Научная статья на тему 'К вопросу о роли городов Западной Сибири в развитии русских архитектурно-градостроительных традиций в России XVI-XVII вв'

К вопросу о роли городов Западной Сибири в развитии русских архитектурно-градостроительных традиций в России XVI-XVII вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1214
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ КУЛЬТУРА / АРХИТЕКТУРА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ГОРОД / ТРАДИЦИИ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орлова Елена Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению роли городов Западной Сибири в развитии и распространении русских архитектурно-градостроительных традиций в XVI-XVII вв. В процессе колонизации Сибири вновь возводимые города аккумулировали в себе основные черты и традиции русской архитектурно-градостроительной культуры, одновременно участвуя в ее формировании и дальнейшем развитии. В статье рассмотрены факторы, повлиявшие на сложение русских городов в Сибири, изложены вытекающие из этого особенности, присущие сибирским поселениям. Русская архитектура и градостроительство в XVI-XVII вв. в процессе освоения Западной Сибири получили новый виток в своем развитии, обусловив своеобразие сибирской культуры и придав ей характер регионального варианта общерусской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of Western Siberian Towns for Development of Architectural and Urban Planning Traditions in Russia of the XVI-XVII Centuries

The article analyzes the influence of the process of exploration and settlement of Siberia by Russians and development of traditions of Russian architecture and culture in the XVI-XVII centuries. The Siberian cities accumulated the basic features and traditions of folk culture and at the same time actively participated in its formation and development. Under the influence of Western-Siberian natural and geographic characteristics and of foreign economic and historical factors, Russian architecture and urban planning received a new round in its development, led to the originality of the Siberian culture and gave it the character of a regional variant of Аll-Russian culture.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли городов Западной Сибири в развитии русских архитектурно-градостроительных традиций в России XVI-XVII вв»

УДК 72.034

Е.Ю. Орлова, г. Новосибирск

К вопросу о роли городов Западной Сибири в развитии русских архитектурно-градостроительных традиций в России ЖУХ—ЖУП вв.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению роли городов Западной Сибири в развитии и распространении русских архитектурно-градостроительных традиций в ХУ!—ХУП вв. В процессе колонизации Сибири вновь возводимые города аккумулировали в себе основные черты и традиции русской архитектурно-градостроительной культуры, одновременно участвуя в ее формировании и дальнейшем развитии. В статье рассмотрены факторы, повлиявшие на сложение русских городов в Сибири, изложены вытекающие из этого особенности, присущие сибирским поселениям. Русская архитектура и градостроительство в ХУ!—ХУП вв. в процессе освоения Западной Сибири получили новый виток в своем развитии, обусловив своеобразие сибирской культуры и придав ей характер регионального варианта общерусской культуры.

Ключевые слова: русская культура, архитектура, градостроительство, город, традиции, Западная Сибирь.

В процессе освоения территории Западной Сибири важнейшую роль сыграл русский город, который являлся носителем древнерусских культурных традиций, легших в основу сибирской архитектуры и градостроительства. Традиции эти пролонгировались при всем последующем строительстве городов в Сибири, формируясь при этом в русле общерусских тенденций. Таким образом, исторические города Западной Сибири обладают ценным историко-архи-тектурным наследием, которое является составной частью общероссийской градостроительной культуры. Выявление основных особенностей, закономерностей и принципов формирования исторических городов Западной Сибири способствует сохранению и развитию историко-архитектурного наследия при дальнейшем строительстве и реконструкции. Архитектурные и исторические исследования городов Западной Сибири на сегодняшний день представлены в трудах Е.А. Ащепкова, Д.Я. Резуна, О.Н. Вилкова, Б.И. Оглы, В.Т. Горбачева, Л.Н. Вольской, С.Н. Баландина, А.Ю. Майничевой, Т.М. Степанской, М.П. Черной, Н.И. Никитина, В.И. Молодина и др.; авторы анализируют уровень развития городов Сибири, детализируют особенности жизненной среды и быта, исследуют облик сибирского города, его архитектуру и культуру и многие другие аспекты. Однако, несмотря на большое количество научных трудов, посвященных анализу различных аспектов городов Западной Сибири, остается еще много вопросов, требующих осмысления. В данной статье применен обобщающий подход к рассмотрению процессов формирования общих черт русских городов в Сибири, основанный на анализе имеющихся ранее сведений.

