Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 1 (139). Экономика. Вып. 17. С. 31-41.
Н. Н. Мильчакова, О. Н. Галюта
к вопросу о содержании экономической категории «информация»
Исследованы теоретические подходы к изучению категории «информация». Особое внимание уделено экономическому и институциональному аспектам данной категории, а также особенностям ее развития в современных условиях.
Ключевые слова: информация, реклама, фактор, производства, информационная рента, экономика.
На рубеже XX и XXI столетий полностью создана единая информационная система планеты. Ведущая роль информации в этом процессе очевидна. Причем речь идет как о количественной, так и о качественной ее стороне.
С позиций современной экономической теории важно понимание понятия «информация» как отдельного момента процесса труда и необходим соответствующий подход к информации как к средству производства. В качестве экономического ресурса информация предназначена для обмена, имеется в ограниченном количестве, на нее предъявляется платежеспособный спрос. Наличие информационного ресурса оказывает непосредственное действие на субъективный фактор производства, на человека, его интеллектуальный уровень, характер его социального и экономического поведения; способствует ускорению воспроизводства, сокращению времени производства и времени обращения. Информационные ресурсы — это своеобразный ключ к новым возможностям, которые имеются в общественных процессах.
Реальное воздействие на воспроизводственный процесс информационный ресурс оказывает только тогда, когда информация из общего условия производства сама становится предметом труда, и в народном хозяйстве выделяется сфера производства информации, в развитии которой решающее место принадлежит человеческому фактору.
Экономические аспекты информации впервые исследовал нобелевский лауреат К. Эрроу. В конце 60-х он постулировал и обосновал тезис о том, что информация является товаром, имеющим стоимость.
Почему же фирмы, государства, отдельные люди платят за информацию? Дело в том, что недоступность или недостаток информации
ведет к информационному неравенству, а это, в свою очередь, к созданию монополий и обогащению одних за счет других. Фондовый рынок и его гигантский аппарат по сбору информации в интересах частных лиц подтверждает это положение. Однако информационное неравенство побуждает тратить деньги не только на приобретение информации, но и на ее распространение. Так, например, чтобы продать товар, необходимо передать как можно большему количеству покупателей сведений о свойствах и цене этого товара. Реклама — типичный пример массового распространения информации.
Все действия продавца зависят от текущего состояния рынка и возможных действий конкурентов. Агенты рынка однородных товаров и услуг (продавцы и покупатели) действуют на основе информации о текущих ценах на рыке и их возможном изменении. Следовательно, информация является необходимым условием осуществления рыночных операций.
В целом информация в экономике проявляется во множестве аспектов. Ниже представлены некоторые из таких способов проявления:
1) производство информации как таковой — это производственная отрасль, т. е. вид экономической деятельности;
2) информация является фактором производства, один из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;
3) информация является объектом купли-продажи, т. е. выступает в качестве товара;
4) некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;
5) информация — это элемент рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояний экономической системы;
6) информация в современных условиях становится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе;
7) информация становится резервом деловых и правительственных кругов, используемым при принятии решений и формировании общественного мнения.
В то же время при очевидной значимости информации для экономической теории некоторые из ее аспектов являются необычными и даже парадоксальными.
Например, в ходе акта купли-продажи из рук в руки передается только носитель информации, сама же информация может быть продана еще множество раз. При этом потребление информации растягивается в пространстве, т. е. одну и ту же информацию могут одновременно использовать в совершенно различных географических точках, причем в абсолютно отличных друг от друга областях деятельности. Кроме того, потребление информации может происходить не одновременно, а быть весьма продолжительным временным процессом. Более того, даже не нашедшая применения в данный момент времени информация не может считаться совершенно бесполезной, поскольку неиспользуемая в текущей практической деятельности информация превращается в знание — результат подготовительной деятельности человеческого интеллекта, являющийся всеобщим достоянием и служащий основой для всех научных и технологических открытий будущего.
Таким образом, можно говорить о наличии у информационных ресурсов не только собственного производственного, но и воспроизводственного процессов, поскольку информация, один раз возникнув, может перетекать в знание, а затем опять в конкретную информацию, и так до бесконечности.
