Научная статья на тему 'К вопросу о сектантском характере толстовского движения в России'

К вопросу о сектантском характере толстовского движения в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
294
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сектантском характере толстовского движения в России»

Т В ПЕГУХОВА

К ВОПРОСУ О СЕКТАНТСКОМ ХАРАКТЕРЕ ТОЛСТОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ*

В конце XIX в. идеи Л.Н. Толстою вызвали к жшни движение его последователей продолжавшее существовав и в советское время (до конца 1930-х гг.). Реак ция дореволюционного российского общее гва на идеологию и практическую дея-течьшмлъ толстовцев была различной — ог сочувственного отношения до самой ярой критики и неприятия. III Миссионерский съезд объявил толстовство самой вредной сектой релш иозно-соцш*льноги характера, и яр тык сетантства сохранялся за е,щномыт. енниками J1.H. Толстого на протяжении всей истории существования их движения. Известный деятель большевистской партии и советского государства В.Д. Ьонч-Ьруевич относил толстовцев к сетаам старого восточного направления (израильским сектам), называя их также ¿свободомыслящими сектантами»^ J. Точка зрения на толстовское движение как на сектантское, преобладала в отечественной историографии до конца 1980-х — начала 1990-х гг.

Документарный материал, хранящийся в крупнейших российских архивах, позволяет по-новому рассмотреть вопрос о сектантском характере толстовского движения. Прежде зееге, обратимся с самой сути rohstili «секта». В знциклопедт. ческом словаре "Христианство» чтгггем: «Сектой называется организованное об щество нолей, рэзномыс тящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношешш; секта есть ьероиспоиедание, которому следует сравнительно небогатое число лиц, и притом такое, которое с точки зрения большинства считается *рсдяьтм>>р,3 В отечественном релш поведении выделяются слсду клдие характерные признаки секты: 1) тенденция к исключительности своей роли, доктрины, идейных ус1ановок, ценностей, прышипов и связанные с этим настроения избранничества, а нерелко и изо.тяциошлм; 2) стремление к духовному возрождению (ревивалшм», признаком которого считается строюе соб.подсние нравственною кодекса и риту^лных предписаний. 3 отсутствие института священства. наличие харизматического лидера, которым становится лицо, получившее особую способность к руководству, воспринимаемую члена ии секты как «милость Ьожию/-; 4) нарочито поцчеркну roe равенство всех членов и добровольность объединения, акцент на обращение, предшествующее членству [3].

На пгрвый взгляд, в условиях самодержавной России, где православие являлось официальной идеологией и разделялось большинством ее населения, учение Льва Толстого породило сектантское, по своей сути, движение.

Но при детальном рассмотрении толстовского движения такой подход представляется ?прощением, ибо признаки секты в нолном обт еме к толстовскому движению применить нельзя. Особенно уто касается действий единомышленников

* Исследования выполнены при финансовой поддержке Московского общественного научно-i о фонда ^Российские общественные науки: новая перспектива» ^'грапт-97, № 41)

Л.Н Толстого после смерти основателя движения и в первые готы советской власти. Рассмотрим более подробно соответствие толстовских организации признакам сектантского объе данения

