Научная статья на тему 'К вопросу о роли Летних профессионально-ориентированных языковых Школ в контексте неформального обучения студентов российского вуза'

К вопросу о роли Летних профессионально-ориентированных языковых Школ в контексте неформального обучения студентов российского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Летние профессионально-ориентированные языковые Школы / неформальный компонент / профессионально-языковая подготовка / программа двойного дипломирования / концепция современной образовательной парадигмы / «от обучения на всю жизнь к обучению на протяжении всей жизни» / Болонский процесс / индивидуальная образовательная траектория / результат образовательной деятельности / Russian-Austrian Summer Language Schools for specialists / an in-formal component / pro-fessional language training / double diplomas program / the modern educational paradigm / “from learning for life to lifelong learning” / the Bologna process / an indi-vidual educational trajectory / individual significant cri-teria

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крузе Ирина Игоревна

В данной статье рассматривается роль российско-австрийских Летних профессионально-ориентированных языковых Школ как неформального компонента в системе профессионально-языковой подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Возможность включиться в программу двойного дипломирования в рамках академической мобильности, которая успешно реализуется в РУДН с момента вхождения вузов России в Болонский процесс, предполагает разработку каждым обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Это способствует тому, что обучающиеся самостоятельно ставят конкретную цель, планируют пути ее достижения и отслеживают этапы, внося необходимые корректировки, объективно оценивая достигнутые результаты, подтверждая концепцию современной образовательной парадигмы «от обучения на всю жизнь к обучению на протяжении всей жизни». На конкретных примерах автор показывает возможности программ Летних профессионально-ориентированных языковых школ в ориентации на конкретные образовательные запросы студентов-юристов, в формировании ответственности обучающихся за результат образовательной деятельности, самооценки получаемых результатов на основе индивидуальных значимых критериев, что способствует повышению активности обучающихся и формированию компетенций работы в команде на принципах уважения и взаимопонимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крузе Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROFESSIONAL LANGUAGE SUMMER SCHOOLS IN THE CONTEXT OF INFORMAL EDUCATION OF RUSSIAN UNIVERSITY STUDENTS

The article highlights the role of Russian-Austrian Summer Language Schools as an informal component in the system of professional language training for fu-ture specialists in the field of law. The possibility to join the double diploma program in the frame of academic mobility which is successfully realized in the Peoples’ Friendship University of Russia (PFUR) since the Rus-sian Federation joined the Bologna process implies that each student should develop an individual educa-tional trajectory. It enables students to set concrete objectives of the training, to control the training stages, to introduce the necessary corrections, to assess ob-jectively the achieved results and to support the con-cept of the modern educational paradigm “from learn-ing for life to lifelong learning”. The examples given in the article prove the potential of Summer Language Schools for future lawyers enhancing their responsibil-ity for the results of the educational activity, their self-assessment based on individual significant criteria, motivating the learners to build up their competencies of team activities on the principles of mutual respect and understanding.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли Летних профессионально-ориентированных языковых Школ в контексте неформального обучения студентов российского вуза»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

УДК 81

КРУЗЕ Ирина Игоревна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛЕТНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЯЗЫКОВЫХ ШКОЛ В КОНТЕКСТЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКОГО ВУЗА

В данной статье рассматривается роль российскоавстрийских Летних профессионально-ориентированных языковых Школ как неформального компонента в системе профессионально-языковой подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Возможность включиться в программу двойного дипломирования в рамках академической мобильности, которая успешно реализуется в РУДН с момента вхождения вузов России в Болонский процесс, предполагает разработку каждым обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Это способствует тому, что обучающиеся самостоятельно ставят конкретную цель, планируют пути ее достижения и отслеживают этапы, внося необходимые корректировки, объективно оценивая достигнутые результаты, подтверждая концепцию современной образовательной парадигмы «от обучения на всю жизнь к обучению на протяжении всей жизни». На конкретных примерах автор показывает возможности программ Летних профессионально-ориентированных языковых школ в ориентации на конкретные образовательные запросы студентов-юристов, в формировании ответственности обучающихся за результат образовательной деятельности, самооценки получаемых результатов на основе индивидуальных значимых критериев, что способствует повышению активности обучающихся и формированию компетенций работы в команде на принципах уважения и взаимопонимания.

Ключевые слова: Летние профессионально-

ориентированные языковые Школы, неформальный компонент, профессионально-языковая подготовка, программа двойного дипломирования, концепция современной образовательной парадигмы, «от обучения на всю жизнь к обучению на протяжении всей жизни», Болонский процесс, индивидуальная образовательная траектория, результат образовательной деятельности.

