Научная статья на тему 'К вопросу о рынке транспортных услуг государств - членов ЕАЭС'

К вопросу о рынке транспортных услуг государств - членов ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ / ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / TRANSPORT SERVICES MARKET / EURASIAN ECONOMIC UNION / REGIONAL INTEGRATION ASSOCIATIONS / INDICATORS OF DEVELOPMENT / EXPORT AND IMPORT OF TRANSPORT SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завгородний Александр Федорович

В статье рассматривается рынок транспортных услуг государств членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Автором проанализированы достижения и нерешенные вопросы в этой отрасли и дана сравнительная характеристика состояния рынка транспортных услуг стран членов ЕАЭС и ведущихгосударствмира. Обозначены приоритеты реализации Основных направлений скоординированной (согласованной) транспортной политики государств членов ЕАЭС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE MARKET OF TRANSPORT SERVICES OF MEMBER STATES OF THE EEU

The article deals with the market of transport services of the EAEU member States: its formation and development. The achievements an d unresolved issues in this industry are analyzed. The comparative characteristic of the state of the market of transport services of the member States of the EEC and the leading States of the world is given. The priorities of the implementation of the Main directions of the coordinated (coordinated) transport policy of the EAEU member States are revealed

Текст научной работы на тему «К вопросу о рынке транспортных услуг государств - членов ЕАЭС»

S «

S

S о

X

S

л S

о

X X

W

S

Сн

со О

и

W

£

0

с

W

3

1

л

<

£ н

УДК 339.5

к вопросу о рынке транспортных УСЛУГ ГОСУДАРСТВ - членов еаэс

Завгородний Александр Федорович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры международных экономических отношений, д.ист.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, e-mail: alaxta@mail.ru

В статье рассматривается рынок транспортных услуг государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Автором проанализированы достижения и нерешенные вопросы в этой отрасли и дана сравнительная характеристика состояния рынка транспортных услуг стран - членов ЕАЭС и ведущих государств мира. Обозначены приоритеты реализации Основных направлений скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов ЕАЭС

Ключевые слова: рынок транспортных услуг; Евразийский экономический союз; региональные интеграционные объединения; показатели состояния развития;экспорт и импорт транспортных услуг

ON THE ISSUE OF THE MARKET

OF TRANSPORT SERVICES OF MEMBER STATES OF THE EEU

Zavgorodny Alexander F.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of International Economic Relations, Doctor of Historical Sciences, Professor, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, e-mail: alaxta@mail.ru

The article deals with the market of transport services of the EAEU member States: its formation and development. The achievements an d unresolved issues in this industry are analyzed. The comparative characteristic of the state of the market of transport services of the member States of the EEC and the leading States of the world is given. The priorities of the implementation of the Main directions of the coordinated (coordinated) transport policy of the EAEU member States are revealed

Keywords: transport services market; Eurasian Economic Union; regional integration associations; indicators of development; export and import of transport services

Для цитирования: Завгородний А.Ф. К вопросу о рынке транспортных услуг государств -членов ЕАЭС // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 48-53.

В XXI веке при активном формировании региональных интеграционных группировок интерес привлекает интеграция стран-членов ЕАЭС (далее - Союз) в сфере транспорта. Национальная территория стран-участниц дает возможность реализовать скоординированную политику в сфере транспорта. Цель успешного выполнения политики - укрепление экономической интеграции, поэтапное создание единого транспортного пространства, рынка транспортных услуг, основанных на принципах конкуренции открытости, безопасности, доступности.

Как бы ни складывались отношения между государствами в Союзе, повышение экономического роста требует опережающего развития транспортных услуг для удовлетворения растущего спроса на перевозки в условиях увеличивающегося объема производства товаров. Мировая практика показывает, что прирост промышленного производства на 1 % вызывает увеличение объема перевозок на 1,5-1,7 % [1].

