Научная статья на тему 'К вопросу о реформировании российской банковской системы'

К вопросу о реформировании российской банковской системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / РЕФОРМИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / BANK SYSTEM / REFORMING OF BANK SYSTEM / COMMERCIAL BANKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анащенко А. Г.

В статье рассмотрены основные проблемы функционирования современной банковской системы. Уточнена система принципов реформирования банковской системы. В качестве решения указанных проблем автором предлагаются: выход банков на фондовый рынок со своими обязательствами, совершенствование законодательной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the Russian bank system reforming

In the article the basic problems of functioning of modern bank system are considered. The system of principles of bank system reforming is specified. As solution of the specified problems the author offers: entrance of banks on the share market with its own obligations, perfection of the legislative base.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реформировании российской банковской системы»

1. Инвестиционная деятельность I под ред. Г.П. Подшиваленко, Н.В. Киселевой. М., 2QQ6.

2. Донцова Л. В. Система регулирования инвестиционных процессов в развитых странах II Менеджмент в России и за рубежом. l999. № 4.

3. Пороховский А. Россия на пути оптимизации экономической роли государства II Российский экономический журнал. 2QQ2. № 5-6.

4. Samuelson Р., Nordhaus W. Economics. N. Y., 2QQl. P. 35-45.

5. Гришуненков А.В. Стимулирование инвестиционной мотивации в российской экономике. Тамбов, 2QQS.

Поступила в редакцию 2.Q9.2QQ9 г.

Muratov A.M. State regulation of innovational-investment processes in economy of Russia. In the article the state role in regulation of investment processes in economy of Russia and at the present stage is defined: functions, principles of the state participation are considered, and also the standard-legal base of organization and realization of investment activity is investigated.

Key words: investment activity; economy state regulation.

УДК 35+38Q.l3

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

© А.Г. Анащенко

В статье рассмотрены основные проблемы функционирования современной банковской системы. Уточнена система принципов реформирования банковской системы. В качестве решения указанных проблем автором предлагаются: выход банков на фондовый рынок со своими обязательствами, совершенствование законодательной базы.

Ключевые слова: банковская система; реформирование банковской системы; коммерческие банки.

В настоящее время активно обсуждается проблема реформирования банковской системы. В данной статье мы попытаемся рассмотреть эту проблему и рассказать о тех предложениях и программах, которые уже сегодня разрабатываются с учетом внутренних потребностей, возможностей и перспектив экономики.

Современная банковская система характеризуется низкой степенью капитализации и ограниченностью кредитных ресурсов у большинства малых и средних банков. Банковская маржа в настоящее время не превышает 3-4 %, что вряд ли может заинтересовать крупных собственников финансовых ресурсов. Если случаи вложения в уставные капиталы и имеют место, то почти везде они связаны с интересом к получению встречных кредитов или организации особой, приспособленной к интересам данного учредителя системы расчетов в создаваемой банковской структуре. В результате, более 50 % коммерческих банков сами себя капитализируют, т. е. их ресурсы предназначены для кредитования учредителей или аффилированных с

ними лиц. В то же время уже сегодня спрос на кредиты малых и средних банков со стороны предпринимателей превышает размер свободных ресурсов, которыми располагает эта система. У многих банков имеются достаточно надежные, ликвидные и устойчивые инвестиционные проекты, которые они не в состоянии профинансировать [1].

В условиях замедления экономического роста и снижения инвестиционной активности реальный сектор экономики начал предъявлять спрос на «короткие» деньги, т. е. испытывать реальную потребность в кредитах сроком до 1 года, а остатки на депозитных счетах юридических лиц и вовсе незначительны, в последнее время они оскудели. Кроме того, у банков существует высокий риск использования этих средств для долгосрочных кредитов.

В виду несовершенства банковского законодательства, которое допускает изъятие средств со срочных вкладов до истечения срока договора, а также общей неустойчивости макроэкономической ситуации в стране, остатки на срочных и сберегательных счетах

5l

физических лиц подвержены высоким конъюнктурным рискам и не могут служить абсолютно надежным источником инвестирования. Следовательно, банковская система реально нуждается в более устойчивых пассивах и новых механизмах удовлетворения потребности в «длинных» деньгах, которые предусматривали бы возможность поддержания льготной процентной ставки хотя бы в первый период реализации инвестиционного проекта [2].

Очевидным способом решения данной проблемы может быть привлечение требуемых средств через рынок ценных бумаг, что предполагает выход банков на фондовый рынок со своими собственными обязательствами. Облигации банковской системы априори являются более надежными, чем небанковского сектора, потому что банкам присуща большая открытость, а внутри системы действует строгий контроль за движением средств. Снижение стоимости кредитных ресурсов в таких условиях возможно только посредством участия государственных органов в дотировании процентной ставки по инвестиционным проектам, а также путем предоставления государственных гарантий [3].

