Научная статья на тему 'К вопросу о содержании понятия «Философия международного права»'

К вопросу о содержании понятия «Философия международного права» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1328
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ПРАВОВЫЕ ИДЕИ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ НАУКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ / LEGAL PHILOSOPHY / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL LEGAL THEORY / LEGAL IDEAS / INTERNATIONAL LEGAL SCIENCE / INTERNATIONAL CONSCIOUSNESS / CONCEPTUAL PLURALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

Автор обращается к проблеме выявления полисематического ядра понятия «философия международного права», смыслы которого детально анализируются в контексте обоснования философии международного права как раздела международно-правовой науки. Большое внимание уделяется необходимости развития философских оснований международно-правовой системы в русле современных требований, предъявляемых к международному праву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of definition of the notion «philosophy of international law». The author establishes the key features of this term and analyzes the philosophy of international law as a branch of the international legal doctrine. Much attention is paid to development of philosophical foundations legal international system. The article includes studies the various approaches to the understanding of philosophical foundation of international law in the modern context.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании понятия «Философия международного права»»

.В. Шугуров

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ФИЛОСОФИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО

ПРАВА»

Автор обращается к проблеме выявления полисематического ядра понятия «философия международного права», смыслы которого детально анализируются в контексте обоснования философии международного права как раздела международноправовой науки. Большое внимание уделяется необходимости развития философских оснований международно-правовой системы в русле современных требований, предъявляемых к международному праву.

Ключевые слова: философия права, международное право, теория международного права, правовые идеи, международно-правовая наука, международное правосознание, концептуальный плюрализм.

В настоящее время международное право рассматривается в контексте фундаментальных проблем современности. Это в свою очередь актуализирует вопрос о том, какими идеями пронизаны работы юристов-международников, правовое сознание субъектов международного права и международно-правовая система в целом. Узкая специализация способна повлечь за собой упрощенный подход к изучению международно-правовой действительности, что сегодня недопустимо. К современному международному праву предъявляются новые требования: оно должно воспринимать прогрессивные общественные стратегии (например, согласованные цели развития для ХХ1 века), идеи (справедливость, устойчивость, ненасилие и т.д.), а также с помощью международно-правовых средств обеспечивать их практическую реализацию. Живой интерес к философско-правовым вопросам международного права вызван происходящим усложнением последнего, что требует комплексного подхода к пониманию в философско-правовом ключе его современного существования и дальнейших перспектив развития.

Заметной тенденцией в эволюции международно-правовой науки является оформление такого раздела, как философия международного права. Во многом это обусловлено усложнением источников международного права, т. е. их идейно-концептуальных и ценностных оснований. Одним из элементов предметного поля философии международного права является анализ все более широко используемого термина «философия международного права», имеющего несколько взаимосвязанных значений, что объясняется многозначностью понятий «философия», «международное право», а также различным пониманием сущности и предмета философии права, продиктованным разнообразными подходами к данной дисциплине. Уяснение комплексного характера понятия «философия международного права» является важнейшей предпосылкой постановки и решения философских проблем международного права и его научных исследований.

Итак, философия международного права в широком ее понимании - это совокупность идей, ценностей и концептуальных принципов международно-правового сознания, находящих свое прямое или косвенное воплощение в позитивных и обычных нормах и принципах международного права, а также в теоретических построениях науки международного права. Традиционно для международно-правовой системы значимы идеи и подходы государственных и общественных деятелей, руководителей внешнеполитических ведомств по вопросам сущности, перспектив развития международного права, международного правового порядка, роли международных организаций в международном общении, глобальных проблем современности. В этих взглядах воедино сплетаются экономические и политические воззрения, идеи и принципы

международной морали, имеющие философские основания. «Живая» философия является стимулом для разработки тех или иных теоретических вопросов не только мировой политики, но и международного права. Она не является специализированной (дисциплинарной), но нельзя отрицать моментов явного или неявного воздействия на ее оформление дисциплинарной философии, что свидетельствует о концептуальных основаниях ментальных структур международно-правового сознания.

