Научная статья на тему 'К вопросу о резиденциях кайтагских уцмиев'

К вопросу о резиденциях кайтагских уцмиев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
429
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / КАЙТАГСКОЕ УЦМИЙСТВО / УЦМИЙ / КАЛА-КОРЕЙШ / МАДЖАЛИС / УРКАРАХ / ЯНГИКЕНТ / БАШЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абакарова Зарина Магомедовна

В статье раскрывается исторический процесс смены резиденций уцмиев в одном из раннефеодальных владений Дагестана в Кайтагском уцмийстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о резиденциях кайтагских уцмиев»

УДК 94(470.67)

К ВОПРОСУ О РЕЗИДЕНЦИЯХ КАЙТАГСКИХ УЦМИЕВ

®2011 Абакарова З.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрывается исторический процесс смены резиденций уцмиев в одном из раннефеодальных владений Дагестана в Кайтагском уцмийстве.

The author of the article reveals the historical process of the utsmiys’ residence change in the one of old feudal Dagestan possessions in Kaytag utsmiyat.

Ключевые слова: Дагестан, Кайтагское уцмийство, уцмий, Кала-Корейш, Маджалис, Уркарах, Янгикент, Башлы.

Keywords: Dagestan, Kaytag utsmiyat, utsmiy, Kala-Koreysh, Madzhalis, Urkarakh, Yangikent, Bashly.

В данной статье мы рассмотрим историю резиденции одного из раннефеодальных государственных образований Дагестана - Кайтаг. Следует заметить, что арабские и персидские источники не знают термина Кайтаг, под которым в настоящее время он известен. В письменных источниках это владение упоминается как Хайдак (Хайдакъ). Известны и другие формы - земля Хайзан, крепость Хайзан, укрепление Хамзин, земля Хамзин, крепость Хайзадж, замин земля, Кайтак, город Хандан, Джидан, Джанда. Все эти разночтения восходят к одному слову, то есть их можно рассматривать как неточную передачу названия Хайтак, что вполне допустимо при особенностях арабской графики [6. С. 64].

Во время арабских походов на Дагестан Хайтак выступает как самостоятельное государство,

ведущее независимую политику. Известный кавказовед Р. М. Магомедов пишет, что территория Кайтагского уцмийства (Кайтаг-Дарго) была шире земель собственного Кайтага и что «до арабского нашествия под Кайтагом подразумевались верхняя

территория, где проживали сами кайтагцы... При арабах Кайтаг-Дарго охватывал территорию Сюрга, Муйра, Гапш, Ганк, Каба-Дарго, Верхний и Нижний Кайтаг, Теркеме и Гамринский магал» [2. С. 68].

«Первоначальной резиденцией уцмиев была крепость Кала-Корейш (магал Гапш), «древность которого засвидетельствована обнаруженными там памятниками эпиграфики Х1-Х11 вв., а также устной традицией («Кала-Корейш» - крепость курейшитов)» [4. С. 11].

С Х1-ХИ веков Кала-Корейш является одним из влиятельных политических и идеологических центров Кайтага. Как показывает исторический опыт, место расположения резиденции всегда носило важное значение, особенно в феодальное время с его многочисленными войнами,

носившими разорительный характер.

Кала-Корейш располагался на горе, которая перехвачена двумя глубокими ущельями, на дне которых течет река Буган («Хулах1арк1» -«большая река») и безымянная речка, что на дне ущелья Магъакъатти (къат - ущелье). Обе речки соединяются за селением на

востоке, чтобы затем слиться с рекой Уллучай, впадающей в Каспийское море.

Только узкая тропинка над крутым почти отвесным обрывом ведет к единственным воротам селения, которые в случае опасности закрывались наглухо. Высокие двухэтажные дома, глухой стороной обращенные к ущелью, довершали защитный комплекс,

обеспечивающий устойчивую

обороноспособность селения. Кала-Корейш («крепость курейшитов») действительно была крепостью, сыгравшей значительную роль в истории народов Дагестана как крупный административнополитический, культурный и

идеологический центр

средневековой эпохи. О ее роли в истории Дагестана свидетельствует и сохранившееся здесь большое число памятников материальной и духовной культуры (остатки крепости, мечеть XI—XIII вв. со штуковым михрабом, могильники с полуцилиндрическими («саркофагообразными») или

традиционными каменными стенами, надгробиями, мавзолеи и пантеон кайтагских правителей - уцмиев, сторожевые и сигнальные башни, караван-сараи, мельницы, старые кварталы, главная площадь селения, медресе, памятники арабской эпиграфики и др.)

Уникален характер этих памятников и велика роль Кала-Корейша в истории Дагестана, особенно в освободительной борьбе с врагами. Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми его обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. Курайш - мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед [6. C. 4]. Но участившиеся в XVI веке социальные конфликты в Кайтагском уцмийстве приводят к перемещению резиденции кайтагских уцмиев из

Кала-Корейша. Сначала резиденция переносится в Уркарах, затем и вовсе на плоскость в Маджалис и Башлы.

Этот перенос произошел не сразу, а подготавливался постепенно. Если верить утверждениям А. Бакиханова, уже в конце XVI века уцмий Султан-Ахмед положил начало новой резиденции уцмиев на плоскости -селению Маджалис [1. С. 88]. Однако есть свидетельство, что еще в 1625 году уцмий продолжал пребывать в Кала-Корейше («Каракурачи»), куда к нему были приведены захваченные его людьми в 1625 году стрелецкий сотник С. Огибалов и некоторое число стрельцов, которые позднее при посредничестве шамхала Ильдара была отпущены уцмием [7. С. 753].

