Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О САНКЦИЯХ И РЕСТРИКЦИЯХ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ'

К ВОПРОСУ О САНКЦИЯХ И РЕСТРИКЦИЯХ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санкции / рестрикции / применение санкций / принудительные меры / государственное управление / международное право / sanctions / restriction / application of sanctions / coercive measures / public administration / international law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н.К. Семенова, М.И. Соломянова

В данной статье рассматриваются различные признаки, по которым разграничиваются такие дефиниции как санкции, рестрикции и ограничительные меры относительно их применения в международном праве. В статье анализируются различные подходы ученых к пониманию структуры и содержания данных понятий. Определяются элементы и признаки, которые рассматриваются в рамках применения санкций, сущность которых исследуется на исторических примерах. Результатом проведенного исследования стало более детальное понимание необходимости и обоснованности применения санкций, рестрикций и ограничительных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF SANCTIONS AND RESTRICTION IN INTERNATIONAL LAW

In this article different features, by which such definitions as sanctions, restriction and restrictive measures are distinguished in relation to their application in international law, are considered. The article analyzes different approaches of scholars to understanding the structure and content of these concepts. The elements and attributes that are considered in the application of sanctions are defined, the essence of which is studied on historical examples.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О САНКЦИЯХ И РЕСТРИКЦИЯХ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ»

К ВОПРОСУ О САНКЦИЯХ И РЕСТРИКЦИЯХ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Н.К. Семенова, канд. юрид. наук, доцент М.И. Соломянова, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-3-81-85

Аннотация. В данной статье рассматриваются различные признаки, по которым разграничиваются такие дефиниции как санкции, рестрикции и ограничительные меры относительно их применения в международном праве. В статье анализируются различные подходы ученых к пониманию структуры и содержания данных понятий. Определяются элементы и признаки, которые рассматриваются в рамках применения санкций, сущность которых исследуется на исторических примерах. Результатом проведенного исследования стало более детальное понимание необходимости и обоснованности применения санкций, рестрикций и ограничительных мер.

Ключевые слова: санкции, рестрикции, применение санкций, принудительные меры, государственное управление, международное право.

Государства на протяжении многих веков, объединяя свои усилия, способствовали развитию и укреплению международного права. Данная деятельность осуществлялась с помощью внедрения взаимообя-зывающих норм права, которые выходят за пределы внутригосударственного управления. Действуя слажено и в порядке самоограничения и компромисса государства не считали необходимым учреждать структуры, компетентные принимать решения о нарушении международных норм и разрешать споры между государствами [1].

Однако, вследствие довольно частых нарушений норм, установленных на межгосударственном уровне, все чаще практика международного права сталкивается с понятием санкций. Такое определение как «санкции» упоминается в большом количестве научных источников, авторы по-разному смотрят на данный термин, придавая ему отличный друг от друга смысл, что создает некоторые трудности в понимании смысла и практического значения санкций в теории международного права.

В первую очередь стоит разобраться, что именно понимается под термином «санкции» в современной научной литературе. Так, например, Алексеев С.С. рассматривая вопрос юридической ответственности в рамках общих проблем теории права обоснованно отмечает, что

«санкции - это широкая категория, характеризующая всю систему средств правового принуждения». Данное определение обоснованно указывает, что суть правового механизма санкций заключается в необходимости предупреждения неправомерного поведения, в целях поддержания порядка [2].

В свою очередь Д.Б. Левин под санкциями понимает «принудительные меры, применяемые международными организациями или государствами в отношении государств, совершивших наиболее тяжкие международные деликты, именуемые международными преступлениями» [3]. Основываясь на анализе вышеперечисленных мнений, можно определить санкции как международно-правовой механизм, существующий с целью сохранения правопорядка, а также для предупреждения преступного и неправомерного поведения государств, нарушающих установленные международно-правовые нормы.

Однако, несмотря на большое количество точек зрения по данному вопросу, одной из наименее изученных и разработанных сфер международного права является проблема односторонних ограничительных мер и санкций. Это явление можно объяснить тем, что на международном уровне в едином документе не закреплено определение понятия санкции, а также не

дан официальный перечень обстоятельств, в которых целесообразно и необходимо применять санкции и ограничительные меры по отношению к государству, нарушающему международно-правовые нормы. Так, можно сделать вывод, что отсутствие закрепления данного положения позволяет государствам применять санкции в произвольном порядке, что делает вопрос их применения достаточно спорным и подлежащим детальному обоснованию в международно-правовых актах.

