Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / PARTICIPANTS OF LEGAL RELATIONS / EDUCATIONAL / СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / SYSTEM OF LEGISLATION / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ADMINISTRATIVE OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жуков А.П.

Актуальность статьи обусловлена важностью административно-правовой защиты образовательных правоотношений, которые занимают центральное положение в системе государственного управления социокультурной сферой жизни общества. Цель статьи - проанализировать систему законодательства Российской Федерации и ее субъектов, устанавливающего права, обязанности и административную ответственность участников образовательных правоотношений. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой). Автор делает выводы, что административная ответственность участников образовательных правоотношений представляет собой комплексный правовой институт, включающий в себя как законодательство Российской Федерации и ее субъектов об административных правонарушениях, так и нормативно правовые акты, законодательные и подзаконные, устанавливающие правила поведения и основания ответственности участников образовательных правоотношений. Несмотря на то что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что систему законодательства об административных правонарушениях составляет как сам Кодекс, так и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, автор, опираясь на устоявшиеся в науке административного права понятия «административное правонарушение» и «административная ответственность» делает обоснованный вывод, что система законодательства об административной ответственности шире, чем система законодательства об административных правонарушениях. Законодательство Российской Федерации и ее субъектов об образовании устанавливает права, свободы, обязанности участников образовательных правоотношений, наиболее важные из которых административно-деликтное законодательство России и субъектов Российской Федерации берет под свою защиту. В этом проявляется единство системы законодательства об административной ответственности за административные правонарушения в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жуков А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE SYSTEM OF LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE SPHERE OF EDUCATION

the relevance of the article due importance administrative remedies educational relationships that occupy a central position in the system of governance of social and cultural spheres of society. The purpose of the article - to analyze the legislative system of the Russian Federation and its subjects, establishing the rights, duties and administrative responsibilities of participants of educational relations. Accomplish the task was achieved by means of general scientific (dialectical, analysis, synthesis) and special scientific (formal-legal, comparative legal). The author concludes that the administrative responsibility of the participants of educational relations is a complex legal institution, including both legislation of the Russian Federation and its subjects of the administrative offenses and regulatory legal acts, legislation and regulations, establishing rules of conduct and basis of liability of participants of educational relations. Despite the fact that the Offences Code of Russia determines that the system of legislation on administrative violations of the Code itself as well as the laws of the Russian Federation on Administrative Violations, the author, based on established science of administrative law concept of “administrative offense” and “administrative responsibility” makes reasonable conclusion that the system of legislation on administrative responsibility is broader than the system of legislation on administrative offenses. The legislation of the Russian Federation and its subjects on Education establishes the rights, freedoms, duties of participants of educational relations, the most important of which are the administrative tort law in Russia and the Russian Federation subjects takes under his protection. This reflects the unity of the law on administrative responsibility for administrative violations in the field of education.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

différence Patrimoine familial, Pension, Garde. — URL:http://www.newadvent.org/cathen (data obrashhenija: 13.01.2014).

11. Qui Christi Domini. Bullarii romani continuatio, Tomo XI / Q.C. Domini. — Romae, 1845. — 249 p.

12. Lateranskie soglashenija : Dogovor Svjatogo Prestola i Italii (11 fevralja 1929 g.) — URL: http://vaticancitystate.ru (data obrashhenija: 20.01.2014).

13. Lewy, G. The Catholic Church and Nazi Germany / G. Lewy. — DaCapoPress, 2000. — 416 p.

14. Akty i gramoty o ustrojstve i upravlenii Rimsko-katolicheskoj cerkvi v imperii Rossijskoj i Carstve Pol'skom. — SPb. : Tip. 2-go otd. sobstvennoj E. I. V. kanceljarii, 1849. — 240 s.

15. Hvostova, G.I. Gosudarstvenno-konfessional'nye otnoshenija v Volgogradskoj oblasti v 1975-1990 gg. / G.I. Hvostova. — Volgograd, 2010. — 225 s.

16. Cypin, V.A. Cerkovnoe pravo. Chast' I. Istochniki cerkovnogo prava na zapade / V.A. Cipin. — URL: http://azbyka.ru/dictionary (data obrashhenija: 20.01.2014).

