Научная статья на тему 'К вопросу о синергетическом подходе к высшему образованию (на примере Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия», Украина)'

К вопросу о синергетическом подходе к высшему образованию (на примере Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия», Украина) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / САМООРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМ / СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Е.В.

В статье анализируется функционирование конкретного ВУЗа (Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия», Украина) как самонастраивающейся синергетической системы, открытого динамического образования, активно обменивающегося информацией и энергией с окружающей физической и социальной средой. Синергетический принцип в организации учебно-воспитательного процесса в НУА усматривается в переходе от традиционной узкодисциплинарной к синергетической педагогической модели, базирующейся на идее непрерывного образования. Концепция непрерывного образования реализуется в Академии через взаимодействие и взаимопроникновение составляющих данную макросистему подсистем. Развитие академии представлено как процесс саморегуляции данной макросистемы под воздействием внешних по отношению к ней параметров; показано, как изменения в одной из частей влечет за собой изменения в других частях и, следовательно, в системе в целом. Проанализирован характер внутрисистемного взаимодействия элементов НУА факультетов, кафедр, центров и подразделений, показаны особенности ее интеграции с внешними по отношению к ней социальными системами административными, академическими, предпринимательскими и другими структурами. Утверждается, что синергетический подход организации учебного процесса позволяет выявлять межпредметные связи, практически осуществлять междисциплинарный подход к обучению, обеспечивая тем самым выход за рамки узкой специализации в профессиональной подготовке студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о синергетическом подходе к высшему образованию (на примере Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия», Украина)»

Педагогические науки

99

блуждения, ориентироваться в мире накопленных знаний, получать путем их «обработки» новые знания без непосредственного обращения к опыту.

В связи с этим можно сделать следующие выводы:

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, на основе которой дети научатся строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Необходимо помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность и творческий потенциал.

Список литературы:

1. Левитес В.В. О способах и средствах развития логического мышления младшего школьника [Текст] / В.В. Левитес // Перспективы развития начального образования России: Материалы межвузовской научно-практической конференции 23-24 марта 2004 г. - Мурманск: МГПУ 2004. - С. 54-58.

2. Львов М.Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников // Начальная школа. - 1981. - № 11. - С. 23-27.

3. Люблинская А.А. О построении метода изучения умственного развития детей // В кн.: Вопросы мышления детей / Отв. ред. А.А. Люблинская. -Л., 1962. - С. 3-15.

4. Ревина Е.Г. Особенности формирования логического мышления учащихся в начальной школе/ Е.Г. Ревина, А.З. Гусейнов // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. - Вып. 3, № 6. - Саратов, 2006. - С. 104-106.

5. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 272 с.

К ВОПРОСУ О СИНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ (НА ПРИМЕРЕ ХАРЬКОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ», УКРАИНА)

© Тарасова Е.В.*

Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия», Украина, г. Харьков

В статье анализируется функционирование конкретного ВУЗа (Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская акаде-

Доцент Общеакадемической кафедры английского языка, доктор филологических наук.

100 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

мия», Украина) как самонастраивающейся синергетической системы, -открытого динамического образования, активно обменивающегося информацией и энергией с окружающей физической и социальной средой. Синергетический принцип в организации учебно-воспитательного процесса в НУА усматривается в переходе от традиционной узкодисциплинарной к синергетической педагогической модели, базирующейся на идее непрерывного образования. Концепция непрерывного образования реализуется в Академии через взаимодействие и взаимопроникновение составляющих данную макросистему подсистем. Развитие академии представлено как процесс саморегуляции данной макросистемы под воздействием внешних по отношению к ней параметров; показано, как изменения в одной из частей влечет за собой изменения в других частях и, следовательно, в системе в целом. Проанализирован характер внутрисистемного взаимодействия элементов НУА - факультетов, кафедр, центров и подразделений, показаны особенности ее интеграции с внешними по отношению к ней социальными системами -административными, академическими, предпринимательскими и другими структурами. Утверждается, что синергетический подход организации учебного процесса позволяет выявлять межпредметные связи, практически осуществлять междисциплинарный подход к обучению, обеспечивая тем самым выход за рамки узкой специализации в профессиональной подготовке студентов.

Ключевые слова: синергетический подход, самоорганизация систем, синергетическая педагогическая модель, синергетическое взаимодействие системы и среды.

