46 ЗНиСО сентябрь №9 (234)
t± -Р
3
К ВОПРОСУ О САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ КАНЦЕРОГЕНООПАСНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В Г. МОСКВЕ
С.Г. Фокин, А.В. Цырулин, Д.А. Толмачев, О.В. Моргачев, Е.Н. Игнатова PECULIARITIES OF FORMATION OF OCCUPATIONAL DISEASES IN MOSCOW
S.G. Fokin, A.V. Tsyrulin, D.A. Tolmachev, O.V. Morgachev, E.N. Ignatova
Управление Роспотребнадзора по городу Москве
Проанализированы результаты санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных организаций в г. Москва. Показано, что подавляющее большинство выявленных канцерогенооо-пасных объектов — это промышленные предприятия, количество которых к концу 2011 г. составило 530 (8,25 % от общего количества объектов надзора промышленного профиля). При выявлении канцерогеноопасных предприятий не учитываются объекты непроизводственной сферы, которые также необходимо относить к данной категории. Сделан вывод о необходимости полного комплексного осуществления работ по паспортизации канцерогеноопасных организаций и формированию баз данных.
Ключевые слова: профилактика, онкологическая заболеваемость, паспортизация канцерогеноошсных организаций в г. Москва, профессиональная заболеваемость.
The results of sanitary certification of carcinogenic hazardous organizations in Moscow. It is shown that the vast majority of the identified carcinogenic hazardous objects are the industrial enterprises, whose number at the end of 2011 was 530, or 8,25 % of the total number of supervised industrial facilities. Of them were issued 330 sanitary passports. At the same time, when detecting the carcinogenic hazardous enterprises, the nonproduction sphere (which should also be taken into account in this category), were not taken into consideration. It is concluded that there is a need for full comprehensive work on certification of carcinogenic hazardous organizations and creating databases.
Keywords: prevention, Cancer incidence, certification of carcinogenic hazardous organizations in Moscow, professional disease.
В условиях модернизации экономики, расширения и реконструкции старых и создания новых производств, увеличения доли населения, проживающего на промышленных территориях,
продолжает оставаться актуальной и обостряется проблема воздействия на людей, в т. ч. работающих, канцерогенных факторов. Единственным действенным механизмом снижения онкологиче-
сентябрь №9 (234) ЗНифО
47
ской заболеваемости — одного из ведущих факто-н— ров смертности — на сегодняшний день является 5 профилактика.
В целях профилактики онкологической заболеваемости как популяции в целом, так и, прежде = всего, населения промышленных территорий, при непосредственном участии органов и учреж-^ дений Роспотребнадзора проводится санитарно-^Е гигиеническая паспортизация канцерогеноопас-^ ных организаций.
Санитарно-гигиеническая паспортизация ° канцерогеноопасных организаций — это система санитарно -эпидемиологических (профилактических) мероприятий по выявлению и учету организаций и их структурных подразделений (цехов, участков, рабочих мест и т. д.), а также технологических процессов, где работники могут подвергаться воздействию канцерогенных факторов.
Паспортизация ведется в Москве с 1998 г. в связи с выходом соответствующего нормативного документа (ГН 1.1.725—98 «Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека»), регламентирующего ее необходимость, а также вступлением в действие Постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 13 апреля 1999 г. № 25 «О проведении санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных производств в г. Москве».
В настоящее время санитарно-гигиеническая паспортизация осуществляется в соответствии с СанПиН 1.2.2353—08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» в рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. По ее результатам формируется база данных о кан-церогеноопасных организациях.
20 июня 2009 г. были введены в действие Методические указания МУ 2.2.9.2493—09 «Санитарно-гигиеническая паспортизация кан-церогеноопасных организаций и формирование банков данных».
