Научная статья на тему 'К вопросу о содержании понятия политической коррупции'

К вопросу о содержании понятия политической коррупции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ВЛАСТЬ / ИНСТИТУТ / БЮРОКРАТИЯ / ГОСУДАРСТВО / ФЕНОМЕН / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МОТИВАЦИЯ / СОЦИУМ / CORRUPTION / AUTHORITY / INSTITUTION / BUREAUCRACY / PHENOMENON / INFORMAL RELATIONSHIP / POLITICAL MANAGEMENT / MOTIVATION / SOCIAL MEDIUM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зарандия Дина Александровна

Исследуется понятие политической коррупции. Рассмотрен целый ряд причин, на основе которых сформировался и получил развитие феномен коррупции в России. Приведены взгляды отечественных и зарубежных ученых на эту проблематику, показаны три взаимосвязанные позиции, дающие возможность более подробно отразить масштабность и функциональность этого явления. Анализируются факторы, показывающие развитие коррупции как социального и политического явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Content of the Concept of Political Corruption

We investigate the notion of political corruption. Examined a variety of reasons on which was formed and developed the phenomenon of corruption in Russia. We present the views of local and foreign scientists in this perspective, shows three interrelated positions, making it possible to reflect in more detail the scope and functionality of this phenomenon. The factors that show the development of corruption as a social and political phenomenon.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании понятия политической коррупции»

УДК 343.352

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ

© 2011 г. Д.А. Зарандия

Южный федеральный университет, Southern Federal University,

пр. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038, Nagibin Ave, 13, Rostov-on-Don, 344038,

[email protected] [email protected]

Исследуется понятие политической коррупции. Рассмотрен целый ряд причин, на основе которых сформировался и получил развитие феномен коррупции в России. Приведены взгляды отечественных и зарубежных ученых на эту проблематику, показаны три взаимосвязанные позиции, дающие возможность более подробно отразить масштабность и функциональность этого явления. Анализируются факторы, показывающие развитие коррупции как социального и политического явления.

Ключевые слова: коррупция, власть, институт, бюрократия, государство, феномен, неформальные отношения, политический менеджмент, мотивация, социум.

We investigate the notion ofpolitical corruption. Examined a variety of reasons on which was formed and developed the phenomenon of corruption in Russia. We present the views of local and foreign scientists in this perspective, shows three interrelated positions, making it possible to reflect in more detail the scope and functionality of this phenomenon. The factors that show the development of corruption as a social and political phenomenon.

Keywords: corruption, authority, institution, bureaucracy, phenomenon, informal relationship, political management, motivation, social medium.

Политическая жизнь сегодня в России многообразна и сложна, и в ней появляются институты, которые для политического развития общества имеют принципиальное значение. К такому институту относится политическая коррупция. Как и другие понятия, отражающие реальные явления общественной действительности, она проявилась на разных уровнях власти сравнительно недавно. Ее понятийная содержательность многообразна и нечетко выявлена и требует дальнейшего исследования.

Наряду с юристами и экономистами к изучению коррупции, ее причин и следствий все чаще обращаются социологи, политологи, философы. На вопрос «Что считать коррупцией и каковы границы коррупционного поведения» - нет четкого ответа, хотя попыток это сделать в последние годы немало. Еще менее исследованным оказывается ее влияние на политические процессы, принятие конкретных решений в этой области, т.е. проблема политической коррупции.

Термин «коррупция» происходит от латинского соттирИо, что означает подкуп (порча, разложение, совращение) [1, с. 266]. В русском языке это явление многообразно описывают терминологически как мздоимство, откат, распил, как нарушение установленных норм, правил, процедур, регламентов и других положений, совершенных людьми в личных или корпоративных интересах.

В документах ООН и Совета Европы коррупция определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп». В Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности (1999 г.) к ней относят: подкуп должностных лиц национальных и международных организаций, вымога-

тельство, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использования имущества публичным и должностным лицом, злоупотребление должностным положением, подкуп в частном секторе, хищение имущества в частном секторе, отмывание доходов от преступлений, незаконное обогащение.

Согласно Конвенции ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 г., к коррупции причисляют: подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц, администраторов международных организаций, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование ими имущества, злоупотребление положением в корыстных целях, незаконное обогащение, подкуп и хищение имущества в частном секторе. Выделяют внутреннюю, национальную, международную, транснациональную, глобальную и другие разновидности коррупции. Дается определение каждого из её видов. Так, например, транснациональная - это подкуп иностранных должностных лиц [2].