Высокий уровень монополизации банковской системы стал реальной угрозой для выживания малых и средних банков в условиях неравной конкуренции с монополизированным банковским сектором. Не секрет, что сегодня на три крупнейших банка с высокой долей государственного участия приходится более 90% всех частных вкладов.

Выбор между риском и доходностью в настоящем российском обществе с его десятилетней историей потрясений в банковской сфере решается в пользу более «надежного», но менее доходного Сбербанка. В банковской системе наметилась устойчивая деформация: в то время как у большей части малых и средних банков ощущается острый недостаток кредитных ресурсов и низкая степень капитализации, у Сберегательного банка России существует реальная проблема размещения избыточных свободных ресурсов. Эти ресурсы через систему межбанковского кредитования и прямую покупку Сберегательным банком облигаций коммерческих банков могли бы быть направлены на кредитование российской экономики.

Более радикальной мерой могло бы стать законодательное ограничение функций Сберегательного банка РФ на операции с юридическими лицами - нефинансовыми корпорациями. Запрет на кредитование и обслуживание этих юридических лиц высвободил бы огромные ресурсы, которые Сбербанк смог бы продать на рыночных условиях прочим коммерческим банкам, например, предоставить их в виде межбанковских кредитов под залог обязательств, а в перспективе, после увеличения капитала коммерческих банков, обменять их на акции банковской системы. При этом автоматически сохранилось бы особое положение Сбербанка в банковской системе России, но «мягко» ликвидировалась его монополия на кредитные ресурсы [4].

В российской экономике существуют значительные финансовые потоки, которые вообще проходят мимо банковской системы и представляют собой потенциальные, неработающие кредитные ресурсы. Прежде всего, речь идет о бюджетных средствах, которые оседают на счетах казначейства и проходят через структуры Центрального банка РФ (РКЦ), не заходя в негосударственную банковскую систему. Доступ коммерческих банков к бюджетным средствам запрещен, согласно Бюджетному кодексу РФ, а также по причине недавно проведенного перевода всех средств бюджетных организаций в систему казначейства.

С одной стороны, такие жесткие меры позволяют лучше контролировать движение и расходование средств бюджетной системы, с другой стороны, они выводят из коммерческого оборота значительную часть потенциальных финансовых ресурсов.

Подводя итог описанным выше проблемам развития банковской системы на современном этапе, следует сделать вывод о том, что сегодня необходима разработка особых механизмов обеспечения конгруэнтности банковской и бюджетной системы, фондового рынка и реального сектора экономики с целью обеспечения роста региональных экономик и создания работающего финансового рынка с полноценной структурой.

В качестве примера такого механизма приведем краткое содержание предложений к концепции реформирования банковской системы [5].

В соответствии со «Стратегией развития банковского сектора», основной задачей развития кредитных организаций на ближайшее время признано повышение их функциональной роли в экономике России.

В условиях рыночной системы хозяйствования увеличение темпов экономического роста во многом зависит от привлечения банками инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики. Однако инвестиционная активность реального сектора остается пока на низком уровне. Это объясняется высокой стоимостью кредита.

Причины высокой стоимости кредита [6]:

- концентрация кредитных ресурсов в московских банках и их филиалах в ущерб региональным банкам;

- монополия Сбербанка РФ на ресурсы, привлекаемые от населения, обусловленная традициями и участием в капитале этого банка органов госуправления;

- низкая привлекательность ценных бумаг долгосрочного характера, сдерживающая активность фондового рынка и препятствующая привлечению банками кредитных ресурсов на долгосрочной основе;

- резервирование значительной части потенциальных кредитных ресурсов Банком России при недостаточном уровне монетизации экономики страны;

- несоответствие темпа кредитной эмиссии темпам развития экономики;

- низкая активность Банка России в развитии добросовестной конкуренции как внутри банковского сектора, так и между сектором кредитных организаций и фондовым рынком;

- отставание процедуры реформирования органов госуправления, включая Банк России, от процесса развития рыночных отношений в стране.

Одним из средств, позволяющих решить указанные проблемы, является развитие финансовых рынков путем разработки и внедрения механизма секъюритизации долгосрочных финансовых активов коммерческих банков, с одной стороны, и расширения функций органов госуправления и Банка России в сфере инвестиционного финансирования, с другой стороны.

В основу реформирования финансовой системы заложен механизм секъюритизации долгосрочных финансовых активов коммер-

ческих банков, предусматривающий государственную поддержку в лице Банка России, федеральных, региональных и местных органов госуправления, органов управления внебюджетными фондами [2].

К основным принципам реформирования российской банковской системы можно отнести следующие [5].

Переориентация финансового рынка с финансирования операций краткосрочного характера на финансирование инвестиционных проектов.

Передача функций регулирования инвестиционных потоков специализированной рыночной структуре - фондовому рынку.