Философия международного права - это интегральная характеристика идейного и ценностного комплекса международного права, субстратом которого является международно-правовое сознание. Данный комплекс можно охарактеризовать как идею (концептуальный алгоритм) международного права. Несмотря на то, что пока уровень данной интегральности не высок, а достижение глубинной связи составляющих ее элементов представляет собой особую проблему, следует рассматривать этот комплекс как в определенной степени единую систему. В противном случае вряд ли можно вести речь об универсальном международном праве. Философия международного права - это не некая абстрактная идея, а идея, которая осознается и мыслится в реальности. Поэтому философия международного права выступает в качестве спектра международно-правового мышления, имеющего плюралистический характер и отличающегося высокой степенью мировоззренческих обобщений. Данное мышление процессуально и не объективируется окончательно в знаниях, дающих картину международного права. Мышление, как известно, обладает особенностью выходить за пределы имеющегося опыта, что запечатлевается в понятии «идея». В итоге философия международного права - мышление в понятиях, которые есть идеи. Именно это отличает философскую форму теоретического международно-правового сознания от сугубо технико-юридического мышления, которое есть мышление в понятиях среднего уровня. В этом плане философия международного права - это метафизика, возможная вместе с тем и как наука.

Как представляется, Ю.М. Колосов употребляет понятие «философия» в широком смысле. Так, рассматривая международно-правовые основания международного сотрудничества в сфере глобальных коммуникаций, он отмечает: «Массовая информация производится людьми и для людей. Люди не могут существовать без информации и имеют право получать ее. Право получать информацию останется пустым звуком, если ему не будет корреспондировать право ее производить и распространять. Эта философия (курсив наш. - М.Ш.) выражена в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека...» [1, с. 156]. Интерес к философии как к влиятельному идейному комплексу, определяющему европейскую систему защиты прав человека, проявляет и М. де Сальвиа [2, с. 56].

В узком - специальном - смысле философия международного права может быть понята как раздел в составе науки международного права, ориентированный на исследование и генерирование указанного идейно-ценностного основания международного права и соответствующего ему международно-правового сознания. Основная задача данного раздела - анализ объективной философии международного права и его концептуальнофилософских оснований.

Появление целого ряда научных исследований [3; 4] показывает значимость подлинно философского прочтения международного права. Более того, в последнее время появляются философские и философско-правовые концепции, играющие важную роль в решении международно-правовых проблем [5; 6]. Сказанное следует воспринимать как прямое и косвенное свидетельство в пользу необходимости оформления в составе международно-правовой доктрины философско-правового блока в качестве раздела, исследующего объективно существующие философско-правовые основания международного права. Рост интереса к философским проблемам международного права подтверждает принципиальную открытость международно-правовой науки социальным и гуманитарным наукам, а также философии. Это свидетельствует о происходящем расширении парадигмального поля международного права как науки.

Заметной тенденцией развития современной теории международного права стало обращение юристов-международников к философским аспектам той или иной отрасли международного права. Так, монография Г.М. Вельяминова начинается с главы «Генезис и философия международного экономического права» [7, с. 3-34]. На наш взгляд, вполне обоснована возможность создания отраслевой философии международного права, предполагающей сложную предметную структурированность философии международного права как раздела теории международного права. Однако выделять философско-правовые разделы в рамках теоретического блока той или иной отрасли международного права в настоящее время преждевременно. Следует учитывать то обстоятельство, что вопросы соотношения философии и теории международного права, философии международного права и общей философии права, философии международного права в целом и философии конкретных отраслей международного права, а также вопросы конструирования ее предметного поля в форме тех или иных версий не могут не стать одной из актуальных тем современной международно-правовой науки.

Необходимо признать, что философия международного права в ее дисциплинарном смысле не является уже сложившейся подсистемой теории международного права. В «аморфном» виде как совокупность философских идей и построений она, несомненно, существует с самого начала истории международного права и его науки. В связи с этим обоснование дисциплинарного существования философии международного права выступает особой методологической проблемой, которая во всем объеме еще не поставлена. Бесспорно, можно выделить два фундаментальных основания для ее конституирования - актуальность и наличие самостоятельного предмета.

Одним из факторов существования дисциплинарно организованной философии международного права является неизбежный процесс развития системы науки международного права, которая ныне представлена многочисленными направлениями и уровнями. Трансформация науки международного права в направлении ее усложнения -это реакция на усложнение самого международного права. При этом важность философско-правового раздела в международно-правовой науке предопределена мес-том международного права в общецивилизационном развитии. Состояние и дальнейшие пути развития международного права являются предметом непрекращающихся дискуссий в международно-правовой доктрине и мировой общественности. Сколько-нибудь серьезное разрешение данных проблем требует подлинно философской обоснованности и широты подхода.

