Научная статья на тему 'К вопросу о роли профессионального признания в современном российском обществе'

К вопросу о роли профессионального признания в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
334
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПРИЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРИЗИС / PROFESSION / RECOGNITION / SOCIETY / IDENTITY / CRISIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Заковоротная Маргарита Вилоровна, Благородова Елена Александровна

Статья посвящена анализу концепции «социального» признания в творчестве немецкого философа Акселя Хоннета и ее влияния на определение места профессионального признания в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A role of professional recognition in the Russian contemporary society

The paper analyzes the concept of "social" recognition in works of the German philosopher Axel Honnet and its influence on definition of the place of professional recognition in the Russian contemporary society.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли профессионального признания в современном российском обществе»

УДК 101.1:316.334.2 ББК 60.561.23 3 19

М.В. Заковоротная,

доктор философских наук, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, тел.: +7(863)2430380, e-mail: zmv69@list.ru

Е.А. Благородова,

кандидат философских наук, доцент кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, тел.: +79885451955, e-mail: alena.blagorodova@yandex.ru

К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

( Рецензирована )

Аннотация. Статья посвящена анализу концепции «социального» признания в творчестве немецкого философа Акселя Хоннета и ее влияния на определение места профессионального признания в современном российском обществе.

Ключевые слова: профессия, признание, общество, идентичность, кризис.

M.V. Zakovorotnaya,

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of the Theory of Culture, Ethics and Esthetics of Institute of Philosophy and Socio-Political Sciences of Southern Federal University, Rostov-on-Don, ph.: +7(863)2430380, e-mail: zmv69@list.ru

E.A. Blagorodova,

Candidate of Philosophy, AssociateProfessor of the Department of the Theory of Culture, Ethics and Esthetics of Institute of Philosophy and Socio-Political Sciences of Southern Federal University, Rostov-on-Don, ph.: +79885451955, e-mail: alena.blagorodova@yandex.ru

A ROLE OF PROFESSIONAL RECOGNITION IN THE RUSSIAN CONTEMPORARY SOCIETY

Abstract. The paper analyzes the concept of "social" recognition in works of the German philosopher Axel Honnet and its influence on definition of the place of professional recognition in the Russian contemporary society. Keywords: profession, recognition, society, identity, crisis.

У современного профессионала достаточно много проблем, требующих быстрых решений и задач, а также немедленного и качественного выполнения. Современный профессионал испытывает постоянный

дискомфорт из-за страха увольнения в условиях ослабления экономики, из-за ограничения возможностей его автономии и свободы принятия решений, из-за постоянной потребности в гибкости, в мобильности и

в повышении конкурентоспособности [1]. Несмотря на возрастающий массив инструментов управления навыками, знаниями и компетенциями, нацеленными на рост возможностей человеческих ресурсов, сложности оценки профессионального вклада каждого в построение успешного предприятия или организации также увеличиваются. Неспособность управленческой логики обеспечить адекватные формы профессионального развития и оценки квалифицированного труда отмечается современными французскими социологами, изучающими профессиональную социализацию (Дюбар, Акреми, Саззи, Бузиди, Перре и Рустанг) [2, 3, 4].

Чем более профессиональные идентичности работников становятся неопределенными, неустойчивыми, субъективными, построенными ими самими, часто вне деятельности профессионального коллектива, тем больше они подвержены давлению со стороны управленческих практик, не принимающих во внимание человеческие требования, мотивации, цели и внутренние устремления.

В связи с этим, современный выдающийся немецкий философ Аксель Хоннет полагает, что формирование автономной идентичности зависит от отношений взаимного признания, от моделей социального признания, сложившихся или складывающихся в современных обществах [5].

Цель данной статьи - показать, как постановка вопроса о «социальном» признании и разработка моделей «социального признания» может способствовать формированию условий и благоприятного контекста для выработки стратегий адекватной профессиональной оценки применительно к современной России.

