Научная статья на тему 'К вопросу о роли России в деле просвещения женского населения Боснии в XIX в. Сараевская школа для девочек Стаки Скендеровой'

К вопросу о роли России в деле просвещения женского населения Боснии в XIX в. Сараевская школа для девочек Стаки Скендеровой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли России в деле просвещения женского населения Боснии в XIX в. Сараевская школа для девочек Стаки Скендеровой»

Ксения Валерьевна МЕЛЬЧАКОВА

К вопросу о роли России в деле просвещения женского населения Боснии в XIX в.

Сараевская школа для девочек Стаки Скендеровой

Никто из православных жителей Боснии не заслуживает почетного названия гражданского деятеля столько, сколько Стака Скендерова

А.Ф. Гильфердинг1

Боснийский пашалык находился на окраине Османской империи. Удаленность этих славянских земель от центра государства не способствовала их развитию. В XIX в. во многих местах Боснии царило настоящее средневековье. Некогда единое славянское население разделилось по религиозному признаку на мусульман, православных и католиков. Мусульмане пользовались привилегиями от османских властей, католики находились под покровительством многочисленных миссионеров, православные же жители Боснии долгое время не получали помощи и поддержки.

До начала XIX в. в Боснийском пашалыке было всего две школы для православного населения, в Ливно и Сараеве. Для населения этого региона низкий уровень грамотности был типичным явлением. Ощущалась катастрофическая нехватка школ. Но вторая половина 1850-х годов стала временем своеобразного бума в строительстве школ. Первая средняя школа появилась в Сараеве в 1855 г., она готовила торговцев2. К 1860 г. в Боснии уже насчитывалось около 30 школ для православного населения3. Вместе с тем, по данным австрийского консула в

Сараеве Зоретича, в 1860-е годы из 1200 тыс. населения только 46 тыс. детей посещали школы: 7 % из числа мусульманских детей, 0,4 % от общего числа католиков, 0,75 % от числа православных4. А женщины и вовсе были лишены возможности получить какое-то образование.

И вот в этот период в патриархальной боснийской среде, полной предрассудков и непонятных европейцу правил поведения, появилась удивительная личность — Стака Скендерова, которая всю свою жизнь занималась просветительской деятельностью. В 1858 г. она основала первую в Боснии школу для девочек, просуществовавшую вплоть до австрийской оккупации Боснийского вилайета в 1878 г.

В биографии Стаки Скендеровой до сих пор остается много «белых пятен». О ней сохранилось не так много сведений, которые зачастую противоречат друг другу. О своей встрече с ней в 1857 г. писал первый российский консул в Сараеве (1857—1858 гг.), историк-славист А.Ф. Гильфердинг5. В 1903 г. на страницах боснийской газеты «Вила» появилась статья Алексы Й. Поповича, основанная на его личных воспоминаниях о Ста-ке6. В 1932 г. ведущая сербская газета «Политика» опубликовала статью Йована Кршича, источником для которой послужили рассказы бывших воспитанниц школы7. В 1970 г. в Сербии вышла небольшая статья, посвященная разбору сочинения Стаки8 «Летопись Боснии 1825—1856»9. Немного внимания личности Скендеровой уделила в своей монографии английская исследовательница Селия Хоуксворт10. В последние годы все чаще имя боснийской просветительницы звучит на страницах современных газет и журналов, она становится героиней радиоэфиров Сараева.

Для работы над статьей мною были привлечены материалы российских и сербских архивов11, которые проливают свет на историю школы С. Скендеровой12. Благодаря этим источникам впервые удалось осветить многие моменты в ее биографии.

Для боснийского общества своего времени Стака Скенде-рова была явлением поистине экстраординарным. Она говорила на нескольких языках — сербском, турецком, греческом, русском, пела в церковном хоре, одевалась в мужскую одежду

темного цвета, удостоилась аудиенции турецкого султана Абдул-Азиза, самостоятельно совершила паломничество в Иерусалим, занималась литературным трудом и открыла в Боснии школу для девочек. Она была монахиней в городе, где не было ни одного православного монастыря, и большую часть жизни работала на светском поприще. Своим трудом она заслужила уважение современников и последующих поколений. Долгое время одна из улиц Сараева носила ее имя13. С. Скендерова также способствовала сближению России с боснийскими землями.

История жизни С. Скендеровой походила на роман. Она была родом из православной семьи Савичей14. Прозвище «Скендеровы» связано с тем, что они переселились в Боснию из Скадарского санджака. Отец Стаки — Петр — был небогатым торговцем. Долгое время Скендеровы жили в городе Приепо-ле, однако торговля в этом крае шла плохо, и тогда семейство решило перебраться в сердце Боснийского пашалыка — город Сараево. Здесь в 1830 г. и появилась на свет Стака15. С ранних лет ее увлекало учение, она освоила чтение и письмо, что для этих краев было редкостью, особенно для девочки.

«В детстве отец одевал ее в мужское платье, как часто там делают и христиане, и мусульмане со своими малолетними дочерьми. Стака Скендерова мужского платья уже не сняла; это было знаком отречения от замужества и посвящения себя жизни исключительно домашней», — писал А.Ф. Гильфердинг16. В мужском платье Стака ходила в церковь, читала Апостол, поскольку в округе не нашлось ни одного грамотного юноши.

Не совсем ясен точный состав семьи Скендеровых. А. Попович упоминает, что после смерти отца Стака осталась с матерью, двумя братьями и сестрой17. Известна история ее младшего брата. В 1841 г. с ним произошло несчастье. Об этих печальных событиях С. Скендерова поведала в своем сочинении «Летопись Боснии 1825—1856»18, которое повествует печальную историю Йована Петровича, «по прозванию Скендеровича»19. Правда, в тексте нет указаний на родственные связи автора с Петровичем20.