Решениями Евразийского межправительственного совета от 14 августа 2017 г. и от 25 октября 2017 г. утверждены планы мероприятий («дорожные карты») по реализации Основных направлений, предусматривающие конкретные меры

по созданию в ЕАЭС единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг в сфере транспорта. Основные направления определяют условия и этапы дальнейшего формирования и развития единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг Союза в сфере автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта с учетом различий международного правового регулирования, технологических особенностей различных видов транспорта и состояния транспортной инфраструктуры государств-членов.

При проведении Транспортной недели в Москве 22 ноября 2018 г. между Россией и Арменией подписано Соглашение о создании и деятельности Международного бюро по расследованию авиационных происшествий и серьезных инцидентов. В ходе заседания Евразийского межправительственного совета 1 февраля 2019 г. подписано Соглашение о судоходстве [2].

Следует отметить, что реализуются мероприятия, направленные на развитие воздушного сообщения, обеспечение справедливой и добросовестной конкуренции, формирование общего рынка услуг воздушного транспорта Союза. Также одобрен Перечень сфер, регулирование которых осуществляется

законодательством государств - членов ЕАЭС. В настоящее время согласованы меры, направленные на обеспечение свободы транзитных автомобильных перевозок грузов перевозчиками одного государства - члена Союза через территории других государств-членов, прорабатываются общие подходы по урегулированию спорных ситуаций, возникающих на внешней границе Союза с перевозчиками третьих стран.

Совместное ключевое направление стран - членов Союза рынка транспортных услуг - внедрение современных цифровых технологий, включающих в себя:

а) интеллектуальные транспортные системы;

б) цифровую логистику;

в) систему электронного обмена информацией и документооборота;

г) внедрение электронной накладной;

д) онлайн-сервисы, основанные на принципе «единого окна» [3].

Характеризуя современный транспортный рынок стран - членов ЕАЭС следует отметить: во-первых, низкую плотность действующих путей сообщения; во-вторых, незначительный уровень развития рынка транспортных услуг; в-третьих, низкие показатели транспортных услуг в мировом экспорте и импорте; в-четвертых, значительный вклад транспортной отрасли в ВВП Союза.

Характерным показателем состояния развития рынка транспортных услуг стран - членов ЕАЭС выступает протяжённость действующих путей сообщения. Общая протяжённость действующих путей сообщения ЕАЭС по данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) представлена в табл. 1 [4]:

Анализ данных табл.1, показывает, что наилучший показатель плотности действующих автомобильных, железнодорожных и трубопроводных путей сообщения из стран-членов, входящих в ЕАЭС, достигнут в Беларуси. Это позволяет её транспор-тно-логистическому комплексу быть наиболее подготовленным для реализации принципа «четырёх свобод» [5] ЕАЭС. В России и Казахстане низкая плотность действующих путей сообщения является следствием значительного масштаба территорий и недостаточных темпов инфраструктурного строительства (табл. 2) [6] .

Анализируя показатели, о плотности действующих автомобильных, железнодорожных и трубопроводных путей сообщения в интеграционных объединениях мира, следует отметить, что страны - члены ЕАЭС уступают государствам - членам Евросоюза и NAFTA, что наглядно представлено в табл. 3 [7] .

Анализируя объём транспортного рынка Беларуси, Казахстана, России можно констатировать, что он в 3,6 раза меньше американского, в 3,7 раза меньше европейского рынка и в 3,8 раза меньше китайского (табл. 4). Доля совокупных транспортных издержек ВВП «тройки» в среднем находится на уровне 20 %. В Казахстане данный показатель равен примерно

25 %, по странам мира он составляет примерно 11,0 %, в США - 7,6 , в Евросоюзе - 9,1 , в Китае - 14,3 %. Степень развития практики аутсорсинга транспортных услуг в «тройке» является недостаточной. При общемировой доле аутсорсинга в объёме транспортного рынка в 54,9 % соответствующий показатель Беларуси, Казахстана и России составляет около 35 %, что на 29,6 п.п. ниже уровня стран-членов Евросоюза и на 46,3 п.п. - уровня США.