Для этого сначала рассмотрим, как Аксель Хоннет, последователь Франкфуртской школы, обосновывает возможность индивидуальной

свободы и автономии в рамках взаимного уважения и признания, опираясь на различные философские подходы.

С одной стороны, Хоннет обращается к ранним работам Гегеля, а именно - к конспекту лекций «Иен-ская реальная философия», в которых Гегель развивал диалектику борьбы за «признание» и определял «признание» как соединение любви и уважения [6]. Хоннет в своей новой интерпретации молодого Гегеля находит дополнительное понимание диалектики взаимодействия индивидов в целостности общества, в которой «признание» или «непризнание» должны играть важную роль [5].

С другой стороны, Хоннет обращается к ключевой проблеме философии XX века - проблеме интерсубъективности и развивает ее на основе анализа наследия американского исследователя проблем сознания, «Я» и идентичности Дж. Мида. Такой анализ позволяет Хон-нету заново объяснить отношения между понятиями: «интерсубъективность», «идентичность» и «социальное признание» [5; 2].

Взяв из теоретического багажа анализа идентичности у Мида такие понятия, как «Я» и «Меня», Хоннет подчеркивает, что, согласно Миду, неутомимое и не стремящееся к конформизму «Я» всегда дифференцирует себя и отделяет себя от «Других», в отличие от «Меня», которое как раз отвечает за социализацию, социальную адаптацию и развитие уступчивости. В данном процессе дифференциации «Я» конструирует вымышленный мир идеализированных «Эго-идеалов», которые, в свою очередь, обеспечивают «Я» психологическое оправдание его индивидуализации.

Невнимание и непонимание вопроса «социального признания» негативно влияют на общественную жизнь не только потому, что мешает субъекту стать агентом своего собственного действия, а

также ущемляет его свободу, на чем настаивает всегда кантианская традиция, но и потому, что это ранит индивидов в отношении их позитивного самопонимания, которое им требуется на уровне интерсубъективности, на чем настаивает гегелевская традиция [7]. Хоннет утверждает, что «социальное признание» важно и ради справедливости, и ради равноправия, и ради возможности самореализации. Следуя идеям Канта, Хоннет утверждает категорический императив «социального признания»: «в своем стремлении получить социальное признание, индивиды должны отдавать свое признание другим» [5].

В данном общественном процессе необходимо установить общие категории и определить соответствующие институты. Хоннет утверждает, что данные категории и институты должны иметь субъективную соотнесенность с конкретной социальной жизнью или с практиками, обеспечивая общественно значимое стремление к обществу справедливости и равных прав и далее, таким образом, обеспечивая построение универсальных категорий и институтов.

Хоннет выделяет три измерения или три уровня «социального признания», которые могут влиять на профессиональное признание. В дальнейшем в статье мы будем анализировать все три уровня.

Первый уровень - это «самоуверенность», которая проявляется в обществе на уровне семьи и поддерживается родителями, учителями. Например, создание благоприятных условий для выбора профессии.

Второй уровень - это «самоуважение», которое формируется обществом. Социальные институты поддерживают и обеспечивают возможность осуществления индивидуальных прав и обязанностей. Например, возможность получить хорошую работу после получения профессионального образования.

Третий уровень - это «самооценка», которая проявляется на уровне символических структур и институтов культуры. Институты культуры воспитывают определенные, выбранные самой системой культуры, качества личности, которые одновременно признаются как «положительные» в мире интерсубъективного общения. Проще говоря, это возможность индивида участвовать в жизни того сообщества, ценности которого он или она разделяет. Культурное самопонимание общества в целом обеспечивает критерии для такой «самооценки». Например, создание «положительного» образа профессии.