Вместе с тем информационный ресурс имеет ряд особенностей, отличающих его от традиционных ресурсов:
- информация воздействует на эффективность производства без физического увеличения традиционных ресурсов;
- информация действует на субъективный фактор производства — человека, его характер и способности;
- информация ускоряет процесс воспроизводства за счет уменьшения периодов производства и обращения.
Таким образом, можно говорить о том, что именно информационный ресурс наряду с организационным способен значительно повысить эффективность экономической системы без какого либо заметного увеличения потребления труда, земли и капитала.
Подобный вывод позволяет предположить, что информационный путь развития экономики станет своеобразным синтезом экстенсивной и интенсивной моделей экономического роста для информационных экономических систем.
Еще одним важным аспектом является превращение информации в один из главных факторов производства. Обособление информации в фактор производства, параллельно с развитием технологического применения науки, формирует особую информационную сферу в общественном воспроизводстве. Становится необходимым научное обоснование данных процессов, их условий, социально-экономических последствий.
До настоящего времени информация не рассматривалась экономической наукой в качестве производственного ресурса, не включалась в экономический потенциал общества и не учитывалась при оценке национального богатства государств. Сегодня же, когда количество только научно-технической информации, циркулирующей в обществе, удваивается каждые 20 месяцев [16. С. 10], большинство исследователей склонны считать, что информация становится одним из стратегических производственных факторов, способствуя динамичному развитию экономики, возникновению и распространению новых технологий, повышению качества управленческих решений.
Обычно, под фактором производства понимают «...производственный ресурс, становящийся элементом процесса производства» [17]. А. И. Анчишкин выделял следующие основные признаки экономических ресурсов [2. С. 19]:
- потенциальная возможность участия в производительном или личном потреблении;
- ограниченность объема и состава ресурсов при данном уровне экономического развития.
Очевидно, что в настоящее время информация удовлетворяет всем указанным требованиям, а следовательно, становится производственным ресурсом. Еще одним важным проявлением информационного ресурса
в производственном процессе (кроме физического использования информационных продуктов и квалифицированных кадров) является возможность преодоления ограниченности многих других физических ресурсов за счет информации, приносящей их экономию, т. к. новые технологии, основанные на использовании знания и информации, позволяют экономить физические ресурсы или получать большее их количество из того же объема сырья.
Как уже отмечалось, информационные ресурсы в основном материализуются в следующих формах:
—информационные продукты или услуги;
—создание новых, более совершенных средств производства;
—улучшение организации производительных сил и методов управления ими;
—усложнение труда и повышение качества рабочей силы.
Это позволяет выделить информационный ресурс среди всех остальных типов ресурсов и говорить о превращении информации в один из наиболее важных всеобщих производственных факторов. Информация пронизывает все классические факторы и в то же время является самостоятельным.
Обычно исследователи выделяют только четыре фактора производства: земля, труд, капитал и предпринимательская активность [4. С. 120]. Однако даже эти четыре фактора не всегда были общепринятыми. Так, марксистская политическая экономия долгое время не признавала предпринимательство, что в большой степени было обусловлено идеологическими мотивами.
Однако предприимчивость — как один из видов организации — сегодня, несомненно, играет ведущую роль в производственном процессе. Перемены, произошедшие в России и странах Восточной Европы, с очевидностью доказали, что два родственных предприятия, приблизительно одинаково оснащенных землей, трудом и капиталом, могут полярно разойтись в получаемом результате труда из-за различного уровня организации производственного процесса.
Вообще говоря, если рассматривать производственные факторы через призму исторического развития общества, то становится ясным,
что постепенно одни факторы становятся менее значимыми, уступая приоритет другим — более молодым. Так произошло с землей и трудом, уступившим дорогу капиталу, так произошло и с капиталом, уступившим под натиском организации. По-видимому, этот процесс связан с уменьшающейся предельной отдачей от использования классических факторов.
С каждым годом всё более очевидным становится, что потенциал дальнейшего использования традиционных факторов уменьшается, что, скорей всего, приведет к усилению значения информации, играющей всё более определяющую роль в успехе производственной деятельности. И тогда именно информационный фактор — наряду с классическими — будет определять развитие любой экономической системы без какого-либо заметного увеличения потребления труда, земли и капитала.