Протоколом Всероссийского совещания специалистов по гигиене труда, проведенного в декабре 2010 г., руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту было предложено принять меры к полному осуществлению работ по паспортизации канцерогеноопас-ных производств и формированию баз данных о канцерогеноопасных организациях, обратив особое внимание на должное качество составляемых паспортов.
В конце 2011 г. в г. Москва насчитывалось 530 канцерогеноопасных объектов (предприятий, где производятся и/или применяются канцерогенные вещества, продукты), что составляет 8,25 % от общего количества объектов надзора промышленного профиля. В контакте с канцерогенами работает 22617 тыс. человек (1,94 % от общего числа промышленных рабочих), 27,3 % из которых составляют женщины (6168 тыс. работниц).
По состоянию на 1 января 2012 г. в Москве оформлены и согласованы 330 санитарно-
гигиенических паспортов (на 01.01.2011 г. — 385, на 01.01.2010 г. - 379, на 01.01.2009 г. - 378, на 01.01.2008 г. - 374, на 01.01.2007 г. - 392 паспорта), что составляет 80,7 % объектов, подлежащих паспортизации (на 01.01.2011 г. - 72,4 %; 01.01.2010 г. - 67,2 %; на 01.01.2009 г. - 67,1 %; на 01.01.2008 г. - 66,4 %).
Ниже приведены проблемы, препятствующие в полной мере осуществлению паспортизации и формирование баз данных канцерогеноопасных организаций:
1. Традиционно паспортизацией занимаются специалисты по гигиене труда, подавляющее большинство выявленных канцерогенооопасных объектов - это промышленные предприятия. При этом не учитывается большой пласт непроизводственных объектов, которые также необходимо относить к данной категории.
2. В соответствии с терминами и определениями, включенными в информационное приложение 1 к СанПиН 1.2.2353—08, ни профиль объекта, ни количество работников не являются определяющими факторами при отнесении организации (предприятия) к канцерогеноопасным. Среди канцерогеноопасных объектов могут быть и лечебно-профилактические, пищевые, образовательные учреждения и др.
Для полноценного охвата паспортизацией канцерогеноопасных объектов необходимо:
- неукоснительное соблюдение принципа комплексности при проведении плановых мероприятий по контролю;
- включение требования о проведении паспортизации в предписания, выдаваемые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, работники которых подвергаются или могут подвергнуться воздействию канцерогенных факторов, и/или при наличии потенциальной опасности загрязнения окружающей среды канцерогенами;
- строгий контроль за соблюдением организациями любого профиля, имеющими признаки канцерогеноопасности, требований СанПиН 1.2.2353—08 при получении ими разрешительной документации, в т. ч. лицензий и санитарно-эпидемиологических заключений.
В целях совершенствования данной работы Управлением Роспотребнадзора по г. Москве изданы Приказ от 09 сентября 2011 г. № 111 «О санитарно-гигиенической паспортизации кан-церогеноопасных организаций в городе Москве и формировании банка данных» и Письмо от 9 сентября 2011 г. № 03-10/1318 «О проведении санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных организаций и формировании банков данных» для органов и организаций, обеспечивающих федеральный санитарно-эпидемиологический надзор на территории Москвы.
Порядок проведения паспортизации, определенный МУ 2.2.9.2493—09, предусматривает тесное взаимодействие Управлений Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации при осуществлении паспортизации и формиро-
48
ЗНиСО сентябрь №9 (234)
вании двухуровневой системы банков данных, а также использование единого для всех субъектов и территорий программного обеспечения. Ввиду отсутствия необходимого программного обеспечения работа по формированию территориальных и региональных банков данных в настоящее время выполняется на бумажных носителях, что значительно снижает ее прикладную эффективность.
В настоящее время порядок взаимодействия по данному направлению выработан только в отдельных субъектах Российской Федерации, в то время как на других территориях, в т. ч. и в Москве, все еще требуются разработка и принятие соответствующих совместных решений руководства Управлений Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».
