Научная статья на тему 'К вопросу о содержательной стороне концепта «Туристическая политика»'

К вопросу о содержательной стороне концепта «Туристическая политика» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
70
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сологуб Галина Николаевна

В последнее десятилетие в сфере туризма происходят существенные изменения, связанные с социально-экономическими и политическими преобразованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержательной стороне концепта «Туристическая политика»»

автоматически становятся еще одним слоем концентраторов социального института.

9. Материальное и моральное стимулирование функционирования «гуру»-концентраторов, дополненное системой их поощрения, переподготовки и повышения квалификации.

10. Развитие системы интеллектуальной безопасности предприятия, направленной на сохранение максимального числа концентраторов на предприятии и охрана их от скоординированных атак извне.

11. Отказ от попыток централизованного управления интеллектуальным капиталом во всех деталях и принятие концепции самоорганизации интеллектуального капитала социального института в качестве краеугольного камня корпоративной культуры.

12. Провозглашение идеи самоорганизации и саморазвития интеллектуального капитала как главной миссии института.

Итак, главная задача менеджеров знания - создание системы, способной самостоятельно продуцировать максимальное число концентраторов. Прямое назначение концентратора в данном случае не имеет смысла - формальный концентратор либо не сможет выполнять свои функции, либо будет выполнять их недостаточно хорошо. Не-

обходимо создать условия для самостоятельного возникновения концентраторов, поскольку запрограммировать появление безмасштабной сети сложно, спрогнозировать этапы ее становления практически невозможно. Тем не менее создание основ для ее потенциального появления - дело вполне реальное. Главная проблема заключается в том, чтобы управлять, не управляя в традиционном смысле этого слова. Внедрение такой методологии менеджмента знаний, отличающейся от привычных установок управления, позволяет социальному институту стать лидером в его сегменте рынка и получить конкурентные преимущества среди других игроков.

Литература

1. Ашкеров А. Экспертократия. Управление знаниями: производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма. М., 2009.

2. Барабаши А. Л., Бонабо Э. Безмасштабные сети // В мире науки. 2003. № 8. С. 55.

3. Там же. С. 58.

4. Там же.

5. Рац М. Диалог в современном мире // Вопросы философии. 2004. № 10. С. 23.

6. Свинцов В. И. Похвальное слово молчанию // Философские науки. 1989. № 4. С. 81.

m. b. oseledchik. dominant role of concentrators in producing, replication, codification and reconfiguration of social institution's knowledge

Social institute has intellectual capital that is a determinant of success in competition. The system of knowledge management can be considered from the point of conception of dimensionless networks.

Key words: social institute, knowledge management, conception of dimensionless networks.

Г. Н. СОЛОГУБ

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ КОНцЕПТА «ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»

В последнее десятилетие в сфере туризма происходят существенные изменения, связанные с социально-экономическими и политическими преобразованиями.

Ключевые слова: туристическая отрасль, туристическая политика.

Туризм представляет собой высокодоходный межотраслевой комплекс, который обеспечивает высокий уровень занятости, социального благосостояния и качества жизни населения. Это один из основных секторов мировой экономики, способствующий развитию государств и регионов, их единству и культурному разнообразию. Государство стремится получить максимальную выгоду от туристической отрасли: развитую инфраструктуру (дороги, парки, отели, магазины и др.), новые рабочие места. Достижению этой цели служит его социально-экономическая политика.

На сегодняшний день термин «туристическая политика» не имеет четкого определения в специализированных энциклопедических словарях, но широко используется в научных публикациях, учебных пособиях и программных материалах. Подходить к разработке данного понятия целесообразно на основе предварительного уяснения содержательной характеристики туризма и политики.

До середины XIX века термин «туризм» практически не использовался. Слово «tour» чаще всего ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в своем доме по делу или во имя приятного времяпрепровожде-

"Культурная жизнь Юга России "

^ ¥ 2010

ния, т. е. постепенно вырабатывалась современная интерпретация понятия.

