Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И КЛАССИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И КЛАССИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубарев Александр Евстратьевич, Белевич Евгения Андреевна

В статье рассматриваются подходы к определению международной академической мобильности посредством анализа европейских документов, отражающих тенденции Болонского процесса, а также научных исследований российских авторов по данному вопросу. Делается попытка дать общую классификацию академической мобильности исходя из изученной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И КЛАССИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И КЛАССИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ Зубарев Александр Еестратъееич, Белееич Евгения Андреевна, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск E-mail: EBelevich@pnu.edu.ru

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению международной академической мобильности посредством анализа европейских документов, отражающих тенденции Болонского процесса, а также научных исследований российских авторов по данному вопросу. Делается попытка дать общую классификацию академической мобильности исходя из изученной литературы.

Ключевые слова: Академическая мобильность, содержание академической мобильности, классификация академической мобильности

Академическая мобильность является одной из ключевых идей Болонского процесса [1], несмотря на наличие многочисленных проблем, возникающих при ее реализации. Абсолютно однозначного и официально принятого толкования термина «академическая мобильность» на данный момент не существует. Ни в европейском, ни в российском законодательстве не определен ни сам термин «академическая мобильность», ни другие понятия, относящиеся к рассматриваемому предмету [2].

Приведем характеристику таких болонских документах, как Великая Хартия университетов (1988 г.), Сорбонская декларация (1998 г.), Болонская декларация (1999 г.), Пражское коммюнике (2001 г.), Берлинское коммюнике (2003 г.), Бергенское коммюнике (2005 г.), Лондонское коммюнике (2007), других, в которых отражены в той или иной степени положения о мобильности [3] (табл. 1).

| SCIENCE TIME |

Таблица 1

Краткая характеристика европейских документов относительно академической мобильности

№ Год Источник Положения относительно академической мобильности

1 1988 Великая Хартия университетов «Как и в далекие первые годы их истории, университеты поощряют мобильность преподавателей и студентов».

2 1995 Рекомендации Совета Европы Под академической мобильностью подразумевается период обучения, преподавания и/или исследования в стране другой, чем страна местожительства учащегося или сотрудника академического персонала («родная страна»). Этот период должен иметь ограниченную продолжительность, при этом предусмотрено, что учащийся или сотрудник возвращается в его или ее родную ст рану после завершения обозначенного периода.

3 1996 Рекомендации Комитета Министров Совета Европы Академическая мобильность рассматривается как перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в родное учебное учреждение. Данное понятие не связано с иммиграцией или длительным периодом обучения (работы) за рубежом.

4 1998 Совместная декларация четырех министров образования (Сорбонская декларация) Определено, что открытое европейское пространство высшего образования несет в себе бесчисленное множество перспектив, несомненно, уважающих наше разнообразие, но требующих, с другой стороны, постоянных усилий по устранению препятствий и созданию условий для обучения и учения, которые усилят мобильность и упрочат сотрудничество. «Как на первом уровне высшего образования, так и на втором, студентов следует поощрять, проводить, по меньшей мере, один семестр в университетах за пределами своей страны. В то же самое время все больше преподавателей и исследователей должны работать в европейских странах, помимо своей собственной».

5 1999 Болонская декларация Предусматривается использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам; введение трехступенчатой системы высшего образования; принятие системы кредитов, как средство повышения мобильности; стимулирование мобильности для свободного перемещения студентов и преподавателей; развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий; усиление европейского измерения в высшем образовании.

| SCIENCE TIME |

продолжение таблицы 1

6 2001 Пражское коммюнике министров образования Рассмотрены новые направления сотрудничества: образование через всю жизнь; включение студентов в качестве активных и равноправных партнеров на всех этапах Болонско-го процесса; учет социальных аспектов высшего образования; реализация совместных программ степеней различных профилей и новых перспектив транснационального образования; создание непрерывной работы адекватных механизмов обеспечения качества - аккредитации.

7 2003 Берлинское коммюнике Предусматривается: обеспечение качества образования через определение степени ответственности вузов, оценку программ или учебных заведений, внешнюю экспертизу, участие студентов в процедурах и публикацию результатов; наличие систем аккредитации или подобных процедур; международное партнерство, сотрудничество и участие в сетях; введение системы кредитов, признание степеней; расширение необходимости постоянного привлечения студентов, которые являются равноправными партнерами в управлении высшим образованием; развитие Европейского измерения высшего образования; образование в течение всей жизни; улучшение привлекательности ЕПВО; введение мониторинга (группа по контролю) за ходом Болонского процесса.

