Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РОЛИ И ФОРМИРОВАНИИ ВЛИЯНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ В РАЗВИТИИ И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ'

К ВОПРОСУ О РОЛИ И ФОРМИРОВАНИИ ВЛИЯНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ В РАЗВИТИИ И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ / АКТЫ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОПОЛЬЗОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Игорь Михайлович

В статье исследована роль и влияние Конституционного Суда РФ в развитии и конституционализации бюджетно-финансовой сферы. С этой целью рассмотрены доктринальные подходы к оценке правовой природы, регулятивной роли и юридической силы решений Конституционного суда РФ. На основе анализа критериев, положенных в основу научных подходов, разделяется та точка зрения, что решения Конституционного суда РФ являются межотраслевыми актами нормоустановительного характера, а его правовые позиции относятся к правовым нормам. В обоснование содержательности данного научного воззрения приведена практика Конституционного суда РФ и раскрывается её значение для теории и практики российского бюджетно-финансового конституционализма. Так, отмечается, что Конституционным судом РФ по результатам проверки конституционности отдельных положений налоговых, бюджетно-финансовых нормативно-правовых актов устраняются противоречия в финансово-бюджетном законодательстве, обеспечивается его совершенствование, формируется система институтов, обеспечивается необходимое для практики толкование и разработка специфических принципов в финансово-бюджетной сфере и в сфере налогообложения, что помогает формулировать эффективные механизмы их реализации. Кроме того, практика Конституционного суда РФ указывает и обосновывает тот факт, что общие принципы бюджетной и финансовой политики имеют конституционную природу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильин Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE AND FORMATION OF THE INFLUENCE OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE DEVELOPMENT AND CONSTITUTIONALIZATION OF THE BUDGETARY AND FINANCIAL SPHERE

The article examines the role and influence of the Constitutional Court of the Russian Federation in the development and constitutionalization of the budgetary and financial sphere. For this purpose, the doctrinal approaches to the assessment of the legal nature, regulatory role and legal force of the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation are considered. Based on the analysis of the criteria underlying scientific approaches, the point of view is shared that the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation are intersectoral acts of a normative nature, and its legal positions relate to legal norms. In substantiation of the content of this scientific view, the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation is given and its significance for the theory and practice of Russian budgetary and financial constitutionalism is revealed. Thus, it is noted that the Constitutional Court of the Russian Federation, based on the results of checking the constitutionality of certain provisions of tax, budgetary and financial normative legal acts, eliminates contradictions in financial and budgetary legislation, ensures its improvement, forms a system of institutions, provides the interpretation and development of specific principles necessary for practice in the financial and budgetary sphere and in the field of taxation, which helps to formulate effective mechanisms for their implementation. In addition, the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation indicates and justifies the fact that the general principles of budget and financial policy are of a constitutional nature.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РОЛИ И ФОРМИРОВАНИИ ВЛИЯНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ В РАЗВИТИИ И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ»

К вопросу о роли и формировании влияния Конституционного Суда РФ в развитии и конституционализации бюджетно-финансовой сферы

Ильин Игорь Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Е-таП: igor0401198504@mail.ru

В статье исследована роль и влияние Конституционного Суда РФ в развитии и конституционализации бюджетно-финансовой сферы. С этой целью рассмотрены доктринальные подходы к оценке правовой природы, регулятивной роли и юридической силы решений Конституционного суда РФ. На основе анализа критериев, положенных в основу научных подходов, разделяется та точка зрения, что решения Конституционного суда РФ являются межотраслевыми актами нормоустанови-тельного характера, а его правовые позиции относятся к правовым нормам. В обоснование содержательности данного научного воззрения приведена практика Конституционного суда РФ и раскрывается её значение для теории и практики российского бюджетно-финансового конституционализма. Так, отмечается, что Конституционным судом РФ по результатам проверки конституционности отдельных положений налоговых, бюджетно-финансовых нормативно-правовых актов устраняются противоречия в финансово-бюджетном законодательстве, обеспечивается его совершенствование, формируется система институтов, обеспечивается необходимое для практики толкование и разработка специфических принципов в финансово-бюджетной сфере и в сфере налогообложения, что помогает формулировать эффективные механизмы их реализации. Кроме того, практика Конституционного суда РФ указывает и обосновывает тот факт, что общие принципы бюджетной и финансовой политики имеют конституционную природу.

Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, акты, конституционное правопользование, конституционализация бюджетно-финансовой сферы, государственный суверенитет, доктри-нальные воззрения.

Некоторыми учеными справедливо отмечено, что налоговые и бюджетно-финансовые нормы в первую очередь разработаны на основе положений Конституции РФ [1. с. 416-417; 2. с. 65-78]. Между тем, данные научные воззрения не являются абсолютными, поскольку требуется последовательный учет правовых позиций Конституционного Суда РФ, как отражающих его участие в формировании других отраслей права, в том числе налогового, финансового и бюджетного. Мнения ученых по вопросу влияния Конституционного суда РФ в развитии и конституционализации бюджетно-финансовой сферы разделились, что обусловлено разнообразием в подходах к оценке правовой природы, регулятивной роли и юридической силы его решений.

В доктрине сложились следующие подходы, которые можно классифицировать по критериям на группы.

Одни учёные полагают, что решения Конституционного суда РФ не могут быть источниками права [3. с. 51-56]. Мнения учёных сводятся к тому, что Конституционный суд РФ не формулирует новые нормы права, а устанавливает факт их соответствия либо противоречия Конституции РФ, что впоследствии служит основанием для отмены акта либо отдельного его положения правотворческим органом. Основная функция Конституционного суда РФ выражается в дополнительном регулятивном воздействии, осуществляемом в форме толкования и разъяснения действующих правовых норм. Некоторые исследователи (Богданова Н.А., Пряхина Н.А.) полагают, что акты Конституционного суда РФ представляют собой форму выражения официальной конституционной доктрины и представляют собой источник науки конституционного права, имеющий теоретическое и правовое начало [4. с. 186-189; 5. с. 64-65].

Другие деятели науки считают, что решения Конституционного Суда РФ - акты специфического рода, поскольку им свойственна определенная степень нормативно-правового характера, но без однозначного отнесения к какой-либо категории в классификации источников теории права. Сторонники данной концепции одной из причин невозможного однозначного отнесения решений Конституционного суда РФ к источникам права в налоговой и бюджетной сферах усматривают в проблеме гарантии достоверности размещения определений КС РФ в правовых базах. По мнению специалистов института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Конюховой Т.И. и Журавлевой О.О., правовой сис-

5 -а

сз

<

темой любого государства к актам законодательства о налогах и сборах предъявляются особого рода требования по порядку их принятия, опубликования и введения в действие. Более того, предусматривается особый порядок их опубликования [2. с. 76]. Указанное в совокупности исключает игнорирование данного обстоятельства. Между тем, неурегулированным остается вопрос по опубликованию определений, а значит и неопределенным статус актов Конституционного суда РФ, имеющим одновременно особое значение для налогового права. Высказанную точку зрения в подобном контексте считаю оправданной, поскольку на законодательном уровне в течение длительного времени отсутствовала норма, устанавливающая требования по обязательному опубликованию определений Конституционного суда РФ. В настоящее время с внесением поправки в ст. 78 ФКЗ «О конституционном суде РФ» [6] определения Конституционного суда РФ подлежат официальному опубликованию на интернет-портале правовой информации и размещению на официальном сайте суда в сети «Интернет», что обеспечило восполнение пробела действующего законодательства и развеяло в определенной степени беспокойство учёных данным фактом.