Скендерова рисует портрет прекрасного, молодого, образованного человека, который знал турецкий язык, играл на

скрипке, тамбуре и на дудках, работал меховщиком. Влюбленный в девушку турок (т. е. боснийский мусульманин) пожаловался местному чиновнику Фазли-паше21, что Йован напал на него во время вечерней молитвы и изрезал его одежду ножом. Причиной навета послужила ревность к девушке, которая была неравнодушна к Йовану. Фазли-паша славился своим дурным нравом и ненавистью к христианам. В результате, без суда и следствия, молодой человек подвергся жесточайшему наказанию — пыткам каленым железом. После этого измученного юношу некоторое время держали в тюрьме, а затем отпустили домой. Он прожил еще около двух лет, так и не восстановившись после страшных пыток. Скендерова сообщает, что муки сына подорвали здоровье матери, и спустя семь лет она скончалась. Другие источники свидетельствуют о том, что мать Стаки жила с дочерью долгое время и даже застала оккупацию Боснийского вилайета в 1878 г.22.

Старший брат, Илья23, также занимался выделкой мехов. Его клиентами были видные боснийские торговцы, турецкие чиновники и военные. Стака помогала ему в торговле. Ей приходилось много ходить по турецким домам и общаться со знатью — так она выучила турецкий язык, что весьма пригодилось ей позднее в деле защиты христиан в крае. Она приходила в турецкие дома и помогала решать проблемы своих единоверцев.

Следует сказать несколько слов об упомянутой выше «Летописи Боснии». Личность Стаки Скедеровой привлекла внимание российского консула в Сараеве А.Ф. Гильфердинга. Он и предложил ей написать исторический труд о событиях 1825—1856 гг., а затем перевел его на русский язык и опубликовал24. К сожалению, оригинальный текст этого труда на сербском языке не сохранился. «Летопись Боснии» Скендеровой была выполнена в стихотворной форме и напоминала по стилю народный эпос. Гильфердинг преподнес ее читателю в прозе, и текст Скендеровой дошел до наших дней только в данном варианте25. В «Летописи Боснии» изложена история борьбы боснийских бегов с турецкими пашами, говорится о тяжких мучениях, которые сносили обычные жители Боснии из-за произвола местной знати.

Заветной мечтой Скендеровой было открытие школы для девочек. Это удалось осуществить в 1858 г. Содействие в основании данного учебного заведения оказывали многие русские и сербские общественные и политические деятели. Еще в 1857 г., когда Гильфердинг находился в Сараеве, Скендерова обратилась к нему с просьбой поддержать идею открытия школы. Она обещала во всем следовать указаниям российского консульства, а главной целью школы провозглашала приобщение учениц к христианству26.

Вопросом устройства школы Гильфердинг занялся по приезде в Петербург. В своем донесении в Азиатский департамент МИД в мае 1858 г. он писал: «Одним из самых полезных дел, какие мы могли бы предпринять для блага православных жителей Боснии, было бы учреждение элементарной (начальной. — К. М.) женской школы в Сараеве. Женский пол в Боснии находится в самом грубом невежестве; грамотная женщина или девица составляет там совершенную редкость. Плодом невежества и страха, в котором столько лет жил православный народ Боснии, было то, что женский пол там совершенно почти раззнакомился с церковью. Девочек в церковь не водят; взрослые же девицы считают позором показаться в храме Божьем и посещают его только один раз в году...»27. В результате Гильфердинг добился от российского правительства назначения пособия на школу в размере 1384 рублей28. Пожертвование в 1400 рублей внесла и русская императрица Мария Александровна29.

С самого начала своей деятельности Стака Скендерова столкнулась с противодействием патриархальной сербской среды и недоверием со стороны православной общины Са-раева. Дело в том, что активную поддержку оказывал ей видный османский чиновник Велиудин-паша30, поэтому многие православные сербы отказывались отдавать своих дочерей на обучение в школу, которой покровительствовали турецкие власти.

С целью благоустройства школы, закупки учебных пособий и поиска учительницы С. Скендерова в сентябре 1858 г. намеревалась отправиться в Белград. Российское консульство

планировало поручить ей сопровождать герцеговинских и боснийских мальчиков, отправляемых на учебу в Россию31. Однако кампанию против нее развернули местные торговцы, недовольные тем, что 1400 русских рублей не попали в их карманы. Они уверили пашу, что учительница намерена устроить восстание в Посавинье, а затем отправиться в Россию. Поначалу в паспорте ей было отказано32, но, в конечном итоге, заветный документ был все же получен. В этом вопросе Скендеровой посодействовал один турок, член меджлиса, который взамен просил принять на обучение в школу его дочь33.

Перед тем, как отправиться в Белград, Стака получила подробнейшие инструкции от нового российского консула в Сараеве Е.Р. Щулепникова (1858—1868 гг.)34, и тот посоветовал ей обратиться к сербскому митрополиту Петру (1833—1859 гг.) с просьбой принять училище под свой надзор и покровительство.

Содействие Скендеровой оказывала и русская аристократка, графиня Антонина Дмитриевна Блудова (1813—1891), о чем свидетельствуют ее записи, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов35. Осенью 1858 г., в тот момент, когда в Сербии разразился политический кризис и режим правления уставобранителей (1848—1858 гг.) подходил к концу, Блудова находилась в Белграде. В это же время в Сербию прибыла и Стака Скендерова. А.Д. Блудова встретилась с ней и пообещала помочь найти учительницу. По этому поводу графиня беседовала с сербским митрополитом Петром и обращалась за помощью в министерство просвещения Сербии. По ее словам, мероприятие это было не простое и очень хлопотное, так как из-за критического положения дел у местных властей не было времени на то, чтобы позаботиться о благополучии сараевской школы. Однако кандидатка на должность учительницы все же нашлась и прошла собеседование у самой Блудовой. Ею оказалась скромная молодая девушка, сирота, живущая с братом. В своих записках Антонина Дмитриевна рассказала об этой встрече. На первый взгляд, соискательница на должность учительницы показалась ей чересчур молодой (девушке было 18 лет), но после беседы Блудова отметила, что

она достаточно хорошо образованна, рассуждает очень здраво и зрело. Особенно графиню впечатлило замечание юной особы о том, что учить грамоте сараевских девочек она намерена, используя кириллический алфавит, а не латиницу, которая все больше входила в моду36.