На это указывали в своих трудах многие классики теории информационного общества: «С сокращением рабочего времени и с уменьшением роли производственного рабочего становится ясно, что знание и способы их практического применения замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. В этом смысле как труд и капитал были центральными переменными в индустриальном обществе, так информация и знания становятся решающими переменными постиндустриального общества» [3. С. 332].
«В информационной экономике хозяйственная деятельность — это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства» [21].
Традиционная экономика сталкивается с проблемой безграничных потребностей при редкости ресурсов. Экономические ресурсы ограничены и редки. Под ресурсами имеется в виду все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Всё это включает большой круг объектов: фабричные и сельскохозяйственные строения, всякого рода оборудование, инструменты, машины, используемые в производстве промышленных товаров и продуктов сельского хозяйства; разнообразные средства транспорта и связи; бесчисленные виды труда; наконец, последнее,
но не менее важное — землю и всевозможные полезные ископаемые [12].
Традиционная экономика подразделяет все ресурсы на две категории:
1) материальные — земля или сырьевые материалы и капитал;
2) людские — труд и предпринимательская способность.
К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы — все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе,— пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы. Земля рассматривается как природное богатство и первооснова хозяйственной деятельности, как естественный фактор, охватывающий все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые [8]. В отличие от других факторов производства земля обладает одним важным свойством — ограниченностью. Человек не в состоянии изменить ее размеры по своему желанию.
Понятие «капитал», или «инвестиционные ресурсы», охватывает все произведенные средства производства, т. е. все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю [12]. Термин «капитал» имеет много значений. В одних случаях капитал отождествляется со средствами производства (Д. Рикардо) [18], в других — с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом. А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд [19], К. Маркс — как самовозрастающую стоимость, как общественное отношение [14. С. 22]. Капитал можно определять и как инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю [7]. Взгляды на капитал разнообразны, но все они сходятся в одном: капитал ассоциируется со способностью тех или иных ценностей приносить доход [8].
Труд—это широкий термин, употребляемый для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением
особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности) с целью произвести полезный результат [5].
«Всякий труд,— отмечает А. Маршалл,— имеет своей целью произвести какой-либо результат» [1].
Предпринимательская деятельность рассматривается как специфический фактор производства, сводящий воедино все другие факторы и обеспечивающий их взаимодействие через знание, инициативу, смекалку и риск предпринимателя в организации производства. Это особый вид человеческого капитала. Предпринимательская деятельность по своим масштабам и результатам приравнивается к затратам высококвалифицированного труда [9]. Предприниматель выступает как посредник, комбинирующий по своему усмотрению факторы производства.
Если проследить информационную составляющую факторов производства, то можно прийти к выводу, что в аграрном обществе информация выступала в большей степени в роли знания. Это подтверждают исследования, проведенные В. Н. Спицнаделем, которые выявили, что «информация — это превращенная форма знания, не тождественная как таковому, т. е. информация не есть само знание. Информация передается описаниями, т. е. ответами на вопросы, начинающиеся словами “кто”, “когда”, “что”, “где”, “сколько”. Знание передается инструкциями, т. е. ответами на вопросы, которые начинаются с “как”» [20].
В условиях аграрного общества производство осуществлялось преимущественно благодаря физическим усилиям человека. Конечно, требовались и определенные знания, навыки, информация, которые в принципе являлись таким же производственным ресурсом, как, например, земля. Но как экономический ресурс информация была неотделима от другого, более важного для аграрного общества, ресурса — рабочей силы, рабочего (или работника, занятого физическим трудом) [5]. Отсутствие у физически здорового человека определенных знаний не являлось препятствием при его найме или принуждению к работе. Необходимая для данного вида деятельности информация приобреталась непосредственно в процессе работы, знания передавались из поколения в поколение и выступали как само собой разумеющийся
(как правило, далеко не главный) атрибут здорового человека [22].
Развитие индустриального общества сопровождалось неуклонным увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу, т. е. обладающую теми или иными знаниями. Значимость информации в подготовке и осуществлении процесса производства благ резко возросла, однако вплоть до середины XX в. она уступала значимости физических ресурсов — природных и людских, в первую очередь.