Третья группа ученых обоснованно приходит к выводу, что решения Конституционного Суда РФ являются источниками не только конституционного, но и других отраслей права, в том числе, налогового, бюджетного, финансового. Так, Ваймер Е.В, Крохина Ю.А., анализируя акты Конституционного суда РФ, оценивая их значение для налогового права, отмечают их существенное влияние на развитие норм налогового законодательства [7. с. 53-57; 8. С. 44-48]. Видный теоретик-правовед и практик в области конституционного права Бондарь Н.С. на основе исследования и анализа практики Конституционного суда РФ в бюджетно-финансовой сфере истолковывает принимаемые им акты как межотраслевой источник практической финансово-экономической юриспруденции [9. с. 151-172]. Ученый отмечает, что нормативные начала решений Конституционного суда РФ, способные раскрыть конституционные ценности, принципы и начала финансово-экономических отношений, обретают главным образом силу конституционной доктрины в единстве концептуальных научно-теоретических подходов с реальной юридической практикой. На основе отношения органа конституционной юстиции к сформулированным в Конституции РФ принципам и идеям, опосредуются общественные отношения, в том числе в финансово-экономической сфере, а доктриналь-ные начала его решений приобретают качество общеобязательности, нормативной доктриналь-ности. По мнению Бондаря Н.С., обоснование по-„ добным образом актов Конституционного суда 2 РФ источником права служит действенным спосо-^ бом преодоления крайне противоположных пози-° ций авторов, которые, с одной стороны, считают ав акты Конституционного суда РФ носителем идей

и принципов доктрины, а с другой, исключительно источником отрасли конституционного права. Кажлаев С.А., исследуя вопрос о межотраслевых связях финансового права на основе анализа практики Конституционного суда РФ, обосновывает вывод о том, что решениями Конституционного суда РФ формулируется общеметодологический подход к межотраслевому применению норм различных отраслей права [10. с. 68-79].

Нетривиальную точку зрения высказал Крусс В.И., согласно которой Конституционный Суд РФ обеспечивает конституционализацию многоуровневого нормативного опосредования выполнения конституционной налоговой обязанности в Российской Федерации, а также широкого спектра смежных обязанностей фискально-экономического характера [11. с. 132-146].

Действительно, в профильных решениях (как актах конституционализации налогового, бюджетно-финансового права) Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на предъявляемые нормативные требования к налогообложению, которые в последующем учтены и применены законодателем при разработке Налогового кодекса РФ. Сами же по себе акты Конституционного Суда РФ восполняют пробелы налогового законодательства и устраняют нормативные коллизии. Схожим образом акты Конституционного Суда РФ обозначили принципы бюджетной и финансовой политики, которые в дальнейшем отражены на нормативном уровне, т.е. опосредуют конституционное правопользование в контексте федеральной бюджетно-финансовой политики, и обеспечивают государственный суверенитет в соответствующей сфере.

В контексте раскрытия роли и влияния Конституционного Суда РФ в развитие и конституци-онализации бюджетно-финансовой сферы рассмотрим принимаемые им акты и их значение для теории и практики российского бюджетно-финансового конституционализма.

Постановление Конституционного Суда РФ от 04. 04. 1996 года № 9-П предусматривает установление и взимание налогов только на основании федерального закона, что исключает их взимание в ином порядке [12].

В развитие этого исходного положения в Постановлении Конституционного Суда РФ № 9-П от 18.02.1997 года отмечается, что для установления налогов требуется обязательное соблюдение процедуры принятия нормативно-правовых актов [13].

В Определении Конституционного Суда РФ № 22-О от 05.02.1998 г. указывается, что федеральные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Конституцией Рф и самостоятельно федеральным законодателем. При этом налог можно считать взимаемым в законном порядке, если закон зафиксировал все составляющие, необходимые для его взимания [14].

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.02.1997 года № 5-П предусмотрено, что тре-

бования к установлению налогов и сборов относятся к процедуре, форме принятия и содержанию данного акта, а также порядку, в соответствии с которым он вводится. Указанное в совокупности предопределило состав и содержание налоговых обязательств [15].