Базисом социально-экономического прогресса общества стали знания. Это легло в основу концепции современной системы образования «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» и отражает потенциал и задачи неформальной составляющей образования. Именно эта составляющая становится важным компонентом реализации концепции образования на протяжении жизни [1].

Исходя из задач и реалий подготовки специалистов в области юриспруденции, кафедра иностранных языков юридического института Российского университета дружбы народов участвует в работе российско-австрийских Летних профессионально-ориентированных языковых Школ. На протяжении 15 лет занятия Школы проходят в июле на юридическом факультете университета им. Париса Лодрона в городе Зальцбург (Австрия). Отбор претендентов на поездку в Зальцбург начинается с начала I семестра. Первокурсники получают информацию о возможности участия в работе Летней Школы на первых занятиях по немецкому языку и через электронный кабинет преподавателя на учебном портале РУДН [2]. Родители также имеют доступ к этой информации. Бесплатные занятия Летних Школ предоставляют каждому студенту юридического института возможность включиться в программу двойного дипломирования в рамках академической мобильности, которая успешно реализуется в РУДН с момента вхождения вузов России в Болонский процесс.

Участие в программе российско-австрийских Летних профессионально-ориентированных языковых Школ предполагает прежде всего владение немецким языком на уровне не ниже А2. Именно этот уровень позволяет обучающимся не только понимать основные положения лекций и семинарских занятий, проводимых специалистами - носителями языка, но и участвовать (по-

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -327-330

KRUZE Irina Igorevna, senior lecturer in German

THE ROLE OF PROFESSIONAL LANGUAGE SUMMER SCHOOLS IN THE CONTEXT OF INFORMAL EDUCATION OF RUSSIAN UNIVERSITY STUDENTS

The article highlights the role of Russian-Austrian Summer Language Schools as an informal component in the system of professional language training for future specialists in the field of law. The possibility to join the double diploma program in the frame of academic mobility which is successfully realized in the Peoples’ Friendship University of Russia (PFUR) since the Russian Federation joined the Bologna process implies that each student should develop an individual educational trajectory. It enables students to set concrete objectives of the training, to control the training stages, to introduce the necessary corrections, to assess objectively the achieved results and to support the concept of the modern educational paradigm “from learning for life to lifelong learning”. The examples given in the article prove the potential of Summer Language Schools for future lawyers enhancing their responsibility for the results of the educational activity, their selfassessment based on individual significant criteria, motivating the learners to build up their competencies of team activities on the principles of mutual respect and understanding.

Key words: Russian-Austrian Summer Language Schools for specialists, an in-formal component, professional language training, double diplomas program, the modern educational paradigm, “from learning for life to lifelong learning”, the Bologna process, an individual educational trajectory, individual significant criteria.

- 327 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

сле предварительной языковой подготовки) в обсуждении вопросов, связанных с профессиональными проблемами [3].

Полученная информация способствует тому, что каждый желающий проектирует собственный «образовательный маршрут» подготовки к участию в работе Летней Школы, что впоследствии становится основой вхождения в программу двойного дипломирования. Моя задача как педагога проконсультировать при необходимости и оказать помощь в работе с Контрольными листами самооценки Языкового Портфеля в ходе реализации составленного «образовательного маршрута». Те, кто начинает изучение немецкого языка в группах с 0, имеют возможность в конце I семестра сдать международный экзамен Start Deutsch 1, а к концу II семестра обучения Start Deutsch 2. Количество аудиторных часов по программе обучения немецкому языку (формальный аспект обучения) не позволяет провести эффективную подготовку к овладению необходимыми компетенциями понимания иноязычной речи на слух, при чтении, во время письменной коммуникации и говорении на данных уровнях без использования потенциала самостоятельных занятий во внеаудиторное время (неформальный аспект обучения). Для этого в электронном кабинете преподавателя на сайте университета существуют разделы „Wiederho-lung A1“, „Wiederholung A2“, „Wiederholung B1“, „Vorbereitung auf die Prufung Start Deutsch 1“, „Vorbereitung auf die Prufung Start Deutsch 2“, „Vorbereitung auf die Prufung Zertifikat Deutsch“ [2].

Мотивировка разработки с первых занятий индивидуальной образовательной траектории способствует тому, что обучающиеся самостоятельно ставят конкретную цель, планируют пути ее достижения и отслеживают этапы достижения цели, внося необходимые корректировки, объективно оценивая достигнутые результаты. Это пример того, как студенты-правоведы учатся расширять и продуцировать новые знания и ценности, а не только воспроизводить накопленный опыт и, не менее важное, на наш взгляд, брать ответственность за процесс обучения на себя. Это первые шаги на пути полноценной самореализации личности в жизни, культуре и будущей профессии.