Согласно Манильской декларации по мировому туризму, принятой Всемирной конференцией в 1980 году, туризм понимается как «деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения». В документе отмечается, что «экономическая рентабельность туризма, какой бы реальной и значительной она ни была, не может представлять собой единственный критерий определения содействия, которое должны оказывать государства этому виду деятельности» [1].

Согласно Федеральному закону «О туризме и туристской индустрии в РФ», туризм - составная часть социальной сферы России, включающая в себя все свободные передвижения (путешествия, поездки) физических лиц и / или их пребывание за пределами обычной среды в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями [2].

Туризм как вид деятельности можно условно разделить на два типа. Первый непосредственно связан с походами, покорением горных вершин и склонов, спуском по бурным речным потокам и другими видами экстремального времяпровождения. Второй также состоит в передвижении человека по определенной территории, но с помощью транспортного средства и подразумевает посещение различных культурных, духовных и исторических памятников.

Понятие «политика» известно со времен Платона и Аристотеля. В современные языки оно вошло как заимствование с древнегреческого (роПйка) и традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями и государствами [3]. М. А. Василик, М. С. Вершинин и другие ученые определяют политику как основные принципы, нормы и направления деятельности (в более широком смысле - всю деятельность) по осуществлению государственной и общественной власти. Кроме того, политика - одна из основных сфер жизни (наряду с экономической, социальной и духовной), связанная отношениями между социальными субъектами по поводу установления, организации, функционирования и изменения власти в обществе и государстве [4].

Что же подразумевается под туристической политикой?

На наш взгляд, следует выделить определение данного термина, которое принадлежит В. Герасименко: «Туристическая политика - это система методов, воздействий и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями, отвечающими за туристическую деятельность, в целях регулирова-

ния и координации туристической отрасли, создания условий для развития туризма» [5]. По мнению Д. Решетникова, данная формулировка не в полной мере отражает активный, целенаправленный, сознательный характер туристической политики, а также не содержит четкого представления о ее целевых установках [6].

Л. Е. Калинина трактует туристическую политику как определение органами государственной власти, различными организациями форм, задач и содержания деятельности в данной сфере [7]; И. Т. и А. И. Балабановы понимают под туристической политикой деятельность по развитию индустрии и субъектов туристского рынка (туроператоров и турагентов), совершенствованию форм туристского обслуживания граждан и укреплению на их основе своего политического, экономического и социального потенциала государства [8].

В приведенных определениях недостаточно четко отражен объект туристической политики, а также не раскрыто значение негосударственного сектора. Поэтому Д. Решетников рассматривает туристическую политику как целенаправленную деятельность государственных, общественных и частных структур по разработке и реализации методов, механизмов и инструментов воздействия правового, экономического, социального и иного характера в целях обеспечения устойчивого эффективного развития туристского комплекса, удовлетворения внутреннего и внешнего спроса на туристские услуги и товары при рациональном использовании имеющегося туристского потенциала. Исследователь выделяет несколько иерархических уровней формирования и реализации туристической политики:

- глобальный (международный);

- национальный;

- региональный (локальный);

- отдельного туристского предприятия.

Каждый из уровней туристической политики

характеризуется определенным содержанием, набором принципов и приоритетов, организационной структурой, правовой основой, конкретными механизмами реализации и иными атрибутами.

Суммируя сказанное, можно определить туристическую политику как компонент социально-экономической. В ее основе лежит совокупность принципов, норм, целей, задач и методов, которыми руководствуется государство в развитии туризма и туристской индустрии, а также деятельность государства в данной области.

В заключение отметим, что, хотя всестороннее изучение концепта «туристическая политика» ведется достаточно широко, вопрос его осмысления все же остается открытым.

Литература и источники

1. Всемирная конференция по туризму. Филиппины, 1980. URL: http://www.businesspravo.ru

2. Об основах туристской деятельности в РФ: ФЗ от 24.11.1996 г. № 132 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 3127.

3. Абаренков В. П. Краткий политический словарь. М., 1989.

4. Василик М. А. Политология: слов.-справ. М.,2001.

5. Герасименко В. Г. Основы туристского бизнеса. Одесса, 1997.

6. Решетников Д. Приоритетные направления туристской политики по оптимизации факторов конкурентоспособности туристского комплекса Беларуси // Журнал международного права и

международных отношений (Минск). 2003. № 1. С.86-94.