В 80-е годы прошлого века мировая наука приблизилась к открытию законов, действие которых объясняет единые механизмы структурогенеза, т.е. существования мира, механизмы, обеспечивающие целостность развивающихся природных и социальных объектов. Познанием этих законов мы во многом обязаны синергетике, возникшей как научное направление, объясняющее сущность самых разнообразных явлений как процесс перехода от неупорядоченности (хаоса) к порядку.

Фундамент синергетики был заложен в последнее десятилетие прошлого века, когда специалистами в самых различных областях знаний были обнаружены общие детерминанты материальных, социальных и мыслительных процессов и созданы синергетические теории самоорганизации сложных систем [1; 6; 8; 11; 12].

Синергетика - это новое объединяющее направление в науке, цель которого - выявление общих идей, методов и закономерностей в самых разных областях естествознания, обществоведения, техники и коммуникации. Термин «синергетика», образованный от греческого «синергия» - содействие, сотрудничество, подчеркивает идею о внутреннем единстве, гармонии и согласованности мира, о «внутренней всепроникающей связи всего со всем» [9].

Синергетика представляет собой особую научную парадигму, знаменуя особый новый стиль научного мышления, основные принципы которого

Педагогические науки

101

можно предельно кратко свести к следующим: открытые нелинейные (диссипативные) системы, самоорганизация, взаимодействие системы и среды. В основе синергетической парадигмы - общая теория систем, выражающая суть природных и социальных явлений - кооперативности действий разрозненных изолированных объектов. Устойчивые, относительно автономные образования, возникающие в результате согласованного движения элементов (атомов, молекул, живых клеток, человеческих коллективов, знаковых систем и т.д.), являются открытыми подвижными образованиями, активно обменивающимися энергией и веществом со своей «экологией» - средой «своего обитания». Такие системы получили в синергетике название диссипативных (термин принадлежит Пригожину - [10]). Механизмы системообразования характеризуются такими свойствами, как иерархическая организация элементов (система, состоящая из ряда подсистем) и динамическое равновесие как внутри каждой отдельной системы, так и между системой и окружающей ее средой, которая в свою очередь также представляет собой совокупность (под)систем. И.Р. Пригожин - один из главных идеологов синергетики описывает такой тип организации через понятие «вложенные системы» (embedded systems) [10]. Части каждой (под)системы - взаимозависимы: изменения в одной из частей влечет за собой изменения в других частях и, следовательно, в системе в целом.

С теорией диссипативных систем И.Р. Пригожина прочно связываются в современной научной методологии также идеи самоорганизации как нового типа научной рациональности. Любая системная единица уже в силу своей структурности и изменчивой информационной природы заключает в себе механизмы оценки и переработки информации и на этой основе неизбежно становится самоорганизующейся и саморегулируемой. Само понятие диссипативной системы отражает именно устойчивые результаты самоорганизации, которую В.Г Пушкин [11, с. 145] определяет так: «самоорганизация -это система в действии», а РЕ. Абрамова [1, с. 36] понимает как «... способность системы к стабилизации некоторых параметров посредством направленной упорядоченности ее структуры и функциональных отношений с целью противостоять энтропийным факторам среды». Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к саморазвитию как за счет притока энергии, информации, вещества извне, так и за счет использования внутренних возможностей.

Между системой и ее окружением имеет место постоянный обмен потоками энергии и информации, что порождает ее неустойчивость. Источник неустойчивости - изменения, происходящие в системе под воздействием внешних по отношению к ней параметров: система оптимизируется, изменяя характер внутрисистемного взаимодействия между подсистемами, максимально эффективно адаптируясь к своему окружению. Чем сложнее система, т.е. чем больше число входящих в нее элементов, тем шире она откры-

102 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

та для взаимодействия, тем шире ее функциональный диапазон, тем выше степень ее «свободы» и, следовательно, тем быстрее и оперативнее реагирует она на изменяющиеся условия окружающей среды.

Из сказанного следует, что самыми существенными свойствами самоорганизующейся системы являются функциональная активность и выбор линии поведения. В роли контролирующего механизма - регулятора поведения системы - выступает закон функциональной зависимости элементов, свойственный любому структурно-согласованному образованию. Именно он определяет оптимальность соотношения двух антагонистических тенденций: изменчивости - т.е. адаптации к новым изменяющимся условиям и устойчивости - т.е. способности противостоять воздействиям со стороны внешней среды.