Уделивший много внимания изучению Кайтага профессор Р. М. Магомедов отмечает, что в Верхнем Кайтаге, где находилась старинная резиденция уцмиев Кала-Корейш, уцмии «не сумели приобрести... ни сел, ни земель и дошли до того, что они не могли вмешиваться в дела узденских обществ, отстоявших в борьбе с уцмием и

«административную и политическую самостоятельность». Создалось положение, когда «уцмии более не могли оставаться в горах и вынуждены были перенести свое местопребывание в Нижний Кайтаг, в Маджалис» [7. С. 13].

На наш взгляд, следует более подробно остановиться на причинах невозможности дальнейшего

пребывания уцмиев в Кала-Корейше. То, что в конце XVI века в Урджамульском магале Кайтага имело место восстание [1. С. 89],

направленное против гнета уцмийского рода, и почти в то же время уцмий основал (невозможно точно указать даты основания Маджалиса и восстания) новую резиденцию, дает возможность предполагать некоторую связь между этими событиями. Видимо, к этому времени борьба узденских обществ против власти

уцмиев в горах обострилась. Результатом ее являлось то, что последние не сумели приобрести там села и земли [7. С. 13], но и постепенно лишились своих земель в результате дружного противостояния обществ Верхнего Кайтага власти и натиску уцмиев.

В результате этого процесса, вероятно, была перенесена резиденция уцмиев. Также уцмии хотели усилить свое влияние на общество Нижнего Кайтага. Это было выгодно и в экономическом плане, так как резиденция располагалась ближе к торговым путям, проходившим по плоскостной части Кайтага. Полевой историко-этнографический материал, собранный в Верхнем Кайтаге, свидетельствует в пользу такой точки зрения. Так, согласно народным преданиям, уцмий (имя неизвестно и время тоже точно не устанавливается) пытался навязать свою волю уркарахцам, но последние, сговорившись, зарезали его быка, которого он специально направил на посевы уркарахцев. Видя к нему такое отношение, уцмий вынужден был покинуть Уркарах. Возможно, эти события имели место в конце XVI или XVII вв.

Перенос резиденции уцмиев на плоскость не положил конец как притязаниям уцмия на господство над горными обществами Кайтага, так и классовым противоречиям в уцмийстве. Более того, в XVI-XVII вв., как отмечено Р. М. Магомедовым, «обострились

отношения кайтагских феодалов с узденской массой и с теми общинами, которые оказывали сопротивление их политике принуждения» [7. С. 14].

Уцмий Султан-Ахмед основал местечко Маджалис на пустынном месте, где прежде собирался народ для совещаний [1. С. 88]. И в Маджалисе уцмий продолжает считать себя повелителем всего Кайтаг-Дарго и по-прежнему требует дани с тех населенных пунктов,

которые ему удалось подчинить. Но многие села союзов обществ Муйра, Гапш, Ганк, Ирчамул, хотя считались входившими в состав уцмийства, податей уцмию не платили [7. С. 13].

В Нижнем Кайтаге уцмиям также приходилась прилагать большие усилия, чтобы распространить свою власть над обществами, которые противостояли усилению феодального гнета. В частности, в конце XVI века имели место столкновения между башлынцами [4. С. 246] и уцмием Султан-Ахмед ом. Ему удалось отобрать у башлынцев часть земель и поселить на них теркеменцев (теркемейцев), пригласив их из Ширвана [1. С. 89]. Уцмию удалось в этот период одержать верх над уржамильцами, выступившими против попыток его сына собрать с них подати сверх установленных ежегодных сборов.

Расположение резиденции

Маджалис было выгодным в административно-территориальном отношении, так как место было выгодным для правления кайтагских уцмиев, находившихся близко от Дербента, рядом проходил торговый путь, с которого они получали доход

- пошлину; также укрепились

взаимоотношения с другими феодальными владениями

Дагестана.

В 1631-1645 годы начались феодальные усобицы, в результате которых дом уцмиев разделился на две группы: одна из них

обосновалась в Маджалисе, а другая

- в селе Янгикенте [3. С. 36]. По обычаю власть уцмия должна была перейти к старшему по возрасту. Со временем между двумя группами вспыхнула война. Группа, проживавшая в Янгикенте, победила и перебила группу, жившую в Маджалисе.

Из-за претензий кайтагских уцмиев на равнинные земли резиденция была перенесена в селение Башлы [2. С. 110]. «А сам уцмий живет в деревне подле самих гор, которая поселена на

косогоре, имя ей Башлу», - писал в 1718 году А. И. Лопухин [5. С. 31]. Таков был ход смены одной

резиденции другой с конца XVI до начала XVIII веков в феодальном владении Кайтагского уцмийства.

Примечания

1. Бакиханов А. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1926. 2. Гаджиев С. Ш. Дагестанские теркемейцы в XIX -начале XX веков. М., 1990. 3. Зубаилов С.-М. История Кайтага. Махачкала, 1995. 4. История Дагестана. М. : Наука, 1967. Т. 1.5. Лопухин А. И. Журнал путешествия через Дагестан. 1718 г. // История, география, этнография Дагестана XVIII—XIX вв. Архивные материалы. М., 1958. 6. Магомедов М. Г., ШихсаидовА. Р. Кала-Корейш. Махачкала, 2000. 7. Магомедов Р. М. Памятники истории письменности даргинцев XVII века. Махачкала, 1964. 8. ШихсаидовА. Р. Дагестан вX—XIV вв. Махачкала, 1969.

Статья поступила в редакцию 17.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.