Констатация самостоятельности философии международного права как предмета не означает, что дальнейшее ее содержательное и структурное построение будет осуществляться в одном направлении. Положительное решение проблемы обоснования философии международного права, несомненно, предполагает и ее формирование, становление и развитие в системе международного права и науки.

Если исходить из такого основания, как актуальность существования философии международного права как самостоятельной международно-правовой дисциплины, то следует указать на непреходящую заинтересованность международно-правовой доктрины философскими вопросами, относящимися к международному праву и его науке. Это продиктовано тем, что международное право и мировая цивилизация вступили на новый этап развития. Перспективы и направления развития международного права в условиях глобализации требуют своего осмысления на предельно масштабном - философско-правовом - уровне, когда общей философии права, которая по-прежнему достаточно далека от проблематики международного права, оказывается уже не достаточно. Философия международного права - это не только воззрение на международное право в рамках самого же международного права, но и способ его конституирования, находящийся в основании его технико-юридических свойств. Отметим, что инструментальность философии международного права связана с инструментальностью

науки международного права. Поэтому философия международного права - это не только система самоценных идей и концепций, но и инструмент, призванный содействовать лучшему пониманию сложной и противоречивой динамики развития международного права. Актуализация философско-правового уровня осмысления последнего позволяет обеспечить расширение охвата мировоззренческого и методологического анализа международного права и присущих ему процессов правообразования.

С полной уверенностью можно отметить, что философия международного права - это рефлексия над парадигмальными основаниями международного права и его науки. Данные основания не являются однородными и монопарадигмальными. Само понятие «парадигма» достаточно быстро распространяется в мировой международно-правовой науке, что демонстрирует ее открытость новым философским подходам. Полипарадигмальные основания международного права чрезвычайно сложны. При первом приближении их можно условно назвать объективной философией международного права, которая предельно мозаична. Однако понятия «парадигма» и «философия» тождественны лишь в первом приближении, поскольку философия в ее специализированном понимании - лишь составная часть парадигмы, но такая, в которой эта парадигма находит свое комплексное освещение. Философия - это самосознание парадигмы (парадигмального поля международного права). Философские основания международного права и его науки - это крупный сегмент международно-правовой парадигмы, который, как и парадигма (картина международного права, которая задает его развитие), претерпевает с течением времени содержательные изменения.

Постановка вопросов о природе, идейном и нормативно-ценностном содержании философии международного права приводит к углублению понимания как основ науки международного права, так и ее предназначения в современном мире. Переосмысление теоретических основ международного права в соответствии с веяниями времени - это последствие процессов переосмысления структуры, содержания, места и значения международно-правовой науки в международном праве и в современном мире в целом. Одновременно с этим актуализируется вопрос о выделении уровней анализа международного права как целостного явления.

В отечественной международно-правовой доктрине идею создания комплексной работы по философии международного права, которая явилась бы методологической предпосылкой решения фундаментальных аспектов теории и практики международного права, высказал Д.И. Фельдман [8, с. 102]. Длительное время философско-правовой блок международного права и его науки развивался в рамках отечественной (советской) теории международного права, которая была удалена от позитивистко-нормативисткой и естественно-правовой научной программы и базировалась на положениях марксистской философии.

К международному праву вполне может быть применена мысль В.С. Нерсесянца о том, что право - это явление философское, и его следует изучать философски. Развивая эту мысль, можно сделать вывод, что право - это часть не только социального, но и духовного бытия, важное место в котором занимает философия. Поэтому нет ничего предосудительного в том, что существует объективная зависимость права от философии. Философский характер международному праву и его науке придает широта мировоззренческого охвата. Помимо этого, философский аспект возникает, когда в процесс формирования концепций и доктрин международного права вовлечены философские построения, которые являются средой и источником, питающими креативность науки международного права. Вместе с тем это означает, что подобно тому, как философия международного права в широком значении представляет собой идейноценностную систему, так и философия международного права как международноправовая дисциплина является системой логически связанных идей и теоретических конструкций, отличающихся рефлексивным характером.

Существующие программы в международно-правовой науке задают разный объем интереса к философским вопросам международного права.