17. Lagoda, E.A. Konkordatnaja sistema kak model' pravovogo regulirovanija gosudarstvenno-cerkovnyh otnoshenij // Obshhestvo: politika, jekonomika, pravo. — 2010. — № 2. — S. 57-60.

л x

со

с

о

IZ

к <

m О m <C

А.П. Жуков, A.P. Zhukov,

кандидат юридических наук, Candidate of Law,

< доцент кафедры административного и associate professor of the administrative О финансового права, and financial law,

<C Юридический институт Северо- Legal institute of the North Caucasian

c Кавказского федерального federal university

университета ui@urinst.ru

К вопросу о системе законодательства об административной ответственности за правонарушения в сфере образования

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью административно-правовой защиты образовательных правоотношений, которые занимают центральное положение в системе государственного управления социокультурной сферой жизни общества. Цель статьи — проанализировать систему законодательства Российской Федерации и ее субъектов, устанавливающего права, обязанности и административную ответственность участников образовательных правоотношений.

144 Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализ,

- синтез) и частнонаучных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой). Автор делает

выводы, что административная ответственность участников образовательных правоотношений ^ представляет собой комплексный правовой институт, включающий в себя как законодательство q Российской Федерации и ее субъектов об административных правонарушениях, так и нормативно 0J правовые акты, законодательные и подзаконные, устанавливающие правила поведения и основания ^ ответственности участников образовательных правоотношений. Несмотря на то что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что систему законодательства об административных правонарушениях составляет как сам Кодекс, так и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, автор, опираясь на устоявшиеся в науке административного права понятия «административное правонарушение» и «административная ответственность» делает обоснованный вывод, что система законодательства об административной ответственности шире, чем система законодательства об административных правонарушениях.

Проводимая реформа системы образования ставит перед ин-

т

Законодательство Российской Федерации и ее субъектов об образовании устанавливает права, свободы, обязанности участников образовательных правоотношений, наиболее важные из которых административно-деликтное законодательство России и субъектов Российской Федерации берет под свою защиту. В этом проявляется единство системы законодательства об административной ответственности за административные правонарушения в сфере образования.

Ключевые слова: административная ответственность, образование, участники образовательных правоотношений, система законодательства, административное правонарушение.

On the question of the system of legislation on administrative responsibility for offenses in the sphere of education

Abstract: the relevance of the article due importance administrative remedies educational relationships that occupy a central position in the system of governance of social and cultural spheres of society.

The purpose of the article — to analyze the legislative system of the Russian Federation and its subjects,

establishing the rights, duties and administrative responsibilities of participants of educational relations. S

Accomplish the task was achieved by means of general scientific (dialectical, analysis, synthesis) and ш

special scientific (formal-legal, comparative legal). The author concludes that the administrative responsibility а

of the participants of educational relations is a complex legal institution, including both legislation of the §

Russian Federation and its subjects of the administrative offenses and regulatory legal acts, legislation §

and regulations, establishing rules of conduct and basis of liability of participants of educational relations. §

Despite the fact that the Offences Code of Russia determines that the system of legislation on administrative л

violations of the Code itself as well as the laws of the Russian Federation on Administrative Violations , §

the author , based on established science of administrative law concept of "administrative offense" and $ g

"administrative responsibility" makes reasonable conclusion that the system of legislation on administrative р §

responsibility is broader than the system of legislation on administrative offenses. The legislation of the в $

Russian Federation and its subjects on Education establishes the rights, freedoms , duties of participants ° g

of educational relations, the most important of which are the administrative tort law in Russia and the р I

Russian Federation subjects takes under his protection. This reflects the unity of the law on administrative ш С

responsibility for administrative violations in the field of education. н р

Keywords: administrative responsibility, education, educational, participants of legal relations, the 1 §

system of legislation, administrative offense. ш H

СФ 0

-в- s< ®

р Q

о ее

ститутом административной ответственности новые задачи по охране об- рр § щественных отношений в этой важнейшей сфере государственного управ- 0 H ления, обеспечения прав, законных интересов и исполнения обязанностей H 0 всех участников образовательных отношений. 1 1

Система законодательства, регулирующая административную ответственность и тем самым охраняющая правоотношения в сфере образования, 145

представлена многочисленными нормативными правовыми актами, среди -

которых стоит особо отметить следующие:

1. Конституция Российской Федерации. ^

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ^ от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 4 ноября 2014 г.). ^

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании ® в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2014 г.) [1].

4. Подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации.

5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ как Основной Закон нашего государства выстраивает

фундамент для законодательства, в том числе устанавливающего администра-

тивную ответственность в сфере образования. Устанавливая нормы-принципы (ст. 43) и разграничивая компетенцию между Российской Федерации и ее субъектами (п. «е») ч. 1 ст. 72), Конституция тем самым закрепляет основу для развития и охраны правоотношений в сфере образования. Например, принцип обязательности основного общего образования, устанавливаемый ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, выступает конституционной основой административной ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению своих детей, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях запрещает те или иные деяния в сфере образования под страхом административного наказания и регулирует порядок привлечения к административной ответственности участников образовательных отношений за совершение административных правонарушений.

К основным статьям Особенной части КоАП РФ, устанавливающим административную ответственность за правонарушения в сфере образования, можно отнести следующие: ст. 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; ст. 5.57. Нарушение права 3: на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав ^ и свобод обучающихся образовательных организаций; ст. 6.7. Нарушение к санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения; ст. 19.30. Нарушение требований к ведению § образовательной деятельности и организации образовательного процесса. □Е Все перечисленные административные правонарушения имеют в качестве объекта охраняемые законом правоотношения в сфере образования. Однако проведенный нами анализ административных правонарушений в сфере образования показал, что это далеко не все правонарушения, где субъектами могут выступать участники образовательных правоотношений [2, с. 3]. ° Несмотря на то что ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ к системе законодательства к об административных правонарушениях относит собственно сам Кодекс и т принятые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации ш об административных правонарушениях, мы считаем, что система зако-[3= нодательства об административной ответственности в сфере образования представлена и другими нормативными правовыми актами. 146 Во-первых, как указывалось выше и в соответствии с ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ,

- законодательство об административных правонарушениях основывается на

Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного ^ права и международных договорах Российской Федерации, что уже расширяет круг правовых источников административной ответственности. Конституция РФ в силу своей особой правовой природы является нормативным правовым актом прямого действия и в случаях, когда в самом Кодексе не учтены те или иные положения Конституции РФ, это не означает, что они (эти положения) не применяются в административно-юрисдикционном процессе.

Во-вторых, под административным правонарушением, понятие которого дает законодатель в ст. 2.1 КоАП РФ, понимается противоправное, виновное

с

с

о

сч

действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административная ответственность законодательно не определяется, но и при анализе понятия административного правонарушения понятно, что оно соотносится с административной ответственностью как причина и следствие. Не ставя перед собой цели самостоятельного определения административной ответственности в рамках данного исследования, для полной ясности используем мнение А.Б. Агапова, ко- ^ торый под административной ответственностью понимает меры принудительного о воздействия, применяемые к лицу, виновному в совершении административного 8 правонарушения, ограничивающие имущественные (неимущественные) права ° нарушителя либо устанавливающие его дополнительные обязанности [3, с. 13]. ° Соглашаясь с данным понятием, обратим внимание на следующие моменты: |

1) автор не уточняет, каким именно законодательством установлены меры м принудительного воздействия, т. е. предполагается, что меры принуждения 3 за совершение административного правонарушения устанавливаются не О только КоАП РФ, но и соответствующими законами субъектов Федерации; О

2) административная ответственность не сводится только к применению е мер административной ответственности и обеспечительных мер принуждения, ь предусмотренных гл. 27 КоАП РФ, но может находить свое выражение в возникло- и в вении дополнительных обязанностей правонарушителя и иных ограничительных р О мерах принуждения. Примером может стать возникновение обязанности образо- 8 ? вательного учреждения, в случае признания его лицом, виновным в совершении | м административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ Ш и «Нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию», принять в образовательное учреждение то лицо, ° и в отношении которого было совершено данное правонарушение. С О

Подтверждением вышеуказанных выводов может послужить утверждение ° ' А.Б. Агапова, что законодательство об административной ответственности °> й может выходить за рамки КоАП РФ и аналогичного законодательства субъ- Р Т ектов Российской Федерации, и меры административного принуждения, 8 8 применяемые к лицу, виновному (подозреваемому) в совершении адми- а о нистративного правонарушения, регулируются и другими нормативными я и правовыми актами [4, с. 18]. В качестве примера автор приводит таможенное законодательство, законодательство о налогах и сборах и иное законодатель- 147

ство, регулирующее процессуальную деятельность органов исполнительной -

власти, связанную с применением мер административного принуждения в связи с совершенным административным правонарушением. ^

Учитывая, что административное правонарушение является лишь осно- ^ ванием административной ответственности, можно сделать вывод о том, что ^ система законодательства об административной ответственности шире, чем ® система законодательства об административных правонарушениях, и соотносятся они как целое и часть соответственно.

