Научная статья на тему 'К вопросу о словообразовательной синонимии слов с заимствованными и автохтонными прекомпонентами (на материале немецкого языка)'

К вопросу о словообразовательной синонимии слов с заимствованными и автохтонными прекомпонентами (на материале немецкого языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
240
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИНОНИМИЯ / ВНУТРИСПОСОБНАЯ СИНОНИМИЯ / МЕЖСПОСОБНАЯ СИНОНИМИЯ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / ЗАИМСТВОВАННЫЙ ПРЕФИКС / АВТОХТОННЫЙ ПРЕФИКС / КОНФИКС / СЛОЖНОЕ СЛОВО / DERIVATIONAL SYNONYMY / INTERNAL SYNONYMY / CROSSING SYNONYMY / DERIVATIONAL ELEMENT / BORROWED PREFIX / AUTOCHTHONOUS PREFIX / CONFIX / COMPOUND WORD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Графкова Татьяна Станиславовна

В статье рассматривается понятие «словообразовательная синонимия», дается определение словообразовательным синонимам и анализируются словообразовательные синонимы с синонимичными заимствованными и автохтонными прекомпонентами в современном немецком языке. Приводятся примеры синонимов, содержащих в своем составе префиксы, конфиксы и словообразовательные форманты, являющиеся первой частью сложного слова. В результате проведенного анализа выявляются общие закономерности соединения словообразовательных формантов с базисными основами и комбинации словосложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Графкова Татьяна Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITED DERIVATIONAL SYNONYMY OF WORDS WITH BORROWED AND AUTOCHTHONOUS PRECOMPONENTS (ON THE GERMAN LANGUAGE BASIS)

The article regards the concept of «derivational synonymy», gives the definition of derivational synonyms and analyzes derivational synonyms with synonymous borrowed and autochthonous precomponents in modern German. There are examples of synonyms containing prefixes, confixes and word forming elements as the first part of a compound word. The analysis has revealed general features of word-forming formants combination with the basis and combinations of compounding.

Текст научной работы на тему «К вопросу о словообразовательной синонимии слов с заимствованными и автохтонными прекомпонентами (на материале немецкого языка)»

УДК 811.11-12 ББК 80.4

Графкова Татьяна Станиславовна

преподаватель кафедра лексики и фонетики немецкого языка Московский Педагогический Государственный Университет

г. Москва Grafkova Tatyana Stanislavovna Lecturer

Chair of the German Lexis and Phonetics Moscow State Pedagogical University Moscow

К вопросу о словообразовательной синонимии слов с заимствованными и

автохтонными прекомпонентами (на материале немецкого языка) Revisited Derivational Synonymy of Words with Borrowed and Autochthonous Precomponents (on the German Language Basis)

В статье рассматривается понятие «словообразовательная синонимия», дается определение словообразовательным синонимам и анализируются словообразовательные синонимы с синонимичными заимствованными и автохтонными прекомпонентами в современном немецком языке. Приводятся примеры синонимов, содержащих в своем составе префиксы, конфиксы и словообразовательные форманты, являющиеся первой частью сложного слова. В результате проведенного анализа выявляются общие закономерности соединения словообразовательных формантов с базисными основами и комбинации словосложения.

The article regards the concept of «derivational synonymy», gives the definition of derivational synonyms and analyzes derivational synonyms with synonymous borrowed and autochthonous precomponents in modern German. There are examples of synonyms containing prefixes, confixes and word forming elements as the first part of a compound word. The analysis has revealed general features of word-forming formants combination with the basis and combinations of compounding.

Ключевые слова: словообразовательная синонимия, внутриспособная синонимия, межспособная синонимия, словообразовательный элемент, заимствованный префикс, автохтонный префикс, конфикс, сложное слово.

Key words: derivational synonymy, internal synonymy, crossing synonymy, derivational element, borrowed prefix, autochthonous prefix, confix, compound word.

Длительное время понятие «словообразовательная синонимия» не имело точного определения, не был обрисован конкретный предмет изучения. В настоящее время нет единого взгляда на словообразовательную синонимию, существует много противоречий, отсутствует широкое теоретическое

обобщение этой проблемы. Раздел о словообразовательной синонимии отсутствует в вузовских учебниках по лексикологии.