8 2005 Бергенское коммюнике Предусматривается: введение трехцикловой структуры академических степеней - бакалавриат - магистратура - Ph.D; обеспечение качества через систематическое введение внутренних механизмов вузов; принятие стандартов и руководящих принципов обеспечения качества в ЕПВО; одобрение идеи Европейского Регистра агентств по обеспечению качества на базе национальной экспертизы; признание степеней и периодов обучения, признание совместных степеней; гармонизация квалификаций докторского уровня с всеобъемлющей структурой квалификаций ЕПВО на основе ориентированного на результаты подхода; содействие мобильности студентов.

9 2007 Лондонское коммюнике Предусматривается: консолидация европейской широкой базы исследований, базирующихся на высшем образовании; связь между высшим образованием и научными исследованиями как знак Европейского высшего образования; обеспечение большего образования большему количеству людей; новое понимание ответственности университетов перед обществом; готовность справляться с глобальными вызовами.

| SCIENCE TIME |

продолжение таблицы 1

10 2009 Лёвенское коммюнике Приоритетными направлениями развития европейского высшего образования до 2020 г. были признаны: достижение равнопра-вия в получении высшего образования; образование в течение всей жизни; трудоустраиваемость выпускников; студентоцентрированное обучение; связь высшего образования с научными исследованиями и инновациями; международная открытость европейского высшего образования; расширение мобильности студентов и ученых; сбор информации и обеспечение ее прозрачности, улучшение государственного финансирования и поиск новых источников; совершенствование организационной структуры управления Болонским процессом.

11 2010 Будапештско-Венская декларация Официальный запуск Европейского пространства высшего образования, консолидация и слияние ЕПВО в единое пространство

12 2012 Бухарестское коммюнике Одобрена «Стратегия мобильности для европейского пространства высшего образования», направленная на улучшение качества обменов и устранение препятствий для академической мобильности в Европе. Появилось понятие «интернационализация образования» для обозначения интеграции международного, межкультурного и глобального измерения в высшее образование (его цели, функции и практики); академическая мобильность рассматривается как один из аспектов интернационализации образования.

13 2015 Ереванское коммюнике Закреплены обязательства, в соответствии с которыми ЕПВО обязуется: включать краткосрочные квалификации во всеобъемлющую структуру квалификаций ЕПВО; пересмотреть национальные структуры квалификаций в целях обеспечения соответствия с предшествующим образованием; сделать высшее образование более социальным и пр. Представлены основные результаты деятельности в области обеспечения качества, использования ECTS-кредитов, систем квалификаций, признания предшествующего обучения.

Таким образом, академическую мобильность определяют и как период обучения, преподавания и/или исследования в стране другой, чем страна местожительства учащегося или сотрудника академического персонала, и как перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в родное учебное учреждение.

I

SCIENCE TIME

I

При этом оговариваются два основных условия:

- ограниченная продолжительность пребывания в вузе другой страны;

- возврат в родную страну.

Подчеркивается, что термин «академическая мобильность» не предназначен для обозначения миграции из одной страны в другую, поскольку касается непосредственно академической мобильности между государствами-членами Совета Европы и другими государствами-участниками Европейской культурной конвенции.

Согласно глоссарию терминов Болонского процесса, академическая мобильность - это ключевой принцип формирования Европейского исследовательского пространства высшего образования, который предполагает многообразные возможности для свободного перемещения обучающихся в данном пространстве.

Рабочая группа по социальному измерению и мобильности в составе европейской Наблюдательной группе по Болонскому процессу (BFUG) попыталась создать общее определение, которое охватывает все формы и понятия мобильности в глобальной перспективе.

Группа BFUG дает следующее определения:

- «Мобильность студентов относится к периоду обучения в стране, отличной от постоянного проживания или предшествующего образования (законченного или продолжающегося) для получения высшего образования или обучения в течение некоторого периода»;

- «Мобильность преподавателей относится к периоду работы в стране, отличной от постоянного проживания или работы на определенный срок».

В докладе EURODATA «Студенческая мобильность в европейской системе высшего образования», опубликованном Академической ассоциацией сотрудничества в 2006, авторы указывают, что большинство политических и аналитических документов не содержат какого-либо четкого определения студенческой мобильности, так как она принимается понятной и само собой разумеющейся. Интернационально мобильный студент - это студент, который пересекает границы для обучения или для проведения научных работ в рамках определенной программы или на определенный период времени в стране прибытия.

В России термин «академическая мобильность» и все взаимосвязанные с ней явления понимаются различными учеными по-разному, что связано с отсутствием законодательного определения данной категории и смежных понятий в российском законодательстве, а также их официального толкования.

Приведем некоторые формулировки термина «академическая мобильность» исходя из анализа отечественных источников.

Мартыненко О.О. определяет академическую мобильность как

I

SCIENCE TIME

I

возможность для студентов (прежде всего), преподавателей, административно-управленческого персонала вузов перемещаться из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в своем вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы [6].