В начале XXI в. профессиональное развитие, особенно в рамках инновационных секторов экономики, таких как образование, здравоохранение, информационные технологии, требует формирования у индивида автономии и самостоятельности. Глобализационные тенденции в современной международной системе достаточно радикально меняют структуры профессиональных рынков труда, создавая новые условия развития профессиональной активности, повышая требования в ее рационализации и, в то же время, создавая бесконечные проблемы для современных работников и работодателей. На поверхности данные проблемы связаны с постоянной необходимостью приобретать новые компетенции, успевать за нововведениями в профессиональной сфере, осваивать с каждым годом увеличивающийся в геометрической прогрессии корпус знаний, формировать необходимые квалификационные компетенции. «Инновационность» становится не просто целью, а повседневной нормой жизни в сфере профессиональной деятельности.

Помимо прочего, также возрастает потребность такого культурного самопонимания, которое утверждает ценности «социального и профессионального признания»

как положительные. В этой связи Аксель Хоннет предлагает теорию «социального признания», которая базируется на интерсубъективных отношениях, определяющих возможность само-определения, самопризнания, само-уважения [5]. Такая теория реализуема только при условии формирования в обществе условий для приобретения, развития и практического использования компетенций по само-определению, само-признанию и само-уважению, что в равной степени относится к сферам профессионального, культурного, этнического, национального само-определения, самопризнания, само-уважения.

Данные тенденции развития не могут не затрагивать главный, самый передовой, согласно теории, сектор «общества знания» -систему образования в целом и, в особенности, систему высшего образования, которое как раз и отвечает за развитие связей между образованием и наукой, между рождением инноваций и их первоначальным внедрением, между распространением передового знания и его практическим применением в обществе. Высшее образование резко изменилось в последние годы, и не приходится ожидать замедления в этом процессе. Такие новые формы распространения обучения, как онлайн-обучение, дистанционное обучение, смешанное обучение, онлайн-кампус и другие программы, становятся все более востребованными среди университетов. Харт (2014) отмечает, что рынок современного профессионального онлайн-обучения стремительно растет вслед за развитием технологий. При этом данный рынок обладает большим потенциалом развития, создания новых рабочих мест, привлечения новых профессионалов, создания новых продуктов, услуг и благ [8].

Теперь рассмотрим, каковы тенденции развития профессионального признания в современной России.

Если, согласно А. Хоннету, существует три измерения признания: эмоциональное, социально -правовое и культурное, то попробуем рассмотреть проблему профессионального признания через призму этих измерений в российской социокультурной практике.

Итак, первый уровень признания - эмоциональный, он формируется, в первую очередь, в семье. Вопрос о выборе профессии возникает в старших классах общеобразовательной школы. Это связано с выбором предметов для Единого государственного экзамена (ЕГЭ), результаты которых необходимы для поступления в вуз. Однако в России вся система высшего образования изменилась за последние двадцать лет.

Во-первых, с 2001 г. начался эксперимент, а с 2009 г. поступление в вузы преимущественно стало осуществляться по результатам ЕГЭ [9]. С одной стороны, это увеличивает возможность поступления в престижные учебные заведения и на престижные направления жителей сельской местности, с другой, формирует большой уровень ответственности у школьников и их родителей по выбору необходимых предметов для экзамена.

Во-вторых, система высшего образования была модернизирована. Теперь высшее образование представлено двухуровневой системой: бакалавриатом и магистратурой. Официально переход на такую систему образования в РФ был произведен в 2007 году [10]. Обучение в бакалавриате дает возможность каждому получить диплом о высшем образовании за 4 года, что в свою очередь делает средне-специальное образование менее актуальным, но увеличивает потребность в получении высшего образования.

Также одновременное получение двух высших образований становится менее актуальным. Большую актуальность и востребованность

Какое образование хотели бы получать ваши дети, внуки

80 70 60

50 Н

40

30

20 ~ 10 0

81

о?

Ж

/

f

20

* rife-L

Ж

Ж

с?