Характерным показателем выступает доля экспорта транспортных услуг в мировом экспорте транспортных услуг. По этому показателю страны - члены ЕАЭС значительно уступают таким интеграционным объединениям как Евросоюз, NAFTA и АСЕАН (табл. 5).

Интеграционные процессы в транспортной отрасли способствовали укреплению позиций стран -членов ЕАЭС в мировом экспорте транспортных услуг, в котором доминируют страны Евросоюза. Интеграционные объединения АСЕАН и NAFTA, уступающие ЕАЭС по глубине интеграции, значительно превосходят по степени своей вовлеченности в мировой экспорт транспортных услуг, что свидетельствует о сохраняющейся низкой конкурентоспособности стран - членов ЕАЭС в региональных и глобальных цепочках стоимости.

В 2013-2018 гг. отмечено снижение вовлеченности стран - членов ЕАЭС в мировой импорт транспортных услуг (табл. 6) [10].

Снижение доли стран - членов ЕАЭС в мировом импорте транспортных услуг явилось следствием определённой переориентации контрагентов ЕАЭС с использования услуг от провайдеров третьих стран на внутренние источники перевозок. Эту ситуацию можно объяснить следующим:

- во-первых, для расширения и углубления интеграции в ЕАЭС данное замещение оправдано;

- во-вторых, с точки зрения эффективности такое замещение может привести лишь к ухудшению конкурентоспособности ЕАЭС и временной потере части транзитных объёмов ввиду неспособности перевозчиков ЕАЭС обеспечить должный уровень услуг перевозок.

Вклад транспортной отрасли в ВВП стран -членов ЕАЭС превосходит соответствующий показатель для других интеграционных объединений - АСЕАН, Евросоюза, NAFTA и MERCOSUR (табл. 7) [11].

Как видно из данных табл. 7, вклад транспортной отрасли в ВВП стран - членов ЕАЭС суммарно превышает соответствующие значения Евросоюза, АСЕАН, MERCOSUR и NAFTA. Среднегодовые темпы прироста доли транспортной отрасли в ВВП ЕАЭС за 2013-2018 гг. составили 2,5 %. Во многом рост доли транспортной отрасли в ВВП ЕАЭС явился следствием географических особенностей стран Союза, характеризующихся большими расстояниями перевозок, с которыми могут сравниться только страны - члены NAFTA (США, Канада, Мексика). Однако в структуре грузоперевозок ЕАЭС доминируют

Таблица 1

Сравнительная характеристика действующих путей сообщения стран - членов ЕАЭС

Показатель Протяженность, тыс. км % от мирового показателя Примечание

Автодороги 1609 около 2,5

Железнодорожные пути 107 7,8 % 46 % электрифицировано

Магистральные трубопроводы 289,3 примерно 11 %

Таблица 2

Плотность действующих путей сообщения в странах - членах ЕАЭС в 2018 г. (км/1000 км.2)

Страны Автодороги Железные дороги Трубопроводы

Армения 262 24,6 7,5

Беларусь 417 26,5 41,9

Казахстан 31,4 5,5 8,21

Кыргызстан 94,8 2,1 4,9

Россия 85,0 5,0 14,9

ЕАЭС 83,5 5,3 14,3

Таблица 3

Плотность действующих путей сообщения в интеграционных объединениях мира

в 2018 г. (км/1000 км) [8]

Автодороги Железные дороги Трубопроводы

АСЕАН 307,1 5,1 10,5

ЕВРОСОЮЗ 321,3 52,2 55,1

ЕАЭС 83,5 5,3 14,3

MERCOSUR 158,3 5,9 5,8

NAFTA 385,4 18,0 110,0

Таблица 4

Основные показатели развития транспортного рынка стран - членов Евросоюза, США, Китая и «тройки» в 2018 г. ($ млрд)