Российско-австрийская Летняя профессионально-ориентированная языковая Школа это часть проекта совместной научно-педагогической деятельности кафедры иностранных языков юридического института РУДН и юридического факультета университета им. Париса Лодрона (Зальцбург, Австрия), программа подготовки специалистов в области юриспруденции, способных конкурировать на международном рынке труда. Обе стороны тщательно обсуждают тематику лекционных и семинарских занятий, а также кандидатуры лекторов, стараясь привлечь к работе со студентами не только профессорско-преподавательский состав обоих вузов, но и ведущих специалистов Еврокомиссии и практикующих юристов Австрии и Германии. За последние годы спектр обсуждаемых тем охватывал различные правовые проблемы от «Подготовки Олимпийских Игр в Сочи и решения проблем сохранения окружающей среды», «Международных аспектов спортивного права», «Европейских ценностей, демократии и правового государства» до «Взаимоотношений России с Евросоюзом: проблем и способов их решения»:

1.

2.

hunderts

3.

4.

5.

6. 7.

Olympische Spiele in Sotschi und Umweltschutzprobleme

Russland, Osterreich und die Europaische Union im ersten Jahrzehnt des 21. Jahr-

Internationaler, europaischer und vergleichender Menschenrechtsschutz Internationales und vergleichendes Sportrecht und Sportschiedsgerichtsbarkeit Europaische Werte, Rechtsstaat und Demokratie Russland-EU Beziehungen: rechtliche und politische Aspekte Aktuelle Herausforderungen der EU-Russland Politik В рамках программ российско-австрийских Летних профессионально-ориентированных языковых Школ будущие специалисты в области юриспруденции знакомились с ключевыми моментами российского и австрийского права по вопросам охраны окружающей среды; анализировали международные, европейские и сравнительные аспекты защиты прав человека и обсуждали деятельность Европейского суда по правам человека; имели уникальную возможность на конкретном примере включения в списки участников Олимпийских Игр спортсмена одной из Олимпийских сборных познакомиться с аспектами спортивного права, существующего на стыке конституционного, международного, административного и гражданского права; занимались такими проблемами, как допинг, отбор спортсменов на международные соревнования, решение споров между спортсменами и клубами на уровне федерации и на международном, трансфер спортсменов и правовые нормы, соблюдение трудовых договоров в спортивных клубах. За последние два года студенты отработали ключевые понятия европейских ценностей; сравнивали австрийское и российское конституционное право; занимались проблемами Европейской дипломатической службы, правовыми аспектами отношений Евросоюза и России по вопросам энергетики, экономики, визового режима; обсудили правовые подходы решения проблемы

- 328 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

Крыма, познакомились с основными аспектами взаимодействия в рамках Восточного партнерства.

Для того, чтобы быть активным участником лекционных и семинарских занятий, на достойном уровне подготовить презентации по предложенным темам, необходимо владение немецким юридическим языком. В программы Летних Школ обязательной составляющей входят практические занятия коммуникативным и юридическим немецким языком, которые проводят специалисты лингвисты из Зальцбурга, владеющие русским языком. В первый день занятий студентам предлагается написать тест (Einstufungstest), по результатам которого формируются три группы на уровне А2, В1 и В2-С1. Языковые занятия проходят в течение двух недель с 9 часов утра до обеда. Материал, который отрабатывается на этих занятиях, соответствует основной тематике лекций, семинарских занятий и дискуссий, запланированных во второй половине дня. Каждый обучающийся имеет возможность формировать компетенцию понимания языка профессии на слух, при чтении, в письменной коммуникации и устном общении, прежде всего, с носителями языка. С сокурсниками организована работа в парах и мини-группах. Выделено время и для индивидуального выполнения коммуникативных заданий. Так как группы распределены по уровням, то и подходы к отработке языкового материала, и объем предъявляемого материала соответствуют уровням языковой подготовки, но, одновременно, унифицированы. Предоставлена возможность перехода из одной группы в другую. Для всех желающих и тех, кто испытывал затруднения в работе с языковым материалом на занятиях, каждый вечер проводятся консультации в общежитии и дополнительный материал вывешивается в электронном кабинете преподавателя [2]. Каждый участник программы имеет неограниченный бесплатный доступ к Интернету. После обеденного перерыва во второй половине дня проводятся лекции, семинарские занятия, дискуссии, подготовка презентаций и заключительного саммита. Перед участниками программы выступают ведущие эксперты Еврокомиссии, практикующие юристы и руководители различных структурных подразделений, профессора университетов из России и Австрии, руководители Ландтага федеральной земли Зальцбург. Эта часть программы предоставляет каждому участнику уникальную возможность задать вопрос специалисту носителю языка, вступить в дискуссию, высказать свою точку зрения и выслушать противоположную сторону. Необходимо особо подчеркнуть роль неформального компонента в предоставлении возможности воплощения на практике профессиональной компетенции, столь важной для общения, взаимодействия, сотрудничества и межкультурного диалога - основной составляющей участия в демократических процессах.