Общая теория систем и синергетика предоставляют методологическую основу для полноценного изучения и описания любых видов систем вне зависимости от их природы, форм существования, степени сложности, особенностей функционирования. Синергетические концепции адаптации, саморегулирования, внутренней и внешней активности находят успешное применение также в изучении систем образования. При этом, несмотря на то, что вопросам синергетики в образовании посвящено немало работ [2; 3; 4; 9 и др.], такие понятия, как «педагогическая синергетика», «синергетический подход в образовании», создание образовательных технологий, органично сочетающих разнообразные педагогические подходы, еще не получили однозначного толкования в педагогике и находятся пока еще в стадии изучения, что говорит о недостаточной теоретической разработанности данного феномена в педагогической науке.

Как известно, постсоветское, в том числе, украинское университетское образование переживает сегодня глубокие качественные изменения. Выполнение социального заказа на подготовку специалистов, способных в профессиональной деятельности адаптироваться к социально-экономическим преобразованиям, требует применения открытых, гибких, синтезированных образовательных моделей и концепций, позволяющих познать закономерности самоорганизации и саморазвития педагогических систем и осуществлять целостный учебно-воспитательный процесс.

Оценить роль и место синергетики в организации учебно-образовательного процесса в вузе - непростая задача, требующая осмысления конкретных механизмов самоорганизации в развитии конкретных учебных заведений. Так, использование идей синергетики как «методологической парадигмы» для анализа динамики учебно-воспитательного процесса в Харьковском гуманитарном университете «Народная украинская академия» (далее -НУА) за 25 лет существования академии, моделирования и прогнозирования развития ее образовательной среды, содержания образования и управления позволяет выделить ряд аспектов данной проблемы.

Педагогические науки

103

Адаптация идей синергетики в организации учебно-воспитательного процесса в НУА заключается, прежде всего, в переходе от традиционных дисциплинарной к синергетической педагогической модели, базирующейся на идее непрерывного образования. Концепция непрерывного образования, разработанная, разработанная первым ректором НУА проф. В.И. Астаховой, реализуется здесь через взаимодействие и взаимопроникновение «встроенных» в макросистему НУА подсистем, включающих детскую школу дошкольного развития (ДШР), среднюю экономию-правовую школу (СЭПШ), факультеты университета («Бизнес управление», «Социальный менеджмент», «Референт-переводчик», «Заочно-дистанционного обучения (ЗДО)», «Последипломного образования (ПДО)»), «Центральную научно-гуманитарную библиотеку», аспирантуру. Поддержание тесных системно-функциональных связей между составляющими данной вертикали способствует формированию у студентов академии современных целостных, холистских представлений о научной картине мира.

Ту же цель преследует создание и внедрение в учебный процесс ряда интегрированных программ, позволяющих выявлять межпредметные связи, практически осуществлять междисциплинарный подход к обучению, обеспечивая тем самым выход за рамки узкой специализации в профессиональной подготовке студентов указанных факультетов. В качестве примера уместно привести принятую в НУА «сквозную» программу подготовки по английскому языку, которую вполне можно считать синергетической, т.к. она синтезирует обучение английскому языку на этапах: дошкольного учебного заведения, младшей, средней и высшей школы в органический целостный комплекс. Главные принципы программы - соблюдение последовательности и преемственности в обучении, что в свою очередь невозможно без интеграции методологических подходов к обучению англоязычной речевой деятельности и развитию личности обучаемых, сочетания обучения и воспитания путем синтеза когнитивного, коммуникативного, деятельностного, ком-петентностного и индивидуального подходов.

Инновационным компонентом Программы можно считать то, что она построена на интегрированном обучении английскому языку и культурам, сложившимся в англоязычных социумах. Так, на старших курсах факультета «Бизнес-управление» в рамках ESP (English for Special / Professional Purposes) в традиционный курс Business English инкорпорируется обучение так называемому «экономическому дискурсу» и этике делового общения. Программа носит синергетический характер со сбалансированным соотношением языкового, социокультурного и профессионально ориентированного материала на основе лингво-культуроведения в качестве системообразующего стержня. Теоретико-методологическую основу Программы составляет концепция диалога культур и положения лингвокультурного подхода к межкультурной коммуникации в лингводидактике. Подобный подход способст-

104 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

вует знакомству студентов с глобальными концептами на основе культурных универсалий, воспитанию критически мыслящей личности, способной использовать английской язык как второй язык общения, активно участвовать в межультурном профессиональном и межличностном взаимодействии.

ХГУ «НУА» представляет собой сложноорганизованную систему, все структурные подразделения которой представляют собой взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие, позволяющие академии существовать как целостный социум с характерным типом саморегулирования и самоорганизации. В роли консолидирующих сил, объединяющих элементы-подсистемы в единое функциональное целое, выступают так называемые аттракторы, регулирующие поведение всякой синергетической системы.