В данной статье проводится исследование синонимичных словообразований с заимствованными и автохтонными прекомпонентами, чтобы выявить закономерности соединения словообразовательных элементов с базисными основами, а также выяснить, какие комбинации словосложения преобладают и, какие части речи представлены в образовании словообразовательных синонимов.

В.В. Виноградов писал о неправомерности расширения понятия «словообразовательная синонимия», когда оно сводится к синонимии словообразовательных средств без учета общности производящих основ: «К сожалению, рассуждения о суффиксальной синонимии до сих пор чаще всего носят очень наивный характер. Обычно дается внешнее сопоставление слов с разными основами, но синонимичными суффиксами по признаку принадлежности их к одной и той же категории (лица, отвлеченности и т.п.). Такого рода обобщениям решительно противоречит разнозначность слов с теми же суффиксами, произведенных от одной основы, например, низина и низость, прямота и прямизна, и т.д.» [2:166].

Вслед за В.В. Виноградовым при определении словообразовательной синонимии стали учитывать общность производящей основы. Так, например, Ю.Д. Апресян считает словообразование одним из источников лексической синонимии и утверждает, что многие словообразовательные процессы приводят к возникновению в языке однокоренных, или однокорневых синонимов. Далее он выделяет несколько типов словообразовательных синонимов. У глаголов -это 1) образование слов с помощью приставок от одинаковых основ глаголов (отварить - сварить); 2) образование префиксальных глаголов с синонимичными или квазисинонимичными основами (взвивать - вздымать -взметать). А у существительных, прилагательных и наречий однокорневые синонимы возникают за счет синонимии словообразовательных суффиксов, реже за счет префиксации или синонимичности основ (болезнь - заболевание, ветрогон - ветреник, огнестойкий - огнеупорный). [1:227-229]

Так, словообразовательная синонимия является особым случаем лексической синонимии [Fleischer 1995: 73-74]. Объединяет их то, что оба вида синонимии основываются на общности номинативной функции словарных единиц, и потому в отношении обоих видов синонимов можно говорить о разной степени синонимичности: от абсолютной нивелировки в значениях до значительного расхождения в их семантике. Словообразовательная синонимия подчиняется тем же закономерностям, что и лексическая, в плане семантических изменений. Но в то же время, «словообразовательная синонимия

- особый тип синонимии, отражающей различные степени семантического сближения словообразовательных типов от полной взаимозаменяемости до сомнительного семантического сходства» [5:6].

Итак, являясь частью лексической синонимии, словообразовательная синонимия характеризуется и рядом специфических черт. Во-первых, если для лексической синонимии пределом является слово, то для словообразовательной

- словообразовательный тип. Поэтому словообразовательную синонимию квалифицируют как особый тип синонимических отношений, отражающий взаимодействие словообразовательных типов, а не отдельных слов. Во-вторых, словообразовательные синонимы объединяет типовое словообразовательное значение. Это один из определяющих признаков для выделения словообразовательных синонимов. В-третьих, лексическая синонимия исходит из определенного значения слова, независимо от его морфологического состава, в то время как словообразовательная синонимия основывается на словообразовательно-грамматических показателях. Она оформляется при помощи словообразовательных средств. Особенностью словообразовательных синонимов является то, что они содержат «одинаковую корневую морфему» [6:77] т.е. «идентичную непосредственно составляющую»[8:73-74].

Определение словообразовательных синонимов дано также Е.А. Земской. «Особенно наглядно синонимизация производных с разными формантами видна при появлении однокоренных, но разноформантных новообразований, тождественных, тем не менее, по значению» [4:121]. Возникает словообразовательная синонимия, исходя из выше сказанного, вследствие

присоединения различных аффиксов к одной и той же основе: Wende/Wendung, amoralisch/unmoralisch, fehlerlos/fehlerhaft, и также вследствие присоединения различных синонимичных первой или второй части сложного слова: Kosmonaut/Astronaut [9: 116].

Фляйшер и Барц говорят о наличии словообразовательных синонимов не только среди дериватов, сложных слов, но и среди словообразований, образованных различными способами [8: 73-74]. Таким образом, следует также выделить внутриспособную и межспособную синонимию [3: 27]. Если внутриспособная синонимия, как известно, - это синонимия, создающаяся синоморфемами, принадлежащими одному словообразовательному способу, то межспособная синонимия - это синонимия, образующаяся разными морфемными способами.