Страны ВВП в текущих ценах Объем транспортного рынка Совокупные транспортные издержки в ВВП Объем рынка транспортно-логистического аутсорсинга

Всего В том числе: 75590,2 7322 8450,6 4027,0

Беларусь 76,1 1,1 15,2 нет данных

Евросоюз 16222,0 1197,9 1487,6 773,9

Казахстан 227,4 10,0 56,8 нет данных

Китай 10351,1 1210,6 1486,8 593,2

Россия 2030,1 307 382,5 99,7

США 17348,1 1141,9 1332 928,3

Таблица 5

Доля экспорта транспортных услуг интеграционных объединений в мировом экспорте транспортных

услуг за 2013-2018 гг. (%) [9]

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Среднегодовые темпы прироста,%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АСЕАН 6,83 6,81 6,91 6,85 7,28 7,53 2,0

ЕС 2,43 2,55 2,76 2,9 2,89 2,7 2,1

ЕАЭС 43,41 43,62 41,72 42,8 42,91 41,72 - 0,8

MERCOSUR 1,0 1,06 1,03 1,04 1,04 1,01 0,2

NAFTA 10,3 10,48 10,79 10,85 10,72 11,13 1,6

Таблица 6

Доля импорта транспортно-логистических услуг интеграционных объединений в мировом импорте транспортно-логистических услуг за 2013-2018 гг. (%)

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Среднегодовые темпы прироста (%)

АСЕАН 8,41 8,73 9,0 8,89 9,23 9,46 2,4

ЕВРОСОЮЗ 1,55 1,71 1,79 1,84 1,6 1,42 -1,7

ЕАЭС 32,67 31,21 29,08 30,07 30,44 30,03 -1,7

MERCOSUR 2,1 2,27 2,37 2,36 2,14 1,92 -29,5

NAFTA 10,9 10,56 10,5 10,74 10,89 11,9 1,8

Таблица 7

Доля транспортной отрасли в ВВП интеграционных объединений за 2013-2018 гг. (%)

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Среднегодовые темпы прироста, %

АСЕАН 3,78 3,45 3,54 3,64 3,71 3,96 0,9

Евросоюз 6,71 5,88 6,02 6,1 6,9 7,58 2,5

ЕАЭС 4,96 4,89 4,93 5,0 5,07 5,11 0,6

MERCOSUR 4,18 3,84 3,82 2,9 4,13 3,25 - 4,9

NAFTA 4,41 4,38 4,45 4,53 4,56 4,61 0,9

сырьевые товары и промышленные полуфабрикаты, что с точки зрения создаваемой транспортом добавленной стоимости на 1 единицу перевозимого груза существенно ниже, чем в Евросоюзе и NAFTA, где более 70 % перевозимых грузов - готовые изделия [12].

Таким образом, евразийские интеграционные механизмы хоть и незначительно, все же способствовали росту экономических показателей транспортной отрасли как услуги через интенсификацию грузооборота и объёма грузоперевозок всеми видами транспорта через расширение несырьевой номенклатуры в их структуре, что явилось продолжением тренда роста значимости несырьевых товарных групп в динамике взаимной торговли стран - членов ЕАЭС.

Международный опыт по формированию Единого транспортного пространства (ЕТП) на европейской территории, результаты процесса формирования ЕТП и единого рынка транспортных услуг в странах - членах ЕАЭС свидетельствуют, что уровень развития транспорта в странах - членах ЕАЭС аналогичен периоду, происходившему в 1995-2001 гг. в Евросоюзе, который характерен тем, что были:

- сформулированы общие цели согласованной транспортной политики;

- разработаны и утверждены перспективные инфраструктурные проекты на транспорте;

- осуществлена частичная унификация транспортного законодательства, способствующего развитию и интеграции транспортных систем государств - членов интеграционного объединения;

- частично разрешены каботажные перевозки на автомобильном грузовом транспорте.

