Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РОЛИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА В ОБЩЕРОССИЙСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПЕРИОД КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕВОГО КРЫЛА КАВКАЗСКОЙ КОРДОННОЙ ЛИНИИ)'

К ВОПРОСУ О РОЛИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА В ОБЩЕРОССИЙСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПЕРИОД КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕВОГО КРЫЛА КАВКАЗСКОЙ КОРДОННОЙ ЛИНИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / КАВКАЗСКАЯ КОРДОННАЯ ЛИНИЯ / ХРАМЫ / КИЗЛЯР / КРЕПОСТИ / КАВКАЗСКАЯ ПОЛИТИКА / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Магомед Магомедович, Газиева Абидат Абдулаевна

Статья посвящена деятельности Русской Православной Церкви в крепостях и укреплениях левого крыла Кавказской кордонной линии в XVIII - первой половине ХIХ в. В статье показано, что миссионерская деятельность Русской Церкви была основана на принципах толерантности в отношении местных народов и ислама. Анализируя деятельность Церкви на кордонной линии, стоит отметить, что изначально храмы на ней возводились как полковые, при воинских подразделениях, с целью поддержания морально-нравственных ценностей среди православных солдат. Российским правительством при основании первых крепостей Кавказской линии кордонные укрепления рассматривались как укрепленные пункты противостояния, которые, по их мнению, можно было использовать лишь как разделительную черту между войсками и горцами. В начале XIX в. основополагающая идея кавказской политики трансформировалась от оборонной к гражданской колонизации региона, где деятельность Церкви была представлена шире, чем просто курирование и соблюдение духовных нужд военнослужащих. Церкви, как гражданские, так и воинские, участвовали в сложном процессе аккультурации в регионе, где по средствам своего функционирования раздвигали границы представления и восприятия горцев о России, выполняли миссионерскую деятельность в распространении православия, поддерживали обрядово-бытовую жизнь православного населения края, гражданского и военного. Деятельность Церкви распространялась и на вопросы распространения образования, что в целом имело положительную динамику для региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE INTEGRATION OF THE EASTERN CAUCASUS INTO THE RUSSIAN CULTURAL SPACE DURING THE CAUCASIAN WAR (WITH THE EXAMPLE OF THE LEFT WING OF THE CAUCASIAN CORDON LINE)

This article studies the activities of the Russian Orthodox Church in fortresses and strongholds of the left wing of the Caucasian Cordon Line in the 18th - rst half of the 19th centuries. It shows that the missionary work of the Russian Church was based on the principle of tolerance towards native people and Islam. In the analysis of the activity of the church on the Cordon Line, one should note that originally churches there were built as belonging to regiments and for military units in order to maintain spiritual and moral values of Orthodox soldiers. When building the rst fortresses of the Caucasian line, the Russian government saw the cordon lines as the space for armed confrontation which in their opinion could be used as a division line between the troops and the highlanders. At the beginning of the 19th century, the main idea of the Caucasian policy transformed from defence to the civil colonisation of the region, where the role of the church was broader than mere support of spiritual needs of the military. Churches, both civil and military, took part in the complex process of cultural assimilation in the region, broadened the concepts and ideas of the highlanders about Russia, carried out missionary activities in the spread of Christianity, maintained the rites and everyday life of the Orthodox population of the region, both civil and military. Activities of the church also included education, which was generally positive for the region.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РОЛИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ИНТЕГРАЦИИ ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА В ОБЩЕРОССИЙСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПЕРИОД КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕВОГО КРЫЛА КАВКАЗСКОЙ КОРДОННОЙ ЛИНИИ)»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Гасанов Магомед Магомедович, зав. кафедрой истории России ФГБОУ ВО Дагестанский государственный

университет

Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала

2022. Вып. 105. С. 31-41

Б01: 10.15382Миг112022105.31-41

mgasanov@list.ru https://orcid.org/0000-0002-1189-4797

Газиева Абидат Абдулаевна, мл. науч. сотрудник

Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала gazieva.abidat@mail.ru 0RCID:https://orcid.org/0000-0002-8109-2861

К вопросу о роли Русской Православной Церкви в интеграции Восточного Кавказа в общероссийское культурное пространство в период Кавказской войны (на примере левого крыла Кавказской кордонной линии)*