Политологические исследования коррупции предполагают определения причинно-следственных связей данного социального феномена с системой политических отношений, властью, институтами и процессами. Современные модели политического развития, основываясь на интеграционных закономерностях политики системно деформированы коррупционной деятельностью.

Сегодня в России проблема коррупции политической власти, ее структур, институтов занимает одно из центральных мест в СМИ, политической риторике и находит отражение в научно-теоретических, учебно-познавательных и иных изданиях, публикациях.

Политический аспект коррупции многозначен и противоречив. Однако в настоящее время есть осно-

вания говорить об особом её виде - коррупции политической. Она представляет собой коррупционные формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп, корпораций или отдельных лиц за обладание властью.

Э. Хейвуд полагает, что «коррупция - "недолжное" исполнение обязанностей, злоупотребление должностью в целях личной (обычной материальной) выгоды» [3]. В данном определении акцент делается на неправомерности подобной деятельности, приносящей коррупционеру выгоду. Понятно, что она не может ограничиваться только материальной составляющей.

Как политический феномен коррупцию можно рассматривать в различных ипостасях, дискурсах, содержаниях и проявлениях. Это прежде всего отношение, в котором одному субъекту противостоит другой субъект, заинтересованный в получении услуг, решений конкретного дела и т.п. Оно носит разномерное политическое содержание, поэтому может быть полностью политическим, частично (политико-аспектным) или неполитическим, но какой-то стороной соприкасаться с политическим дизайном, системой, политическим режимом и т.п. Следовательно, это коррупционное отношение обмена.

Н.Н. Алексеев писал: «определение есть выяснение соотношения с "другим" и может быть сделано по различию с этим "другим". Всякое определяемое понятие передается в некотором противоположном понятии, с которым оно... в некоторых отношениях сходится, так как в противном случае отсутствовала бы возможность их сравнения» [4]. Сходство и на базе этого различие заключается в том, что политическая коррупция есть специфическое общественное отношение и форма деятельности человеческих субъектов, институтов по конкретному поводу. Следовательно, она определенным образом мотивирована. Причем мотивация является не только односторонне негативной, аморальной и неправомерной, но и многосторонней. В этом случае политическая коррупция не может носить в своем содержании только политические составляющие мотиваций, интересов, но и неполитические, когда в той или иной мере отношения, виды деятельности «окрашиваются» политически. Сложность этого явления выражается также и в теневом пространстве взаимодействий субъектов коррупционного отношения. Поэтому прав Е.А. Лазарев, который фиксирует: «политическая коррупция - комплекс явлений и процессов, описывающий теневое взаимодействие (выделено мной. - Д.З.) государства и частного сектора, во многом определяющее трансформацию политического режима» [5].

Во-первых, политическая коррупция не может замыкаться в своем содержании только на один какой-то даже чрезвычайно важный для определенного субъекта коррупционных отношений предмет, явление или процесс. Во-вторых, этот вид коррупции негативно значим для общественно-политического и иного состояния субъектов, развития общества в целом, его составляющих институтов и процессов. Поэтому, пронизывая общество, негативно сказывается

на содержании и характере трансформации политического режима, т.е. способов, механизмов и технологий политико-властного регулирования, управления, что ведет к нестабильности, увеличению социального расслоения людей, социальных групп и в целом к потере нормального, цивилизационного, демократического общественного развития. Конечно, государство, его институты, ветви государственной власти, «попадая» в коррупционные отношения и виды институциональной и частной деятельности, рушат политический менеджмент, т. е. управление политическими процессами.

Политическая коррупция как система подкупа должностных лиц нарушает основные конституционные, политико-правовые и иные права и свободы человека и гражданина, принципы равенства всех перед законом и судом, права частной собственности, права на образование и др. Совершенно прав В.В. Лунеев, когда доказывает важность политической коррупции, которая «представляет собой коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц за власть» [6].

