УДК 342
DOI 10.23672/k5438-3446-5357-z
Сизова Алла Сергеевна
кандидат юридических наук, доцент,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ - филиал, г. Владимир [email protected]
Наумова Наталья Валерьевна
кандидат педагогических наук,
Владимирский филиал
Российской академии
народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Alla S. Sizova
Candidate of Legal Sciences,
Assistant Professor,
Russian Academy of National Economy
and Public Administration under the President
of the Russian Federation - branch, Vladimir
Natalia V. Naumova
Candidate of Pedagogical Sciences, Vladimir branch Russian Academy
National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation [email protected]
К вопросу о реализации некоторых поправок в конституции российской федерации
On the implementation
of some amendments to the constitution of the russian federation
Аннотация. Конституция является основополагающим законодательным актом практически любого современного развитого государства, регламентирующим основы его экономического, социального, политического и территориального устройства. Выступая правовой основой деятельности государства, Конституция выполнят две концептуальные функции: основного ориентира в определении вектора внешней и внутренней политики, с одной стороны, и защитным механизмом, обеспечивающим действие системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях органов публичной власти между собой и их взаимодействия с обществом, с другой. В этой связи, любые законодательные попытки внесения изменений в Основной закон традиционно получают широкий отклик, как в профессиональных кругах, так и среди простых граждан. Принятые поправки влекут приведение в соответствие законодательства РФ.
Ключевые слова: конституция, поправки, изменение, предписание, решение, правомерность.
Annotation. The Constitution is the fundamental legislative act of almost any modern developed state, regulating the foundations of its economic, social, political and territorial structure. Acting as the legal basis for the activities of the state, the Constitution will fulfill two conceptual functions: the main guideline in determining the vector of foreign and domestic policy, on the one hand, and the protective mechanism that ensures the operation of the system of checks and balances in the relations of public authorities among themselves and their interaction with society, other. In this regard, any legislative attempts to amend the Basic Law traditionally receive a wide response, both in professional circles and among ordinary citizens. The adopted amendments entail the alignment of a number of regulatory legal acts.
Keywords: constitution, amendment, amendment, order, decision, lawfulness.
В действующую на протяжении последних 26 лет Конституцию РФ внесено 15 поправок. Президент РФ В. Путин в послании Федеральному собранию 15 января 2020 г. предложил новые поправки в Конституцию, тем самым определил перспективу долгосрочного развития и изменения национального законодательства. Он выступил с инициативой запрета на иностранное гражданство для высших чиновников, усиления роли парламента, губернаторов и Госсовета. Предложено было прописать в Основном законе его приоритет над международным законо-
дательством. Введена норма о новом отсчете президентских сроков - она дает возможность действующему главе государства вновь баллотироваться на этот пост в 2024 г.
В начале 2020 г. из-за ситуации, обусловленной стремительным распространением СОУЮ-19, общероссийское голосование по принятию поправок даже переносилось. При этом часть поправок уже фактически начинала действовать в связи с объективным отсутствием возможности проведения голосования в запланированные ранее сроки.
Возник юридический парадокс, обусловленный тем, что в принятом законе «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [5] предусмотрен новый порядок вступления изменений в силу.
На май 2020 г., с одной стороны, в РФ продолжал действовать прежний Основной закон, так как предложенные изменения и, соответственно, новая его редакции не была принята в порядке, предложенном конституционным законодателем. Вместе с тем, исходя из предписаний статей 135 и 136 прежней редакции Конституции, правильным было считать, что внесенные поправки уже должны были вступить в законную силу [2]. Но, поскольку это - существенные изменения политической системы, Президент РФ посчитал правильным провести голосование граждан по всему пакету изменений, и только по его результатам утверждены поправки в Основной закон страны.
В период с 25 июня по 01 июля 2020 г., Президентом РФ В. Путиным назначено и проведено всенародное голосование относительно принятия изменений в Конституцию РФ. За поправки проголосовали 77,92 % избирателей, и они вступили в силу 04 июля 2020 г. В настоящее время происходит последовательное внесение изменений в ряд нормативных правовых актов по приведению их в соответствие с действующей редакцией Конституции РФ.
