К вопросу о регулировании дистанционных медицинских услуг
Козерог Ирина Юрьевна,
специалист, Высшая школа менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье систематизированы особенности международного и национального правового регулирования вопросов телемедицины. Обосновано, что международный уровень регулирования дистанционных медицинских услуг формируется общепринятыми нормами о правах человека, связанных с личной информацией, и правах на здоровье, а также рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. Отмечено, что сфера правового регулирования дистанционных медицинских услуг как элемента правовой системы охраны здоровья человека на международном уровне формируется специальными нормами концептуального, модельного, стратегического, организационного, политического и прочего содержания. Аргументировано, что российские правовые механизмы сферы телемедицины в составе правовой системы здравоохранения формируются нормами различных уровней регулирования на основе общепринятых международных норм и положений Конституции РФ, федерального законодательства. Обозначена классификация трех видов правовых норм сферы телемедицины по предмету регулирования: нормы сферы информационной безопасности, ограничивающие оборот медицинских данных; предписания сферы охраны здоровья об условиях оказания медицинской помощи человеку; специальные нормы сферы дистанционной медицины о многоотраслевом порядке разработки, внедрения, развития телемедицинских услуг.
Ключевые слова: дистанционные медицинские услуги, телемедицина, информационная безопасность, охрана здоровья, цифровое развитие.
S2
со см о см см
Ощутимый прогресс цифровых технологий предопределяет возникновение новых компетенций, трансформацию профессионального развития в различных отраслях экономики, включая инновационные изменения в сфере здравоохранения. Прогресс информационных технологий (далее -ИТ) оказывает позитивное влияние на социальную сферу охраны здоровья граждан, формируя цифровой сегмент телемедицинских услуг, реализация которых необходима в ряде случаев и выгодна для развития всей сферы медицины по множеству направлений.
Вместе с этим, цифровизация сферы здравоохранения сопровождается ростом соответствующих рисков. Финансовые риски в этом сегменте обусловлены несовершенством инструментов оплаты дистанционных медицинских услуг. Организационные риски связаны с ошибками при постановке диагноза без личного контакта с пациентом. Информационные риски определяются недостаточной степенью защиты персональных медицинских данных. Правовые риски характеризуются отсутствием закрепленной законом ответственности за нанесенный ущерб от неполадок при проведении телемедицинских процедур. Технологические риски обусловлены устаревшим ИТ-оборудованием и отсутствием специальных цифровых навыков у специалистов-врачей и пациентов [16, с. 62].
Поэтому представляется важным исследование вопросов правового регулирования сферы оказания медицинских услуг с помощью телемедицинских технологий.
В рамках международно-правового регулирования основ телемедицины действуют общепринятые документы в двух сферах прав человека: прав, связанных с личной (медицинской) информацией [3], [4] и прав человека на охрану его здоровья [1], [2], [5].
Специальной конвенции, декларации международного уровня в сфере цифрового здравоохранения, включающей вопросы телемедицины, пока не издано, но Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ) разработаны, опубликованы Сводное руководство по телемедицине 2022 года [19] и др. документы рекомендательного характера о регулировании отношений в сегменте телемедицины. В частности, в Основах внедрения телемедицинской услуги, разработанных в 2017 году (далее - Основы ВОЗ [18]), обобщены основные компоненты электронного (цифрового) здравоохранения:
1) медицинская информатика, используемая для интеграции сетей с медицинской информацией, распределенных систем электронных историй болезни и др. данных;
2) телемедицина, технологии которой применяются для обеспечения взаимодействия пациентов, их врачей с другими специалистами, поставщиками медицинских услуг для получения дополнительного мнения, экспертного заключения и реализации др. дистанционных услуг медицинского характера;
3) электронное обучение с использованием ИТ для предоставления возможностей обучения медицинским работникам и гражданам;
4) электронная коммерция и управление, связанные с бизнес-аспектами здравоохранения для осуществления цифровых транзакций и др. коммерческих операций, административных процедур в дистанционном режиме.
В Основах ВОЗ с учетом терминологии, представленной в 2010 году [17], обозначена ключевая дефиниция в рассматриваемой сфере: телемедицина - это подсистема предоставления в интересах укрепления здоровья человека медицинских услуг, для которых расстояние является критическим фактором, медицинскими работниками, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена достоверной информацией с целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, травм, проведения исследований и оценки здоровья человека, а также с целью обеспечения непрерывного образования в области здравоохранения [18].