Аттрактор - одно из наиболее важных понятий в синергетике и в исследованиях самоорганизующихся систем. Под аттракторами понимаются реальные структуры в пространстве и времени, на которые выходят процессы самоорганизации в открытых нелинейных средах. Определение, данное в Википедии, гласит: аттракторы (англ. attract - «привлекать, притягивать») -это области относительной стабильности и упорядоченности открытой, неравновесной системы, к которым «стремятся» все конституирующие ее элементы-подсистемы. «Если в системе есть устойчивый предельный цикл, то он является аттрактором» [5, с. 111]. Аттракторы являются теми «точками притяжения», которые притягивают в область своей устойчивости расположенные вокруг разнородные, неупорядоченные, хаотично ведущие себя единицы, организовывая их в определенную структуру. Консолидируя окружающие элементы, аттракторы задают эволюцию системы, определяя направление ее развития.

В образовательном пространстве любого вуза аттракторами неизменно выступают компоненты «преподаватель» и «студент». Именно в результате постоянного обмена информацией между преподавателем и обучающимся (обратная связь) происходит целенаправленное добывание знаний, в ходе которого появляются новые цели, методы и средства обучения, меняется содержание образования. Именно на оптимизацию работы этих доминантных стимулов направлена так или иначе функционально-адаптивная деятельность всех структурных элементов учебного заведения.

Как высшее учебное заведение НУА является открытой системой. Активно взаимодействуя и обмениваясь информационными и человеческими ресурсами с социальной средой, академическая среда чутко реагирует на процессы, происходящие в обществе. Образовательное пространство НУА и общество являются, таким образом, взаимосвязанными, коэволюционирую-щими системами. При этом постоянно увеличивающееся информационное пространство неизбежно выводит систему НУА из устойчивого равновесия в результате многовариантности и альтернативности выбора.

Педагогические науки

105

Многовариантность в данном случае означает предоставление каждому учащемуся / студенту возможности индивидуального движения к успеху, выбора альтернативного или самостоятельного пути. Это обстоятельство не может не вызывать ряд внутренних противоречий, главным из которых является противоречие между устойчивостью и изменчивостью. В макросистеме НУА это проявляется в том, что, с одной стороны, академия призвана транслировать традиционные образовательно-культурные образцы, а потому обладает известным консерватизмом, с другой, будучи элементом социальной системы, она не может не изменяться в связи с изменениями социума.

Противоречие между устойчивостью и изменчивостью находит выражение в противоречии между индивидуализацией и унификацией образовательного процесса, что, с одной стороны, проявляется в стремлении обеспечить каждому учащемуся индивидуальный подход и условия для учебной автономии (выбор темпа и времени обучения, учебных дисциплин, средств, форм и методов обучения, возможность работы по индивидуальному плану, индивидуальные консультации с преподавателями лично, по электронной почте или Скайпу, составление индивидуальной траектории обучения для студентов, чьи академические достижения существенно превышают уровень успеваемости их сокурсников, реализация разработанных в НУА программ дистанционного обучения и т.п.), с другой - в необходимости соблюдения единых требований к успешности обучения, выраженных, в следовании единой модульной и отметочной системе оценивания, единым критериям оценивания и т.п. Специфика синергетического подхода состоит в том, что эта противоречивость воспринимается не как недостаток, а как внутренний источник изменения и развития системы образования.

Самосохранение системы в условиях постоянно изменяющихся параметров среды обеспечивают гибкость и изменчивость, которые являются необходимыми условиями для возникновения в системе новых свойств и, следовательно, ее «выживания».

Подобный «инстинкт самосохранения» побуждает макросистему НУА, к самоорганизации. Если рассматривать самоорганизацию с позиций синергетики как способность слабоструктурированной, нестабильной, открытой системы к самонстраиванию, самоперерастанию в новое, более жизнеспособное качество, то ХГУ «НУА», несомненно, является системой самоорганизующейся, способной самооптимизироваться под воздействием внешней среды, адаптируясь к новым условиям и требованиям времени. Ее открытость социуму приводит к увеличению степени ее внутреннего многообразия. Так, на глубокие изменения ситуации на рынке труда и образования в стране Академия оперативно отреагировала в свое время созданием новых подразделений-подсистем, позволяющих ее выпускникам овладеть наиболее востребованными в обществе профессиональными компетенциями, по-

106 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

мочь им в поиске достойной работы, например, лаборатория планирования карьеры, факультеты «Заочно-дистанционного обучения», «Последипломного образования», центр информационных технологий (ИТ) и др.