Из всего перечня поправок, основной резонанс приобрело увеличение количества сроков, в течение которых глава государства имеет право баллотироваться и занимать данную должность и о приоритете права РФ над международным правом. Остановимся более подробно на них.
Мы считаем, что решение данного вопроса о числе сроков полномочий главы государства сопряжено с необходимостью соблюдения принципа баланса конституционных ценностей, поиском которого занимается законодательная власть, принимая во внимание специфику исторических факторов, а равно риски и вызовы, обусловленные текущей ситуацией во власти и обществе. Поправки в Основной закон поддержаны волеизъявлением граждан РФ на свободных демократических выборах.
Следует отметить, что в новейшей российской истории уже имел место схожий прецедент, вызванный необходимостью толкования конституционных предписаний применительно к выборам главы государства в 2000 году.
Так, в 1998 году Конституционный Суд уже разъяснял, должен ли засчитываться первый президентский срок Б.Н. Ельцина и имеет ли последний право выдвинуть свою кандидатуру на очередных президентских выборах. Первый президентский срок Ельцина начался после его избрания в 1991 году на основе предписаний действующей на тот момент Конституции РСФСР, утратившей свою силу в 1993 году после принятия действующего сегодня Основного закона. Конституционный Суд признал текущий срок президента Ельцина
вторым, запретив тем самым баллотироваться ему на очередных выборах исходя из того, что положения новой Конституции не прервали первый срок Б.Н. Ельцина на посту главы государства [6]. Вместе с тем, в процессе рассмотрения вопроса о сроках пребывания Ельцина на должности Президента имели место абсолютно иные основания, для его разрешения.
В рассматриваемый период статья 81 новой Конституции не изменялась, а сама ситуация оценивалась с позиции установленного ограничения права на занятие должности главы государства одним и тем же лицом, в связи с чем, данный прецедент практически не имеет общих законодательных предпосылок для проведения аналогий с текущими конституционными поправками. Таким образом, предполагается, что возможность одним лицом занимать пост главы государства более двух сроков подряд имеет место лишь в случае, если последнее получит поддержку в ходе прямого волеизъявления народа РФ.
Данный фактор придает дополнительную конституционную легитимность соответствующему решению. Общероссийское голосование, предусмотренное новым законом, обладает специфической правовой природой. С одной стороны, оно непосредственно не предусмотрено существующим правовым механизмом принятия конституционной поправки, однако, с другой стороны, вполне может быть применено с целью легитимации решения законодателя.
Следовательно, законодательные предписания, регламентирующие новые требования к лицам, претендующим на пост Главы государства, не вступают в противоречие с основами российского конституционного строя и соответствуют положениям глав 1, 2 и 9 действующей редакции Конституции РФ.
Внесенная поправка в ст. 79 Конституции также вызвала широкий общественно-политический резонанс. У нее появились свои сторонники и противники, достаточно много скептических и одобрительных высказываний, однако, умалять ее роль в будущем основном законе страны и относиться к ней, как к уничижающей права граждан не стоило. Так как, приоритет национального права был оглашен в том виде, что нормы международного права, в том числе, Всеобщая декларация прав человека [2], к которым присоединилась Россия, действуют на территории нашей страны, если не ограничивают права и свободы гражданина и не противоречат Конституции РФ [7], составляя, тем самым, часть ее правовой основы.
При разъяснении смысла данной поправки сразу же стоит отметить, что она не входит в состав статей гл. 1 действующей Конституции, а значит, что основы конституционного строя остаются неизменными и все обязательства, которые взяла на себя Россия, ратифицировав ряд международных соглашений, будут так же исполняться, а нормы международного права будут так же находить своё отражение в национальном законодательстве. Данная норма скорректирована как
специальная и практически полностью повторяет слова Президента РФ в послании Федеральному собранию в 2020 г.