Внедрение на финансовом рынке современных технологий замещения долговых обязательств коммерческих банков долгосрочными ценными бумагами с их продажей на вторичных рынках и получением ликвидных денежных средств.

Привлечение на финансовый рынок временно свободных денежных средств из обязательных резервов Банка России, Внебюджетных фондов, бюджетов разных уровней путем развития системы залоговых операций, покупки ими специальных ценных бумаг, выпускаемых в рамках секъюритизации.

Переориентация инвестиционной деятельности государственных органов исполнительной власти с прямого кредитования реального сектора (это функции кредитных организаций) на предоставление государственных гарантий и дотирование процентной ставки по инвестиционным проектам федерального, регионального и местного уровней.

Переход институциональных единиц финансового рынка на международные стандарты, регулирующие деятельность основных участников финансового рынка, а также процессы их оценки.

Развитие национального финансового рынка «снизу-вверх», т. е. с уровня регионов.

Развитие взаимодействия между региональными и центральным финансовыми рынками на основе взаимной выгодности и равноправного доступа к финансовым ресурсам страны.

Общий результат от реализации предложений.

Произойдет наращивание кредитной активности банков за счет привлечения более дешевых кредитных ресурсов, а также ком-

пенсации процентной ставки реальному сектору.

Уменьшится риск ликвидности за счет увеличения средне- и долгосрочных ресурсов коммерческих банков, т. к. инвестиционные облигации будут выпускаться на срок от 1 до 5 лет.

Рынок ценных бумаг пополнится новыми эффективными финансовыми инструментами - инвестиционными облигациями.

Произойдет увеличение банковской маржи. Это позволит коммерческим банкам улучшить достаточность собственного капитала, тем самым будут реализованы меры по капитализации банковского сектора.

Единые принципы инвестиционного финансирования, установленные для всех субъектов Российской Федерации, а также меры по ограничению кредитной деятельности банков-монополистов создадут условия для более качественного выполнения функций по трансформации сбережений в кредиты и инвестиции и развитию внутриотраслевой конкуренции в банковском секторе.

Ввиду инвестиционного кредитования обоснованных потребностей в финансовых ресурсах развитие банковского сектора будет осуществляться адекватно потребностям экономического роста.

За счет создания на региональном уровне благоприятных коммерческих возможностей для приложения капиталов произойдет развитие банковской сети в регионах и тем самым улучшится территориальная сбалансированность финансовой системы страны.

Ликвидность инвестиционных облигаций позволит привлечь на региональные рынки иностранный капитал и тем самым не только увеличить банковские ресурсы, но и укрепить всю банковскую систему за счет внедрения современных банковских технологий, культуры банковского корпоративного управления.

Конкурсный отбор банков для участия в инвестиционном финансировании выступит дополнительным стимулом по переходу банков на международные стандарты учета и отчетности, что также укрепит банковскую систему и обеспечит ее взаимодействие с международными финансовыми институтами.

Инвестиционное финансирование окажет позитивное влияние на формирование рыноч-

ных стимулов переориентации банков на операции с реальным сектором экономики.

Инвестиционное финансирование создаст условия для расширения деятельности банков по привлечению сбережений населения. Предпосылками увеличения сбережений населения в банках станут: возможный рост процентных ставок по срочным депозитам, укрепление устойчивости кредитных организаций и банковского сектора в целом; повышение прозрачности структуры собственности кредитных организаций, чему будут способствовать условия конкурсного отбора участников инвестиционного финансирования.

Усилится контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных средств со стороны финансовых посредников.

Произойдет развитие рынка гарантийных банковских услуг.

Увеличится доля новых товаров в ВВП и улучшится техническое состояние отечественной промышленности.

Возрастет доля инвестиций в ВВП.

Улучшится соотношение государственных и корпоративных ценных бумаг.

Благодаря всему этому повысится функциональная роль банковского сектора в экономике России. Банковский сектор превратится в действенный инструмент мотивации и реализации экономического роста.

1. Гончаренко Л.И. Анализ коммерческих банков. М., 2006.

2. Колосова А.Ф. О развитии банковского сектора // Экономика строительства. 2005. № 7.

3. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. М., 2005.

4. Совершенствование законодательной базы // Вопр. экономики. 2000. № 3.

5. Сажина М.А. Банковскую систему России необходимо совершенствовать // Финансы. 2003. № 7.

6. Черник Д.Г. Основы банковской системы. М., 2005.

Поступила в редакцию 9.07.2009 г.

Anashchenko A.G. To the question of the Russian bank system reforming. In the article the basic problems of functioning of modern bank system are considered. The system of principles of bank system reforming is specified. As solution of the specified problems the author offers: entrance of banks on the share market with its own obligations, perfection of the legislative base.

Key words: bank system; reforming of bank system; commercial banks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.