Научная статья на тему 'К вопросу о системе финансово-правового регулирования'

К вопросу о системе финансово-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1240
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ФИНАНСОВО-ПРАВО-ВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ НОРМА / ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ / СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА (МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуева Арина Сергеевна, Моховая Татьяна Александровна

В статье рассматривается понятие и основные элементы системы финансово-правового регулирования. Особое внимание уделяется финансово-правовым нормам, финансово-правовым отношениям, а также применению финансово-правовых норм субъектами права. Аргументируется мнение авторов по поводу того, что основная задача норм финансового права, а соответственно и их непосредственное назначение (цель) обусловлены, прежде всего, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований отношениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о системе финансово-правового регулирования»

УДК 347. 73

Чуева Арина Сергеевна

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры административного и финансового права,

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т arina. chuieva.81 @mail. ru Моховая Татьяна Александровна

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры криминалистики, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т [email protected] Arina S. Chueva candidate of Juridical Sciences

senior Lecturer of the administrative and financial law department Kuban State Agrarian University arina. chuieva.81 @mail. ru Tatiana A. Mokhovaya candidate of Juridical Sciences senior lecturer of the criminalistics department Kuban State Agrarian University [email protected]

К вопросу о системе финансово-правового регулирования

To the question of financial-legal regulation system

Аннотация. В статье рассматривается понятие и основные элементы системы финансово-правового регулирования. Особое внимание уделяется финансово-правовым нормам, финансово-правовым отношениям, а также применению финансово-правовых норм субъектами права. Аргументируется мнение авторов по поводу того, что основная задача норм финансового права, а соответственно и их непосредственное назначение (цель) обусловлены, прежде всего, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований отношениями.

Ключевые слова: система финансово-правового регулирования, финансово-правовая норма, финансово-правовое отношение, применение финансово-правовых норм, субъекты финансового права, финансовая деятельность государства (муниципальных образований).

Abstract. In the article there were considered the notion and main elements of financial-legal regulation system. The special attention is paid to financial-legal regulations, financial-legal relations, as well as an application of financial-legal regulations by law subjects. The opinion of the author is argued by that the main task

. Трубилина

. Трубилина

of financial law regulations and their direct aim is conditioned by relations, first of all, appearing in the process of financial activity of the state and municipal formations respectively.

Keywords: financial-legal regulation system, financial-legal regulation, financial-legal relation, application of financial-legal regulations, financial law subjects, financial activity of state (municipal formations).

Говоря о любой системе (например, политической, социальной, правовой, судебной, финансовой, банковской, бюджетной, валютной, денежной и т.д.), мы, прежде всего, имеем ввиду совокупность взаимодействующих и взаимозависимых между собой элементов (частей, компонентов), которые составляют единое целое.

Так, например, система права представляет собой внутреннюю организацию, которая объединяет совокупность определенных элементов, их иерархию и связи между собой. Таковыми элементами являются: правовые нормы; правовые институты; подотрасли; отрасли права [1, с. 917].

Анализ ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2] (далее - БК РФ) от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) позволяет сделать вывод о том, что под бюджетной системой Российской Федерации необходимо понимать общность государственных бюджетов (федерального и региональных бюджетов) и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований), а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 31.12.2017) «О банках и банковской деятельности» [3] элементами банковской системы Российской Федерации выступают: Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

Что же представляет собой система финансово-правового регулирования и из каких основных элементов она состоит? Это нам и предстоит выяснить в рамках данной научной статьи.

Исследуя вопрос, касающийся системы финансово-правового регулирования, следует сделать акцент на том, что именно финансовая деятельность как государства, так и муниципальных образований в лице уполномоченных органов, де-факто создает основу для возникновения данной системы.

Напомним, что основное назначение финансовой деятельности государства - выполнение им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов). Основная цель - реализация задач социально-экономического развития, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, поддержание деятельности государственных органов.