С. Скендерова вернулась в Сараево с необходимым комплектом книг и учительницей Еленой Стефановой Нешкович. В Белграде ей удалось добиться расположения сербского митрополита Петра, и 19 октября 1858 г. на торжественном открытии школы он сам служил молебен, окропил дом святой водой и благословил детей на учение. Патроном школы был избран покровитель науки и образования Святой Савва. На торжество были приглашены дипломаты всех стран, имеющих представительства в Сараеве, однако присутствовали только российский консул и французский вице-консул37.

Школа располагалась в небольшом двухэтажном здании. Весь первый этаж занимала семья Скендеровых. На втором этаже находились большой просторный класс, маленькая комната для занятий рукоделием и кабинет Стаки, где она молилась38.

Учебная программа школы включала изучение арифметики, сербской истории, чтения и письма, часослова, псалтыри, церковного пения. Помимо этого девочкам преподавали рукоделие, что привлекало даже скептически настроенных зажиточных горожан.

За учебу платили только ученицы из богатых семей. На полученные средства покупались материалы для рукоделия (шелка, золотые нити). Для бедных детей Стака была не только учителем, но и защитницей. Многие сироты находились полностью на ее содержании; она им заменяла мать: одевала, кормила, воспитывала. Стака брала на воспитание даже тех девочек, матери которых пребывали в публичных домах, открывая для них новые жизненные перспективы. Она слыла строгой, но справедливой учительницей. Порицания с ее стороны ученицы боялись больше, чем телесных наказаний.

Каждый год завершался экзаменами, которые проходили публично. На них присутствовал сам боснийский паша39 или его заместитель, представители церкви, родители учениц. Еже-

годно устраивалась выставка рукоделий, которыми славилась и гордилась школа. По выходным и праздничным дням под руководством Скендеровой в церкви выступал хор учениц.

Еще в 1858 г. А.Д. Блудова в беседе со С. Скендеровой заметила, что было бы неплохо обучать славянской грамоте и девочек из мусульманских семей. По ее мнению, «благоденственное влияние христианства» должно было способствовать обращению в православие магометан40. И действительно, двери школы были открыты для детей всех вероисповеданий41. Девушки из православных, католических, еврейских, мусульманских семей на равных обучались в школе Стаки Скендеровой.

Несмотря на разного рода лишения и трудности, в том числе враждебность со стороны сараевского купечества и православной общины, школа под руководством С. Скендеровой продолжала существовать. В 1858 г. занятия в ней посещали 75 девушек, большинство из которых были из бедных семей42. Изначально действовало два класса.

Российское консульство в Сараеве опекало это учебное заведение. В марте 1859 г. консул Е.Р. Щулепников направил донесение на имя директора Азиатского департамента МИД Е.П. Ковалевского, в котором сообщал об успехах в работе школы. Хвалебный отзыв получила и учительница Е.С. Нешкович, которая успела, по словам консула, «своим кротким и привлекательным обхождением приобрести любовь всех учениц и подстрекнуть их тем к более быстрым успехам»43. Был благосклонен к школе и дабробосанский митрополит Дионисий. Он вместе с французским и российским консулами устроил туда несколько девочек из Мостара, оплачивая их обучение и проживание — по 2000 пиастров (100 рублей) в год за каждую пансионерку44.

Рост числа учениц требовал расширения учительского штата. С просьбой решить эту проблему Скендерова обратилась к сербскому правительству, и в мае 1859 г. министерство просвещения Сербии согласилось удовлетворить ее прошение45: из Белграда приехала еще одна учительница46.

В 1860 г. в школе занималось около 100 учениц, в августе 1861 г. количество воспитанниц увеличилось до 120, действовало уже три класса. Слава об этом учебном заведении распро-

странилась по всему Боснийскому пашалыку. Осенью 1861 г. на имя российского консула Щулепникова пришло обращение от высоковской православной общины с просьбой прислать в Высоково (местечко недалеко от Сараева) выпускницу сараевской школы в качестве учительницы и отдать свою школу под управление С. Скендеровой47.

Покровительство школе оказывал и известный деятель на ниве просвещения сербов в Османской империи новый сербский митрополит Михаил (1859—1881 гг., 1889—1898 гг.). Документы, свидетельствующие об этом, хранятся в фонде Белградской митрополии Архива Сербии (Белград). Среди них — просьбы С. Скендеровой: прислать нового учителя, подарить книги, помочь в восстановлении школы после пожара. Однако выделенные деньги не всегда доходили до адресата — они либо присваивались посредником, либо, как не раз случалось в отношении школы Стаки, средства перераспределялись в пользу сараевской мужской школы48. Так, в 1861 г. Стака Скендерова обратилась к сербскому правительству с просьбой помочь в строительстве нового здания школы, но обещанных денег так и не получила49.

А между тем содержание школы обходилось весьма дорого. Все счета Скендерова предоставляла российскому консулу.

