УДК 347.1 DOI: https://doi.Org/10.18454/VEPS.2017.1.5496
К вопросу о содержании категории «потребитель электрической энергии»
Валеева А.В.
Ассистент кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье исследуются существующие понятия категорий «потребитель электрической энергии», «потребитель розничного рынка», «потребитель мощности», а также выявляется их соотношение между собой. По результатам анализа понятийного аппарата законодательства об электрической энергии устанавливается содержание правовой категории «потребитель электрической энергии» и формулируется его авторское определение, применимое для всех рынков электрической энергии.
Ключевые слова: потребитель, потребитель электрической энергии, оптовый рынок, розничный рынок, электроэнергетика.
Современное правовое регулирование отношений с участием потребителей в Российской Федерации берет начало в 1992 г. с принятия Закона РФ «О защите прав потребителей» [1] (далее по тексту - ЗИП). Законодательное закрепление правового положения потребителя способствовало защите его интересов как более слабой стороны правоотношения [2, с. 82-101; 3-4]. По мере развития товарных рынков, использования новых механизмов взаимодействия между продавцом и покупателем возрастает необходимость в обеспечении более высокого уровня правовой защиты потребителя, в поиске новых действенных механизмов защиты его интересов. Помимо общих проблем законодательства о защите прав потребителей, возникают сложности на отдельных рынках из-за особенностей товара и специфики его оборота.
Так, в сфере электроэнергетики, несмотря на активное развитие данного сектора экономики, существует немало практических и теоретических проблем, которые требуют своего разрешения. Решение задачи охраны прав потребителей на сегодняшний день сдерживается в том числе из-за отсутствия четкого представления о круге лиц, которые могут быть отнесены к данной группе. Объективно практически любой субъект российского права является потребителем электрической энергии. Ввиду отсутствия возможности определить круг отношений с участием потребителей в сфере электроэнергетики
возникает проблема обеспечения должного уровня нормативно-правового регулирования отношений на электроэнергетическом рынке.
Установление содержания категории «потребитель» должно способствовать формированию эффективного механизма [5] взаимодействия потребителей между собой и с иными участниками рынка, повышению уровня конкуренции. Безусловно, категория «потребитель электрической энергии» не может совпадать с классической трактовкой термина «потребителя», закрепленного в Законе о ЗПП, и включать только физических лиц. Причин тому много. Во-первых, в ряде нормативных актов давно потребителями признаются и юридические лица. Так, в тексте федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» [6] определено, что потребителем может быть физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Данная позиция, безусловно, является оправданной. Во-вторых, причины, по которым в сфере электроэнергетики мы не можем ограничиться пониманием категории потребителя по Закону о ЗПП, связаны с особенностями отрасли, к которым можно отнести: высокую экономическую и социальную значимость товара - электроэнергии; специфическую структуру и инфраструктуру рынка; многосубъектный состав рынка; выделение оптового и розничных рынков и др. В частности, в силу осо-
бенностей субъектного состава электроэнергетического рынка невозможно в качестве потребителей признавать только физических лиц. Что касается нормативных правовых актов, регламентирующих непосредственно работу электроэнергетического рынка, цели приобретения электрической энергии для потребителя несколько шире и могут быть связаны с предпринимательскими нуждами. При этом, заметим, указание на намерение приобрести некое благо в будущем в понятии «потребителя», по тексту Закона о ЗПП, является, на наш взгляд, преимуществом и может быть включено в понятие «потребителя электрической энергии».
В тексте самих нормативных-правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования электроэнергетической отрасли, понятие «потребителя» сильно диверсифицировано (различается). Искусственное разделение электроэнергетического рынка на оптовый и розничный, множество источников правового регулирования отношений с участием потребителей на электроэнергетическом рынке породили неоднозначный подход к определению категории «потребителя электрической энергии». На сегодняшний день из-за структурных особенностей рынка на законодательном уровне различают «потребителей электрической энергии», «потребителей розничного рынка»; ввиду выделения отдельно мощности как особого товара также существуют «потребители мощности». Предлагаем рассмотреть каждое определение потребителя, закрепленное в законодательстве об электроэнергетике.
Под потребителем розничного рынка понимают «потребителя, приобретающего электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд» [7]. Исходя из данного понятия, можно сделать вывод: в рамках розничного рынка потребителем может быть как физическое, так и юридическое лицо; цель приобретения - бытовые и производственные нужды; приобретается электрическая энергия и мощность как один объект.
Понятие потребителя электрической энергии оптового рынка на законодательном уровне не дается. При этом в тексте Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» [8] (далее по тексту - ФЗ «Об электроэнергетике») закреплено понятие потребителя мощности. Заметим, что приобретение мощности отдельно от электрической энергии возможно только в рамках оптового рынка (поскольку мощность рассматривается в качестве самостоятельного обращаемого вида товара), соответственно, выделяются и потребители мощности.