Следует отметить что в толстовской среде отсутствовал непререкаемый авторитет харизматический литер, учение которого было принято на веру. Как известно, сам Л.Н. Толстой больше всего боялся, что из неге сделают какого-то проповедника. Т.Л. Сухотина-Толстая вспоминала, что Лев Николаевич считал, что каждый человек свободен жить согласно своим собственным взглядам и убеждениям^]. Толстой особенно ценил, когда к близким ему мыслям человек приходил путем собственных размышлений. Например. 24 июня 1884 г. он писал В.Г. Черткову по поводу взглядов послетнего на собственность « Складывается у час это по-своему, но понимшие дела настоящее .»[5]. Именно поэтому В. Маклаков мог утверждать что тот кто понимает Толстого, не следует за ним, а тот, кто следует за ним, не понимаех его[6], именно поэтому в воспоминаниях совремснникоь сохрани шсь два об шка толстовцев — тех. кто догматически воспринял учение великого писателя и аосо.лотизировал онрощенческую сторону ею учения и тех. кто сумел проникнуть в глубины его мировоззрення[7] В толстовской среде Л.Н.Толстой не воспринимался как «гуру», ею идеи подвергались свободному самостоятельному осмыслению и достаточно широкому толкованию (на эту особенность идеологии толстовцев обращав внимание С. Позойский отмечавший, что мировоззрение последователей Л.Н. Толстого явилось результатом длительного преломления идей великого писателя в их умах в изменившихся общественных условнях[8]). В качестве учителей толстовцы признавали Иисуса, библейских ьророкоь, Будду, Лао-Дзг*ы, Сократа, Франииска Ассизского, Толстого, Г'анлп. Ламскнс, Баха Улу, Р. Роллана и других, проповедующих истинное братство, равенство и свободу^. Краеугольным камнем идейных построений толстовцев было понимание бога как высшего духовного качала, высшего нравственного закона жизни. Толстопцы более конкретно называли его Духом жизни существовавшем в каждом человеке Отсюда они выводили равенство всех людей, признание самоценности личности и жизни каждого, в качестве главного принципа меж/ичкоегных отношений выдвигали любовь к б.шжнему и поним^ш его как стремление к исполнению в реальной жтмни гуманистических заповедей Нагорной проповеди. Смысл человеческой жизни они видели в «деле любви», т.е в стремлешш к благу ближних. Толстовпы. по словам Б.Ф. Булгакова, желали перейти от религии местной, частной к общелшро-вой. общечеловеческой живой и трепетной религиозной мысли[10]. Они на деле стремились осуществить принцип своботы совести. Толстовские коммуны и артели советского периода были неоднородны в религиозном отношении. Например, кубанскую Эммануиловскую общину составляли толстовцы и свободные христиане, а коммуну «Единение» в Тульской области — толстовцы и духсзно-гвангельские христианс[11 ]. Как вспоминал видики деятель толстовского движется Борис Васильевич Мазурин, <ч напрасно было бы искать в капкй жизни признаков религиозности в том смысле, как это понимают церковники и безбохашки: никаких догма-

тов, катехизисов, npoipaMM. авторигетов, непререкаемых каких- либо писаний. Было свободное принятие того понимания и пути жизни, которое так сильно и ярко выразил Л.Н. Толсгой»[12]. Полного единомыслия в религиозных вопросах не было Члены Ста гангранекой коммуны считали себя единомышленниками только на деле, т.е. в общинном творчестве , в мировоззрении каждого из членов имелись свои особенностиПЗ]. На собраниял в толстовских коллективах можно было слышать песни различного направления — евангелистов (баптистов), молокан (духовных христиан), хлыстовские, мормонские, малеванские, добро юбовские. и ин-дуистскии гимн Виьекананды, и песни народовольцев. Это объяснялось « данью прошлому откуда эти люди вышли»[И]- Толстовство не было конечным üvhkiom в духовной эво.тюцин отдельных личностей. В мировоззрении В. ЦЬйермана , например, к концу 1920-х годов четко проявитась тенденция к православию, но в ею миропонимании « спокойно могли укладываться некоторые воззрения Ортена и индусских йогов, поучения Исаака и Сирина и теории Генри Джор.рка, бунтарские методы Ивана Карамазова и методы иезуптов»[15] , при этом окпужающие продолжали считать его толстовцем. Отмечашсь случаи перехода от толстовского мировоззрения к идеологии баптистов и евангельских христиан. Таким образом, для толстовской среды был характерен некоторый мировоззренческий синкретизм в р^шгиозном отношении. Для нил было приемлемо объединение с теми, кто iipn-здавал оога как высшее нравственное начало, служащее основой жизни и ооъеди-нчющее всех людей; кто проповедовал ненасилие, вегетарианство, анархизм , антимилитаризм. Именно этим, возможно, и объяснялась близость толстовце« сектантской массе Показательна характеристика данная Н. Апостоловым малеван-цам: « Малваявы — толсторцы б крестьянской срсдс. Они религиозные "нарчисты. неактияисты. Ре.иш ия д.im нил не а внутренняя религиозна» дисциплина*^ 16]. Следует отметить, что отношения толстовцев и сектантов не были безоблачными. Совместная жизнь толстовцев и сектантов в одних коллективах была возможна только toi да, когда обе стороны сгремитись к компромиссу. В противном случае многие сектанты покидав толстовские кеммуны и артели , так как в мил не »bi ни духа сектантского очпнил».