Конституционным Судом РФ в Постановлении № 13-П от 08.10.1997 г. установлено, что нормативно-правовые акты об установлении налогов и сборов не имеют обратной силы [16]. Введение новых налогов всегда должно преследовать цель укрепить экономическую стабильность, сделать налоговые отношения более устойчивыми, а налогоплательщиков убедить в правовой и экономической стабильности.

В Постановлениях Конституционного суда РФ от 31.05.2016 г. № 14-П, от 24.03.2017 г. № 9-П в системной взаимосвязи рассматриваются базовые ценности налогового права (напр., законность взимания налогов и сборов, личный характер налоговой обязанности, компетенция органов государственного управления на основе разрешительного принципа) и выявляется их конституционно-правовой смысл. Более того, в следствие проверки конституционности отдельных положений налогового и бюджетно-финансового законодательства раскрываются сущностно-содержательные характеристики таких понятий, как «налоговый платеж», «неналоговые доходы бюджета» [17, 18].

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 № 39-П раскрывается содержание основных принципов налогообложения при взимании налогов в бюджет и их влияние на дифференциацию публично-правовой ответственности за совершение преступлений в налоговой сфере [19]. Рассматривая в контексте связи налогового деликта с конституционно - правовой природой налога, Конституционный суд РФ пришел к выводу, что не допускается произвольное применение нормы законодательства с тем, чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод гражданина и человека, нарушения конституционного баланса публичных и частных интересов. В частности, указано на возможность взыскания налоговых недоимок и пеней организаций с физических лиц за совершение налоговых преступлений, вызвавших эти недоимки и при условии прекращения организацией ведения хозяйственной деятельности, за исключением случаев, когда судом установлено, что организация-налогоплательщик служит прикрытием для действий контролирующего её физического лица.

Критерии, на основе которых определяется обязанность по уплате налогов и сборов, раскрыты в Постановлении Конституционного суда РФ от 12.11.2020 N46-^ В данном решении Конституционным судом РФ рассмотрено и дана юридическая оценка конституционно-правовому содержанию законодательства о налогах и сборах. В частности отмечается, что обязанность по уплате налогов производна от экономической деятельности, что предполагает экономическое обоснова-

ние вводимых налогов, недопустимость их введения на основании дискриминации, вопреки принципам законного и справедливого налогообложения, критериям формальной определенности [20].

Конституционным судом РФ обеспечено в конституционно-правовом смысле толкование статей 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции Российской Федерации [21] в части раскрытия содержания понятий системы и структуры федеральных органов исполнительной власти [22], что является важным с практической точки зрения, поскольку именно федеральные органы исполнительной власти принимают непосредственное участие в бюджетно-финансовой сфере вследствие установленной за ними компетенции по разработке проекта федерального бюджета и его исполнению, обеспечению совершенствования бюджетной системы [23]. Кроме того, Конституционным судом РФ обеспечивается истолкование смысла и содержания отраслевой нормы права, основанной на положениях Конституции РФ. В частности, в Постановлении от 18.07.2018 г. № 33-П Конституционным судом РФ разъяснен конституционно-правовой смысл п. 3 ст. 242 БК РФ, исключающий такое основание для отказа во взыскании в судебном порядке с субъекта РФ причитающихся не перечисленных муниципальному образованию субсидий на осуществление функций административного центра субъекта РФ, как предъявление требования по окончанию соответствующего финансового года [24]. В Постановлении Конституционного суда РФ от 09.04.2021 г. № 12-П конституционно-правовой смысл п. 7 ст. 430 НК РФ сводится к тому, что индивидуальный предприниматель (далее-ИП) не ведущий предпринимательскую деятельность без прекращения её государственной регистрации при наличии уважительных причин прямо установленных законом (напр., уход за ребенком до 1,5 лет, проживание супруги/супруга военнослужащего в период несения им службы в той местности, где не имеет возможность трудоустройства и т.д.) вправе не уплачивать в течение определенного периода времени страховые вносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование (так называемая «льгота по уплате страховых взносов») [25]. Как отмечено Конституционным судом РФ положение п. 7 ст. 430 НК РФ не противоречит конституционному принципу равенства перед законом, а ИП безотносительно к обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России не лишен возможности зачета соответствующих периодов в страховой стаж, требуемый для получения права на пенсионное обеспечение.