Завершением работы традиционно становятся групповые презентации в рамках итоговой конференции или саммита. Подготовка презентаций проходит в смешанных группах: австрийские и российские студенты разрабатывают по желанию одну из обсуждаемых тем. Участники других групп внимательно следят за презентацией, задают вопросы, дают комментарии, высказывают замечания и дополнения. Такая совместная деятельность направлена на формирование компетенции работы в международной команде. Вот темы некоторых презентаций: „Olympi-sche Spiele und Umweltschutzprobleme “, „Recht im Sport”, „Ambush Marketing im Sport “, „ Doping Sanktionen “, „ Spielertransfer und Sponsoring", „“Mobilitat“, „Visaprobleme“, „Europaisches Parla-ment”, „Menschenrechte “, „EU und Beziehungen zu den Nachbarnlandern“, „Energiepolitik“, „Europa-ische Kommission, europaisches Parlament und europaischer Rat“. Заключительный саммит 2015 г. был посвящен теме „Russland EU Beziehungen “. В течение нескольких часов студенты из России и Австрии не только обсуждали основные проблемы взаимоотношений на современном этапе, но и предложили конкретные правовые решения многих проблем. Эти предложения были оформлены в пресс-релизе и отправлены г-ну М. Мартино, эксперту Европейской службы внешнеполитической деятельности Еврокомиссии, выступившему с лекцией перед студентами [2].

Участие в программе российско-австрийских Летних профессионально-ориентированных языковых Школ основано на активности и мотивации обучающихся, характеризуется внутренней ответственностью каждого участника за результат образовательной деятельности и формированием компетенции самооценки получаемых результатов на основе значимых для каждого критериев. В ходе этого процесса активизируется аналитическая работа, инициатива, формирование собственной позиции внутри учебного процесса. Все вышеперечисленное способствует воспитанию взаимопонимания, основанного на уважении и толерантности, а также мобильности в изменяющихся условиях современного мира. Это и служит доказательством социального признания (одной из форм валидности неформального обучения), направленного на закрепление статуса и самооценки каждого участника добровольной деятельности российскоавстрийской Летней профессионально-ориентированной языковой Школы.

- 329 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Report of Committee on Culture and Education: Non-Formal Education, 15 December 1999. Available at:

http://assembly.coe.int/ASP/Doc/XrefViewHTML.asp?FileID=8807&Language=en (accessed of 27. June 2015)

2. Учебный портал РУДН. Личный кабинет преподавателя. Режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web-

local/prep/rj/index.php?id=3303

3. Gemeinsamer europaischer Referenzrahmen fur Sprachen: lernen, lehren, beurteilen. Available at:

http://www.goethe.de/z/50/commeuro/i0.htm (accessed of 20. July 2015)

REFERENCES

1. Report of Committee on Culture and Education: Non-Formal Education, 15 December 1999. Available at:

http://assembly.coe.int/ASP/Doc/XrefViewHTML.asp?FileI D=8807&Language=en (accessed of 27. June2015)

2. The International Office PFUR Personal Area teacher [Uchebnyy portal RUDN lichnyy kabinet prepodavatelya] Available at: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=3303. (in Russ, Ger.).

3. Gemeinsamer europaischer Referenzrahmen fur Sprachen: lernen, lehren, beurteilen. Available at:

http://www.goethe.de/z/50/commeuro/i0.htm (accessed of 20. July 2015).

Информация об авторе Information about the author

Крузе Ирина Игоревна, старший преподава- Kruze Irina Igorevna, Senior lecturer, Chair of тель кафедры иностранных языков юридиче- Foreign Languages, Institute of Law, Peoples’ ского института Российского университета Friendship University of Russia, дружбы народов, Москва, Россия Moscow city, Russia,

kruseirina@rambler.ru kruseirina@rambler.ru

Получена: 05.08.2015 Received:05.08.2015

- 330 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.