В мировой истории большое количество примеров применения санкций и других ограничительных мер. Так, после окончания Второй мировой войны различные государства стали на регулярной основе использовать санкции, что стало определенным средством для шантажа с целью получения собственной выгоды. В 1949 под угрозой приостановки плана Маршалла США вынудили Голландию признать независимость Индонезии. Также с помощью санкций в отношении Тайваня, Южной Кореи, Индии Вашингтону удавалось контролировать распространение ядерного оружия, что безусловно негативно сказалось на международных отношениях, а также на осуществлении и поддержании межгосударственного порядка.

Кроме того, в 1972 году СССР установил налог на эмиграцию образованных граждан, США после этого ввели в ответ «поправку Джексона-Вэника», ограничивающую торговлю со странами, которые препятствуют эмиграции, а затем ограничили экспорт технологий в Советский Союз. Позже, после вторжения СССР в Афганистан, США были введены более серьезные санкции, такие как эмбарго на поставки зерна. Последствиями данных санкций стало ухудшение положения фермеров в Соединенных Штатах, а также конфликты с союзниками относительно поставок нефтегазового оборудования в СССР, однако правительство США поставило свой политический интерес и желание надавить на политику СССР выше, чем благосостояние своей внутренней политики.

В 2022 году были введены санкции в отношении России, а также против ряда

определенных лиц, проживающих на территории Российской Федерации с целью добиться серьезных последствий для России. В связи с этим следует обоснованно разобраться насколько легально введение данных санкций против Российской Федерации с точки зрения норм международного права.

Санкции в международной политике определенных государств рассматриваются как оружие для достижения целей и задач в сфере внешней политики. Так, Совет Европейского союза обозначает, что целью таких мер является изменение политики государства, направлений его деятельности, его принципов и спектров развития на международном уровне [4]. Таким образом, основная задача заключается не в применении мер, пресекающих неправомерную деятельность государства, а в изменении его политики, которая по определенным причинам не удовлетворяет государства, вводящие ограничения. Думается, что такой подход к пониманию санкций подрывает саму суть санкции как правовой категории в рамках общей теории права, а также ставит под сомнение такие основополагающие принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, как принцип суверенного равенства и принцип невмешательства во внутреннюю политику государства.

В пункте втором Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета сказано: «Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер иного характера для принуждения другого государства подчинить осуществление его суверенных прав или для получения от него каких бы то ни было преимуществ» [5].

Кроме того, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН обоснованно закреплено что «ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела любо-

го другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права» [6]. Данный тезис, закрепленный на международном уровне, также подтверждает, что желание оказать какое-либо давление на государство с помощью введения санкций или иным путем само по себе является прямым нарушением международных норм.

При этом международное право все чаще пользуется таким термином как односторонние ограничительные меры. Сейчас их принято понимать как контрмеры, которые применяются к государству, которое является нарушителем принципов и норм международного права, с целью принудить его вернуться к соблюдению своих обязательств [7].

Однако, по нашему мнению, односторонние ограничительные меры, которые были применены западными странами по отношению к Российской Федерации еще в 2014 году в своей сути не являются санкциями или контрмерами, которые должны работать как сдерживающий механизм, пресекающий неправомерную деятельность государства.

Отмечается, что санкции, которые были применены в отношении России не имеют за собой никакого международного механизма для правомерного наложения данных ограничений, и не регулируются нормами ответственности государств, которая закреплена в нормах международного права. Данные ограничительные односторонние меры по объективным причинам, с помощью ссылок на международные Декларации и иные акты можно признать незаконной и необоснованной попыткой внедриться в деятельность государства, его внешнюю и внутреннюю политику. В данном случае более подходящим является такой термин как «рестрикции».