В ряде решений Конституционного суда РФ обеспечивается отмена признанных неконституционными норм, регулирующих бюджетные правоотношения. Так, в Постановлениях Конституционного суда РФ от 17.06.2004 г. № 12-П [26], от 22.06.2009 г. № 10-П [27] признаны неконституционными положения абз. 22 ст. 283 БК РФ и положения абз. 2 п. 3 ст. 41 БК РФ в той части, что

5 -о

сз

<

см

О)

не отвечают требованиям определенности нормативного содержания.

Характеризуя нормативность установлений и актов Конституционного Суда РФ, важно учитывать, что они распространяются на все аналогичные случаи и споры, поэтому являются обязательными для всех, в том числе органов государственной власти [28, с. 24-29].

Приведенные примеры из практики Конституционного суда РФ указывают на его участие в регулировании вопросов и конституционализации налоговой и бюджетно-финансовой сфер, раскрывают базовые ценности налогового и бюджетно-финансового права (напр., форму налога, условия и необходимые составляющие для его взимания, правовую определенность, недопустимость внеза-конного ограничения прав граждан и т.д.). А также обосновывают мнения тех учёных, которые считают, что решения Конституционного суда РФ - межотраслевые акты нормоустановительного характера, а его правовые позиции относятся к правовым нормам.

Подводя итог оценки роли, значения и влияния Конституционного Суда РФ в развитии и конститу-ционализации бюджетно-финансовой сферы, можно прийти к следующему. Вследствие деятельности Конституционного суда РФ, обеспечивающей выявление нормативного содержания конституционных положений актов налогового, бюджетно-финансового права, не только устраняются противоречия в финансово-бюджетном законодательстве, но и формируется система институтов, действующих в финансово-бюджетной и в сфере налогообложения, что помогает формулировать эффективные механизмы их реализации. Специалисты, занимающиеся изучением профильных вопросов, неизбежно приходят к тому, что Конституционный Суд РФ занимает важную роль в совершенствовании бюджетно-финансового законодательства [29, с. 16-22], обеспечивает необходимое для практики толкование и разрабатывает специфические отраслевые принципы налогового, бюджетного и финансового права [30, с. 236-238]. Вследствие чего, по моему мнению, в настоящее время объективно не следует ставить под сомнение тот факт, что общие принципы бюджетной и финансовой политики имеют конституционную природу, а практика Конституционного Суда вносит вклад в развитие и конституционализацию бюджетно-финансовой сферы. Исходя из этого, должно обеспечиваться развитие бюджетно-финансовых правоотношений, формирование и функционирование бюджетно-финансовой системы в целом.

Литература

1. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б.С. Эбзеев. В 2 т. М.: Юристъ, 2010. С. 416417

2. Конюхова Т.И., Журавлева О.О. Акты Конституционного суда РФ и развитие финансового

законодательства и права // Российское право. 2011. № 11 (179). С. 65-78

3. Гаврюсов Ю.В. О некоторых взглядах на правовую природу решений органов конституционной юстиции // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7. С. 51-56.

4. Пряхина Т.М. Конституционная доктрина Российской Федерации. - М.ЮНИТИ: Закон и право, 2006.-323с. С. 186-189

5. Богданова Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. N3. С. 64-65.

6. Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 №-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ.2020, № 46, ст. 7196

7. Ваймер Е.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в отношении налогового контроля // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 4. С. 53-57

8. Крохина Ю.А. Влияние правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации на формирование налогового права (на примере Постановления от 02 июля 2013 г. № 17-П) // Правовое государство: теория и практика. 2014.№ 3 (37).С.44-48

9. Бондарь Н.С. Экономический конституционализм России: очерки теории и практики: монография. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2017, 272с. С. 151-172.