Процесс строительства и развития городов, посредством которого шло преобразование Сибирского региона, стал ярким отражением внедрения культурной традиции русских на вновь осваиваемых землях. Лидирующие позиции городов в колонизационном процессе нашли отражение в их месторасположении, во взаимосвязанной структуре основных композиционных частей, архитектурном облике, социально-экономическом содержании, разнообразии сторон жизнедеятельности [11, с. 19—21]. В XVI—XVII вв., в период формирования единой Российской империи, на ее территории сложились историко-культурные

зоны, а в них сформировались отдельные группы народа, имевшие свою специфику в территориальном, этническом, сословном и конфессиональном отношениях. Таким образом, в Западной Сибири в XVI—XVП вв. складывалась своя локальная культура, но при этом параллельно сохранялась и развивалась единая этническая общность русских, которая существовала и существует параллельно и является общей для всех локальных групп, выражаясь прежде всего в выработке единой системы ценностей, единого искусства, религии и т.п. [7, с. 7—11]. Саму консолидацию русского этноса в Сибири можно проследить на основании такого факта: если в XVI — первой половине XVII в. у русского населения четко прослеживается осознание себя представителями того или иного города Московии (Архангельска, Новгорода, Великого Устюга, Рязани и т.д.), то с середины XVII в. среди них уже наблюдается осознание своей принадлежности к тому или иному сибирскому острогу [9, с. 41].

В Х^ХУП вв. процесс колонизации Сибири проходил главным образом за счет переселений жителей северорусских, так называемых черносошных уездов (где почти не было боярского и помещичьего землевладения, а большинство крестьян несли повинности непосредственно в пользу государства). В северных городах — Вологде, Великом Устюге, Каргополе и др. — преимущественно набирали ратных людей для службы в Сибири. В основном из северорусских уездов отправляли за Урал на «вечное житье» первых крестьянских поселенцев. В итоге поток вольных переселенцев в Сибирь преимущественно состоял из северорусских крестьян и посадских, позднее из других районов Российского государства. В XVII в. за «Камень» чаще всего шли жители Среднего Поволжья, с остальной территории страны, переселенцы преимущественно были ссыльными. Основным местом расселения переселенцев стал район, включавший четыре западносибирских уезда: Тобольский, Верхотурский, Тюменский и Туринский (рис. 1). Первым наиболее крупным из них в Западной Сибири стал Верхотурско-Тобольский район, где русские переселенцы поселялись часто чере-сполосно с сибирскими татарами. В результате подобных миграций историко-этническая территория

русского народа постепенно расширилась, причем в новых районах заселения русские, как правило, становились численно преобладающей частью населения; это способствовало интегрированию русских национальных традиций на вновь освоенных землях, адаптации строительных технологий [7, с. 28—31]. В результате города Западной Сибири воплотили в себе наиболее характерные, типичные черты русского средневекового города и вместе с тем приобрели своеобразие, обусловленное следующими группами факторов:

— ландшасфтно-географическими — климатическими факторами окружающей среды, оказавшими наибольшее влияние на хозяйственную деятельность, приспособительную изменчивость и традиционное сознание. На специфику адаптации русских крестьян накладывали отпечаток конкретные сочетания местных условий природных зон и областей, осадков и климата и т.п. Важнейшим условием и показателем приспособления русских сибиряков к неблагоприятным природно-климатическим факторам прежде всего служит жилище, адаптированное к локальным особенностям среды [10, с. 24—26]. Например, жилые сооружения в поселениях Западной Сибири в основном имели более компактный характер, чем сооружения в европейской части России; об этом свидетельствуют изображения, зарисовки и планы, иконописные изображения, позволяющие судить о внешнем виде построек. Так, на р. Тунгуске было найдено зимовье начала XVII в., огражденное двойной рубленой стеной. Опираясь на имеющееся описание, археологи заключили, что изба имела размеры приблизительно 6,5x10,5 м и была построена по типу пятистенка; к ней примыкали многочисленные клети, поставленные глаголем, образуя узкий замкнутый двор [4].