Микова И.М. использует понятие «академическая мобильность» как форму (одну из форм) организации обучения студентов, связанную с перемещением в другой вуз на ограниченный во времени период, с возвращением в базовый вуз для завершения обучения [1].

Согласно другим источникам, академическая мобильность - неотъемлемая форма существования интеллектуального потенциала, отражающая реализацию внутренней потребности этого потенциала в движении в пространстве социальных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей [7]. Академическая мобильность - это возможность самим формировать свою образовательную траекторию, иными словами, в рамках образовательных стандартов выбирать предметы, курсы, учебные заведения в соответствии со своими склонностями и устремлениями

Академическая мобильность рассматривают как одну из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство. Академическую мобильность в области международного сотрудничества высшей школы нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами учебных заведений разных стран. Эксперты отмечают, что в реальности имеет место сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения [9].

Академическая мобильность студентов - исключительно важный для личного и профессионального развития процесс, так как каждый его участник сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и одновременного анализа их с позиции собственной и «чужой» культуры. Это автоматически и зачастую подсознательно развивает в нем определенные качества [10]:

- умение выбирать пути взаимодействия с окружающим миром;

- способность мыслить в сравнительном аспекте;

- способность к межкультурной коммуникации;

- способность признавать недостаточность знания, т. е. знание о недостатке знания, которое определяет мотивацию к учебе;

- способность изменять самовосприятие;

- способность рассматривать свою страну в кросскультурном аспекте;

[8].

| SCIENCE TIME |

- знание о других культурах, изученных изнутри и др.

Расширение международных контактов и обменов студентов и преподавателей в конце 80-х - 90-х годах прошлого века поставили вопросы, связанные с признанием периодов обучения за рубежом, сравнению и сопряжению образовательных программ, новому подходу к формату документов об образовании и т.д. С другой стороны, решение этих вопросов сопровождается новыми формами обменов, использованием достигнутых соглашений и дальнейшим расширением мобильности.

Мобильность студентов можно также рассматривать как возможность частичного обучения в европейских вузах-партнерах с последующим признанием как времени обучения в зарубежном вузе, так и полученных там переводных зачетных единиц ECTS. При этом принимающий вуз предоставляет мобильным студентам соответствующие услуги.

Принимая во внимание приведенные выше формулировки, можно сказать, что явление академической мобильности чрезвычайно многообразно и может быть подвергнуто классификации по разным основаниям, таким как: по субъектам, объектам, видам, формам, типам (рис.1) Приведем классификацию академической мобильности исходя из изученной литературы [1-12].

К основным субъектам академической мобильности в «болонской» трактовке относятся:

а) студенты всех циклов высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура);

б) выпускники первого и второго циклов высшего образования;

в) профессорско-преподавательский состав;

г) администраторы и сотрудники вузов;

д) исследователи (научные сотрудники).

Во внутрироссийской мобильности можно выделить внутригородскую (перемещение обучающихся на определенный академический срок в другое учебное заведение, расположенное в данном городе); региональную и межрегиональную мобильность.

Рассмотрим формы академической мобильности, которые различают в Болонском процессе (рис.2):

- прямая (исходящая) мобильность - перемещение студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей своей страны за рубеж;

- обратная (входящая) мобильность - перемещение иностранных граждан с образовательными и исследовательскими целями в свою страну;

- вертикальная (долгосрочная) мобильность представляет собой полное обучение студента на степень в иностранном вузе;

- горизонтальная (краткосрочная) мобильность - обучение за рубежом в течение определенного периода времени (семестр, учебный год). Иногда

вертикальную мобильность рассматривают как академическую миграцию, что совершенно не относится к мобильности;

- реальная (физическая / пространственная) мобильность подразумевает очное обучение в учебном заведении;

- виртуальная мобильность является удобной формой осуществления академической мобильности средствами дистанционных технологий;

- комплексная (комбинированная) мобильность - очное обучение в вузе, с использованием коммуникационных возможностей информационно-коммуникационных технологий.

Рис.1 Классификация академической мобильности

В болонских документах, начиная с Обращения европейских ректоров в Саламанке в 2001 году, содержится замечание о том, что одной из особенностей мобильности является непосредственное физическое перемещение субъектов мобильности, при этом реальная (физическая) мобильность не может быть заменена виртуальной. Тыртый С.А., занимающаяся изучением формирования виртуальной мобильности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации, отмечает, что под виртуальной формой мобильности подразумевается возможность обучаться, преподавать и/или заниматься научными исследованиями в другом учебном заведении посредством дистанционных и телекоммуникационных технологий.