10. Кажлаев С.А. О межотраслевых связях финансового права с учетом практики Конституционного Суда Российской Федерации // Право и экономика», 2020, № 1 (383). С. 68-79

11. Крусс В.И. Конституционализация фискально-экономических обязанностей в Российской Федерации: монография. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 304 с. С. 132-146

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N9^ «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 1996.

13. Белых С. В. О некоторых вопросах, связанных с конституционной обязанностью каждого платить законно установленные налоги и сборы в свете отдельных решений Конституционного Суда Российской Федерации // Бизнес, Менеджмент и Право. 2018. № 1. С. 14-17.

14. Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.1998 №2-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово о проверке конституционности статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой систе-

мы в Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 1998.

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N5^ «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997, № 13, ст. 1602

16. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году» // СЗ РФ. 1997, № 42, ст. 4901

17. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 Ж4-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2016, № 24, ст. 3602

18. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N9^ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова»// СЗ РФ. 2017, № 15 (Часть VII), ст. 2283

19. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 N39^ «По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмаде-евой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева» // СЗ РФ. 18.12.2017, N51, ст. 7914

20. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N46^ «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика» // СЗ РФ. 2020, № 47, ст. 7624

21. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с из-

менениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

22. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N2-n «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.1999, № 6, ст. 866

23. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 Щ-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020.№ 45. ст. 7061

24. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2018 N33-n «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита» // СЗ РФ, 2018, № 31, ст. 5063

25. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.04.2021 Ж2-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.А. Беловой» // СЗ РФ, 2021, № 16 (Часть III), ст. 2875.

26. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 Ж2-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия» // СЗ РФ, 2004. № 16 (Часть III), ст. 2875.

27. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 Ш0-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)» // СЗ РФ», № 27, 2009, ст. 3383

28. Бляшкина Н.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам налогового права об установлении и введении налогов и сборов // Финансовое право. 2019. № 4. С. 24-29.

29. Гринченко Н.Я., Игнатовская И.И., Зубко-ва В.С. Роль актов конституционного суда Российской Федерации в совершенствовании бюджетно-финансового законодательства // Российско-Азиатский правовой журнал. 2019. № 3. С. 16-22.

30. Сидоров Е.С. Решения Конституционного Суда как источник налогового права // Молодой ученый. 2017. № 19 (153). С. 236-238

5 -а

сз

<

13.

14.

16.

17.

CM O)

ON THE ROLE AND FORMATION OF THE INFLUENCE 12. OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE DEVELOPMENT AND CONSTITUTIONALIZATION OF THE BUDGETARY AND FINANCIAL SPHERE

Ilyin I.M.

Novgorod State University Yaroslav the Wise

The article examines the role and influence of the Constitutional Court of the Russian Federation in the development and constitutionalization of the budgetary and financial sphere. For this purpose, the doctrinal approaches to the assessment of the legal nature, regulatory role and legal force of the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation are considered. Based on the analysis of the criteria underlying scientific approaches, the point of view is shared that the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation are intersectoral acts of a normative nature, and its legal positions relate to legal norms. In substantiation of the content of this scientific view, the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation is given and its significance for the theory and practice of Russian budgetary and financial constitutionalism is re- 15. vealed. Thus, it is noted that the Constitutional Court of the Russian Federation, based on the results of checking the constitutionality of certain provisions of tax, budgetary and financial normative legal acts, eliminates contradictions in financial and budgetary legislation, ensures its improvement, forms a system of institutions, provides the interpretation and development of specific principles necessary for practice in the financial and budgetary sphere and in the field of taxation, which helps to formulate effective mechanisms for their implementation. In addition, the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation indicates and justifies the fact that the general principles of budget and financial policy are of a constitutional nature.

Keywords: Constitutional Court of the Russian Federation, acts, constitutional legal use, constitutionalization of the budgetary and financial sphere, state sovereignty, doctrinal views.