— историческими факторами, составляющими внешние российские исторические, политические, экономические, адаптивные факторы по отношению к Западной Сибири. В ходе колонизации русскими территории Сибири политическая борьба, расстановка сил и отдельные этапы ее во многом определялись соперничеством с киргизами, Джунгарией, северо-монгольским государством, Цинским Китаем и т.д. Внешние по отношению к адаптивной культуре русского населения экстракультурные факторы частично уничтожались или переводились в разряд «своих». Одновременно происходило культурное «русифицирование» местных народов, русский" «инокультурный» элемент вводился автохтонным населением в компонент сознания «своей культуры» [10, с. 32].

— социально-культурными факторами — к ним можно отнести факторы, сложившиеся из влияния местных народов, государственно-племенных образований и многочисленных сибирских культур. Новые экономические, социальные, культурные, психологические, демографические условия повлияли на воспроизводство старожильческой культуры и формирования нового сибирского характера в новых поколениях. При этом на процесс формирования культурных традиций сибиряков оказали влияние последующие переселенцы из Европейской России. Значимую роль в развитии русских традиций в Сибири сыграла религия: подвижническая деятельность

Русской православной церкви, старообрядческая идеология и традиционная этническая, языческая культура.

Постепенно происходило углубление процессов колонизации Сибири, что выражалось прежде всего в формировании адаптированной этносоциальной общности, в которой воспроизводилась в межпоколенной преемственности устойчивая специфика материального производства, социальных отношений, духовности [10, с. 34—37].

Масштабное освоение Сибири в ХУ1—ХУН вв. началось со строительства «острогов», обозначающих собой тип поселения, в административном отношении рангом ниже города, имеющий в первую очередь административно-оборонительный характер. Постепенно строительство новых поселений приводит к развитию градостроительства, в связи с чем происходит эволюция терминов «город» и «острог» в двух направлениях. С одной стороны, с укрупнением многих поселений, ростом их социально-экономического значения и расширением административных полномочий термины «город» и «острог» сливались в плане обозначения одного типа уездных административно-хозяйственных и культурных центров в отличие от сельских поселений. С другой стороны, поселения, где превалировала какая-то функция, обозначались как остроги, например, «ясачные» [6]. Постепенно вновь построенные поселения сформировали взаимодействующую систему, где ведущая роль была отведена городам уже в качестве многофункциональных и административных центров, а порой такая роль отводилась и поднявшимся до этого уровня острогам. Таким образом, начавшееся в XVI в. масштабное стихийное расселение приобретает системный характер, а мелкие пункты типа перевалочных, ясачных и т.п. постепенно включаются в единую сеть, где не было и не предполагалось иметь своих кремлей и воеводских резиденций, так они не выпадали из общей системы, находясь в подчинении того или иного уездного центра, управлялись властью воевод, сосредоточенной в кремлях крупных городов и острогов. К концу XVII в. все русские поселения Западной Сибири уже были связаны друг с другом своими округами, а города обрастали торго-во-ремесленными посадами.

В этот период начинается систематизация сведений о новых землях, собирается информация о населенных пунктах, а новое строительство в Сибири ведется по указам, как и в европейской части государства. Согласно Статистическим таблицам Российской империи, с 1711 г. начинается масштабная опись всех территорий. Формируется административная классификация населенных мест, их функции назначаются централизованно, регламентируется порядок ведения деятельности в городах, отмечаются важные города Российской империи, в качестве образцовых: Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк, Казань, Астрахань, Тобольск, Томск [8, с. 77—78]. Таким образом, процесс освоения Сибири спровоцировал необходимость в распределении земель на территории всего Российского государства. Потребность в межевании новых территорий привела к установлению одной общей меры десятины (80 сажень в длину и 30 в ширину) на всей территории страны и последующему межеванию европейской