Аннотация: Статья посвящена деятельности Русской Православной Церкви в крепостях и укреплениях левого крыла Кавказской кордонной линии в XVIII — первой половине Х!Х в. В статье показано, что миссионерская деятельность Русской Церкви была основана на принципах толерантности в отношении местных народов и ислама. Анализируя деятельность Церкви на кордонной линии, стоит отметить, что изначально храмы на ней возводились как полковые, при воинских подразделениях, с целью поддержания морально-нравственных ценностей среди православных солдат. Российским правительством при основании первых крепостей Кавказской линии кордонные укрепления рассматривались как укрепленные пункты противостояния, которые, по их мнению, можно было использовать лишь как разделительную черту между войсками и горцами. В начале XIX в. основополагающая идея кавказской политики трансформировалась от оборонной к гражданской колонизации региона, где деятельность Церкви была представлена шире, чем просто курирование и соблюдение духовных нужд военнослужащих. Церкви, как гражданские, так и воинские, участвовали в сложном процессе аккультурации в регионе, где по средствам своего функционирования раздвигали границы представления и восприятия горцев о России, выполняли миссионерскую деятельность в распространении православия, поддерживали обрядово-бытовую жизнь православного населения края, гражданского и военного. Деятельность Церкви распространялась и

© Гасанов М. М., Газиева А. А., 2022.

* Статья подготовлена в рамках государственного задания «Восточный Кавказ в составе Российской империи: опыт интеграции и модернизации» FMSW-2022-0019.

М. М. Гасанов, А. А. Газиева

на вопросы распространения образования, что в целом имело положительную

динамику для региона.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Кавказская кордонная линия,

храмы, Кизляр, крепости, кавказская политика, Святейший Синод.

С момента постепенного освоения Российской империей территории Восточного Кавказа возникло ландшафтно-историческое явление — Кавказский фронтир1. С момента соприкосновения разных цивилизаций на Кавказском фронтире российская администрация сменила вектор кавказской политики с военно-политического подчинения к гражданской колонизации, которая по средствам аккультурации — бытовой, материальной, духовной культуры — вовлекала горцев в российское экономическое, политическое, правовое, культурное пространство.

В данной статье рассматривается деятельность Русской Православной Церкви на левом фланге Кавказской кордонной линии, то есть на территории Восточного Кавказа. Не следует рассматривать кордонную линию и фронтир в целом как зону военного противостояния, границу военного столкновения — ее функция была шире, а значение более многогранно. Предметом исследования является деятельность Церкви, кавказского командования в вопросах храмо-здания и миссионерской деятельности священников в этом регионе. Необходимость интеграции Восточного Кавказа в культурную среду Российской империи способствовала становлению совокупности комплекса мер по расширению и укреплению деятельности Церкви в поликультурной фронтирной зоне.

Одним из ключевых направлений в кавказской политике было распространение и поддержка христианства на освоенной территории, необходимость организовать систему приходского служения, а также, по мнению правительства, продвижение христианства и распространение его в тех племенах, которые были склонны к его принятию2. При этом правительство, особенно в годы царствования Александра I, проводило политику в вопросах распространения и поддержания православного христианства толерантно, не давая повода мусульманам полагать, что власть преследует их веру3.

История укрепления позиций Русской Церкви на Кавказе связана с появлением первых городков-крепостей. В 1735 г. по условию Гянджинского договора между Россией и Ираном была упразднена крепость Святого Креста на Агра-ханском заливе, все административные учреждения и военный гарнизон были переведены в Кизляр, который стал выполнять функции экономического, административного и культурного центра в регионе. Именно с территории Кизляр-щины (города Кизляра и прилегающих к нему станиц) началось строительство

1 Фронтир — область вблизи или за пределами нечеткой границы различающегося населения, место соприкосновения разных рас, народностей, непохожих языков и различного образа жизни.

2 Левое крыло Кавказской линии, Терская область, Прикаспийский край (Дагестанская область), Лезгинская кордонная линия: cб. док. Отдел редкой книги ИИАЭ ДФИЦ РАН. Б.м., б.г. С. 140.

3 Там же. С. 141.

Кавказской кордонной линии, которая, будучи контактной зоной, выполняла функции аккультурации в крае, в том числе и конфессиональной.