Вместе с терминологией Основы ВОЗ определяют следующие базовые рекомендации разработки правовых механизмов телемедицины:
- концептуальные правила регламентации подсистемы и услуг телемедицины с учетом сегментов их применения, преимуществ, барьеров, международных инициатив;
- модельные (типовые) нормы внедрения телемедицинской службы с учетом многоотраслевого содержания, национальных и региональных особенностей, институциональных условий, места цифровых медицинских компетенций в глобальной экономике знаний;
- стратегические правила установления: потребностей и задач телемедицины, определения необходимых данных для дистанционного взаимодействия, правового статуса конечных пользователей, правового режима предоставления услуг, порядка решения организационных вопросов, перечня источников информации телемедицины, порядка анализа результатов телемедицины, комплекса мер обеспечения устойчивости телемедицинской службы;
- организационные предписания в отношении периода ИТ-преобразований, стадии внедрения телемедицинских услуг, мероприятий управления изменениями, создания координационной группы и пр.;
- политико-правовые нормы формирования государственной (местной) политики в сфере телемедицины с учетом: потенциальных преимуществ и недостатков применения ИТ-средств для нужд здравоохранения; имеющихся по-
требностей, ресурсов и организационных моделей; актуальных задач государственной политики здравоохранения;
- динамические правила развития телемедицинской службы, включающие: нормативно-правовые вопросы безопасности; технологические и инфраструктурные вопросы, условия функциональной совместимости и ресурсного обеспечения;
- контрольно-аналитические требования, регулирующие: порядок контроля, оценки, оптимизации инструментов, процедур телемедицины; условия наблюдения за работой телемедицинской службы; порядок развития исследований по вопросам телемедицины.
Исходя из вышеизложенных данных, можно сформулировать следующие выводы.
Во-первых, международный уровень регулирования дистанционных медицинских услуг формируется общепринятыми нормами двух видов прав человека (прав, связанных с личной информацией, и прав на здоровье), а также рекомендациями ВОЗ, в которых обозначены актуальные правовые аспекты формирования, развития системы телемедицины.
Во-вторых, сфера правового регулирования дистанционных (цифровых) медицинских услуг как элемента правовой системы охраны здоровья человека, согласно документам ВОЗ, формируется специальными нормами концептуального, модельного, стратегического, организационного, политического и пр. содержания.
Национальную систему регламентации телемедицины целесообразно разделить на конституционно-правовой, федеральный, региональный, местный и корпоративный уровни.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 24 Конституции РФ [6] в России запрещается оборот информации о частной жизни человека без его разрешения. Частную информацию, как разъяснил Конституционный Суд Рф [14], среди прочего составляют сведения о здоровье человека, что детализировано положениями ст. 13 Основ охраны здоровья граждан в РФ (далее - Основы [7]) и ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных» [8]. При этом сфера информационных отношений согласно п. «и» ст. 71 Основного Закона РФ входит в предмет ведения системы органов федеральной власти.
Указанные нормы формируют конституционно-правовую основу ограниченного порядка использования в России медицинской информации о здоровье человека, которая является одним из основных элементов телемедицинских услуг и регулируется федеральным законодательством.
Вместе с этим положения ст. 41 Конституции р РФ провозглашают конституционные гарантии ре- Д ализации прав человека на охрану здоровья с по- Ч
т
лучением соответствующей медицинской помощи. К Скоординированное обеспечение указанных кон- ё ституционных гарантий согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 у Основного закона РФ регулируется подзаконны- А
см см
ми актами органов федеральной власти и органов власти субъектов РФ. Нормы ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, в свою очередь, предусматривают муниципальные полномочия в рамках обеспечения доступности медпомощи на местном уровне.
Обозначенные конституционно-правовые положения в сфере охраны здоровья детализируются требованиями Основ, др. законов и подзаконных актов.
Следовательно, конституционно-правовая основа регулирования прав человек на здоровье, включая и сферу телемедицинских услуг, определяет регламентацию этой сферы отношений на федеральном, региональном и местном уровнях.
Специальные нормы сферы дистанционной медицины, устанавливающие многоотраслевые национальные правила разработки, внедрения, развития телемедицины, в настоящее время фрагментарно регулируются положениями различных законов и подзаконных актов.
Основные федеральные требования к подсистеме телемедицины изложены в ст. 36.2 Основ, которая определяет:
1) полномочия Минздрава России определять Порядок организации, оказания медицинской помощи в рамках телемедицины (далее - Порядок [10]) с учетом действующих медицинских стандартов; это правило отражает компетентный характер регулирования норм подсистемы телемедицины;
2) две цели консультаций с применением телемедицинских технологий: профилактической цели (сбор, анализ данных анамнеза, оценка лечебно-диагностических мероприятий, наблюдение за здоровьем); практической цели принятия решения в части очного осмотра, приема, консультации;
3) условие коррекции назначенного ранее лечения по результату проведения дистанционных консультаций, если диагноз и порядок лечения установлены при очном осмотре, приеме, консультации; это предписание характеризует ограничительный аспект правового регулирования телемедицины;
4) требование к документированию данных об оказании телемедицинских услуг с применением квалифицированной усиленной электронной подписи компетентного медицинского работника; указанная норма определяет технологический характер подсистемы регламентации телемедицины; и т.д.
