Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РОЛИ КУРЕНИЯ К ЭПИДЕМИОЛОГИИ ХРОНИЧЕСКОГО ПЫЛЕВОГО БРОНХИТА'

К ВОПРОСУ О РОЛИ КУРЕНИЯ К ЭПИДЕМИОЛОГИИ ХРОНИЧЕСКОГО ПЫЛЕВОГО БРОНХИТА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Б А. Кацнельсон, М Ф. Лемясев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE ROLE OF SMOKING IN THE EPIDEMIOLOGY OF CHRONIC DUST BRONCHITIS

Against a background of the action of dust in Dines brick production there are no distinct differences in the incidences of cough among workers, who are smokers and non-smokers. The authors conclude that in combined action of the smoking and the dust (depending on its SiO2 content) the first place in the etiology of chronic bronchitis may be taken by either of these synergically acting factors.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РОЛИ КУРЕНИЯ К ЭПИДЕМИОЛОГИИ ХРОНИЧЕСКОГО ПЫЛЕВОГО БРОНХИТА»

УДК 616.233-002.2-02:616.003.66-036.2:613.84

Проф. Б. А. Кацнельсон, канд. мед. наук М. Ф. Лемясев

К ВОПРОСУ О РОЛИ КУРЕНИЯ в ЭПИДЕМИОЛОГИИ ХРОНИЧЕСКОГО **

ПЫЛЕВОГО БРОНХИТА

Институт гигиены труда и профзаболеваний и Медицинский институт, Свердловск

Неблагоприятная роль курения проявляется обычно и при обследовании тех контингентов, которые подвергаются воздействию промышленной пыли (Brinkman и Coates; Sluis-Gremere и соавт.; Valentin и соавт.). Значительно менее ясен вопрос о том, какому из этих 2 факторов — промышленной пыли или табачному дыму — следует придавать первостепенное значение. Так, Н. Овсиньски прямо указывает на то, что «влияние курения отражается более заметно, чем пылевая экспозиция, и в группе долго курящих нивелируются различия, вызванные условиями труда», хотя концен- Ф трации пыли на рабочих местах изученного им гипсового завода измерялись десятками и сотнями миллиграммов в 1 м3. Например, анализ данных, которые приводит В. Ендриховски, показывает, что даже среди наиболее пожилых людей (41—70 лет) и среди лиц, выкуривающих более 15 сигарет в день, распространенность хронического бронхита на фабрике суперто-масшлака выше, чем на машиностроительном заводе. Вместе с тем материалы этого автора свидетельствуют о том, что в более молодом возрасте и при менее частом курении, а особенно среди некурящих различие между «пыльным» и «непыльным» производствами по распространенности бронхита выражено значительно больше, т. е. курение и здесь как бы стирает эффект производственной пыли.

В связи с этим определенный интерес представляют некоторые данные, полученные нами (совместно с Ю. В. Макаровым, С. К. Стариковой и Н. И. Зеленовой) при изучении эпидемиологии хронического бронхита 0 на 3 крупных предприятиях огнеупорной промышленности; в ранее опубликованных работах эти данные под таким углом зрения не рассматривались. Речь идет о магнезитовом, шамотном и динасовом заводах, причем по уровням запыленности воздуха рабочих зон они перечислены здесь в порядке убывания, а по содержанию свободной SiOa в пыли — в порядке возрастания (соответственно 1, 15—30 и 90 %). Данные С. К. Стариковой и соавт. свидетельствуют о том, что распространенность выявляемых при анкетном опросе жалоб на кашель (в том числе на длительный кашель и кашель с мокротой) и клинически диагностируемого хронического бронхита возрастает с повышением содержания Si02, несмотря на параллельное снижение действующих концентраций пыли. Мы хотели бы подчеркнуть, что такая особая «бронхитогенность» свободной Si02 проявляется и при соотношении между пылью и курением. ж

Нами анализируются данные, полученные в разные годы, но с помощью единой методики и использованием одной и той же анкеты. Следует оговориться, что группа лиц, жалующихся на кашель, даже длительный (свыше 2 лет) и с мокротой, значительно больше группы лиц, которым может быть поставлен диагноз хронического бронхита. Однако изучение литературы и собственный опыт показывают, что контингент, у которого отмечается более высокий процент жалоб на кашель, отличается и повышенной заболеваемостью бронхитом; не случайно ВОЗ рекомендован анкетный метод изучения эпидемиологии хронического бронхита.