На время военных действий, согласно определению Святейшего Синода от 15 января 1733 г., для управления военным духовенством вводилась должность обер-полевого священника, которая в связи с переустройством армии, проведенным Павлом I, стала постоянной. Он следил за подготовкой кадров и за порядком совершения всех церковных таинств, например за тем, «дабы не венчали никого кроме одних полковых и тех не иначе как с письменного позволения командиров». По ходатайству генерал-губернатора П. С. Потемкина Святейший Синод разрешил возводить постоянные храмы на Кавказской линии.

Первоначально казачьи полки тоже пользовались походной церковью или переносным иконостасом, размещавшимся во временном помещении. В станицах сооружалась, как правило, деревянная разборная церковь, которая при необходимости могла переноситься в соседние поселения.

При расформировании воинского подразделения походная церковь упразднялась, иконы и утварь возвращались в приходской храм, антиминс передавался местному архиерею. Зачастую подобные молитвенные сооружения взводились без специальных проектов и планов, предполагающих соблюдение архитектурных правил и церковных канонов. Для поселений Кавказской линии это объяснялось сложной военно-политической обстановкой, отсутствием самостоятельной епархии, мастеров храмоздания, а также необходимостью переселяться из-за боевых действий. К 30-м гг. XIX в. Синод унифицировал требования к походным, переносным молитвенным сооружениям.

Со дня своего основания город Кизляр был призван стать и религиозным центром России на Кавказе. Город являлся передним краем распространения православия в регионе. В начале XIX в. православные молитвенные сооружения были представлены следующими постройками: крепостной Казанский собор, строительство которого велось параллельно с возведением крепости, Кресто-воздвиженский мужской монастырь, грузинская церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Станичная и Кладбищенская церкви святителя Николая Чудотворца. Две первые из перечисленных церквей были каменные. В грузинской церкви служба совершалась на церковнославянском языке, а Евангелие читалось на грузинском4.

Крестовоздвиженский монастырь основан архимандритом Даниилом в 1736 г. и первоначально функционировал как мужской. Целью создания монастыря было распространение православия на Северо-Восточном Кавказе. Финансировался монастырь из средств епархии, имел также собственное подсобное хозяйство — при монастыре были разведены многочисленные виноградники, приносившие доход монастырю. Кроме того, монастырь владел 2500 тыс. десятин пахотной землей, четырьмя лавками, которые сдавались внаем, и дачей.

В 30-е гг. XIX в. начинается период упадка монастыря в связи со сложными финансовыми проблемами и разорением города Гази-Магомедом в июне 1831 г. Разорение города привело часть монастырских земель в упадок, а другая

4 Шидловский Ю. Записки о Кизляре. Восточная литература. URL: http://www.vostlit.info/ Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Sidlovskij_Ju/text1.htm (дата обращения: 31.01.2022).

часть земель была роздана казакам ближайших станиц, что также негативно отразилось на экономическом положении монастырского хозяйства. Постепенное восстановление монастыря началось в пореформенный период к 80-м гг. XIX в. Хозяйственная жизнь монастыря наладилась, что привело к его обогащению. Основной доход монастыря состоял из прибыли, идущей с земли, которой он владел, с многочисленных виноградников.

В городе действовали и другие церковные учреждения. В 1748 г. в Кизляре была создана специальная комиссия по крещению. Как сообщают некоторые источники, в 1798 г. 11 тыс. карабахских меликов (дворян) приняли новую веру, и многие из них переселились в Кизляр5. Также в городе имелось духовное правление, которое курировало духовные вопросы на Кизлярщине. К 30-м гг. XIX в. в связи с разорением города все его ведомства и учреждения находились в тяжелом финансовом положении, не стало исключением и Кизлярское духовное правление6.

Городская администрация и духовенство всеми мерами старались проводить миссионерскую деятельность в городе и его окрестностях. Также в поле деятельности миссионеров входили прилегающие станицы — Червленная, Шелковская (Сарафаникова), Паравикшова, Новогладовская, Щедринская, Старогладов-ская, Курдюковская, Каргалиновская, Будовская, Бороздинская, которые входили в Терскую (Кизлярскую) кордонную линию.

Желая завоевать симпатии горцев и способствовать их переходу в православие, администрация города выдавала всем перешедшим в православие подарки и предоставляла льготы: уезжающим из Кизляра на родину давали деньги на проезд, с привозимых этими людьми товаров не брали пошлины; горцам, принявшим христианство и перешедшим в русское подданство (по указу сената от 1762 г.), «выдавалось единовременное пособие в виде материальной помощи»7.