Увеличение объема валового внутреннего продукта (ВВП) являлось, пожалуй, главной макроэкономической целью всех стран, вступивших в индустриальную эпоху. Рост ВВП означал расширение потребления физических ресурсов, отсюда — вспомогательная, подчиненная роль информации [23. С. 25].
На данном этапе информация стала играть огромную роль при выборе того или иного стратегически важного решения и составляет неотъемлемую часть предпринимательской деятельности. Наряду с землей, трудом и капиталом информация выступает производительной силой, ресурсом, отсутствие которого делает данное конкретное производство невозможным в любом обществе — аграрном, индустриальном или информационном. Однако признание информации производительным ресурсом состоялось сравнительно недавно — около 30-40 лет назад, когда произошел явный отрыв материального производства (как процесса преобразования физических ресурсов в продукт потребления) от творческой деятельности человека.
Промышленное производство сделало возможным насыщение базовых потребностей всех членов общества, но при этом обозначило предел дальнейшего социально-экономического развития за счет природных и других физических ресурсов. В этот момент роль информации в общественном производстве проявилась как сравнительно неисчерпаемый фактор, смягчающий, а в ряде случаев снимающий проблему ограниченности материальных ресурсов. Осознание обществом того факта, что информация является самостоятельным, мощным фактором социального развития, стало условной чертой, разделившей человеческую эволюцию на постиндустриальную и информационную эпохи.
Известно, что каждый физический фактор в каждом конкретном виде производства выполняет, как правило, строго определенную роль либо предмета, либо средства труда [27]. Исключением выступают, пожалуй, лишь земля в сельскохозяйственном производстве, которая одновременно может быть и предметом, и средством труда, и электроэнергия в топливно-энергетическом комплексе. Результатом взаимодействия определенных физических ресурсов становится вполне определенный и ожидаемый продукт: пшеница — в сельском хозяйстве, станок — в машиностроении, макароны — в пищевой промышленности. Один и тот же ресурс в различных отраслях хозяйства может выступать в разных ролях либо предмета, либо средства, либо результата труда [10]. Но, главное, для каждого конкретного вида производства ролевая функция ресурса довольно строго фиксирована. Таким образом, пятый информационный фактор существует как отдельно от предшествующих (классических) факторов производства, так и пронизывая их.
Совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения производства информационных товаров и услуг. Появляются новые продукты и новые услуги, новые отрасли, новые специальности и новые рабочие места. В итоге создание, распространение, обновление и применение информации происходит опережающими темпами (по сравнению с использованием любых других ресурсов).
По мере своего формирования экономика информационного общества начинает использовать не четыре классических фактора традиционной экономики, а пять. В качестве пятого выступает информация (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в т. ч. практические навыки людей). При этом четыре первых ресурса служат факторами производства, а последний — необходимым условием их эффективного использования.
Для такой экономики характерно систематическое увеличение производства за счет постоянного обновления технологической базы, прежде всего путем применения новых информационно -коммуникативных техноло -гий. При наличии и использовании многообразных информационных ресурсов высокой ценности их собственники и пользователи
получают дополнительную пользу и прибыль. Эта дополнительная прибыль имеет фиксированный характер и выступает как стоимостная основа информационной ренты.
При исследовании информационной ренты следует учитывать то, что любая экономическая рента подчиняется одним и тем же законам. К. Маркс подчеркивал: «Повсюду, где существует вообще рента, образуется дифференциальная рента и подчиняется она тем же законам, что и земледельческая дифференциальная рента» [13. С. 334]. Поэтому для анализа информационной ренты целесообразно использовать методологические и теоретические положения наиболее распространенных теорий земельной ренты — марксистской (абсолютной, монопольной и дифференциальной).
Причиной образования земельной ренты К. Маркс и Ф. Энгельс называли монополию на землю как объект хозяйства (монополию хозяйства на земле) [13. С. 196-197]. Суть этой монополии состоит в монопольном владении пригодных для использования земельных участков с разнообразными природными условиями. К. Маркс писал: «Владение этой естественной силой составляет монополию в руках ее владельца, то есть такое условие высокой производительной силы вложенного капитала, которое не может быть создано производственным процессом самого капитала; эта естественная сила, которая может быть таким образом монополизирована, всегда связана с землей» [13. С. 197]. Монополия хозяйства на земле является следствием ограниченности в природе пригодной для обработки земли (при данном уровне развития производительных сил) и занятости всех земельных участков землепользователями.
