Научная статья на тему 'К вопросу о системе источников акционерного права в условиях реформирования законодательства о юридических лицах'

К вопросу о системе источников акционерного права в условиях реформирования законодательства о юридических лицах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1225
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ / ЗАКОН ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL CODE / JOINT STOCK ACT / THE JOINT STOCK COMPANY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубеко Георгий Леонидович

В статье анализируются особенности правового регулирования деятельности акционерных обществ. Характеризуются Конституция РФ, Гражданский кодекс и иные федеральные законы как источники акционерного права. Также рассмотрены иные источники права, в которых содержатся нормы, регулирующие деятельность акционерных обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SYSTEM OF SOURCES OF COMPANIES LAW UNDER THE REFORM LEGISLATION ON LEGAL ENTITIES

The article analyzes the characteristics of the legal regulation of joint stock company activities. Characterized by the Russian Constitution, the Civil Code and other federal laws as sources of company law. Also considered other sources of law, which contains the rules governing the operation of joint stock companies.

Текст научной работы на тему «К вопросу о системе источников акционерного права в условиях реформирования законодательства о юридических лицах»

УДК 347.725.

ББК 67.404.

Г.Л. Рубеко

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ АКЦИОНЕРНОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ

Аннотация. В статье анализируются особенности правового регулирования деятельности акционерных обществ. Характеризуются Конституция РФ, Гражданский кодекс и иные федеральные законы как источники акционерного права. Также рассмотрены иные источники права, в которых содержатся нормы, регулирующие деятельность акционерных обществ.

Ключевые слова: Гражданский кодекс РФ, Закон об акционерных обществах, акционерное общество

G.L. Rubeko

ON THE SYSTEM OF SOURCES OF COMPANIES LAW UNDER THE REFORM LEGISLATION ON LEGAL ENTITIES

Annotation. The article analyzes the characteristics of the legal regulation of joint stock company activities. Characterized by the Russian Constitution, the Civil Code and other federal laws as sources of company law. Also considered other sources of law, which contains the rules governing the operation of joint stock companies.

Keywords: Civil Code, joint stock Act, the joint stock company

В Российской Федерации выделяют два вида источника (формы) права: нормативный правовой акт и правовой обычай. При этом основным источником в России является нормативный правовой акт.

Также и деятельность акционерных обществ регулируется в основном нормативными правовыми актами. При этом в этих актах содержатся нормы различных отраслей права. Преобладающую роль в них занимают гражданско-правовые нормы, но имеются и административные, и финансово-правовые нормы и т.д.

Важнейшим источником права, в том числе и для регулирования деятельности акционерных обществ, является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция может быть охарактеризована как акт высшей юридической силы - принимаемые в Российской Федерации законы, иные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Конституция является актом прямого действия, т.е. для ее применения не требуется, по общему правилу, специальных правовых норм. Но в то же время Конституция, как акт общего характера, нуждается в детализации в актах более «низкой» юридической силы.

Несмотря на то, что в Конституции не используются термины «юридическое лицо», «акционерное общество», ряд ее положений имеют важнейшее основополагающее значение для регулирования деятельности акционерных обществ. В частности, это ст. 8 в которой закрепляются формы собственности, подчеркивается их равенство

и равный характер защиты собственности. Следует отметить, что собственность акционерных обществ относится к разновидности частной собственности. Также это положения, содержащиеся в статье 31 Конституции, закрепляющей право граждан свободно проводить собрания. В ст. 34 установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Детализация положений Конституции в целях регулирования гражданско-правовых отношений (в том числе и определение статуса акционерных обществ) осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации. Так деятельность акционерных обществ регламентируется главой 4 Гражданского кодекса «Юридические лица» (ст.ст. 96-104).

В частности, дается определение акционерного общества, предусматриваются типы акционерных обществ, виды выпускаемых им акций, способы изменения уставного капитала, общая характеристика управления акционерным обществом и др.[1].

Нужно отметить, что Гражданский кодекс предусмотрел принятие специального закона, регулирующего деятельность акционерных обществ. Таковым законом в настоящее время является Федеральный закон от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) [2].

Данный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

Закон состоит из 15 глав, 103 статей. Нужно отметить, что по сравнению с ранее действовавшими нормативными актами, регулирующими деятельность акционерных обществ, данный закон является наиболее объемным актом [3].

Однако если сравнивать его с законами, регулирующими деятельность акционерных обществ за рубежом, то мы увидим, что он уступает им в объеме [4]. Так в английском законе о компаниях 2006 года свыше 1300 статей, в немецком законе об акционерных обществах - 410 статей.