References

1. Commentary on the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation / Ed. by B.S. Ebzeev. In 2 t.m.: Jurist, 2010. pp. 416-417

2. Konyukhova T. I., Zhuravleva O.O. Acts of the Constitutional Court of the Russian Federation and the development of financial legislation and law // Russian law. 2011. No. 11 (179). 18. pp. 65-78

3. Gavryusov Yu.V. On some views on the legal nature of decisions of constitutional justice bodies // Constitutional and Municipal law. 2010. No. 7. pp. 51-56. 4

4. Pryakhina T.M. Constitutional doctrine of the Russian Federation. - M. UNITY: Law and Law, 2006. - 323s. pp. 186-189

5. Bogdanova N.A. The Constitutional Court of the Russian Feder- 19. ation in the system of constitutional law // Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation. 1997. N3. Pp. 64-65.

6. Federal Constitutional Law of 09.11.2020 N5-FKZ «On amendments to the Federal Constitutional Law» On the Constitutional Court of the Russian Federation « // SZ RF. 2020, No. 46, Article 7196

7. Vaymer E.V. Legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation in relation to tax control // Constitutional and municipal law. 2018. No. 4. pp. 53-57

8. Krokhina Yu.A. The influence of the legal positions of the Con- 20. stitutional Court of the Russian Federation on the formation of

tax law (on the example of the Resolution No. 17-P of July 02, 2013) // The Legal state: theory and practice. 2014. No. 3 (37). pp. 44-48

9. Bondar N.S. Economic constitutionalism of Russia: essays of theory and practice: monograph. - M.: Norma: INFRA-M, 2017, 21. 272s. pp. 151-172.

10. Kazhlaev S.A. On intersectoral relations of financial law taking into account the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation // Law and Economics», 2020, № 1 (383). 22. Pp. 68-79

11. Kruss V.I. Constitutionalization of fiscal and economic responsibilities in the Russian Federation: monograph. - M.: Norm: IN-FRA-M, 2017. 304 p.p. 132-146

Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 04.04.1996 N9-P «On the case of checking the constitutionality of a number of normative acts of the city of Moscow and the Moscow region, the Stavropol Territory, the Voronezh Region and the city of Voronezh, regulating the procedure for registering citizens arriving for permanent residence in these regions» // Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation, No. 2, 1996.

Belykh S.V. On some issues related to the constitutional obligation of everyone to pay legally established taxes and fees in the light of individual decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation // Business, Management and Law. 2018. No. 1. pp. 14-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Definition of the Constitutional Court of the Russian Federation of 05.02.1998 N22-O «On refusal to accept for consideration requests of the Leninsky District Court of the city of Orenburg and the Central District Court of the city of Kemerovo on checking the constitutionality of Article 21 of the Law of the Russian Federation» On the basics of the tax system in the Russian Federation // Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation. № 3. 1998.

The decision of the constitutional Court of the Russian Federation from 21.03.1997 N5-P «On the case about the verification of constitutionality of the provisions of the second subparagraph of paragraph 2 of article 18 and article 20 of the Law of the Russian Federation of 27 December 1991 «On the fundamentals of the tax system in the Russian Federation» // Sz the Russian Federation. 1997, no. 13, article 1602

The decision of the constitutional Court of the Russian Federation from 08.10.1997 No. 13-P «On the case about the verification of constitutionality of the Law of St. Petersburg of 14 July 1995 «On rates of land tax in St. Petersburg in 1995,» // Sz the Russian Federation. 1997, No. 42, art. 4901 Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 31.05.2016 N14-P « In the case of checking the constitutionality of the provisions of Article 31.1 of the Federal Law «On Highways and Road Activities in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation», the decree of the Government of the Russian Federation «On charging fees for compensation for damage caused to public highways of federal significance by vehicles, having a permissible maximum mass exceeding 12 tonnes,» and article 12.21.3 code of the Russian Federation on administrative offences in connection with request of the group of deputies of the State Duma» // Sz the Russian Federation. 2016, No. 24, article 3602 The decision of the constitutional Court of the Russian Federation dated 24.03.2017 N9-P «On the case about the verification of constitutionality of certain provisions of the Tax code of the Russian Federation and the Civil code of the Russian Federation in connection with complaints of citizens E.N. Besputin, A. V. and V.A. Kulbatsky Kaplanova»// Sz the Russian Federation. 2017, No. 15 (Part VII), Article 2283

Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 08.12.2017 N39-P «In the case of checking the constitutionality of the provisions of Articles 15, 1064 and 1068 of the Civil Code of the Russian Federation, subparagraph 14 of paragraph 1 of Article 31 of the Tax Code of the Russian Federation, Article 199.2 of the Criminal Code of the Russian Federation and part one of Article 54 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation in connection with the complaints of citizens G.G. Akhmadeeva, S.I. Lysyak and A.N. Sergeev» // SZ RF. 18.12.2017, N51, article 7914

Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 12.11.2020 N46-P «On the case about the verification of constitutionality of paragraph 1 of paragraph 4 of article 378.2 Tax code of the Russian Federation in connection with the complaint of open joint-stock company «Moscow wool spinning factory» // Sz the Russian Federation. 2020, No. 47, p. 7624 «The Constitution of the Russian Federation» (adopted by popular vote 12.12.1993 with the changes approved in a nationwide vote 01.07.2020) // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

The decision of the constitutional Court of the Russian Federation dated 27.01.1999 N2-P «On the case on the interpretation of articles 71 (item «g»), 76 (part 1) and 112 (part 1) of the Constitution of the Russian Federation» // Sz the Russian Federa-tion.1999, № 6, p. 866

23. Federal constitutional law of 06.11.2020 N4-FKZ «On the Government the Russian Federation» // Sz the Russian Federation. 2020.№ 45. article 7061

24. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 18.07.2018 N33-P «In the case of checking the constitutionality of paragraph 3 of Article 242 of the Budget Code of the Russian Federation in connection with the complaint of the municipal formation-the city district» The City of Chita « // SZ of the Russian Federation, 2018, No. 31, Article 5063

25. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 09.04.2021 N12-P «In the case of checking the constitutionality of paragraph 7 of Article 430 of the Tax Code of the Russian Federation in connection with the complaint of a citizen I.A. Be-lova» // SZ RF, 2021, No. 16 (Part III), Article 2875.

26. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 17.06.2004 N12-P «In the case of checking the constitutionality of paragraph 2 of Article 155, paragraphs 2 and 3 of Article 156 and paragraph twenty-second of Article 283 of the Budget Code of the Russian Federation in connection with requests from the Administration of St. Petersburg, the Legislative Assembly of the Krasnoyarsk Territory, the Krasnoyarsk Regional

Court and the Arbitration Court of the Republic of Khakassia» // SZ RF, 2004. No. 16 (Part III), Article 2875.

27. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 22.06.2009 N10-P «In the case of checking the constitutionality of paragraph 4 of part two of Article 250, Article 321.1 of the Tax Code of the Russian Federation and paragraph 2 of paragraph 3 of Article 41 of the Budget Code of the Russian Federation in connection with complaints of the D.I. Mendeleev Russian University of Chemical Technology and the Moscow Aviation Institute (State Technical University) » // SZ RF, No. 27, 2009, Article 3383

28. Blyashkina N.A. Legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation on issues of tax law on the establishment and introduction of taxes and fees // Financial law. 2019. No. 4. pp. 24-29.

29. Grinchenko N. Ya., Ignatovskaya I.I., Zubkova V.S. The role of acts of the Constitutional Court of the Russian Federation in improving budget and financial legislation // Russian-Asian Legal Journal. 2019. No. 3. pp. 16-22.

30. Sidorov E.S. Decisions of the Constitutional Court as a source of tax law // Young Scientist. 2017. No. 19 (153). pp. 236-238

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.