В одних случаях такой интерес минимален или практически отсутствует, например, в теоретических концепциях международного права Х. де Аречаги, который, уделяя преимущественное внимание обычаю как источнику международного права, открыто демонстрирует то, что он не является сторонником позитивистского направления [9, с. 23]. Непроявленность философско-правовых оснований наблюдается и у Я. Броунли [10], что объясняется особенностями английской международно-правовой доктрины. Интерес к философско-правовым основаниям максимален у сторонников естественно-правового понимания международного права, а также у нормативистов. Так, основываясь на неокантианстве, Г. Кельзен создал оригинальную концепцию права, философско-правовые предпосылки которой применены им и к международному праву, понимаемому им как принудительный порядок.

К каким выводам можно прийти, основываясь на представленных суждениях? Вывод прост: углубление в философские основания теории международного права может проявляться, а может - нет. Все зависит от традиций различных школ международноправовой науки. Одновременно с этим возникает вопрос о том, является ли проблематика философско-правовых оснований международного права и его науки общезначимой. Ясно одно - крупные теоретические обобщения осуществляются на тех или иных философско-правовых основаниях. Имеют ли они явный или неявный характер - это другой вопрос. При их отсутствии наука международного права впадает в догматику и утрачивает свой статус науки как особой формы международного права (доктрины). Отметим, что переломный характер современной эпохи предопределяет наличие рефлексии по поводу философских оснований международного права и его науки, которые не всегда могут восприниматься как целое. Однако если в международно-правовом исследовании актуализируется какой-либо идейный комплекс философского уровня, то это свидетельствует о наличии философско-правовых оснований данного исследования.

Наиболее оптимальный вариант позиционирования международно-правовой доктрины в пространстве философских исканий - это не принижение или отрицание философско-правовых оснований, не их преувеличение, а взвешенное осмысление в контексте сближения двух основных типов понимания международного права - естественноправового и позитивного. Такое взвешенное направление традиционно называется новограцианским. В частности, А. Федросс, отталкиваясь от позитивизма в международном праве, но не прерывая связей с ним, шел к истинам естественно-правовой теории. На наш взгляд, именно идеи новограцианского направления, востребованные в российской международно-правовой доктрине [11, с. 46-47], представляют собой тот оптимум, который позволяет определить место философии международного права в составе международно-правовой доктрины.

Можно выделить еще один смысл понятия «философия международного права» -комплекс идей и ценностей философского характера науки международного права. Учитывая, что философия международного права в ее дисциплинарном понимании охватывает не только философские основания международного права как такового, но и философские основания его науки, в целом можно определить данную дисциплину как науку о философских основаниях международного права и его науки. Философские основания международного права и философские основания его науки не совпадают по своему объему.

Наука международного права - составная часть международного права, если под ним понимать международно-правовую систему. Философские основания науки являются концептуализированными и тесно связанными с философией. Данная связь не утрачивается и на уровне международно-правовой системы, но в этом случае основания становятся более объемными и концептуально более расплывчатыми. Несмотря на это в философских основаниях международного права в целом прослеживается идейное

влияние доминирующих в тот или иной период философских концепций - кантианства, гегельянства, прагматизма, постмодернизм и т.д., которые концептуализируют некоторые общие философские контуры международно-правового сознания. Конечно, при этом может возникнуть вопрос о том, где локализуются философские основания. Их можно увидеть в философии. В этом случае философия международного права станет разделом «философской» философии международного права. Однако ввиду того, что данные основания находятся в международном праве, его науке в качестве имманентных оснований международного правосознания, это означает, что они располагаются в пределах правовой плоскости.

Философия международного права в качестве раздела международно-правовой науки не может отрицать притязаний самой философии на исследование международноправовой проблематики. В частности, С.В. Черниченко, признающий процессы влияния экономических факторов на международное право, которые находятся в компетенции международно-правовых исследований, отмечает, что следует принимать во внимание и огромную роль духовных факторов, но их «назначение относится скорее к иному уровню научных исследований - к сфере философии вообще и философии права в особенности» [12, с. 7]. На наш взгляд, только философия международного права как самостоятельный раздел международно-правовой науки способна более детально изучить всю совокупность экономических, духовных, идейных и политических источников (источников в широком смысле слова) международного права и осмыслить его как ценность современной цивилизации. Одновременно с этим признание философского аспекта международного права не означает его нахождение только в международно-правовой доктрине или только в философии. В частности, А. Фердросс, признавая наличие философских (естественноправовых) основ позитивного международного права, его идейно-ценностных основ, полагал, что они должны исследоваться в рамках философии ценностей, т.е. философской наукой [13, с. 68]. Но одновременно с этим он допускал их исследование в рамках естественно-правовой системы международного права, в политико-правовом направлении и в рамках системы позитивного права. Таким образом, философские основы международного права могут изучаться и философией, и наукой международного права. Естественно-правовая система международного права - это и есть прообраз философии международного права как самостоятельного раздела. А. Фердросс достаточно четко очерчивал круг проблем теории международного права как направления в международноправовой доктрине, которое концентрировалось вокруг выработки основных формальных понятий.