Детализация указанных федеральных требований приводится в нормах постановления Правительства РФ № 1164 от 2023 года в части организации правового экспериментального режима с использованием телемедицинских технологий [9] и ведомственного Порядка [10], определяющего правовые механизмы: организации подсистемы телемедицины; виды, формы и условия оказания телемедицинских услуг; проведения дистанционных консилиумов (консультаций) врачей-специалистов в режимах реальных, экстренных, плановых условий; обеспечения доступности телемедицинских технологий; и т.д.
Например, в п. 12 Порядка [10] обозначены категории медицинской помощи, в рамках которой могут применяться телемедицинские технологии: при проведении медико-санитарной первичной помощи; при осуществлении высокотехнологичной специализированной медицинской помощи; в случае оказания специализированной скорой медицинской помощи; при проведении паллиативных мероприятий медицинской помощи.
Правила п. 14 Порядка [10] определяют три формы проведения врачебных консилиумов (консультаций) с использованием технологий телемедицины:
- экстренная форма врачебных консилиумов (консультаций) проводится в случае острых внезапных заболеваний, обострений хронических болезней, которые сопровождаются угрозой для жизни больного;
- неотложная форма врачебных консилиумов (консультаций) применяется в случае острых внезапных заболеваниях, обострения хронических болезней без наличия угрозы для жизни больного;
- плановая форма врачебных консилиумов (консультаций) используется в рамках осуществления профилактических мероприятий, в случае заболевания, которое не характеризуется угрозой для жизни пациента, не требует неотложной, экстренной медицинской помощи и может переноситься на определенный срок без ухудшения состояния здоровья больного. Подробные разъяснения условий исполнения
указанного Порядка обозначены в письме Минздрава России № 18-2/0579 от 2018 года [11].
Наличие специальных положений закона и разноуровневых подзаконных актов, регламентирующих на федеральном уровне порядок оказания телемедицинских услуг, отражает системный характер регулирования в России рассматриваемых отношений сегмента цифрового здравоохранения [15, с. 126].
То есть, федеральные правовые механизмы подсистемы телемедицины, установленные ст. 36.2 Основ [7], формируются нормами компетентного, целевого, ограничительного, технологического характера, которые детализируются в подзаконных актах и разъяснениях компетентных органов власти.
В качестве примера региональных норм, определяющих особенности предоставления телемедицинских услуг в определенном субъекте РФ можно указать ведомственный приказ московского Департамента здравоохранения № 580 от 2023 года о профильных телемедицинских услугах по неф-рологическим, онкологическим, гематологическим и ревматологическим заболеваниям (далее - Приказ [12]). Положения этого объемного документа определяют: Регламент осуществления телемедицинских проактивных консультаций системы здравоохранения Москвы в рамках специализированной первичной медико-санитарной помощи по указанным 4 профилям; Перечень государственных
медицинских организаций Москвы, предоставляющих телемедицинские проактивные консультации по нефрологическим, онкологическим, гематологическим и ревматологическим заболеваниям; Перечень лекарственных средств, которые могут назначаться в рамках телемедицинских проактив-ных консультаций по нефрологическим, онкологическим, гематологическим и ревматологическим заболеваниям.
Также стоит привести пример корпоративного документа в сфере телемедицины. Так в п. 2.2 Устава ГБУЗ г. Москвы «НПКЦ диагностики, телемедицинских технологий» [13] установлены цели деятельности этого бюджетного учреждения, включающие среди прочего организацию предоставления медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий для повышения качества оказания такой помощи. В рамках реализации этой цели организовано предоставление трех видов телемедицинских услуг: дистанционного экспертного консультирования; дистанционного консилиума с участием от 3 специалистов; плановой удаленной консультации.
Анализ обозначенных данных о национальных особенностях правового регулирования телемедицины позволяет сформулировать следующие выводы.
Во-первых, российские правовые механизмы сферы телемедицины в составе правовой системы здравоохранения формируются нормами различных уровней регулирования (конституционного, федерального, регионального, местного, корпоративного) на основе общепринятых международных норм о правах человека (прав, связанных с личной информацией, и прав на здоровье) и с учетом рекомендаций ВОЗ об особенностях формирования, развития системы телемедицины.
