ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2014. № 5
К.А. Герасимова
К ВОПРОСУ О СФЕРАХ БЫТОВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.А. НЕКРАСОВА «РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА» В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века
Настоящая заметка посвящена найденному в школьной хрестоматии, принадлежавшей во второй половине XIX в. библиотеке Московской духовной семинарии, рукописному отрывку из стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
Ключевые слова: Н.А. Некрасов, стихотворение «Размышления у парадного подъезда», Московская духовная семинария, списки стихотворений Н.А. Некрасова.
The present article deals with a handwritten extract from N.A. Nekrasov's poem "Reflections at the Grand Entrance". The extract was discovered in the school reading book that belonged to the library of Moscow Theological Academy in the mid-to-late XIX century.
Key words: N.A. Nekrasov, the poem "Reflections at the Grand Entrance", Moscow Theological Academy, copies of N.A. Nekrasov's poems.
Стихотворение Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (1858), как известно, впервые было опубликовано в «Колоколе», без подписи, с заглавием «У парадного крыльца»1. В русской легальной печати оно появилось в 1863 г.2 Автограф стихотворения не найден, в академическом Полном собрании сочинений Н.А. Некрасова оно печатается по изданию 1873 г.3 Как утверждается там же, имеются многочисленные рукописные копии его текста. В данной заметке мы хотели бы представить еще один неизвестный список части этого текста. В третьем томе «Русской хрестоматии» А. Филонова («Драматическая поэзия», цензурное разрешение - 20 ноября 1863 г.), мы обнаружили на втором форзаце книги переписанные от руки 15 последних строк стихотворения «Размышления у парадного подъезда»4. Найденный список лексически ближе всего к первой
1 Колокол. Газета А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Вольная русская типография. 1857-1867. Лондон; Женева. Факсимильное издание. М., 1962. Вып. 3. Лондон, 1860. С. 505-506.
2 См.: Некрасов Н.А. Стихотворения. СПб., 1863. Ч. 2. С. 187-191.
3 См.: Некрасов Н.А. Стихотворения. СПб., 1873. Т. 2. Ч. 3. С. 7-14.
4 Филонов А. Русская хрестоматия. Т. III: Драматическая поэзия. СПб., 1863.
легальной публикации стихотворения в упоминавшемся сборнике 1863 г. (см. сноску 2; цензурное разрешение - 12 января 1863 г.). Приведем для наглядности текст, найденный в хрестоматии, в сопоставлении с первым печатным вариантом5.
Список из хрестоматии А. Филонова Текст первого легального издания 1863 г.
Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою Русской рекой? Этот стон у нас песней зовется. Это бурлаки: идут бичевой. Волга! Волга весной многоводной Ты не так заливаешь поля Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля. Где народ! там и стон. Эх сердечный Что же значит твой стон бесконечный Ты проснешься, исполненный сил Иль судеб повинуясь закону Все что ты уже совершил Создал песню подобную стону И духовно навеки почил? Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется -То бурлаки идут бичевой!... Волга! Волга! Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля -Где народ, там и стон... Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься, исполненный сил, Иль судеб повинуясь закону, Все что мог ты уже совершил, -Создал песню подобную стону И духовно навеки почил?
Как видим, наиболее значительные лексические отличия касаются строк, которые в тексте, представленном в академическом Полном собрании сочинений Н.А. Некрасова, выглядят так: «Ты проснешься ль, исполненный сил» и «Все, что мог, ты уже совершил»6. Первая строка сближает список с изданием 1863 г., последняя же отличается и от текста 1863 г., и от основного текста 1873 г.
Кроме того, в хрестоматии под списком сделана подпись «Некрасов» с росчерком, напоминающим росчерк самого Некрасова, но удлиненный и извилистый:
В издании 1863 г., к которому ближе всего наш текст, а также в последующих изданиях 1860-х годов, которые в целом повторяют издание 1863 г., подпись Некрасова не воспроизводилась.
На первом форзаце хрестоматии есть запись: «Моск. Духовн. семинарии», т. е. книга, очевидно, принадлежала библиотеке Московской духовной семинарии. Это, с нашей точки зрения, придает
5 Сохраняем пунктуацию источников. Курсив наш.
6 Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. Т. II: Стихотворения 1855— 1866 гг. Л., 1981. С. 49.
тексту специфический интерес, поскольку очевидно «революционный» фрагмент на первый взгляд трудно соотносится с той сферой интересов, которая преимущественно ассоциируется с семинарией. Соответственно встает целая группа вопросов: кто сделал данный список, откуда он взял издание Некрасова и с какой целью он его переписал. Очевидно, что однозначно или даже с большой точностью и подробностью ответить на эти вопросы невозможно, однако некоторые предположения на основании имеющихся данных мы попытаемся сделать.
Хорошо известно, что в начале 1860-х годов в учебных заведениях заметно активизировалась политическая жизнь. Это касается не только университетов, но и средних учебных заведений. Среди них, как отмечают некоторые исследователи, наибольшая политическая активность стала наблюдаться у учащихся духовных семинарий7. Это связывают с тяжелыми материально-бытовыми условиями семинаристов, а также с большей сплоченностью воспитанников семинарий по сравнению с учащимися гимназий и реальных училищ. Известно, что в начале 1860-х годов революционные идеи проникали в семинарскую среду «сверху», т. е. прокламации часто распространяли сами преподаватели семинарий. Особенно здесь прославилась Пермская духовная семинария, наставники которой организовали в 1861 г. революционный кружок и занимались распространением прокламаций Герцена, причем даже после расследования и арестов уцелевшая часть кружка переехала в Казань и продолжила там свою деятельность в 1862 г.8 Этот период характерен и пробуждением у воспитанников семинарий большого интереса к чтению и театру. «Самым распространенным увлечением семинаристов, - отмечает А.В. Сушко, - было чтение художественной литературы, как отечественной, так и зарубежной, несмотря на существовавший запрет чтения»9. При семинариях организуются (нередко нелегально) ученические библиотеки10. Эти два обстоятельства можно считать предпосылками для проникновения некрасовских стихов в духовную семинарию.