В-третьих, анализ вышеперечисленных норм Особенной части КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в сфере образования, показал, что все они являются бланкетными. Описание

самих правил поведения участников образовательных правоотношений, за нарушение которых наступает административная ответственность в соответствии с КоАП РФ, содержится в иных нормативных правовых актах, в том числе и подзаконных. Роль Кодекса заключается в том, что наиболее важные права и интересы участников образовательных правоотношений, устанавливаемые нормативными правовыми актами в сфере образования, находят в нем свое отражение и тем самым берутся под защиту. Установленные в законодательстве в сфере образования те или иные права, свободы, обязанности участников образовательных правоотношений, а также порядок их реализации наполняют содержанием объект и объективную сторону административных правонарушений.

Приведем пример в качестве аргумента. Статья 6.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения. Сами нормы содержатся в ряде санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных подзаконными нормативно-правовыми актами (постановлениями главного санитарного врача). В указанных нормативных правовых актах подробно регламентированы требования к зданиям, помещениям образовательных учреждений, оборудованию, используемому в процессе ^ обучения и воспитания, и т. д. Изменение или отмена тех или иных требований, ^ нормативов напрямую влияет на содержание обязанностей образовательных к учреждений и, как следствие, на их административную ответственность. Тем самым прослеживается прямая связь между нормами законодательства, регу-ш лирующего образовательные правоотношения, и положений законодательства, устанавливающего административную ответственность в сфере образования, что ^ позволяет говорить о целостности системы законодательства в указанной сфере. <5 Правила поведения участников образовательных правоотношений, нарушение которых влечет за собой в том числе и административную ответственность, ^ как уже отмечалось, регулируется многочисленными нормативными правовы-^ ми актами, центральное положение среди которых имеет Федеральный закон к от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образованиив в Российской Федерации». т Указанный Закон устанавливает основные понятия, используемые при регули-ш ровании образовательных правоотношений, права, обязанности их участников, с закрепляет принципы государственной политики в сфере образования, разграничивает полномочия федеральных, региональных и местных органов власти 148 по регулированию образовательных правоотношений, устанавливает систему - образования в Российской Федерации и закрепляет иные правовые институты.

Рассматриваемый Закон имеет ряд положений, предусматривающих осно-? вания для административной ответственности участников образовательных ° правоотношений.

^ В частности, ст. 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответствен-

ность образовательной организации», устанавливая обязанности образовательной организации, в ч. 7 предусматривает возможность привлечения указанной организации к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Статья 93 Закона дает определение государственному контролю (надзору) в сфере образования, устанавливает полномочия контролирующих органов в сфере

образования, порядок и уровни осуществления государственного контроля, ч. 7 рассматриваемой статьи устанавливает обязанность органа по контролю и надзору в сфере образования возбудить дело об административном правонарушении; ч. 9 указанной статьи Закона регламентирует порядок осуществления контрольных полномочий органа в сфере образования в случаях привлечения к административной ответственности образовательной организации по решению суда.

Систему подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих образовательные правоотношения, составляют указы Президента РФ [5], Правительства РФ [6], Приказы Министерства образования и науки РФ [7] и др. Подзаконные нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере имеют двойное предназначение: с одной стороны, их задача состоит в обеспечении условий реализации федеральных законов, с другой стороны, они устанавливают и конкретизируют дополнительные по отношению к законам права, обязанности участников об- | разовательных правоотношений и детально регулируют порядок их реализации. Например, ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 3 устанавливает обязательность федеральных государственных образовательных О стандартов, а также раскрывает их предназначение. Сами указанные стандарты О содержатся в приказах Минобрнауки России [7]. КоАП РФ в ч. 2, 3 ст. 19.30 ф предусматривает административную ответственность за реализацию не в полном ь объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и за выдачу и й организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по не имеющим р О государственной аккредитации образовательным программам документов об { ° образовании, документов об образовании и о квалификации установленного в соответствии с законодательством об образовании образца. Ш