Во-вторых, подсистема правовых норм сферы телемедицины разрабатывается, развивается на основе положений ст. 24, 41, 72, 132 Конституции РФ, ст. 13, 36.2 Основ [7], ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных» [8] и соответствующих подзаконных актов системного характера.
В-третьих, классификация трех видов правовых норм сферы телемедицины по предмету регулирования включает: нормы сферы информационной безопасности, регламентирующие ограниченный порядок использования медицинских данных; предписания сферы охраны здоровья, определяющие общие условия оказания медицинской помощи человеку; специальные нормы сферы дистанционной медицины, устанавливающие многоотраслевые правила разработки, внедрения, развития телемедицины.
Литература
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10 декабря 1998.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12, 1994.
3. Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 5. Ст. 419.
4. Окинавская хартия глобального информационного общества (принята на о. Окинава 22.07.2000) // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 51-56.
5. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946, с изм. от 24.05.1973). [Электронный ресурс], URL: https://www.who.int/ru/ about/accountability/governance/constitution (дата обращения 16.12.2023).
6. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Официальный интернет-портал правовой информации. http:// www.pravo.gov.ru, 06.10.2022 (дата обращения: 16.12.2023).
7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
9. Постановление Правительства РФ от 18.07.2023 № 1164 (ред. от 18.07.2023) «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан» // Собрание законодательства РФ. 2023. № 30. Ст. 5693.
10. Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». [Электронный ресурс], официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.01.2018 (дата обращения 16.12.2023).
11. Письмо Минздрава России от 09.04.2018 № 18-2/0579 «О порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». [Электронный ресурс], URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 16.12.2023).
5 -а
сз ж
<
12. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 30.05.2023 № 580 «Об организации проведения проактивных телемедицинских консультаций в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь по профилям «онкология», «гематология», «нефрология», «ревматология» взрослому населению». [Электронный ресурс], URL: https:// www.mos.ru/dzdrav/documents/department-acts/ view/287890220/ (дата обращения 16.12.2023).
13. Устав Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Города Москвы «Научно-Практический Клинический Центр Диагностики И Телемедицинских Технологий Департамента Здравоохранения Города Москвы» (утвержден приказом Департамента здравоохранения Москвы № 570 от 2022 года). [Электронный ресурс], URL: https://telemedai.ru/ biblioteka-dokumentov/ustav-gbuz-npkc-dit-dzm (дата обращения 16.12.2023).
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2021 №2-П»По делу о проверке конституционности пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «МедРейтинг» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 22. Ст. 3915.
15. Винокурова М.А. О применении системного подхода в правовом регулировании телемедицинских технологий / М.А. Винокурова, Т.В. Пашнина // Журнал российского права. 2022. N6. С. 126-139.
16. Дворядкина Е.Б. Регулирование и перспективные направления диверсификации телемедицинских услуг в России / Е.Б. Дворядкина, А.О. Фечина // Управленец. Т. 14, № 2. 2023. С. 62-75.
17. World Health Organization. Global Observatory for eHealth Series.v. 2. Geneva: WHO; 2010. [Электронный ресурс], URL: http://www.who.int/goe/ publications/ehealth_series_vol2/en/ (дата обращения 16.12.2023).
18. Framework for the implementation of a tele-medicine service (2017). [Электронный ресурс], URL: https://iris.paho.org/bitstream/han-dle/10665.2/28414/9789275119037_eng.pdf (дата обращения 12.12.2023).
19. Consolidated telemedicine implementation guide. 09.11.2022. WHO. [Электронный ресурс], URL: https://www.who.int/publica-tions/i/item/9789240059184 (дата обращения 12.12.2023).
ON THE ISSUE OF REGULATION OF REMOTE
MEDICAL SERVICES
EE
2 Kozerog I. Yu.
m St. Petersburg State University
CM
о
ем The article systematizes the features of international and national
^ legal regulation of telemedicine issues. It is proved that the interz national level of regulation of remote medical services is formed by
generally accepted norms on human rights related to personal information and rights to health, as well as recommendations of the World Health Organization. It is noted that the sphere of legal regulation of remote medical services as an element of the legal system of human health protection at the international level is formed by special norms of conceptual, model, strategic, organizational, political, and other content. It is argued that the Russian legal mechanisms in the field of telemedicine as part of the legal system of healthcare are formed by norms of various levels of regulation based on generally accepted international norms and provisions of the Constitution of the Russian Federation and federal legislation. The classification of three types of legal norms in the field of telemedicine on the subject of regulation is indicated: norms in the field of information security restricting the circulation of medical data; prescriptions in the field of health protection on the conditions of medical care to a person; special norms in the field of remote medicine on the multidisciplinary procedure for the development, implementation, and development of telemedicine services.