Российская администрация на Кавказе в период возведения первых укреплений на левом крыле Кавказской кордонной линии не придавала большого значения культурной интеграции освоенных земель. Это было связано с тем, что кордонная линия в кавказской политике воспринималась как центр противостояния, военное укрепление, единственной задачей которого было отражать натиск непокорных горцев. Только после ходатайства генерал-аншефа губернатора П. С. Потемкина в 90-е гг. XVIII в. Синод дал разрешение на строительство храмов по Азово-Моздокской линии: «В потребных местах, в селах не меньше 500 душ, а также, чтоб к содержанию при них священно и церковнослужителей были изыскиваемы средства»8. То же касалось и постройки молитвенных сооружений на левом фланге линии.

5 Гаджиев Б. И. Царские и Шамилевские крепости в Дагестане. Эпоха. М., 2006. С. 46.

6 Очерки истории Астраханской епархии за 400 лет ее существования: в 2 т.: Очерки истории Астраханской епархии с 1902 по 2002 г. / под общ. ред. Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского. Ростов н/Д: Фолиант, 2002. Т. 2. С. 176—177.

7 Газиева А. А. К вопросу о мусульманских кварталах Кизляра в политике России в Дагестане в XIX веке // Исламоведение. 2016. Т. 7. № 1 (27). С. 95.

8 Гедеон (Докунин), митр. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992. С. 79.

В последующий период, в 20-е гг. XIX в., когда на смену тактике военного подчинения края пришла идея гражданской колонизации территорий, на первый план выдвинулась идея культурных контактов, интеграции, социально-экономической и культурной коммуникации. Именно в этот период начинается увеличение числа церквей на линии, как гражданских, так и военных. Далее последовал Указ Сената от 28 октября 1835 г. «О разрешении впредь строить деревянные церкви повсеместно»9.

В соответствии с волнами колонизации шел процесс строительства левого крыла Кавказской кордонной линии. Практически во всех крепостях и редутах были сооружены вначале походные, а затем стационарные церкви. Строительство храмов было необходимо для поддержки православного населения, для сохранения нравственности и морали в войсковой среде, а также служило распространению православия в крае.

Система управления религиозной жизнью на Кавказе была представлена следующим образом. Церкви полковые, казачьих подразделений, военных укреплений и станичные на территории Кавказского края находились в ведении военного ведомства. Полковые церкви в большинстве случаев были возведены на средства Военного министерства. Они были предназначены не только для военнослужащих, но и для всех тех, кто исповедовал православие вблизи укреплений. Осознавая необходимость в распространении и поддержании православия на линии, в 1840 г. на Кавказскую кордонную линию был назначен обер-священник Особого Кавказского корпуса. В его ведении находились церкви при полках, а также церкви казачьих линейных войск.

Возведение церквей на линии — план строительства, смету и денежное довольствие — утверждал главнокомандующий Кавказской армией. По такому же принципу строились и церкви в казачьих станицах, за редким исключением, когда храмы возводились за счет станичных средств с разрешения руководства края.

В период Кавказской войны строительство православных молитвенных сооружений тормозили боевые действия. Отсутствие в распоряжении необходимых строительных материалов и частая передислокация войск привели к недостатку стационарных православных церквей. Подобная нехватка компенсировалась постройкой походных храмов. Таковые привносили свою лепту в дело укрепления христианской веры в воинские гарнизоны, базировавшиеся в крепостях Кавказской линии. Создавались и палаточные мобильные церкви из сукна, покрытого вдвое сложенной парусиной, с переносными иконостасами. Церковную службу в них осуществляли полковые священники.

Определенную последовательность и дисциплину в организацию церковного устройства у военного населения внес указ Астраханской духовной консистории «О порядке богослужения для полков», изданный в 1827 г. В нем оговаривалось, что «в летнее время при нахождении полков в лагерях или же на квартирах отправлять Службу Божию в подвижных полковых церквях, обыкновенно при штабе состоящих, а в зимнее время отводить для сих церквяй помещения в обывательских домах или назначить приделы в приходских церквах, в коих и будет

9 Полное собрание Законов Российской империи (1825—1881). Т. 10. Ч. 2. № 8517.

отправляемо Богослужение для чинов уже не в то время, когда бывает оное в приходских церквах, но после развода»10.