В соответствии с пп. «е» и «к» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении

правонарушениях. Данное положение с учетом обозначенных выше выводов позволяют нам определить законодательство субъектов РФ в сфере образова-

®

0

1

0) = р

ф т и р

^ и

Российской Федерации и ее субъектов находятся общие вопросы воспитания, ° и

образования; административные и административно-процессуальные во- С О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

просы находятся в совместном правовом регулировании. Данное положение ф °

Основного Закона предоставляет право субъектам Российской Федерации регу- °> й

лировать с учетом положений федерального законодательства правоотношения Р Т

в сфере образования и устанавливать административную ответственность 3 ф

О 8

участников образовательных правоотношений. Другими словами, субъектам а о

Российской Федерации предоставлено право конкретизировать положения я и федерального законодательства в сфере образования, а также дополнять,

расширять права и обязанности участников образовательных правоотноше- 149

ний, устанавливать основания для возникновения новых образовательных -

правоотношений и устанавливать административно-правовые меры защиты

указанных правоотношений в своем законодательстве об административных ^

о

ния и региональное законодательство об административных правонарушениях ® в качестве элементов системы законодательства Российской Федерации об административной ответственности в сфере образования.

Таким образом, проведенный анализ позволяет заключить, что система законодательства, устанавливающего административную ответственность в

сфере образования, представлена не только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и аналогичными принятыми на его основе законами субъектов Федерации об административных правонарушениях, но и законодательством, регулирующим правоотношения в сфере образования.

Список литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 53, ч. 1, ст. 7598.

2. Жуков, А.П. Административная ответственность лиц, осуществляющих образовательную деятельность в Республике Южная Осетия // Труды Юридического института Северо-Кавказского федерального университета. Вып. 1. — Ставрополь : Параграф, 2014. — 150 с.

3. Агапов, А.Б. Административная ответственность : учебник. — 3-е изд., пере-раб. и доп. / А.Б. Агапов. — М. : Эксмо, 2007. — 400 с.

4. Агапов, А.Б. Административная ответственность : учебник для магистров. — 4-е изд., перераб. и доп. / А.Б. Агапов. — М. : Юрайт, 2012. — 435 с.

5. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.05.2012).

^ 6. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере обра-

s зования и науки : постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 594 (в ред. * от 27 декабря 2013 г.). — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.07.2013).

< 7. Об утверждении и введении в действие федерального государственного обра-О зовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению

< подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ с Минобрнауки России от 4 мая 2010 г. № 464 (в ред. от 31 мая 2011 г.) // Бюллетень s нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2010. — № 26.

s References:

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon RF ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ (v red. ot 21 ijulja 2014 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2012. — № 53, ch. 1, st. 7598.

2. Zhukov, A.P. Administrativnaja otvetstvennost' lic, osushhestvljajushhih obrazovatel'nuju dejatel'nost' v Respublike Juzhnaja Osetija // Trudy Juridicheskogo instituta Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. Vyp. 1. — Stavropol': Paragraf, 2014. — 150 s.

3. Agapov, A.B. Administrativnaja otvetstvennost' : uchebnik. — 3-e izd., pererab. i dop. / A.B. Agapov. — M. : Jeksmo, 2007. — 400 s.

4. Agapov, A.B. Administrativnaja otvetstvennost' : uchebnik dlja magistrov. 4-e izd., pererab. i dop. / A.B. Agapov. — M. : Jurajt, 2012. — 435 s.

5. O merah po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovanija i nauki : Ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 2012 g. № 599. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashhenija: 07.05.2012).

6. Ob utverzhdenii Polozhenija o Federal'noj sluzhbe po nadzoru v sfere obrazovanija i nauki : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 ijulja 2013 g. № 594 (v red. ot 27 dekabrja 2013 g.). URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashhenija: 18.07.2013).

7. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 030900 Jurisprudencija (kvalifikacija (stepen') «bakalavr») : prikaz Minobrnauki Rossii ot 4 maja 2010 g. № 464 (v red. ot 31 maja 2011 g.) // Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. — 2010. — № 26.

150

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.