Сводная таблица счетов сараевской женской школы, предоставляемых С. Скендеровой в российское консульство (в пиастрах)

Расходы сентябрь 1858-февраль 185950 19.12.185919.06.186051 19.06.186019.12.186052 19.12.186019.06.186153

поездка Скендеровой в Белград 1526 — 150 —

книги для школы54 480 — 245 —

поездка учительницы в Белград — — 1535 —

продолжение таблицы

переезд в здание школы 4052 — — —

наем дома на 1 год 3330 — 3000 —

мебель для школы 1126,15 — — —

жалованье учительнице 2400 (за 1 год) +560 на обустройство 2800 (за 7 месяцев) 1536 3864 (за 7 месяцев)

жалованье младшей учительнице — — 600 (за 3 месяца) 1750 (за 7 месяцев)

обеды для учителей и пансионерок 960 2160 2260 2260

за учениц, полностью находящихся на попечении С. Скендеровой — — 2950+2950 (Стака оплатила сама) —

печатные свидетельства — — 72 —

школьная печать — — 144 —

материалы для рукоделий 470 — 587 —

празднование Дня Св. Саввы 56 66,10 — 160

дрова 310 314 480 540

рубка дров — 70 133 135

мытье комнат 68 98

стирка — 140 — —

продолжение таблицы

хозяйственная утварь 28 — — —

платья для бедных девушек — 150 (для 6 учениц) 74 (для 5 учениц) 82 (для 4 учениц)

платье для помощницы учительницы — 92,10 — —

обувь для бедных учениц 20 (4 пары) — 300 (12 пар) —

2 рамы для школы — 56 — —

линейки, доски, бумага, чернила, карандаши, мел 48 120,20 249 130

белила — 28 — —

церковные свечи для детей — 57,20 30 98

расходы на экзамен — 48 — 216

ИТОГО: 15284,1555 6199,6056 1729557 923558

И это лишь небольшая часть расходов школы. Кроме того, значительные средства уходили на уплату налогов.

Доходы же школы были невелики: за первые три месяца обучения родители учениц уплатили 704 пиастра59, а в период с июня по декабрь 1860 г. — 2193 пиастра60.

На итоговом в экзамене в 1861 г. вновь присутствовали иностранные консулы, митрополит и тогдашний генерал-губернатор Топал Шериф Осман-паша61. Российский консул Е.Р. Щу-лепников сообщал в Азиатский департамент МИД о значительных успехах учениц и усердной работе С. Скендеровой и просил оказать школе очередную финансовую помощь62.

Осман-паша по случаю экзамена подарил учебному заведению 500 пиастров. С этого момента началась регулярная финансовая поддержка школы Скендеровой турецким правительством.

А средства из России так и не были получены. Летом 1862 г. Скендерова в очередной раз направила прошение императрице Марии Александровне с просьбой оказать помощь: долги не позволяли оплатить школьный налог — вирию, которую нужно было вносить до 19 октября каждого года63.

В этой ситуации боснийский генерал-губернатор Топал Шериф Осман-паша выхлопотал у султана ферман, по которому школе Скендеровой оказывалась ежемесячная материальная помощь от турецкого правительства в размере 600 грошей (пиастров). Топал Шериф Осман-паша побывал в Белграде, чтобы ознакомиться с существующей там системой образования, а затем отдал в школу Скендеровой своих дочерей; его примеру последовали и другие турецкие чиновники.

Но спокойная жизнь продолжалась недолго. В декабре 1864 г. султан пожаловал школе 5000 пиастров. Узнав об этом пожертвовании, члены сараевской православной общины попытались заставить С. Скендерову подписать бумаги об отказе когда-либо требовать от них помощь, хотя еще при открытии учебного заведения дабробосанский митрополит взял с них обязательство всячески покровительствовать этому учебному заведению64.

В 1865 г. финансовые ресурсы школы были истощены, долги составляли около 19000 пиастров. Скендерова была вынуждена арендовать более скромный, дешевый недостроенный дом и начала готовить его к приему учениц. Прежнее здание школы занял турецкий инженер Леонардович, который потребовал немедленно освободить помещение. В этот момент за С. Скен-дерову заступился Осман-паша — он уговаривал Леонардовича повременить с размещением в новом доме, но не добился успеха. Тогда Осман-паша обратился к сараевской православной общине с просьбой подыскать временное помещение для школы — до окончания строительных работ. Представители общины, в основном местные торговцы, отказали в помощи и заявили, что школа Скендеровой не приносит никакой пользы

и нужна ей лишь для получения собственной выгоды. Осман-паша предложил начальнице школы и ее учительнице временно разместиться в его доме — в пустующих гаремных комнатах. Отдавая должное благим намерениям боснийского вали, Скен-дерова тем не менее отказалась принять его предложение, так как это могло бы послужить поводом для очередных нелицеприятных сплетен. Помощь Осман-паши данному учебному заведению уже и так вызывала много пересудов в городе, в среде православных торговцев. По свидетельству консула Щулепни-кова, они распространяли «гнусные слухи» о связях генерал-губернатора с ученицами школы, что, по заверению российского дипломата, было выдумкой65.

Гонимая православной общиной и не имеющая возможности принять помощь от османского чиновника, Скендерова нашла временный приют в доме одной православной сараевской вдовы.

Иностранные дипломатические представители и турецкие чиновники с большим уважением относились к деятельности С. Скендеровой. По признанию многих из них, обучение в ее школе было более качественным, чем в учебном заведении для мальчиков66.

Прошение об оказании помощи школе Скендеровой к сербскому митрополиту Михаилу адресовал в мае 1865 г. некий житель Сараева Г. Йованович67, восторженно отзывавшийся о просветительской деятельности Стаки. Приехавший из Белграда епископ Виссарион также просил сербского митрополита выделить средства для школы. Консул Щулепников цитировал строки из его письма к Михаилу: «Из всего виденного мной в Сараеве до сего времени и заслуживающего внимания я могу сказать вашему высокопреосвященству только о существующей здесь женской школе. Эта школа, управляемая г[оспо]жой Ста-кой, так хорошо устроена и столько делает успехов, что всякий наблюдатель не может не остаться ею довольным. В науках и рукоделии девочки, которых теперь около 100, делают большие успехи. [...] Велика польза, приносимая этой школой здешней общине, и начальница ее г[оспо]жа Стака Скендерова, посвятившая всю свою жизнь на общественную пользу, достойна

всякой похвалы»68. Неизвестно, как отреагировал митрополит Михаил на эти письма. Помощь же пришла из России: необходимая сумма для обустройства здания в 1000 пиастров была предоставлена Скендеровой от российского МИД69. Однако и это не помогло расплатиться с долгами.

