ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПРАВА
АДВОКАТА-ЗАЩИТНИКА СОВЕРШАТЬ ДЕЙСТВИЯ, НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.В. РАГУЛИН,
кандидат юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа нормативных актов, научной литературы и данных исследования, произведенного автором, рассмотрены вопросы определения содержания профессионального права адвоката-защитника на совершение действий, не противоречащих положениям действующего законодательства и сформулированы предложения по рецепции положительного опыта ряда зарубежных государств, способствующие его правовой регламентации.
Ключевые слова: профессиональные права адвоката-защитника; иные действия, не противоречащие законодательству; правовой статус адвоката.
TO A QUESTION OF THE CONTENT OF THE RIGHT OF THE ADVOCATE-
DEFENDER TO MAKE THE ACTIONS WHICH AREN'T CONTRADICTING THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
A.V. RAGULIN,
candidate of jurisprudence, associate professor
Annotation. In article on the basis of the analysis of regulations, scientific literature and data of the research made by the author, questions of definition of the content of the professional right of the advocate-defender on commission of the actions which aren't contradicting provisions of the current legislation are considered and offers on reception of positive experience of a number of the foreign states, promoting its legal regulation are formulated.
Keywords: professional rights of the advocate-defender; other actions which aren't contradicting the legislation; legal status of the advocate.
Профессиональные права адвоката-защитника представляют собой предусмотренные и обеспеченные положениями ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и нормами уголовно-процессуального законодательства РФ правовые возможности, предоставленные адвокату для оказания им квалифицированной юридической помощи физическим лицам, в целях защиты их прав, свобод и интересов при производстве по уголовному делу, а также обеспечения доступа к правосудию1.
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе совершать иные действия, (помимо указанных в ч. 3 ст. 6 этого закона), не противоречащие законодательству РФ. В п. 11 ч. 1 ст. 53 УПК РФ также отмечается, что защитник вправе использовать иные, т.е. не перечисленные в тексте ст. 53 УПК РФ и не запрещенные УПК РФ средства и способы защиты2.
Очевидно, что в силу отсутствия подробной нормативной регламентации данного профессионального
права его практическая реализация не может не вызывать проблем в правоприменительной деятельности.
Анализ научной и учебной литературы показывает, что в ней уделяется явно недостаточно внимания вопросу о содержании рассматриваемого профессионального права; вместе с тем, некоторые составные элементы данного права в ней все же обозначаются: в основном указывается на возможность адвоката обращаться к общественному мнению через средства массовой информации3, приглашать частного детектива4,
1 Рагулин А.В. Профессиональные права адвоката-защитника: формулирование определения понятия // Адвокатская практика. 2012. № 4. С. 21—25.
2 Грудцына Л.Ю. Гарантии независимости, самоуправления и финансирования адвокатской деятельности // Новый юридический журнал. 2013. № 1. С. 33—49.
3 Пресса как помощник адвоката // Новая адвокатская газета. 2009. № 10.
4 Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Ростов н/Д., 2004. С. 117; Леви А.А., Игнатьева М.В., Капица Е.И. Особенности предварительного расследования преступлений, осуществляемого с участием адвоката. М., 2003. С. 37; Семенов В. Нужен ли частный сыщик в уголовном процессе? // Законность. 2005. № 7.
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
принимать меры по примирению сторон при производстве по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести5, проводить медицинские обследования подозреваемого и обвиняемого и получать соответствующие заключения6.
Результаты опросов 500 адвокатов показывают, что к соответствующим средствам и способам защиты следует отнести:
♦ обращение адвоката-защитника к частному детективу и использование результатов частной детективной деятельности в доказывании по уголовным делам (применяли 4% опрошенных);
♦ обращение адвоката-защитника с заявлениями и сообщениями в средства массовой информации (применяли 12% опрошенных);
♦ обращение адвоката-защитника в государственные органы, непосредственно не связанные с производством по конкретному уголовному делу, но имеющие возможность оказать влияние на результаты расследования или рассмотрения дела (например, к Уполномоченному по правам человека РФ и субъекта РФ, уполномоченному по правам ребенка РФ и субъекта РФ — применяли 19% опрошенных);
♦ обращение адвоката-защитника в международные организации, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека (Совет по правам человека ООН, Комитет по правам человека ООН, Европейский суд по правам человека, Комиссар Совета Европы по правам человека, Бюро демократических институтов и прав человека и т.д.) (применяли 2% опрошенных);
♦ обращение адвоката-защитника в Российские правозащитные организации и отделения международных правозащитных организаций, действующих на территории РФ (Московская Хельсинкская группа, Международная федерация прав человека, Международная амнистия, Общероссийское общественное движение «За права человека», Общество «Мемориал», Объединенное демократическое движение «Солидарность» и т.д. — применяли 7% опрошенных);
♦ обращение адвоката-защитника в организации, осуществляющие общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов (Общественная палата РФ, Общественная палата субъекта РФ, Общественные советы при государственных органах — применяли 5% опрошенных)7.
Вместе с этим, следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения п. 7 ч. 3 ст. 6 ФЗ «Об
адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и п. 11 ч. 1 ст. 53 УПК РФ могут и должны применяться не только для правового обоснования перечисленных выше конкретных действий, но и при разрешении любых спорных вопросов, связанных с применением любых профессиональных прав адвоката-защитника. По сути положения вышеуказанных правовых норм содержат в себе некую презумпцию, которую можно назвать «презумпцией наличия профессионального права адвоката-защитника». Причем применять эти нормы необходимо если какие-либо отдельные аспекты, связанные с реализацией конкретных профессиональных прав адвоката-защитника законом прямо не запрещены, либо не регламентированы; адвокат вправе совершать соответствующие действия или требовать их совершения от должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу.