Подобные указы способствовали тому, что роль и значение православного духовенства возросли и значительно укрепились. К середине XIX в. количество переносных и стационарных церквей увеличилось, что способствовало установлению постоянной группы лиц священнослужителей и церковнослужителей (причта). Во второй четверти XIX в. управление религиозной жизнью на линии перешло из ведения Военного министерства края к учрежденной Кавказской епархии.

Храмы, имеющиеся на Кавказской линии, во второй четверти XIX в. подчинялись самостоятельной Кавказской епархии. Они «часто возводились на средства самих прихожан или на средства, отпущенные из войсковой казны для общественных построек, но из-за непрочности строительных материалов быстро ветшали и приходили в негодность»11.

Помимо Кизляра, где строительство церквей шло параллельно с основанием города, в начале XIX в. молитвенные сооружения возводились во всех крупных укреплениях левого крыла Кавказской линии. Так, походная церковь была в крепости Грозной12. В Хасав-Юрте во второй четверти XIX в. возводились фор-штадт и новый полковой штаб13. В укреплении действовала военная церковь преподобномученика Андрея Критского14.

В Темир-Хан-Шуре возведена часовня в память об эскадроне Азарова, который был зарублен горцами в низинах близ аула Эрпели15. К 50-м гг. XIX в. крепость Темир-Хан-Шура стала административным центром Дагестана, и возникла необходимость возведения в ней православных молитвенных сооружений. По распоряжению властей края началось строительство большого храма «достойного имени русского»16. Храм не был первым православным молитвенным сооружением в городе-крепости, до него здесь функционировала церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при 16-линейном батальоне17, основанная в 1843 г. Новый храм был заложен «в 1854 году на площади, в древнем грузинском стиле, по проекту инженера-подполковника фон Миллера и по

10 Вихрева А. А. Ранние храмы на Азово-Моздокской военной линии. URL: https:// superinf.ru/view_helpstud.php?id=1432 (дата обращения: 10.05.2021).

11 Там же.

12 Левый фланг Кавказской линии в 1848 году // Кавказский сборник. 1886. Т. 10. URL:// http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Lev_flang_linii_1848/text5.htm (дата обращения: 15.04.2021).

13 Ольшевский М. Кавказ с 1841 по 1866 г. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/ Kavkaz/XIX/1840-1860/0lsevskij/frametext5.htm (дата обращения: 10.03.2021).

14 Сергеев А. Д. История военных православных храмов в сельской местности Дагестана (втор. пол. XIX — нач. ХХ в.). // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб., 2012. С. 67.

15 Гаджиев Б. И. Указ. соч. М., 2006. С. 107.

16 Дагестанский сборник. Вып. II / сост. Е. И. Козубский, дейст. член-секретарь комитета. Темир-Хан-Шура: «Русская типография» В. М. Сорокина, 1904. С. 162.

17 Сергеев А. Д. К истории создания церквей на территории Дагестана по проектам князя Г. Г. Гагарина // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Махачкала, 2011. Т. 3 (16). С. 49.

фасадным чертежам князя Г. Г. Гагарина»18. Внутреннее убранство храма было пышным, имелся резной иконостас, выполненный «нижними чинами Самур-ского полка»19.

В 1846 г. при укрепленной штаб-квартире Нижегородского драгунского полка при Чир-Юрте20 была построена каменная церковь. Позже, в 1879 г., в Чир-Юрте была построена еще одна церковь на средства офицеров и нижних чинов 82-го пехотного Дагестанского его императорского Высочества Великого князя Николая Михайловича полка21.

На Лезгинской кордонной линии действовали несколько церквей. Кавказская администрация выделила «10 тыс. рублей серебром, для построения укрепления церкви и других строений, между лезгинскими селениями: Джары и Закаталы»22. Активно проходила и миссионерская деятельность на Лезгинской линии. Государство и власти края, приветствуя миссионерство, придерживались тактики толерантного отношения к культуре коренных народов. Подтверждением данному выводу служит распоряжение относительно деятельности миссионеров на Лезгинской линии, которое гласит: «...чтобы духовенство как той комиссии (осетинской. — М. Г., А. Г.), так и церкви в крепости при входе в его построенной, не употребляло народам тамошним притеснения или принуждения»23.