Никто, кроме врачей-гигиенистов, не способен взять на себя работу по паспортизации, которая, по сути, является инвентаризацией канцерогенных воздействий и лежит в основе последующих анализа, оценки риска населению и разработки комплексных региональных программ профилактики рака, без которых снижение канцерогенной опасности невозможно. В связи с этим следует отметить, что мероприятия по паспортизации представляют собой лишь часть системы информационного обеспечения для принятия обоснованных управленческих решений по снижению онкозаболеваемости и канцерогенных воздействий.
Другую часть этой системы составляют данные регионального канцеррегистра, где накапливаются сведения о заболевших людях, уровне заболеваемости и смертности в регионе и др. Часть важных составляющих информационной системы в настоящее время отсутствует (регистр лиц, имевших и имеющих профессиональный контакт с канцерогенами, онкогенетический регистр, а также банк данных о канцерогенных веществах). Кроме того, неотъемлемым этапом оценки канцерогенного риска здоровью населения является анализ и оценка онкологической заболеваемости.
Получение достоверных сведений об уровне заболеваемости раком, в т. ч. профессиональным, выявление его на ранних стадиях, невозможно без участия онкологов в проведении периодических медицинских осмотров (ПМО). Между тем, во многом в связи с неукомплектованностью лечебно-профилактических организаций онкологами, их участие в проведении ПМО лиц, контактирующих с канцерогенами, остается проблемой. Так, в 2011 г. при проведении ПМО в Москве из 22 617 тыс. работающих в условиях воздействия канцерогенных факторов, онкологами осмотрено всего 7 110 тыс. человек (31,4 %). В ряде административных округов онкологи практически не участвуют в периодических медицинских осмотрах работников.
Вопрос качества проводимых периодических медицинских осмотров также весьма актуален. В
2011 г. в Москве не зарегистрировано случаев профессиональных новообразований. В 2007 и 2008 гг. ^ зарегистрировано по 1 случаю (0,95 и 0,6 % соот- Э ветственно), в 2006 г. профессиональные новообразования не регистрировались. Вместе с тем, по данным иностранных источников, показатели профессиональной онкозаболеваемости существенно выше. Решение вопроса по этому направлению является одним из приоритетных.
Наряду с необходимостью совершенствования всех элементов системы информационного обеспечения, сегодня органам исполнительной власти как федерального, так и регионального уровней следует консолидировать и направлять усилия на переход от разрозненных мероприятий к разработке комплексных программ профилактики новообразований, из-за отсутствия которых предпринимаемые усилия будут малоэффективны и неоправданны по материальным и физическим затратам, вкладываемым для осуществления паспортизации канцерогеноопасных производств и ведения клинического канцеррегистра.
Создание упорядоченной системы профилактики рака, в т. ч. профессионального, позволит наладить механизм управления онкозаболеваемо-стью и канцерогенными воздействиями, а также обеспечит своевременное выявление онкологических заболеваний для успешного проведения профилактических и лечебных мероприятий, снижения показателей заболеваемости и смертности населения промышленных территорий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Измеров Н.Ф. Сохранение здоровья работающих России как основа государственной стратегии в решении проблемы трудовых ресурсов //Материалы VIII Всероссийского Конгресса «Профессия и здоровье»: Москва, 25—27 ноября 2009 г. Москва. 2009. С. 5—8.
2. Измеров Н.Ф. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года («Стратегия 2020») и сохранение здоровья работающего населения //Материалы XI Всероссийского Конгресса «Профессия и здоровье»: Москва, 6—8 декабря 2011 г. Москва, 2011. С. 5—8.
3. О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2010 году. Информационный сборник статистических и аналитических материалов. М., 2011. 76 с.
Контактная информация:
Цырулин Андрей Владимирович, тел.: 8 (495) 616-54-29, e-mail: [email protected]
Contact information: Tsyruîm Andrey, phone: 8 (495) 616-54-29, e-mail: [email protected]