о?-

Ж

сЯ

¿о

/

/

„'S*

СЯ ^

■ 1991 ■ 2016

Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос: «Какое образование хотели бы получать Ваши внуки?» (в % от числа опрошенных)1

для многих категории должностей приобретает наличие диплома магистра. При этом переход на двухуровневую систему не до конца понятен российским гражданам. Современная социально-экономическая и культурная ситуация такова, что каждый взрослый человек понимает, что его ребенку необходимо выбрать ту профессию, которая приносит не только профессиональное самоудовлетворение, но и материальное обеспечение. При этом 40% опрошенных россиян считают, что материальное благополучие человека зависит от уровня его образования [12]. Поэтому каждый год формируется рейтинг наиболее востребованных профессий на рынке труда, а также наиболее востребованных специальностей. Понятно, что результаты таких исследований будут иметь различные градации в зависимости от социально-экономического развития того или иного региона.

По данным ЕШШЕ"\ЛЯЗ, рейтинг наиболее востребованных профессий на рынке труда в России в 2016 году выглядит следующим

образом [13]: 1Т-специалист, инженер-проектировщик, педагог, юрист, медик, маркетолог, специалист по персоналу, профессиональный рабочий, специалист индустрии красоты, эколог.

При этом самыми престижными профессиями в России по данным ТОР-Ю в 2016 г. признаны [14]: юрист (средняя зарплата -40-120 тыс. руб.), программист (50-80 тыс. руб.), медик (45-70 тыс. руб.), инженер (35-60 тыс. руб.), Web-программист и дизайнер (40-200 тыс. руб.), аудитор (40 тыс. руб.), маркетолог (50 тыс. руб.), специалист по нано- и биотехнологиям (50 тыс. руб.), менеджер по продажам (30-60 тыс. руб.), фрилансер (25 тыс. руб.).

В пятерку наиболее высокооплачиваемых в России профессий вошли следующие [13]: менеджер высшего звена, работник нефтегазовой отрасли, IT-специалист, бизнес-консультант, аудитор.

Таким образом, на уровне эмоционального уровня социального признания формируется представление о том, что определенные

1 По данным опроса ВЦИОМ, проведенного на базе компании «Медиалогия» [11].

- 114 -

группы профессий престижны и прибыльны, а другие же - наоборот. Также дело обстоит и с рейтингами самих вузов. Ежегодно составляется рейтинг вуза, дипломы которого имеют наибольшее профессиональное признание, в первую очередь, на уровне эмоций, потому что не всегда диплом высокорейтингового вуза может гарантировать высокую заработную плату, как и возможность выгодного трудоустройства в дальнейшем. В пятерку самых престижных вузов России в 2016 году были отнесены [15]: МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Н.Э. Баумана. Стоит отметить, что Южный федеральный университет в этом рейтинге занял 11 место [15].

Второй уровень признания - это социально-правовой. Отношения между работником и работодателем в нашей стране регулируются Трудовым кодексом РФ. Правовое признание касается и модернизации российского образования на законодательном уровне. Речь идет о применении компе-тентностного подхода в образовании. Само слово «компетентность» стало использоваться в российской практике с 2001 года. Если ранее задача образования была в том, чтобы наделить выпускника знаниями, умениями и навыками, то на сегодняшний день основная задача - это формирование человека с комплексным кругозором, умением мыслить, решать сложные проблемы, достигать своих целей. Современные выпускники, согласно Федеральным образовательным стандартам высшего образования, основанным на Законе «Об образовании», и стратегиям развития образования на 2016-2020 гг. [16], должны обладать набором компетенций, которые будут свидетельствовать об их профессиональной пригодности. При таком подходе важно не то, что знает человек, а то, что он понимает, как ему решить ту или иную проблему. Важно не

контролировать его, а научить работать самостоятельно.