ФЗ «Об электроэнергетике» под потребителем мощности понимаются лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках, лица, реализующие
электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств. Данное определение ценно тем, что закрепляет исчерпывающий перечень целей, с которыми потребителем может приобретаться мощность: бытовые, производственные и коммерческие. Что касается указания на приобретение мощности, оговорим, что при всем плюрализме мнений относительно правовой природы мощности и электрической энергии потребителей данных особых товаров разумно рассматривать в единстве, поскольку, с точки зрения физической реальности, мощность и электрическая энергия неотделимы друг от друга. Тем самым к лицам, приобретающим мощность и электрическую энергию (в силу неразрывности физических свойств этих объектов) с целью последующей продажи, можно применить термин «потребитель».
Существует понятие потребителя электрической энергии, закрепленное в ФЗ «Об электроэнергетике», а именно: лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Заметим, что данное определение практически идентично понятию потребителя розничного рынка, за исключением отсутствия указания на мощность. При этом, как говорилось выше, лиц, приобретающих мощность, законодатель также рассматривает в качестве потребителей. Соответственно, можно прийти к выводу, что в электроэнергетике допустимо и широкое, и узкое понимание потребителя.
Узкое понимание потребителя электрической энергии включает как лиц, приобретающих только электрическую энергию на оптовом рынке, так и лиц, приобретающих электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных бытовых и производственных нужд. Широкое -включает всех потребителей электрической энергии и мощности на оптовом рынке, включая лиц, реализующих электрическую энергию на розничных рынках, лиц, реализующих электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств, а также потребителей розничного рынка.
Необходимо также упомянуть, что существует еще два определения потребителя, наличие которых свидетельствует о слишком высокой степени разрозненности в системе нормативного понятийного аппарата:
А) потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или на ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, жилым помещением в общежитиях квартирного типа, комнатой (комнатами) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, или проживающее в жилом помещении специализированного жилищного фонда и потребляющее коммунальную услугу по электроснабже-
нию, а также приравненные к населению категории потребителей [9].
Б) Потребитель (абонент) электрической энергии - юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) [10].
Первое понятие (А) представляет собой не что иное, как уточнение общего понятия «потребителя» (из ЗПП) в рамках норм жилищного законодательства и прямо называет категории лиц (владельцев определенного вида имущества), которые относятся к потребителям. Важно заметить, что закрепление данного понятия, скорее, представляет констатацию очевидного факта (первое понятие (А) соотносится с общим определением потребителя, закрепленным в Законе о ЗПП, как частное с общим). На наш взгляд, представляется более правильным приведение уточнения категории потребителя в жилищных правоотношениях в рамках текста федеральных законов, а не в постановлении правительства, принимая во внимание, что в интересах граждан информация должна быть более доступной, в особенности, если это касается предоставления им каких-либо преференций. Второе понятие потребителя (пункт «Б») с учетом современной структуры рынка и системы оборота электроэнергии абсолютно не применимо и представляется алогичным. На основании вышеизложенного представляется обоснованным исключить из законодательства последнее приведенное определение «потребителя».
Помимо неоднозначного определения категории «потребитель» в тексте нормативных правовых актов необходимо также обратить внимание на необходимость разграничения таких понятий, как «потребитель» и «покупатель».
С точки зрения права, потребитель - это прежде всего особый статус, традиционно свидетельствующий о том, что его обладатель является слабой стороной в правоотношении. Потребитель обладает отличным от его контрагента правовым положением и потому нуждается в особой охране его прав. «Покупатель» традиционно - более широкий по своему содержанию термин и правовое положение корреспондирует положению продавца. Соответственно, не каждый покупатель является потребителем, но каждый потребитель является покупателем.
Особенность рынка электроэнергетики заключается в том, что те лица, которые в рамках оптового рынка признаются или могли бы быть признаны потребителями, в рамках розничного рынка (если они осуществляют свою деятельность в его рамках) не обладают таковым статусом. При этом никто не исключает, что в силу различных факторов [11-13] некоторые участники рынка, подпадающие под категорию потребителей, фактически могут и не являться слабой стороной в правоотношении.
