Научная статья на тему 'К вопросу о реализации принципов единства государственной власти и разделения властей в Российской федерации'

К вопросу о реализации принципов единства государственной власти и разделения властей в Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3953
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / STATE POWER / SEPARATION OF POWERS / THE UNITY OF STATE POWER / REALIZATION OF STATE POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рустамов Рамин Мариф Оглы

Проанализированы основные положения принципов единства государственной власти и разделения властей, конституционное закрепление принципов, а также практика реализации принципов единства государственной власти и разделения властей в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the realization of principles of the unity of state power and the separation of powers in the Russian Federation

The basicprinciplesof the unity of state powerandthe separation of powers,constitutional recognitionof the principlesand the practice of realization of the principles of the unity of state powerandthe separation of powersin the Russian Federation are analyzed

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации принципов единства государственной власти и разделения властей в Российской федерации»

УДК 342.5(470)

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ЕДИНСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р. М. Рустамов, аспирант кафедры конституционного и административного права

Южно-Уральского государственного университета

Проанализированы основные положения принципов единства государственной власти и разделения властей, конституционное закрепление принципов, а также практика реализации принципов единства государственной власти и разделения властей в РФ.

Ключевые слова: государственная власть, разделение властей, единство государственной власти, реализация государственной власти.

Исследование теории разделения и единства властей в современных условиях представляет значительный научный интерес и имеет практическое значение для строительства государств, образовавшихся на постсоветском пространстве в начале 90-х гг. XX века. Повсюду на этом пространстве был осуществлен конституционный поворот от единства государственной власти к теории разделения властей.

Возникает вопрос: чем обусловлено такое резкое изменение? Думается, прежде всего тем, что правовое, демократическое государство, гражданское общество можно построить только при разделении властей. Сущность теории разделения властей - так структурировать единую государственную власть, чтобы взаимно уравновесить судебную, исполнительную и законодательную власти, а цель -не давать возможности концентрировать эти три ветви власти в руках одного лица, в противном случае, как правильно отметил Ш. Монтескье, это приведет ко всякого рода произволу и злоупотреблениям властью1.

В соответствии с Конституцией РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст. 3). Отсюда следует, что: а) единственным источником и носителем власти является народ, который сам выбирает модель организации и механизм осуществления власти; б) государственная власть едина. Получается, что механизм осуществления государственной власти построен на основе двух теорий: разделения властей и единства власти. В связи с этим возникает необходимость выяснить: эти концепции имеют разно-направленность и противоречат друг другу либо они связаны друг с другом и дополняют

одна другую, что и является, по нашему мнению, более убедительным, поскольку известно, что развитие государственности возможно лишь при обеспечении единства государственной власти, при разделении властных функций и полномочий между органами власти, принадлежащими к ее различным ветвям.

Значит, народ как единственный источник и носитель власти, с одной стороны, концентрирует в своих руках всю власть, а с другой - самостоятельно через конституцию государства определяет круг полномочий субъектов разных ветвей единой государственной власти, т.е. степень концентрации и деконцентрации, централизации и децентрализации власти.

В стремлении человечества создать максимально эффективную систему сдержек и противовесов в соответствии с признаваемым «классическим» принципом разделения властей нередко забывают о другой его неотъемлемой части - единстве государственной власти, обеспечивающем целостность государства. В силу этого единство государственной власти и разделение властей призваны дополнять друг друга и не должны порождать противостояния властей.

Между тем анализ практики реализации принципов разделения властей и единства государственной власти свидетельствует о том, что подобное противостояние характерно даже для высших судебных инстанций - Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Исходя из этого автором предпринята попытка предложить систему мер, направленных на преодоление негативных социальноправовых последствий неэффективной реализации принципов разделения властей и единства государственной власти.

Проблемы и вопросы конституционного и административного права

Представляется, что проведение исследования подобного рода будет способствовать не только расширению научных представлений в области теории и практики реализации демократических принципов разделения властей и единства государственной власти, но и окажет положительное влияние на процесс реального становления в России демократического, правового государства.

Конституция РФ закрепила принцип разделения властей как один из основополагающих принципов конституционного строя РФ. Принцип разделения властей в конституционном законодательстве России получил свое закрепление с начала 90-х гг. прошлого столетия. Длительный период времени в нашей стране этот принцип категорически отрицался. Основным принципом построения государственной власти был принцип демократического централизма, по сути, принцип единства государственной власти.