Необходимо было проявлять аккуратность. Хотя христианство и было принесено на Кавказ в древности, все же в XШ—XV вв. число мусульман в регионе резко увеличилось. По словам Т. А. Невской, «ранее распространенное христианство среди горских народов в большей их части угасло и уступило к началу XIX века исламу многие позиции, сохранившись в форме синкретизма у некоторых народов»24.Понимая это, командующий войсками в Грузии и на Северном Кавказе генерал И. В. Гудович в обращении к астраханскому епископу по вопросу восстановления христианства среди горцев, поручал поступать, «сообразив все с местными обстоятельствами и сведениями»25.

Осознавая необходимость поддержки новокрещенцев, а также способствуя распространению православия в горской среде, правительство выпустило серию указов, которые определяли правовой статус принявших христианство горцев. Так, 15 октября 1835 г. Комитет министров Российской империи выпустил Положение «О магометанах, желающих принять христианскую веру Римско-

18 Сергеев А. Д. К истории создания церквей на территории Дагестана... С. 49.

19 Там же. С. 50.

20 Сергеев А. Д. История военных православных храмов. С. 67.

21 Цитович Г. А. Храмы армии и флота. Пятигорск: Типолитография А. П. Нагорова, 1913. С. 444-445.

22 Научный архив ИИАЭ ДФИЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 14. Л. 40.

23 Там же.

24 Невская Т. А. Европейские авторы XШ—XVIП вв. о христианстве у народов Северного Кавказа // Православие в истории и культуре Северного Кавказа: вопросы источниковедения и историографии: Материалы VII международных Свято-Игнатьевских чтений (г. Ставрополь, 12 мая 2015 г.). Ставрополь, 2017. Вып. I. С. 104.

25 Киняпина Н. С. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России второй половины XVIII — 80-х гг. XIX в. / Н. С. Киняпина, М. М. Блиев, В. В. Дегоев. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 113.

католического исповедания»26. По этому Положению определялся правовой и гражданский статус новокрещенцев. Принявшие христианство горцы Восточного Кавказа, имели ряд привилегий финансового характера, поддержку со стороны государства. Для того чтобы стимулировать переход к православию и укрепить авторитет Церкви, был издан Указ от 24 января 1836 г. «О выдаче денежного награждения кантонистам магометанского или языческого вероисповеданий, принявших христианскую веру»27. Разовое финансовое поощрение также было привычной практикой для администрации в вопросе распространения православия на линии. К примеру, на Лезгинской линии поощрили чиновников и священников, участвовавших в деле распространения православия в данном районе. В документе говорится следующее: «О награждении лиц, подавших пример к крещению, а равно и содействовавших к обращению Дигорцев в православие, для прочного утверждения коего считаем необходимым снабдить Дигорию хорошим священником, устроить там церкви и завести школы»28. Для горских переселенцев, желавших принять крещение, в качестве поощрения полагалось единовременное вознаграждение «узденям по 10 руб., а простым людям по 5, а холостым вполовину против того»29.

Деятельность Русской Православной Церкви различалась в разные периоды российского присутствия на Кавказе, зависела как от успехов боевых действий, так и от вектора кавказской политики в целом. К моменту смены вектора от военного освоения региона к гражданской колонизации (аккультурации, вовлечению региона в российское правовое, экономическое, административное, судебное пространство, переселению крестьян из центральных губерний) деятельность Церкви активизировалась, что повлекло за собой устройство переносных храмов и строительство стационарных церквей в наиболее крупных укреплениях и крепостях левого фланга Кавказской кордонной линии. Параллельно процессу строительства молитвенных сооружений на линии начинается активная миссионерская деятельность. Стоит отметить, что она была затруднена по ряду причин как объективного, так и субъективного характера. К объективным причинам следует отнести переменный успех и этапы боевых действий Кавказской войны, а к субъективным следует отнести то, что гражданская и военная власть старались курировать всю деятельность Русской Церкви в регионе, так как религиозная политика была составной частью кавказского вектора Российской империи.

Несмотря на то что деятельность Церкви на кордонной линии зависела от военного командования и все действия согласовывались с ним, все же она выполняла ряд функций, которые способствовали расширению представления горцев о Российском государстве и православии. Функционирование молитвенных сооружений на кордонной линии позитивно сказывалось на морально-

26 Полное собрание Законов Российской империи. (1825—1881). Т. 10. Ч. 2. № 8480.

27 Там же. Т. 11. Ч. 1. № 8812.

28 Левое крыло Кавказской линии, Терская область, Прикаспийский край (Дагестанская область), Лезгинская кордонная линия. С. 176.

