Научная статья на тему 'К вопросу о снижении риска аварийности на автодорогах'

К вопросу о снижении риска аварийности на автодорогах Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ОЦЕНКА РИСКА / АВТОДОРОГА / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИТЕРИИ АВАРИЙНОСТИ

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Киреева Ю.А., Калач Е.В.

Рассмотрен принцип рационального проектирования транспортных объектов, который предполагает, что в случае затруднений при равенстве оценок риска по величине суммарных потерь дополнительно проводится ранжирование аварийных и экологических потерь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о снижении риска аварийности на автодорогах»

Срок выполнения процедуры составляет не больше 20 дней.

Проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств состоит из:

изучения и анализа технической документации; технического диагностирования;

выработки мероприятий, учитывающих предотвращение износа; замены износившихся деталей и рекомендаций по эксплуатации устройства в целом. После проведения экспертизы технического устройства составляется и оформляется заключение экспертизы промбезопасности, которое регистрируется в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзора.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, которые эксплуатируются на опасном производственном объекте и имеют признаки опасности согласно Приложения №1 к ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и в соответствии с ФНиП ПБ на данные технические устройства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. Данилова С.В., Косяков А.Ю., Бейлина Н.Е., Анохин Р.В. Промышленная безопасность: теоретические аспекты // Актуальная биотехнология. — 2015. — № 1 (12). — С. 54-58.

УДК 656.08

Ю.А. Киреева, Е.В. Калач

Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России

К ВОПРОСУ О СНИЖЕНИИ РИСКА АВАРИЙНОСТИ НА АВТОДОРОГАХ

Рассмотрен принцип рационального проектирования транспортных объектов, который предполагает, что в случае затруднений при равенстве оценок риска по величине суммарных потерь дополнительно проводится ранжирование аварийных и экологических потерь.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, оценка риска, автодорога, транспортная безопасность, критерии аварийности.

Yu.A. Kireeva, Е. V. Kalach

ТО THE QUESTION OF REDUCING THE RISK OF EMERGENCY ACCIDENT ON ROADS

The principle of rational design of transport facilities is considered, which assumes that in case of difficulties with equal risk estimates by the magnitude of the total losses, accidental and environmental losses are additionally ranked.

Keywords: traffic accident, risk assessment, road, transport safety, accident criteria.

За последние годы численность автопарка в Российской Федерации значительно возросла и продолжает неуклонно увеличиваться. В настоящее время по сведениям Автостата уровень автомобилизации составляет в среднем по стране 285 автомобилей на тысячу жителей. Наиболее обеспеченными автомобилями регионами являются Камчатский (472) и Приморский (437) края. Третье место по обеспеченности легковыми автомобилями занимает Московская область (347.). Замыкают пятерку лидеров Калининградская (344) и Калужская (342) области. Среди регионов-лидеров по обеспеченности автотранспортом находятся Карелия (341), Псковская область (336.), Ханты-Мансийский АО - Югра (327.), Рязанская (324) и Мурманская (321) области [1]. Следует отметить, что Москва в этом рейтинге находится на 22-й позиции (308), Санкт-Петербург - на 11-й (316). Однако, несмотря на высокие показатели обеспеченность автомобилями в Российской Федерации еще далека от показателей развитых европейских стран и США [1].

Такой интенсивный рост количества автомобилей приводит к возникновению ряда проблем, связанных с увеличением нагрузки на улично-дорожную сеть, особенно в городах. Например, снизилась скорость сообщения, ухудшились режимы движения, появились перегрузки, увеличилось количество выбросов вредных веществ в атмосферу, повысился уровень транспортного шума, возросло количество аварий. В связи с этим, актуальным является решение задачи снижения риска аварийности на автодорогах. Повышение качества функционирования автодорог, как правило, определяется совокупностью следующих основных свойств: безопасность, экономичность, экологичность и социологичность. В количественном выражении эти показатели можно оценивать по величине потерь, под которыми понимается социально-экономическая стоимость необязательных издержек процесса движения. Эти потери могут представлять значимую угрозу для безопасности страны, в целом. При этом, практически половину этих потерь составляют недостатки организации дорожного движения, которая характеризуется многофункциональным управлением, требующим познаний в различных областях науки и техники.

В связи с этим резко возрастает потребность в повышении качества организации дорожного движения. Однако работы в этом направлении, как правило, в настоящее время проводят без применения методов системного анализа, что приводит к существенным потерям, особенно на транспортных объектах в городах. Решение данной проблемы возможно за счет использования методологического подхода, обусловливающего рациональный выбор решения при проектировании транспортных объектов (транспортной сети, дорог, перекрестков, развязок и т.д.).

В качестве примера использования такой системы мер продемонстрируем основные способы, применяющиеся при проектировании транспортных объектов (рис. 1) [2].