Осенью 1865 г. начальница женской школы направила в российское внешнеполитическое ведомство прошение об оказании ей содействия в организации поездки в Россию. Целью визита был сбор денежных средств для уплаты долгов и устройства женских школ в других городах Боснии. Покровительница женского образования русская императрица Мария Александровна отозвалась на это прошение положительно. Однако Св. Синод предложил отсрочить приезд Скендеровой. Дело в том, что по соглашению между Св. Синодом и МИД России только три представителя заграничных православных церквей могли осуществлять сбор в России одновременно. Подавшие заявку выстраивались в очередь и могли приехать в страну только после того, как ее покинут другие сборщики. Разрешение для С. Скендеровой было получено в начале 1867 г.70. Между тем за два года ожидания ответа долги школы еще больше выросли, и у директрисы не было средств для того, чтобы осуществить поездку. В конце 1867 г. Щулепников обратился к чрезвычайному и полномочному послу России в Османской империи графу Н.П. Игнатьеву за позволением отправить Скендерову в Константинополь, а затем в Россию71. Тогда же Стака отправилась в Белград, готовясь к поездке72. Положительный ответ был получен в начале 1868 г.73. Однако без финансовой поддержки Скен-дерова не могла отправиться в путь. Это послужило поводом для очередного конфликта с сараевской православной общиной. В том же 1868 году община получила разрешение от Св. Синода на поездку в Россию сараевского архимандрита Саввы Косанови-ча — для сбора средств на строительство нового храма. Однако, по условиям Св. Синода, отправиться в поездку Косанович мог только после возвращения Скендеровой из России74.

Прибывший в Сараево в 1868 г. новый боснийский вали, Омер Февзи-паша, передал Скендеровой финансовую помощь от султана в 1000 грошей75. Но данной суммы по-прежнему

было недостаточно. Кроме того, у школы появился серьезный конкурент. Сочувствующий делу Скендеровой русский ученый, профессор Московского университета и секретарь Московского славянского благотворительного комитета Н.А. Попов в своем «Очерке религиозной и национальной благотворительности на востоке и среди славян» (СПб., 1871)76 поведал о попытке английской путешественницы мисс Аделины Паулины Ирби77, связанной с обществом диаконис78, открыть в Сараеве свою школу для девочек. В этом деле им содействовал консул Северо-германского союза Блай. В начале 1869 г. он приобрел участок земли в центре Сараева, где и была выстроена школа. Диаконисы всячески старались привлечь к своему начинанию местных жителей. Обучение в школе было бесплатным, более того, отдавшим детей в эту школу родителям обещали некое вознаграждение. Однако подобное благородство не только не вызвало сочувствия у местных жителей, но и насторожило их79. Об этой же школе Попов говорит и в другой своей работе — «Православие в Боснии и его борьба с католической пропагандой и протестантскими миссионерами» (М.,1873)80. В ней он также негативно отзывается об учебном заведении Ирби, указывая на тот факт, что из-за религиозной пропаганды диаконис школа пребывала в кризисе и теряла своих учениц81.

Эти события вызвали беспокойство и в российском МИД. Об опасности усиления позиций протестантской и католической церкви в Боснии говорил в своем донесении новый российский консул в Сараеве А.Н. Кудрявцев (1868—1877 гг.). В качестве ответных действий России он предлагал выделить средства на учреждение женской гимназии в Сараеве (требовалось 3000 рублей). Директор Азиатского департамента МИД П.Н. Стремоухов в 1869 г. обратился в Петербургское отделение Славянского благотворительного комитета с просьбой посодействовать Стаке Скендеровой в открытии гимназии. Председатель комитета А.Ф. Гильфердинг ответил, что почетный член Славянского комитета Н.А. Киреев выразил готовность выплачивать новому учебному заведению ежегодное пособие в размере 750 рублей, однако из-за финансовых трудностей предоставить сумму в 3000 рублей возможности не было82.

Кудрявцев, со своей стороны, пытался примирить Скенде-рову и сараевскую православную общину. Согласно его плану, Стака должна была отказаться от поездки в Россию в пользу Саввы Косановича и стать директрисой новой женской гимназии в Сараеве. Таким образом, все бы остались в выигрыше. Однако многолетние обиды между Скендеровой и общиной оказались сильнее.

С. Скендерова обращалась к русским благотворителям с просьбой организовать ей поездку для сбора средств в пользу будущей гимназии, но славянские комитеты не видели в этом необходимости. Об этом свидетельствуют документы из фонда А.Ф. Гильфердинга83. Кудрявцев посоветовал ей отказаться от намеченных планов, но она восприняла подобные рекомендации российского консула как препятствие к поездке, и это осложнило их отношения84.

Черная полоса в жизни С. Скендеровой продолжалась. По неизвестным причинам французское консульство перестало выплачивать ей ежегодное пособие. По-прежнему росло недоверие к ней со стороны православной общины. По мнению Гильфер-динга, причиной этого были интриги иезуитов85. Ситуация усугубилась тем, что Стака открыто выступила в поддержку учебного заведения мисс Ирби, против которой в местных газетах была развернута настоящая война. Памятуя, как в свое время открытие ее школы было воспринято в штыки местным православным обществом, С. Скендерова обратилась к церковной общине с речью о важности образования и разъясняла, что намерения английской леди носят чисто просветительский характер86.

В июне 1870 г. гимназия все-таки открылась. Однако сараевская православная община отказалась утвердить С. Скенде-рову на должность директрисы. Выбор пал на Персииду Йова-нович, австрийскую подданную, рекомендованную сербским митрополитом Михаилом. Православная община обязалась выплачивать ей заработную плату по 100 червонцев ежегодно и по 50 червонцев за наем дома. В первую неделю работы в гимназию записалось около 40 учениц. Исполняющий в это время обязанности российского консула в Сараеве В. Якобсон с одобрением отзывался об открытии гимназии, которая, по его

словам, представляла собой «православное женское училище, долженствующее отнять монополию у г[оспо]жи Скендеровой и осязательным образом доказать сестрам-диаконисам неуместность вторжения чуждых элементов и озарения боснийских девушек светом германской цивилизации»87.