На первый взгляд наделение участников оптового рынка статусом слабой стороны в правоотно-
шении кажется неоправданным, но при детальном изучении структуры и инфраструктуры видно, что это - верное средство для охраны их интересов, что подтверждается следующим: фактическими контрагентами участников рынка являются субъекты коммерческой и технологической инфраструктур; непосредственными контрагентами лица (потребителя), имеющего намерение стать участником оптового рынка, выступают исключительно субъекты коммерческой и технологической инфраструктур. Как известно, объем прав в части возможности контроля и регулирования деятельности участников рынка настолько велик у субъектов технологической и коммерческой инфраструктур, что это создает возможности для злоупотребления субъектами инфраструктур своим положением, что, например, может выражаться в создании препятствий для выхода на рынок новых участников-потребителей. Таким образом, наделение статусом потребителя участников как оптового, так и розничного рынка представляется обоснованным, хотя при этом потребитель оптового рынка не равен по своему правовому положению потребителю розничного рынка.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о целях приобретения электрической энергии. Традиционно потребители любых товаров всегда делятся на тех, кто приобретает товар для собственных нужд, а также с целью дальнейшей перепродажи, извлечения прибыли. По этой причине потребители - это лица, которые приобретают товар в личных, бытовых целях. Однако предпринимателям в целях осуществления своей деятельности, не связанной с электроэнергетической отраслью, нужна электрическая энергия в качестве ресурса. В связи с чем целесообразно относить к потребителям и лиц, приобретающих электрическую энергию в производственных целях.
Спорным является целесообразность отнесения к потребителям тех, кто приобретает энергию в коммерческих нуждах. Можно вспомнить определение потребителей мощности, согласно которому приобретение в коммерческих целях допустимо.
Таким образом, можно заключить, что лица, приобретающие электрическую энергию в коммерческих целях, могут быть отнесены к категории потребителей. Закон также относит к потребителям лиц, приобретающих электрическую энергию в производственных нуждах.
И наконец, последний аспект, который должен быть оговорен в определении, - это права, которые возникают в отношении электрической энергии у потребителя. В данном вопросе мы придерживаемся позиции, что в отношении электрической энергии у каждого потребителя возникают субъективные имущественные права [14].
На основании вышеизложенного можно предложить единое для электроэнергетического рынка
определение потребителя электрической энергии - это физическое или юридическое лицо, которое имеет намерение или уже реализует свое субъективное право на электрическую энергию в личных, бытовых, производственных и коммерческих целях.
В конце хотелось бы отметить, что в рамках соответствующих видов рынка (оптового и розничного), выделяя категорию потребителей, мы решаем проблему «конкуренции» субъективных прав. Так, благодаря отнесению той или иной группы субъектов к категории «потребителей» гарантируется удовлетворение их субъективных прав на электрическую энергию. Именно по этой причине в рамках оптового рынка субъектный состав потребителей отличается от розничного. Определение категории потребителя позволяет очертить границы отношений с его участием и впоследствии дифференцированно, в зависимости от правового положения потребителя обеспечить нормативное регулирование отношений с их участием.
Литература:
1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
2. Вавилин Е.В. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей. - Саратов: СГАП, 2008. - 239 с.
3. Славецкий Д.В. Реализация принципа защиты слабой стороны при заключении публичного договора // Вестник института права СГЭА: Актуальные проблемы правоведения: Научно-теоретический журнал, 2002. - № 3. - С. 58-63.
4. Челышев М.Ю. О третейской защите слабой стороны в правоотношении // Третейский суд. -2011. - № 6 (78). - С. 98-106.
5. Михайлов А.В. Эффективность норм предпринимательского права. // Учен. зап. Казан. ун-та. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - Т. 156, кн. 4. - С. 86-95.
6. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. -1995. - № 34. - Ст. 3426.
7. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») // СЗ РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 3008.
8. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // СЗ РФ. - 2003. -№ 13. - Ст. 1177.
9. Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 г. № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (вместе с «Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)») // СЗ РФ. - 2013. - № 31. - Ст. 4216.
10. Правила учета электрической энергии (утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996 г., Минстроем РФ 26.09.1996 г.) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.10.1996 г. № 1182) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1996. - № 9.
11. Защита прав потребителей финансовых услуг / Отв. ред. Ю.Б. Фогельсон - М.: Норма, Инфра-М, 2010. - 368 с.
12. Кратенко М.В. Злоупотребление свободой договора: частноправовые и публично-правовые аспекты. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 208 с.
13. Славецкий Д.В. Принцип защиты слабой стороны гражданско-правового договора: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2004. - 24 с.
14. Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии. - М.: Статут, 2013. - 479 с.
Revisiting the «Consumers of Electricity» Category Content
A.V. Valeeva Kazan (Volga Region) Federal University
The article examines the current concepts of such categories as «electricity consumers», «consumer of the retail market», «consumer of the power» and identifies their interconnection. Based on the analysis of the conceptual apparatus of the legislation on electric energy, the author analyzes the content of the legal category of «electricity consumers» and formulates own definition, applicable to all electricity markets.
Key words: consumer, consumer of electric energy, wholesale market, retail market, power generation.