Последователи писателя не были объединены в какую-либо чисто религиозную opi аншаиию В конце XIX века каких-либо организации толстовского направления не существовало. Московское Вегетарианское общество, являвшееся в течение двадцати лет эдш:м из центров толстовского движения, было создано 28 февраля 19ü9 года и не ставило каких-либо пропове днических целей, стремилось к пропаганде вегетарианства ради служения великой цели — установления люови и мира между живыми существами, а такж<* к созданию условии духовного обшения для лиц. тяготеющие к мировоззрению ЛII. Толстого. Общество Ие тинной Свободы в память .JJ.H.Толстою (ОИС) было организовано еще позже, в июне 1917 г Целью .»того общества бьыо « облегчение общения между всеми, сочувствумшилш тему жизнепониманию выразителем которою являгтея Толстой ч также содействие просветительским задачам»! 17]. Как видим, ни одно из толстовских обществ не

ставило своей целью исключительно проповедь толстовского учения как догмата, обязательного для всех. Ьолее того, каждый член Общества Истинной Свободы сохранял за собой полную свободу в вопросах жизни и веры, решения большинства общества не являлись для него нравственно обязательными. Данное положение устава ОИС не позволяет рассматривать его как сектантскую орг анизацию ибо в деятельности этой организации отсутствовал такой важный признак секты как тенденция к изоляционизму, строгое исполнение воли проповедника и ритуальных предписаний Кооме центральных организаций, толстовцы создали довольно широкую сеть местных организаций. Это были Общества истинной свободы свобод-но-рслт иозного мировоззрения общины свободных христиан, вегетарианские общества, общества эсперантистов, кружки в память Л.Н. Толстою -*ти общества занимались культурно-просветительской работой, благотворительностью, созданием коммун и артелей. По чанным И.И. I орбунова-Посадова. в 1919 г. в стране действовало 37 организаций в Москве, Калуге, Витебске, Новгороде, Самаре, Саратове, Царицыне, Киеве. Харькове. Полтаве и других городах. Кажется, что мы имеем дело с хорошо слаженной организационной структурой, однако каждое общество было полностью независимо в своей деятельности и между лими не было «даже подобия той обязательной партийной связи, которая наблюдается в органи-зациял политического и общественно! о характера^ 18]. Пртыедеьыые факты о религиозном составе толстовских коммун и артелей также не позволяют рассматривать ил как замкнутые объединения.

Таким образом, вышеизложенные факты не позволяют нам говорить о толстовском движении как узко сектантском. Наиболее гфавильным было бы определить таижение единомышленников Л.Н. Толстого как рсдлгиозно-эткческое д-иженис, имеющее социальную иапраьлетпюстъ. Гем более, что сопиаагызая основа этого движения уже отмечалась исследователями ранее. Так, З.П. Калитичева сближала толстовское движение с протестантским и католическим движением «социального христианствг»[19]. Толстовское движение прочно вписывалось в рамки российского социалистического движения конца XIX - начала XX столетия. Как и в других течениях ру сской социалистической мысли, в толстовстве достаточно отчетливо проявились такие существенные черты, как уравните л»ное распределение, превалирующее значение коллективных форм жизни, непринятие частной собственности, общинно-демократическое устройство общества, ттринцип социальной справедливости и тр. Именно религиозность определяла место толстовства в юпугу российских общественно-политических течений — оно занимало нишу религиозно-этического социализма. Неприятие толстовцами насильственных методов переустройства общества резко выделяло его среди других общественных движении. Безусловно, такая позиция последователей Л.Н.Толстого не могла приветствоваться о&ициальной марксистско-ленинской идеологией, но идеи мирного разрешения спорных проблем по-новому воспринимаются сегодня