Существуют также разнообразные правовые акты, касающиеся определенных групп специальностей. Так, например, с 2010 г. для работы в детском дошкольном образовательном учреждении в должности старшего воспитателя необходим не просто диплом по направлению подготовки «Образование и педагогика», но обязательно высшее педагогическое образование [17]. В 2014-2016 гг. обсуждаются новые требования к профессиональной компетенции учителя. Также, например, для работы в полиции необходимо иметь высшее юридическое образования, а для работы в органах государственного управления уровень образования должен быть не ниже магистратуры. Таким образом, получается, что на уровне правового признания в профессиональной области тоже формируются определённые правила, которые необходимо учитывать при выборе будущей профессии и определения своей профессиональной идентичности.

Третий уровень признания -это признание на уровне культуры. На этом уровне очень важно, чтобы было сформировано общественное признание достижений, значимости профессий. Здесь тоже было бы уместно обратиться к рейтингу тех или иных специальностей, но на самом деле уровень общественного признания во многом зависит от представлений людей о статусно-сти тех или иных профессий или же об их прибыльности. Можно сказать, что действует некое правило «трех П», существующее на уровне социального признания: престиж, прибыль и перспектива. Для РФ эта ситуация дополняется тем, что сформированные представления о профессиональном признании в рамках недавнего советского прошлого еще достаточно живы, поэтому определённый процент людей разделяет представление о

значимости профессий по категориям должностей в органах городского и муниципального управления, ассоциируя их с определенными властными полномочиями. По данным социологических опросов, для мальчика россияне, в первую очередь, называли такие профессии, как: врач, инженер, военный, юрист и др. [18]. Профессия бизнесмена при этом не была в списке лидирующих профессий. Для девочки россияне выбрали такие профессии, как: врач, экономист, юрист, учитель, бухгалтер и др. [18]. Престижными считаются не только сами организации, но и определенные профессии, такие как, например, профессор университета. При этом профессиональное признание заслуживают сами должности, а не их оклады.

Однако уровень признания определенных профессий и организаций не всегда связан с денежным эквивалентом. Определенный процент населения все-таки считает значимыми профессии в соответствии с представлениями об их денежном эквиваленте. В связи с этим, по данным Randstad Award, самой большой популярностью в России пользуются компания «Газпром», среди международных компаний, представленных на российском рынке работодателей, это «BMW» [19]. В лидеры также попали такие компании, как: «Nestle»,

«Henkel», «Яндекс», «СИБУР» и др. [19]. По данным ВЦИОМ, большой популярностью пользуются также «Сбербанк», «Роснефть», «Лукойл» и др. [20].

Стоит также отметить, что в России проходят конкурсы, определяющие уровень профессионального признания. С 1998 г. в России проходит конкурс «Профессиональное признание», проводимый для работников сферы недвижимости [21]. В городе Самара, например, проходит конкурс «Профессиональное признание», который определяет лучших библиотекарей [22].

Таким образом, рассмотрев профессиональное признание через призму трех уровней признания, выделенных Хоннетом, можно с уверенностью сказать, что современное российское общество находится в ситуации поисков профессиональной идентичности, выбирая между доходом, возможностью получения того или иного образования, а также определенным уровнем популярности определенных профессий. На наш взгляд, теория «социального признания» особенно важна для современного профессионального развития в условиях нестабильного рынка профессий, в условиях постоянного обновления профессионального знания, в условиях непрерывно меняющихся потребностей в профессиональных компетенциях.

Примечания:

1. Petersen, A., Willig, R. Work and Recognition: Reviewing New Forms of Pathological Developments // Acta Sociologica. 2004. N 47 (4). P 338-350.

2. Akremi, I., Sassi, N., Bouzidi S. Rфle de la reconnaissance dans la construction de Pidentitïi au travail // Relations industrielles = Industrial Relations. 2009. Vol. 64, n 4. P. 662-684.

3. Dubar C. La crise des identities: Pinterprïitation d'une mutation. Paris: Lien Social, 2000.

4. Perret В., Roustang G. L'iiconomie contre la sociiitii: affronter la crise de l'intiigration sociale et culturelle. Paris: Seuil, 1993

5. Honneth A. The Struggle for Recognition: The Moral Grammar of Social Conflicts. Cambridge, MA: MIT Press, 1995.

6. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 т. T. 1. M.: Мысль, 1970. 668 с.