Итак, у дериватов синонимия проявляется при помощи различных аффиксов и одной и той же основы, например: Helle - Helligkeit, Bedeutung -Bedeutsamkeit, Säufer - Saufbold, erwachen - aufwachen, verdecken - zudecken. Сложные слова могут являться словообразовательными синонимами в том случае, если два слова имеют одинаковую первую часть и синонимичную вторую Erdsatelit/ -trabant, и в отдельных случаях синонимия возникает в результате изменения последовательности частей слова: Tanker-Riese, RiesenTanker. Синонимия среди слов различных словообразовательных типов может быть, если одно и то же слово является непосредственно составляющей в сложном слове и в деривате, и словообразования обладают схожим лексическим значением: Frachtschiff- Frachter [8: 73-74].

Словообразовательная синонимия возникает также в результате создания слов с заимствованными словообразовательными компонентами: atypisch -untypisch; Kryochirurgie - Kältechirurgie; Radiotelefon - Funktelefon; Zulieferant - Zulieferer.

В нашей работе мы рассматриваем явление словообразовательной синонимии на материале слов немецкого языка, которые образованы при помощи автохтонных (исконно немецких) и иноязычных (заимствованных) элементов. Актуальность данного исследования обусловлена тем, современный

немецкий язык располагает не только лексическими синонимами типа «исконно немецкое слово» - «иноязычное слово», но и словообразовательными синонимами, такими словами, синонимические отношения между которыми создаются на основе участия в их образовании синонимичных автохтонных и иноязычных элементов.

Особенностью словообразовательной синонимии с синонимичными автохтонными и иноязычными элементами являются слова, образованные не только с использованием аффиксов. Также обнаруживаются синонимы, образованные при участии конфиксов и синонимичных им автохтонных словообразовательных элементов.

В данной статье рассмотрим словообразовательную синонимию на примере синонимичных автохтонных и иноязычных прекомпонентов: префиксов и преконфиксов. Под конфиксом (от лат. configere «соединять друг с другом») мы понимаем, вслед за немецкими германистами, связанную производящую основу, как bio-, -therm-, -drom [7: 144-159]. Конфикс вместе с лексемой/словом или другим конфиксом образует композиты (Thermostat), с суффиксом - дериваты (Thermik). Преконфиесы в отличие от постконфиксов занимают позицию в начале слова.

Образование словообразовательных синонимов характерно для префиксов со значением отрицания и префиксов со значением увеличения, с аугментативным значением. Синонимичные пары образовывают слова с префиксами, придающими производящей основе значение «не, нет»: un- /Un- и a-, in-; ent- и de-: Alogik - Unlogik; immoralisch - unmoralisch; demilitarisieren -entmilitarisieren. Следует отметить, что префиксы a-, in-, de- не соединяются с автохтонной основой. Префикс a- в отличие от in- определяет отрицание в специализированной лексике, сравним a- и un-: asozial - направленный против общества, наносящий вред, unsozial - не соответствующий интересам большинства: asozialer Mensch - unsoziale Gesetzgebung; apolitisch - unpolitisch, amoralisch - unmoralisch.

Для префикса un- /Un- характерно соединение с автохтонными основами, но из всех старых автохтонных префиксов un- /Un- проявляет наисильнейшую

способность к соединению с иноязычными основами [8: 271]. Если префикс a-образовывает существительные и прилагательные, префикс in- -прилагательные, то префикс de- образовывает производные глаголы, и у прилагательных встречается редко.

Итак, синонимичные пары с иноязычным префиксом а- и автохтонным префиксом un- образованы путем присоединения названных префиксов только к иноязычной основе одним словообразовательным способом. В данной семантической группе именно префиксы а- и un- образовывают наибольшее количество словообразовательных синонимов. С префиксом in-, как и с префиксом de-, в толковом словаре ДУДЕН обнаружены по одной синонимичной паре immoralisch - unmoralisch и demilitarisieren -entmilitarisieren, образованных префиксальным способом путем присоединения к словам иноязычного происхождения moralisch и militarisieren.