Он предлагает рассматривать политическую коррупцию с трех взаимосвязанных позиций: уголовно-правовой, мотивационной и оценочной. В УК РФ не прописана уголовная ответственность за политическую коррупцию, нет и правового определения этого политического явления. О ней с уголовно-правовой позиции можно говорить применительно лишь к некоторым коррупционным деяниям против конституционных прав и свобод человека и гражданина, основ государственного строя, государственной власти и некоторым другим. Мотивационный подход учитывает наличие политической мотивации и совершения в связи с этим самых разных коррупционных действий. Политически мотивированная коррупция используется отдельными лицами или группами с целью захвата политической власти, контроля или удержание власти, а также в других видах политической деятельности индивидуальных и коллективных субъектов против своих противников. В зависимости от конкретных политических ситуаций, событий, проявления тех или иных проблем, попадающих в пространство коррупционных отношений, политическая коррупция может приобретать различный мотивированный смысл, содержание, а также формы выражения.

Оценочный подход широко используется в качестве политических спекуляций, когда высокопоставленные лица, привлеченные к уголовной и иной неправомерной ответственности за совершение реальных коррупционных деяний, пытаются представить это событие как расправу над ними по политическим мотивам.

Г.С. Гончаренко, С.В. Алексеев считают необходимым различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, находящихся на вершине властной пирамиды, высшее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую стоимостную цену. Вторая - распространена на среднем и низшем политико-властном уровне и свя-

зана с взаимодействием чиновников и граждан. Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации или институту [7, 8].

Политическая коррупция как явление представляет собой не только особый вид криминальных действий, но и часть культуры населения, отражает состояние дисфункций политической системы в целом и административного управления в частности. Политический генезис её связан с дисфункцией государственного управления, неэффективностью деятельности бюрократии. Политологи пишут о политической коррупции власти денег (монетократии), имеющей разрушительные последствия для политической власти.

Коррупцию следует рассматривать как политический институт - устойчивый тип поведения субъектов, выражающийся в системе коллективных и индивидуальных действий, задающий «правила игры» для властных элит, определяющий рамки взаимодействия государства и групп интересов [9, 10].

Политическая коррупция представляет также неформальную среду экономических, административных, информационных и иных ресурсов. Механизмом её воспроизводства в государствах, созданных на обломках советской империи, стала приватизация ресурсов социального господства власть держащими. Кроме того, коррупция выступила действенным механизмом регулирования политических требований социальных групп и обеспечение лояльности значимых субъектов политического процесса в условиях обострения экономических и социальных проблем, а также неспособности государства установить верховенство закона и обеспечить функционирование рыночной экономики и формальных демократических институтов. С позиции политологического анализа также вызывает интерес характер коррупции в научных кругах - так называемая монополия на идейное управление государством или принятие управленческого решения, ибо это политическо-властная и интеллигентская прерогатива [11, 12].

Таким образом, по нашему мнению, политическая коррупция - это негативное политическое явление, от-

Поступила в редакцию

ражающее факт получения неправомерных выгод в ущерб интересам общества и государства. Она представляет особый общественный вид коррупции, субъекты которого (официальные и неофициальные) стараются различными механизмами, технологиями политического свойства решать проблемы политико-неправомерного характера и тем самым способствовать системному разрушению политического устройства, политическую систему общества. Она осуществляется, в основном, субъектами политической власти, которая во многом отражает теневой пространственный дизайн.

Литература

1. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2003. 720 с.

2. Конвенция ООН против коррупции: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/58/4 от 21.11.2003 г. URL: http://www.un.org (дата обращения: 20.03.2011).

3. Хейвуд Э. Политология. М., 2005. С. 515.

4. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999. С. 50.

5. Лазарев Е.А. Политическая коррупция: объясняя природу постсоветских трансформаций // Полис. 2010. № 2. С.106.

6. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. 2000. № 4. С. 102.

7. Гончаренко Г.С. Коррупция и проблемы, порождающие её // Философия права. 2008. № 2 (27).

8. Алексеев С.В. Социология коррупции: подходы к постановке проблемы // Там же. 2007. № 3 (23).

9. Шелухин С.И. Понимание коррупции в международном сообществе: материалы науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 19 - 20 июня 2008 г. // Там же. 2008. № 2 (27).

10. Куракин А.В. Государственная служба и коррупция // Государство и право. 2010. № 2.

11. Контарев А.А. Государственная антикоррупционная идеология // Российская антикоррупционная политика: сб. докл. пленарного заседания Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 4 - 5 июня 2009 г. Ростов н/Д, 2009.

12. Лукин Н.Н. Проблема коррупции: вопросы методологии // Философия права. 2010. № 4 (41).

21 сентября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.