части государства [8, с. 6]. Постановка городов на новых землях осуществлялась уже по регламентированной схеме, а своим видом сибирские города походили на многие города Европейской России того времени. Из сложившегося законодательства следовало, что город должен был закладываться с соблюдением определенных размеров всех городских сооружений. Эти размеры с соблюдением модуля (определенной кратной величины) должны были выдерживаться как в плане, так и в объеме сооружения и увязываться с размерами улиц и площадей. Город следовало распланировать так, чтобы каждый дом имел выразительные связи с окружающим ландшафтом; эти зрительные связи пронизывали весь город. Строительство города не могло начаться без предварительного разведывания земель, в ходе которого собирались сведения о географических, природно-климатических условиях местности, проживающих или кочующих здесь народах, перспективах и формах взаимоотношений с ними, возможностях заведения пашни и т.д. По итогам «досмотра» составлялись описания, карты, рекомендации с оценкой возможности развития планируемого города в будущем. Зимовья и острожки играли роль опорных пунктов проведывания новых земель, центров сбора ясака, военно-административных резиденций, где размещались наделенные властью лица, гарнизон, могли остановиться промысловики, купцы, переселенцы. Они служили штабами, которые налаживали и укрепляли дипломатические, посреднические, тор-гово-обменные и прочие отношения с местным населением, что было жизненно важным для выполнения задачи принятия аборигенами русского подданства и включения их земель в состав России [11, с. 13].

Важной отметить, что крупные города Западной Сибири имели преимущественно регулярную планировку, в отличие от многих городов европейской части Российской империи, что было связано с быстрым и централизованным строительством новых поселений (рис. 2). В городе выделялись острог и посад. Основным строительным материалом в XVI—XVII вв. являлось дерево. Мастера, возводившие постройки, имели дело с конструктивными формами, декор был сведен к минимуму. Многообъемность достигалась сочетанием простых геометрических объемов срубов, выявлением силуэта и живописной бревенчатой фактуры стен. Стены и башни кремля возводились из «го-родин» — бревенчатых срубов с множеством бойниц. По верху стен с внутренней стороны шли сплошные ходовые галереи, а снаружи — обламы (выступы), приспособленные для прямого и навесного огня. Такое же устройство имели и башни. Распространенной формой плана первых крепостей является четырехугольник, как, например, в Казымском остроге. Его пространство, образуемое постройками острожков и зимовий, было максимально замкнуто. Вместе с тем для него была характерна и разновысокость зданий, достигнутая благодаря специальным конструкциям, что обеспечивало возможность обзора окружающей территории и придавало сооружениям хорошие оборонительные свойства. С течением времени, при изменении потребностей людей, трансформировалось и пространство поселений [4].

Облик города определяли не только крепостные сооружения, но и обширные площади и церкви.

Церковь являлась наиболее выразительным элементом застройки города. В основном церкви были деревянными, вплоть до конца XVII в. В Западной Сибири в завершении храмов довольно широко используется шатровая форма, для построек была характерна башнеобразная композиция из сочетания простейших объемов — четверика и восьмерика, увенчанного шатром, как, например, церковь Троицы Живоначальной в Томске (рис. 3). Культовые сооружения сначала возводились внутри острогов, а позже в непосредственной близости от укреплений, способствуя формированию соборных (церковных, приходских) площадей. Площадь с располагающимися на ней постройками одновременно являлась общественно-административным центром и ядром для формирования посада. Постепенно рядом с посадами возникают ремесленные, ямские слободы, монастыри, со временем преобладающие над городом-крепостью [1, с. 30]. Остальная застройка города имела преимущественно утилитарный характер и состояла из срубных изб в одну или две клети, соединенных сенями и иногда поставленных на подклет. Хоромные строения встречались лишь в небольшом числе у знати, а жилые постройки типологически были схожи. Выразительность города достигалась за счет объемно-пространственного планирования застройки в целом, поселения имели живописный вид, а их планировка находилась в тесной зависимости от рельефа. Города-крепости формировались как особые целостные системы, органично взаимодействующие с окружающей средой. Важно отметить, что большинство городов Западной Сибири связано с крупными водными артериями и панорамы городов обычно очень хорошо воспринимаются с реки. Этому аспекту визуального восприятия придавалось традиционно большое значение при планировании, поэтому на старинных литографиях и гравюрах панорамы сибирских городов даются со стороны реки [2, с. 30—31] (рис. 4).