Кроме того, в отличие от зарубежных аналогов, в российском законе об акционерных обществах достаточно много диспозитивных норм, предоставляющих акционерам и обществу широкую свободу усмотрения при решении ряда вопросов. Однако, следует согласиться с Ломакиным Д.В. который утверждает, что законодатель не должен ограничиваться легкими набросками образца локального акта, а следует конструировать типовые формы уставов акционерных обществ [5].

В настоящее время нельзя обойти вниманием, проводимую реформу гражданского законодательства. Она коснется, в том числе, акционерных и других хозяйственных обществ. Анализируя соответствующие изменения можно сказать следующее. В проекте Концепции развития законодательства о юридических лицах, утвержденной решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 16 марта 2009 г. также предлагалось отказаться от искусственного выделения типов акционерных обществ. Это нашло отражение в Проекте Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью, четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Проект) [6], где не проводится деление акционерных обществ на типы. Правда, предусматривается выделение так называемых публичных обществ. В Проекте установлены

повышенные требования к уставному капиталу таких обществ, предусматривается возможность проведения ими открытой подписки на акции, а также обращения их на фондовой бирже и т.п. Такой подход законодателя позволяет провести параллели с зарубежным законодательством. Аналогичные нормы относительно подобных требований к обществам, обращающимся к публичной подписке, предусмотрены в законодательстве Германии, Франции и т.п. А наименование таких обществ имеет прообраз в английском праве, где существуют публичные компании, которые обладают примерно такими же признаками, которыми предлагается наделить российские публичные акционерные общества.

Также в Проекте установлены новые классификационные критерии деления юридических лиц. Акционерные общества, как разновидность хозяйственных обществ, предполагается отнести к так называемым корпоративным юридическим лицам. Существенно изменится и законодательство, регулирующее деятельность хозяйственных обществ. Проект предусматривает принятие единого закона, посвященного хозяйственным обществам. При этом данный Закон не будет предусматривать возможности создания акционерных обществ работников (народных предприятий).

Необходимо, однако, отметить, что принятие Проекта ГК откладывается. Первоначально планировалось, что он вступит в силу с 1 января 2012 года. В дальнейшем сроки принятия Проекта неоднократно отодвигались. Это объясняется тем, что некоторые положения Проекта вызвали ожесточенные дискуссии в среде ученых и практиков. Если брать нормы о юридических лицах, то, прежде всего, более это касалось размера уставного капитала для хозяйственных обществ и порядка государственной регистрации юридических лиц. В итоге было решено, что изменения и дополнения в Гражданский кодекс будут приниматься по частям. В результате 30 декабря 2012 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в главы 1,2,3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Данный закон, в том числе, внес изменения и в систему коммерческих организаций. Была введена новая организационно-правовая форма - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Указанные обстоятельства отодвинули во времени принятие Федерального закона о хозяйственных обществах. Однако с учетом того, что данный закон со временем будет принят, хотелось бы высказать ряд соображений по его содержанию. Прежде всего, данный закон должен сочетать как общие нормы, относящиеся ко всем хозяйственным обществам, так и нормы регулирующие деятельность отдельных их видов. Общими нормами могли бы регулироваться корпоративное управление, права участников, вопросы создания и прекращения. Специальные нормы могут касаться, в частности, размера уставного капитала, порядка его оплаты, особенностей совершения отдельных сделок и др.

В п. 3 ст. 1 Закона об АО указано, что особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами. Так, особенности правового статуса акционерных обществ, действующих в сфере банковской деятельности, определяются Федеральным законом от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности», акционерных обществ, действующих в сфере страховой деятельности, - Федеральным законом от 27 ноября 1992 года «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [7], акционерных обществ, действующих в сфере инвестиционной деятельности, - Федеральным законом от 21 ноября 2001 года «Об инвестиционных фондах» [8].

В частности, этими законами установлен разрешительный порядок создания соответствующих обществ, предусмотрены более высокие требования к размеру уставного капитала, установлена специальная правоспособность акционерных обществ, действующих в указанных выше сферах деятельности, предусматривается ряд специальных обоснований прекращения деятельности акционерных обществ [9]. Кроме того, установлены дополнительные требования к лицам, занимающим должности в органах управления соответствующих обществ [10].

П. 5 ст. 1 Закона об АО предусмотрел, что особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

В настоящее время таким актом является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» [11]. В нем определяется порядок преобразования унитарных предприятий в открытые акционерные общества, а также внесение в качестве вклада государственного и муниципального имущества в уставный капитал открытого акционерного общества. Определяется правовое положение открытых акционерных обществ, 100 процентов акций которого принадлежит государству или муниципальному образованию. Устанавливаются особенности осуществления государственными и муниципальными образованиями своих прав в качестве акционеров акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.