В Московской семинарии, библиотеке которой принадлежала интересующая нас книга, очевидно, шли типичные для таких заведений процессы. В 1855/1856 учебном году здесь была открыта ученическая библиотека «в видах содействия образованию воспитанников»11. Инициатором открытия библиотеки был ректор семинарии архи-
7 См.: Сушко А.В. Духовные семинарии в пореформенной России, 1861-1884: Дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 1998. С. 175.
8 Там же. С. 176-177.
9 Там же. С. 164.
10 Там же. С. 84.
11 Кедров Н.И. Московская духовная семинария. 1814-1889 (Крат. ист. очерк). М., 1889. С. 69.
мандрит Леонид. Составилась библиотека из книг, пожертвованных разными лицами, а затем пополнялась за счет сборов, которые делали в своей среде сами ученики (от 100 до 150 р. в год). Сами же ученики и заведовали библиотекой первое время, но «с 1863-1864 года» она поступила под надзор «одного из профессоров семинарии и приведена им в благоустроенное состояние»12. Видимо, здесь сыграло роль «предложение» государя Синоду в 1862 г. «обратиться к епархиальным архиереям «с убеждением - охранить духовно-учебные заведения от некоторых заслуженных нареканий...», что и было Синодом исполнено13.
Представить, что сборник стихотворений Некрасова издания 1863 г. мог попасть в библиотеку, сложно, но не невозможно, поскольку книга вышла в самом начале 1863 г. (цензурное разрешение, как уже было сказано, дано 12 января), а под контроль библиотека была взята, видимо, все-таки с начала учебного года. До нас дошло два каталога ученической библиотеки Московской духовной семинарии. Первый из них относится к 1899 г.14 Отдел «Литература» составляет 564 тома, причем представлены собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Гончарова, Островского. Второй каталог относится уже к 1905 г.15 Здесь соответствующий отдел представлен лишь 221 томом. Из названных выше собраний уцелело только собрание сочинений Гончарова. Ни одного издания произведений Н.А. Некрасова в указанных каталогах не значится. Сам факт того, что текст переписан, видимо, говорит о том, что в печатном виде в семинарии он был недоступен.
Судя по всему, список сделан именно студентом. На это указывает как назначение книги, так и карандашные пометки в ней, сделанные, судя по почерку, переписчиком некрасовского стихотворения. Они уточняют перевод текста с древнегреческого16. Некоторые пометы на полях позволяют отчасти представить общественные взгляды этого неизвестного семинариста. Больше всего подчеркиваний встречается в тексте трагедии Софокла «Антигона»17. Читатель
12 Там же. С. 69.
13 См.: Титлинов Б.В. Молодежь и революция. Из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений. 1860-1905. Л., 1924. С. 19.
14 Каталог ученической библиотеки Московской духовной семинарии. Вып.
1. М., 1899.
15 Каталог ученической библиотеки Московской духовной семинарии. Вып.
2. М., 1905.
16 См.: Филонов А. Русская хрестоматия. Т. III: Драматическая поэзия. СПб., 1863. С. 210, 216.
17 В хрестоматии А. Филонова печатается сокращенный перевод трагедии по изданию: Антигона. Трагедия Софокла / Пер. с греч. В. Водовозова // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1856. № 9.
явно симпатизирует главной героине, чаще всего отчеркиваются ее реплики. В частности, он отмечает (мы можем предположить, что одобрительно) ответ героини на вопрос Креона, как смела Антигона нарушить закон: «Не Зевес его/Мне возвестил и не богиня правды,/ Живущая с подземными богами; / Не думала я видеть столько силы/ В твоих уставах, чтобы, смертный, мог / Ты ими попирать богов за-коны;/Не писаны, незыблемы они / ...За них-то / Не захочу я дать ответ богам, / Страшась нарушить волю человека»18. Несколько раз подчеркнуты строки, которые выражают уверенность Антигоны в том, что народ одобрил бы ее поступок «если б / Страх языка не сковывал; но властен / И говорить, и делать все тиран»19. На этом фоне интерес семинариста к стихотворению Некрасова выглядит вполне закономерным.
Таким образом, обнаруженный нами список некрасовского стихотворения и позволяет расширить представления о сфере его бытования, и отчасти бросить свет на саму эту сферу.
Список литературы
Каталог ученической библиотеки Московской духовной семинарии. Вып. 1. М., 1899.
Каталог ученической библиотеки Московской духовной семинарии. Вып. 2. М., 1905.
КедровН.И. Московская духовная семинария. 1814-1889 (Крат. ист. очерк). М., 1889.
Колокол. Газета А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Вольная русская типография. 1857-1867. Лондон; Женева. Факсимильное издание. М., 1962. Вып. 3. Лондон, 1860. Некрасов Н.А. Стихотворения. СПб., 1863. Некрасов Н.А. Стихотворения. СПб., 1873.
Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. Т. II: Стихотворения 18551866 гг. Л., 1981.
Сушко А.В. Духовные семинарии в пореформенной России, 1861-1884:
Дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 1998. Титлинов Б.В. Молодежь и революция. Из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений. 1860-1905. Л., 1924. Филонов А. Русская хрестоматия. Т. III: Драматическая поэзия. СПб., 1863.
Сведения об авторе: Герасимова Ксения Алексеевна, аспирант кафедры истории русской литературы филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: ksengerasim@mail.ru
18 Там же. С. 82.
19 Там же.