К концу XVII в. была собрана значительная информация о поселениях и местностях России: составлены схематические карты некоторых земель, множество планов городов и крепостей. На рубеже XVII—XVШ вв. С.У. Ремезов создает знаменитую «Чертежную книгу Сибири», где представлены планы поселений, в архивах Приказов уже хранились «городовые чертежи», информация об освоении новых земель, строительстве крепостей и городов и другие сведения воеводств и монастырей, при этом в разнообразном множестве этих источников сибирские города предстают именно как русские города, а их материальная культура — как сформированная на основе навыков социальной, хозяйственной, духовной, бытовой, досуговой культуры переселенцев, которая укоренялась и адаптировалась с течением времени.

Процесс освоения Сибири в XVI—XVП вв. способствовал накоплению градостроительного опыта и развитию единых градостроительных регламента-ций, законодательства, формированию общих черт русских городов на всей территории государства. В результате приспособления к местным ландшафтно-географическим условиям, историческим и социальным факторам постепенно вырабатывались региональные черты Западно-Сибирского города:

— регулярная планировочная система;

— компактность и функциональность;

— строительство по указу с предварительным анализом планируемого места застройки;

— включение поселения в контекст единой системы расселения;

— строительство в соответствии с общегосударственными потребностями;

— наличие у города функции, преимущественно оборонительной;

— деревянная застройка.

Несмотря на региональные особенности, города Западной Сибири сохранили такие русские архитектурно-градостроительные традиции и приемы, как:

— система внутренней структуры и типология построек;

— объемно-пространственное решение и тесная связь с рельефом;

— строительные методы, обычаи и приемы. Таким образом, можно заключить, что принципы планирования русского города сформировались под влиянием опыта проектирования Западно-сибирских городов в XVI—XVП вв. Генезис общероссийских традиций и региональных особенностей в архитектуре городов Западной Сибири в рассматриваемый период стал частью процесса развития русской архитектурно-градостроительной культуры, оказав влияние на общерусские представления (в композиционно-планировочных методах, приемах строительства, типологии сооружений и т.п.), их переосмысление, адаптацию и последующее органичное включение в контекст русской культуры, обеспечивая устойчивость и сохранение архитектурно-градостроительных традиций.

Список использованных источников

1. Бондаренко Т.В. Города Западной Сибири, сформировавшиеся как крепости Томск (1604), Бийск (1709), Омск (1716) // Наука и современность. — 2012. — Вып. 16—1. — С. 29—50.

2. Вольская Л.Н. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири. — Новосибирск: НГАХА, 2008. — 240 с.

3. Майничева А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы. — Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1999. — 74 с.

4. Майничева А.Ю., Курилов В.Н. Первые русские остроги в Сибири: освоение пространства [Электронный ресурс] // Сибирская заимка: сайт. — URL: http://zaimka.ru/mainicheva-ostrogs/(дата обращения: 20.05.2016).

5. Миронов Б.Н. Город из деревни: четыреста лет российской урбанизации [Электронный ресурс] // Журнальный зал: сайт. — URL: http://magazines.russ.ru/ oz/2012/3/m45-pr.html(дата обращения: 20.05.2016).

6. Резун Д.Я. Эволюция понятий «город» и «острог» в приказном делопроизводстве XVII в. // Вопросы истории. — 1979. — № 10. — С. 172—176.

7. Русские. — М.: Наука, 1999. — 828 с.

8. Статичесюя таблицы Росайскай Импери Санкт-Питербург: Типографа К. Вульфа, 1863. — 332 с.

9. Сибирь в контексте русской модели колонизации (XVII — начало XX в.): сб. науч. ст. — СПб.: МАЭ РАН, 2014. — 299 с.

10. Сибирский характер как ценность: коллективная монография. — Т. 1. — Красноярск, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2004. — 256 с.

11. Черная М.П. Русский город Сибири конца XVI—XVIII вв. в археолого-исторической ретроспективе: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. — Томск, 2007. — 39 с.

Рис. 1. Схема размещения городов, острогов и зимовий Сибири в XVII в. [4]

Рис. 2. Изображение сибирских острогов в «Чертежной книге Сибири» С.У. Ремезова. Конец XVII в. [3]

Рис. 3. Церковь Троицы Живоначальной в Томске 1654 г. Реконструкция А.Ю. Майничевой, В.Н. Курилова [3]

Рис. 4. Панорамы сибирских городов: Тобольск, Томск, Тюмень [2]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.