Научная статья на тему 'К вопросу о реализации новой парадигмы профессиональной ориентации на основе учета профессионально-психологической предрасположенности школьников'

К вопросу о реализации новой парадигмы профессиональной ориентации на основе учета профессионально-психологической предрасположенности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безрученко И. Е.

The article looks at the issue from a psychological angle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безрученко И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE REALISATION OF A NEW PARADIGM OF PROFESSIONAL ORIENTATION ON THE BASIS OF TAKING INTO CONSIDERATION SCHOOLCHILDREN'S PROFESSIONAL PREDISPOSITION

The article looks at the issue from a psychological angle.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации новой парадигмы профессиональной ориентации на основе учета профессионально-психологической предрасположенности школьников»

УДК 371.128.1+331.115.6

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

© H.E. Be3pyneHK0

Bezruchenko I.E. On the realisation of a new paradigm of professional orientation on the basis of taking into consideration schoolchildren’s professional predisposition. The article looks at the issue from a psychological angle.

В условиях перехода с 2005 года к профильному обучению в типовых общеобразовательных школах на первый план государственной политики выдвигается проблема профориентации старшеклассников на основе новой парадигмы, заключающейся в оказании психологической личностно-ориентированной помощи подростку в выборе профиля обучения в старших классах и профессионально-психологического типа учреждений высшего и среднего образования по окончании школы.

Особенностью профессионального самоопределения старшеклассника является его «двуплановость» [1], заключающаяся в том, что, с одной стороны, выбирая профиль обучения, а затем - и профессию, подросток планирует свое профессиональное будущее, с другой стороны - осуществляет поиски смысла своего существования. Неправильно сделанный выбор при этом усиливает возможность возникновения психологической дезадаптации, особенно при существующих учебных нагрузках.

Необходимость оказания квалифицированной помощи школьнику в выборе сначала профиля обучения, а в дальнейшем - и профессионального типа учебного профессионального учреждения среднего и высшего образования, адекватного индивидуальным психологическим и личностным особенностям индивида, объясняется, с социально-экономической точки зрения, крайней заинтересованностью самого общества в создании рынка квалифицированных специалистов, с пси-холого-педагогической - необходимостью оказания помощи в своевременной индивидуальной адаптации подростка к профильному обучению, а затем и к профессиональному образованию в высших и средних профессиональных учебных заведениях, что усиливает вероятность его успешной самореализации в дальнейшем как профессионала.

Для реализации данной проблемы необходима разработка индивидуально-ориентированных технологий профессиональной ориентации, которая невозможна без создания особого направления научных исследований и практической деятельности, направленных на организацию непрерывной психолого-диагностической

помощи подростку, который уже сегодня становится основным стратегическим ресурсом общества.

Является аксиоматичным, что существующие на сегодняшний день технологии диагностики не отвечают современным требованиям, поскольку весьма трудоемки в обработке результатов, обладают низкой прогностической способностью, что не позволяет разрабатывать эффективные алгоритмы управления процессом профориентации. Таким образом, создание компьютерной технологии, обладающей адаптационными, аппроксимационными и прогностическими свойствами с целью идентификации субъекта самоопределения к профессиональному выбору, становится актуальным именно сегодня.

В современной психологии для решения практических задач широко используются различные методы математического моделирования, позволяющие выявлять различные закономерности, но в то же время следует учитывать тот факт, что с их помощью трудно построить психологическую модель, имеющую некий физический смысл. Мы считаем, что наиболее удобным математическим аппаратом для разработки технологии выявления профильной и профессиональнопсихологической предрасположенности субъекта самоопределения может выступать аппарат искусственных нейронных сетей. Его преимуществом по сравнению с эмпирическими подходами построения математических моделей является то, что данная технология соответствует тому образу построения, который используют многие биологические объекты.

В настоящее время этот аппарат широко используется на кафедре компьютерного и математического моделирования ТГУ им. Г.Р. Державина под руководством профессора А.А. Арзамасцева [2-4] в связи с необходимостью повышения качества подготовки абитуриентов, их предварительного тестирования и профессионального отбора.

С нашей точки зрения, применение этого аппарата для построения компьютерной модели непрерывной диагностики профессиональной предрасположенности школьников могло бы способствовать решению проблемы профессионального самоопределения школьни-

ков в выборе не только профиля обучения, но и профессионального типа учебного заведения среднего и высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. 1994. № 3.

2. Арзамасцев А.А., Безрученко И.Е., Зенкова Н.А. Системы диагностики профессиональной предрасположенности старшеклассников

// Исследовано в России: Электронный журнал. 2004. 044. С. 474-482. http://zhurnal.ape.relam.ru/articles/2004/044.pdf Арзамасцев А.А., Безрученко И.Е., Зенкова Н.А. Личностные качества и профессиональная предрасположенность школьников старших классов города Тамбова. Тамбов: ИМФИ ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. 103 с.

Арзамасцев А.А., Зенкова Н.А., Безрученко И.Е. Использование аппарата искусственных нейронных сетей для решения задач практической психологии // Образование в регионе. Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования. Тамбов, 2004. Вып. 13. С. 152-161.

Поступила в редакцию 15 октября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.