В качестве контрольной (не подвергающейся воздействию промышленной пыли, раздражающих газов или неблагоприятного микроклимата) профессиональной группы при опросах, проведенных в 1967—1968 гг., были использованы рабочие механических участков завода медицинской аппаратуры, а при опросах, проведенных в 1971—1972 гг. — рабочие вспомога-тельных цехов и служб динасового завода. Поскольку среди женщин ока-

залось курящих крайне мало, все приводимые ниже данные, касающиеся контрольных и «пылевых» групп, относятся только к мужчинам.

Несмотря на различный характер контрольных групп, связь жалоб на кашель с курением в них оказалась практически совпадающей; среди курящих 1-й контрольной группы кашляли 31,8%, 2-й контрольной группы— 33,3%, а среди некурящих соответственно 6,7 и 6,3%. При этом кашель у курильщиков почти всегда был с мокротой, а кашель у некурящих — — без мокроты. Интересно отметить, что подобная же распространенность респираторных симптомов в зависимости от курения вне воздействия загрязнений рабочей и окружающей атмосферы нередко отмечается в литературе. Так, по данным Frappier-Davignon и соавт., среди работников пищевой промышленности эти симптомы обнаружены у 8,3% некурящих старше 35 лет и у 29,8% курильщиков сигарет, причем у первых они были минимальными.

При опросе, проведенном в 1967—1968 гг. (Ю. В. Макаров), процент кашляющих среди некурящих в разных цехах магнезитового завода варьировал от 10,4 до 17 (в том числе с мокротой — от 8 до 12,2), а в разных цехах шамотного производства — от 13,7 до 20,9 (все с мокротой). Отличие всех «пылевых» групп от контроля было статистически значимым. Вместе с тем такой связи между распространенностью жалоб на кашель или его продуктивностью и действием пыли вовсе не удалось показать в отношении курящих рабочих. Например, даже в наиболее пыльном цехе магнезитового завода жаловались на кашель 36,7% курильщиков, т. е. лишь несущественно и недостоверно больше, чем в соответствующей контрольной группе (31,8%). Аналочичные данные отмечены у курящих рабочих шамотного завода, причем повторный опрос, проведенный на том же предприятии спустя 5 лет, полностью их подтвердил. Так, во всех цехах, здесь в 1972 г. было среди некурящих 14,6% кашляющих, т. е. в 2,3 раза и при том статистически значимо (Р<0,05) больше, чем среди некурящих контрольной группы (6,3%), а среди курящих — 28%, т. е. даже несколько меньше, чем в контроле (33,3%; разница незначима).

Лишь на динасовом заводе процент кашляющих был статистически значимо повышен среди рабочих основных цехов по сравнению с контролем не только среди некурящих (40,2% против 6,3%, т. е. в 6,4 раза больше; Р<0,01), но и среди курящих (56,8% против 33,3%; Р<0,05). Таким образом, при высоком содержании свободной двуокиси кремния в пыли ее роль в происхождении жалоб на кашель достаточно четко проявляется даже на фоне курения, тогда как при меньшем содержании в пыли двуокиси кремния курение как бы нивелирует неблагоприятное действие пыли.

Отметим также, что если в обеих контрольных группах курящие жаловались на кашель приблизительно в 5 раз чаще некурящих, то в «пылевых» группых шамотного производства только в 2 раза чаще, а динасового — лишь в 1,4 раза чаще. Судя по такому соотношению, на фоне действия пыли, особенно пыли с высоким содержанием свободной 5Ю2, в свою очередь как бы смазывается роль курения.