ЗЫБОР ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

{принцип максимизации опасности)

ОЧАГ АВАРИЙНОСТИ

ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ОБЪЕКТЕ

(в т.ч. определение уровня существующих потерь)

{принцип достоверности и

2

(процесс дорожного движения на объекте улично-дорожной сети)

достаточности данных)

ПОИСК И ВЫБОР РЕШЕНИИ'

ВЫБОР И ВНЕДРЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

(принципы: минимизации народно-хозяйственной стоимости функционирования объекта и обязательной оперативной контрольной оценки аварийной эффективности)

4

(принципы: минимизации

суммарных потерь и сбалансированного учета потерь)

ild -» 7711714

П .нол

П ,м,„ -> min}

Рис. 1. Схема основных этапов проектирования транспортных объектов

К основным принципам рационального проектирования транспортных объектов относятся следующие:

- максимизация опасности при выборе объекта исследования;

- минимизация суммарных потерь при оценке качества и выборе решений по повышению безопасности дорожного движения;

- сбалансированный учет аварийных и экологических потерь при выборе решений по повышению безопасности движения в неясных ситуациях;

- минимизация суммарной стоимости функционирования объекта при выборе мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;

- обязательная оперативная контрольная оценка аварийности на основе метода конфликтных ситуаций в процессе внедрения мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Схема используемой методологии, учитывающей основные принципы рационального проектирования транспортных объектов представлена на рис. 2 [3, 4]. Такой подход предполагает, что в случае затруднений при равенстве оценок риска по величине суммарных потерь дополнительно проводится ранжирование аварийных и экологических потерь. Сам подход при этом носит название - сбалансированный учет потерь.

\

Пр ограммно-методическое обеспечение

Методология повышения безопасности дорожного в городских

очагах аварийности

I

/ Максимизация опасности \

1

Выбор объекта исследования

Нормативное обеспечение

Исследуемый объект (очаг аварийности)

Методика расчетно-эксп ери ментальных

исследований дорожного движения

Достоверность, достаточность

>--

Н~

Ч

Методики расчета экономически* потерь

Методики расчета экологическим потерь

К У

Я

Оценка существующего положения

Методика топографического анализа

Масштабный •

I

план •

Документация • по аварийности •

Характеристика объекта. Исходные данные

>

Методика очагоеюго анализа аварийности

L

Минимизация суммарным потерь

Сбалансированный учет потерь

Статистический метод прогнозирования аварийности

ПОИСК и выбор решений

Метод конфликтным зон прогнозирования оварийности

Методики прогнозирования аварийности по методу конфликтным зон

(

Рекомендуемые решения

Методика расчета аварийным потерь

Минимизоция суммарной стоимости функционирования объекта Обязательная оперативная

контрольная охленка аварийности

\ Л

Методика определения расчетной социально-экономической стоимости аварий

Метод конфликтным ситуаций прогнозирования аварийности

Выбор и внедрение мероприятий

Методика прогнозирования аварийности по методу конфликтным ситуаций

Внедренное мероприятие

• этап

■ методологический принцип

_> - результат этапа

- элемент научно-методической системы

- новый

- усовершенствованный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ранее разработанный

Рис. 2. Алгоритм повышения безопасности движения для городских транспортных

объектов

Ориентировочно, внедрение данного подхода в проектирование транспортных объектов, использующиеся при разработке транспортных систем городов, различных

планировочных решений, обосновании и размещении объектов тяготения и др., позволит снизить аварийность не менее чем на 50-75%, а суммарные потери при этом могут снизиться на 25%.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет -ресурс: https://www.autostat.rn/press-releases/27115/ [доступ 03.09.2017].

2. Капский Д.В., Лагерев Р.Ю. Методические аспекты проектирования транспортных объектов // Вестник ИрГТУ. - 2014, №7 (90). - С. 78 - 85.

3. Капский Д.В. Методология повышения безопасности движения в городских очагах аварийности: принципы и способы // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. - 2012. - № 3/3 (57). - С. 65-69.

4. Капский Д.В. Системный подход к повышению безопасности дорожного движения в городских очагах аварийности // Международный технико-экономический журнал. - 2012. - № 2. - С. 99-104.

УДК 656.08

Ю.А. Kupeeea, Е.В. Калач

Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России

СОСТОЯНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОДОРОГАХ РОССИИ

Проведен сравнительный анализ аварийности на автодорогах за последние три года статистика аварийности. Анализ и обобщение данных по ДТП за первое полугодие 2018 года показали, что в Российской Федерации продолжилась тенденция к сокращению количества дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших.

Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, оценка риска, автодорога, транспортная безопасность, критерии аварийности.

Yu.A. Kireeva, Е. V. Kalach

CONDITION OF ROAD-TRANSPORT EMERGENCY ON FEDERAL ROADS OF RUSSIA

A comparative analysis of accidents on the roads over the past three years has been carried out. Analysis and synthesis of data on accidents for the first half of 2018 showed that the Russian Federation continued the trend towards a reduction in the number of road accidents and the number of injured.

Keywords: road traffic injuries, risk assessment, road, transport safety, accident criteria.

Аварийность на автодорогах представляет собой актуальную социально-экономическую проблему, требующую решения на государственном уровне. Сложившийся дисбаланс в России между численностью автомобильного парка и существующим уровнем развития дорожно-транспортной сетей городов и населенных пунктов оказывает негативное влияние на условия движения автотранспорта, приводит к возникновению заторов. Кроме того, снижение уровня обучения водителей транспортных средств приводит к появлению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.