7. Фуре В.Н. Борьба за признание и моральный прогресс общества в концепции А. Хоннета // Вопросы философии. 2005. № 1. С. 159-171.

8. Hart J. (2014). Informal Learning Takes Off. The Guild of eLearning. Survey. Available on line. URL: http://www.elearningguild.com/insights/index.cfm?id=176.

9. Правительство РФ. Официальный информационный портал ЕГЭ. URL: http://ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/government/ (точка доступа 20.09.16 г.).

10. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 // Информационно-правовое обеспечение Гарант. URL: http://base. garant.ru/135916/2/#block_200 (дата обращения 25.09.16 г.).

11. Инфографика ВЦИОМ: система образования в России: 1991-2016 г./Офи-циальный сайт ВЦИОМ. URL: http://infographics.wciom.ru/theme-archive/soci-ety/social-problems/education-skills/article/sistema-obrazovanija-v-rossii-1991-2016 (дата обращения 25.09.16 г.).

12. Официальный сайт ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2022. URL: http://wciom. ru/index.php?id=236&uid=115556 (дата обращения 01.10.16 г.).

13. Самые востребованные профессии в России // Официальный сайт EDUNews. URL: http://edunews.ru/professii/rating/vostrebovannie-Russia.html (дата обращения 01.10.2016 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Топ-10 самых престижных профессий в России // Официальный сайт топ-10. URL: http://topl0a.ru/top-10-samyx-prestizhnyx-professii-v-rossii.html (дата обращения 05.10.16 г.).

15. Рейтинг вузов в России на 2016 год // Официальный сайт Вузотека.ру. URL: http://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1%8B (дата обращения 05.10.16 г.).

16. Концепция Федеральной целевой программы развития образования 20162020 г. № 2765-р от 29 декабря 2014 г. URL: http://government.ru/media/files/ mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения 01.10.16 г.).

17. Единый квалификационный справочник должностей. URL: http://doh-colonoc.ru/normativnaya-dokumentacziya/401-edinyj-kvalifikaczionnyj-spravochnik-dolzhnostej-rukovoditelej-speczialistov-sluzhashhix-razdel-qkvalifikaczionnye-xarak-teristiki-dolzhnostej-rabotnikov-obrazovaniyaq.html (дата обращения 0110.16 г.).

18. О профессиях, популярных и нужных // Официальный сайт ФОМ. URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/10942 (дата обращения 02.10.16 г.).

19. Газпром стал самый привлекательным работодателем в России // Официальный сайт RJOB. URL: http://rjob.ru/articles/gazprom_stal_samym_ privlekatelnym rabotodatelem rossii/ (дата обращения 05.10.16 г.).

20. Где хотят работать россияне. Статистика рынка труда // Официальный сайт РАБОТА.РУ. URL: http://www.rabota.ru/research/statistika_rynka_truda/ hotjat_rabotat_rossijane.html (дата обращения 05.10.16 г.).

21. Профессиональное признание // Официальный сайт Российская гильдия риелторов. URL: http://www.rgr.ru/Actions/Acknowledgement/default.aspx (дата обращения 06.10.16 г.).

22. Профессиональное признание // Официальный сайт Портал библиотек Самарской области. URL: http://libsmr.ru/portal/razdel.php?id=316 (дата обращения 06.10.16 г.).

References:

1. Petersen, A., Willig, R. (2004). «Work and Recognition: Reviewing New Forms of Pathological Developments». Acta Sociologica, 47 (4), 338-350.

2. Akremi, I., Sassi, N., Bouzidi S. (2009). Rфle de la reconnaissance dans la construction de l'identitfi au travail »Relations industrielles / Industrial Relations, vol. 64, n ° 4, p. 662-684.