В свою очередь, основным назначением финансовой деятельности муниципальных образований является осуществление функций по планомерному образованию, распределению и использованию муниципальных денежных фондов. Основной целью - реализация социально-экономических

задач на местном уровне, а также обеспечение финансовыми ресурсами деятельности органов власти на местах. Когда мы ведем речь о финансовой деятельности муниципальных образований, то соответственно имеем ввиду, что она осуществляется через органы местного самоуправления, их должностными лицами.

Необходимо отметить, что сущность системы финансово-правового регулирования проявляется в том, что она:

- позволяет в комплексе увидеть содержание финансового права как самостоятельной, публичной отрасли российского права;

- предоставляет возможность понять обоснованность (закономерность) финансово-правового воздействия на общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности;

- помогает выделить главные элементы организационно-правового воздействия и регулирования отношений в сфере финансовой деятельности государства (муниципальных образований).

На наш взгляд, к основным элементам системы финансово-правового регулирования, целесообразно относить:

1) финансово-правовые нормы [4];

2) финансово-правовые отношения [5, с. 91-94];

3) применение финансово-правовых норм субъектами права.

Это обусловлено рядом факторов.

Во-первых, нормы финансового права можно с полной уверенностью назвать центральным звеном всей системы финансово-правового регулирования, а также исходными элементами регулирующего воздействия на общественные отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности. Действительно, их отсутствие (речь идет о финансово-правовых нормах) приведет к застою (безжизненности) всей системы функционирования финансового права.

Как справедливо отмечает Л. П. Рассказов, норма права представляет собой первичный элемент права, представляющий собой отдельное общеобязательное правило поведения, определяемое и обеспечиваемое компетентными государственными органами и регулирующее конкретный аспект общественных отношений [6, с. 278].

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) -это исходный (первоначальный) элемент отрасли финансового права, который представляет собой общеобязательное, строго определенное правило поведения участников финансовых правоотношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства (муниципальных образований), принятое компетентными государственными органами (органами местного самоуправления) или их должностными лицами, обеспеченное мерами государственного принуждения.

Нормы финансового права:

- устанавливают правовой статус и компетенцию субъектов финансовых правоотношений; определяют способы взаимоотношений между собой субъектов финансово-правовых отношений;

- регламентируют формы и методы осуществления финансовой деятельности государства (муниципальных образований).

Самой главной, но далеко не единственной особенностью норм финансового права, отличающей их от норм иных отраслей права, является непостоянство (нестабильность). Данное обстоятельство связано, прежде всего, с различными переменами в экономике страны и многими другими факторами, что приводит к отмене устаревших финансово-правовых норм и соответственно появлению новых.

Кроме того, нельзя не сказать и о бюджетно-правовых нормах (а они являются частью финансово-правовых норм), которые изменчивы (нестабильны) изначально, так как существуют в рамках правовых актов о бюджете и действуют, соответственно, только в течение финансового года. Так, из п. 1 ст. 5 БК РФ следует, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Во-вторых, такой элемент, как применение финансово-правовых норм субъектами права, является не менее важным и значимым. Справедливости ради отметим, что от объективно верного, законного правоприменения зависит заключительный результат финансово-правового воздействия. В данном случае мы говорим о принятии правоприменительных актов компетентными государственными органами (органами местного самоуправления) или их должностными лицами, осуществляющими финансовую деятельность.

Так, например, согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации (Ч. 1) [7] от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) налоговый орган или таможенный орган направляют требование об уплате налога налогоплательщику, который не исполнил (либо исполнил ненадлежащим образом) установленную законодательством РФ обязанность по уплате налога. При этом, данное требование будет носить индивидуальный характер, то есть будет обращено к конкретным лицам (случаям). Необходимо отметить, что индивидуальный (персональный) характер является одним из отличительных признаков правоприменительных актов от нормативно-правовых актов, которые распространяют свое действие на неопределенный круг лиц.