В то же время, представляется, что правильной интерпретации положений п. 7 ч. 3 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и п. 11 ч. 1 ст. 53 УПК РФ и применению положений этих норм на практике будет способствовать заимствование зарубежного опыта правовой регламентации профессиональных прав адвоката-защитника. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в положениях зарубежного законодательства предусматривается ряд профессиональных прав адвоката-защитника, прямо не содержащихся в российском законодательстве, но при этом и не запрещенных его нормами, вследствие чего допускается их реализация в ходе профессиональной деятельности адвоката-защитника на территории нашей страны.
К профессиональным правам адвоката-защитника, которые он вправе реализовывать на основании положений п. 7 ч. 3 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и п. 11 ч. 1 ст. 53 УПК РФ, представляется необходимым относить следующие права:
♦ право заверять для клиентов копии документов (Эстония, Болгария);
5 Адвокатура России: Учебник / Под ред. С.С. Юрьева. М., 2011.
6 Семенцов В.А., Скребец Г.Г. Участие адвоката-защитника в формировании доказательств на стадии предварительного расследования. М., 2009. С. 122.
7 Кучерена А.Г. Понятие и сущность общественного (гражданского, демократического) контроля деятельности органов публичной власти // Право и жизнь. 2013. № 175. С. 75—86; Он же. К вопросу о правовом положении Общественной палаты Российской Федерации // Право и жизнь. 2013. № 176. С. 121—137.
114
Вестник Московского университета МВД России
№ 10 / 2013
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
♦ право обращать внимание лица, производящего процессуальное действие, на допускаемые им нарушения закона (Молдова);
♦ право на противодействие процессуальным нарушениям со стороны должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, и суда (Азербайджан, Армения, Молдова, Украина);
♦ право получения информации о принятых процессуальных решениях (Азербайджан);
♦ право участия адвоката-защитника в осмотре (в том числе осмотре места происшествия) и предъявлении предмета для опознания (Азербайджан, Турция);
♦ право на ознакомление с материалами прекращенного уголовного дела (Азербайджан);
♦ право на ознакомление с материалами, представленными в суд для подтверждения законности и обоснованности заключения под стражу или содержания под стражей (Азербайджан, Латвия, Таджикистан);
♦ право предлагать свою редакцию записи в протоколе (Казахстан);
♦ право составлять частные протоколы осмотра местности (Киргизия);
♦ право знакомиться на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности с необходимыми для оказания юридической помощи документами и материалами (Киргизия);
♦ право встречаться с представителями государственных и муниципальных учреждений, судьями, прокурорами, представителями органов предварительного следствия и получать от них информацию и копии документов, связанных с оказанием правовой помощи (Латвия);
♦ право представить письменный отзыв по обвинительному заключению (Молдова, Гватемала);
♦ право на использование технических средств при исполнении обязанности защиты, если это не затрудняет производство процессуальных действий (Эстония);
♦ право на получение информации о задержании подзащитного (Венгрия, Албания, Мексика);
♦ право на ознакомление с доказательствами, выдвигаемыми против обвиняемого и на указание на источники соответствующих доказательств при предъявлении обвинения (Албания);
♦ право быть предварительно уведомленным о месте и времени производства следственных действий, в которых должен принять участие его подзащитный (Албания, Вьетнам);
♦ право самостоятельного вызова свидетелей в суд (ФРГ, Индия);
♦ право на заблаговременное сообщение сторонам о составе суда в целях реализации профессионального права адвоката-защитника на заявление отводов (ФРГ);
♦ право обращаться в суд с целью устранения нарушений профессиональных прав (Италия);
♦ право производить осмотр места жительства подзащитного (Камбоджа);
♦ право во внесудебном порядке беседовать со свидетелями, предоставленными стороной обвинения, без согласия стороны обвинения (Бруней);
♦ право требовать от полиции и иных органов безопасности сведений касательно мотивов задержания любого человека, а также письменных сведений об этих причинах (Аргентина);
♦ право требовать зачитывания показаний допрошенного в ходе судебного следствия свидетеля для проверки правильности записи его показаний в протоколе судебного заседания, а также дополнения и уточнения этих показаний (Аргентина);
♦ право в начале судебного рассмотрения уголовного дела довести до сведения суда заявления стороны защиты (Гватемала);
♦ право требовать у ответственного должностного лица любого государственного органа подтверждения нахождения его подзащитного в соответствующем месте (Чили)8.
Учитывая особенности применения российского законодательства на практике, а именно то, что адвокаты-защитники как правило ограничиваются в реализации профессиональных прав, прямо не предусмотренных положениями действующего законодательства, о чем заявили 94% из опрошенных нами 500 адвокатов, необходимо включение вышеперечисленных профессиональных прав в текст ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Это будет способствовать созданию действенного правового механизма для реализации профессиональных прав адвоката-защитника что, в свою очередь, несомненно, будет содействовать укреплению престижа и повышению эффективности адвокатской деятельности, и, как следствие, обеспечению реализации права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированного ст. 48 Конституции РФ.
8 Рагулин А.В. Профессиональные права адвоката-защитника в Российской Федерации и зарубежных государствах: Моногр. М., 2012. С. 143—304.