Из православной общины поступали жалобы на то, что С. Скендерова интригует против гимназии. Османские власти отказались оказывать финансовую поддержку новому учебному заведению. Тогдашний вали Сафвет-паша предлагал объединить школу и гимназию под руководством Скендеровой88.

Дела у гимназии с самого начала шли плохо, и уже в 1871 г. начались проблемы с финансированием. Обещавший ежегодное пособие Н.А. Киреев отказался его предоставлять в связи с финансовыми затруднениями. У славянских комитетов также не нашлось необходимых средств для выплат89.

Конфликт с сараевской общиной и поддержка мисс Ирби способствовали ухудшению взаимоотношений Скендеровой и консула Кудрявцева. В своем письме к графу Н.П. Игнатьеву он писал: «Если г[оспо]жа Скендерова по сию пору не могла решиться ехать в Россию, тому причина, я имею основание полагать, ее угодливость и низкопоклонство перед турецкими чиновниками, выхлопотавшими ей ежегодное вспомоществование в 7000 пиастров, обеспечивающее существование ее школы и, отчасти, желание ее отомстить общине, с которой она находится в непримиримой вражде. С другой же стороны, ее манит возможность получить от русского народа несколько тысяч рублей, и оттуда-то и происходит ее непоследовательность и нерешительность, проявившиеся в том обстоятельстве, что она, оставляя обыкновенные и простейшие пути, обратилась в императорское посольство за русским паспортом и именно в то время, когда очередь ее была отдалена поездкой архимандрита Саввы Косановича»90. Кудрявцев полагал, что лучше оказать Скендеровой финансовую поддержку, но ни в коем случае не устраивать ее поездку в Россию. В своем донесении к Игнатьеву он сообщал, что боснийская просветительница пребывает в заблуждении насчет несправедливого распределения присланной из России денежной помощи школам91.

В 1870 г. Скендерова все же отправилась в путешествие, но не в Россию, а в Иерусалим, к Гробу Господню. Путь ее лежал через Константинополь. Экс-генерал-губернатор Боснийского вилайета Топал Шериф Осман-паша добился для нее аудиенции у султана Абдул-Азиза и оплаты путевых расходов (10000 грошей). По прибытии в Святые Места Стака приняла монашество. Поездка ее длилась целый год, и это было неслыханное событие для того времени92. Посещать богослужения особам женского пола не в праздничные дни и не в воскресение в тогдашнем боснийском обществе считалось неприличным. Здесь же женщина в одиночку отважилась на поездку в Святую Землю и удостоилась встречи с самим султаном. Возвращение Стаки в Сараево было триумфальным, приветствовать ее вышли толпы народа.

Во время отсутствия Скендеровой делами в школе управляли две выпускницы этого учебного заведения — Анна Каранова и Кока Джуричева. Позже они стали первыми учительницами в школе для девочек в Мостаре93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скендерова выполняла порой и очень непростые личные поручения своих единоверцев. По свидетельствам современников, она неоднократно помогала вызволять из заключения православных сербов, а также добилась права проведения торжественного обряда похорон с церковным пением и шествием через весь город для православных жителей Сараева94.

В 1878 г., после австро-венгерской оккупации Боснии и Герцеговины, школу пришлось закрыть — прекратилась денежная помощь от султана, перестали поступать и средства из России, а новые власти не были заинтересованы в работе этого учебного заведения. Девочек-сирот, которые учились в школе, приняла под свою опеку мисс Ирби. Английская благотворительница взяла на пожизненное содержание также Стаку Скен-дерову и ее столетнюю мать95.

Выпускницы школы Скендеровой стали первыми образованными женщинами Боснии и Герцеговины. Как правило, они считались завидными невестами и удачно выходили замуж. Эти женщины воспитывали своих детей уже в духе нового времени, прививая им охоту к учебе и иную культуру.

До конца своих дней С. Скендерова не переставала помогать людям. 26 мая 1891 г. она повела двух своих воспитанниц, девочек из бедной семьи, на праздник в пользу бедных и сирот в Сараеве. По дороге домой на них налетела повозка, запряженная лошадьми. Дети чудом не пострадали, а Стака получила смертельные ранения и на следующий день скончалась в сараевской больнице. Все расходы и хлопоты о похоронах взяла на себя Паулина Ирби96. По свидетельствам очевидцев, она каждую неделю заходила в сараевскую православную соборную церковь и ставила свечу в память о Стаке.

В заключение следует отметить, что ни А. Попович, ни Й. Кршич, писавшие о Скендеровой в начале XX в., даже не упоминают о какой-либо поддержке ее школы со стороны России. Однако в настоящее время мы располагаем документальными данными о русской финансовой помощи школе Скен-деровой — до 1870 г. Из них следует, что всего за 13 лет Россия пожертвовала на это учебное заведение 5000 рублей97. Первоначальный план А.Ф. Гильфердинга предполагал затратить 700 рублей в первый год и по 400 рублей в последующие98, т. е. предполагалось потратить за этот период 5500 рублей. К сожалению, план систематической поддержки этого учебного заведения не был осуществлен. В первый год работы С. Скендерова получила большую сумму — 2784 рублей99, а затем в течение нескольких лет она получала лишь 100 рублей от российского консула на содержание учениц. Пожертвования приходили нерегулярно. Увеличилось число девочек из необеспеченных семей, выросли долги школы. Изначально в России рассчитывали на поддержку школы Скендеровой местной общиной, что было трудно себе представить в реальности. К 1870 г. испортились взаимоотношения Скендеровой с российским консульством. Православная община Сараева негативно смотрела на то, что Россия помогает женской школе.

С появлением Топал Шериф Осман-паши в Сараеве школа Скендеровой начала получать ежегодную финансовую помощь от султана, которая поступала регулярно, но не была велика — в пересчете на рубли она составила не более 3600 рублей — с 1861 г. по 1870 г.100.