Следует констатировать, что экономические связи между государствами - членами

ЕАЭС обеспечиваются практически всеми видами транспорта, развитие которых осуществляется во взаимодействии с другими отраслями экономики (это машиностроение, топливная энергетика, аграрная промышленность, строительство, горная металлургия, сельское хозяйство и другие) и являются одним из важных факторов экономического роста.

Реализации Основных направлений скоординированной (согласованной) транспортной политики государства - члены ЕАЭС с учетом ряда приоритетов призвана осуществить [13]:

Создание и развитие евразийских транспортных коридоров посредством:

- согласованного установления государствами-членами транспортных коридоров и маршрутов;

- формирования перечня транспортных коридоров и маршрутов по предложениям государств-членов с утверждением его органом Союза;

- обеспечения технологической совместимости евразийских транспортных коридоров;

- координации планирования и диспетчеризации трафика;

- согласования привлекательных и гибких тарифных условий;

- упрощения процедур таможенного и иных видов контроля;

- развития прямых смешанных перевозок;

- внедрения интеллектуальных транспортных систем (в т.ч. информационных систем) и применения современных технических средств (технического оснащения), позволяющих упростить передачу информации о товарах и транспортных средствах;

- развития современного придорожного и сопутствующего сервиса;

- реализации и развития транзитного потенциала в рамках Союза, разработки

и реализации мер, направленных на расширение евразийских транспортных связей, обеспечение свободы транзита с учетом договоренностей государств-членов по вопросам развития различных видов транспорта, устранение барьеров и упрощение процедур, влияющих на перемещение пассажиров и грузов.

Координация развития транспортной инфраструктуры, в рамках которой государства-члены:

- взаимно информируют о планируемых к реализации проектах по созданию или совершенствованию объектов транспортной инфраструктуры;

- обеспечивают увязку планируемых к реализации кооперационных проектов по развитию объектов индустриально-инновационной инфраструктуры (промышленных кластеров, индустриальных парков и технопарков) с реализуемыми и планируемыми к реализации проектами создания объектов транспортной инфраструктуры в государствах-членах;

- обеспечивают устранение «узких мест» сопредельной инфраструктуры, техническое оснащение стыковых пунктов и пунктов пропуска с учетом экономической целесообразности;

- обеспечивают создание логистических центров и транспортных организаций, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозки, взаимное информирование о реализации национальных проектов и программ, направленных на развитие транспортно-логистической инфраструктуры государств-членов, увеличение доли государств-членов на глобальном рынке транс-портно-логистических услуг;

- обеспечивают привлечение и использование кадрового потенциала, путем создания условий для рационального использования высокопрофессиональных специалистов в области транспорта, гармонизации профессиональных и квалификационных требований к специалистам, путем развития сотрудничества в сфере обучения, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, развития конкурентоспособных центров, обеспечивающих подготовку кадров и повышение квалификации персонала.

Развитие науки и инноваций в сфере транспорта, в том числе:

- обеспечить создание условий для планирования и проведения совместных исследований в целях разработки и внедрения инновационных технологий и интеллектуальных транспортных систем, скоростных и высокоскоростных транспортных систем, информационных технологий организации перевозок, беспилотных транспортных средств;

- обеспечить расширение научно-технического сотрудничества, обмена информацией, передовым опытом («ноу-хау») с целью развития транспортных технологий.

Успешное разрешение возникающих проблем среди стран - членов ЕАЭС на рынке транспортных услуг позволит занять достойное место среди

ведущих интеграционных объединений мира в этом сегменте. На сегодняшний день мировой транспортный рынок оценивается примерно в $3 трлн, что составляет 7 % мирового ВВП [14].

Библиографический список:

1. Об Основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов Евразийского экономического союза. URL: http://docs.cntd.ru/ document/456056120 (дата обращения: 31.10. 2019).

