УДК 342.5(470)
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЕДИНСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р. М. Рустамов, аспирант кафедры конституционного и административного права
Южно-Уральского государственного университета
Проанализированы основные положения принципов единства государственной власти и разделения властей, конституционное закрепление принципов, а также практика реализации принципов единства государственной власти и разделения властей в РФ.
Ключевые слова: государственная власть, разделение властей, единство государственной власти, реализация государственной власти.
Исследование теории разделения и единства властей в современных условиях представляет значительный научный интерес и имеет практическое значение для строительства государств, образовавшихся на постсоветском пространстве в начале 90-х гг. XX века. Повсюду на этом пространстве был осуществлен конституционный поворот от единства государственной власти к теории разделения властей.
Возникает вопрос: чем обусловлено такое резкое изменение? Думается, прежде всего тем, что правовое, демократическое государство, гражданское общество можно построить только при разделении властей. Сущность теории разделения властей - так структурировать единую государственную власть, чтобы взаимно уравновесить судебную, исполнительную и законодательную власти, а цель -не давать возможности концентрировать эти три ветви власти в руках одного лица, в противном случае, как правильно отметил Ш. Монтескье, это приведет ко всякого рода произволу и злоупотреблениям властью1.
В соответствии с Конституцией РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст. 3). Отсюда следует, что: а) единственным источником и носителем власти является народ, который сам выбирает модель организации и механизм осуществления власти; б) государственная власть едина. Получается, что механизм осуществления государственной власти построен на основе двух теорий: разделения властей и единства власти. В связи с этим возникает необходимость выяснить: эти концепции имеют разно-направленность и противоречат друг другу либо они связаны друг с другом и дополняют
одна другую, что и является, по нашему мнению, более убедительным, поскольку известно, что развитие государственности возможно лишь при обеспечении единства государственной власти, при разделении властных функций и полномочий между органами власти, принадлежащими к ее различным ветвям.
Значит, народ как единственный источник и носитель власти, с одной стороны, концентрирует в своих руках всю власть, а с другой - самостоятельно через конституцию государства определяет круг полномочий субъектов разных ветвей единой государственной власти, т.е. степень концентрации и деконцентрации, централизации и децентрализации власти.
В стремлении человечества создать максимально эффективную систему сдержек и противовесов в соответствии с признаваемым «классическим» принципом разделения властей нередко забывают о другой его неотъемлемой части - единстве государственной власти, обеспечивающем целостность государства. В силу этого единство государственной власти и разделение властей призваны дополнять друг друга и не должны порождать противостояния властей.
Между тем анализ практики реализации принципов разделения властей и единства государственной власти свидетельствует о том, что подобное противостояние характерно даже для высших судебных инстанций - Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Исходя из этого автором предпринята попытка предложить систему мер, направленных на преодоление негативных социальноправовых последствий неэффективной реализации принципов разделения властей и единства государственной власти.
Проблемы и вопросы конституционного и административного права
Представляется, что проведение исследования подобного рода будет способствовать не только расширению научных представлений в области теории и практики реализации демократических принципов разделения властей и единства государственной власти, но и окажет положительное влияние на процесс реального становления в России демократического, правового государства.
Конституция РФ закрепила принцип разделения властей как один из основополагающих принципов конституционного строя РФ. Принцип разделения властей в конституционном законодательстве России получил свое закрепление с начала 90-х гг. прошлого столетия. Длительный период времени в нашей стране этот принцип категорически отрицался. Основным принципом построения государственной власти был принцип демократического централизма, по сути, принцип единства государственной власти.
Впервые принцип разделения властей был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РФ от 12 июня 1990 г. Затем он был закреплен в действующей тогда Конституции РСФСР 1978 года.
В соответствий со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
Конституция РФ закрепляет принцип разделения властей в РФ и подчеркивает особенности его реализации в РФ.
1. В соответствии с Конституцией РФ законодательная власть в нашем государстве осуществляется Федеральным Собранием РФ - парламентом. Парламент России осуществляет представительную и законодательную функции, это четко просматривается в положениях Конституции РФ. Однако Конституция РФ не закрепила за парламентом контрольную функцию, хотя на практике некоторые контрольные функции парламентом осуществляются. Президент РФ в своем Послании от 5 ноября 2008 г. выступил с предложением внести дополнения в Конституцию РФ, касающиеся осуществления контроля за деятельностью Правительства РФ, обязав его ежегодно отчитываться перед парламентом о
своей деятельности. Думается, что это положение повысит роль и значение парламента России по осуществлению контроля за деятельностью исполнительной власти.
2. Исходя из анализа положений Конституции РФ можно сделать вывод, что Президенту РФ в системе разделения властей отводится особая роль. До сих пор в научной литературе идет полемика о месте и роли Президента РФ в системе органов государственной власти. Одни ученые считают, что Президент РФ возглавляет исполнительную власть, другие утверждают, что Президент РФ занимает особое положение в системе органов государственной власти и не входит ни в одну из властей. Кроме того, ряд ученых отмечают широкий круг полномочий Президента РФ. Так, Н. И. Четвертин полагает, что 80 % власти принадлежит Президенту РФ, а остальные 20 % власти разделены равномерно между законодательной, исполнительной и судебной властями; это ведет к тому, что Президент РФ будет обладать всеми полномочиями2. Однако последние изменения в Конституции РФ, которые направлены на расширение функций Государственной Думы РФ, не позволяют говорить о том, что Президент РФ будет обладать всеми полномочиями.
Думается, что правы те ученые, которые полагают, что Президент РФ занимает особое положение в системе органов власти. Он координирует деятельность органов государственной власти, но в то же время его полномочия ограничены основным законом страны.
3.Конституция РФ четко определяет самостоятельность судебной власти. Судебная власть и органы, ее осуществляющие, обладают значительной спецификой. Это отражено в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция РФ четко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией РФ предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Президент РФ в своем Послании от 5 ноября 2008 г. отметил, что необходимо усиливать роль и значение всей судебной системы РФ, а также самостоятельность деятельности судов в РФ.
Важное значение для правового государства и укрепления демократического строя
110
Вестник ЮУрГУ, № 40, 2011
Рустамов Р. М.
К вопросу о реализации принципов единства государственной власти и разделения властей...
играет грамотная и юридическая реализация не только принципа разделения властей, но и принципа единства государственной власти. Предпосылкой реализации принципа единства системы государственной власти выступает наличие четких конституционных и иных законодательных норм, касающихся разграничения предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением. Наличие нерешенных вопросов и противоречий в этом вопросе сдерживает формирование единой системы государственной власти.
Следует отметить, что в федеративном государстве этот принцип имеет определенную специфику, не позволяющую единству системы государственной власти перерасти в сверхцентрализацию. Эта специфика заключается прежде всего в наделении субъектов федерации самостоятельностью в формировании своих органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Вместе с тем самостоятельность субъектов РФ в сфере организации государственной власти не должна разрушать единство экономического и правового пространства страны. Иными словами,
деятельность органов государственной власти субъектов федерации должна осуществляться в рамках Конституции РФ, а также законов и иных нормативных актов. В противном случае единство системы государственной власти будет нарушено. Исходя из этого реализация принципа единства системы государственной власти должна проявляться, во-первых, в наличии соответствующей Конституции РФ непротиворечивой системы органов государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти; во-вторых, в деятельности этих органов, обеспечивающих законодательное регулирование, реализацию предметов ведения, конституционно закрепленных соответственно за Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.
1 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 290.
2 Четвертин Н. И. Государствоведение: учебник. М., 2006. С. 335.
Статья поступила в редакцию 23 сентября 2011 г.