Абсолютная земельная рента, причиной существования которой служит монополия частной собственности на землю, образуется на всех земельных участках — худших, средних и лучших по плодородию или местоположению. Абсолютная земельная рента равна разности между общественной стоимостью продукции и ее индивидуальной стоимостью на землях различного качества.
Дифференциальная рента является категорией воспроизводства, существование которой связано с особыми экономическими отношениями в процессе и по поводу образования,
распределения и присвоения возникающей в более благоприятных естественных условиях хозяйствования добавочной прибыли. Она равна разности между рыночной ценой производства продукции относительно худших земель и индивидуальной ценой производства продукции средних и лучших земель.
Из самого названия и содержания шестого отдела третьего тома «Капитала» К. Маркса — «Превращение добавочной прибыли в земельную ренту» — можно видеть, что земельная рента является результатом определенных общественных отношений; в капиталистическом обществе она выражает экономические отношения между земельными собственниками, фермерами-арендаторами земли и наемными сельскохозяйственными работниками.
В современных условиях широкое признание получила неоклассическая теория ренты на основе концептуального подхода теории предельного продукта и предельной отдачи.
В неоклассической теории выделяется понятие экономической ренты, которую Д. Н. Хайман определяет как разницу между платой за услуги ресурса и тем минимальным количеством средств, которые необходимо затратить, чтобы побудить владельцев ресурса предложить его услуги на рынке [25. С. 158].
Экономическая рента представляет собой излишек по сравнению с альтернативной стоимостью предложения ресурсов, поэтому эта рента трактуется как любой доход, соотнесенный с производственными затратами, который превосходит альтернативную стоимость ресурсов. Этот доход возможно получить лишь при фиксированном предложении ограниченных ресурсов. Экономическая рента есть доход от такого фактора производства, предложение которого неэластично. Применительно к нашему исследованию этим фактором служит информация как экономический ресурс в силу ее важности, ограниченности и разнокачествен-ности (см. рисунок).
В привычных координатах график кривой предложения информации представляет собой линию, приближающуюся к Q асимптотиче-
’ * J ^max
ски. Точки Q соответствует количеству не-
•2-' max J J
обходимой и достоверной информации потребителю, а P — минимально возможная цена
’ mm
на добычу и создание информации. До уровня Pmim кривая предложения информации будет
Р
Кривая предложения информации
выглядеть аналогично кривым других товаров, а после цена информации может значительно вырасти при незначительном или нулевом увеличении объема продаж.
По отношению к земельным ресурсам А. Маршалл отмечал, что «всякое увеличение, получаемое от бесплатных даров природы, чистого дохода, которое не является и не служит непосредственным мотивом каких-либо специальных затрат со стороны землевладельцев, следует при всех обстоятельствах считать рентой» [15. С. 139].
По нашему мнению, информационная рента — это дополнительный доход от обладания ограниченных, полезных в данный момент пользователю информационных ресурсов в условиях неэластичного спроса и предложения. Информационная рента представляет собой выигрыш (излишек) по сравнению с альтернативной стоимостью предлагаемых на рынке информационных ресурсов.
Причиной образования информационной ренты можно назвать монопольное обладание пользователем ограниченной более ценной информацией, необходимой для непрерывного развития всех сфер хозяйствования.
Говоря об особенностях информации как особого товара, А. А. Федотов отмечает: «Во-первых, в процессе потребления, использования не исчезает, ее полезность не уничтожается. Во-вторых, информация как продукт творческого труда не имеет еще формы, в которой она может отчуждаться. В-третьих, творческий характер труда по производству информации определяет вероятностный характер самого выхода информационного, сроков его изготовления, необходимого объема материальных и финансовых ресурсов для того, что в совокупности обусловливает и неопределенность связи между затратами и результатами в процессе
создания, распределения и использования информации» [24].