Стака Скендерова принимала в число своих учениц девочек всех вероисповеданий, получала помощь из разных источников. Ее главная идея заключалась в просвещении женского населения Боснии. При этом она четко понимала, что Сараево — это часть Османской империи, и старалась жить по ее законам, как подданная султана.

Несомненно, Стака Скендерова заслуживает права носить звание «просветительницы» народа Боснии. Она была первопроходцем в деле женского образования в своем крае. Ее деятельность привела к тому, что уже в 1870 г. сараевская православная община, которая раньше не допускала и мысли

0 важности образования для своих дочерей, способствовала созданию женской гимназии в Сараеве.

Стаку Скендерову можно назвать феноменом. Она была человеком, намного опередившим свое время, женщиной, которая представляла собой уникальное явление в жизни Боснии XIX века.

Примечания

1 ГильфердингА.Ф. Собрание сочинений. Т. 3. Босния, Герцеговина и Старая Сербия. СПб., 1873. С. 383.

2 СкариЬ В. Избрана дела. Прилози за истори'у Босне и Херцеговине и 'угосло-венских народа. Кж. 3. Сара'ево, 1985. С. 55-60.

3 Согласно донесению в Азиатский департамент МИД российского консула в Сараеве Е.Р. Щулепникова. См.: Архив внешней политики Российской империи (далее - АВПРИ). Ф. 180. Посольство в Константинополе. Д. 2323. Л. 157-160.

4 Хевролина В.М. Документы архивов СССР об истории школьного дела в Боснии и Герцеговине в 1850-1870-х годах // Ме^ународни научни скуп: проблеми истори'е Босне и Херцеговине 1850-1875. Сара'ево, 1987. С. 108.

5 Гильфердинг А.Ф. Указ. соч. С. 383-385.

6 ПоповиЬ A. Хаци Стака Скендерова, српска калу^ерица и учителица // Босанска Вила. 1903. №№ 23-24. С. 393-395.

7 КршиЬ J. Хаци Стака Скендерова // Политика. 6 'ануар 1932.

8 См.: Maksimovic V. Ljetopis Stake Skenderove // Videnja Bosne. 1970.

9 Скендерова С. Летопись Боснии 1825-1856 // Гильфердинг А.Ф. Собрание сочинений. Т. 3. Босния, Герцеговина и Старая Сербия. С. 380-465.

10 Hawkeswoth S. Voices in the Shadows. Women and Verbal Art in Serbia and Bosnia. CEUPRESS, 2000. P. 250-252.

11 АВПРИ, Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ), Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (далее - Ор РНБ), Российский государственный архив древних актов (далее - РГАДА), Российский государственный исторический архив (далее - РГИА), Архив Срб'ие (далее - АС).

12 Копии архивных материалов АВПРИ были получены в архиве Отдела истории славянских народов Юго-Восточной Европы в Новое время Института славяноведения РАН.

13 В 1941 г. улица Стаки Скендеровой была переименована в улицу Радойки Ла-кич, а ныне носит название «Каптол».

14 Одно из своих прошений в российский МИД Скендерова подписала: «Стака Скендерова, дочь Петра Савича». См.: АВПРИ. Ф. 146. Славянский стол. 1858-1876. Д. 6668. Л. 5 об. Есть также вероятность, что настоящая фамилия Скендеровой -Петрович или Дамьянович.

15 По другим сведениям, год ее рождения - 1828.

16 Гильфердинг А.Ф. Указ соч. С. 383.

17 ПоповиЬ A. Указ. соч.

18 Скендерова С. Указ. соч. С. 427-431.

19 Согласно А. Поповичу, имя брата - Илия.

20 В переводе сочинения на русский язык А.Ф. Гильфердинг указал в сноске, что речь идет о брате автора труда. См.: Скендерова С. Указ. соч. С. 427.

21 Фазли-паша - один из самых негативных персонажей «Летописи Боснии», представитель беговата, который путем интриг и предательств, после многолетнего противоборства с официальными властями, получил право надзора за порядком в Сараеве.

22 ПоповиЬ A. Указ. соч.

23 В некоторых источниках говорится о том, что у Стаки Скендеровой был лишь один брат, который занимался выделкой мехов и погиб после пыток турок.

24 Скендерова С. Указ. соч.

25 Часть оригинального текста А.Ф. Гильфердинг привел в сносках к своему переводу.

26 АВПРИ. Ф. 146. Славянский стол. 1858-1876. Д. 6668. Л. 5-5 об.

27 Там же. Л. 2-4.

28 Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия. 1850-1864. Документы. М., 1985. С. 181.

29 Там же. С. 201.

30 ПоповиЬ А. Указ. соч.

31 В итоге эта миссия была поручена иеромонаху из Мостара Прокопию Чоко-рило.

32 Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия. 1850-1864. Документы. С. 201.

33 РГАДА. Ф. 1274. Оп. 1. Ед. хр. 2772. Л. 9.

34 Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия. 1850-1864. Документы. С. 208-209.

35 РГАДА. Ф. 1274. Оп. 1. Ед. хр. 2772.

36 Там же. Л. 8-8 об.

37 Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия. 1850-1864. Документы. С. 208-209.

38

КршиЬ J. Указ. соч.

39 Сараевский паша, затем вали - генерал-губернатор Боснийского пашалыка, позже вилайета.

40 Запись в тетради А.Д. Блудовой. См.: РГАДА. Ф. 1274. Оп. 1. Ед. хр. 2772. Л. 8-8 об.

41 ПоповиЬ А. Указ. соч.

42 Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия. 1850-1864. Документы. С. 208.

43 Там же. С. 218.

44 Там же.

45 АС. Ф. МБ. 1859. 512.

46 Уже летом 1860 г. Скендерова из-за финансовых трудностей отказалась от услуг второго педагога. Ее место заняла одна из учениц школы в должности помощницы учительницы. См.: АВПРИ. Ф. 161. Главный архив. Д. 802. Л. 59-59 об.