3. Dubar, C. (2000). La crise des identitñs: l'interprfitation d'une mutation. Paris: PUF, coll. Lien Social.

4. Perret, B, Roustang, G. (1993). L'ficonomie contre la socifitfi: affronter la crise de l'intfigration sociale et culturelle. Paris: Seuil.

5. Honneth, A. (1992). The Struggle for Recognition: The Moral Grammar of Social Conflicts. Cambridge, MA: MIT Press 1995.

6. Hegel G.W.F. Works of different years in two volumes. Vol. 1. M.: Mysl, 1970. 668 pp.

7. Furs V.N. Struggle for recognition and moral progress of the society in the concept of A. Honneth // Problems of Philosophy. M. 2005. No. 1. P. 159-171.

8. Hart, J. (2014). Informal Learning Takes Off. The Guild of eLearning. Survey. Available on line: http://www.elearningguild.com/insights/index.cfm?id=176

9. The RF Government / Official information portal of the State Exam. Electronic resource. URL: http://ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/government/ (Access mode of 20.09.16)

10. The Federal Law of 29.12.2012 N 273-FZ "On Education in the Russian Federation" / Garant information and legal support. Electronic resource. URL: http://base.garant.rU/135916/2/#block_200 (Access mode of 25.09.16)

11. Infographics of VTsIOM: the system of education in Russia: 1991-2016 / Official site of VTsIOM. Electronic resource. URL: http://infographics.wciom.ru/ theme-archive/society/social-problems/education-skills/article/sistema-obrazovanija-v-rossii-1991-2016 (Access mode of 25.09.16)

12. Press release No. 2022 / Official site of VTsIOM. Electronic resource. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115556 (Access mode of 01.10.16)

13. The most popular professions in Russia / Official site of EDUNews. Electronic resource. URL: http://edunews.ru/professii/rating/vostrebovannie-Russia.html (Access mode of 01.10.2016)

14. Top 10 of the most prestigious professions in Russia / Official site of top 10. Electronic resource. URL: http://topl0a.ru/top-10-samyx-prestizhnyx-professii-v-rossii.html (Access mode of 10/05/16).

15. Rating of the universities in Russia for 2016 / Official site of Vuzoteka.ru. Electronic resource. URL: http://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1%8B (Access mode of 10/05/16)

16. Conception of the Federal target program of education development for 2016-2020 No. 2765-r dated December 29, 2014 Electronic resource - URL: http:// government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (AP of 10/01/16)

17. The uniform qualifying directory of posts. Electronic resource. URL: http://dohcolonoc.ru/normativnaya-dokumentacziya/401-edinyj-kvalifikaczionnyj-spravochnik-dolzhnostej-rukovoditelej-speczialistov-sluzhashhix-razdel-qkvalifikac-zionnye-xarakteristiki-dolzhnostej-rabotnikov-obrazovaniyaq.html (access point of 01.10.16)

18. On professions, popular and necessary / Official website of FOM. Electronic resource: URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/10942 (access point of 10.02.16).

19. Gazprom has become the most attractive employer in Russia / Official site of RJOB. Electronic resource: URL: http://rjob.ru/articles/gazprom_stal_samym_ privlekatelnym rabotodatelem rossii/ (access point of 05.10.16)

20. Where the Russians want to work. Labour Market Statistics / Official site of Rabota.ru. Electronic resource - URL: http://www.rabota.ru/research/statistika_ rynka truda/hotjat rabotat rossijane.html (access point of 05.10.16)

21. Professional recognition / Official site of the Russian Guild of Realtors. Electronic resource - URL: http://www.rgr.ru/Actions/Acknowledgement/default. aspx (AP of 06.10.16)

22. Professional recognition / official website of the Portal of libraries of Samara region. Electronic resource - URL6 http://libsmr.ru/portal/razdel.php?id=316 (AP of 06.10.16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.