Рис. 2 Формы академической мобильности

С развитием дистанционных форм образования появляются новые возможности для реализации академической мобильности: возможна, так называемая «интернационализация дома», при которой студенты участвуют в образовательных программах зарубежных учебных заведений дистанционно. Усложняются формы взаимодействия между вузами: при выдаче совместных и двойных дипломов важным аспектом становится соблюдение нормативно-правовых положений стран вузов, участвующих в соглашениях.

Формы академической мобильности преподавателей и студентов приведены в табл.1.

| SCIENCE TIME |

Таблица 1

Формы академической мобильности

Формы академической мобильности преподавателей, исследователей Формы академической мобильности студентов

участие в конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, языковых стажировках и других мероприятиях

проведение и выполнение научных исследований

сбор информации для исследовательской работы

программы (двухстороннего и многостороннего) обмена

грантовые и стипендиальные программы

стажировка для повышения квалификации обучение в рамках совместных программ двойных дипломов (степеней)

разработка новых курсов, программ, методик, учебных и дидактических материалов включенное обучение в рамках межвузовского сотрудничества (без выдачи второго диплома)

издание новых учебников и пособий обучение в течение семестра или года с условием перезачета изучаемых периодов и дисциплин в направляющем вузе

проведение первоочередных мероприятий для дальнейших совместных программ прохождение учебной (исследовательской, производственной) практики

проведение лекций и семинаров участие в летних школах

В процессе развития образовательных систем, активизации международной деятельности вузов к академической мобильности стали относить не только физическую мобильность, но и мобильность учебных курсов и программ, институциональную мобильность. Анализ последних документов европейского пространства высшего образования позволяет выделить следующие типы академической мобильности:

- институциональная мобильность как мобильность поставщиков образовательных услуг: создание филиалов зарубежных вузов, оффшорных кампусов, образование учебных заведений с участием нескольких стран;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мобильность программ как физическое или виртуальное «перемещение» отдельных образовательных курсов и программ через национальные границы

I

SCIENCE TIME

I

посредством очного или дистанционного обучения и их комбинации (например, организация совместных образовательных программ, программ двойных дипломов, франшиза);

- мобильность людей (физическая мобильность).

Исходя из вышесказанного можно определить, что международная академическая мобильность - это период обучения, преподавания и/или исследования в стране другой, чем страна местожительства учащегося или сотрудника академического персонала, а также перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение за рубежом для обучения, преподавания или проведения исследований. Академическая мобильность имеет многообразие видов, топов и форм. Понимание содержания и процесса организации международной академической мобильности способствует более эффективной интернационализации университета, повышению качества подготовки в высшей школе и, как следствие, кадрового потенциала отечественной экономики.

Литература:

1. Микова И.М. Академическая мобильность студентов в вузах России и США // Вестник Челябинского государственного педагогического университета - 2011. -№5. - С. 96-106.

2. Мосалова А.И. Лингвопрагматическая организация обучения иноязычному профессиональному общению студентов экономического профиля // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №5 (133). - С.

3. Жарикова Е.Г., Скибицкий Э.Г. Технология формирования академической и производственной мобильности студентов транспортного университета // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №2 (58). - Том 1. - С. 87-91.

4. Баженова Э.Д. Академическая мобильность обучающихся как важный фактор формирования мирового образовательного пространства // Человек и образование. - 2012. - №3 (32). - С. 133-137.

5. Галичин В.А. Академическая мобильность: в условиях интернационализации образования - М.: Университетская книга, 2009. - 460 с.

6. Мартыненко О.О. Отчет по проекту «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса». -Владивосток, 2007. - 80 с.

7. Зновенко Л.В. Категория академической мобильности студентов в современных педагогических исследованиях России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №32 (том 11). - С. 288-292.

80-88.

| SCIENCE TIME |

8. Токмовцева М.В. Проблемы академической мобильности в свете принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Социально-экономические и психологические проблемы управления. - М.: МГППУ, 2013.

9. Яковлева С.Л. Формирование социальной мобильности будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка в вузе. - Йошкар-Ола, 2006. - 197 с. (РГБ ОД, 61:06-13/2865)

10. Герасименко Е.И. Формирование профессиональной мобильности будущего экономиста средствами иностранного языка. - Оренбург, 2011. - 244 с. (РГБ ОД, 61 12-13/30)

11. Шеремет Алёна Николаевна. Формирование академической мобильности будущих учителей информатики средствами информационных и коммуникационных технологий. - Новокузнецк, 2009. - 208 с. (РГБ ОД, 61 0913/1570)

12. Мошляк Г.А. Исторический опыт реализации основных направлений сотрудничества России и европейских стран в области высшего образования в 1999-2009 гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Мошляк Габриэль Алексеевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2012. - 231 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/519

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.