Впервые принцип разделения властей был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РФ от 12 июня 1990 г. Затем он был закреплен в действующей тогда Конституции РСФСР 1978 года.

В соответствий со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Конституция РФ закрепляет принцип разделения властей в РФ и подчеркивает особенности его реализации в РФ.

1. В соответствии с Конституцией РФ законодательная власть в нашем государстве осуществляется Федеральным Собранием РФ - парламентом. Парламент России осуществляет представительную и законодательную функции, это четко просматривается в положениях Конституции РФ. Однако Конституция РФ не закрепила за парламентом контрольную функцию, хотя на практике некоторые контрольные функции парламентом осуществляются. Президент РФ в своем Послании от 5 ноября 2008 г. выступил с предложением внести дополнения в Конституцию РФ, касающиеся осуществления контроля за деятельностью Правительства РФ, обязав его ежегодно отчитываться перед парламентом о

своей деятельности. Думается, что это положение повысит роль и значение парламента России по осуществлению контроля за деятельностью исполнительной власти.

2. Исходя из анализа положений Конституции РФ можно сделать вывод, что Президенту РФ в системе разделения властей отводится особая роль. До сих пор в научной литературе идет полемика о месте и роли Президента РФ в системе органов государственной власти. Одни ученые считают, что Президент РФ возглавляет исполнительную власть, другие утверждают, что Президент РФ занимает особое положение в системе органов государственной власти и не входит ни в одну из властей. Кроме того, ряд ученых отмечают широкий круг полномочий Президента РФ. Так, Н. И. Четвертин полагает, что 80 % власти принадлежит Президенту РФ, а остальные 20 % власти разделены равномерно между законодательной, исполнительной и судебной властями; это ведет к тому, что Президент РФ будет обладать всеми полномочиями2. Однако последние изменения в Конституции РФ, которые направлены на расширение функций Государственной Думы РФ, не позволяют говорить о том, что Президент РФ будет обладать всеми полномочиями.

Думается, что правы те ученые, которые полагают, что Президент РФ занимает особое положение в системе органов власти. Он координирует деятельность органов государственной власти, но в то же время его полномочия ограничены основным законом страны.

3.Конституция РФ четко определяет самостоятельность судебной власти. Судебная власть и органы, ее осуществляющие, обладают значительной спецификой. Это отражено в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция РФ четко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией РФ предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Президент РФ в своем Послании от 5 ноября 2008 г. отметил, что необходимо усиливать роль и значение всей судебной системы РФ, а также самостоятельность деятельности судов в РФ.

Важное значение для правового государства и укрепления демократического строя

110

Вестник ЮУрГУ, № 40, 2011

Рустамов Р. М.

К вопросу о реализации принципов единства государственной власти и разделения властей...

играет грамотная и юридическая реализация не только принципа разделения властей, но и принципа единства государственной власти. Предпосылкой реализации принципа единства системы государственной власти выступает наличие четких конституционных и иных законодательных норм, касающихся разграничения предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением. Наличие нерешенных вопросов и противоречий в этом вопросе сдерживает формирование единой системы государственной власти.

Следует отметить, что в федеративном государстве этот принцип имеет определенную специфику, не позволяющую единству системы государственной власти перерасти в сверхцентрализацию. Эта специфика заключается прежде всего в наделении субъектов федерации самостоятельностью в формировании своих органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Вместе с тем самостоятельность субъектов РФ в сфере организации государственной власти не должна разрушать единство экономического и правового пространства страны. Иными словами,

деятельность органов государственной власти субъектов федерации должна осуществляться в рамках Конституции РФ, а также законов и иных нормативных актов. В противном случае единство системы государственной власти будет нарушено. Исходя из этого реализация принципа единства системы государственной власти должна проявляться, во-первых, в наличии соответствующей Конституции РФ непротиворечивой системы органов государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти; во-вторых, в деятельности этих органов, обеспечивающих законодательное регулирование, реализацию предметов ведения, конституционно закрепленных соответственно за Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.

1 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 290.

2 Четвертин Н. И. Государствоведение: учебник. М., 2006. С. 335.

Статья поступила в редакцию 23 сентября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.