С учетом вышесказанного можно согласиться с Г. А. Гетьманом и Т. И. Ставцевой, утверждающих, что «овеществление информации в документах превращает ее в потребительную стоимость, давая возможность ее отчуждения и общественного потребления. Лишь на конечном этапе, на этапе потребления информации, она становится действительно общественной потребительной стоимостью» [6. С. 203].
Можно согласиться с утверждением А. А. Федотова о том, что «уникальность творческого процесса по созданию первичной информации не приемлет усредненных трудовых затрат, лежащих в основе общественной стоимости. Следовательно, стоимость создания информации определяется индивидуальными, а не средними общественно необходимыми затратами труда. Общественную потребительную стоимость и стоимость информационные продукты и услуги приобретают в процессе материализации информации и ее движения к покупателям...» [24].
Поэтому для определения общественной стоимости информации и информационных продуктов нет необходимости определять усредненную стоимость и ценность информации определенного вида. Для этого целесообразно учесть стоимость и ценность типичного, относительно широко используемого информационного продукта данного вида и с ним соизмерять стоимость и ценность более качественных, более ценных информационных продуктов, дающих их пользователям информационную ренту.
Таким образом, величина информационной ренты определяется разностью между стоимостью высокоценного информационного продукта и стоимостью широко используемого информационного продукта данного вида.
На основании постоянных сравнений полезности (бесполезности) информации для различных категорий экономических агентов можно предположить, что экономическим условием образования информационной ренты служит разница в полезности дополнительно полученной информации.
Экономические отношения по поводу информационной ренты осуществляются между
различными субъектами экономики: государством, предприятиями и физическими лицами. Каждый из представленных субъектов имеет свои интересы в процессе информатизации экономики и общества и вносит различный вклад.
Свои экономические интересы имеют также разработчики информационных продуктов, а также юридические и физические лица, занимающиеся их тиражированием, распространением, продажей и непосредственным использованием.
Экономические интересы разработчиков и создателей информационных продуктов заключаются в их стремлении создать такие информационные продукты, которые принесли бы при наименьших затратах на их создание наибольшую ценность, и полезность, т. е. способствовали бы полному удовлетворению потребностей всех субъектов хозяйствования. Причем ценность информационных продуктов возрастает, если они полнее удовлетворяют приоритетные, более значимые потребности хозяйствующих субъектов.
В процессе хозяйствования постоянно осуществляется ранжирование потребностей. В числе наиболее значимых, приоритетных потребностей разработчиков информационных продуктов находится стремление получить максимальный доход от продажи и использования этих продуктов. Как правило, весомой составной частью этого дохода является информационная рента, поэтому в содержание экономических интересов разработчиков входит стремление точно определить величину информационной ренты и получить ее.
Важной особенностью информационной сферы является то, что в ней наибольшие доходы получают не разработчики информационных продуктов, а те, кто занимается их тиражированием, распространением и особенно продажей. Следует также учитывать, что в настоящее время права собственников информационной продукции в России мало защищены, поэтому им достается лишь незначительная часть возникающей информационной ренты. Наибольшую же часть информационной ренты присваивают субъекты экономики, которые продают информационные продукты (провайдеры Интернета, информационные центры, центры информационных технологий).
Большая роль в образовании и распределении информационной ренты принадлежит государству, которое содействует повышению ценности информационных продуктов и, соответственно, увеличению информационной ренты, разрабатывая и реализуя эффективную информационную политику, заключающуюся
[24]:
- в стимулировании развития информационных технологий путем государственного финансирования и налогово-кредитного механизма;
- макроэкономических предпосылках создания и использования информационных продуктов, развития различных форм кооперации крупного, среднего и малого бизнеса в процессе информатизации экономики;
- формировании институциональной среды, обеспечивающей реализацию информационных продуктов и услуг.
Реализация вышеназванных слагаемых государственной информационной политики создает благоприятные условия для повышения ценности, полезности информационных продуктов, а следовательно, для роста дохода от их продажи и увеличения объема информационной ренты. Поэтому государству должна поступать часть возникающей информационной ренты, пропорциональная вкладу государства в финансирование рентообразующих факторов.