Для выражения словообразовательного значения «увеличение», «усиление», т.е. аугментативного значения, служит целый ряд как автохтонных, так и иноязычных прекомпонентов, но синонимичные пары образовывают слова с прекомпонентами Ultra- и Höhen-; supra- и über-; Makro- и Groß-: Ultrastrahlung - Höhenstrahlung; supranational - übernational; Makroklima -Großklima. Если синонимичная пара Makroklima - Großklima образована одинаковым способом, то пары supranational - übernational; Ultrastrahlung -Höhenstrahlung образованы разными способами. Так, слово supranational образовано путем сложения латинского преконфикса supra- со словом французского происхождения national, а слово übernational образовано префиксальным способом. Во второй синонимичной паре слово Ultrastrahlung является дериватом, а его синоним Höhenstrahlung - сложным словом. Следовательно, речь идет не только о внутриспособной, но и межспособной синонимии.

Префиксы, не входящие в семантические группы «увеличение» и

«отрицание», словообразовательных синонимов не образовывают.

Исключением является синонимичная пара Koautor - Mitautor, образованная

путем присоединения синонимичных префиксов Ko-/Mit-, выражающих в

соединении с существительным Autor наличие партнерских отношений. Вестник ЧГПУ 42011 206

Если при образовании производных слов с участием синонимичных в значении отрицания иноязычных и автохтонных префиксов возможно их соединение только с иноязычными основами, то при образовании производных слов с участием синонимичных иноязычных и автохтонных префиксов/прекомпонентов со значением усиления/увеличения наблюдается тенденция не только к соединению «прекомпонет + иноязычная основа», но и «прекомпонент + автохтонная основа».

В образовании словообразовательных синонимов более продуктивны преконфиксы. Синонимичные пары образовывают в основном существительные: Myokardinfarkt - Herzinfarkt; Semifinale - Halbfinale; Idioplasma - Keimplasma; Stereobild - Raumbild; Telespot - Fernsehspot; Videotelefon - Bildtelefon. При образовании словообразовательных синонимов у существительных характерно присоединение иноязычных преконфиксов и синонимичных им автохтонных элементов, как к иноязычной основе, так и к автохтонной: Semivokal - Halbvokal (Sprachw.); Radiosprecher -Rundfunksprecher. Все синонимы образованы одним способом, а именно словосложением.

Следует отметить, что среди словообразовательных синонимов встречаются и глаголы: retrodatieren - zurückdatieren; postdatieren - a) zurückdatieren; b) vorausdatieren, но таких примеров немного. У прилагательных случаи образования словообразовательных синонимов единичны. В словаре ДУДЕН нами обнаружена лишь одна синонимичная пара unipolar - einpolig. Данные синонимы образованы разными словообразовательными способами. Первое слово unipolar образовано словосложением и состоит из преконфикса латинского происхождения uni-(один, единственный) и слова также латинского происхождения polar, а второе слово einpolig образовано суффиксальным способом и состоит из числительного ein (один) и суффиксоида -polig. Так как вторые компоненты приведенных слов polar и -polig образованы от одного слова Pol (от латинского polus - быть в движении, крутиться), пару слов unipolar - einpolig мы причисляем к словообразовательным синонимам.

Таким образом, следует отметить, что как префиксы, так и преконфиксы образовывают словообразовательные синонимы в основном с существительными. Но если у префиксов наблюдается тяготение к присоединению только к иноязычной основе, то у преконфиксов нередки случаи присоединения и к автохтонной основе. Словообразовательные синонимы с префиксами образованы разными способами, а именно префиксацией и словосложением, словообразовательные синонимы с преконфиксами являются композитами.

Если иноязычные слова используются главным образом в языке науки и в языках для специальных целей, их немецкие соответствия формируют общеупотребительный пласт лексической системы языка. В дальнейшем мы планируем исследовать частотность употребления данных слов в различных типах дискурса.

Библиографический список

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика [Текст]/ Ю.Д.Апресян // Избранные труды т. 1 - М.: 1995 - 472 с. - С. 216-230. ISBN 5-88766-043-0, 5-02-017906-Х

2. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии [Текст]/ В. В. Виноградов // Избранные труды. Исследования по русской грамматике / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Наука, 1975. - 560с. - С. 166 -221.

3. Грицких О. В. Словообразовательная субстантивная синонимия в немецком и русском языках. [Текст] Дис. ... канд. филол. н.: 10.02.20 - Казань, 2005. - 228 с. - С. 27 61 06 - 10/317

4. Земская Е.А. Словообразование как деятельность [Текст]/ Е.А.Земская - М.: ЛКИ, 2007 - 224 с. - С.121. ISBN 978-5-382-00217-0

5. Николаев Г.А. Словообразовательная синонимия и обратная соотнесенность[Текст]/ Г.А.Николаев // Разв-ие сином. отн-ий в ист. рус. яз. Крат. сод-ие докл. на 3-ей науч. конф.по пробл. синонимии в Удмурт. гос. ун-те им. 50-летия СССР (25-27 января 1980 года). -Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1980. - 80с. - С.6.