На том же динасовом заводе опрошена группа рабочих кварцитного рудника с дробильной фабрикой, подвергающаяся менее интенсивному (в основном в отношении непрерывности) воздействию пыли. Здесь среди курящих мужчин было практически столько же кашляющих, сколько среди курящих в контрольной группе (37,9 и 33,3%), а среди некурящих — не в 6,4 раза, как в основных цехах, а лишь в 2 раза больше, чем в контроле (12,5% против 6,3%; различие не значимо). Отношение показателей частоты жалоб на кашель курящих и некурящих в этой группе равно ~ 3, т. е. меньше, чем в основных цехах, отличается от контрольного (~5,3). По-видимому, не только агрессивность пыли, но и интенсивность ее воздействия играет важную роль в своего рода конкурентных отношениях между пылью и курением применительно к этиологии кашля. Однако при сравнении данных, касающихся разных заводов, т. е. с учетом того, что запылен-

ность на динасовом заводе в целом значительно ниже, чем на шамотном и особенно на магнезитовом предприятии, где воздействие пыли смазывается влиянием курения, можно думать, что и в этом отношении содержание двуокиси кремния в пыли все же является наиболее существенным фактором.

Приведенный нами краткий обзор литературных и собственных данных позволяет прийти к следующему заключению. Сочетание действия промышленной пыли с курением в целом является более неблагоприятным для дыхательных путей, чем действие каждого из этих факторов в отдельности. Однако такой их синергизм удается выявить не всегда, и для определенных групп на первый план может выступать лишь один из этих факторов. Тот или иной характер их взаимодействия, по-видимому, зависит от интенсивности влияния каждого из них и степени агрессивности промышленной пыли, а судя по нашим материалам, даже в перую очередь от этой агрессивности, определяемой содержанием кремнезема. Относя к профессиональным заболеваниям хронический бронхит у курильщика, работающего в условиях воздействия промышленной пыли, необходимо принимать во внимание все эти характеристики. В частности, при малом содержании Si02 в пыли хронический бронхит должен квалифицироваться как «пылевой» у курящего рабочего с особой осмотрительностью, т. е. при длительной пылевой экспозиции (или, напротив, в относительно молодом возрасте, когда развитие бронхита курильщика мало вероятно), при высоких концентрациях пыли или при сочетании ее с теми или иными потенцирующими факторами профессионального характера (Д. М. Зислин и Б. А. Кац-нельсон). При высоком содержании SiÓ2 в пыли критерии профессиональности хронического бронхита у курильщика могут быть менее жесткими.

Наконец, можно сделать вывод, что в исследованиях по эпидемиологии бронхита, направленных на выяснение его профессиональной обусловленности, и, в частности, сравнительной «бронхитогенности» разных видов пыли, следует ориентироваться главным образом на некурящих рабочих.

ЛИТЕРАТУРА. Зислин Д. М., Кацнельсон Б. А. Гиг. труда, 1972, № 4, с. 22. — Е и д р и х о в с к и В. В кн.: Экология хронических неспецифических болезней дыхательной системы. Варшава, 1972, с. И. — Макаров Ю. В. Сравнительное изучение пылевого фактора в производстве шамота и магнезита и его действие на организм. Дисс. канд. Свердловск, 1968. — Овсиньски Н. В кн.: Экология хронических неспецифических болезней дыхательной системы. Варшава, 1972, с. 124. — Старикова С. К., Зеленова Н. И., Л е м я с е в М. Ф. Гиг. и сан., 1973, № 1, с. 24. — В г i n k m a n G. L., Coates Е. О., Am. Rev. resp. Dis., 1962, v. 86, p. 47. —Frappier-Davingnon L., St.-Pierre Z., Un. méd. Can., 1973, v. 102, p. 1542. — SI uis-Cremer G. K-, Walters L. G., Sichel H. S., Brit. J. industr. Med., 1967, v. 24, p. 13. — \/ a 1 e n t i n H., Smidt U., Barth M. et al. Zbl. Arbeitsmed., 1972, Bd 22, S. 368.

Поступила 19/X 1973 r.

THE PROBLEM OF THE ROLE OF SMOKING IN THE EPIDEMIOLOGY OF CHRONIC

DUST BRONCHITIS

B. A. Katsnelson, M. F. Lemyasev

Against a background of the action of dust in Dines brick production there are no distinct differences in the incidences of cough among workers, who are smokers and non-smokers. The authors conclude that in combined action of the smoking and the dust (depending on its SiO, content) the first place in the etiology of chronic bronchitis may be taken by either of these synergically acting factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.