По поводу информационных ресурсов и образующейся информационной ренты возникают и развиваются многообразные экономические отношения в различных сферах и на различных уровнях: на микро-, мезо- и макроуровне, в различных секторах экономики, между различными субъектами рынка информационных продуктов и услуг, среди которых можно выделить [11]:
1) производителей баз данных — организации, занимающиеся сбором информации и переводом ее в машиночитаемую форму;
2) интерактивные службы — организации, осуществляющие интерактивный доступ к базам данных, т. е. разрабатывающие и эксплуатирующие автоматизированные базы данных (АБД), являющиеся основным структурным элементом рынка ИПУ;
3) организации, предоставляющие доступ к другим АБД;
4) телекоммуникационные службы;
5) пользователи информации, которые, в свою очередь, делятся на конечных и промежуточных пользователей или посредников, оказывающих своим клиентам услуги по информационному поиску.
Основным отечественным производителем информационных продуктов являются крупные информационные центры и библиотеки. Создаваемые ими базы содержат сведения преимущественно библиографического характера, относящиеся к различным областям науки и техники.
Базы данных также разрабатываются информационными агентствами и средствами массовой информации, различными государственными организациями, научными и учебными заведениями, новыми рыночными структурами. В последние годы в тематике баз данных быстро растет доля деловой информации, что отражает спрос со стороны субъектов формирующегося рынка. Возрастающий поток информации в различных областях деятельности поставляет Интернет.
Основными потребителями информации выступают все хозяйствующие субъекты, прежде всего предприятия различных отраслей и сфер экономики, государственные организации, НИИ и вузы, другие юридические и физические лица.
В экономические отношения по поводу информационных продуктов и услуг, а также по поводу образующейся информационной ренты вступают все заинтересованные в них вышеназванные субъекты рыночной экономики.
Каждый субъект хозяйствования взаимодействует и с государством, и его организациями. Государство является крупнейшим создателем и собственником информационных продуктов. Оно обеспечивает также правовую, юридическую защиту информационной деятельности, разрабатывает и реализует информационную политику.
К образованию, распределению и присвоению информационной ренты имеют отношение все субъекты хозяйствования, связанные с процессом получения, обработки, хранения, передачи и продажи полезной информации.
На стоимость и рыночные цены информационных продуктов и услуг оказывают воз-
действие многие факторы, в т. ч. состояние информационной и материально-технической базы, телекоммуникационных технологий, программно-аппаратных средств обработки информации, квалификации информационных работников и аналитиков. Через цены эти факторы влияют и на величину информационной ренты.
В целях получения информационной ренты пользователям информационных продуктов и услуг необходимо обеспечить к ним доступность, которая зачастую затруднена в силу сложностей вхождения пользователей информации в банки данных ведомственных сетей. Актуальность информации на рынке информационных продуктов и услуг во многом зависит от обновления баз данных. На российском информационном рынке, к сожалению, своевременность поступления информации к отдаленным пользователям не обеспечивается по причине неразвитости сетей и технологически устаревшего оборудования по их обслуживанию.
Современный рынок предлагает информацию потребителям в четырех основных формах:
- печатное издание, которым можно пользоваться непосредственно в течение длительного времени;
- база данных на машинном носителе, установленная на персональном компьютере, делает поиск информации более простым. Однако значительная часть содержащейся на дисках информации может быть не востребована потребителем;
- удаленный доступ к базам данных в режимах онлайн и офлайн.
Наиболее эффективен удаленный доступ к базам данных, т. к. потребитель независимо от расстояния обращается к информации и платит за информационные продукты и услуги, когда они ему необходимы. Кроме того, отдаленному пользователю одновременно доступно множество баз данных, у него имеется возможность выбора. Недостатком удаленного доступа к базам данных является то, что пользователю приходится платить не только информационным брокерам за информацию и услуги по ее поиску, но и за связь, обеспечивающую передачу запросов и получение информации.
Доступ потребителей к информационным продуктам одновременно является и доступом к информационной ренте, к ее распределению и использованию. Таким образом, информационная рента образуется при использовании более ценных информационных ресурсов, применяемых для создания высокоценных информационных продуктов и оказания информационных услуг.