Наконец, в-третьих, финансовые правоотношения как элемент финансово-правового регулирования: а) создаются в результате действия и применения финансово-правовых норм; б) являются, по сути, конечным результатом (целью) всего процесса финансово-правового регулирования.

Таким образом, финансовые правоотношения можно определить, как общественные отношения, урегулированные нормами финансового права. Однако, на наш взгляд, данное определение не дает полного представления о финансово-правовом отношении. Потому, считаем целесообразным дополнить его и отметить, что участники данных правоотношений выступают носителями

юридических прав и обязанностей, а также реализуют предписания финансово-правовых норм, которые касаются образования, распределения и использования публичных денежных фондов и доходов.

Учитывая тот факт, что финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства (муниципальных образований), они соответственно носят как властный, так и публичный характер. Кроме того, данные правоотношения являются разновидностью имущественных правоотношений. Полагаем, что перечисленные выше особенности финансово-правовых отношений позволят без особого труда отличить их от любых других правоотношений.

Значимость (сущность) финансового правоотношения, безусловно, проявляется в его структуре, которая состоит из следующих элементов:

1) субъектов (государственно-территориальные, муниципальные и административно-территориальные образования; государственные, муниципальные и общественные организации; физические лица);

2) содержания (права и обязанности сторон);

3) объектов (деньги, денежные обязательства).

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что перечисленные элементы системы финансово-правового регулирования находятся в тесной, неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости. Потому, отсутствие одного из них, как следствие, приведет к неблагоприятным результатам действия других. Так, например, неграмотное, неверное применение финансово-правовой нормы (или неприменение нормы вовсе), не приведет к воплощению цели законодателя. Считаем необходимым отметить, что к аналогичному отрицательному результату может привести и неточное (неправильное, ошибочное) толкование нормы финансового права. Нормы иных отраслей российской права в этом плане не исключение.

Литература

1. См.: Юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. - 2-е изд. - М.: Институт новой экономики, 2014. - С. 917.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. -Ст. 3823.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №6. -Ст. 492.

4. Подробнее о финансово-правовых нормах см.: Чуева А. С., Иваненко И. Н. К вопросу о понятии, особенностях и классификации финансово -правовых норм // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Элетронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - №107(03). IDA [article ID]: 1071503011

5. Подробнее о финансово-правовых отношениях см.: Финансовое право (общая часть): учеб. пособие для бакалавров (обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция») / П. М. Курдюк, А. С. Чуева, И. Н.

Иваненко. - 2-е изд., исправл. и доп. - Краснодар: ООО «ПринтТерра», 2017. -С. 91-94.

6. См.: Рассказов Л. П. Теория государства и права: Учебник для вузов. -6-е изд. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. - С. 278.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. -ст. 3824.

Literature

1. Legal dictionary/ Edition by A.N. Azriliana, - the 2nd part — M.: New Economy University, 2014. - P.917.

2. Collection of Legislation of Russian Federation. -1998. - №31. - P. 3823.

3. Collection of Legislation of Russian Federation. -1996. - №6. - P. 492.

4. Financial-legal regulations overview: Chueva A.S., Ivanenko I.N. To the question of the term, picularities and financial-legal standards classification// Multidisciplinary electronic scientific journal KubSAU.- Krasnodar: KubGAU, 2015. - №107(03). IDA [article ID]: 1071503011

5. Financial-legal relations overview: Financial law (general part): tutorial for bachelors (learning the course 40.03.01 «Law») / P.M. Kurdyuk, A.S. Chueva, I.N. Ivanenko. - the 2nd edition, compl. and corrcted — Krasnodar: OOO «PrintTerra» , 2017. - P. 91-94.

6. Rasskazov L.P. State and Law Theory: High School Edition. - the 6th edition. - М.: RIOR: INFRA-M, 2014. - P. 278.

7. Collection of Legislation of Russian Federation. -1998. - №31. - P. 3824.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.