2. Сотрудничество в области транспорта с государствами-членами ЕАЭС. URL: https://www.mintrans.ru/ activities/69/88 (дата обращения: 03.11.2019).

3. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 01.11.2019).

4. Медков А.А. Проблемы и противоречия сопряжения социально-экономического развития России с другими странами ЕАЭС // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 12 (74). С. 237.

5. Четыре свободы - это свобода движения товаров, свобода движения услуг, свобода перемещения трудовых ресурсов, свобода движения капитала. URL: https://study.shmat.by/4-ekonomicheskie-svobodyi-es/

6. Составлено на основе данных национальных статистических агентств стран ЕАЭС, ЕЭК, комитета СНГ и ЕАБР. URL: http://www.armstat.am, http://www. belstat.gov.by, http://www.stat.gov.kz, http://www.stat. kg, http://www.gks.ru, http://www.eurasiancommission. org, http://www.cisstat.com, http://www.eabr.org (дата обращения: 31.10.2019).

7. Составлено на основе данных национальных статистических агентств стран-членов АСЕАН, ЕС, ЕАЭС, NAFTA, MERCOSUR. URL: http://www.armstat.am, http://www.belstat.gov.by, http://www.stat.gov.kz, http:// www.stat.kg, http://www.gks.ru, http://ec.europa.eu/, http://www.bea.gov/, http://www5.statcan.gc.ca/, http:// www.economia.gob.ar/, http://seriesestatisticas.ibge.gov. br/, http://www.ine.gub.uy/, http://www.dgeec.gov.py/, http://www.bps.go.id/, https://www.statistics.gov.my, www.inegi.org, http://www.singstat.gov.sg (дата обращения: 01.11.2019).

8. Составлено на основе данных национальных статистических агентств стран-членов АСЕАН, ЕС, ЕАЭС, NAFTA, MERCOSUR. URL: http://www.armstat.am, http://www.belstat.gov.by, http://www.stat.gov.kz, http:// www.stat.kg,http://www.gks.ru, http://ec.europa.eu/, http://www.bea.gov/, http://www5.statcan.gc.ca/, http:// www.economia.gob.ar/, http://seriesestatisticas.ibge.gov. br/, http://www.ine.gub.uy/, http://www.dgeec.gov.py/, http://www.bps.go.id/, https://www.statistics.gov.my, www.inegi.org, http://www.singstat.gov.sg (дата обращения: 31.10.2019).

9. Составлено на основе данных ЮНКТАД. URL: http:// unctad.org/en/Pages/statistics.aspx (дата обращения: 02.11. 2019).

10. Составлено на основе данных ЮНКТАД. URL: http:// unctad.org/en/Pages/statistics.aspx. (дата обращения: 02.11.2019)

11. Составлено на основе данных национальных статистических агентств стран-членов АСЕАН, ЕС, NAFTA, MERCOSUR, ЕАЭС и ВТО. URL: http:// ec.europa.eu/eurostat/, http://www.bea.gov/, http:// www5.statcan.gc.ca/, www.inegi.org, http://www. economia.gob.ar/, http://www.singstat.gov.sg/, http:// www.bps.go.id/,https://www.statistics.gov.my, http:// www.armstat.am,http://www.belstat.gov.by, http:// www.stat.gov.kz,http://www.stat.kg, http://www.gks.ru, http://stat.wto.org/ (дата обращения: 02.11.2019).

12. Транспортный потенциал Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/

Documents/Транспорт.pdf (дата обращения: 02.11. 2019).

13. Об Основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов Евразийского экономического союза. URL: http://docs.cntd.ru/ document/456056120 (дата обращения: 31.10. 2019).

14. Уркимбаев А. За счет логистики в странах-членах Таможенного союза формируется 10-12% ВВП / URL: https://stanradar.com/news/full/7130-za-schet-logistiki-v-stranah-chlenah-tamozhennogo-sojuza-formiruetsja-10-12-vvp.html?page=201 (дата обращения: 03.11. 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.