29 Броневский С. М. Описание Донской земли и Кавказских минеральных вод. СПб., 1834. Ч. 4. С. 328.

нравственном состоянии русских войск на Кавказе. Благодаря работе, проделанной Церковью в регионе, в частности на левом фланге Кавказской кордонной линии, была налажена организация приходского служения и появилась возможность справлять все нужды православного населения относительно религиозной жизни. Начиная свою деятельность в Кизляре, как на переднем крае и центре православия на Восточном Кавказе, храмы и часовни — как переносные, так и стационарные — появились на всем левом фланге линии, способствуя делу укрепления имеющихся на тот период позиций Церкви в регионе, расширяя их и постепенно устанавливая толерантные отношения с другими религиями в крае.

Список литературы

Вихрева А. А. Ранние храмы на Азово-Моздокской военной линии [Электронный ресурс].

URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1432 (дата обращения: 10.05.2021). Гаджиев Б. И. Царские и Шамилевские крепости в Дагестане. Эпоха. М., 2006. 330 с. Газиева А. А. К вопросу о мусульманских кварталах Кизляра в политике России в Дагестане в XIX веке // Исламоведение. 2016. Т. 7. № 1 (27). С. 93-99. Гедеон (Докунин), митр. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992. 192 с. Киняпина Н. С. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России второй половины XVIII — 80-х гг. XIX в. / Н. С. Киняпина, М. М. Блиев, В. В. Дегоев. М.: Изд-во МГУ, 1984. 328 с.

Левое крыло Кавказской линии, Терская область, Прикаспийский край (Дагестанская область), Лезгинская кордонная линия: сб. док. Отдел редкой книги ИИАЭ ДФИЦ РАН. Б.м., б.г. 752 с.

Левый фланг Кавказской линии в 1848 году // Кавказский сборник. Том 10. 1886 [Электронный ресурс]. URL://http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Lev_flang_linii_1848/text5.htm (дата обращения: 15.04.2021). Невская Т. А. Европейские авторы XIII—XVIII вв. о христианстве у народов Северного Кавказа // Православие в истории и культуре Северного Кавказа: вопросы источниковедения и историографии: Материалы VII международных Свято-Игнатьевских чтений (г. Ставрополь, 12 мая 2015 г.). Ставрополь, 2017. Вып. I. С. 104-111. Ольшевский М. Кавказ с 1841 по 1866 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit. info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840- 1860/0lsevskij/frametext5.htm (дата обращения: 10.03.2021).

Очерки истории Астраханской епархии за 400 лет ее существования: в 2 т.: Очерки истории Астраханской епархии с 1902 по 2002 гг. / под общ. ред. Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского. Ростов н/Д: Фолиант, 2002. Т. 2. 561 с. Сергеев А. Д. К истории создания церквей на территории Дагестана по проектам князя Г. Г. Гагарина // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Махачкала, 2011. Т. 3 (16). С. 43-50. Сергеев А. Д. История военных православных храмов в сельской местности Дагестана (втор. пол. XIX — нач. ХХ в.). // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. С. 60-70. Шидловский Ю. Записки о Кизляре. Восточная литература. [Электронный ресурс]. URL:http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Sidlovskij_Ju/ text1.htm (дата обращения: 02.04.2021).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2022. Vol. 105. P. 31-41 DOI: 10.15382/sturII2022105.31-41

Magomed Gasanov, Head of the Department of the History of Russia, Department of Russian History, Faculty of History, Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia mgasanov@list.ru https://orcid.org/0000-0002-1189-4797

Abidat Gazieva, Junior Researcher, Institute of History, Archeology, Ethnography, Dagestan Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia gazieva.abidat@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-8109-2861

The Role of the Russian Orthodox Church in the Integration of the Eastern Caucasus into the Russian Cultural Space during the Caucasian War (with the Example of the Left Wing of the Caucasian Cordon Line)

Abstract: This article studies the activities of the Russian Orthodox Church in fortresses and strongholds of the left wing of the Caucasian Cordon Line in the 18th — first half of the 19th centuries. It shows that the missionary work of the Russian Church was based on the principle of tolerance towards native people and Islam. In the analysis of the activity of the church on the Cordon Line, one should note that originally churches there were built as belonging to regiments and for military units in order to maintain spiritual and moral values of Orthodox soldiers. When building the first fortresses of the Caucasian line, the Russian government saw the cordon lines as the space for armed confrontation which in their opinion could be used as a division line between the troops and the highlanders. At the beginning of the 19th century, the main idea of the Caucasian policy transformed from defence to the civil colonisation of the region, where the role of the church was broader than mere support of spiritual needs of the military. Churches, both civil and military, took part in the complex process of cultural assimilation in the region, broadened the concepts and ideas of the highlanders about Russia, carried out missionary activities in the spread of Christianity, maintained the rites and everyday life of the Orthodox population of the region, both civil and military. Activities of the church also included education, which was generally positive for the region.