В заключение следует отметить, что толстовское дь*скенне конца XIX - первых десятилетий XX века по своем» характеру отличается от современной церкви Льва Толстого (ЩТ). В деятельности последней без труда можно увидеть чер^ы чиего

Вестник УлГ'ГУ 4/99

61

религиозной организации сектантского характера. Существует первосвященник, ЦЛТ канонически подчиняется Всемирной религиозной органшации «Единство», хотя отмечается тенденция к полной самостоятельноеги. ЦЛТ претендует на просвещение и руководство теми, кто воспринимает учение Л.Н. Толстого. Она заявляет что никто не имеет право называть себя толст овцем без разрешения этой религиозной организации Хотя зарегистрировать церковь современных толстовцев в государственных органах удалось только блш одарч тому, что ЦЛТ объявила о своей преемственности с толстовским движением, существовавшем в России до кошта 19j0-x годов, идейное содержание учения и принципы жизшт современных толстовцев и их пре дшествеиников нельзя отожтесгв.ипъ. Прежде всего, у современных толстойцев присутствуют претензии на исключительность и избранность членов организации, более детально разработана догматика. Для толстовцев предшествующей поры были более значимы религиозно- этические моменты учения Л.Н. Толстого, его демократизм, а также было характерно стремление поскорее продвинуть жизнь к своему идеалу, поэтому они принимали достаточно активное участие в общественной жи ?ни страны в первые десятилетия XX века.

С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ii Еонч-Бруевич В.Д. Раскол и сектантство в России/'Избр. соч. T.l. М , 1959. С 165.

2. Христиан гво. Энциклопедическим словарь. Т.2. М„ 1995. С. 534

3. волоков И.Н. Основа теоретического религиоведения. М., 1994.С. 205.

4. Сухотина -Толстая Т.Л.. Воспсиика^гя. М„ 1480. С. 419.

5 11исьмо В.Г. Черткову от 24 июня 1884 ». //Л.Н. Толстой. Собр. соч. в 22 т. Т.19-20. М„ 1984. С. 41.

6. ( ухотина -Толстая. Т.Л. Воспоминания. М., 1980. С. 419.

7 Дугасв Б. Лтодк и лтодскат тыль со-руг Точстого М„ 1927 С 23- 27.

i 1озойскии С. К. К истории отлучения Л.Н. Толстого от церкви М.. !Н9 . С. 165- i70.

«.¿ССйИСКки i'üCy дарственный apXiitt jiMitp&lyph» п ИСКуССТва <РГAiiii). Ф. 122.

Оп. 3 Ьд. 34 Л. 28.

10. Б\лгаков В.Ф. Голсгой - моралист Прага, '923. С. 93.

11. Отдел рукописе» Российской гсгударстпешгой б^лио^ки (ОР РГБ). Ф 135 К 97 Ед'8 Л.2;

Рд. 19. Л. 17

12. Воспоминаний крестьян-толстовцев. 1910- J930-e юды. М., 1989. С. 144.

13 ОР РГ b d 435. К. 69 Ед. 37 Л. 24 об.

14. Воспг>»гинани7 .. С. 144.

15. Петрус К. Религиозны коммуны в СССР Нью-Йорк. 1953. С.73.

16 Пролетарски правда. 1924. ,N¿24.

17. Голос Толстою и F синение 1917 № 3. С. 15

1R РГАДИ. Ф 1?2. Оп. 1 Е 2042 34 Ч

1° Калжр^^сва Q.B. К зюпрэсу о социальной сущности идей толстовства /| J9 !Щ им А,И Гериена.

18-е Герценовскис -.тения. Научный гпъюм, кика, эстетика. Л., 1975. С 53, 56.

Петухоеа Татьяна Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и культурах УчГТУ. Окончила Караганеинский государственный университет Имеет пуС>-чикт^ии к области истопии России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.