6. Степанова М.Д./ Фляйшер В. Теоретические основы словообразования в немецком языке [Текст]/ М.Д. Степанова, В. Фляйшер.- М.: Высшая школа, 1984. - 264 с. - С.77-78.

7. Donalies, E. Das Konfix. Zur Definition einer zentralen Einheit der deutschen Wortbildung. In: Deutsche Sprache. Zeitschrift für Theorie, Praxis, Dokumentation[Text]/E. Donalies . 2000: H. 2. S. 144-159. ISBN 3-8233-6131-7

8. Fleischer W. / Barz I. Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache. ^ext]/ W. Fleischer W. / I. Barz - Tübingen: Niemeyer, 1995. - 381с. - С.73-74.С. 271. ISBN-10: 3484106824 ISBN-13: 978-3484106826

9. Seiffert, A. Autonomie und Isonomie fremder und indigener Wortbildung am Beispiel ausgewählter numerativer Wortbildungseinheiten. ^ext]/ A. Seiffert- Berlin: Frank/Timme, 2008. - 416 с. - C116.ISBN 978-3-86596-141-9; 1862-6149

Источники примеров

DUDEN. Das große Wörterbuch der deutschen Sprache in 10 Bänden. - Mannheim, Wien, Leipzig: Dudenverlag, 1999 (электронная версия).

Bibliography

1. Äpresyan, Yu.D. Lexical Semantics [Text] / Yu.D. Äpresyan // Selected Works V. 1. -М., 1995. - 472 p. - P. - 216-230. - ISBN 5-88766-043-0, 5-02-017906-X

2. Donalies, E. Das Konfix. Zur Definition einer zentralen Einheit der deutschen Wortbildung. In: Deutsche Sprache. Zeitschrift für Theorie, Praxis, Dokumentation [Text] / E. Donalies. - 2000: H. 2. - P. 144-159. - ISBN 3-8233-6131-7

3. Fleischer, W. I. Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache [Text] / W.I. Fleischer. -Tübingen: Niemeyer, 1995. - 381p. - P.73-74. - ISBN-10: 3484106824 ISBN-13: 978-3484106826

4. Gritskikh, O.V. Derivational Substantive Synonymy in German and Russian: Dis. ... Cand. of Philology [Text] / O.V. Gritskikh. - Kazan, 2005. - 228 p. - P. 27 61 06 - 10/317.

5. Nikolaev, G.A. Derivational Synonymy and Interdependence [Text] / G.A. Nikolaev // Synon. Relations Development in the Russian Language History: Brief Reports of the III Scientific Conf. on Synonymy Problems (January, 25-27th, 1980). - Izhevsk: Publishing House of Udmurt University, 1980. - 80 p. - P.6.

6. Seiffert, A. Autonomie und Isonomie fremder und indigener Wortbildung am Beispiel ausgewählter numerativer Wortbildungseinheiten [Text] / A. Seiffert. - Berlin: Frank/Timme, 2008. - 416 p. - P.116. - ISBN 978-3-86596-141-9; 1862-6149

7. Stepanova, M. D., Fleisher V. Theoretical Word-Formation Bases in German [Text] / MD. Stepanova, V.Fleisher. - M: Vysshaya Shkola, 1984. - 264 p. - P.77-78.

8. Vinogradov, V.V. Word-Formation in Its Relation to Grammar and Lexicology [Text] / V.V. Vinogradov // Selected Works. Researches on the Russian Grammar // Edited by N.Yu.Shvedova. - M: Nauka, 1975. - 560 p. - P. 166-221.

9. Zemskaya, E.A. Word-Formation as Activity [Text] / E.A. Zemskaya. - Moscow. Publishing House of LKI, 2007. - 224 p. - P.121. - ISBN 978-5-382-00217-0

Sources of Examples

DUDEN. Das große Wörterbuch der deutschen Sprache in 10 Bänden. - Mannheim, Wien, Leipzig: Dudenverlag, 1999 (the electronic version).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.