В научной литературе термин «рестрикции», используется как синоним односторонних ограничительных мер, однако, мы полагаем, что смешение данных терминов

не вполне оправдано. Не многие ученые на сегодняшний день рассматривали данное понятие в своих научных исследованиях, однако, изучив имеющиеся точки зрения стоит отметить, что рестрикции часто применяются по отношению к целым отраслям экономики, политическим сферам государства, а также отдельным физическим и юридическим лицам. Также отмечается, что целью наложения рестрикций часто является не желание предотвратить неправомерное поведение и обеспечить безопасность на международной арене, а изменить политику государства, на которое направлены рестрикции в сторону более выгодную тем государствам, которые осуществляют наложение определенных ограничений. Думается, что данная политика не ведет к разрешению сложившихся конфликтов, и не содействует укреплению взаимопонимания среди различных стран, а лишь усугубляет конфронтацию, а также способствует возникновению новых противоречий и противостояний между государствами [8].

В силу всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что рестрикции не соотносятся с понятием санкций или односторонних ограничительных мер, поскольку они применяются вне факта правонарушения. Вопрос о правомерности применения рестрикций является дискуссионным, так как их применение не требует одобрения международного сообщества, а конкретные формы рестрикций определяются государством самостоятельно. Так, исходя из природы и целей введения рестрикций считаем, что они сами по себе могут быть основанием для применения санкций в отношении государства, использующего такие меры давления, так как подобные действия со стороны глав государств можно рассматривать как нарушение международного права, умышленное желание разрушить устоявшиеся связи между государствами в собственных целях и интересах.

В настоящее время в отношении России введено больше санкций, чем когда-либо вводилось в отношении других стран. С нашей точки зрения, вводимые меры имеют мало общего с санкциями и контрмера-

ми. Мы полагаем что, вводя определенные является рестрикциями и соответственно ограничения, именуемые очередными па- является неправомерным. кетами санкций, а также открыто высказы- В заключении следует отметить, что та-

вая мнение о их необходимости и обосно- кие понятия как санкции и рестрикции не ванности, страны, осуществляющие санк- являются сходными и их смешивание не-ционирование, пытаются надавить на допустимо. Санкции должны применяться определенные структуры, а также органы в качестве ограничителя, меры ответ-Российской Федерации для того, чтобы ственности в случае доказанного наруше-внешняя политика нашей страны стала бо- ния государством конкретных междуна-лее подходящей под мнение и задачи дру- родно-правовых норм и обязательств, а не гих государств. Все это в полной мере про- для удовлетворения политических потреб-тиворечит сути международных санкций, ностей, интересов и амбиций отдельных

государств и их руководителей.

Библиографический список

1. Клюкников А.Ю. Становление международного права через развитие международных судов // Российский судья. - 2021. - № 7. - C. 48.

2. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Основные вопросы общей теории социалистического права. - Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1972. - 257 с.

3. Основные проблемы современного международного права / Левин Д.Б.; Под ред.: Гайдуков Д.А. - М.: Госюриздат, 1958. - 275 c.

4. Europa, Common and Foreign Security Policy, Sanctions Policy. Council of the European Union, 'Basic Principles on the Use of Restrictive Measures (Sanctions)', 10198/1/04, Brussels, 7 June 2004. Council of the European Union, the EU Best Practices for the effective implementation of restrictive measures', 11679/07, Brussels, 9 July 2007. (дата обращения: 20.05.24).

5. Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, Принята резолюцией 2131 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года (дата обращения: 20.05.24).

6. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года (дата обращения: 20.05.24).

7. Кадышева О. В. Доктринальные аспекты односторонних ограничительных мер и перспективы их оспаривания в рамках ВТО // Закон. - 2022. - № 8. - С. 26.

8. Семенова Н. К., Марченкова Е. А., Грачева И. Санкции, односторонние ограничительные меры и рестрикции в международном праве // МНИЖ. - 2022. - №8 (122). DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.122.91.

TO THE QUESTION OF SANCTIONS AND RESTRICTION IN INTERNATIONAL

LAW

N.K. Semenova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

M.I. Solomyanova, Student

K.E. Tsiolkovsky Kaluga State University

(Russia, Kaluga)

Abstract. In this article different features, by which such definitions as sanctions, restriction and restrictive measures are distinguished in relation to their application in international law, are considered. The article analyzes different approaches of scholars to understanding the structure and content of these concepts. The elements and attributes that are considered in the application of sanctions are defined, the essence of which is studied on historical examples.

Keywords: sanctions, restriction, application of sanctions, coercive measures, public administration, international law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.