Keywords: Russian Orthodox Church, Cordon Line, church, Kizlyar, fortresses, Caucasian politics, synod.

M. Gasanov, A. Gazieva

References

Gadzhiev B. (2006) Tsarskie i Shamilevskie kreposti v Dagestane [Tzar's and Shamil's fortresses in Dagestan]. Moscow (in Russian).

Gazieva A. (2016) "K voprosu o musul'manskikh kvartalakh Kizliara v politike Rossii v Dagestane v XIX veke" [The issue of the Muslim quarters of Kizliar in the policy of Russia in Dagestan of the 19thcentury]. Islamovedenie. 2016. Vol. 7. № 1 (27). P. 93-99 (in Russian).

Gedeon (Dokunin), metropolitan (1992) Istoriia khristianstva na Severnom Kavkaze do i posle prisoedineniia ego k Rossii [History of Christianity in the North Caucasus before and after its affiliation with Russia]. Moscow; Piatigorsk (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Iona, archbishop (ed.) (2002) Ocherki istorii Astrakhanskoi eparkhii za 400 let ee sushchestvovaniia [Essays on the 400-year history of Astrakhan diocese], in 2 vols. Vol. 2: Ocherki istorii Astrakhanskoi eparkhii s 1902po 2002 gg. [Essays on the history of Astrakhan diocese from 1902 to 2002]. Rostov-na-Donu.

Kiniapina N. (1984) Kavkaz i Sredniaia Aziia vo vneshneipolitike Rossii vtoroi poloviny XVIII — 80-kh gg. XIXv. [Caucasus and Central Asia in the foreign policy of Russia of the latter half of the 18th century — 1880s]. Moscow (in Russian).

Nevskaia T. (2017) "Evropeiskie avtory XIII-XVIII vv. o khristianstve u narodov Severnogo Kavkaza" [European authors of the 13th — 18th centuries on Christianity of peoples of the Northern Caucasus], in Pravoslavie v istorii i kul'ture Severnogo Kavkaza: voprosy istochnikovedeniia i istoriografii: Materialy VII mezhdunarodnykh Sviato-Ignat'evskikh chtenii (Stavropol', 12 maia 2015 g.) [Orthodoxy in the history and culture of the North Caucasus: issues in source criticism and historiography. Proceedings of the 7th International St. Ignatiy Readings (Stavropol', 12 May 2015)]. Stavropol', 2017. Vol. 1. P. 104-111 (in Russian).

Ol'shevskii M. Kavkaz s 1841 po 1866g. [Caucasus from 1841 to 1866], available at http://www. vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/0lsevskij/frametext5.htm (accessed 10.03.2021) (in Russian).

Sergeev A. (2011) "K istorii sozdaniia tserkvei na territorii Dagestana po proektam kniazia G. G. Gagarina" [On the history of building churches in the territory of Dagestan according to the projects by Prince G.G. Gagarin]. Izvestiia Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshchestvennye i gumanitarnye nauki. Makhachkala, 2011. Vol. 3 (16). P. 43-50 (in Russian).

Sergeev A. (2012) "Istoriia voennykh pravoslavnykh khramov v sel'skoi mestnosti Dagestana (vtoraia polovina XIX — nachalo XX v.)" [The history of military churches in the rural area of Dagestan (second half ofthe 19th — early 20th centuries)]. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. S. 60-70 (in Russian).

Shidlovskii Iu. Zapiskio Kizliare. Vostochnaia literatura [Notes on Kizlyar. Literature of the East], available at http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840- 1860/Sidlovskij_ Ju/text1.htm (accessed 02.04.2021).

Vikhreva A. Rannie khramy na Azovo-Mozdokskoi voennoi linii [Early churches on the Azov-Mozdok military line], available at https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1432 (accessed 10.05.2021) (in Russian).

Статья поступила в редакцию 21.06.2021

The article was submitted 21.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.