Самоорганизация макросистемы НУА не ограничивается внутрисистемным изменениями, даная макросистема самооптимизируется также, взаимодействуя с внешними по отношению к ней социальными системами. Так, примерами межсистемного синергетического взаимодействия можно считать:

- установление и поддержание тесных связей с научными организациями, предпринимательскими структурами города, в которых студенты Академии проходят практику и интернатуру, отечественными и зарубежными вузами и другими образовательными учреждениями (в том числе, средними школами г. Харькова и области), что позволяет осуществлять информационное сопровождение инновационной и экспериментальной деятельности Академии, обеспечивать связь читаемых в НУА дисциплин и предметов с актуальными потребностями современного украинского общества;

- существование программ партнерства с зарубежными ВУЗ-ами, что способствует поавшению квалификации преподавателей НУА и дает возможность студентам проходить стажировки в странах Европы и США;

- создание «единого информационного педагогического поля семьи и школы», позволяющее администрации и педагогическому коллективу НУА более эффективно организовать учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей возрастного периода в развитии учащихся, наладить позитивное педагогическое взаимодействие со студентами и их родителями.

Как видим, макросистема ХГУ «НУА» находится в ситуации саморазвития и эволюции, будучи неотделимой от окружающего его социума и того мира, в котором мы живем. Синергетическое сочетание традиций и инноваций, исключающее их противопоставление и утверждающее их дополнительность, стимулировало переход от традиционной формы управления процессом усвоения знаний и умений, основанной на жесткой регламентации действий учащихся, к самоорганизации, позволяющей по-новому решать проблемы информационного взаимодействия, внедрять педагогические инновации, органично сочетающие разнообразные педагогические подходы в зависимости от постоянно изменяющихся профессиональных критериев и нравственных ценностей, предъявляемых современным украинским обществом к качеству и стандартам образования в стране.

Список литературы:

1. Абрамова Н.Т. Идеи организации и управления в исследовании сложных систем // Кибернетика и современное научное познание. - М., 1976. -С. 32-40.

Педагогические науки

107

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. -Казань: изд-во Казанского ун-та, 1996. - 568 с.

3. Бочкарев А.И. Проектирование синергетической среды в образовании: автореф. дисс. ... докт. пед. наук / А.И. Бочкарев. - М., 2000. - С. 3-52.

4. Ворожбитова А.А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода / А.А. Ворожбитова // Вестник высшей школы. - 1999. - № 2. - С. 22-26.

5. Герман И.А. Лингвосинергетика: монография. - Барнаул: изд-во Алтайской академии экономического права, 2000. - 168 с.

6. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления / И.С. Добронравова. - Киев: «Либидь», 1990. - 217 с.

7. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики / В.А. Игнатова // Педагогика. - 2001. - № 8. - С. 26-31.

8. Климонтович Ю.Л. Проблемы статической теории самоорганизации синергетики // Философское об-во АН СССР. Сер. 2. - М., 1987.

9. Князева Е.Н. Синергетика: начала нелинейного мышления / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Общественные науки и современность. - 1993. -№ 2. - С. 38-47.

10. Пригожин И.Г. Природа, общество и новая рациональность. В поисках нового миропонимания // Философия и жизнь. - 1991. - № 7. - C. 3-19.

11. Пушкин В.Г. Кибернетический принцип саморегуляции / В.Г. Пушкин. - Л., 1974. - 227 с.

12. Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе / А.С. Щербаков. - М.: МГУ, 1990. - 240 с.

13. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: пер. с англ. / Г. Хакен. - М.: Мир, 1985. -423 с.

ЗАГОРОДНЫЕ ЭКСКУРСИИ:

КАК УДЕРЖАТЬ ВНИМАНИЕ ГРУППЫ

© Хайретдинова Н.Э.* *, Хайретдинова О.А.*

Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа

В статье анализируются способы преодоления кризисов внимания во время многочасовых загородных экскурсий. Описаны особенности подбора объектов показа на маршрутах, заданных трассой, и подготовки путевой информации. Рассмотрены способы привязки рассказа к придорожным объектам. Исследован вопрос о целесообразности, частот-

* Доцент кафедры «Туризм и гостеприимство», кандидат исторических наук.

* Ассистент кафедры «Туризм и гостеприимство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.