47 Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия. 1850-1864. Документы. С. 355-356.

48 АС. Ф. МБ. 1860. 1032.

49 АС. Ф. МБ. 1861. 889.

50 АВПРИ. Ф. 146. Славянский стол. Д. 6668. Л. 19.

51 АВПРИ. Ф. 161. Главный архив. Д. 802. Л. 59-59 об.

52 АВПРИ. Ф. 161. Главный архив. Д. 803. Л. 14.

53 АВПРИ. Ф. 146. Славянский стол. Д. 6668. Л. 60.

54 Большая часть книг была пожертвована в Белграде.

55 Что составляло примерно 849 рублей.

56 Что составляло примерно 310 рублей.

57 Что составляло примерно 864 рубля.

58 Что составляло примерно 460 рублей.

59 АВПРИ. Ф. 146. Славянский стол. Д. 6668. Л. 19.

60 АВПРИ. Ф. 161. Главный архив. Д. 803. Л. 13.

61 Топал Шериф Осман-паша (1804-1874) родился в Смирне в семье видного османского чиновника. Был хорошо образован, слыл знатоком арабской, турецкой и персидской литератур, владел греческим и французским языками. В 1861 г. стал генерал-губернатором Боснийского пашалыка. Этот пост он занимал до 1869 г. Осман-паша мечтал превратить Сараево в настоящий европейский город. Его стараниями в столице вилайета были построены больница, библиотека, большая гостиница, появились кредитные организации помощи крестьянам, почта и телеграф (Сараево - Нови-Пазар - Константинополь). Шло активное строительство дорог и мостов. На окраине Сараева была построена прекрасная вилла, которая до сих пор украшает город. Большое внимание он уделял лесопильному делу. Из Вены были приглашены инженеры, которые обучали местное население ведению лесопильного хозяйства. Его стараниями в Боснии появилась первая типография. В 1866 г. вышел первый номер официальной газеты «Босния». Осман-паша провел административную реформу в Боснии и Герцеговине - в 1866 г. Боснийский пашалык и Герцеговинский санджак были объединены в Боснийский вилайет.

62 АВПРИ. Ф. 146. Славянский стол. 1858-1876. Д. 6668. Л. 59-59 об.

63 Там же. Л. 80.

64 Там же. Л. 145-148 об.

65 Там же.

66 Там же.

67 АС. Ф. МБ. 1865. 693.

68 АВПРИ. Ф. 146. Славянский стол. 1858-1876. Д. 6668. Л. 145-148 об.

69 Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия. 1864-1875. Документы. М., 1988. С. 17-18.

70 Там же. С. 37.

71 АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Д. 2329. Л. 31-31 об.

72 АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Д. 1383. Л. 44-44 об.

73 РГИА. Ф. 797. Оп. 35. Отд. 2. Ед. хр. 269. Л. 9-9 об.

74 АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Д. 2334. Л. 86-89.

75 ПоповиЬ А. Указ. соч.

76 Попов Н.А. Очерки религиозной и национальной благотворительности на востоке и среди славян. СПб., 1871. С. 85-87.

77 Аделина Паулина Ирби (1831-1911) - английская путешественница, писательница, суфражистка. В 1862-1863 гг. вместе с Джорджиной Муир Маккензи осуществила путешествие по балканским землям. В результате на свет появилась книга: Mackenzie G.M., Irby A.P. Travels in the Slavonic Provinces of Turkey-in-Europe. London, 1867. После поездки решила основать женскую школу в Сараеве. Найти средства на воплощение этого плана ей удалось только у протестантской организации общества диаконис. Во время Герцеговинского восстания 1875-1877 гг. организовала лагерь для беженцев.

78 Протестантское общество диаконис было образовано в 1836 г. в Пруссии пастором г. Кайзересверта Теодором Флинднером. Изначально главной задачей общества провозглашалась помощь бедным и больным. Диаконисой могла стать любая незамужняя женщина не моложе двадцати пяти лет. Предлагалось на выбор работать на образовательном поприще или посвятить себя уходу за больными. За работу диаконисы получали питание, деньги на мелкие расходы и одежду. С 1849 г. начинается открытие филиалов общества по всему миру (Питтсбург, Иерусалим, Лондон, Константинополь, Бейрут, Смирна, Бухарест, Александрия). К 1864 г. в мире действовало около 100 домов общества.

79 Попов Н.А. Очерки религиозной и национальной благотворительности на востоке и среди славян. С. 85-86.

80 Он же. Православие в Боснии и его борьба с католической пропагандой и протестантскими миссионерами. М., 1873.

81 Там же. С. 19, 30.

82 Освободительная борьба народов Боснии и Герцеговины и Россия. 1864-1875. Документы. С. 179.

83 ОР РНБ. Ф. 182. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 2-5.

84 АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Д. 2334. Л. 86-89.

85 ОР РНБ. Ф. 182. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 3.

86 В 1871 г. школа под руководством мисс Паулины Ирби разорвала отношения с обществом диаконис. После долгих лет борьбы благотворительнице все же удалось убедить местных жителей в чистоте своих намерений. Это учебное заведение продолжало существовать и после оккупации Боснии и Герцеговины в 1878 г.

87 АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Д. 2332. Л. 146-148.

88 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

89 ГАРФ. Ф. 1750. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 46.; Ед. хр. 69. Л. 82-83.

90 АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Д. 2334. Л. 86-89.

91 Там же.

92 ПоповиЬ А. Указ. соч.

93 Там же. С. 394.

94 Там же.

95 Там же.

96 КнежиЬ Н. Хаци Стака Скендерова // Кишобран. Септембар 2008. С. 16.

97 АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Д. 2334. Л. 86-89.

98 АВПРИ. Ф. 146. Славянский стол. 1858-1876. Д. 6668. Л. 4.

99 Для сравнения: годовое жалованье российского консула в Сараеве составляло 2940 рублей.

100 Без учета 10000 грошей, пожалованных Скендеровой султаном на поездку в Святую Землю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.