7. Калинина Л. Е. Государственная политика в сфере туризма: туристско-рекреационные особые экономические зоны // Туризм: право и экономика. 2006. № 5. С. 23-27.

8. Балабанов И. Т., Балобанова А. И. Экономика туризма. М., 1999. С. 176.

g. n. sologub. to the question of substantial aspect of the concept «tourist policy»

In the last decade essential changes took place in the sphere of tourism. These changes are bound up with social, economic and political reforms.

Key words: tourist sector, tourist policy.

И. О. ЕЛЕФЕРЕНКО

ЭМПАТИЯ КАК ОСНОВАНИЕ КОММУНИКАцИИ

Анализируя подходы к явлению эмпатии, автор статьи доказывает, что потенциал личности подвержен формированию, развитию, регуляции, и размышляет о возможностях использования эмпатических способностей в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: коммуникация, эмпатия, эмоции, профессиональная деятельность.

Развитие представлений об эмпатии исходит из ее толкования как процесса реагирования чувствами на чувства. Под этим понятием стали мыслить аффективно-когнитивное восприятие внутреннего мира другого человека в целом, а в рамках инте-гративного подхода - сложносоставное явление, компонентами которого служат адекватное понимание переживаний партнера, эмоциональный отклик на них, сочувствие.

Основоположник отечественных исследований по данной теме Т. П. Гаврилова писала: «Традиционно проблемы, связанные с понятием эмпатии, были объектом изучения философских дисциплин - этики и эстетики. Само это понятие восходит к этическому понятию симпатии (А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр) и понятию вчувствования, возникшему в немецкой философии и эстетике (Т. Липпс)» [1].

«Симпатия» (от греч. syn - вместе, pathos -чувство) означает 'чувствовать с кем-то, сочувствовать'. Согласно словарю иностранных слов, симпатия - это влечение, внутреннее расположение к кому-либо, чему-либо, а также объект такого чувства. Слово же «эмпатейя» (греч. префикс -em выражает направленность внутрь) в значении 'чувствовать в, вчувствоваться' существовало еще в древнегреческой философии и трактовалось стоиками как духовная объективная общность всех вещей, заставляющая людей сопереживать друг другу и ощущать свое единство с природой [2].

Понятие эмпатии получило распространение в первом десятилетии прошлого века. Приоритет в его разработке приписывают Т. Липпсу и Э. Тит-ченеру. Последний перевел этим словом немецкое Einfuhlung, с помощью которого Т. Липпс описал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже, в 1903 году, и человека

человеком. Так термин «эмпатия» заменил термин «симпатия» и вытеснил его из научного обихода.

По Р. Бернсу, эмпатия лишена компонента суждения и относительно нейтральна, чем существенно отличается от сострадания и симпатии, которым недостает объективности. Эти чувства предполагают чрезмерную идентификацию собеседников друг с другом и нередко приводят к появлению «фантазий об избавлении» [3].

Т. П. Гаврилова различает такие формы эмпа-тии, как сопереживание (восприятие чувств другого человека через отождествление с ним) и сочувствие (переживание чувств партнера, отличных от собственных). Так, ученик, волнующийся за отвечающего товарища, сопереживает, а жалеющий пожилого человека ребенок выражает, скорее, сочувствие, ведь вряд ли он разделяет переживания взрослого. Автор уточняет: «При сопереживании субъект переносит на себя чужое эмоциональное состояние и переживает чувства другого как бы за себя, поскольку они имели место в прошлом опыте субъекта и, главным образом, если они связаны с предвосхищением им подобной возможности для себя, особенно в ближайшем будущем. При сочувствии же субъект переживает за другого как бы "бескорыстно", без соотнесения с собой» [4].

Сопереживание или сочувствие могут проявляться совместно, но даже в таких случаях что-то одно доминирует.

Перечислим основные трактовки рассматриваемого понятия:

- понимание эмоций, потребностей партнера;

- вчувствование в событие (произведение искусства, природу);

- аффективная связь с кем-либо, разделение состояния другого человека (группы людей);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.