По смыслу статей 15 (части 1 и 4), 79 и 125 (часть 6), скорректированная норма истолковывалась Конституционным Судом и гласила о том, приоритет международного права над национальным, хоть и признан, но он не абсолютен [4]. Однако стоит понимать, что Постановления Конституционного Суда являются частью его правовой системы, имеют юридический авторитет среди правоприменителей всех уровней, но не является составляющей федерального закона и официально к нему не приравнивается, поэтому внесенная поправка такого регулирования на конституционном уровне крайне важна. Кроме того, имеется итоговое мнение Конституционного Суда о выполнении Россией принятых на себя международных обязательств, при главенстве норм Основного Закона [3].
Констатируя вышесказанное, следует отметить, что Конституция, как и само государство, являются «живыми» организмами, принципы устройства и действия которых, в первую очередь, обусловлено текущими политическими, экономическим и социальным моментом. Ни один законодательный акт, сколь фундаментальным он бы не был, не может быть подвергнут «вечной консервации», поскольку это, по существу, сделает его лишь препятствием к дальнейшему развитию общества.
В контексте же снятия ограничений в праве лица избираться на пост главы государства более двух раз, внимание следует уделять не самому числу сроков, которые оно пребывало на посту, а сохранению механизмов демократического народовластия, позволяющих избрать либо не избрать данного кандидата, исключив, тем самым, реальную возможность узурпации власти в одних руках.
Литература:
1. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23 мая 1969 года) // https://pravo.ru
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ). URL : //https://pravo.ru
3. О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации: Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 № 1-З. URL : //https:// pravo.ru
4. По делу о проверке конституционности Положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального Закона «О международных договорах российской федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 Части 3 статьи 311 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 Части 1 статьи 350 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы Депутатов Государственной Думы: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21 -П. URL : //https://pravo.ru
Literature:
1. Vienna Convention on the law of treaties (Concluded in Vienna on 23 may 1969) // https://pravo.ru
2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote December 12, 1993) (considering the amendments introduced by Laws of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FCL from 14.03.2020 № 1-FKZ). URL : //https://pravo.ru
3. On compliance with the provisions of chapters 1, 2 and 9 of the Constitution of the Russian Federation pending its entry into force the provisions of the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation «On improving the regulation of certain issues of organization and functioning of public authorities», and also about compliance of the Constitution of the Russian Federation of the procedure for the entry into force of article 1 of this Law in connection with the request of the President of the Russian Federation: the constitutional Court of the Russian Federation from 16.03.2020 № 1-3. URL : //https://pravo.ru
4. In the case of check of constitutionality of Provisions of article 1 of the Federal law «On ratification of the Convention on the protection of human rights and fundamental freedoms and the protocols thereto», paragraphs 1 and 2 of article 32 of the Federal Law «On international treaties of the Russian Federation» parts of first and fourth of article 11, paragraph 4 of part four of article 392 of the civil procedure code of the Russian Federation, parts 1 and 4 of article 13, paragraph 4 of part 3 of article 311 of the arbitration procedural code of the Russian Federation, parts 1 and 4 of article 15, item 4 of Part 1 of article 350 of the code of administrative procedure of the Russian Federation and item 2 of part four of article 413 of the criminal procedure code of the Russian Federation in connection with the request of a group Of deputies of the State Duma: Resolution of the constitutional Court of the Russian Federation № 21-P of 14.07.2015. URL : //https://pravo.ru
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 346019 (дата обращения 06.11.2020).
6. Аничкин Е.С. Преобразование Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце 20 - начале 21 вв. 45 с.
7. Послание Президента Российской Федерации В.В Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. 2020 г. Стенограмма. URL : http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/by (дата обращения 15.01.2020).
5. The law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation from 14.03.2020 № 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of organization and functioning of public authorities». URL : http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_346019 (date of application 06.11.2020).
6. Anichkin E.S. Transformation of the Constitution of the Russian Federation and the development of constitutional law in the late 20th - early 21st centuries. 45 p.
7. Message of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation. Two thousand twenty Verbatim. URL : http://www.kremlin.ru/events/president/tran-scripts/by (date of application 15.01.2020).