Составной частью предмета философии международного права является выяснение воздействий изменившихся способов философствования на международное право и его науку. Подобно международному праву детерминирована и его философия, что предполагает наличие субъективного момента. В общей философии права признается, что правовая система объективна, однако обусловлена множеством факторов [14, с. 278]. На наш взгляд, одним из таких факторов является совокупность более или менее концептуализированных философских построений. Вполне понятно, что данные изменения затрагивают саму философию международного права, определяют ее концептуальное строение и способ исследования философских оснований международного права и его науки. По мере плюрализации международного права присущие ей способы философствования начинают не просто сменять друг друга, но и соседствовать, что усложненяет философские основания международного права и его науки. В настоящее время философия представлена различными школами и направлениями, основные идеи которых интегрируются теми или иными направлениями в теории международного права и становятся их философскими основаниями. Поскольку современная теория международного права не представляет собой целостной системы и в достаточной степени фрагментирована, то это же можно сказать и о философско-правовых основаниях - философии международного права и его науки. Несмотря на это

разные способы философствования в науке международного права, как и в самом международно-правовом сознании в его широком понимании, определяют процесс конструирования тех или иных подходов к международному праву.

Будучи философией науки международного права, она призвана исследовать научные программы в теории международного права, в том числе и их философские основания. Базовые понятия, используемые в тех или иных научных программах, подлежат специальному исследованию. Особый интерес представляет собой преломление в категориальном и терминологическом аппарате теории международного права философских категорий. Теория международного права может осуществлять историкотеоретический анализ международно-правовых доктрин. Но в тот момент, когда происходит осуществление анализа их философских оснований, теория международного права предстает в ракурсе философии международного права.

Каждый раздел юридической науки нуждается в обосновании своего существования. Вполне понятно, что не все исследовательские программы в науке международного права могут высказываться в пользу существования философии международного права. В частности, в науке международного права некоторое время имел место более или менее последовательно проводимый позитивизм, который опирался на догматический метод и отрицал (хотя и не всегда последовательно) естественно-правовую проблематику, несущую в себе философское содержание (Д. Анцилотти). В отличие от позитивизма естественно-правовая традиция отличается философской настроенностью, однако для нее, следует признать, характерна значительная абстрактность. В настоящее время, когда происходит сближение типов правопонимания и утверждаются идеи интегральной юриспруденции, сомнения относительно философского аспекта международного права и легитимности существования философии международного права как раздела международно-правовой науки беспочвенны. Это означает признание существования всех указанных в данной статье смыслов понятия «философия международного права».

Литература

1. Колосов Ю. М. На пути к глобальным коммуникациям: Сб. статей / Отв. ред. Ю. М. Колосов. М., 1991.

2. Сальвиа де М. Европейская конвенция по правам человека. СПб., 2GG4.

3. Каламкарян Р. Философия международного права. М., 2GG6.

4. Черниченко С.В. Очерки по философии и меж-дународному праву. Очерк пятый: Философия международного права. М., 2GGB.

5. Буткевич О.В. У истоков международного права. СПб., 2GGB.

6. Мережко А.А. Введение в философию международного права. Гносеология международного права. Киев, 2GG2.

7. Вельяминов Г. М. Международное право и процесс. М., 2GG4.

В. Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 19ВЗ.

9. Аречага де Х. Современное международное право. М., 19ВЗ.

1G. Броунли Я. Международное право. М., 1977.

11. Денисов В.Н. Гуго Гроций о мировом порядке и современность // Идеи мира и сотрудничества в современном международном праве: Сб. науч. трудов / Отв. ред. В. Н. Денисов. Киев, 199G.

12. Черниченко С. В. Теория международного права: В 2 т. Т. І: Современные теоретические проблемы международного права. М., 1999.

13. Фердросс А. Международное право. М., 1959.

І4. Керимов Д. Философские проблемы права. М., І972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.