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери, конкурсы семейных коллективов, фестивали детского творчества. Конгресс татар имеет контакты с духовными учреждениями в проведении религиозных праздников (ураза-байрам, курбан-байрам). В конце марта 2010 года увидел свет первый выпуск телепередачи «Хазина», ставший плодом совместной деятельности исполкома Конгресса и телеканала ОТВ.

На протяжении последних лет большую работу осуществляют учреждения культуры в местах компактного проживания волго-уральских татар. Так, например Султаевский дом культуры проводит такие праздники как «Науврыз», «Сабантуй» и многие другие. При этом же доме культуре существует творческий коллектив «Султаевские девчата» участники многих национальных праздников и конкурсов. Также активно развивается культура в г. Озерске там действует творческий коллектив «Лейсан», проводят национальные праздники. Народное творчество волго-уральских татар в настоящее время находится на этапе возрождения. С ростом интереса населе-

Распределение населения по национальному и родному языку в Челябинской области (Микроперепись 1994 г.) - сельское население [7]

национальность всего В том числе с родным языком Из общей численности населения

Свой национальный татарский другие

Татары 2289 1813 (79,2%) - 34 997

Татары мужчины 1081 850 (78,6%) - 14 534

Татары женщины 1208 963 (79,7%) - 20 463

ния к этнической культуре возникает ряд проблем, связанных с развитием самодеятельного творчества. Данные проблемы связаны, прежде всего, с отсутствием профессиональных кадров и закрытием многих учреждений культуры в сельской местности из - за финансовых проблем. Однако, сохраняются стабильно работающие коллективы в таких районах, как Ку-нашакский, Сосновский, Каслинский, Аргаяшский. Это связано, прежде всего, с плодотворной деятельностью национально-культурных центрах, созданных в этих районах. Так, Ку-нашакский район проводит национальные праздники, в 2010 году в Кунашаке проходил в первые областной «Сабантуй». В Аргаяшском районе существует татарский театр. Сосновский район знаменит талантливыми коллективами художественной самодеятельности.

Несмотря на то, что в области многое делается для возрождения и развития культуры волго - уральских татар, проблема их сохранения остается острой сказывается влияние объективных факторов - экономического и демографического кризисов. Большинство молодежи не остается жить в сельской местности из-за отсутствия работы и досуговых учреждений, хотя следует сказать, что их связь с малой родиной крепка, так как в традициях татарского народа велика роль почитания родителей и старших.

Библиографический список

Этнокультурная ситуация усугубляется тем, что у многих городских татар из-за снижения языковой компетенции и недостаточного уровня сохранения этнической культуры, происходит переориентация культурных потребностей в пользу инонациональных культур. К этому также добавляется большой процент смешанных браков, хотя однозначно данное явление не следует оценивать негативно, но оно порождает новые проблемы.

Как утверждают культурологи, именно во взаимодействии культур можно сохранить уникальность различных этнических культур. Назрела необходимость обмениваться не только творческими и концертными коллективами, но и также создавать общие программы по сохранению и развитию уникальной татарской культуры.

Решение этих проблем усиливает роль и значение государственной политики, при которой должно быть обеспечено культурно - национальное многообразие. Однако возрождение культуры возможно в том случае, если государственная политика будет направлена на принятие комплекса нормативно - правовых документов, определяющих юридический, экономический статус органов самоуправления татар в области культуры, образования, науки.

1. Исхаков, Д.М. Татары: перепись, политика / Д.М. Исхаков; Магариф. - К., 2010.

2. Сборник научных статей Татарская нация в XXI в: веке проблеме развития /отв. ред. Д.М. Исхаков. - Казань, 2006.

3. Шарафутдинов, Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа XIX - начало XXI вв. / Д.Р. Шарафутдинов; Магариф. - Казань, 2004.

4. Исхаков, Д.М. Татары: краткая этническая история / Д.М. Исхаков; Магариф. - К., 2002.

5. Исхаков, Д.М. Татары: перепись, политика / Д.М. Исхаков; Магариф. - К., 2010.

6. Махмутов, З.А. Лингвокультурное поведение современного татарского населения северо-казахстанской области // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2009.- Том 151. - Кн. 2. - Ч. 1. - Серия. Гуманитарные науки.

7. ОГАЧО. ФР-485. Оп. 28. Д.5.

8. Нечаева, С.Б. Южный Урал в судьбе России: история и современность. - Ч., 2000.

9. Привалов Н. Основные общественные и другие некоммерческие организации Урала. - Екатеринбург; Ч., 1998. - Т. 2. Bibliography

1. Iskhakov, D.M. Tatarih: perepisj, politika / D.M. Iskhakov; Magarif. - K., 2010.

2. Sbornik nauchnihkh stateyj Tatarskaya naciya v XXI v: veke probleme razvitiya /otv. red. D.M. Iskhakov. - Kazanj, 2006.

3. Sharafutdinov, D.R. Istoricheskie korni i razvitie tradicionnoyj kuljturih tatarskogo naroda XIX - nachalo XXI vv. / D.R. Sharafutdinov; Magarif. - Kazanj,

2004.

4. Iskhakov, D.M. Tatarih: kratkaya ehtnicheskaya istoriya / D.M. Iskhakov; Magarif. - K., 2002.

5. Iskhakov, D.M. Tatarih: perepisj, politika / D.M. Iskhakov; Magarif. - K., 2010.

6. Makhmutov, Z.A. Lingvokuljturnoe povedenie sovremennogo tatarskogo naseleniya severo-kazakhstanskoyj oblasti // Uchenihe zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009.- Tom 151. - Kn. 2. - Ch. 1. - Seriya. Gumanitarnihe nauki.

7. OGAChO. FR-485. Op. 28. D.5.

8. Nechaeva, S.B. Yuzhnihyj Ural v sudjbe Rossii: istoriya i sovremennostj. - Ch., 2000.

9. Privalov N. Osnovnihe obthestvennihe i drugie nekommercheskie organizacii Urala. - Ekaterinburg; Ch., 1998. - T. 2.

Статья поступила в редакцию 28.06.11

УДК 908 + 355/359.08

D.A. Sizov THE ACTIVITY OF THE DEFENCE-INDUSTRIAL COMPLEX ENTERPRISES' AUTHORITIES UNDER THE SCIENTIFIC REVOLUTION CIRCUMSTANCES IN 1945-1965 YEARS. The article presents the peculiarities of director's corpus activity at the South Urals enterprises of the defence-industrial complex in the period of 1945-1965 years; reveals the reasons of changing "Stalin" styled authorities to new democratic ones, substantiates the role of scientific revolution in this process.

Key words: defence-industrial complex, scientific revolution, director's corpus, South Urals enterprises of DIC.

Д.А. Сизов, ст. преп. ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, г. Челябинск; E-mail: [email protected]

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЮЖНОГО УРАЛА В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1945-1965 ГГ.

В статье рассматриваются особенности деятельности директорского корпуса предприятий оборонно-промышленного комплекса Южного Урала в период 1945-1965 гг.; раскрываются причины смены руководителей «сталинского» типа на руководителей нового демократического типа, обосновывается роль научно-технической революции в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.