Правовой статус акционерных обществ работников (народных предприятий) определяется Федеральным законом от 19 июля 1998 года «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» [12]. Данным законом определяются особенности создания, а также правового положения народных предприятий. Регулируется порядок управления такими обществами [13].

Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами. Однако до настоящего времени такие законы приняты не были. Считаем нецелесообразным принятие соответствующих законов, поскольку, на наш взгляд, отсутствуют какие-то особенности в правовом положении указанных выше акционерных обществах.

В то же время в литературе можно встретить и иную позицию по поводу принятия федеральных законов, регулирующих деятельность так называемых аграрных акционерных обществ [14].

Кроме того, отдельные аспекты деятельности акционерных обществ регулируются и другими федеральными законами. Так, налогообложение юридических лиц, в том числе акционерных обществ, регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации. Процедуры несостоятельности (банкротства) - Федеральным законом от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» [15].

Источниками права наряду с законами являются и иные нормативные правовые акты. Хотелось бы отметить, что в настоящее время указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации практически не регулируют деятельность акционерных обществ, и поэтому играют незначительную роль в системе источников акционерного права. Такое положение дел существенным образом отличается от ситуации, сложившейся в середине 1990-х годов прошлого века, когда целый ряд вопросов деятельности акционерных обществ регулировался указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. В частности, ими регулировались вопросы защиты акционеров, в том числе и государства как акционера, определялся порядок осуществления управления акциями, находящимися в государственной собственности, а также осуществление государством своих прав как акционера. Также указами президента Российской Федерации определялось правовое положение акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Однако к началу 21 века большинство данных актов признано утратившими силу.

Значительно большую роль в системе источников акционерного права играют акты федеральных органов исполнительной власти. Среди них особое место занимают акты федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время это Федеральная служба по финансовым рынкам, также Министерство финансов Российской Федерации).

Обычаи делового оборота занимают второстепенного место среди источников гражданского права. Еще менее значимую роль они играют при регулировании акционерных правоотношений. Трудно назвать какой-либо обычай, который применялся в данной сфере.

В Российской Федерации прецеденты и судебная практика не являются источниками права. В то же время постановления высших судебных инстанций, особенно Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, играют важную роль для установления единообразия применения законодательства об акционерных обществах. Однако, соответствующие акты не могут быть отнесены к прецедентам в их классическом понимании. По своей природе они ближе стоят к нормативным правовым актам, принимаемым судебными органами, при всей спорности возможности их принятия судами.

Нельзя при этом сбрасывать со счетов, что постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для применения нижестоящими арбитражными судами.

Определенную роль в регулировании акционерных отношений играет Кодекс корпоративного поведения, одобренный Правительством Российской Федерации в качестве рекомендательного акта. Распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) России от 4 апреля 2002 года данный акт был рекомендован для применения акционерным обществам на территории Российской Федерации.

Данный документ носит рекомендательный характер и применяется акционерными обществами по их усмотрению. В то же время Кодекс корпоративного поведения играет важную роль продвижения в России стандартов корпоративного поведения и в этом плане его значение сложно переоценить.

Список литературы

1. Рубеко Г. Л. Правовой статус органов управления акционерных обществ. - М.: Статут, 2007. - С.27-28.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 1.

3. Лиджеева К.В., Хечиев А.Е. Правовой режим коммерческого обозначения и его отличие от фирменного наименования. //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2012. - № 1. - С. 81-84.

4. Рубеко Г.Л. Исполнительные органы акционерных обществ: особенности правового статуса //Хозяйство и право. - 2005. - № 12. - С.28.

5. Ломакин Д.В. Забытое имя // Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. - М., 2000. - С.18.

6. www.consultant plus. ru

7. Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. - 1993. - № 2. - Ст. 56.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4562.

9. Кубюн И.В., Лиджеева К.В. Правовые гарантии иностранных инвестиций // Вестник Калмыцкого университета. - 2009. - № 8. - С. 40-42.

10. Рубеко Г.Л. Правовой статус органов управления акционерных обществ. - М.: Статут, 2007. - С.116.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 4. - Ст. 251.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 30. - Ст. 3611.

13. Лукьянцев А.А. Рубеко Г.Л. Управление акционерными обществами на современном этапе // Правоведение. - 2003. - № 6. - С.75.

14. Поваров Ю.С. Акционерное право России. - М., 2009. С.46; Седова Н.А. Гражданско-правовой режим имущества в агропромышленном комплексе (АПК). Авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2003. - С.9. и др.

15. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.