Информационная рента является воспроизводственной категорией, находящейся на стадиях производства, распределения, обмена и потребления.
Список литературы
1. Аникин, А. В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса / А. В. Аникин. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Политиздат, 1975. 194 с.
2. Анчишкин, А. И. Прогнозирование роста социалистической экономики / А. И. Анчишкин. М. : Экономика, 1973. 294 с.
3. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе ; сост. П. С. Гуревич. М. : Прогресс, 1986. 450 с.
4. Богданов, А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука) : в 2 кн. / А. А. Богданов. М. : Экономика, 1989. Кн. 1. 304 с.
5. Булатов, А. С. Экономика : учебник / А. С. Булатов [и др.] / под ред. А. С. Булатова. 4-е изд., перераб. М. : Экономистъ, 2005. 831 с.
6. Гетьман, Г. А. Информационные продукты и услуги на рынке информации / Г. А. Гетьман, Т. И. Ставцева // Сборник научных трудов ученых Орловской области. Вып. 2. Орел : ОрелГТУ, 1997. С. 200-209.
7. Добрынин, А. И. Экономическая теория : учебник / А. И. Добрынин, Г. М. Гукасьян, Г. П. Журавлева [и др.] / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов : Питер, 1999. 480 с.
8. Ермишин, П. Г. Основы экономической теории [Электронный ресурс] / П. Г. Ермишин. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m63/8. htm
9. Иноземцев, В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества / В. Л. Иноземцев. М. : Академия, 1998. 576 с.
10. Курносов, И. Н. Роль государства в формировании информационного общества в Рос-
сии / И. Н. Курносов // Развитие информационного общества в России. Т. 1. Теория и практика : сб. ст. / под ред. Н. В. Борисова и Ю. Е. Хохлова. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001. 240 с.
11. Майоров, С. И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг / С. И. Майоров. М. : Финансы и статистика, 1993. 128 с.
12. Макконнел, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика : учебник / К. Р. Маккон-нел. М. : ИНФРА-М, 2006. 939 с.
13. Маркс, К. Капитал : в 3 т. Т. 1 / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23-25. 907 с.
14. Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е. изд. Т. 19. 325 с.
15. Маршал, А. Принципы экономический науки : в 2 кн. / А. Маршал. М. : Прогресс-Универс, 1993. Кн. 1. 414 с.
16. Николаева, Т. П. Информационная экономика и тенденции ее развития : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.01 / Т. П. Николаева. СПб., 1999. 297 с.
17. Прохоров, А. М. Советский энциклопедический словарь / А. М. Прохоров. М. : Сов. эн-цикл., 1986. 1599 с.
18. Рикардо, Д. Сочинения. М. : Наука, 1995. 360 с. Т. 1. Начала политической экономии и налогового обложения.
19. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов : в 3 кн. / А. Смит. Петрозаводск : Петроком, 1993. 319 с.
20. Спицнадель, В. Н. Основы системного анализа / В. Н. Спицнадель. СПб. : Бизнес-пресса, 2000. 324 с.
21. Стоупьер, Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики / Т. Стоупьер // Новая технократическая волна на Западе ; сост. П. С. Гуревич. М. : Прогресс, 1986. 450 с.
22. Тайлакова, С. В. Развитие представлений об информации как экономическом ресурсе общества [Электронный ресурс] / С. В. Тайлакова. Режим доступа: http://lpur.tsu.ru/Public/art99/ a012699.html
23. Толстяков, Р. Р. Рынок информационного общества / Р. Р. Толстяков // Системы управления и информационные технологии : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 9. Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2002. 160 с.
24. Федотов, А. А. Товарная форма информационных продуктов и услуг : монография / А. А. Федотов. Орел : ОрелГТУ, 2001. 156 с.
25. Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение : в 2 кн. Кн. 2 / Д. Н. Хайман. М. : Финансы и статистика, 1992. 371 с.
26. Эренберг Р. Дж. Современная экономика труда. Теория и государственная политика / Р. Дж. Эренберг, Р. С. Смит. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1996. 777 с.
27. Ясин, Е. Г. Экономическая информация. Что это такое? / Е. Г. Ясин. М. : Статистика, 1976. 80 с.