Keywords: remote medical services, telemedicine, information security, health protection, digital development.
References
1. The Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948) // Rossiyskaya Gazeta. December 10, 1998.
2. The International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (adopted on 12/16/1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary session of the UN General Assembly) // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. № 12, 1994.
3. Convention on the Protection of Natural Persons in the automated processing of personal data (concluded in Strasbourg on 28.01.1981) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2014. No. 5. Article 419.
4. The Okinawan Charter of the Global Information Society (adopted on fr. Okinawa 22.07.2000) // Diplomatic Bulletin. 2000. No. 8. pp. 51-56.
5. The Charter (Constitution) of the World Health Organization (WHO) (adopted in New York on 07/22/1946, with amendments. dated 05/24/1973). [Electronic resource], URL: https://www. who.int/ru/about/accountability/governance/constitution (accessed 12/16/2023).
6. The Constitution of the Russian Federation was adopted by popular vote on December 12, 1993 (with amendments approved during the all-Russian vote on 07/01/2020). The official Internet portal of legal information. http://www.pravo.gov.ru, 06.10.2022 (accessed: 12/16/2023).
7. Federal Law No. 323-FZ dated 11/21/2011 (as amended on 07/24/2023) "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2011. No. 48. St. 6724.
8. Federal Law No. 152-FZ dated 07/27/2006 (as amended on 02/06/2023) "On personal data" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 31 (1 part). Article 3451.
9. Decree of the Government of the Russian Federation dated 07/18/2023 No. 1164 (ed. dated 07/18/2023) "On the establishment of an experimental legal regime in the field of digital innovations and approval of the Program of an experimental legal regime in the field of digital innovations in the field of medical activity, including using telemedicine technologies and technologies for collecting and processing information about the state of health and diagnoses of citizens" // Assembly legislation of the Russian Federation. 2023. No. 30. St. 5693.
10. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 11/30/2017 No. 965n "On approval of the procedure for the organization and provision of medical care using telemedicine technologies". [Electronic resource], the official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 10.01.2018 (date of appeal 12/16/2023).
11. Letter of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 04/09/2018 No. 18-2/0579 "On the procedure for organizing and providing medical care using telemedicine technologies". [Electronic resource], URL: https://www.consultant.ru / (accessed 12/16/2023).
12. Order of the Moscow Department of Health dated 30.05.2023 No. 580 "On the organization of proactive telemedicine consultations in medical organizations of the State healthcare sys-
tem of the city of Moscow providing primary specialized medical care in the fields of "oncology", "hematology", "nephrology", "rheumatology" to the adult population". [Electronic resource], URL: https://www.mos.ru/dzdrav/documents/department-acts/ view/287890220 / (accessed 12/16/2023).
13. The Charter of the State Budgetary Healthcare Institution of the City of Moscow "Scientific and Practical Clinical Center for Diagnostics and Telemedicine Technologies of the Department of Health of the City of Moscow" (approved by Order of the Moscow Department of Health No. 570 dated 2022). [Electronic resource], URL: https://telemedai.ru/biblioteka-dokumentov/ ustav-gbuz-npkc-dit-dzm (accessed 12/16/2023).
14. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 05/25/2021 No. 22-P"In the case of checking the constitutionality of paragraph 8 of part 1 of Article 6 of the Federal Law "On Personal Data" in connection with the complaint of the limited liability company "MedReyting" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 22. St. 3915.
15. Vinokurova M.A. On the application of a systematic approach in the legal regulation of telemedicine technologies / M.A. Vinokurova, T.V. Pashnina // Journal of Russian Law. 2022. N6. pp. 126-139.
16. Dvoryadkina E.B. Regulation and promising directions of diversification of telemedicine services in Russia / E. B. Dvoryadkina, A.O. Fechina // Manageret. Vol. 14, No. 2. 2023. pp. 62-75.
17. World Health Organization. Global Observatory for eHealth Series.v. 2. Geneva: WHO; 2010. [Electronic resource], URL: http://www.who.int/goe/publications/ehealth_series_vol2/en / (accessed 12/16/2023).
18. Framework for the implementation of a telemedicine service (2017). [Electronic resource], URL: https://iris.paho.org/bit-stream/handle/10665.2/28414/9789275119037_eng.pdf (accessed 12.12.2023).
19. Consolidated telemedicine implementation guide. 09.11.2022. WHO. [Electronic resource], URL: https://www.who.int/publica-tions/i/item/9789240059184 (accessed 12.12.2023).